Заучивание стихотворения а. фета «ласточки пропали» в подготовительной группе

Анализ стихотворения афанасия фета "ласточки пропали". ломоносовский турнир с вечера все спится

Анализ стихотворения «Ласточки пропали» Фета 2 вариант

Афанасий Фет на протяжении всей жизни оставался преданным поклонником природы. Он умел найти элементы прекрасного в самых незначительных деталях. Лишь осень поэт считал временем года, которое связано только с печальными и тоскливыми чувствами. Он не испытывает восторга по поводу увядающей красоты. Лишь в редких исключениях ему удается подметить особое осеннее очарование. В 1854 г. Фет написал стихотворение «Осень», в котором четко выразил свои впечатления по поводу безрадостной осенней картины.

Следует сразу отметить, что большую роль в стихотворении играет образ улетающих на юг птиц. Начинается оно с характерной фразы: «ласточки пропали». Обычно ласточка символизирует весну. Автор тем самым подчеркивает полную противоположность двух времен года. Беспокойный полет грачей также наводит на мысль о готовящемся перелете.

Фет описывает необратимые перемены в природе, оказывающие влияние на человека («все спится»). Внезапная сонливость напрямую связана с предстоящей зимней спячкой. Человек чувствует в себе природные инстинкты и бессознательно подражает животным и растениям.

Сквозь тоскливое чувство прорывается эмоциональный возглас лирического героя: «лучше б снег да вьюгу». Для него зимние морозы представляются лучшим выходом, чем утомительное и однообразное постепенное погружение в сон, напоминающее медленное приближение смерти. Зима не дает человеку успокоиться, побуждает к деятельности. Осень же окрашена тусклыми неприветливыми красками, она действует самым подавляющим образом.

В образе потянувшихся к югу журавлей автор видит окончательный приговор природе, которая уже обречена. Этот финальный аккорд доводит лирического героя до крайней степени отчаяния: «тяжело – хоть плачь». Автор на протяжении всего произведения не мог зацепиться за что-нибудь взглядом. Наконец, в его поле зрения возникает перекати-поле. Оно символизирует неприкаянность и обреченность человеческой души, оставшейся один на один с мертвой природой.

Характерной особенностью стихотворения является пятистишие, редко использующееся русскими поэтами. Такая необычная форма как бы намекает на бесконечность и тягучесть осенних дней.

Фет практически не использует в произведении эпитеты. Сравнения не играют большой роли, они не выразительны и сделаны по необходимости («как сеть», «как мяч»). Единственное образное олицетворение – «ветер злится да стучит».

В целом стихотворение «Ласточки пропали» создает очень печальное настроение. Оно полностью поглощает лирического героя и доводит до мучительного состояния безысходности.

Тайна ласточек

Ласточки, как никто другой, привлекают внимание своей красотой и изящностью. Они пересекают небо, ловко маневрируя в воздухе и оставляя за собой следы своих крыльев

Они прилетают весной и улетают осенью, официально прощаясь с нами до следующего года.

Однако, несмотря на свою заметность, ласточки остаются загадочным созданием. Где живут эти маленькие птички все остальное время? Почему они каждый год возвращаются в одно и то же место? Как долго они живут и какую роль играют в экосистеме?

Эти вопросы оставляют людей в недоумении, и множество теорий и легенд возникли вокруг этой древней миграции ласточек. Одна из самых популярных версий гласит, что ласточки зимуют в Африке, перелетая тысячи километров, чтобы вернуться к нам с наступлением весны.

Другая теория утверждает, что ласточки мигрируют только под действием инстинкта, без каких-либо особых побуждений или причин. Они просто выполняют свою задачу в недрах природы и возвращаются на свои гнезда без всякого раздумья.

Несмотря на то, что тайна ласточек до сих пор остается неразгаданной, мы можем только удивляться и восхищаться этими прекрасными птицами. Возможно, со временем наука сможет раскрыть эту тайну и мы узнаем больше о миграции ласточек и их жизни в целом.

Проблемы

Основная проблема, которую А. А. Фет затрагивает в своем стихотворении «Ласточки», — это проблема вечного стремления природы и человека к недоступным и запредельным сущностям. Безрассудный, но прекрасный, с точки зрения лирического героя, полет ласточки над гладью пруда напоминает ему о собственном духовном поиске. Герой сравнивает себя со «скудельным сосудом». Слово «скудельный» изначально обозначало «глиняный», но со временем приобрело дополнительное переносное значение «хрупкий, бренный». Давая себе такое определение, автор указывает на хрупкость и незащищенность отдельного человека перед непостижимым миром. Тем более красивым и героическим кажется стремление хрупкого существа, будь то ласточка или человек, прикоснуться к недоступной стихии, приоткрыть завесу, скрывающую сокровенные тайны мироздания, хотя такое стремление порой может стоить жизни.

22 стр., 10589 слов

Человек и природа в русской литературе

… говоря о русской литературе предшествующих столетий, и в том числе XIX века, мы в первую очередь имели в виду ту или иную степень единства, взаимосвязи между человеком и природой. Говоря же о литературе советского периода, …

«Ласточки пропали…», анализ стихотворения Фета

Поэзию Афанасия Афанасьевича Фета можно охарактеризовать словами «улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года» из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Именно эти метафоры — «ясная улыбка природы» и «утро года» — помогают получить яркое представление об особенностях лирики Фета. Стихотворения этого поэта пробуждают в душе такие чувства, как радость, ощущение того, что счастье непременно ждет впереди. Наверное, не слишком искушенному в области литературы читателю на ум чаще всего приходят такие строки: «Уж верба вся пушистая раскинулась кругом… «, «О первый ландыш! Из-под снега ты просишь солнечных лучей», «Это утро, радость эта…» и множество других. Эти стихи помнятся с детства, потому что вызывают ощущение безмятежности, весенней неги и приближающегося лета.

Совсем иное дело — стихи об осени. Это не тютчевская «короткая, но дивная пора». Это хандра, это «небо ненастное», это время, когда «георгины дыханьем ночи обожгло». Именно об этом мрачном времени года стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…» Уже первая строка вызывает ощущение безысходности: для русского человека «пропал» — это исчез безвозвратно. Конечно, любому читателю понятно, что ласточки снова прилетят, они не исчезли совсем, но тягостное впечатление остается. Появление грачей весной вызывает радость (как не вспомнить знаменитую картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели»?). В стихотворении Фета грачи явно готовятся к отлету на юг, потому что их так много собирается в стаю, что они напоминают герою сеть: » … да, как сеть, мелькали вон за той горой».

Если первая строфа данного стихотворения вызывает в нашем восприятии картину осеннего вечера, то остальные три строфы раскрывают состояние лирического героя, который, очевидно, тяжело переносит эту неопределенность времени года в природе. Самочувствие героя ощущается прямо-таки физически: «С вечера все спится». И действительно, когда осенью начинает рано темнеть, сразу появляется сонливость, а когда ложишься в постель, долго не можешь заснуть, ведь слышно, как «ночью ветер злится да стучит в окно».

В третьей строфе угнетенное настроение героя достигает высшей точки, и он с отчаяньем восклицает:

Так как стихотворение построено на параллелизме, то вполне естественно, что состояние героя сильней раскрывается через образы природы. Поэтому в последних двух строфах эта взаимосвязь ощущается в полной мере. Например, герой уже рад встретить зиму, а природа к этому еще не готова, и

Возникает такое впечатление, будто именно герой вызвал этот испуг своим настойчивым призывом к зиме скорей приходить с вьюгами да метелями.

В последней строфе состояние героя достигает своего апогея:

Именно поэтому и возникает образ перекати-поле, символизирующего неприкаянность, по сути, неприкаянность души героя, который никак не может смириться с наступлением поздней осени. Достаточно вспомнить, что в лирике существует довольно распространенное сопоставление жизни человека с природными циклами. Так вот осень в природе — это время умирания, подготовка к смерти. Какие можно испытывать чувства, готовясь к смерти. Неслучайно считается, что и душа человека теряет способность радоваться, как будто впадает в спячку.

У стихотворения «Ласточки пропали» даже форма строфы необычная: это не традиционное для лирики XIX века четверостишие. Нет, строфа удлинена до пяти строк, словно автор такой тянущейся бесконечно строфой напоминает нам о тянущихся бесконечно долгих осенних вечерах.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
  • «Буря», анализ стихотворения Фета
  • «Бабочка», анализ стихотворения Фета
  • «Какая ночь! Как воздух чист…», анализ стихотворения Фета
  • «Осенняя роза», анализ стихотворения Фета
  • «Печальная береза…», анализ стихотворения Фета
  • «Смерти», анализ стихотворения Фета
  • «Музе», анализ стихотворения Фета
  • «Зреет рожь над жаркой нивой…», анализ стихотворения Фета
  • «Бал», анализ стихотворения Фета
  • «Цветы», анализ стихотворения Фета
  • «Учись у них — у дуба, у берёзы…», анализ стихотворения Фета, сочинение
  • «Вечер», анализ стихотворения Фета
  • «На заре ты ее не буди…», анализ стихотворения Фета

По произведению: «Ласточки пропали»

По писателю: Фет Афанасий Афанасьевич

LiveInternetLiveInternet

Афанасий Афанасьевич Фет

Ласточки пропали, А вчера зарёй Всё грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой.

С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят.

Выйдешь — поневоле Тяжело — хоть плачь! Смотришь — через поле Перекати-поле Прыгает, как мяч.

Фет считается единственным великим русским поэтом, который последовательно и убежденно не впускал в свой творческий мир социально-политическую тематику. Конечно, единичные исключения имели место, но они лишь служили подтверждением правилу. Афанасий Афанасьевич — ярый сторонник «чистого искусства» в литературе. На протяжении всего пути у него были три темы, которые он считал возможным воплощать в лирике: любовь, природа и поэзия. Более того — непоэтичным в его представлении становилось любое произведение с четко выраженной мыслью. Сама природа фетовского дара как нельзя лучше соответствовала принципам «чистого искусства». Его лирика имеет тесную связь с импрессионизмом. Афанасий Афанасьевич — певец мгновения, переданного через сугубо индивидуальное восприятие.

Стихотворение «Ласточки пропали…», датированное 1854 годом, посвящено осенней поре. Фет не испытывает по поводу нее таких восторгов как Пушкин, не считает ее «очей очарованьем». Для него это время — период умирания природы, навевающий исключительно мрачные мысли. Лирический герой произведения впал в тоску — он много спит, ведь дневного света становится все меньше с каждым днем. Картина, предстающая перед его глазами, — неутешительна: злой ветер, стучащий в окно, сухие опадающие листья, мелькающие над горой грачи, кричащие журавли, улетающие на юг. Огромной радостью для героя стал бы приход зимы, снега да вьюги, но, кажется, сама природа еще к этому не готова. Пессимистичен финал стихотворения. Тоска, нападающая на человека по осени, предельно ясно ощущается читателем. В качестве символа этого тяжелого душевного состояния выступает у Фета перекати-поле, издавна олицетворяющее запустение и бесприютность. Если сопоставлять смену времен года с циклом человеческой жизни, то на осень приходится пора старости, увядания. Иногда пожилые люди, больные или оставшиеся на закате лет в одиночестве, буквально жаждут смерти. В этом контексте становится понятнее горячее желание лирического героя стихотворения «Ласточки пропали…» поскорее встретить зиму.

В пессимистичности рассматриваемого произведения нет ничего удивительного. Сильное влияние на Фета оказала философия Шопенгауэра, в частности, его знаменитое сочинение «Мир как воля и представление» (1818). Не раз его постулаты в том или ином виде появляются в лирике Афанасия Афанасьевича.

Текст: pishi-stihi.ru

Сентябрьская роза

За вздохом утренним мороза,
Румянец уст приотворя,
Как странно улыбнулась роза
В день быстролетный сентября!

Перед порхающей синицей
В давно безлиственных кустах
Как дерзко выступать царицей
С приветом вешним на устах.

Расцвесть в надежде неуклонной —
С холодной разлучась грядой,
Прильнуть последней, опьяненной
К груди хозяйки молодой!

А.Фет

Вот и летние дни убавляются.
Где же лета лучи золотые?
Только серые брови сдвигаются,
Только зыблются кудри седые.

Нынче утром, судьбиною горькою
Истомленный, вздохнул я немножко:
Рано-рано румяною зорькою
На мгновенье зарделось окошко.

Но опять это небо ненастное
Безотрадно нависло над нами, —
Знать, опять, мое солнышко красное,
Залилось ты, вставая, слезами!

А.Фет

Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту

Композиция

Текст стихотворения «Ласточки» можно разделить на две части, каждая из которых представлена парой четверостиший:

  1. Первая часть создает пейзажную зарисовку. Поэт описывает «вечереющий пруд» и скользящую над самой его гладью ласточку. «Природы праздный соглядатай», лирический герой как будто предлагает читателям стать его соучастниками и вместе насладиться раскрывшейся перед ним картиной.
  2. Во второй части герой предается размышлениям и делится своими рассуждениями. Восхищение дерзостью ласточки, которую в любую секунду может захватить водная стихия, наводит поэта на мысль о ее схожести с природой человеческого вдохновения. Жизнь человека нередко оказывается таким же безрассудным полетом и полным опасностей стремлением к запредельному миру.

klassreferat.ru

Афанасий Афанасьевич Фет Ласточки пропали, А вчера зарей Всё грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой. С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно. Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят. Выйдешь — поневоле Тяжело — хоть плачь! Смотришь — через поле Перекати-поле Прыгает, как мяч. «Ласточки пропали…», анализ стихотворения Фета Поэзию Афанасия Афанасьевича Фета можно охарактеризовать словами «улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года» из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Именно эти метафоры — «ясная улыбка природы» и «утро года» — помогают получить яркое представление об особенностях лирики Фета. Стихотворения этого поэта пробуждают в душе такие чувства, как радость, ощущение того, что счастье непременно ждет впереди. Наверное, не слишком искушенному в области литературы читателю на ум чаще всего приходят такие строки: «Уж верба вся пушистая раскинулась кругом… «, «О первый ландыш! Из-под снега ты просишь солнечных лучей», «Это утро, радость эта…» и множество других. Эти стихи помнятся с детства, потому что вызывают ощущение безмятежности, весенней неги и приближающегося лета. Совсем иное дело — стихи об осени. Это не тютчевская «короткая, но дивная пора». Это хандра, это «небо ненастное», это время, когда «георгины дыханьем ночи обожгло». Именно об этом мрачном времени года стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…» Уже первая строка вызывает ощущение безысходности: для русского человека «пропал» — это исчез безвозвратно. Конечно, любому читателю понятно, что ласточки снова прилетят, они не исчезли совсем, но тягостное впечатление остается. Появление грачей весной вызывает радость (как не вспомнить знаменитую картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели»?). В стихотворении Фета грачи явно готовятся к отлету на юг, потому что их так много собирается в стаю, что они напоминают герою сеть: » … да, как сеть, мелькали вон за той горой». Если первая строфа данного стихотворения вызывает в нашем восприятии картину осеннего вечера, то остальные три строфы раскрывают состояние лирического героя, который, очевидно, тяжело переносит эту неопределенность времени года в природе. Самочувствие героя ощущается прямо-таки физически: «С вечера все спится». И действительно, когда осенью начинает рано темнеть, сразу появляется сонливость, а когда ложишься в постель, долго не можешь заснуть, ведь слышно, как «ночью ветер злится да стучит в окно». В третьей строфе угнетенное настроение героя достигает высшей точки, и он с отчаяньем восклицает: Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Так как стихотворение построено на параллелизме, то вполне естественно, что состояние героя сильней раскрывается через образы природы. Поэтому в последних двух строфах эта взаимосвязь ощущается в полной мере. Например, герой уже рад встретить зиму, а природа к этому еще не готова, и Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят. Возникает такое впечатление, будто именно герой вызвал этот испуг своим настойчивым призывом к зиме скорей приходить с вьюгами да метелями. В последней строфе состояние героя достигает своего апогея: Выйдешь — поневоле Тяжело — хоть плачь! Именно поэтому и возникает образ перекати-поле, символизирующего неприкаянность, по сути, неприкаянность души героя, который никак не может смириться с наступлением поздней осени. Достаточно вспомнить, что в лирике существует довольно распространенное сопоставление жизни человека с природными циклами. Так вот осень в природе — это время умирания, подготовка к смерти. Какие можно испытывать чувства, готовясь к смерти. Неслучайно считается, что и душа человека теряет способность радоваться, как будто впадает в спячку. У стихотворения «Ласточки пропали» даже форма строфы необычная: это не традиционное для лирики XIX века четверостишие. Нет, строфа удлинена до пяти строк, словно автор такой тянущейся бесконечно строфой напоминает нам о тянущихся бесконечно долгих осенних вечерах.

Рекомендуем посмотреть:

  • «Орфей, Эвридика и Гермес», анализ стихотворения
  • «Осенний день», анализ стихотворения Рильке
  • «Пьяный корабль», анализ стихотворения Артюра Рембо
  • Анализ стихотворения Поля Верлена «Осенняя песня»
  • Анализ сборника «Цветы зла» Шарля Бодлера, сочинение
  • «Соответствия», анализ произведения Бодлера
  • «Корсар», анализ поэмы Байрона, сочинение
  • «Душа моя мрачна», анализ стихотворения Байрона
  • «Паломничество Чайльд-Гарольда», анализ поэмы Байрона
  • «Ошибка», анализ стихотворения Цветаевой

Осенью

Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.

А.Фет

***
Какая холодная осень!

Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дремлющих сосен
Как будто пожар восстает.

Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя,
И светят фосфорные очи,
Да только не греют меня.

А.Фет

Устало всё кругом: устал и цвет небес
,
И ветер, и река, и месяц, что родился,
И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,
И желтый тот листок, что наконец свалился.
Лепечет лишь фонтан средь дальней темноты,
О жизни говоря незримой, но знакомой…
О ночь осенняя, как всемогуща ты
Отказом от борьбы и смертною истомой!

Анализ стихотворения ФЕТА «ЛАСТОЧКИ»

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.А. ФЕТА «ЛАСТОЧКИ». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА

Стихотворение «Ласточки» было написано А.А. Фетом в 1884 году. Основная тема его — непостижимость творческого процесса, вдохновения. В нем присутствуют как элементы пейзажа, так и элементы философского размышления.

В основе композиции стихотворения — сопоставление при­родного явления и процесса человеческой жизни. Полет лас­точки «над вечереющим прудом», ее «дерзновенье» напомина­ют поэту о природе вдохновенья как о чем-то запредельном, далеком от обыденности.

Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть — это картина природы, описание полета ласточки, целиком захватившего лирического героя. Здесь мы видим постепенное развитие темы. Сначала он просто обо­значает явление — свой неизменный интерес к природе:

Природы праздный соглядатай,

Люблю, забывши все кругом,

Следить за ласточкой стрельчатой Над вечереющим прудом.

Затем явление конкретизируется — теперь мы явственно видим этот вечерний пейзаж. Одновременно герой обозначает здесь и свои собственные чувства:

Вот понеслась и зачертила —

И страшно, чтобы гладь стекла Стихией чуждой не схватила • Молниевидного крыла.

Следующие строчки — своеобразная кульминация, пере­ломный момент в развитии темы. Лирический герой обраща­ется мыслью к вдохновению. И это уже вторая часть произве­дения. Мы видим, что процесс творчества для него — это чудо, таинство, нечто выходящее за рамки обыденной жизни:

Не так ли я, сосуд скудельный,

Дерзаю на запретный путь,

Стихии чуждой, запредельной,

Стремясь хоть каплю зачерпнуть?

Стихотворение написано ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная, поэт использует различные средства художе­ственной выразительности: метафору и риторический вопрос (заключительная строфа), эпитет («сосуд скудельный», «мол­ниевидного крыла»), анафору («И снова то же дерзновенье И та же темная струя»).

Произведения для сопоставления: В.А. Жуковский «Невырази­мое», Ф.И. Тютчев «Silentium», А. А. Ахматова «Творчество («Бы­вает так: какая-то истома…»)»

Скрепа: Мотив непостижимости творческого процесса; мотив дерзости художника, стремящегося передать живую жизнь в красках и словах; вдохновение как таинство.

Афанасий Фет — Природы праздный соглядатай ( Ласточки )

Prirody prazdny soglyadatay,Lyublyu, zabyvshi vse krugom,Sledit za lastochkoy strelchatoyNad vechereyushchim prudom.

Vot poneslas i zachertila, —I strashno, chtoby glad steklaStikhiyey chuzhdoy ne skhvatilaMolniyevidnogo kryla.

I snova to zhe derznovenyeI ta zhe temnaya struya, —Ne takovo li vdokhnovenyeI chelovecheskogo ya?

Ne tak li ya, sosud skudelny,Derzayu na zapretny put,Stikhii chuzhdoy, zapredelnoy,Stremyas khot kaplyu zacherpnut?

Ghbhjls ghfplysq cjukzlfnfq,K/,k/, pf,sdib dct rheujv,Cktlbnm pf kfcnjxrjq cnhtkmxfnjqYfl dtxtht/obv gheljv/

Djn gjytckfcm b pfxthnbkf, —B cnhfiyj, xnj,s ukflm cntrkfCnb[btq xe;ljq yt c[dfnbkfVjkybtdblyjuj rhskf/

B cyjdf nj ;t lthpyjdtymtB nf ;t ntvyfz cnhez, —Yt nfrjdj kb dlj[yjdtymtB xtkjdtxtcrjuj z?

Yt nfr kb z, cjcel creltkmysq,Lthpf/ yf pfghtnysq genm,Cnb[bb xe;ljq, pfghtltkmyjq,Cnhtvzcm [jnm rfgk/ pfxthgyenm?

Средства выразительности

А. А. Фет обладал не только тонкой способностью видеть и чувствовать природу, но и богатым арсеналом средств выразительности для ее яркого изображения.

  1. Прежде всего, описать вечерний пейзаж поэту помогает использование ярких эпитетов: «стрельчатая ласточка», «вечереющий пруд», «молниевидное крыло».
  2. Во второй части стихотворения поэт выбирает метафоры, позволяющие наиболее зримо передать суть его философских рассуждений. Так, он называет себя «скудельным сосудом», стремящимся зачерпнуть хоть каплю «чуждой, запредельной стихии».
  3. Эмоциональный накал финала текста А. А. Фет усиливает с помощью риторических вопросов, в которых призывает читателя стать участником его наблюдений и размышлений, вместе задуматься над неразрывной связью человека и природы.

В стихотворении «Ласточки» А. А. Фет делится с читателем своими наблюдениями за красотой природы и размышлениями о сходстве ее с человеческой натурой. Использование средств выразительности, тонко подмеченные детали и простая композиция позволяют поэту передать грациозность полета ласточки и сравнить ее с природой человеческого вдохновения. Жажда прикоснуться к неведомым граням мироздания, приоткрыть завесу тайны и ступить на скрытые пути – это то, что движет как полетом птицы над гладью вечернего пруда, так и создающим свое произведение творцом.

  • Люблю мой край несказанно богатый стих

      

  • Ось дерево звелось стих

      

  • Подари мне свое дыхание стих

      

  • Рифма к слову мигом в стихах

      

  • Ах ты моя душечка белая подушечка стих

Анализ стихотворения А. А. Фета «Ласточки пропали»

Афанасий Фет – единственный поэт России, который никогда не писал на социальные, политические темы. Его лирика была посвящена природе, любви и назначению поэзии. Поэтому его стихи привлекают, волнуют и нравятся читателям по сей день. Ведь ситуация в мире постоянно меняется, а вечное остается прежним, всегда актуальным. Фета можно назвать импрессионистом в мире поэзии.

Он стремился запечатлеть прекрасное, мимолетное мгновение, передать свои эмоции слушателю в полной мере. Индивидуальное, романтическое восприятие мира в его стихах выражено более остро, чем у кого-то иного. Природа «ясною улыбкой» будит в нас эмоции, испытанные автором. Вместе с ним мы восхищаемся пушистой вербой, умиляемся первому ландышу, наблюдаем за игривыми мартовскими ручейками. Поэт любил весну, восхищался, любовался ею. Все лучшие стихи об этом времени года написаны им.

Совсем другие строки читаем мы про осень. Здесь не найти пушкинской гармонии, печальной красоты поздней осени, нет «очарования очей». Нет тютчевского примирения с погодой, мол коротка, но дивная по-своему. Нет щемящего восторга Есенина – крестьянского поэта. А есть хандра, романтизированная апатия, тоска по летнему теплу, звучит «голос лета прожитого».

Осень Фета холодна, беззвучна, равнодушна, а сумрачные дни грустны. Но всё же он любуется пожаром, восставшим из-за дремлющих сосен. Сравнивает погоду с юной девушкой, не испытывающей ответных чувств к кавалеру, холодно принимающей ухаживания.

Стихотворение родилось на свет в 1854 году. Имеет форму пейзажной зарисовки с элементами философского размышления. Отсюда вывод, что произведение принадлежит жанру элегии. А. А. Фет для своей работы выбирает трехстопный хорей. Примечательно то, что текст написан пятистишиями, что редко встречается в отечественной поэзии. Такая структура подчеркивает тягучесть, монотонность, бесконечность осенних дней. Присутствует чередование мужских и женских рифм.

Композиционно делится на две части: описание природы, явлений, констатация фактов и рассказ о личных, эмоциональных переживаниях рассказчика, который становится лирическим героем стихотворения. Неопределенность, серость, будничность межсезонья навевают тоску на автора, угнетают его. Герой грустит об уходящем времени.

Уже первая строчка наводит грусть, в ней звучит безысходность. Ласточки не просто улетели на юг, перестали радовать полетом, они «пропали». Для нашего человека от этого слова веет обреченностью, невосполнимой, горькой утратой. Острое чувство потери накрывает читателя вслед за рассказчиком.

К середине текста эмоциональный накал достигает кульминации. Поэт восклицает, что готов встретить снег и вьюгу, но только не эту унылую серость, когда клин журавлей с протяжными криками скрывается за горизонтом. Образ улетающих на юг птиц навевает отчаяние, желание также убежать от холода, слякоти, плохих предчувствий. Поэту настолько тяжело это переживать, что хочется плакать. Олицетворением эмоций становится перекати-поле – вечный символ пустоты, бесприютности.

В стихотворении можно заметить антитезу. Два времени года противопоставлены друг другу. Ведь для Фета прилетающая ласточка – вестница весны, ее символ. А отсутствие этих птиц становится знаком противоположным. Суетливое поведение грачей напоминает об их скором отлете.

Поэт чувствует сонливость, апатию, в отличии от Пушкина, для которого осень – самый продуктивный период творчества.

Все воспринимают по-своему любую погоду. Кто-то любит жару, другие – торжество осенних красок, терпкий и свежий воздух, а некоторые романтические натуры предпочитают дождь. Фет любит здоровую, сухую погоду. Но даже слякотная весна его радует гораздо больше самой сухой осени. Ведь после весны придет жаркое лето, а межсезонье сменит холодная зима.

Моральные уроки стихотворения Фета

1. Заботиться о своих близких

В стихотворении Фета «Ласточки пропали» автор выражает глубокую тревогу и печаль по поводу пропажи ласточек, которые возвращаются к своим гнездам каждую весну

Это напоминает нам о важности заботы о своих близких, о том, чтобы всегда возвращаться к ним и оказывать им поддержку и любовь

2. Ценить истинные ценности

В стихотворении Фета подчеркивается пропажа ласточек, что является символом исчезновения теплоты и красоты в мире. Это напоминает нам о том, чтобы ценить истинные ценности, такие как природа и взаимопонимание, и беречь их от исчезновения. Вместо того, чтобы погружаться в повседневные заботы, мы должны запоминать, что истинное счастье заключается в том, чтобы наслаждаться красотой мира и любить друг друга.

3. Понимать неизбежность перемен

На протяжении стихотворения Фет упоминаются времена года и переменчивость природы. Это напоминает нам о неизбежности перемен в жизни, о том что все имеет свой цикл и проходит. Мы должны принимать перемену как неотъемлемую часть жизни и учиться адаптироваться к новым условиям.

В стихотворении «Ласточки пропали» Фет выступает не только в качестве наблюдателя природы, но и поднимает глубокие философские вопросы

Он напоминает нам о важности заботы о близких, оценки истинных ценностей и понимании неизбежности перемен в жизни

Мне нравитсяНе нравится

Ласточки в культуре

В литературе

Ласточки регулярно упоминаются в литературе и стали источником вдохновения для многих поэтов и писателей. Они символизируют легкость, радость и свободу. Изящный полет ласточек порождает ассоциации с красотой и гармонией.

Один из примеров, где ласточки стали центральными персонажами, — это стихотворение Фета «Ласточки пропали». В нем поэт передает грусть и потерю красоты мира из-за исчезновения этих прекрасных птиц.

В живописи

Ласточки также часто встречаются на картинках и в живописных произведениях. Их форма и грация делают их прекрасными объектами для изображения. Значительные художники, такие как Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо, включали ласточек в свои произведения.

Заряженные символизмом, ласточки создают особую атмосферу на полотнах. Их присутствие может подчеркивать хрупкость и преходящую красоту жизни.

Таким образом, ласточки оказали значительное влияние на культуру в различных формах искусства. Символами весны, свободы и красоты, они вобрали в себя часть эстетики и вдохновили многих творцов создавать произведения, которые берут нас за душу и наполняют радостью и восхищением.

Публикация «Заучивание стихотворения А, Фета „Ласточки пропали“ в подготовительной группе» размещена в разделах

  • Ласточка
  • Перелетные птицы
  • Подготовительная группа
  • Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016

Предварительная работа: поместить портрет поэта в книжный уголок, чтение стихотворений об осени других русских поэтов (А. Плещеева, А. С. Пушкина), наблюдение на прогулке примет осени, рассматривание репродукции И. Левитана «Осень (Октябрь)», слушание произведений П. Чайковского «Времена года», А. Вивальди «Времена года».

Материалы: репродукция И. Левитана «Осень (Октябрь)», музыка П. Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь», бумага и карандаши для каждого ребёнка для зарисовки опорной схемы для заучивания стихотворения, шарики с отверстиями и верёвка для игры «Собери бусы».

Пропажа ласточек в стихотворении Фета

В стихотворении Фета «Ласточки» он использует образ ласточек как символическую картину для выражения своих чувств. Ласточки обычно считаются символами лета и возвращения домой после долгой зимы. Они также символизируют радость, надежду и свободу. Однако, в данном стихотворении, Фет описывает, как птицы исчезают, и с ними уходит радость и надежда.

Фет передает свои эмоции и чувства через использование живописных образов и яркой поэтической формы. Он описывает, как ласточки, ранее рассекавшие небо и радостно чирикающие, теперь улетают прочь и не возвращаются. Затем он описывает свое чувство потери и пустоты, которые остаются после их исчезновения.

Стихотворение Фета «Ласточки» является метафорой не только для пропажи птиц, но и для чувства потери, изменений и нестабильности в жизни человека. Оно вызывает в читателе тоску и печаль, но также внушает надежду на возвращение ласточек и, следовательно, новых лучших времен.

Красота природы в стихотворении Фета

Использование метафоры

Фет использовал метафоры, чтобы передать красоту и легкость ласточек. Он описывает их полет как “легкий разговор” и “танец”, что создает образ нежных созданий, летящих в синем небе. Метафорический язык позволяет читателю почувствовать грацию и изящество этих птиц.

Изображение природы через детали

Фет не только описывает ласточек, но и передает их среду обитания. Он описывает синее небо и зеленую траву, создавая яркое представление о природе. Он также упоминает звук ветра и говорящее поле, что делает природу живой и оживленной.

Строфа Описание природы
Первая Ласточки летят и разговаривают в синем воздухе.
Вторая Они пляшут в танце на зеленой траве.
Третья Ветер шепчет им о прекрасном синем небе.
Четвертая Поля рассказывают им о красоте мира.

Таким образом, стихотворение Фета “Ласточки” восхищает читателей красотой природы и величием окружающего мира. Описание природы через детали и использование метафор создают яркие образы, которые остаются в памяти читателей.

Стихотворение «Ласточки» А.А. Фета

Строфы стихотворения передают тему ухода ласточек в дальние края, смену времен и сезонов, а также их возвращение весной. Весь текст пропитан ощущением перемен и вечной смены времен: «И далеко, и далеко, и далеко…»

Формат стиха — класическая трехстишия. Автор использует рифму абаАбАба в каждой строфе. Это создает особую музыкальность и гармонию в стихотворении.

Строфа Анализ
Ласточки улетели Первая строфа вводит нас в основную тему стихотворения — уход ласточек в далекие края. Аютор употребляет повторение слова «далеко» для передачи их туманного пути.
В сердце некая пустота Анализ второй строк показывает, что особых эмоций в лирике не задействовано. Однако упоминание пустоты в сердце говорит о некоей чувственности и тоске.
И грустью эта пустота Третья строка углубляет смысл и направляет читателя на путь понимания грусти по поводу ухода ласточек.
А в это грустное лето Четвертая строка подчеркивает эмоциональное состояние автора — это грустное лето. Это может быть связано с уходом или прощанием с чем-то дорогим.
Как будто первый раз Пятая строка вводит идею нового начала, возможно, нового цикла жизни, связанного с возвращением ласточек. Также она указывает на то, что каждое лето, каждое возвращение ласточек ощущается автором как что-то новое, волнующее и завораживающее.
Взгляд на них брошен Анализ шестой строки говорит о том, что автор смотрит на ласточек их-за ухода с чувством тоски и некой разлуки.
Со все жеманностью детства Седьмая строка передает чувство нежности, детской любви к этим птицам. Возможно, автору в детстве было дорого лето и прилет ласточек.
Одна ласточка за ними Анализ восьмой строки указывает на единственную ласточку, которая осталась и летит вместе со своими сородичами.

Обратите внимание, что данное стихотворение — всего лишь одно из множества произведений А.А. Фета

Как правило, его творчество характеризуется яркой мелодичностью и звучанием стиха.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: