Анализ 2
Это стихотворение состоит из пяти строф по четыре строки, а ещё одна строфа – заключительная – из семи. В стихотворении Некрасов воспевает образ Добролюбова. Поэт пишет, какой была эта личность. Чувствуется по торжественной лексике, по ровному ритму, что речь идёт о незаурядном человеке. Но Николай Алексеевич обращается к герою своего стихотворения на «ты», как к близкому человеку.
Начинается произведения с, видимо, основного качества героя – суровость. И сразу прошедшее время глагола относит в годы юности Добролюбова. Подчеркивается, что даже в молодом возрасте он умел подчинять чувства рассудку. И, возможно, уже тогда учил жить для свободы.
Во второй строфе подчеркивается, что отказывался от наслаждений, сохранял чистоту Николай Добролюбов сознательно. Даже возлюбленной для него стала Родина.
Третья строка является прямым продолжением (предложение без знака препинания) предыдущего. Николай Александрович всё отдал Родине, которую Некрасов сравнивает с опять же суровой любовницей. Для её царственного венца Добролюбов готовил драгоценности. И он призывал всех к лучшей жизни. Всё это, конечно соответствует общественной деятельности Николая Александровича.
В середине стихотворения перелом, который начинает вечное «но». Всё было блестяще, но слишком рано умер Добролюбов. Перо Добролюбова, которым он записывал свои передовые идеи, выпало из рук. И перо это, кстати, Некрасов называет «вещим», очеловечивая этот инструмент, приближая Добролюбова к образу пророка. Эту строфу завершают два горьких восклицания о том, что разум угас, как светильник, что сердце остановилось. Интересно, что сравнение только одно, чтобы не перегрузить стихотворение метафорами.
Предпоследняя строфа отделяется от предыдущей части. Говорится, что прошли годы. Далее отделенность усиливается констатацией того, что улеглись страсти. И теперь Добролюбов «вознесся» — в прямом смысле (о душе), и в переносном (в сознании людей). Конечно, образ героя занял высокое место в нашей истории. И теперь Некрасов призывает землю русскую гордиться своим героем и оплакивать его.
В последней строфе поэт продолжает обращаться к Родине, которая такого прекрасного человека, возможно, и не рождала больше. И в итоге Некрасов делает общий вывод, обращаясь уже к матери-природе. Поэт восклицает, что без таких людей, как Добролюбов, заглохла бы нива жизни.
Анализ стихотворения Памяти Добролюбова по плану
История создания
В 1858 году Некрасов познакомился с литературным критиком, публицистом и поэтом-сатириком Добролюбовым. Он работал в журнале «Современник». Николай Добролюбов отличался выдающимися литературными способностями и смелыми суждениями.
Близкой дружбы между Некрасовым и Добролюбовым не было, ведь разница в возрасте у них была значительная. Но Некрасов с неизменным удовольствием прочитывал статьи молодого критика и восхищался его смелостью и принципиальностью, с которыми тот безжалостно обрушивался на горе-литераторов. К тому же Николай Добролюбов умел распознавать действительно талантливых литераторов. Он тщательно анализировал их сочинения, а его рецензии были детальными и глубокими.
В 1861 году в возрасте 25 лет Николай Добролюбов умер от чахотки. И Некрасов осознал, что русская литература лишилась человека, умевшего просто и доступно донести до читателей, какие литературные произведения заслуживают внимания, а какие никуда не годятся.
Изначально у стихотворения, посвященного Добролюбову, не было названия.
Идеал гражданина, высшего человека у Некрасова
Идеал гражданина, высшего человека, героя менялся у Некрасова, все более приобретая качества высшей духовности и идеальности, абсолютируясь. И даже осеняясь именем Христа, осознанного, конечно, совсем не в официальном церковно-православном духе. Дистанция, пройденная на этом пути Некрасовым, явственно отмечается двумя произведениями: «Памяти приятеля» и «Пророк». Первое связано с именем Белинского, второе — с именем Чернышевского.
Стихотворение «Памяти приятеля» написано к пятилетию со дня смерти Белинского. Есть все основания думать, что лишь цензурные обстоятельства не позволили Некрасову назвать имя Белинского. В стихотворении создай образ именно и только Белинского. Недаром Тургенев воспользовался строкой «упорствуя, волнуясь и спеша» в своих воспоминаниях о Белинском как точно зафиксированной неповторимой психологической приметой великого критика.
Белинский был для Некрасова «пророком» не менее, чем Чернышевский, Чернышевский был «приятелем» Некрасова еще более, чем Белинский. И все же в одном случае — «приятель», в другом — «пророк»,
Хотя, видимо, и судьба Чернышевского тоже стояла за образом, создаваемым в стихотворении «Пророк», смысл стихотворения бесконечно шире. Образ пророка — высший тип героизма, духовности, подвижничества, пи за кем персонально не закрепленный и никем персонально до конца не выраженный. «Памяти приятеля»-7только о Белинском. «Пророк» — далеко не только о Чернышевском. Тяга к такому типу особенно характерна для Некрасова семидесятых годов и входит в общие поиски высших положительных начал.
Подобно образу героя-гражданина, не оставался неизменным образ матери. Еще в пятидесятые годы Некрасов создает образ матери в поэме «Рыцарь на час». Здесь слиты в одно и реальные биографические приметы матери поэта, и идеальные начала в ней, в общем выходящие за пределы реального биографического лица, хотя и связанные с ним. В дальнейшем, в семидесятые годы, этот образ как бы раздваивается и предстаёт в двух разных произведениях. Более реальный — в поэме «Мать», тестю связанной с ранними разработками Некрасовым ЭТОЙ темы. Поэма «Мать» во многом автобиографична. Образ матери в пей, сравнительно с «Рыцарем па час», гораздо более конкретен, а в черновых набросках к поэме были намечены сцены (например, с любовницей отца Аграфеной), которые еще более обытовляли его. Поэма не была закончена и вряд ли только из-за болезни. Уже в начале поэт обращался к матери:
- Благослови, родная: час пробил!
- В груди кипят рыдающие звуки,
- Пора, пора им вверить мысль мою!
- Твою любовь, твои святые муки,
- Твою борьбу, подвижница, пою.
Однако вопреки этой заявке из поэмы ушло нечто такое, что было уже в «Рыцаре на час», а именно — идеальность. Зато эта идеальность в бесконечно более высокой степени воплотилась в другом стихотворении — одном из лучших у Некрасова — «Баюшки-баю», созданном менее чем через месяц после того, как прекратилась работа над поэмой «Мать».
В этом стихотворении мать — последнее прибежище перед лицом всех потерь, утраты музы, перед лицом самой смерти. И мать утешает, прощает, разрешает.
Мать наделена здесь прерогативами божества, всевластием абсолютным.
Таким образом, в поэзии Некрасова есть некая восходящая триада развития образа — даже шире — идеи матери: мать, мать-родина, мать — высшее идеальное начало. Подобное движение есть и в процессе создания образа — и шире — идеи героя: приятель, гражданин, пророк.
Свои «Последние песни» — именно так назвал Некрасов последнюю книгу, которая вышла в марте 1377 года,— поэт допевал, будучи смертельно больным. Краткие перерывы в мучительно протекавшей болезни отдавались стихам. Еще раз являл поэт, не только колоссальную силу поэтической энергии, но и могучую силу духа. Умер Некрасов 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю).
«Памяти Белинского» Н.Некрасов
«Памяти Белинского» Николай Некрасов
Наивная и страстная душа, В ком помыслы прекрасные кипели, Упорствуя, волнуясь и спеша, Ты честно шел к одной высокой цели; Кипел, горел — и быстро ты угас! Ты нас любил, ты дружеству был верен — И мы тебя почтили в добрый час! Ты по судьбе печальной беспримерен: Твой труд живет и долго не умрет, А ты погиб, несчастлив и незнаем! И с дерева неведомого плод, Беспечные, беспечно мы вкушаем. Нам дела нет, кто возрастил его, Кто посвящал ему и труд и время, И о тебе не скажет ничего Своим потомкам сдержанное племя… И, с каждым днем окружена тесней, Затеряна давно твоя могила, И память благодарная друзей Дороги к ней не проторила…
Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Белинского»
Некрасов и Белинский симпатизировали друг другу еще до личного знакомства. Оба они занимались критической деятельностью и нередко совпадали во мнениях. Бывало, Николай Алексеевич раньше отзывался на какое-либо произведение, нежели Виссарион Григорьевич. Без сомнения, Белинскому импонировали отрицательные оценки, данные начинающим критиком псевдоисторическим повестям Загоскина и Масальского, переполненным романтическим пафосом произведениям сейчас забытых стихотворцев, угодным власти, но не имеющим никакой художественной ценности сочинениям Булгарина и Полевого. Знакомство главного человека в русской критике с молодым литератором произошло в 1842 году. Вскоре Некрасов и Белинский подружились. Виссарион Григорьевич оказал огромное влияние на становление Николая Алексеевича как поэта, а также на формирование его мировоззрения.
В 1848 году великий критик скончался после продолжительной болезни. Николай Алексеевич был с ним до последних дней. Теплые отношения литераторов нашли отражение даже в живописи. Широко известна картина Алексея Наумова «Н.А. Некрасов и И.И. Панаев у больного В.Г. Белинского», написанная в 1881 году. Имя Виссариона Григорьевича долгое время было под запретом. Николай Алексеевич считается одним из первых, кто решился его публично упомянуть. Сначала на свет появилась поэма, посвященная критику. Затем Некрасов напечатал стихотворение «Памяти приятеля», впоследствии переименованное в «Памяти Белинского».
В этом произведении Николай Алексеевич называет своего учителя и друга наивной и страстной душой, человеком с прекрасными помыслами. Поэт сожалеет о слишком короткой жизни критика (Виссарион Григорьевич умер в тридцать семь лет), считает его судьбу печальной. По мнению Некрасова, плоды напряженного и самоотверженного труда Белинского будут долго существовать на земле. При этом Николай Алексеевич полагает, что потомки не узнают о Виссарионе Григорьевиче. Почему поэт делает столь неутешительные выводы? Видимо, речь идет о запрете на творчество Белинского, на упоминание его имени, действовавшем в то время. Огорчает Некрасова и еще одно обстоятельство — критика стали забывать старые знакомые. С горькой интонацией Николай Алексеевич констатирует в конце стихотворения: И, с каждым днем окружена тесней, Затеряна давно твоя могила, И память благодарная друзей Дороги к ней не проторила…
Анализ стихотворения Николая Некрасова «Памяти Белинского»
Формально Белинский и Некрасов знали друг друга по переписке. Они оба начинали свою карьеру писателей с критики стихотворений и прозы и в своих отзывах нередко были очень похожи. Их сотрудничество дошло до такого уровня, что Белинский мог написать отзыв за Некрасова и наоборот.
Некрасову очень симпатизировали отрицательные отзывы, написанные Белинским на исторические труды Масальского или Загоскина. Критики считали эти работы излишне «пафосными» и слишком романтическими. Кроме этого, на произведения Масальского обрушилась лавина критики со стороны друзей, называющая его труды «не ценными», с точки зрения художественной литературы.
Впервые критики лично познакомились в 1842 году и с того момента между ними завязалась крепкая дружба. Николай на своей шкуре почувствовал огромный авторитет Виссариона, сформировавший его мировоззрение.
Спустя 6 лет после знакомства Виссарион умер от болезни. Николай ни на секунду не отходил в последние дни от кровати больного. После похорон Николай Алексеевич написал трогательное стихотворение, где попытался рассказать о настоящей мужской дружбе. Стоит отметить, что после смерти Белинского его доброе имя пало в немилость общества, и Некрасов был первым, кто решился прочитать стихотворения обществу.
Несмотря на слухи в обществе о Белинском, поэт называет Виссариона «человеком с большой буквы». Николай искренне сожалеет, что жизнь подарила ему такой короткий период знакомства с Белинским. В стихотворении Николай Алексеевич прогнозирует, что работы его лучшего друга не будут забыты и к нему придет признание в обществе, только позже.
Поэта возмущает, что правительство запрещает распространять в обществе труды Белинского, поэтому делает печальные выводы: «потомки не узнают», а друзья забудут. Николай Алексеевич всеми силами пытается доказать, что Виссарион был прекрасным человеком, описывая его как истинного «интеллектуала и аристократа».
В последних строчках Некрасов жалуется, что к могиле Белинского так и не пришел ни одни «верный друг». Все они дружно пошли на поводу у правительства и давно «затеряли дорогу к твоей могиле», с грустью констатирует Некрасов.
Таким образом, стихотворение «Памяти Белинского» — это рассказ о трогательной мужской дружбе, о несчастливой судьбе начинающего критика и ученого Виссариона Белинского. Некрасов критикует «верных» друзей, которые оперативно забыли дорогу к могиле своего друга из-за давления со стороны правительства и общества.
Анализ стихотворения
Начало стихотворения описывает Белинского, его характер. Автор называет его «наивной» и «страстной душой», что указывает на его открытость и несгибаемость. Белинский являлся юным революционером, что также отражает его характер и убеждения.
«Ты видел в России новый мир,»
Данная строка указывает на то, что Белинский был убеждён в том, что в России может возникнуть новый мир, мир справедливый и свободный.
«И жизни, и правды несгибаемый стержень,»
Следующая строка настоящей поэтической красоты. Автор приравнивает Белинского к «несгибаемому стержню» жизни и правды. Это указывает на его принципиальность и твердость убеждений.
«И, стройных строитель смелый,»
Здесь Некрасов говорит о том, что Белинский был не просто наблюдателем, но и активным участником тех событий, которые происходили в России.
«Ты был чертога крепость, огневой дух,»
В этой строке автор использовал образную речь, называя Белинского «чертогом крепости» и «огневым духом». Это отражает его непоколебимость, открытость и убеждённость.
«Словесной волей, мощно, юно,»
Эта строка передаёт не только Белинского, но и саму мощь слова, которой он был обладателем. По мнению автора, он был мощным и юным словесным строителем.
«Ты умер, осерчав на жизни тлен,»
В завершении стихотворения Некрасов подчёркивает Белинского, хотя и мертвого, но его идеи живут и продолжают влиять на других людей. В строках звучит грусть и уважение к ушедшему, а также уверенность в том, что его идеи продолжат жить и творить.
Анализ «Памяти Добролюбова» Некрасов
«Памяти Добролюбова» Некрасов
«Памяти Добролюбова» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
История создания
Стихотворение «Памяти Добролюбова» было написано в 1864 году и посвящено литературному критику Николаю Добролюбову, товарищу Некрасова и сотруднику «Современника». Николай Добролюбов умер в 1861 г. молодым, в возрасте 25 лет, от туберкулёза.
Первоначально у стихотворения не было названия, но был эпиграф из стихотворения Добролюбова.
Стихотворение напечатано в «Современнике» № 11-12 за 1864 г.
Литературное направление и жанр
Стихотворение относится к жанру эпитафии, но лишено романтической условности, свойственной произведениям этого жанра в середине 19 в. Наоборот, в стихотворении читатель получает реалистический психологический портрет друга и соратника автора.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – значение личности и творчества Добролюбова для воспитания русской революционной молодёжи.
Основная мысль: Николай Добролюбов – пример жизни, полностью посвящённой борьбе за счастье родины. Некрасов писал позже, что «старался выразить тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбов».
Стихотворение состоит из 6 строф, разных по длине: четыре четверостишия, одно пятистишие и одно семистишие, оборванное на высокой ноте. Это пример того, как форма подчинена содержанию.
Обращаясь к покойному другу на ты, как если бы он был жив, лирический герой начинает своё рассуждение с парадоксальной мысли: «Учил ты жить для славы, для свободы, но более учил ты умирать». Далее поэт развивает эту мысль о том, что подвиг Добролюбова есть жизнь, отданная родине, любовь к которой сначала противопоставляется любви к земной женщине, а затем превозносится в гордом и торжественном плаче: «Плачь, русская земля, но и гордись…» Завершает стихотворение обращение к матери-природе, рождающей таких людей и не дающей заглохнуть ниве жизни.
Тропы и образы
В стихотворении мало эпитетов: светлый рай, вещее перо, душевная красота. Качества Добролюбова не статичны, проявляются в подвиге его жизни.
Добролюбов описывается как христианский святой, последний подвиг которого – праведная смерть. Если не знать возраст смерти Добролюбова, можно подумать, что описан старец, который смолоду был праведником. Добродетели Добролюбова – суровость, подчинение страстей рассудку, отказ от мирских наслаждений, душевная чистота. Но если христианский подвижник соблюдает целомудрие ради Бога, то Добролюбов отказывается от женской любви ради родины. Для неё он готовит светлый рай и перлы для венца (метафоры лучшей жизни).
Любовь к родине сравнивается с любовью к женщине, а потом превращается в метафору (любовница суровая).
Добролюбов несёт в мир разумное отношение к жизни и литературе (это работа литературного критика), становится светильником разума (символ просвещения).
При описании нравственного подвига Добролюбова Некрасов использует старославянизмы: мирские наслажденья, жажда, перлы, вещий, небеса, недра.
Смерть Добролюбова, как и смерть христианского святого, преждевременна, но не напрасна. Спустя время Добролюбов «высоко вознёсся» над людьми. Так атеист Некрасов создаёт своих «святых», которые оцениваются уже не с точки зрения христианской морали, а с точки зрения совести и чести человека, своеобразных природных нравственных людей. Поэтому в конце возникает образ природы-матери, олицетворение самой жизни, изредка рождающей на своих нивах (метафора) таких людей.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями. Женская рифма чередуется с мужской, рифмовка перекрёстная
Последние три строчки не рифмуются, поэтому вывод похож на заклинание, на котором акцентирует внимание поэт. К тому же последняя строчка вдвое короче остальных, так что возникает ощущение недосказанности
Другие материалы по творчеству автора:
- Краткое содержание по главам «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов
- Николай Некрасов — Кому на Руси жить хорошо
- Николай Некрасов — Мороз, Красный нос
- Николай Некрасов — Дедушка Мазай и зайцы
- Николай Некрасов — Русские женщины
- Хронологическая таблица жизни и творчества Н. Некрасова
- Анализ «Дедушка Мазай и зайцы» Некрасов
- Краткое содержание «Железная дорога» Некрасов
- Анализ «Зелёный шум» Некрасов
- Анализ «Несжатая полоса» Некрасов
Литературные приемы
Николай Алексеевич имеет свой неповторимый стиль написания, делающий его произведения интересными. В стихотворении «Памяти Добролюбова» используются такие литературные приемы:
- эпитеты: «честные сердца», «светлый рай»;
- сравнения: «как женщину, ты родину любил»;
- метафоры: «вещее перо», «душевная красота»;
- олицетворения: «природа-мать»;
- ирония: «учил ты умирать».
Проанализировать произведение «Памяти Добролюбова» может не только взрослый человек. Некрасов хотел, чтобы на примере порядочности и высокой нравственности молодого таланта, рано ушедшего из жизни, учился каждый ребенок и подросток, читающий о нем.
Анализ 2
Это стихотворение состоит из пяти строф по четыре строки, а ещё одна строфа – заключительная – из семи. В стихотворении Некрасов воспевает образ Добролюбова. Поэт пишет, какой была эта личность. Чувствуется по торжественной лексике, по ровному ритму, что речь идёт о незаурядном человеке. Но Николай Алексеевич обращается к герою своего стихотворения на «ты», как к близкому человеку.
Начинается произведения с, видимо, основного качества героя – суровость. И сразу прошедшее время глагола относит в годы юности Добролюбова. Подчеркивается, что даже в молодом возрасте он умел подчинять чувства рассудку. И, возможно, уже тогда учил жить для свободы.
Во второй строфе подчеркивается, что отказывался от наслаждений, сохранял чистоту Николай Добролюбов сознательно. Даже возлюбленной для него стала Родина.
Третья строка является прямым продолжением (предложение без знака препинания) предыдущего. Николай Александрович всё отдал Родине, которую Некрасов сравнивает с опять же суровой любовницей. Для её царственного венца Добролюбов готовил драгоценности. И он призывал всех к лучшей жизни. Всё это, конечно соответствует общественной деятельности Николая Александровича.
В середине стихотворения перелом, который начинает вечное «но». Всё было блестяще, но слишком рано умер Добролюбов. Перо Добролюбова, которым он записывал свои передовые идеи, выпало из рук. И перо это, кстати, Некрасов называет «вещим», очеловечивая этот инструмент, приближая Добролюбова к образу пророка. Эту строфу завершают два горьких восклицания о том, что разум угас, как светильник, что сердце остановилось. Интересно, что сравнение только одно, чтобы не перегрузить стихотворение метафорами.
Предпоследняя строфа отделяется от предыдущей части. Говорится, что прошли годы. Далее отделенность усиливается констатацией того, что улеглись страсти. И теперь Добролюбов «вознесся» — в прямом смысле (о душе), и в переносном (в сознании людей). Конечно, образ героя занял высокое место в нашей истории. И теперь Некрасов призывает землю русскую гордиться своим героем и оплакивать его.
В последней строфе поэт продолжает обращаться к Родине, которая такого прекрасного человека, возможно, и не рождала больше. И в итоге Некрасов делает общий вывод, обращаясь уже к матери-природе. Поэт восклицает, что без таких людей, как Добролюбов, заглохла бы нива жизни.
Анализ стихотворения Памяти Добролюбова по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Крещенская ночь Бунина 11 класс
В стихотворении И. А. Бунина «Крещенская ночь»с первых строк создается ощущение, что образ темного времени суток, созданный поэтом, состоит из живых существ, которые стоят на одном уровне с человеком.
- Анализ стихотворения Бунина Собака (11 класс)
Произведение имеет философскую направленность, свойственную всему творчеству поэта, и в качестве прототипа основного персонажа стихотворения использует сибирскую лайку, собаку
- Анализ стихотворения Памяти Белинского Некрасова
Некрасов находился в достаточно дружеских отношениях с Белинским еще с момента первого знакомства. Но их критическая деятельность не позволяет им сойтись в общих взглядах, поэтому они редко совпадали во мнениях.
- Анализ стихотворения Дул север. Плакала трава Фета
В позднем творчестве Афанасий Фет фактически отказывается от пейзажной лирики, он описывает только личные переживания, вся его лирика становится интимной.
- Анализ стихотворения Лермонтова Завещание 8, 10 класс
В этом стихотвлоении-завещании поэт, будто погибающий от вражеской пули после боя, ведет свой монолог.
Он обращается к другу с просьбой побыть с ним рядом в последние минуты. Естественно, умирающему бы передать что-то родным и друзьям
Личность Добролюбова в стихотворении
Поэт развивает мысль о том, что Добролюбов совершил подвиг, отдав свою жизнь на служение высоким идеалам. Некрасов показывает читателям молодого писателя как мудрого и зрелого человека. Конечно, сложно представить, что столь молодой критик стал грозой литературных деятелей, к которым он относился строго, но объективно.
Некрасов упоминает, что Добролюбов отдал свою жизнь родной земле, предпочитая ее любовь женской любви. Но Россия слишком поздно сумела оценить все дары, которые были преподнесены ей молодым публицистом. В анализе стихотворения Николая Некрасова «Памяти Добролюбова» говорится, что, если бы не болезнь, так рано унесшая юный талант, ему удалось бы изменить своей деятельностью общественное мнение, заложив прочный фундамент для нового общества, способное свободно мыслить. Но этого не случилось. Хотя автор предполагает, что творчество Добролюбова послужило мощным толчком к тому, что в Российской империи отменили крепостное право.
Поэт подчеркивает, что за все свое существование земля русская не рождала такого выдающегося сына. При этом Некрасов убеждает читателей, что Добролюбов жил и занимался литературным творчеством и общественной деятельностью не для личной выгоды, а для славы России, которую мечтал изменить в лучшую сторону. Если бы в Российской империи хотя бы иногда рождались патриотично настроенные самоотверженные люди, подобные Добролюбову, судьба государства была бы совсем иной.
Из анализа стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова» узнаешь, что главные добродетели Николая — это суровое подчинение рассудку всех страстей, сознательный отказ от наслаждений и молодости, духовная чистота. Вызывает некоторое удивление, что Добролюбов отказался от любви женщин ради любви к Родине. Возможно, он считал, что сосредоточение на собственной высокой цели невозможно, обретя личное счастье.
Сделав по плану анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова», становится очевидным, что молодой критик нес в массы отношение к жизни и литературе, основанное на разумном начале.