Анализ стихотворения «пророк» лермонтова

Анализ стихотворения пророк лермонтова 9 класс

История создания

Стихотворение «Пророк» написано в мае — июне 1841 года, незадолго до гибели Лермонтова. Это был тяжёлый период как в личной жизни поэта, так и в общественной жизни страны. После заговора декабристов и Польского восстания 1831 года Николай I создаёт тайную полицию, Третье отделение, агенты которого присутствовали в самых разных кругах общества.

Характер у Лермонтова был трудный, он не умел скрывать свои мысли, по этой причине у него было немало недоброжелателей, среди которых – сам царь, Николай I. Именно по его инициативе поэт был сослан на Кавказ.

Впервые читатели познакомились с этим произведением уже после смерти поэта, оно было напечатано в 32 томе «Отечественных записок» в 1844 году.

Идея

Основная мысль, заложенная в стихотворении, передается читателю «гласом бога»: миссия Пророка Пушкина (поэта) в том, чтобы открыть людям свой талант, дать им прочувствовать силу поэзии. Идея произведения состоит в том, что каждый волен найти свое предназначение, и если вы всю душу отдаете любимому делу, возможно, и ваша задача состоит в том, чтобы продемонстрировать миру свои возможности.

Совершенно не факт, что вам явится шестикрылый серафим и будет наставлять вас подобными способами, но иногда хватит одного желания или таланта, чтобы реализовать себя и принести пользу окружающим. Это и будет являться своеобразной подсказкой, знаком свыше. В стихотворении Пушкина это может быть буквально, но главное – применить свои силы и таланты с пользой миру. В этом и состоит смысл «Пророка».

Образ пророка в стихотворении

Образ пророка в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Пророк» является одним из ключевых мотивов произведения. Пророк в данном случае не только символизирует религиозного пророка, но и образ человека, который видит и понимает то, что остальным не дано увидеть. Он является своего рода провозвестником, который предвещает неизбежность грядущих событий и несет в себе знание о том, что произойдет в будущем. В стихотворении Лермонтова пророк выступает как одинокий и непонятый человек, который не может найти свое место в мире, где царит лицемерие и ложь. Он видит и понимает то, что остальным не дано увидеть, и это делает его одиноким и изгнанным из общества. Однако, несмотря на это, пророк продолжает нести свое послание и предвещать грядущие события, несмотря на то, что его слова не всегда находят отклик в сердцах людей.

Связь «Пророка» с другими произведениями Лермонтова

Одним из ключевых аспектов анализа стихотворения «Пророк» является его связь с другими произведениями Лермонтова. Во-первых, «Пророк» является частью цикла «Песни», который включает в себя также стихотворения «Смерть поэта», «Бородино», «Измайловский парк» и другие. Все они объединены общей темой патриотизма, любви к Родине и героической борьбе за свободу.

Кроме того, «Пророк» имеет явную связь с другими произведениями Лермонтова, в которых затрагивается тема смерти и бессмертия. Например, в стихотворении «Смерть» поэт говорит о том, что его душа будет жить в поэзии, а его тело превратится в прах. А в «Пророке» мы видим образ пророка, который говорит о том, что его душа будет жить в вечности, а его тело превратится в пепел.

Также стоит отметить, что «Пророк» имеет множество отсылок к библейским текстам, что является характерным чертой творчества Лермонтова. Например, образ пророка напоминает образы пророков из Ветхого Завета, которые также говорили о будущем и предсказывали судьбу народов.

В целом, связь «Пророка» с другими произведениями Лермонтова позволяет лучше понять его творческую концепцию и увидеть, какие темы и мотивы были для него наиболее важными.

История создания

Лермонтов написал стихотворение “Пророк” в 1841 году незадолго до смерти, это его последнее произведение. Опубликовано оно было в 1844 году в “Отечественных записках”. Его отношения с общественностью значительно ухудшились: к тяжёлому характеру поэта прибавилась проблема неустройства в плане карьеры и разлад в личной жизни.

Это поспособствовало общему направлению в стихах 1841 года. Существует мнение, что рождение стихотворения “Пророк” – следствие споров Лермонтова с Одоевским В. Ф. Тема поэта и его признания была камнем преткновения в их горячих спорах. Большинство критиков признаёт, что это одно из лучших стихотворений Лермонтова.

Сравнение «Пророка» с другими произведениями русской литературы

Сравнение «Пророка» с другими произведениями русской литературы позволяет увидеть уникальность этого стихотворения. В отличие от многих других произведений, «Пророк» не имеет явной сюжетной линии и не описывает конкретных событий. Вместо этого, Лермонтов создает образ пророка, который выражает свои мысли о жизни и смерти, о смысле бытия и о том, что ждет человека после смерти.

Сравнивая «Пророка» с другими произведениями, можно отметить, что стихотворение Лермонтова ближе к философской поэзии, чем к классической литературе. Например, в «Евгении Онегине» Пушкина сюжет и персонажи играют важную роль, а в «Пророке» главным является мысль, которую автор хочет выразить.

Также можно сравнить «Пророка» с другими произведениями Лермонтова, например, с «Демоном» или «Мцыри». В этих стихотворениях автор также обращается к философским темам, но в них присутствует явная сюжетная линия и конкретные персонажи.

Таким образом, «Пророк» является уникальным произведением русской литературы, которое отличается от других произведений своей философской направленностью и отсутствием явной сюжетной линии.

Интерпретация «Пророка» в разных культурах

«Пророк» М. Ю. Лермонтова является одним из самых известных стихотворений в русской литературе. Однако, его значение и интерпретация не ограничиваются только русской культурой. В разных культурах «Пророк» трактуется по-разному, в зависимости от исторического и культурного контекста.

В западной культуре «Пророк» ассоциируется с романтизмом и идеалами свободы и независимости. В США, например, стихотворение Лермонтова часто цитируется в политических речах и используется как символ борьбы за права и свободы.

В арабской культуре «Пророк» трактуется как символ борьбы за свободу и независимость от колониальных держав. В Иране, например, стихотворение Лермонтова было переведено на персидский язык и использовалось в качестве лозунга во время Исламской революции 1979 года.

В китайской культуре «Пророк» трактуется как символ борьбы за права и свободы народа. В Китае стихотворение Лермонтова было переведено на китайский язык и использовалось в качестве лозунга во время студенческих протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.

Таким образом, «Пророк» М. Ю. Лермонтова является универсальным символом борьбы за свободу и независимость в разных культурах и исторических периодах. Его значение и интерпретация зависят от контекста, в котором он используется, и от того, какие идеалы и ценности он выражает для конкретной культуры и народа.»

Сюжет

Перед нами исповедь страдающего человека, которого не принимает общество.

Если пушкинский герой, находясь в пустыне, ещё только в начале своего пути, то лирический герой стихотворения Лермонтова уже попытался выполнить свою миссию и, в результате, оказывается в пустыне, спасаясь от преследования соплеменников.

Находясь среди людей, он ещё более одинок, чем в пустыне. Его дар никому не нужен. Люди не приемлют его речей, они не хотят знать правды ни о себе, ни о мире. В их глазах он видит лишь «страницы злобы и порока», а за «правды чистые ученья» в него швыряют камни.

Пророк обретает покой лишь в пустыне, где ему покорна всякая тварь земная, а звёзды слушают его, «лучами радостно играя».

Если же случается ему снова попасть в город, он снова слышит в свой адрес насмешки и упрёки.

Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами!

Его показывают детям, как образец неподобающего поведения.

Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм и худ, и бледен!Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!

Признак скорби, потери и неверия

Пророк Лермонтова, отделившись от социума, совершает древний иудейский обряд: посыпает пеплом голову. Это знак потери, скорби, неверия в разум, напоминания о грешной человеческой природе. Разочаровавшись в людях, герой стихотворения проповедует «тварям земным», звёздам. Покорные звери, солнечные лучи, по его мнению, ближе к Богу, чем человеческое общество. И в финале надежда на изменение общества к лучшему не появляется. Это оттеняется оценками стариков в адрес героя, оскорбительными и самолюбивыми. Презренное отношение подчёркивается их характеристиками: худой, угрюмый, бледный. Своими негативными эмоциями общество отвергает божьего посланника, тем самым обрекая себя на пустое, тёмное будущее без перспектив.

Структура стихотворения

Структура стихотворения – это основа любого анализа поэтического произведения. В стихотворении «Пророк» М. Ю. Лермонтова можно выделить несколько основных элементов структуры: строфы, размер, рифма и ритм.

Строфа – это стихотворный куплет, который повторяется в течение всего произведения. В «Пророке» Лермонтов использует строфу из четырех строк, где первая и третья строки рифмуются между собой, а вторая и четвертая – также рифмуются между собой.

Размер – это количество слогов в строке стихотворения. В «Пророке» Лермонтов использует размер в 12 слогов в каждой строке.

Рифма – это повторение звуков в конце строк стихотворения. В «Пророке» Лермонтов использует обычную рифму, где последние слова в первой и третьей строках рифмуются с последними словами во второй и четвертой строках.

Ритм – это регулярность ударений в строке стихотворения. В «Пророке» Лермонтов использует ямбический ритм, где ударение падает на второй слог каждой строки.

Все эти элементы структуры стихотворения важны для понимания и анализа произведения. Они помогают создать определенную атмосферу и передать авторскую идею.

Жанр, направление, размер

В стихотворении «Пророк» чувствуются возвышенность, торжественность и патетика, что свойственно такому литературному жанру, как ода. Оно написано четырехстопным ямбом, что тоже характерно для оды. Поэтому данное произведение можно отнести именно к ним, однако некоторые считают «Пророка» элегией, так как в нем затронута вечная, неразрешимая тема, и даже притчей, исходя из библейской тематики сюжета. Поэтому в отношении «Пророка» многие употребляют термин «философская лирика».

Обычно творчество Пушкина относят к романтическому и реалистическому направлениям, однако в данном случае речь идет, скорее, о классицизме. Философская лирика здесь раскрывается через интерпретацию библейского сюжета при помощи торжественного стиля и старославянизмов. Но в лирическом герое есть черты романтического персонажа – он в одиночестве блуждает по пустыне, ища ответы на свои вопросы и убегая от общества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: