«Панаевский цикл». История возникновения и посвящения
Поэты всегда были людьми с особым складом ума. Их творчество рождалось на свет, благодаря дивным музам. Не стала исключением и любовная лирика Некрасова. Стихи «Панаевского цикла» представляют собой некое признание в любви музе поэта – Авдотье Яковлевне. Фамилия этой единственной возлюбленной автора – Панаева. Отсюда, как вы понимаете, и берет свое название цикл.
Эта женщина была петербургской светской дамой, о ее роковую холодность разбились многие сердца. Она отличалась красотой и особым поведением. Кроме внешней привлекательности была в ней еще и незримая загадка, присущая роковым женщинам, из-за которых рушатся судьбы и обрываются жизни.
Кроме литературной ценности стихотворения Некрасова из «Панаевского цикла» имеют и историческую значимость. Все потому, что кроме них практически не сохранилось сведений об этом страстном романе поэта и его вдохновительницы.
Панаева была замужем, и поэт целый год держал свои чувства в себе, но их сила была столь велика, что покорила сердце этой дамы. А дальше был гражданский брак, в котором они прожили полтора десятка лет.
Лирический герой цикла
Даже не углубляясь в литературоведческие приемы анализа цикла, можно смело сказать, что лирический герой – это не отвлеченный или собирательный образ, а духовное воплощение самого поэта. Это подчеркивает эпистолярный стиль поэзии (стихи напоминают письма поэта к любимой). Цикл – это своеобразный дневник поэта, он создавался на протяжении десятилетий, отображая духовные искания, зрелость и взросление автора.
Эмоции лирического героя постоянно меняется в зависимости от его чувств и настроения любимой.
Он то «уныл и угрюм», то «весел». Биографичность цикла дает нам возможность проследить развитие отношений поэта с Авдотьей, их взлеты и падения, переживания невзгод вместе и порознь. В этом — колоссальная ценность цикла, благодаря ему мы имеем возможность узнать о драматических безумных чувствах поэта к его единственной в жизни музе.
Средства выразительности
Поскольку стихотворение состоит всего из двух строф, то оно не перенасыщено выразительными средствами, это своего рода репортаж, отличающийся краткостью, но насыщенностью повествования. Так, Некрасов использует:
- Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.
- Метафора – “крестьянка-Муза”.
Они служат для того, чтобы помочь автору максимально емко выразить свою мысль в достаточно небольшом по объему произведении.
Предыдущая
Анализ стихотворений«Еще майская ночь» анализ стихотворения Фета по плану кратко – образы, история создания, тема
Следующая
Анализ стихотворений«Размышления у парадного подъезда» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – образы, жанр, эпитеты и антитеза
Основная идея
М. Ю. Лермонтов изобразил духовную связь между людьми, которая реализуется на уровне подсознания. Посредством сна влюбленные понимают, что им больше не увидеться на этом свете. Главная мысль автора – показать, что любовь побеждает смерть, возвышается над реальностью и находит способ воплотиться, пусть даже и во сне. Лирический герой не успел соединиться с родственной душой при жизни, он погибает одиноким и непонятым, но духовная близость с женщиной, которая думает о нем на балу, выходит за рамки действительности, оставляя героине последний прощальный привет.
Смысл этих строк – утверждение романтического идеала, ведь поэты в эпоху романтизма грезили об идеальном мире, по которому остается только томиться, ибо идеал недостижим. Сон – воплощение этой вечной мечты о гармонии и счастье. В нем влюбленные навек соединяются незримыми узами.
Анализ 2
С отменой крепостного права, произошедшей в 1861 году, интеллигенция изначально пришедшая в восторг, немного позже была глубоко разочарована. Широким кругом образованных людей, считалось что положение простого люда ненамного изменилось, а в некоторых местах всё стало гораздо хуже. Естественно, крестьяне были крайне возмущены произведенными реформами. По их мнению, им не даровали действительную, подлинную волю. Всю ответственность за осуществленные нововведения крестьяне возложили не на плечи царя Александра II, а чиновников и дворянство.
Николай Некрасов, как писатель, в своей деятельности больше всего внимания посвящал темам социальным, кроме того в творчестве прослеживается и политический подтекст
Несомненно, не мог не написать Некрасов про такую важную тему, такое важное событие как упразднение крепостного права в Российской империи
Очередное стихотворение посвященной этой теме — «Свобода». Написанное в 1861 году, оно впервые вышло в печать лишь через восемь лет. Как отмечали современники, Николаю Алексеевичу крайне не нравился Манифест 1861 года, он обрушился на него с резкой критикой. Наблюдения писателя за жизнью деревни, сразу после произведенных реформ находятся в стихотворении.
Произведение повествует о лирическом герое, который пребывая в хорошем настроении, разъезжает по родной стране. Его охватило радостное чувство, когда он лицезрел простое крестьянское дитё, появившегося на свет свободным. У ребенка на жизненном пути не будет никаких преград. Он может быть простым обывателем, а может достичь небывалых высот. Позже лирический герой уже не так радостно оценивает произошедшие в государстве перемены. Внезапно, как гром среди ясного неба его озаряет мысль, что вместо крепостнического угнетения, его оков, человек выдумает что-то другое, что будет подвергать людей кабале. Несмотря на это, произведение оканчивается благоприятно.
В 1860-70х годах, отдельные критики ругали Николая Некрасова за его устаревшее мировоззрение, взгляд на жизнь. Они поистине негодовали, отчего же писатель не переставая спешит писать об одураченном и обманутом простом люде, после дарования царем «свободы». Люди радовавшиеся нововведениям в стране, не понимали их несостоятельность и отрицательный характер. Стихотворения и статьи помогали Некрасову донести до народа всю правду об отнюдь не идеальном быте и нелегкой жизни крестьян. Литератор старался донести до людей, что те не получили настоящую свободу, а подавляющее большинство было подвергнуто еще большему угнетению.
Анализ стихотворения Свобода по плану
«Школьник», анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение «Школьник» было написано в 1856 г. и напечатано в журнале «Библиотека для чтения» № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г.
В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский учёный Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.
Литературное направление, жанр
Стихотворение представляет собой монолог, поводом для которого стала встреча лирического героя с типичным крестьянским мальчиком-школьником. В традициях реализма подаётся историческая и общественная подоплёка возможного (представляемого лирическим героем) будущего мальчика.
Жанр стихотворения ближе всего к гражданской лирике. Жанровая сценка встречи повозки со школьником – только повод к началу монолога.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 10 строф. Условно его можно разделить на 3 части. Первые десять строчек – история встречи лирического героя с мальчиком, портрет школьника. Следующая представляет рассуждения лирического героя о прошлом и будущем школьника. Третья часть симметрична первой и тоже состоит из 10 строк. Это обращение к родине, которой лирический герой признаётся в любви и предсказывает ей великое будущее, потому что в ней рождаются славные люди.
Тема стихотворения – роль образования в становлении личности и в судьбе родины.
Основная мысль: благодаря образованию из русского народа выходят славные люди: добрые, благородные, сильные любящей душой.
Тропы и образы
Первые три строки сжато, но ёмко характеризуют дорогу лирического героя. Он погоняет коня, описывает однообразный пейзаж и даёт эмоциональную характеристику своему путешествию (невесёлая дорога – метафорический эпитет).
Герой жанровой сценки – встреченный лирическим героем типичный крестьянский мальчик. У него босые ноги, грязное тело и ветхая или разорванная одежда. Немногие крестьяне отдавали в школы детишек, иным не во что было одеться и обуться. Большой редкостью была книжка.
Лирический герой рассуждает, как мальчик получил возможность учиться. Читатель не знает, какая из трёх версий соответствует действительности: то ли отец мальчика, называемый просторечным словом батька, отдал последние деньги, то ли нечаянные и случайные деньги пожертвовала старая дьячиха (благотворительность), а может, мальчик – отпущенный дворовый (то есть живущий при помещике). О последнем случае лирический герой говорит как об обычном. В преддверии отмены крепостного права многие помещики отпускали крепостных.
Лирический герой подбадривает мальчика: «Не робей, не пропадёшь». Он приводит в пример «архангельского мужика», который стал великим «по своей и божьей воле». Это перифраз, подразумевается М.Ломоносов. Лирический герой выстраивает предполагаемый путь нынешнего школьника: добрая душа отвезёт в Москву, университет – это свершение мечты, сон наяву (метафора). А в Москве трудолюбивый молодой человек найдёт свой путь.
Призыв «работай, да не трусь» означает «не бойся того, что ты выбился в люди из народа, ты не хуже остальных». Эта фраза перекликается со словами из первой части: «Не стыдися. Это многих славный путь».
Последняя часть, состоящая из десяти строк – обращение к родной Руси. Некрасов подчёркивает значение страны, земли, территории. Об этом свидетельствуют слова природа. край – синонимы слова Русь в данном контексте. До конца стихотворения противопоставление усиливается: родина как край рождает из народа (метафора) славных, добрых, благородных, сильных любящей душой (эпитеты и метафорические эпитеты). А что же порождает тупых, холодных и напыщенных собой (метафорические эпитеты)? Вопрос остаётся открытым. Так с помощью антитезы Некрасов раскрывает основную мысль: образование делает человека из народа личностью и достойным членом общества.
Многоточия, междометия и восклицательные предложения передают ситуацию живого общения. В последней части меняется речь лирического героя. Исчезают просторечные формы, свойственные первым двум частям (не стыдися, батька, свезёт ). Появляется патетика, свидетельствующая о том, что это сокровенная мысль лирического героя.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Этот размер передаёт топот конских копыт, сопровождающий рассуждения лирического героя. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.
Особенности цикла
Особенности «Панаевского цикла» Некрасова заключатся в его откровенности и тончайшем психологизме. Поэт взмахом пера обнажает самые сокровенные чувства и переживания.
Ярким отличием этих произведений выступает идущие рука об руку поэзия и проза любви. Романтические возвышенные чувства перекликаются, замещаются реалистическими, иногда даже натуралистическими деталями.
Чем выше взлет, тем сильнее падение. «Панаевский цикл» стал своеобразным откровением поэта.
Еще одной особенностью цикла выступает несвойственный поэзии драматизм и эпичность. Своеобразный любовный эпос Некрасова несет в себе множество сюжетных линий и чувств.
Среди прочих средств выразительности поэт применил интересный прием — полифонию. Это звучание двух и больше голосов лирических героев. В стихотворениях идут диалоги автора со своим внутренним голосом, диалог мысли и чувства, мнимый разговор поэта и ее любимой.
Стоит отметить также тонкий психологизм и многогранность переживаний героев стихотворений. Их внутренняя драма была обусловлена не только личными эмоциями, но и постоянным давлением общества, для которого их любовь была преступной и непонятой.
Анализ стихотворения Николая Некрасов — Однажды, в студеную зимнюю пору
Родился известный писатель в 1821 году в очень большой семье, детей насчитывалось 14 человек вместе с Николаем Алексеевичем. Отец был очень строгим и жестоким человеком, он издевался над крестьянами и над своими домочадцами. Мать Николая напротив была очень спокойной и тихой женщиной и терпела все измены и издевательства мужа. В школе писатель отучился только до пятого класса и был вынужден оставить учебу. Отец хотел чтобы сын стал военнослужащим как он сам и отправил его в возрасте семнадцать лет в Санкт-Петербург. Мальчик не захотел становится военным и попытался поступить на филологический факультет, но провалил экзамены. После того как он отказался от военной службы Некрасову пришлось нелегко он еле-еле сводил концы с концами чтобы выжить.
Писал Николай Алексеевич очень часто о крестьянской жизни и ее тяготах. Ему очень близка была их тема и он хотел рассказать обществу как тяжело приходится обычному крестьянину. Одним из таких стихотворений является «Мужичок с ноготок», о жизни многодетной семьи. В большой семье один кормилец, который пошел в лес со своим сыном чтобы набрать дров. Тяжело пришлось добывать дрова чтоб обогреть дом своей семьи, но он уже привык и приучал к нелегкому труду своего шестилетнего сына.
Шестилетний мальчик одет в одежду большего размера что причиняет ему некоторые неудобства, но несмотря на это ребенку не холодно. Крестьянская жизнь не такая беззаботная как у состоятельных людей и мальчику приходится работать наравне со своим отцом
Мальчик очень горд собой что ему доверили такую ответственную работу и с важностью отвечает на вопросы встретившегося ему в лесу мужчины
Ребенок описан больше даже чем мужчина, чем маленький мальчик и ему в стихотворении писатель уделил особое внимание. Каждую деталь детской одежды описал Николай Алексеевич и насколько она ему велика была и что выглядел он больше нелепо чем мужественно. Николай Алексеевич не меньше уделяет внимание и зимнему пейзажу, он пишет о том, что зима студеная и наверняка на улице очень холодно
В лесу в эту пору должно быть очень красиво, деревья окутаны снегом и имеют замысловатые узоры
Николай Алексеевич не меньше уделяет внимание и зимнему пейзажу, он пишет о том, что зима студеная и наверняка на улице очень холодно. В лесу в эту пору должно быть очень красиво, деревья окутаны снегом и имеют замысловатые узоры. Читатель должен окунуться с головой в произведение и представить себе полную картину прочитанного
Встретивший мальчика не верит своим глазам, что такой маленький ребенок может выполнять такую тяжелую работу. Для него кажется будто он попал в театр где все выглядело неестественно, заполненная повозка хворостом была как ненастоящая. Некрасов очень красочно описал ситуацию связанную с жизнью крестьян
Читатель должен окунуться с головой в произведение и представить себе полную картину прочитанного. Встретивший мальчика не верит своим глазам, что такой маленький ребенок может выполнять такую тяжелую работу. Для него кажется будто он попал в театр где все выглядело неестественно, заполненная повозка хворостом была как ненастоящая. Некрасов очень красочно описал ситуацию связанную с жизнью крестьян.
«Панаевский цикл» Некрасова и «Денисьевский цикл» Тютчева
Несмотря на яркую самобытность сборника, в анналах русской поэзии есть подобный ему сборник другого великого поэта. Речь о «Денисьевском цикле» Федора Тютчева.
Этот цикл поэт также посвятил своей любимой женщине – Елене Александровне Денисьевой. Эта девушка была студенткой Смольного института, где обучались дочери Тютчева. Двадцать лет разницы в возрасте и семья Федора Ивановича не стали преградой всепоглощающей страсти и любви между этими такими разными людьми. Их чувство породило множество осуждений и обсуждений в обществе, однако разлучить их смогла лишь болезнь, которая унесла жизнь еще совсем молодой Елены.
Как и «Панаевский цикл» Некрасова, «Денисьевский цикл» посвящен искренней и сильной любви, которая меняет человека, облагораживает и превозносит его чувства.
В июле 1850 года, когда Тютчев впервые встретил свою Елену, появилось стихотворение «Пошли господь, свою отраду…». Здесь лирический герой молит о любви и сравнивает себя с опаленным солнцем нищим, который видит богатый свежий сад и мечтает попасть туда. В этом иносказании лежит глубокий скрытый смысл. Поэт ассоциирует себя с нищим, которому недоступны услады богатых. Он понимает, что сад чужой, но молит об «отраде».
О Елене Денисьевой известно очень мало. Но ее имя в истории и литературе живет, благодаря посвященным поэтом стихам.
«Возвращение» Н.Некрасов
«Возвращение» Николай Некрасов
И здесь душа унынием объята. Не ласков был мне родины привет; Так смотрит друг, любивший нас когда-то, Но в ком давно уж прежней веры нет.
Сентябрь шумел, земля моя родная Вся под дождем рыдала без конца, И черных птиц за мной летела стая, Как будто бы почуяв мертвеца!
Волнуемый тоскою и боязнью, Напрасно гнал я грозные мечты, Меж тем как лес с какой-то неприязнью В меня бросал холодные листы,
И ветер мне гудел неумолимо: Зачем ты здесь, изнеженный поэт? Чего от нас ты хочешь? Мимо! мимо! Ты нам чужой, тебе здесь дела нет!
И песню я услышал в отдаленье. Знакомая, она была горька, Звучало в ней бессильное томленье, Бессильная и вялая тоска.
С той песней вновь в душе зашевелилось, О чем давно я позабыл мечтать, И проклял я то сердце, что смутилось Перед борьбой — и отступило вспять.
Анализ стихотворения Некрасова «Возвращение»
В мае 1864 года Некрасов отправился за границу, путешествие его продолжалось порядка трех месяцев, причем большую часть времени он прожил в Париже. Стихотворение «Возвращение» связано с приездом Николая Алексеевича в родную страну. Произведение посвящено теме предназначения поэта и поэзии, к которой рано или поздно обращается каждый крупный стихотворец. Что касается Некрасова, то в его лирике она всегда занимала важнейшее место. Герой анализируемого текста возвращается на родину в сентябре, когда земля под дождем рыдает без конца, когда гудит неумолимо ветер, когда облетают с деревьев холодные листы. Безрадостный пейзаж не в последнюю очередь способствует возникновению уныния в душе, о чем сообщается в первой же строке стихотворения. Лирический герой абсолютно уверен в том, что родина не рада его возвращению, что она больше в нем не нуждается. Кажется, даже природа настроена против него. Сентябрь в «Возвращении» — это не красивая и поэтичная золотая осень, которой восхищался Пушкин. Нет, это мрачная и дождливая пора, навевающая депрессивные мысли. Четвертая строфа – монолог ветра, состоящий из вопросов и восклицаний. Вернувшийся на родину поэт назван изнеженным, чужим. Через реплики ветра Некрасов передает мысли самого лирического героя. Он действительно не понимает, зачем приехал назад, чувствует себя не нужным.
В пятом четверостишии настроение «Возвращения» несколько меняется. Герой произведения в отдалении слышит горькую песню, которая помогает ему вспомнить собственное предназначение – описывать в художественных произведениях нелегкую жизнь простого народа Российской империи. Он проклинает себя за малодушие, за то, что едва не забросил столь важную и нужную для современного ему общества борьбу. Некрасов нередко в стихотворениях, посвященных теме предназначения поэта и поэзии, выступает в роли строгого критика собственных поступков и мыслей. Зачастую Николай Алексеевич прекрасно осознавал свои ошибки и не боялся говорить о них публично. Поэт не прощал себе проявлений слабости. На протяжении всей жизни он старался следовать выбранной цели, не отступать и не сдаваться. Характер творчества Некрасова отлично передан в строчке из его знаменитого стихотворения «Элегия» (1874): «Я лиру посвятил народу своему». В том или ином виде мысль эта встречается и в других произведениях Николая Алексеевича.
Сравнительный анализ циклов Н. Некрасова и Ф. Тютчева
В этих, объединенных одной темой сборниках, очень много общего. Оба цикла посвящены горячо любимой женщине, в каждом из них описываются разнообразные чувства, иногда – совершенно противоречащие друг другу в одном и том же стихотворении.
Как и «Панаевский цикл» Некрасова (анализ которого можно увидеть выше) «Денисьевский цикл» раскрывает самые неожиданные стороны жизни. «О, как убийственно мы любим» у Тютчева и «Мы с тобой бестолковые люди» у Некрасова, например, раскрывают тему любви, которая гибнет в ссорах и предрассудках, осуждении и непонимании.
В обоих циклах также раскрывается идея об ответных чувствах («Пошли, господь, свою отраду» Ф. Тютчева и «Давно — отвергнутый тобою» Н. Некрасова).
Несмотря на серьезное сходство, в этих жемчужинах поэзии есть немало различий. Например, Некрасов цикл «Панаевский» писал более легким и воздушным слогом. Поэт использовал простой и понятный язык. Федор Тютчев отдает предпочтение более напевному, лирическому стилю, в котором можно по желанию отследить черты анакреонтической и пасторальной поэзии.
Каждый из этих циклов несет свой багаж чувств и переживаний. Некрасов цикл «Панаевский» создавал под сильнейшим социальным гнетом. Общими были для поэтов отторжение общества, его осуждение, что не помешало расцвести их чувствам к любимым женщинам, но весьма ощутимо измотало, истерзало их сердца. Оба романа — Некрасова с Панаевой и Тютчева с Денисьевой — были непонятны их современникам.
Разными были и судьбы поэтов и их любимых. Учитывая, что оба цикла биографичны, ожидать тождества любовных историй не стоит.
Издательская деятельность Некрасова: «Современник» и «Свисток»
Иван Крамской. Портрет Николая Некрасова. 1877. Государственная Третьяковская галерея
Николай Некрасов и Иван Панаев. Карикатура Николая Степанова, «Иллюстрированный альманах». 1848. Фотография: vm.ru
Алексей Наумов. Николай Некрасов и Иван Панаев у больного Виссариона Белинского. 1881
С середины 1840-х годов Некрасов начал активно заниматься издательской деятельностью. При его участии были опубликованы альманахи «Физиология Петербурга», «Статейки в стихах без картинок», «1 апреля», «Петербургский сборник», причем последний имел особенно большой успех: в нем был впервые напечатан роман Достоевского «Бедные люди».
В конце 1846 года Некрасов вместе со своим другом, журналистом и писателем Иваном Панаевым, арендовал у издателя Петра Плетнёва журнал «Современник» .
Молодые авторы, которые до этого публиковались преимущественно в «Отечественных записках», охотно перешли в издание Некрасова. Именно «Современник» позволил раскрыть талант таких писателей, как Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Герцен, Федор Достоевский, Михаил Салтыков-Щедрин. Сам Некрасов был не только редактором журнала, но и одним из его постоянных авторов. На страницах «Современника» выходили его стихи, проза, литературная критика, публицистические статьи.
Период с 1848 по 1855 год стал тяжелым временем для российской журналистики и литературы из-за резкого ужесточения цензуры. Чтобы заполнить пробелы, возникшие в содержании журнала из-за цензурных запретов, Некрасов начал публиковать в нем главы из приключенческих романов «Мертвое озеро» и «Три страны света», которые писал в соавторстве со своей гражданской женой Авдотьей Панаевой (она скрывалась под псевдонимом Н.Н. Станицкий).
В середине 1850-х требования цензуры смягчились, но у «Современника» возникла новая проблема: классовые противоречия раскололи авторов на две группы с противоположными убеждениями. Представители либерального дворянства выступали за реализм и эстетическое начало в литературе, сторонники демократии придерживались сатирического направления. Противостояние, разумеется, выплеснулось на страницы журнала, поэтому Некрасов совместно с Николаем Добролюбовым основал приложение к «Современнику» — сатирическое издание «Свисток». В нем публиковались юмористические повести и рассказы, сатирические стихи, памфлеты и карикатуры.
В разное время на страницах «Свистка» печатали свои произведения Иван Панаев, Николай Чернышевский, Михаил Салтыков-Щедрин, Алексей Толстой. Приложение впервые вышло в январе 1859 года, а последний его номер был выпущен в апреле 1863-го, через полтора года после смерти Добролюбова. В 1866 году, после убийства императора Александра II, закрылся и сам журнал «Современник».
СОН — стихотворение Некрасов Н.А.
1 Печатается по тексту первой публикации. Впервые опубликовано: ОЗ, 1878, № 2, с. 610, в составе цикла «Последние песни Н. А. Некрасова», с датой: «12 ноября 1877 г.». В собрание сочинений впервые включено: Ст 1879, т. IV. В прижизненные издания «Стихотворений» Некрасова не входило. Автограф не найден. Стихотворение выражает мотивы, близкие к «Баюшки-баю», и связано с поэтической традицией русской литературы и творчества самого Некрасова (ср. признание поэта в поэме «Мороз, Красный нос» (1863): «Нет в мире той песни прелестней, Которую слышим во сне!»). Вместе с тем «Сон» отражает мучительное состояние поэта, тяжело переносившего вынужденное применение во время болезни наркотиков, «…гран опия, — писал он, — делает меня идиотом, не всегда давая сон» (ЛН, т. 49–50, с. 166).
слушать, скачать аудио стихотворение СОН Некрасов Н.А. к общему сожалению, пока аудио нет