«Одинокий дуб» А.Фет
«Одинокий дуб» Афанасий Фет
Смотри,- синея друг за другом, Каким широким полукругом Уходят правнуки твой! Зачем же тенью благотворной Всё кружишь ты, старик упорный, По рубежам родной земли?
Когда ж неведомым страданьям,
Когда жестоким испытаньям Придет медлительный конец? Иль вечно понапрасну годы Рукой суровой непогоды Упрямый щиплют твой венец?
И под изрытою корою Ты полон силой молодою. Так старый витязь, сверстник твой, Не остывал душой с годами Под иззубренною мечами, Давно заржавленной броней.
Всё дальше, дальше с каждым годом Вокруг тебя незримым ходом Ползёт простор твоих корней, И, в их кривые промежутки Гнездясь, с пригорка незабудки Глядят смелее в даль степей.
Когда же, вод взломав оковы, Весенний ветр несет в дубровы Твои поблеклые листы, С ним вести на простор широкий, Что жив их пращур одинокий, Ко внукам посылаешь ты.
Анализ стихотворения Фета «Одинокий дуб»
Являясь настоящим королем пейзажной лирики, Афанасий Фет довольно редко затрагивал серьезные философские темы в своем раннем творчестве, так как не испытывал в этом душевной потребности. Однако к середине жизни, когда пришло время подводить промежуточные итоги, поэт стал задавать себе вопрос о том, для чего именно он живет. Четкого ответа у него не было, так как все те идеалы, к которым стремился Фет, к этому моменту уже оказались достигнутыми, не принеся ему морального удовлетворения. В активе у него были солидный капитал и нелюбимая жена, но при этом поэт не мог похвастаться душевным спокойствием, наличием близкого по духу человека и потомством, о котором стал мечтать в зрелом возрасте. Подобные размышления легли в основу глубоко личного и наполненного трагизмом стихотворения «Одинокий дуб», написанного в 1856 году.
На первый взгляд кажется, что это произведение представляет собой очередной великолепный образец пейзажной лирики. Ведь в центре произведения – старый вековой дуб, пленяющий своею мощью, благородством и красотой. Его окружает молодая поросль, которая нуждается в солнечном свете и тянется к небу. Однако могучие ветви дуба-старика заслоняют новые побеги от света. Поэтому поэт, обращаясь к дереву, вопрошает: «Зачем же тенью благотворной всё кружишь ты, старик упорный, по рубежам родной земли?».
Казалось бы, старому дубу действительно больше нечего ждать от этой жизни. Он получи все, о чем только мог мечтать, и теперь остается лишь уступить место молодым деревьям, которые так упрямо пробивают себе дорогу среди узловатых корней своего предка. Но старик не хочет умирать, так как еще «полон силой молодою» и готов соперничать с собственными внуками не только в мудрости, но и в мощи. Но вместо этого он лишь упорно сбрасывает листья по осени, которые разносятся ветром по всему лесу. Таким образом дерево посылает весточку своим потомкам о том, что «жив их пращур одинокий», исполненный благородства, силы и удивительной красоты.
В этом стихотворении Фет прибегает к аллегории, сравнивая самого себя со старым дубом. Поэт чувствует, что получил от жизни все, чего хотел, но при этом лишился самого главного – любви и семейного благополучия. Он точно так же, как и старый дуб, одинок, хотя и находится постоянно среди людей. Но это лишь усиливает ощущение собственной никчемности и бесполезности, которое у концу жизни поэта будет возведено в абсолют.
Сказки старого дуба
В лесу, на крутом берегу моря, рос старый-старый дуб; ему было ни больше, ни меньше, как триста шестьдесят пять лет, но это, ведь, для дерева всё равно, что для нас, людей столько же суток. Мы бодрствуем днём, а спим и видим сны ночью, дерево же бодрствует три времени года и спит только зимою. Зима — время его сна, ночь, сменяющая длинный день: весну, лето и осень. В тёплые летние дни около дуба кружились и плясали мухи-подёнки. Каждая жила, порхала и веселилась, а, устав, опускалась в сладкой истоме отдохнуть на один из больших, свежих листьев дуба. И дерево всякий раз говорило крошечному созданью: — Бедняжка! Вся твоя жизнь — один день! Как коротко, как печально твоё существование! Гляди, как светло, тепло и чудесно!
Мультфильм «Сказка старого дуба»
Toggle navigation. Россия Форматы кино- и тв- фильмов Прокатные Короткометражные Сериалы Телевизионные Многосерийные Сериалы длинные Альманахи ТВ-версии спектаклей Категории кино- и тв- фильмов Игровые Документальные Анимационные Скоро на экранах Актеры российского кино Актрисы российского кино Дети в российском кино Селебрити в российском кино Иностранцы в российском кино СССР Форматы кино- и тв- фильмов Прокатные Телевизионные Короткометражные Многосерийные ТВ-версии спектаклей Альманахи Сериалы 11 Категории кино- и тв- фильмов Игровые Документальные Анимационные 57 Актеры советского кино Актрисы советского кино Дети в советском кино 92 Знаменитости в советском кино 86 Жанры Драма Экранизация Мелодрама Приключения Детектив Комедия Исторический Криминальный Психологический Военный Запомнить меня.
Забыли пароль? Драма , Экранизация телевизионный игровой. Режиссеры: Фикрет Алиев , Гусейн Мехтиев. Влюбленный в природу старый лесник противостоит уничтожению старого дуба. Азербайджанфильм производство. Гасан Абдулгасан Мамедов. Гасанага Гасан Турабов. Расим Балаев. Режиссеры: Фикрет Алиев Гусейн Мехтиев. Сценарист Иси Меликзаде. Оператор Фарамаз Мамедов. Художник-постановщик Фикрет Ахадов. Композитор Эльдар Рустамов. Россия Форматы кино- и тв- фильмов Категории кино- и тв- фильмов Скоро на экранах Актеры российского кино Актрисы российского кино Дети в российском кино Селебрити в российском кино Иностранцы в российском кино.
СССР Форматы кино- и тв- фильмов Категории кино- и тв- фильмов Актеры советского кино Актрисы советского кино Дети в советском кино Знаменитости в советском кино Детское кино Советские и российские фильмы для детей. Награды Ника Национальная кинематографическая премия.
Вариант 2
Афанасий Фет был именно таким автором, которого можно назвать одним из родоначальников эмоциональной лирики, в которой присутствовали некоторые черты таинственности и загадочности, которые были так свойственны произведениям Фета. Через свои произведения Фет доносил до своих читателей самые разнообразные мысли, начиная личными переживаниями и описаниями эмоций, заканчивая его особой философской лирикой, которая также получила немалую известность из-за её уникальности и самобытности. Так или иначе, Афанасий Фет был довольно талантливым автором, что и подмечали его современники неоднократно, автором, который мог бы писать и писать, если бы только он жил вечно. Прекрасным примером произведений его лирики послужит стихотворение “Одинокий дуб”.
В данном стихотворении автор с помощью повествовательного элемента знакомит нас с лирикой пейзажей и видов, которые так сильно любит автор. Фет буквально обожал находиться на природе, и под этим особым чувством вдохновения он писал достаточно интересные произведения, которые впоследствии назывались критиками как гениальные. Из произведения мы видим, что автор пытается описать довольно интересную картину, которая может захватить интерес читателя, если только он поймёт, какую именно картину хочет донести до него автор. Всё в произведении расплывчато и непонятно, и это отнюдь не редкость в произведениях Фета. Через данный литературный приём он пытается заставить своего читателя мыслить, и прямо воспринимать то, что сам автор пытается ему дать.
Потому произведение и наполнено таким большим количеством образности, от чего его можно даже назвать слегка перенасыщенным на детали и эти самые образы. Однако, даже при такой перенасыщенности, это не мешает произведению исправно доносить мысль автора до читателя, дабы тот мог целиком и полностью понять, и интерпретировать эту самую мысль. Через данное произведение автор выражает мысль того, что в нашем мире всё довольно таки неоднозначно, и что даже одиноко стоящее дерево, может нести в себя гораздо больший смысл, чем может показаться на первый взгляд. Он как бы говорит, что читателю нужно повнимательнее вглядеться в этот самый дуб, может он найдёт для себя что-то новое, и сможет понять то, что так давно хотел понять. Таким образом, автор создаёт некую образовательную форму взаимодействия.
Таким образом, мы видим, что произведение Фета “Одинокий дуб” носит в себе достаточно много различного смысла, который так или иначе интерпретируется каждым читателем по своему, и потому не может быть оценен объективно.
Анализ стихотворения Одинокий дуб по плану
Дуб и Ива
Жил-был на свете один очень мудрый, но очень одинокий Дуб. Когда мимо него прогуливались влюбленные парочки, он лишь грустно вздыхал и провожал их взглядом. А по ночам ему снилась прекрасная возлюбленная, которая была пока где-то очень далеко…
— Может, во мне что не так? Может, мои корни так велики, что не оставляют другим деревьям никакого места рядом со мной? — думал Дуб и грустил.
Однажды рядом с ним появилась влюбленная парочка, которая держала в руках саженец Ивы. Дуб ликовал, мол, наконец-то его одиночество скоро закончится!
— Здесь растет дуб. У него очень большие и мощные корни, поэтому рядом с ним лучше не сажать иву, — сказал молодой человек.
— Что вы, я не помешаю прекрасному деревцу, только не уходите! — взмолился Дуб на своем языке, напряженно зашуршав листвой.
— Давай все же здесь иву посадим, — ответила девушка, будто услышав мольбу Дуба.
Молодые люди обменялись влюбленными взглядами и посадили Иву рядом с Дубом. Тот, наконец, почувствовал себя счастливым.
Дуб с восхищением смотрел на Иву, закрывал ее своей листвой от сильного дождя и ветра, а перед сном желал сладких снов. Поначалу Ива не обращала внимания на Дуб, часто отворачивалась от него. Ей было интереснее наблюдать за птичками и насекомыми, за облаками, плывущими по небу и играющими с лучами солнца…
Но однажды Ива почувствовала, как корни Дуба коснулись ее. В этот момент она ощутила какое-то необъяснимое и неведомое ей доселе чувство. Дуб будто обнимал ее. А Ива чувствовала себя его пленницей, но ей было настолько хорошо рядом с ним, что она никак не хотела вырываться из его объятий. В этот момент Ива отчетливо поняла, что теперь ее прежде беззаботная и свободная от всяких чувств жизнь никогда не станет прежней…
С каждым днем их корни все теснее переплетались друг с другом. Ива все чаще склоняла свои ветви в сторону Дуба. Зимой она шептала ему ласковые слова, согревая своим теплом, а знойным летом отгоняла от него назойливых насекомых. Оба дерева были по-настоящему счастливы!
Как-то раз весной садовники хотели выкопать Иву и пересадить ее на другой конец города. Дуб от досады громко шелестел листвой, будто прогоняя садовников. А Ива лишь тихо плакала и надеялась на чудо.
— Тут нереально выкопать иву, если не срубить дуб и не разрубить его корни, — сказал один из садовников, указывая другому на переплетенные корни двух деревьев.
— Получается, можем погубить оба дерева? — задумчиво потирая лоб, сказал другой садовник.
— Получается, так. Может, оставим их в покое? Пусть растут так, как им хочется!
— Ты прав.
Когда садовники закопали корни деревьев и ушли, Дуб и Ива, с любовью глядя друг на друга, ликовали. Теперь они ничего не боялись, а мир сверкал для них новыми красками. Так, будто сегодня у них произошло второе рождение…
Вариант 2
Произведение относится по жанровой направленности к философской элегии, представленной в форме послания, и является частью раннего творчества поэта.
Ключевой тематикой стихотворения являются авторские размышления в отношении судьбы души странствующего человека, представленного автором в образе лирического героя, именующего себя странником и пытающегося познать собственную душу, увидеть черты далекого будущего.
Структурная композиция стихотворения, выполненная как монолог лирического героя, условно разделяется на две части, первая из которых представляет собой сравнительное описание поэта с Байроном, указывающее на схожие и отличительные черты знаменитого поэта, а вторая часть повествует о душевном состоянии лирического героя. При этом отличительной особенностью произведения является отсутствие деления стихов на строфы.
Произведение «Нет, я не Байрон, я другой» создается поэтом с использованием в качестве стихотворного размера четырехстопного ямба в сочетании с перекрестной рифмовкой, а также включением женских и мужских рифм, позволяющих усилить эмоциональную окраску стихотворения и передать чувства грусти, тоски лирического героя, размышляющего о собственной дальнейшей судьбе.
Среди средств художественной выразительности, позволяющих придать произведению оригинальность и яркость, присутствуют метафоры в развернутом виде, а также сравнения и эпитеты. Кроме того, поэт применяют особую звуковую интонацию в монологе лирического героя, расставляя в повествовательном содержании смысловой акцент, при помощи вопросительных предложений, а также в форме восклицания.
Своеобразие в стихотворении подчеркивается аллитерацией, художественным приемом, четко передающим мятежность, пылкость, бунтарство душевного состояния лирического героя, ощущающего себя в окружающем мире одиноким и непонятым.
Произведение воспринимается как исповедь лирического героя, осознающего свою избранность, но отчужденного толпой, которая не в состоянии понять мечущую поэтическую душу, сравнимую с океанской безбрежностью и грустными, неизведанными тайнами.
Анализ стихотворения «Одинокий дуб» Заболоцкого
В творчестве Николая Алексеевича Заболоцкого пейзажная лирика традиционно переплетается с философской.
Стихотворение написано в 1957 году. Его автору осталось жить один год. Пронеслась, как сон – иногда дурной – жизнь, позади известность, косые взгляды советской цензуры, арест, истязания, ссылка в лагерь. Вернулся к семье, но в сфере творчества заниматься приходилось только переводами. Постепенно нашел дорогу к читателям, улучшилось материальное положение. Но последние годы все же были омрачены нелепым разладом в семье. По жанру – философская лирика, по размеру – ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Большинство рифм закрытые. Лирический герой – рассказчик, который только в финальной строфе явно обнаруживает себя, призывая читателя: вглядись в него (повелительное наклонение). Стихотворение, как это обыкновенно бывает у Н. Заболоцкого, насквозь метафорично. Поэт описывает и дерево, безусловно, но за этим образом скрывается человек. Оттого так красноречива первая строка: дурная почва. Действительно, человеку порой приходится расти на отравленной ложью, несправедливостью, обагренной кровью почве. В сущности, так мог бы сказать каждый. Но поэт, видимо, здесь рисует собственный портрет. Еще нестарый человек, он чувствует себя разбитым. Но он выжил, прошел через все. И хоть отсутствует внешнее «великолепье», он выстоял. В его душе по-прежнему зарыты сокровища образов, знаков, форм и рифм. «Какие-то отрепья»: мало кто задержит на нем взгляд. «Ударь – и запоет»: образ колокола здесь употребляется в его традиционном значении. «Славы»: песни дуба будут не проклятиями, а славословиями. «Важен и спокоен»: окружающая его местность безжизненна, истощена, опустошена. Однако дуб живет и своим существованием свидетельствует о силе жизни. Предпоследняя строка завершается вопросом. Расхожая пословица приобретает противоположное значение: воин, даже и один. Олицетворения: суставы, важен, запоет. В начальных строках 1 и 3 четверостиший обращает на себя симметричное употребление знака тире. Эпитеты: глухо, скрученные намертво, безжизненных. Янтарь: имеется в виду древесная камедь. Само сравнение с янтарем подчеркивает возраст дерева, его первобытность.
Стихотворение «Одинокий дуб» Н. Заболоцкого — гимн несломленным духом. Поэт призывает ценить не внешние эффекты, а внутреннюю сущность явлений, событий, людей, всего живого.
Топ вопросов за вчера в категории Русский язык
Русский язык 06.06.2023 22:12 1210 Бедак Александра.
ОДИН ОТВЕТ Укажите предложения, в составе которых есть причастный оборот.• Быстрые взоры царя отыс
Ответов: 2
Русский язык 06.04.2021 18:23 1090 Ульянова Александра.
Заря экскурсия поход снег пингвин иней катер йод якорь какие сло начинаются согласного звука
Ответов: 2
Русский язык 18.05.2023 14:02 1282 Синкевич Влад.
Найдите выражение без ошибки(нормы управления ) 1)Отзыв о книге 2)По окончанию школы 3)Оплатить з
Ответов: 2
Русский язык 19.06.2023 07:55 653 Михалевич Аліна.
Укажите правильный вариант употребления деепричастного оборота: а) Встретив друга, я был вынужден пр
Ответов: 1
Русский язык 18.05.2023 17:32 975 Podnarcote Cate.
В каком случае НЕ со словом пишется раздельно? 1)На пятый день не_погода превратилась в катастрофу
Ответов: 2
Русский язык 16.05.2023 15:15 834 Манолий Саша.
В каком предложении верно написано НЕ со словом? Она любит всех людей, не смотря на их внешность.
Ответов: 2
Русский язык 03.06.2023 23:00 51 Ординарцев Антон.
Напишите 8-10 устаревших слов из рассказа Пушкина » Барышня-Крестьянка».
Ответов: 2
Русский язык 29.04.2023 11:01 570 Жуков Кирилл.
Выбери вариант, в котором при раскрытии скобок не с деепричастием пишется СЛИТНО. (Не)выходя из вокз
Ответов: 2
Русский язык 19.06.2023 09:48 291 Волкова Мария.
4. Нарисуй схемы предложений. «Что-то мне плохо», сказал раненый. Петька выпалил: «Я слышал ваш ра
Ответов: 2
Русский язык 07.06.2023 20:41 431 Романов Даниил.
A11. В каком предложении «не» со словом пишется слитно? 4 бал Отдыхающие далеко (не)плохо провели
Ответов: 2
«Одинокий дуб» Фета Анализ
Название стихотворения «Одинокий дуб» содержит художественное определение — эпитет «одинокий». Прием олицетворения с самого начала придает образу дуба глубокий смысл: дуб предстает перед нами не только как часть пейзажа, но и как аллегорическое изображение одинокого человека, лишенного близких, друзей, взаимопонимания.
Своеобразие лирического произведения в том, что в нем нет сюжета и персонажей, как, например, в эпическом. Однако чувства, переживания автора передаются в лирике в ярких художественных образах — в картинах, отражающих реальный мир, содержащих конкретность и обобщение. Таков центральный образ стихотворения — «одинокий дуб».
Образ дуба как дерева лишен конкретности, лишь некоторые художественные детали позволяют представить «изрытую кору», «простор … корней», «поблеклые листы». Изобразительно-выразительные средства указывают на старость дуба, его силу. Более важную роль в стихотворении играет та сторона образа дуба, которая связана с обобщением: дуб символизирует человека.
В l-й строфе стихотворения важен образ круга, обладающего охранительной силой: «правнуки» уходят «широких полукругом», «старик, упорный» «кружит» по «рубежам родной земли», как бы защищая их.
Во 2-й строфе развивается тема старости и смерти («мучительный конец»). Заданный в l-й строфе риторический вопрос: «Зачем же … кружишь ты?.» — продолжается другими вопросами:
«Иль вечно понапрасну годы
Рукой суровой непогоды
Упрямый щиплют твой венец?»
Это риторические вопросы, имеющие важный философский смысл, поднимающие тему жизни и смерти, бренно и вечного. Возникает представление о жизни, полной страданий, жестоких испытаний.
Композиция стихотворения стройная, логичная, красивая. 1-я и б-я, последняя, строфы являются обрамляющими а центральная, 3-я, строфа — кульминацией в движении поэтической мысли.
В центральной строфе стихотворения наиболее ярко видна связь между образами дуба и старого витязя. Она подчеркнута как прямым сравнением, так и звукописью. «Под изрытою корою» перекликается с «под иззубренною мечами». Мысль о конце побеждается мыслью о жизненной силе. Старый дуб «полон силы молодою». Авторский голос звучит как поддержка старому дубу-витязю.
Дальше в стихотворении развивается мысль о том, что «старик упорный» — защитник всего молодого, нежного. «Простор … корней» — очень важная метафора, усиливающая ощущение мощи «старого витязя «. Незабудки — образ, олицетворяющий юность, незащищенность, чистоту, с одной стороны, и память — с другой стороны. Незабудки уютно гнездятся в кривых промежутках корней старого дуба. Это очень зримая и яркая картина. Как будто видишь корявые, выпирающие из-под земли корни дерева и между ними — веселые, нежно-голубые цветочки. В тени дуба, под его защитой они чувствуют себя уверенней, «глядят смелее в даль степей».
Финал стихотворения оптимистичен. Звучит тема весны, которая несет мир, обновление. Тема одиночества звучит уже не так трагично, Связь «пращура» с потомками не разорвана:
«… вести на простор широкий …
Ко внукам посылаешь ты».
Природа в стихах А. А. Фета очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.
Краткие сведения о поэте
Евгений Баратынский происходил из знатного рода обрусевших польских шляхтичей. Он родился в поместье Вяжля Тамбовской губернии. Его детство проходило неподалеку, в усадьбе Мара. В обучение ребенка входили французский и итальянский языки. Позже, учась в Пажеском корпусе, он прибавит к ним немецкий.
Мальчик мечтал о воинской службе, но одна детская шалость, в которой он участвовал, начитавшись Шиллера, привела его с друзьями к краже. Десятилетний Баратынский был исключен из корпуса и мог стать только солдатом. Он начал писать меланхоличные стихотворения, будучи в обществе изгоем.
В 19 лет Е. Баратынский начал служить рядовым. В том же году он знакомится с А. Пушкиным, А. Дельвигом, В Кюхельбекером, Ф. Глинкой, Н. Гнедичем. В 1820 году его полк направляют в Финляндию. Там и будет написано интересующее нас лирическое стихотворение «Водопад». Баратынский в этот период начинает печататься, и его имя становится известным.
История создания «Водопада»
Финская природа производила совершенно новое впечатление на юного Баратынского, привыкшего к равнинной местности. Рядом с крепостью Кюмень, где служил унтер-офицер, находился водопад Хэгфорс. Он удивлял своей высотой в восемь метров и мрачным ущельем.
Им можно было любоваться с мостика, который возвышался над стремительно текущей водной массой. Также Баратынский посетил водопад Иматра.
Этот бурлящий поток окаймляют леса Карелии с седыми валунами. Возможно, это шумное и величественное падение воды и привело к созданию в 1821 г. маленького шедевра – «Водопад». Баратынский как истинный поэт не мог пройти мимо, не отразив в своем творчестве необыкновенного явления природы.
Образы стихотворения
Вид и звуки водной массы заставляют поэта многократно восторженно и радостно воскликнуть, призывая ее к вечному существованию — «шуми», «не умолкай». Эта эпифора из четырех строф начнет и закончит произведение. Этот рефрен будет услышан читателями, на него нельзя не обратить внимания.
Эпитет «седой» по отношению к потоку представляет нам прежде всего его цвет, за которым слышится и древность.
Его «протяжный вой» заставляет видеть в нем живое существо, которое объединено с долиной, что также протяжно отзывается. Так олицетворяются силы природы в богатом воображении, которым обладает Баратынский. Водопад у него жив и без слов ведет беседу с поэтом. Рев у него не только протяжный, но и мятежный. Чего он сам ждет, Баратынский не может понять, поскольку он просто зачарован «дымной бездной»
Его риторические вопросы повышают наше внимание к пейзажу и, не требуя ответа, заставляют сопереживать
Лексические средства поэта
Стихотворение написано размеренным ямбом с кольцевой рифмой. Для современного читателя архаизмом звучит и упоминание об аквилоне, и сочетание «елию скрыпучей», которую он качает. Но, возможно, и у современников поэта они вызывали чувство вечности и первозданности природы.
Аллитерации, которые использованы, позволяют услышать шумящий поток с первой же строфы. На нее приходится три «ш». Далее будут многократно повторяться «ж», «щ» и снова «ш», усиливая первое впечатление. Четырежды подряд повторенное «ю» – это ассонанс. Он позволяет точнее передать льющуюся непрерывным потоком водную массу.
Рубрики
-
Воспитание детей (55)
- Воспитание детей раннего возраста (11)
- Ошибки воспитания (6)
- Ошибки родителей (4)
- Папа+Мама+Я=Семья (7)
- Правила для родителей (4)
- Про любовь (4)
- Читатель 21 века (8)
-
Геометрия
Геометрия 7 класс (2)
(3)
- Загадки (5)
-
Математика ГИА (15)
- Задание № 1 (7)
- Задание № 3 (4)
- Задание № 4 (4)
- Математические стихи (2)
-
Праздники (15)
- 23 февраля (1)
- 8 Марта (2)
- День Победы – 9 Мая (2)
- День числа Пи (1)
- Масленица (8)
-
Притчи о жизни (34)
- Аудио-притчи (28)
- Притчи о любви (4)
-
Сказки (50)
- Аудио-сказки Сергея Панчешного (6)
- Башкирские сказки (3)
- Белорусские сказки (2)
- Латышские сказки (3)
- Литовские сказки (1)
- Русские сказки (6)
- Сказки о животных и птицах (5)
- Сказки о природе (6)
- Сказки о растениях (2)
- Сказки Сергея Панчешного (14)
- Украинские сказки (8)
- Эстонские сказки (5)
- Японские сказки (1)
- Советы родителям (4)
- Успех (21)
- Хокку на каждый день (169)
Сказка про дуб
Однажды мне пришлось ехать по делам в старую, удалённую от всех дорог деревню. От станции, на которой я вышел, я свернул на тропинку, проходившую через красивую берёзовую рощу. Минут через пятнадцать я вышел на небольшую опушку, где увидел стоящий отдельно от всех деревьев дуб. Но это был не просто дуб, а дуб-гигант. Крона его возвышалась над землёй метров на сорок. Кряжистый ствол дуба, покрытый грубой серо-коричневой корой с большими трещинами, толщиной был в несколько человеческих обхватов. Насладившись красотой и могуществом лесного великана, я решил немного отдохнуть под его кроной. Я прилег и не заметил, как уснул. Во сне мне приснилось, что прилетела к этому дубу длиннохвостая сорока. Она села на нижнюю ветку и стала мне рассказывать «Сказку про дуб». – Много веков тому назад на эту опушку упало несколько желудей. Один схватила сойка и унесла в своё гнездо. Один нашла белка и спрятала его в лесной подстилке. Один унёс бурундук в свою нору. И никто из них не увидел маленький коричневый комочек, который спрятался под опавшим берёзовым листком. Это был жёлудь, который и дал жизнь могучему дубу. Но, прежде чем он стал таким, в первую весну из жёлудя появился маленький корешок, который стал пить воду и минеральные вещества из земли. Затем появился на свет небольшой, совсем не похожий на могучий дуб, стебелёк. Он радовался каждому восходу и заходу солнца, каждому дождику, который поливал его. Он радовался, что пробегавшие мимо дикие кабаны и олени не затоптали его тонкое тельце. Проходили годы. Стебелёк вытянулся, и уже можно было видеть по его листьям и ветвям, что это растёт величественный и могучий дуб. Каждый год, когда наступал месяц май, дуб расцветал и становился всё краше и сильнее. Он стал уже таким высоким, что ветер застревал в его кроне, а сквозь его густую листву едва-едва проглядывало жаркое летнее солнце. И хотя дуб рос совершенно один, ему никогда не было скучно. Ведь его окружали те лесные жители, для которых он стал и домом и столовой. Дрозды и иволги, горлицы и грачи, сойки и зяблики защищали дуб от различных жучков и гусениц, а он давал им пристанище на всё лето. Дятел-красноголовик стучал, не умолкая весь день, разыскивая в коре дуба жуков-короедов. Трудолюбивая белка собирала в дупло на зиму лесные орехи, жёлуди, грибы. Хорёк облюбовал нору в корнях дуба-великана, выходя каждую ночь на охоту. Иногда к дубу подбегала дикая кошка – рысь и пряталась от преследующих её волков на его нижних ветвях. А сколько вокруг дуба кружилось летом бабочек, мотыльков и разных мошек – и не сосчитать! Всех приютит старый дуб, всем даст еду и жильё. Так и жили они вместе. И это в природе называется симбиозом. После этих слов сорока встрепенулась и улетела, а я проснулся. Посмотрел на могучий дуб, поблагодарил его за приют, за уведенную во сне сказку и пошёл своей дорогой. Шёл я и думал: – Как хорошо, что в природе есть такие места, где можно отдохнуть, набраться сил, услышать интересную историю и увидеть мир другими глазами. И пусть таких мест на земле становится больше. Ведь это так нужно нам, людям!
Метки: Воспитание детей, природа, растения, сказкиРубрика: Сказки о растениях, Сказки Сергея Панчешного |
Сказка про высокий дуб — терапевтическая сказка для детей. Сказкотерапия
Проблема — правила безопасности
Жил да был мальчик Алеша. Он был очень веселый и любил приключения. Мама всегда очень беспокоилась и переживала за него, потому что Алеша был ужасно непослушным.
Однажды Алеша гулял во дворе. Было еще совсем рано, и никто из друзей не вышел. Кто-то завтракал, кто-то спал, а кто-то вообще заболел и грустно сидел у окна, глядя на улицу.
Посреди двора рос старый-престарый дуб. Он был такой огромный, что когда ребята брались за руки, то едва могли обхватить его шершавый ствол своим хороводом. Про этот дуб рассказывали много всяких интересных и таинственных историй. Больше всего Алеше понравился рассказ дворника дяди Пети о том, что на самой верхушке дуба не просто веточки и листочки. Там спрятана от посторонних глаз целая страна. На ветвях лежит большое пушистое облако, а на нем луга, поля, леса и целый город. Только все маленькое-премаленькое. И живут в этой стране волшебные гномы. Они наблюдают за двором и иногда спускаются, чтобы исполнить желание какого-нибудь хорошего и послушного ребенка. Алеша долго ждал, пока маленький гном придет к нему в гости. Но Алеша не очень-то слушался маму, поэтому гномы к нему не приходили.
Поскучал Алеша во дворе один, да и думает:
— Пока нет никого, залезу-ка я на дуб, поймаю гнома и загадаю ему желание. Заодно и волшебную страну посмотрю, будет потом о чем ребятам рассказать.
Как всегда Алеша совершенно забыл, что мама строго запретила ему залезать высоко.
— Ты еще маленький, — говорила мама. – Не залезай на подоконник, иначе можно упасть и набить огромную шишку. А если окно открыто, то можно вообще вывалиться на улицу. На крыше живут злые эльфы. Как только какой-нибудь маленький непослушный мальчик высовывается в окно, они его тут же подхватывают и уносят далеко-далеко. Никогда еще никто из детей, унесенных эльфами, не возвращался домой. И на забор нельзя залезать, и на деревья. Эльфы всегда начеку. Если ты залез не очень высоко, то они просто подлетят и толкнут тебя, ты упадешь и больно ударишься. А вот если ты залез высоко от земли, то там их волшебства хватит на то, чтобы навсегда забрать тебя к себе.
— А зачем они толкаются? – удивился Алеша.
— Просто так, из вредности, — ответила мама. – Ведь они же злые!
— Никогда не буду высоко забираться, — подумал Алеша. И тут же забыл свое обещание.
Забыл он и про маму, и про эльфов. Так уж ему хотелось влезть на дуб и поймать гнома.
Взял Алеша лесенку, поднялся до первой ветки. А потом с ветки на ветку, все выше и выше. Стал подбираться к верхушке старого дуба. Долго-долго карабкался Алеша по дубу. Но верхушка все никак не приближалась. Зато земля осталась где-то далеко внизу. Ухватился Алеша за ствол и присел отдохнуть. Сидит и думает:
— Зря я полез сюда. Теперь если и поймаю гнома, то придется его просить, чтобы он меня спустил на землю. Какое-то неинтересное желание получается. Ладно, хоть волшебный город увижу.
Вдруг ветка рядом с ним вздрогнула. В зеленой листве кто-то зашевелился.
— Ой, — перепугался Алеша. – Наверное, это злой эльф. Сейчас он меня столкнет вниз!
Алеша начал торопливо спускаться, но нога соскользнула, и он кувырком полетел вниз.
Читать другие терапевтические сказкиЧитать другие сказки про…
Часть 2: Домик Каролины
– Эта история о девочке Каролине, которая жила в необычном маленьком домике,– начал свое повествование Дедушка Дуб. – Домик Каролины стоял под землей и к тому же вверх тормашками…
Зайчата от удивления зашевелили ушками, а Лапушка так и осталась сидеть с открытым ртом, полным морковного пирога.
– Домик Каролины и впрямь был необычным, — продолжал свой рассказ Дедушка Дуб. – Любой, кто приходил к девочке в гости, начинал ходить вверх ногами. Всех это так забавляло, что даже взрослые вели себя словно дети. Все гуляли по потолку вниз головами, смеялись, болтали за чашечкой чая, который так и норовил вылиться из чашек, или играли в магнитные шахматы!
Каролина обожала принимать у себя гостей. Тогда Домик сразу наполнялся радостью и светом.
Однажды, когда Каролины не было дома, в дверь постучали.
– Кто там? – спросил домик.
У порога стояла старушка. Она откашлялась и как можно милее произнесла:
– Я бедная странница, пусти меня погреться, я немного отдохну и продолжу свой путь.
Домик пожалел старушку и гостеприимно открыл свою дверь.
Странница переступила порог, тут же приклеилась ногами к потолку и громко выругалась.
–Что вы сказали? – вежливо спросил у неё домик.
– Ничего, дружок! – ответила ему старушка.
На самом деле эта с виду любезная бабушка была злой колдуньей, которую звали Грызолла. Она ненавидела все, что приносило людям добро и радость. Колдунья странствовала по свету и уничтожала все хорошее, что встречалось на ее пути.
Грызолла обошла все комнаты, заглянула в каждый уголок, что-то бормоча себе под нос, и решила во что бы то ни стало уничтожить Домик. Старуха достала из сумочки пузырек с зельем, вылила вязкую зеленую жидкость на стены и пол и произнесла:
– А-кара-бах -тара-бах!!! Покройся слизью и мхом!
Но вместо этого на стенах выросли красивые белые цветы, и воздух вокруг наполнился их нежным ароматом.
Домик улыбнулся! Ведь он знал, что умеет все переворачивать вверх ногами, и злые заклятия старухи превратились в доброе волшебство!
Старуха на миг замерла в недоумении, а затем выхватила свою волшебную палочку.
– А-кара-бах-тара-бах!!! Пусть в твоем сердце навсегда поселятся тьма и холод! – произнесла ведьма свое заклинание и взмахнула палочкой в воздухе.
И в тот же миг Домик озарился солнечным светом, в комнате засверкала радуга, и все вокруг раскрасилось в разные цвета.
Домик не выдержал и засмеялся во весь голос.
Грызолла чуть не лопнула от злости. Она разломала волшебную палочку и швырнула ее в дальний угол.
–Ну, держись! – крикнула она Домику.
Ведьма встала посреди комнаты, подняла руки вверх и начала что-то бормотать. Изо всех углов к ней поползли темные тени и закружились в сильном вихре, раздался гром, засверкала молния, и старуха выкрикнула страшным голосом:
– А-кара-бах-тара-бах!!! Исчезни!
И… Исчезла сама.
Когда Каролина вернулась домой, Домик стоял, как и прежде. Он рассказал девочке, как проучил Грызоллу, и вместе они долго смеялись, обсуждая события сегодняшнего дня.
А вечером Каролина вновь принимала у себя гостей.
– Вот так маленький Домик победил злую колдунью! – закончил свой рассказ Дедушка Дуб.
На небе взошла полная Луна и озарила полянку около Дуба. Лапушка, Шустрик и Пушок дремали возле мамы Зайчихи. И тебе пора спать. Завтра будет новый день и новая сказка Дедушки Дуба.
***