Фет: жизнь и смерть

Анализ стихотворения смерти фета

Афанасий Фет — Пусть мчитесь вы, как я покорны мигу ( Среди звезд )

Sredi zvezd

Pust mchites vy, kak ya pokorny migu, Raby, kak ya, mne prirozhdennykh chisl, No lish vzglyanu na ognennuyu knigu, Ne chislenny ya v ney chitayu smysl.

V ventsakh, luchakh, almazakh, kak kalify, Izlishniye sred zhalkikh nuzhd zemnykh, Nezyblemoy mechty iyeroglify, Vy govorite: «Vechnost my, ty mig.

Nam net chisla. Naprasno myslyu zhadnoy Ty dumy vechnoy dogonyayesh ten; My zdes gorim, chtob v sumrak neproglyadny K tebe prosilsya bezzakatny den.

Vot pochemu, kogda dyshat tak trudno, Tebe otradno tak podnyat chelo S litsa zemli, gde vse temno i skudno, K nam, v nashu glub, gde pyshno i svetlo».

Chtlb pdtpl

Gecnm vxbntcm ds, rfr z gjrjhys vbue, Hf,s, rfr z, vyt ghbhj;ltyys[ xbck, Yj kbim dpukzye yf juytyye/ rybue, Yt xbcktyysq z d ytq xbnf/ cvsck/

D dtywf[, kexf[, fkvfpf[, rfr rfkbas, Bpkbiybt chtlm ;fkrb[ ye;l ptvys[, Ytps,ktvjq vtxns bthjukbas, Ds ujdjhbnt: «Dtxyjcnm vs, ns vbu/

Yfv ytn xbckf/ Yfghfcyj vsckm/ ;flyjq Ns levs dtxyjq ljujyztim ntym; Vs pltcm ujhbv, xnj, d cevhfr ytghjukzlysq R nt,t ghjcbkcz ,tppfrfnysq ltym/

Djn gjxtve, rjulf lsifnm nfr nhelyj, Nt,t jnhflyj nfr gjlyznm xtkj C kbwf ptvkb, ult dct ntvyj b crelyj, R yfv, d yfie uke,m, ult gsiyj b cdtnkj»/

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Смерть»

Извечная борьба. Извечный человеческий вопрос: что есть жизнь и что есть смерть? Этот вопрос мучает многих. Жизнь – это модель существования любого живого существа. Жизнь – это что повседневно нас окружает и то, в чём мы живём.

Жизнь – это что нам даётся на один раз, повтора не будет. Или будет? Этого никто пока не знает. Может быть, когда-нибудь в будущем человечество, наконец, даст определение жизни и смерти. Смерть – это скорее вариант жизни, но только иной – духовный.

Наше тело вымирает, оно гниёт и превращается в прах. А вот душа… Она способна проходить сквозь пространства и не факт что, в конце концов, вернётся именно туда, откуда она пропала. Смерть всегда приходит к нам тогда когда е совершенно не ждёшь, когда кажется что в жизни всё уже наладилось и вдруг – бац! И вот тебя нет…

Есть ли жизнь после смерти? Это тоже не простой вопрос и на него тоже уже давно ищут люди ответ. Кто-то утверждает что есть, а кто то говорит об обратном. Кто-то верит, что есть возможность после смерти физической вернуться в мир реальный. Но для чего? Ведь в реальности душа ничего сделать не сможет. И вот зная об этом умирающий всегда старается цепляться за любую возможность, чтобы выжить и не умереть.

За любую соломинку, только бы дышать и продолжать жить. Есть такое место на земле, где люди, у которых смертельный диагноз пытаются бороться, чтобы не уйти раньше срока. Это место хоспис. Там невозможно находиться долго. Там есть ощущение смерти, ощущение пустоты и прижизненного погребения. Но в каждой палате люди, у которых нет желания умирать. И они борятся, внутри себя воюют с болезнью.

К несчастью редко кто выигрывает. Но есть и те, кто всё-таки выкарабкался. Такие впадали в клиническую кому и их врачи вытаскивали, как говорят – «с того света». Кстати, именно такие «возвращенцы» почти все утверждают, что после смерти есть жизнь. Только она совсем иная, с другими правилами выживания.

Поэты часто обращаются к этой тематики. И часто многим кажется, что именно смерть и спасает человека от позора и нищеты. Даёт человеку передышку от жизненных проблем. Но чаще поэты именно призывают смерть к себе и, как правило, такое случается только тогда когда поэт переживает из-за потерянной любви или же из-за любви на расстоянии. У Фета, смерть – это храм бессмертия, а вот жизнь – базар чувств и крика. И возможно он прав. Смерть возвышает человека, даёт ему славу, которая впоследствии будет никому не нужна.

Рекомендуется к прочтению:

«Смерти» А.Фет

Пусть головы моей рука твоя коснется

И ты сотрешь меня со списка бытия, Но пред моим судом, покуда сердце бьется, Мы силы равные, и торжествую я.

Еще ты каждый миг моей покорна воле, Ты тень у ног моих, безличный призрак ты; Покуда я дышу — ты мысль моя, не боле, Игрушка шаткая тоскующей мечты.

Анализ стихотворения Фета «Смерти»

Исследователи творчества Фета нередко называют его лирику жизнеутверждающей. В том или ином виде мысль эта встречается в высказываниях Бальмонта, Благого, Брюсова. Близкий друг поэта Страхов считал, что чтение его стихотворений «укрепляет и освежает душу». При этом многие литературоведы подчеркивают противоречивость натуры Афанасия Афанасиевича. По их мнению, посредством поэзии ему удавалось преодолевать трагизм жизни. Мир физический он считал бессмысленным, скучным и низменным. Свое пребывание в нем характеризовал как тоскливое. В лирике Фета тема жизни и смерти рассматривается через призму идей христианских, платоновских, шопенгауэровских. Стоит отметить, что философия пессимизма великого немецкого мыслителя оказала сильнейшее влияние на Афанасия Афанасиевича. В одно время он даже занимался переводами трудов Шопенгауэра на русский язык.

Стихотворение «Смерти» создано в 1884 году. Оно включено во второй выпуск сборника «Вечерние огни» (1885). По названию видно, что Фет напрямую обращается к старухе с косой, пишет ей посвящение. Лирический герой встречает неминуемый конец бесстрашно. Ощущение приближающейся смерти ему знакомо не понаслышке. Ее он считает окончанием всех жизненных мук. В первой строфе уход в иной мир сравнивается с «вечной постелью» и «ночью безрассветной». Далее перед читателями предстает своеобразный поединок. Кажется, смерть готова коснуться головы лирического героя, навсегда стерев его из списка бытия. Вот только он не собирается так просто сдаваться на милость безжалостной победительницы. Более того – бой завершается торжеством человека. В третьей строфе герой называет смерть безличным призраком, тенью у своих ног, «игрушкой шаткой тоскующей мечты».

Во втором выпуске книги «Вечерние огни» под двадцатым номером расположилось стихотворение «Солнце садится, и ветер утихнул летучий…» (1883). К рассматриваемому нами тексту оно имеет непосредственное отношение. Смерть в нем принимается как нечто неизбежное, непобедимое: …О, если б небо судило без тяжких томлений Так же и мне, оглянувшись на жизнь, умереть! Лирический герой мечтает о спокойной кончине, которую соотносит с закатом: Только закат будет долго чуть зримо гореть; О, если б небо сулило без тяжких томлений Так же и мне, оглянувшись на жизнь, умереть!

В «Смерти» читателям предлагается совершенно другая картина. Лирический герой отвергает смерть, считая ее ничтожным явлением по сравнению с мыслящим «я» человека. Столь явное несовпадение носит неслучайный характер. В «Вечерних огнях» Фет группирует стихотворения так, чтобы показать читателями одни и те же вещи с разных сторон, продемонстрировать порой кардинально противоположные точки зрения. По мнению поэта, многогранность бытия можно было передать исключительно при помощи противоречий

Также нужно обратить внимание на стихотворение «Смерть» (1878), включенное в раздел «Элегии и думы» первого выпуска «Вечерних огней». Отношение к старухе с косой вновь меняется

Неизбежный конец земного человеческого пути Афанасий Афанасиевич преподносит как ценность: …Но если жизнь — базар крикливый бога, То только смерть — его бессмертный храм.

Смею предположить, восприятие Фетом смерти тесно связано с главной трагедией его жизни – гибелью Марии Лазич, единственной возлюбленной. Девушка скончалась в 1850 году от сильнейших ожогов, полученных при пожаре. При этом историю отношений поэта с Лазич нельзя назвать счастливой. Они не могли пожениться из-за тогдашней бедности Афанасия Афанасиевича, но и расстаться навсегда сил у них не находилось. Смерть Марии Козьминичны оказалась одновременно огромным несчастьем и разрешением труднейшей ситуации.

«Смерти» А.Фет

Покуда я дышу — ты мысль моя, не боле,

Анализ стихотворения Фета «Смерти»

Исследователи творчества Фета нередко называют его лирику жизнеутверждающей. В том или ином виде мысль эта встречается в высказываниях Бальмонта, Благого, Брюсова. Близкий друг поэта Страхов считал, что чтение его стихотворений «укрепляет и освежает душу». При этом многие литературоведы подчеркивают противоречивость натуры Афанасия Афанасиевича. По их мнению, посредством поэзии ему удавалось преодолевать трагизм жизни. Мир физический он считал бессмысленным, скучным и низменным. Свое пребывание в нем характеризовал как тоскливое. В лирике Фета тема жизни и смерти рассматривается через призму идей христианских, платоновских, шопенгауэровских. Стоит отметить, что философия пессимизма великого немецкого мыслителя оказала сильнейшее влияние на Афанасия Афанасиевича. В одно время он даже занимался переводами трудов Шопенгауэра на русский язык.

Стихотворение «Смерти» создано в 1884 году. Оно включено во второй выпуск сборника «Вечерние огни» (1885). По названию видно, что Фет напрямую обращается к старухе с косой, пишет ей посвящение. Лирический герой встречает неминуемый конец бесстрашно. Ощущение приближающейся смерти ему знакомо не понаслышке. Ее он считает окончанием всех жизненных мук. В первой строфе уход в иной мир сравнивается с «вечной постелью» и «ночью безрассветной». Далее перед читателями предстает своеобразный поединок. Кажется, смерть готова коснуться головы лирического героя, навсегда стерев его из списка бытия. Вот только он не собирается так просто сдаваться на милость безжалостной победительницы. Более того – бой завершается торжеством человека. В третьей строфе герой называет смерть безличным призраком, тенью у своих ног, «игрушкой шаткой тоскующей мечты».

Во втором выпуске книги «Вечерние огни» под двадцатым номером расположилось стихотворение «Солнце садится, и ветер утихнул летучий…» (1883). К рассматриваемому нами тексту оно имеет непосредственное отношение. Смерть в нем принимается как нечто неизбежное, непобедимое: …О, если б небо судило без тяжких томлений Лирический герой мечтает о спокойной кончине, которую соотносит с закатом: Только закат будет долго чуть зримо гореть; О, если б небо сулило без тяжких томлений Так же и мне, оглянувшись на жизнь, умереть!

В «Смерти» читателям предлагается совершенно другая картина. Лирический герой отвергает смерть, считая ее ничтожным явлением по сравнению с мыслящим «я» человека. Столь явное несовпадение носит неслучайный характер. В «Вечерних огнях» Фет группирует стихотворения так, чтобы показать читателями одни и те же вещи с разных сторон, продемонстрировать порой кардинально противоположные точки зрения. По мнению поэта, многогранность бытия можно было передать исключительно при помощи противоречий

Также нужно обратить внимание на стихотворение «Смерть» (1878), включенное в раздел «Элегии и думы» первого выпуска «Вечерних огней». Отношение к старухе с косой вновь меняется

Неизбежный конец земного человеческого пути Афанасий Афанасиевич преподносит как ценность: …Но если жизнь — базар крикливый бога, То только смерть — его бессмертный храм.

Смею предположить, восприятие Фетом смерти тесно связано с главной трагедией его жизни – гибелью Марии Лазич, единственной возлюбленной. Девушка скончалась в 1850 году от сильнейших ожогов, полученных при пожаре. При этом историю отношений поэта с Лазич нельзя назвать счастливой. Они не могли пожениться из-за тогдашней бедности Афанасия Афанасиевича, но и расстаться навсегда сил у них не находилось. Смерть Марии Козьминичны оказалась одновременно огромным несчастьем и разрешением труднейшей ситуации.

Философская лирика

В поздних стихотворениях Фета часто встречаются размышления о жизни и смерти, о Боге, о тщетности человеческого существования. В произведении «Жизнь пронеслась без явного следа» автор словно подводит итоги прожитых лет, сожалеет о том, что не успел или не захотел свершить. Подобными философскими мотивами проникнуты и стихотворения «Сон и смерть», «Не спрашивай, над чем задумываюсь я».

Особый «фетовский» язык стихотворений уникален и прекрасен, его невозможно перепутать с другими. Афанасий Афанасьевич Фет обладал редчайшим даром выдающегося лирика, чьи творения глубоко поражают мастерством и очарованием.

LiveInternetLiveInternet

Афанасий Афанасьевич Фет

Не отходи от меня, Друг мой, останься со мной! Не отходи от меня: Мне так отрадно с тобой…

Ближе друг к другу, чем мы,- Ближе нельзя нам и быть; Чище, живее, сильней Мы не умеем любить.

Если же ты — предо мной, Грустно головку склоня,- Мне так отрадно с тобой: Не отходи от меня!

Мастер лирического фрагмента, Фет не ставил целью изобразить историю любви в ее причинно-следственных или психологических нюансах. Поэта привлекали мимолетные движения души, «эфирные оттенки» ощущений, по выражению Боткина. Влюбленный герой фетовских творений демонстрирует и робость, и смелость: в одну лунную ночь он не решается поведать избраннице о «тайне счастья», а в другую — откровенно и торжественно объявляет, что «болен», «влюблен» и не желает скрывать страсть.

Композиция поэтического текста 1842 г. обрамлена рефреном-просьбой, которая задает общий тон лирической ситуации. Настойчивость желания демонстрируется зачином: три строки катрена отводятся лексической анафоре и обращению, по смыслу тождественному стилистической фигуре.

Почему герой не устает повторять свой эмоциональный призыв? Главная причина сформулирована в безличном предложении, которое также является анафорой. Присутствие милой «отрадно», оно приносит гармонию, умиротворение, ощущение счастья. В центральной строфе появляется более развернутая формулировка, организованная рядом наречий в сравнительной степени. Возвышенное чувство порождено общностью духовного мира романтической пары. В кульминационный момент лирический субъект декларирует: эмоциональный накал любви двух родных сердец достиг максимума, который превысить невозможно, «нельзя».

Портреты счастливой пары не детализованы. Мимолетного упоминания заслуживает лишь печально склоненная «головка» милой, однако она выглядит как дань элегической традиции, а не составляющая облика конкретной девушки.

Финальное четверостишие, как эхо, повторяет мысли, прозвучавшие в первом катрене: душевное спокойствие лирического «я» немыслимо в отсутствии возлюбленной.

Откровенность и эмоциональность переживания обусловила внимание к фетовскому творению со стороны композиторов. Спустя семь лет после создания стихотворения появился первый романс, он принадлежит Варламову

В 50—70-х гг. XIX в. написаны другие музыкальные версии поэтического текста, автором одной из них стал Чайковский.

Фетовские мотивы, концентрирующие внимание на моменте переживания, появляются в лирике Бальмонта. Его герой захвачен «болью и огнем» юного чувства

Лексическая анафора «люблю тебя», сквозная для бальмонтовской поэтики, передает жажду свидания, желание воплотить «капризную мечту» страстной души.

Текст: pishi-stihi.ru

Анализ стихотворения А.А. Фета «Смерть»

Философское размышление «Смерть» А.А. Фета о том, какая участь ждет человека, было написано в 1878 году. Эта тема тревожила многих творческих людей, и каждый из них в поиске многочисленных вопросов, искал ответы. Автор стихотворения «Смерть» уже сам не молод, поэтому и закономерными кажутся его попытки провести некий анализ своего жизненного пути, который красной нитью проходит сквозь все произведение. В эти сложные годы, когда поэту приходилось сражаться в судах за право носить фамилию приемного отца и получить от него в наследство титул и имущество, Фет чувствует себя утомленным. Не только в творчестве, но и в жизненных целях поэт видит пустоту и свою беспомощность. Начался период депрессии, длившийся до начала 80-х годов, где снова пробуждается его творческая деятельность. Не удивительно, что стихотворение «Смерть» пропитано и тоской и бурей мятежника.

Рассказ идет от третьего лица. Именно сторонний наблюдатель слышит дерзновенное высказывание главного героя: «Я жить хочу!». Но жизнь автор описывает как обман, как тонкий лед, который проломится, как только на него герой решится наступить. Тогда мгновенно он окажется в бездонном океане. И в поисках опоры, он найдет лишь бесславную смерть.

Куда бы ни обратился герой, везде он видит тупик. Нет спасения от смерти, ведь в любом начинании, изначально предположен и конец. А для человека это – смерть. Так что же она значит, смерть? Вот основной вопрос, над которым это лирически-философское произведение призывает задуматься читателя.

Эпитеты придают стихотворение силу, толчок, например: «дерзновенный». Этим прилагательным описывается качество героя, его настойчивость и желание узнать правду любой ценой. Выразительные метафоры раскрывают мощь произведения. Вот, например: «бездонный океан», или же «лед мгновенный», «расцвет живой». Три строфы написаны богатым пятистопным ямбом с перекрестной рифмой.

Анализ стихотворения Фета «Смерть»

Стихотворение «Смерть» написано в 1878 году зрелым человеком, в силу большого жизненного опыта способным к важным философским обобщениям. На склоне жизни утончённый лирик предается размышлениям об изменчивости и конечности любви, красоты и самой жизни, всего того, что он свежо и радостно описывал в своем раннем творчестве, и о посмертной судьбе каждого из нас.

Строгое стихотворение на серьезную тему с пугающим названием содержит, тем не менее, настоящие жемчужины художественной выразительности:

  • следующие друг за другом риторические вопросы – «Бежать?», «Куда?», «Где правда, где ошибка?» «Опора где, чтоб руки к ней простерть?» – отражают нравственные метания, которым подвержен каждый мыслящий человек;
  • риторические восклицания, для усиления впечатления также расположенные рядом – «Я жить хочу!», «Пускай обман!», «О, дайте мне обман!» – отражают накал человеческих эмоций, жажду жизни, удовольствий любой ценой;
  • эллипсис – «И в мыслях (того) нет…», «…под ним – (находится) бездонный океан», «Пускай (будет) обман!» – способствует сокращению объема текста без потери смысла;
  • эпифора – «Пускай обман! О, дайте мне обман!» – выделяет ключевое слово – самообман;
  • авторский неологизм – «простерть»;
  • парцелляция – «Где правда, где ошибка?» «Опора где…?» – позволяет автору четко выделить нравственные ориентиры;
  • синтаксический параллелизм – «Что ни расцвет …, что ни улыбка…» – создает дополнительный акцент на каждом явлении жизни;
  • олицетворение – «торжествует смерть» – позволяет автору зримо изобразить неотвратимость земного конца, морально «встряхнуть» читателя;
  • антонимы – «жизнь – смерть», «храм – базар», «правда – ошибка» – придают речи образность и рисуют жизненные контрасты;
  • удивительно точные метафоры – «поводыри чувств», «базар Бога» – позволяют сделать текст емким и информативным одновременно;
  • эпитеты – «мгновенный лед», «слепые поводыри», «крикливый базар», «бессмертный храм»;
  • инверсия – «лед мгновенный», «опора где», «расцвет живой», «базар крикливый» – обеспечивают ритмику стиха;
  • лексика высокого стиля – «дерзновенный», «храм», «простерть («простереть», то есть «протянуть»)» – позволяет подчеркнуть значимость для поэта темы стихотворения.

В первой строфе поэт рисует образ человека (скрытого за обезличивающим местоимением «он»), страстно желающего обманываться, проживающего свою жизнь бездумно – «здесь и сейчас», без мысли о последствиях своих действий, о воздаянии. Оборот «лед мгновенный» – то есть лед, который образовался быстро и не может быть прочным, толстым, надежным – это метафорическое обозначение краткости бытия, земной человеческой жизни. Оборот «бездонный океан» – это яркая метафора вечной (загробной) жизни, в которую каждый будет погружаться до конца времен.

Во второй строфе поэт констатирует, что не существует четких критериев истинности поступков – «опоры», позволяющих человеку сделать правильный выбор (пресловутая свобода выбора, допускаемая Богом), но смерть, какой бы яркой и веселой не была жизнь, неизбежно заставит каждого подвести личный жизненный итог.

В третьей строфе поэт утверждает, что чувства – плохой советчик, «слепой поводырь», который не поможет принять верное, спасительное решение, и делает важнейший мировоззренческий вывод, актуальный и сегодня: даже для неправедно проживших свою жизнь смерть может стать истинной дорогой к Богу.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Задрожали листы, облетая…»

Афанасий Афанасиевич Фет – русский литератор второй половины 19 века. Славу обрел благодаря своим переводам, но больше всего отдавался лирике. Писал стихи, поэмы, повести, путеводные заметки и литературную критику. С 1854 года публиковался в литературном журнале «Современник».

История создания

Произведение «Задрожали листы, облетая…» относится к позднему творчеству поэта. Стихотворение было написано летом в 1887 году, когда поэт страдал от старческих недугов, одиночества и депрессии. Живя в усадьбе, Афанасий Афанасьевич приводил в порядок свои рукописи и предавался воспоминаниям о былой молодости.

Спустя три года после написания стихотворения душевное состояние Фета ухудшилось, из-за чего автор попытался свести счеты с жизнью. Попытка не увенчалась успехом.

Жанр

«Задрожали листы, облетая» — написаны перекрестной рифмой с трехстопным анапестом. Стихотворение является отличным примером пейзажной лирики автора, в которой не затрагиваются политические темы, и воспевается гармония души и природы.

  • Композиция
  • Стихотворение условно можно поделить на три части.
  • В первой части автор нагнетает атмосферу, показывая приход разрушительной осени в природную гармонию:
  • «С поля буря ворвавшися злая
  • Рвет и мечет и воет в лесу»
  • Вторая часть рассказывает нам про маленькую птичку, как силу духа, способную противостоять ворвавшимся изменениям:
  • «Не запугана бурей одна»

В третьей части Афанасий Фет сталкивает природный катаклизм с обиталищем «птички», не делая никаких выводов и оставляя стихотворение без концовки. Завершение противостояния бури и птички автор оставляет читателю.

Символика произведения

Все произведения Афанасия Афанасиевича пронизано тоской. Буря, нападающая на лес и срывающая с него листья – это осень, которая приходит как старость. Для поэта этот стих был олицетворением его переживаний старости и тяжелого периода в жизни.

Когда автор начинает говорить о маленькой птичке и ее гнездышке, он словно пытается убедить сам себя в том, что надежда на счастливую жизнь еще есть. Для него гнездышко – его семья, благодаря которой он надеется пережить тяготы преклонного возраста.

  1. Оставляя стихотворение без логического завершения, автор тем самым подчеркивает, что он не уверен на удачное завершение своих проблем, и что рано или поздно буря-старость сможет забрать у него и последнюю надежду.
  2. Художественные приемы
  3. В лирическом стихотворении «Задрожали листы, облетая…» используются:
  • метафоры: «тучи закрыли», «задрожали листы», «громов перекличка»;
  • эпитеты: «шумящая мгла», «теплое гнездышко»;
  • повторяющийся звук «р» в двух последних строках, для усиления ощущения опасности.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ стихотворения Афанасия Фета «Задрожали листы, облетая…»

Поделиться

Анализ 2

Когда Афанасию Фету исполняется 14 лет, его лишают дворянского звания, а вместе с ним и всего наследства, поэтому он лишается всех мечтаний о научной карьере и был вынужден уйти на военную службу, чтобы обеспечивать себя. Таким образом, он надеялся рано или поздно вернуть свои права и стать весьма состоятельным человеком, а пока он вынужден сводить концы с концами.

Внутри него живет навязчивая идея, которая потом будет стоить ему личного счастья и благополучия, он отказывается от своей мечты и любви Марии Лазич, которая была достаточно благородной девушкой, но не имела состояния. Он честно признается ей о том, что он не может быть с ней по финансовым причинам. Но при этом чувства живут в его сердце до последнего, он до самой смерти помнит о единственной и неповторимой девушке.

LiveInternetLiveInternet

Афанасий Афанасьевич Фет

Я в жизни обмирал и чувство это знаю, Где мукам всем конец и сладок томный хмель; Вот почему я вас без страха ожидаю, Ночь безрассветная и вечная постель!

Пусть головы моей рука твоя коснется И ты сотрешь меня со списка бытия, Но пред моим судом, покуда сердце бьется, Мы силы равные, и торжествую я.

Еще ты каждый миг моей покорна воле, Ты тень у ног моих, безличный призрак ты; Покуда я дышу — ты мысль моя, не боле, Игрушка шаткая тоскующей мечты.

Исследователи творчества Фета нередко называют его лирику жизнеутверждающей. В том или ином виде мысль эта встречается в высказываниях Бальмонта, Благого, Брюсова. Близкий друг поэта Страхов считал, что чтение его стихотворений «укрепляет и освежает душу».

Я. П. Полонский, Н. Н. Страхов и А. А. Фет в имении Фета Воробьевка Курской губернии. Лето 1890 года

При этом многие литературоведы подчеркивают противоречивость натуры Афанасия Афанасьевича. По их мнению, посредством поэзии ему удавалось преодолевать трагизм жизни. Мир физический он считал бессмысленным, скучным и низменным. Свое пребывание в нем характеризовал как тоскливое. В лирике Фета тема жизни и смерти рассматривается через призму идей христианских, платоновских, шопенгауэровских. Стоит отметить, что философия пессимизма великого немецкого мыслителя оказала сильнейшее влияние на Афанасия Афанасьевича. В одно время он даже занимался переводами трудов Шопенгауэра на русский язык.

Стихотворение «Смерти» создано в 1884 году. Оно включено во второй выпуск сборника «Вечерние огни» (1885). По названию видно, что Фет напрямую обращается к старухе с косой, пишет ей посвящение. Лирический герой встречает неминуемый конец бесстрашно. Ощущение приближающейся смерти ему знакомо не понаслышке. Ее он считает окончанием всех жизненных мук. В первой строфе уход в иной мир сравнивается с «вечной постелью» и «ночью безрассветной». Далее перед читателями предстает своеобразный поединок. Кажется, смерть готова коснуться головы лирического героя, навсегда стерев его из списка бытия. Вот только он не собирается так просто сдаваться на милость безжалостной победительницы. Более того – бой завершается торжеством человека. В третьей строфе герой называет смерть безличным призраком, тенью у своих ног, «игрушкой шаткой тоскующей мечты».

Во втором выпуске книги «Вечерние огни» под двадцатым номером расположилось стихотворение «Солнце садится, и ветер утихнул летучий…» (1883). К рассматриваемому нами тексту оно имеет непосредственное отношение. Смерть в нем принимается как нечто неизбежное, непобедимое:

…О, если б небо судило без тяжких томлений Так же и мне, оглянувшись на жизнь, умереть!

Лирический герой мечтает о спокойной кончине, которую соотносит с закатом:

Только закат будет долго чуть зримо гореть; О, если б небо сулило без тяжких томлений Так же и мне, оглянувшись на жизнь, умереть!

В «Смерти» читателям предлагается совершенно другая картина. Лирический герой отвергает смерть, считая ее ничтожным явлением по сравнению с мыслящим «я» человека. Столь явное несовпадение носит неслучайный характер. В «Вечерних огнях» Фет группирует стихотворения так, чтобы показать читателями одни и те же вещи с разных сторон, продемонстрировать порой кардинально противоположные точки зрения. По мнению поэта, многогранность бытия можно было передать исключительно при помощи противоречий

Также нужно обратить внимание на стихотворение «Смерть» (1878), включенное в раздел «Элегии и думы» первого выпуска «Вечерних огней». Отношение к старухе с косой вновь меняется. Неизбежный конец земного человеческого пути Афанасий Афанасьевич преподносит как ценность:

Неизбежный конец земного человеческого пути Афанасий Афанасьевич преподносит как ценность:

…Но если жизнь — базар крикливый бога, То только смерть — его бессмертный храм.

Смею предположить, восприятие Фетом смерти тесно связано с главной трагедией его жизни – гибелью Марии Лазич, единственной возлюбленной. Девушка скончалась в 1850 году от сильнейших ожогов, полученных при пожаре. При этом историю отношений поэта с Лазич нельзя назвать счастливой. Они не могли пожениться из-за тогдашней бедности Афанасия Афанасьевича, но и расстаться навсегда сил у них не находилось. Смерть Марии Козьминичны оказалась одновременно огромным несчастьем и разрешением труднейшей ситуации.

Текст: pishi-stihi.ru

Средства выразительности

Поэма богата разнообразными художественными средствами. Так, в произведении “Люблю Владимир Владимирович употребляет:

  • Эпитеты – “стоверстые скалы”, “желтый заяц”, “сплошное сердце”.
  • Метафоры – “мыслишки звякают лбенками медненькими“, “столиц сердцебиение дикое“, “комок сердечный разросся громадой“, “не смоют любовь ни ссоры, ни версты”.

Это примеры не только коннотативной окрашенности тропов стихотворения, но и искусной работы со словом, его смыслом и формой.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Поэту» анализ стихотворения Бунина по плану кратко – композиция, средства выразительности, стихотворный размер, рифма

Следующая

Анализ стихотворений«Я вас любил» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – разбор, история создания, кому посвящено

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Жди ясного на завтра дня Фета Все раннее творчество Афанасия Фета связано с описанием пейзажей, которые видел автор. Он с легкостью воспевал окружающий мир, красоту природы русской, именно благодаря подобным произведениям
  • Анализ стихотворения Декабрист Мандельштама В данном произведении поэт выразил свое отношение к интеллигенции, сделав образом тех, кто жаждет изменений к лучшему сосланного участника восстания 1825 года.
  • Анализ стихотворений Гумилева
  • Анализ стихотворения Я пришел к тебе с приветом Фета 5, 10 класс Афанасий Фет – человек очень талантливый, может хотя бы потому у него очень романтичные и яркие стихи, что и жизнь у него была вначале очень насыщенной, ведь любовь – это именно то чувство насыщенности
  • Анализ стихотворения Лермонтова Смерть поэта 9 класс Не секрет, что Михаил Юрьевич ценил и уважал Александра Сергеевича Пушкина и его подвергло в шок известие о смерти своего любимого писателя. Мальчик Лермонтов первый оплакал его, посвятив ему стихотворение
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: