История создания
История написания рассказа «Уроки французского» — это интересные факты, которые откроют читателю изнанку известного произведения:
- Идею для произведения Распутину дала сама жизнь. Будучи самым обычным выходцем из крестьянской семьи, жившей в далёкой Иркутской области, писатель мог с самого детства наблюдать жизнь простого народа из сибирской деревни. Этот опыт лёг в основу многих его будущих произведений.
- В основу сюжета произведения «Уроки французского» также легла его собственная биография. Не просто так оно написано от первого лица. Будучи ребёнком, Распутин также, как и главный герой его повести, приехал в незнакомый ему город, где столкнулся со всеми трудностями жизни в послевоенном СССР, но благодаря доброте и отзывчивости местной учительницы – Лидии Михайловны, он смог пережить этот непростой период своей жизни.
- Прототип учительницы в рассказе «Уроки французского» — это Лидия Михайловна, преподавательница, которая помогла будущему писателю пережить голодные годы. Он не раз вспоминал ее посылку с макаронами, которая была весьма ценным подарком в то непростое время. Она же привила ему интерес к литературе.
- Публикация рассказа «Уроки французского» помогла Валентину Распутину найти свою учительницу и возобновить с ней переписку.
- Впервые рассказ «Уроки французского» был опубликован в журнале «Советская молодежь». Выпуск был посвящен памяти драматурга А. Вампилова. Его матерью была учительница Анастасия Прокофьевна Копылова, которая и повлияла на своего одаренного сына. Именно поэтому произведение Распутина было опубликовано в этом издании. Сам он писал об этом так:
Значение творчества Распутина
Творчество Валентина Распутина неизменно привлекает все новых читателей, поскольку рядом с бытовым, обыденным в его произведениях присутствуют всегда нравственные законы, духовные ценности, неповторимые характеры, противоречивый и сложный внутренний мир персонажей. Размышления писателя о человеке, о жизни, о природе помогают находить в окружающем мире и в себе неисчерпаемые запасы красоты и добра.
На этом завершаем анализ рассказа «Уроки французского». Распутин уже сейчас принадлежит к числу классических авторов, произведения которых изучаются в школе. Безусловно, это выдающийся мастер современной художественной литературы.
Валентина Распутина по праву можно назвать «деревенским» писателем, так как на страницах его произведений часто разворачиваются события именно с представителями деревни, в то же самое время, автор всегда вплетает добрую иронию, доброту и легкую грусть.
Произведение «Уроки французского» в жанровом плане представляет собой рассказ. Именно эта форма, охватывающая относительно небольшой промежуток жизни главного героя, наилучшим образом раскрывает основную тему: отношение ученика и учителя, духовное и нравственное становление ученика посредством взаимодействия с учителем.
В рассказе затрагивает целый ряд проблем: это и адаптация сельского выходцы к условиям жизни в городе, тяжесть послевоенной жизни, взаимоотношения в мальчишеском коллективе, как модели общества и безусловно проблема тонкости грани между нравственным и аморальным.
Сюжет рассказа строится вокруг 11-тилетнего мальчика, приехавшего из сибирской деревни «обучаться грамоте» в районной школе. Будучи старательным и упорным учеником, он добивается успехов в учебе. Послевоенное время заставляет главного героя довольно рано повзрослеть, а постоянный голод не дает покоя. Его учительница французского Лидия Михайловна замечает способность мальчика к учебе, его старательность, упорство и стеснительность из-за тяжелого финансового состояния. В своем стремлении ему помочь, учительница дарит посылку с едой, пытается накормить у себя дома, куда позвала его под предлогом дополнительных занятий по французскому. Однако, будучи человеком гордым и имеющим самоуважение, главный герой отвергает все ее попытки помочь. И Лидия Михайловна решается на необычный шаг – игру на деньги со своим учеником. С таким поворотом событий и связана основная мысль рассказа. Является ли поступок учительницы безнравственным и аморальным?
С первого взгляда так и есть, ведь такое поведение можно отнести к педагогическому преступлению, но автор подчеркивает, с какой именно целью был совершен этот поступок. Ведь искреннее, где-то возможно, неуклюжее желание помочь мальчику, возможно, было реализовать, только дав ему ощущение справедливости и честности полученных денег. В данном случае, путем честной игры в «пристенок». Кульминацией произведения является тот момент, когда учительницу, играющую на деньги со своим учеником, застает врасплох директор школы. Так на пути бескорыстной помощи в становлении личности главного героя, Лидия Михайловна приносит в жертву свою репутацию и работу. Автор пытается ответить на множество вопросов: возможен ли был другой исход этой истории? Нет. Действия директора были обусловленными нормами морали в обществе. Был ли этот урок полезен? Да. Главный герой, наконец, смог раскрыть свою душу перед учительницей, осознав, что именно она сделала ради него. И в конце рассказ сквозит ностальгией и добротой, которая переполняет мальчишку, заставляя его самого стать еще чуточку лучше.
План:
1. Приезд 11-ти летнего мальчика в районную школу.
2. Успехи в учебе и постоянный голод.
3. Знакомство с ребятами и игрой в «чику»
4. Драка и разговор с учительницей французского
5. Индивидуальные уроки с Лидией Михайловной
6. Игра на деньги с учительницей
7. Застигнутые врасплох директором
8. Прощание
Направление и жанр
Рассказ “Уроки французского” Валентина Распутина является примером реализма в литературе. Автор стремится передать действительность в ее наиболее достоверной и неприкрашенной форме. Каждый герой, его слова и поступки, отчетливо отражают натуральность и искренность. Распутин не пытается приукрасить реальность, а, наоборот, старается передать ее такой, какой она есть.
Важной чертой рассказа является использование автором реальных мест и событий. Это придает произведению особую аутентичность
Читатель может легко представить себе окружающую среду и контекст, в котором развиваются события. Благодаря этому, внутри текста складывается ощущение, будто все происходящее на страницах рассказа имело место в реальной жизни.
Что касается жанровой принадлежности, то “Уроки французского” – это рассказ. Этот жанр позволяет автору сосредоточиться на описании конкретного момента или события, а также на характерах и взаимоотношениях героев. Рассказ Валентина Распутина охватывает небольшой промежуток времени и включает в себя небольшое число действующих лиц.
Особое внимание стоит уделить детальному описанию мест и использованию реальных названий. Это создает у читателя ощущение присутствия в описанных местах и времени
Проблемы
- Одиночество – писатель показывает, насколько озлоблены, угнетенны и разобщены люди после четырёх лет жесточайшей войны. Также продемонстрировано традиционное противостояние города и деревни, когда деревенский мальчик просто не может понять безнравственность и пресыщенность своих городских сверстников.
- Бедность – Распутин в своей повести показал царящую в стране послевоенную разруху и нищету. Люди с трудом сводят концы с концами, и такая жизнь, безусловно, накладывает тяжёлый отпечаток на их моральный облик. Знакомая, у которой живет ребенок, и ее дети воруют припасы у голодающего мальчика, и никто не может ему помочь, потому что самим питаться нечем.
- Равнодушие – пожалуй, самое ужасное, что может быть в человеке, по мнению Распутина – это безразличие к судьбам других людей. Грубость мальчишек, которые жестоко избивают героя, или холодная безучастность директора школы, который уволил Лидию Михайловну, даже не попытавшись разобраться в ситуации. Всё это производило тяжелейшее впечатление на писателя.
- Насилие среди детей. Главный герой становится жертвой избиения не один раз, и никто из школы, кроме учительницы, не попытался решить вопрос с другими учениками и выяснить, почему такое происходит. Никто не наказал настоящих виновников азартных игр и насилия, ведь директору важны только формальности, а не реальный порядок в школе и за ее пределами.
Жизнь советской деревни представлена непрерывным рабским трудом и голоданием. Чтобы купить ребенку обувь, нужно продавать швейную машинку, ведь денег за работу колхозники почти не получают. Вместо светлого будущего они получили нищету.
Федька
Сын хозяйки квартиры, где жил главный герой. Федька познакомил его с компанией, играющей в «чику» на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.
Вариант 2
В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского», автор переносит нас в годы своего отрочества.
Шел 1948 год. В послевоенное время, мать оставшись одна с детьми, еле сводит концы с концами, но находит возможность отправить старшего сына продолжать обучение в районной школе. Его считали «башковитым», местные жители даже иногда обращались к нему за помощью, но в родной деревне была только начальная школа.
Мальчик переезжает в райцентр, к тете Наде, знакомой его матери, для поступления в пятый класс, но живется ему там несладко. В большом семействе не рады лишнему рту, редкие посылки из дома обворовываются и «ученик» голодает. Страдая малокровием, приходится покупать молоко на единственные пять рублей. От отчаяния, начинает играть с местными мальчишками на деньги, а те избивают его за частые выигрыши. Учеба в новой школе дается легко, кроме изучения французского. Учительница, узнав причину побоев ученика, решает помочь и приглашает к себе домой, под предлогом дополнительных занятий. Школьник старательно исправляет свое произношение и привыкает к новому человеку, но гордость не позволяет принимать жалость Лидии Михайловны. Когда все попытки накормить ребенка тщетны, она идет на хитрость, начинает играть с ним на деньги в «пристенок». Директор школы, узнав о неподобающем поведении молодой учительницы, увольняет ее. Она навсегда уезжает к себе на Кубань.
«Уроки французского» — это невероятно трогательный, щемящий душу рассказ. Читатель словно «погружается» в реалии того времени, когда светлому будущему только предстояло наступить. В основе произведения лежит реальная история из жизни автора, поэтому имя главного героя не указывается. Но, не смотря на обезличивание, он имеет ярковыраженый характер. Мальчик страдает малокровием, голодает, часто бывает избит, находится вдалеке от близких и чувствует себя совершенно лишним в чужой семье, будто сама жизнь проверяет его на прочность и он с честью проходит все испытания. Читатель глубоко сопереживает ребенку. Но герой удивляет нас своей силой воли и моральными качествами. Играя с ребятами на деньги, не тратит выигрыш бездумно, а покупает пропитание. Он бескорыстный, играет, только из-за острой нужды и ни под каким предлогом не принимает помощь от посторонних.
Учитель французского приезжая и отличается от местных. Главному герою она кажется статной, будто из другого мира, он стыдится своего «положения» перед ней. Лидия Михайловна стала единственным неравнодушным человеком для маленького мальчика, оказавшимся далеко от дома, в жестоком мире. Ее, самоотверженность и сильное желание помочь восхищают, заставляют верить в людей.
Не случайно автор решил поделиться с нами именно этим отрезком своей жизни. На него произвел неизгладимое впечатление поступок молодой женщины. Он, будучи маленьким и беззащитным в то время, отчаянно нуждался в женской, материнской заботе и добрая учительница стала именно таким человеком для него.
Валентин Григорьевич сохранил в своем сердце и пронес через всю жизнь теплые воспоминания о Лидии Михайловне. Мальчик вырос и стал знаменитым русским писателем, но не забыл самый главный урок, который она ему преподала – быть человеком!
Мы изучаем — План рассказа Уроки французского Распутина 6 класс. Подсказки школьнику
1. Начало новой жизни мальчика:
а) поездка в райцентр в тысяча девятьсот сорок восьмого;
б) Сильное голодание и нищета;
в) Умный парень развивается.
2. Мальчик приехал учиться.
а) С французским языком были проблемы;
б) Постоянная тоска по родина;
в) Постоянно был голоден
3. Новая игра на деньги под названием «Чика»:
а) Все свои на поляне;
б) Хитрый Вадик;
в) Мальчик мог бы сыграть.
4. Положительные и отрицательные стороны игры:
а) Деньги не тратятся на молоко;
б) Он хорошо играет в игру;
в) Парни Вадик и Птаха.
5. У мальчика появились деньги:
а) Он некогда не позволил бы себе увлечься слишком много;
б) Если мальчику надо делать уроки он не должен играть;
в) Парня стали бить.
6. Самый ужасный день в его жизни:
а) Подлый Тишкин;
б) Серьёзный разговор после уроков;
в) Можно ли было обойтись без этого.
7. Возвращение мальчика в игру на деньги:
а) Самая голодная осень в его жизни;
б) Вадик хотел увлекательной игры;
в) Опять побили.
8. Занятия французским языком:
а) Очень сложный язык;
б) Дом учительницы Лидии Михайловны;
в) Вечерний ужин который не состоялся.
9. Загадочная посылка которую получил мальчик:
а) Вкусные макароны в подарок;
б) Для отличной учебы нужно хорошо питаться.
10. Новая игра в «пристенок»:
а) Обмен опытом друг с другом;
б) Нужно попробовать если не понравится прекратить.
11. Игра по правилам учительницы Лидии Михайловны:
а) Лидия Михайловна учительница, но вела себя как девочка;
б) Она стала жульничать, что поразило мальчика;
в) Опять у парня появились деньги.
12. Азартные игроки:
а) Парень никогда не напрашивался на игру;
б) Он считал это преступлением;
в) Лидия Михайловна уезжает.
13. Посылка с Кубани.
Я рос в очень бедной в семье. Кроме младшей школы, у нас больше общеобразовательных организаций не было. Я был самым старшим ребенком в семье и в деревне считался грамотеем. Вот мать и договорилась со знакомой, чтобы я там проживал. А через неделю шофер дядя Ваня отвез меня в райцентр. С тех пор я жил самостоятельно. В те времена был большой голод, помню, весной мы с сестрой глотали глазки картофеля, думали, что у нас там что-нибудь прорастет и голода не будет. Но почему-то ничего не росло.
Учеба шла хорошо. Только были проблемы с французским произношением. Стоило мне заговорить по-французски, так я половину звуков то проглатывал, то произносил будто скороговоркой. А когда я приходил со школы, меня вечно кто-то тормошил. Когда же я был в одиночестве, то скучал по деревне, по дому. Я вечно недоедал и сильно похудел, когда мать в конце сентября ко мне приехала. Сначала я держался, а когда машина вместе с ней стала уезжать, я побежал за ней и лишь потом опомнился.
Как-то раз Федька позвал меня понаблюдать за игрой в «чику». Игра несложная: нужно было подбросить шайбу так, чтобы она подкатилась к черте, но не пересекла её. И я как-то раз к игре присоединился: взял пять копеек, которые мне мама присылала на молоко, и пошел играть. Мне даже удавалось выигрывать. А я, несмотря на свои успехи, много не играл: выигрывал по рублю да покупал молока от малокровия. Из-за этого ко мне и пристали Вадик со Птахой, когда осознали, что я слишком быстро ухожу, поэтому с тех пор я последний бросал шайбу. Но даже тогда я выигрывал, пока однажды Вадик с Птахой меня не избили и не прогнали.
В школе мои раны заметили. Лидия Михайловна не только учительница по французскому языку, но и наш классный руководитель. Она попросила меня остаться после уроков. Я подтвердил, что играю на деньги, и сказал, что покупаю молоко. Я пообещал больше не играть. А в колхозе как раз тоже ничего не оставалось. И поэтому я всё равно присоединился к старой компании, но вскоре меня опять избили. Лидия Михайловна вновь это заметила и решила мной заняться.
Я занимался отдельно у Лидии Михайловны на квартире. Лидия даже звала меня ужинать, но я убегал домой. Но как-то раз мне сказали, что в раздевалке для меня оставлена посылка. Я открыл её дома и обнаружил макароны, сахар и гематоген. Не сразу до меня дошло, что это Лидия Михайловна. Я принес тогда посылку к ней домой. Сначала она отнекивалась, а потом призналась и попросила меня принять посылку, но я ушел.
Я стал говорить по-французски. И тут Лидия Михайловна поинтересовалась, во что мы с ребятами и рассказала про игру своего детства «пристенок». Тогда мы начали с ней играть в это сначала просто так, а потом на деньги. Но она специально поддавалась и проигрывала. Мои потуги заставить прекратить её это делать не увенчались успехом. Со временем мы меньше стали учить французский и больше стали играть. И я смог покупать молоко.
В конце концов за жарким спором об игре нас застал директор. За это Лидии Михайловне пришлось уволиться и уехать на Кубань. И среди январских каникул я получил от неё посылку с макаронами и красными яблоками.
История создания
Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в 1948 году, был написан в 1973 году. Опубликован в комсомольской газете г. Иркутска “Советская молодёжь”. Автор посвятил рассказ Копыловой Анастасии Прокопьевне, матери близкого друга Распутина, драматурга Александра Вампилова, которая работала учителем в сельской школе. Валентин Распутин уважал её за мудрость и доброту. Но героиней рассказа является другая учительница.
По признанию самого автора, рассказ глубоко автобиографичен, его детские впечатления легли в основу сюжета. После окончания четырёхлетней школы в своей деревне будущий писатель вынужден был переехать в районный центр Усть-Уда, чтобы продолжать учёбу в старшей школе. Это был тяжёлый период для одиннадцатилетнего мальчика: жизнь у чужих людей, полуголодное существование, невозможность нормально одеваться и питаться, неприятие одноклассниками. В рассказе описываются реальные события, именно такой путь прошёл будущий писатель Валентин Распутин. Он считал, что детство – главный период в формировании не только характера, но и таланта, именно в детстве человек становится художником, писателем или музыкантом. Из детства он черпает своё вдохновение всю оставшуюся жизнь.
В жизни маленького Вали была такая же Лидия Михайловна (это реальное имя учительницы), которая помогала мальчику, старалась скрасить его тяжёлое существование, посылала посылки и играла в “пристенок”. После того как вышел рассказ, она нашла своего бывшего ученика и произошла долгожданная встреча. С особым теплом он вспоминал разговор, который состоялся с Лидией Михайловной во взрослом возрасте. Она забыла многие вещи, которые помнил писатель с детства, он хранил их в памяти много лет, благодаря чему появился этот замечательный рассказ.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Уроки французского»
для самых компанейских —
Главные герои «Уроки французского»
для самых занятых —
Читательский дневник «Уроки французского»
Анализ произведения «Уроки французского» В. Распутина
Советская литература является неоправданно недооцененной. Например, произведения девятнадцатого века знакомы читателям в большей степени, хотя в период существования СССР было создано большое количество литературы.
Валентин Распутин – это выдающийся писатель советского времени. В его произведениях отражен быт, повседневная жизнь людей, их чувства и переживания, личные драмы. Особенное место в творчестве Распутина занимает рассказ «Уроки французского».
Рассказ во многом является автобиографичным. Валентин Распутин родился и вырос в деревне в семье крестьян, поэтому он понимал и чувствовал простых людей, русский народ. Будучи подростком, писатель переехал в город, где учился и взрослел, набивал свои шишки и исправлял жизненные ошибки. Более того прототипом Лидии Михайловны является учительница Распутина, которая также, как и героиня рассказа, помогала и поддерживала ученика.
Жанр произведения – рассказ, так как читателю повествуется о небольшом периоде времени, раскрываются малое количество героев и действующих лиц
Валентин Распутин большое внимание уделяет описанию деталей и бытовых мелочей. Он создает картину реальной действительности, и читатель может в подробностях представить все происходящее в рассказе
Произведение не случайно носит название «Уроки французского». Это можно объяснить значением, которые оказали занятия на судьбу главного героя, Лидии Михайловны и их крепкой дружбы
Учительница не только учила мальчика французскому, она преподавала ему нечто более важное – уроки правды, добра, сострадания, честности
По своей композиции рассказ поделен на 6 частей, которые являются логически взаимосвязанными. Распутин показывает своим читателям, как люди справляются с испытаниями судьбы, как терпят голод и нищету, и какое влияние оказывают трудные жизненные условия на характер человека и его душу.
Действия рассказа разворачиваются в 1948 году в послевоенное непростое время. Главный герой приезжает из деревни в город учиться и получать образование. Он голодал, страдал малокровием и очень сильно скучал по родным, отчиму дому. Несмотря на тяжелые условия, он отлично учился, проблемы возникали только с французским языком. Учительница Лидия Михайловна расстраивалась, когда слышала неверное произношение мальчика и грубые ошибки. Главный герой играл в популярную в то время игру «чику», с помощью чего «добывал» молоко
Однажды он был избит мальчишками, на что обратила внимание учительница. Лидия Михайловна стала помогать мальчику, присылать ему продукты, помогать с домашними заданиями
Между ними сложились теплые, близкие отношения. Однако директор школы неправильно и извращенно воспринял сложившуюся ситуацию и уволил молодую учительницу.
Валентин Распутин поднимает вечные вопросы и проблемы человеческой жизни. Так, писатель показывает, какими одинокими являются люди и как они справляются с жизненными ситуациями, попадают в тупик и не могут найти выход. Распутин обличает людское равнодушие, которым пропитано общество, человеческую злобу, зависть
Важное место в произведение занимает описание быта. Писатель описывает, в какой нищете и бедности жили люди, зарабатывая рабским трудом себе на пропитание
Главная мысль рассказа «Уроки французского» заключает в отображении в борьбе за выживание, в существовании людей. Распутин обличает внутреннее расслоение и распад личности человека, которые думает только о своих физиологических, первичных потребностях. Писатель описывает целую эпоху, люди которой не жили, а выживали, прикладывая к этому титанические усилия.
Основной идея заключается в том, что только сообща люди могут добиться больших успех и вершин. Работая и трудясь на благо общества, помогая ближнему и окружающим, человек по-настоящему живет. Так, Лидия Михайловна учила детей не только французскому языку, она учила их честности, доброте, справедливости.
Распутин показывает, как люди часто делают поспешные выводы, не разобравшись в деталях ситуации, на примере директора школы. Однако в то же время писатель повествует, что даже жизненные обстоятельства не смогли разрушить крепкой дружбы между Лидией Михайловной и мальчиком.
Рассказ «Уроки французского» учит читателей самому главному в жизни – доброте и состраданию. Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Будьте внимательны к слову (к стр. 148-149)
1.Обратите внимание на портреты героев рассказа:
а) «Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного рослого и крепкого, заметного своей силой
и властью, парня с длинной рыжей чёлкой»;
б) «Перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.
Какую роль играют эпитеты в создании каждого конкретного портрета?
2.Объясните значение приведённых ниже слов и выражений: «притайка», «не зариться», «ненароком», «так просто не попущусь», «плашмя», «французский скорк зубам приберу», «несчитово». Подберите к ним синонимы
Подготовьте одну из сцен в рассказе для выразительного чтения (или исполнения в лицах). Подумайте, какие интонации требуются для чтения реплик каждого из героев.
Тема, проблема, основная мысль рассказа
Главная тема рассказа В. Распутин – тема человеческого неравнодушия, доброты, помощи. Писатель в этом произведении поднимает проблему морального выбора и нравственности, которая не принимается обществом, но имеет другую сторону – бескорыстную, светлую.
Молодая учительница сумела увидеть беду мальчика, его тяжелое положение. Она сумела рассмотреть за бедностью способности мальчика к учебе, его старание. Уроки французского, которые учительница давала мальчику на дому, стали для него уроками жизни. Женщина скучала по родине, а «возвращение в безмятежное детство» ее спасало от тоски по дому.
Деньги, которые Володя получал в «честной» игре с учительницей, позволяли ему купить хлеба и молока. К тому же, ему теперь можно было не участвовать в уличных играх, где мальчишки его избивали за мастерство и честность.
Замечание 1
В первых строках рассказа В. Распутин обозначил тему произведения, когда упомянул о своем чувстве вины перед учителями.
Главная мысль рассказа заключается в том, что помогая другим, помогаешь себе. Лидия Михайловна, помогая мальчику, хитря, поддаваясь, рискуя своей репутацией и работой, поняла, чего ей не хватало, чтобы быть счастливой. Она поняла, что смысл жизни в том, чтобы быть нужным, помогать, не зависеть от мнения других.
Рассказ «Уроки французского» имеет традиционную для этого жанра композицию. Повествование в произведении ведется от первого лица. Это делает восприятие реалистичным, дает возможность автору ввести много эмоциональных деталей.
Кульминация рассказа – сцена, где директор школы заходит в комнату учительницы и видит педагога и ученика, играющих на деньги.
Идея рассказа подана писателем в философской фразе первого предложения. И оттуда же вытекает и проблематика рассказа.
Анализ произведений русской литературы 8 класс
-
«Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца» анализ произведения
(563)История создания
«Житие Сергия Радонежского» (так кратко именуется это произведение) представляет собой ярчайший образец древнерусской литературы. Преподобный Сергий — самый почитаемый и самый любимый русский святой. Не случайно известный историк прошлого
В.О. Ключевский сказал, что Россия будет стоять до тех пор, пока теплится лампада у раки преподобного… -
«Повесть временных лет» анализ произведения
(831)Древнерусская литература складывается после принятия христианства и охватывает семь веков. Основная ее задача — раскрытие христианских ценностей, приобщение русского народа к религиозной мудрости. «Повесть временных лет» («Первоначальная летопись», или «Нестерова летопись») — одно из древнейших произведений русской литературы. Оно создано в…
-
А.И. Солженицын «Матренин двор» анализ произведения
(857)История создания
В 1962 г. в журнале «Новый мир» был опубликован рассказ «Один день Ивана Денисовича», сделавший имя Солженицына известным всей стране и далеко за ее пределами. Через год в том же журнале Солженицын опубликовал несколько рассказов, в том числе — «Матренин двор». На этом публикации прекратились. Больше ни одно из произведений писателя не было… -
А.П. Чехов «Смерть чиновника» анализ произведения
(889)История создания
«…В русской литературе блеснул и исчез удивительный ум, потому что ведь выдумать и сказать хорошую нелепость, хорошую шутку могут только очень умные люди, те, у которых ум «по всем жилушкам переливается», — писал о таланте Чехова ИА Бунин. Л.Н.Толстой говорил о нем: «Чехов — это Пушкин в прозе». Под этими словами… -
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» анализ произведения
(725)История создания
Тема народных восстаний под предводительством Разина и Пугачева заинтересовали Пушкина еще в 1824 г., вскоре после его приезда в Михайловское. В первой половине ноября 1824 г. в письме к брату Льву он просит прислать ему «Жизнь Емельки Пугачева» (Пушкин, т. 13, с. 119). Пушкин имел в виду книгу «Ложный Петр III, или Жизнь,… -
А.С. Пушкин «Станционный смотритель» анализ произведения
(691)История создания
Болдинская осень в творчестве А.С. Пушкина стала по-настоящему «золотой», так как именно в это время созданы им многие произведения. Среди них «Повести Белкина». В письме другу П. Плетневу Пушкин писал:«… Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется». Хронология создания этих повестей выглядит следующим образом: 9… -
А.Т. Твардовский «Василий Теркин» анализ произведения
(555)История создания
С осени 1939 года Твардовский в качестве военного корреспондента участвовал в финской кампании. «Мне кажется, — писал он М.В. Исаковскому, — что армия будет второй моей темой на всю жизнь». И поэт не ошибся. В редакции Ленинградского военного округа «На страже Родины» у группы поэтов возник замысел создать серию занимательных рисунков о подвигах… -
В.Г. Распутин «Уроки французского» анализ произведения
(758)История создания
«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве», — писал Валентин Григорьевич Распутин в 1974 году в иркутской газете… -
Д.И. Фонвизин «Недоросль» анализ произведения
(993)История создания
Д.И. Фонвизин является одним из наиболее ярких деятелей просветительского движения в России XVIII в. Он воспринимал идеи просветительского гуманизма особенно остро, жил во власти представлений о высоких нравственных обязанностях дворянина. Поэтому писателя особо огорчало неисполнение дворянами своего долга перед обществом: «Мне… -
Л.Н. Толстой «После бала» анализ произведения
(904)История создания
Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как…
Сюжет
Действие рассказа происходит в 1948 году, после Великой Отечественной войны. Герой произведения — одиннадцатилетний мальчик, от лица которого ведётся повествование. До одиннадцати лет он жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа, и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. В это тяжёлое послевоенное время разрухи и голода, его мать наперекор всему собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод ещё сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе всё нужно было покупать. Мальчику пришлось жить у тёти Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.
В школе он учился на одни пятёрки, кроме французского языка — ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Однажды наш герой узнаёт, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими мальчиками. Он не позволял себе увлекаться игрой и уходил, как только выигрывал рубль. Но в один день другие ребята не дали ему уйти с выигрышем, а заставили играть дальше. Семиклассник Вадик, считавшийся лучшим игроком в «чику», местный заводила, и его друг Птаха избили мальчика за то, что он заметил, что Вадик нечестно играл.
На следующий день мальчик приходит в школу в синяках, и Лидии Михайловне рассказывают, что случилось. Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, она вызвала его на разговор, посчитав, что он тратит деньги на конфеты. Узнав, что на самом деле он покупает молоко для лечения, она изменяет своё отношение к нему, и решает заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из-за застенчивости и гордости.
Лидия Михайловна, довольно обеспеченная по тем временам женщина, очень сочувствовала мальчику и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он недоедает. Но он упорно не принимал помощи благородной учительницы
Она пыталась прислать ему посылку с едой так, как будто эту посылку прислала ему его мать, но он догадался и отнёс её учительнице. Тогда Лидия Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в «замеряшки» (азартную игру), а он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает. Узнав о поступке учительницы, директор школы посчитал игру с учеником преступлением («совращением») но так и не разобрался по существу, что заставило её пойти на это. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с макаронами и даже с яблоками, которых мальчик раньше никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна — добрый, бескорыстный и благородный человек. Даже лишившись работы, она ни в чём не винит мальчика и не забывает о нём.
Как человек
Образ учителя в «Уроках французского» не ограничивается только ее педагогической деятельностью, смысловая нагрузка лежит именно на характере героини.
Лидия Михайловна – двадцатипятилетняя девушка, которая до работы в школе жила на Кубани.
В. Распутин дает лицо героине, в отличие от директора школы, в которой она преподавала. Внешне она была красива и аккуратна. Лицо ее было «правильное и потому не слишком живое», но оно не имело ни капли жестокости. Глаза учительницы «косили и смотрели словно бы мимо». Чтобы скрыть эту «косинку», Лидия Михайловна прищуривала глаза. Она имела «тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку», а также «черные, коротко остриженные волосы». По ее поведению чувствовались «смелость и опытность».
Лидия Михайловна – настоящий человек со своими особенностями. Внутренние качества ее связаны с милосердием. Именно благодаря ему героиня помогает главному герою. Учительница готова жертвовать собственной работой, чтобы показать мальчику жизненный урок: в любой ситуации необходимо оставаться человеком.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Учитель в рассказе «Уроки французского», рассмотрит образ Лидии Михайловны и как педагога, и как простого человека с ее внутренними качествами.