«железная дорога» — анализ стихотворения н.а. некрасова

Анализ стихотворения «железная дорога» николая некрасова

Н. А. Некрасов, «Железная дорога»: краткое содержание

Произведение начинается с эпиграфа. В нем мальчик Ваня спрашивает у генерала, кто строил железную дорогу. Тот отвечает: граф Клейнмихель. Таким образом, Некрасов начал свою поэму с сарказма.

Далее читатели погружаются в описание русской осени. Она славная, со свежим воздухом, красивыми пейзажами. Автор летит по рельсам, погружаясь в свои думы.

Он, услышав про то, что дорогу построил граф Клейнмихель, говорит, что не нужно скрывать правду от мальчика, и начинает рассказывать о строительстве железного пути.

Мальчику послышалось, будто к стеклам поезда набежала толпа мертвецов. Они говорят ему, что люди строили эту дорогу в любую погоду, жили в землянках, голодали, болели. Их грабили и секли. Теперь другие пожинают плоды их труда, а строители истлевают в земле. «Поминают ли их добром, — спрашивают мертвецы, — или люди забыли о них?»

Автор говорит Ване, что не нужно бояться пения этих погибших мужиков. Показывает на того, кто изможден от тяжелого труда, стоит, согнувшись, и долбит землю. Так тяжело люди добывают свой хлеб. Нужно уважать их труд, говорит он. Автор уверен, что народ вынесет все и в конце концов проложит себе дорогу.

Ваня уснул и проснулся от свистка. Он рассказал папаше-генералу свой сон. В нем ему показали на 5 тысяч мужиков и сказали, что это и есть строители дороги. Услышав это, тот захохотал. Он сказал, что мужики — пьяницы, варвары и разрушители, что они могут терема свои лишь строить. Генерал попросил не рассказывать ребенку о страшных зрелищах, а показать светлые стороны.

Так описал строительство дороги в своем стихотворении Некрасов «Железная дорога». Краткое содержание («брифли» — так оно называется по-английски) не сможет, конечно, передать всю боль автора за простого обманутого человека. Чтобы прочувствовать весь сарказм и горечь несправедливости, стоит прочитать это стихотворение в подлиннике.

Темы и проблемы

Некрасов добивается душевного сопереживания читателя с помощью ярких контрастов и противопоставлений, на которых и построено стихотворение. Дивные русские пейзажи сменяются страшными картинами:

Так же быстро поэт уводит читателя от тягот строительства к одинокому несчастному белорусу, от него – к напыщенному генералу, и снова к уставшим лицам крестьян

Постоянно создавая контрастные ситуации, Некрасов создает напряженную атмосферу, которая полностью поглощает внимание

Здесь важна роль и поднятых в стихотворении тем

Кроме судьбы крестьянства, сначала замученного ярмом крепостного права, а затем оставленного без помощи, Некрасов обращает внимание на судьбу России. Вот два ярких представителя страны: генерал, рассуждающий об эстетике и симулирующий патриотизм, и сам народ, который этой мнимой заботы и символизма в одеянии Вани не увидит никогда

Как можно говорить о прогрессе и выходе в мир индустриальных держав, когда те, для кого, казалось бы, должна работать государственная машина, безвестно тысячами гибнут от рабского труда?

Автор поднимает также проблему равнодушия господ к судьбе простых людей. Генерал считает народ сборищем пьяниц, которое не достойно его внимания и сожаления. Для того и создан мужик, чтобы трудиться до смерти, больше он ничего не умеет. Но этот герой даже не понимает, что живет за счет всех этих людей. Если бы не они, он и не смог бы себя обеспечить. Деньги, которыми щедро содержались военные чины, взяты из казны, а кто наполняет ее? Не царь и не его свита, а трудовой народ, который производит то, что продается. Поэтому мы можем выделить и другую проблему – социальную несправедливость, из-за которой сотни людей вынуждены обеспечивать одного такого генерала, который палец о палец не ударяет всю жизнь, так как чин достался ему по наследству.

Тематика и настроение

Особое внимание стоит уделить тематике, которая раскрывается на протяжении всего произведения. В стихотворении поднят ряд вопросов:

  • Основной темой произведения становится страдание обычных крестьян и бесчеловечность чиновников, которые закрывают глаза на страдания рабочих. Общество той эпохи можно сравнить с медалью, на одной стороне которой находятся крестьяне, а на другой — дворянское общество. Они противоположны и никогда не смогут пересечься. Порой складывается впечатление, что простой народ живёт на одной плоскости, а их «хозяева» на другой. Николай Некрасов с грустью смотрел на происходящее и будто ощущал, что из-за такого неравенства в 1917 году наступит революция.
  • Социальное неравенство. В стихотворении представлены две противоположные стороны — крестьяне и господа. Они никогда не смогут понять друг друга, так как никто из них никогда не был на стороне своего «противника». Герой Ванечка был одним из представителей дворян и смотрел на будущее как на некую сказку. Точно таким же положительным мнением о строительстве новой железной дороги обладает и его отец. Однако крестьяне и их дети знают правду и понимают, что до самой смерти будут обречены на мучительную жизнь.
  • Бегство от реальности. Высшие чины всегда скрывали правду о том, каким образом происходят те или иные действия. Если внимать только их голосам, то может сложиться впечатление, что всё возникает магическим образом. Однако не стоит забывать, что за каждой постройкой и каждым делом стоит бесценный труд, который, чаще всего, остаётся без внимания. Нужно приложить огромные усилия, чтобы добиться желаемого результата.

Настроение стихотворения неоднозначное. С одной стороны, читателю показывают весь тот ужас, который настиг обычных крестьян во время строительства новых путей. С другой же стороны, показывается готовая железная дорога, по которой целый день мчаться поезда, а пассажиры, сидящие в них, даже и не задумываются о том, каким трудом были выстроены эти пути.

Жанр, размер и направление

Жанр соответствует гражданской лирике. Написано произведение дактилем, рифмовка перекрёстная (abab), используются мужская и женская рифмы.

Произведение написано в направлении реализма. Повествование обладает чётким ритмом, словно действительно написано под стук колёс поезда, катящегося по просторам страны. Читатель без прикрас видит:

  • тяжкую жизнь простых крестьян;
  • их беспросветную нищету;
  • плохо оплачиваемый труд;
  • бесчеловечное отношение к ним вышестоящих лиц.

Отдельного слова достойны образы в стихотворении. Основной символ отражён в самом названии этого произведения. Железнодорожное полотно, словно красная нить, связывает все остальные элементы и персонажей и проходит сквозь всё повествование. Ведь именно оно послужило причиной страданий людей, о которых рассказчик говорит Ване. Они предстают в образе сотни мертвецов, поднимающихся из земли и следующих за поездом, где едут мальчик с отцом и рассказчиком.

Несчастный белорус — собирательный образ простого труженика, принесшего в жертву жизнь в угоду властям и их желанию облагораживать территорию города. На протяжении долгих лет его сопровождали утомительный труд и выживание в землянке. Автор с глубоким уважением говорит о представителях народа, восхищается трудолюбием крестьян. Первые 3 главы — правда, как на самом деле происходило строительство дороги и какой ценой она строилась для обычных людей.

На просьбу же показать «светлую сторону» рассказчик тоже не теряется и иронично, с юмором повествует о лабазнике, рабочих и бочке вина. Купец кажется благодетелем, но на самом деле он эксплуатирует людей, не испытывая к ним ни уважения, ни простого человеческого сочувствия.

Значение творчества Некрасова

Николая Алексеевича Некрасова считают истинно народным поэтом. В его новаторской поэзии появились новые темы и образы, благодаря ему обновился и обогатился поэтический язык, который стал близок к народной речи. Особое место отведено у Некрасова теме труда русского народа. Его произведения пронизаны глубоким сочувствием к человеку-труженику. В стихотворении «Железная дорога» описано время зарождения капитализма в России, Некрасов показал, какой ценой для простых людей утверждались в стране новые экономические отношения.Современные исследователи называют творчество Некрасова настоящей энциклопедией дореволюционной русской жизни, в которой отразилась целая эпоха общественного развития России.

Словарь

1. Эпиграф – небольшое изречение перед произведением, раскрывающее главную мысль произведения.

2. Колизей – древний амфитеатр в Риме.

3. Ватикан – резиденция папы Римского, музей.

4. Подрядчик – исполнитель работ для заказчика.

5. Недоимка – задолженность, налог.

6. Риторический вопрос – утверждение, сформулированное как вопрос, но не предполагающее ответа.

7. Четырехстопный дактиль – трехсложный стихотворный размер с ударным первым слогом.

Проблематика стихотворения

Проблемы, описанные в произведении, достаточно разнообразны. Они отражают сразу несколько моментов:

  1. Жизнь простого народа — проблема раскрывается в описании бед и трудностей, через которые проходили люди во время постройки железнодорожных путей, а также в живописании повседневных проблем, тяжкого труда, зарабатывания себе на жизнь, обмана и бесчестия чиновников и господ.
  2. Бесправное существование — обычному крестьянину некому пожаловаться, что с ним ведут себя унизительно, что его условия труда ужасны, а чиновники воруют средства и ищут выгоды за счёт работников.
  3. Взяточничество и мошенничество — пусть правительство и выделило некую оплату труда рабочих, эти деньги не всегда доходят до адресата из-за нечестных вышестоящих лиц.
  4. История и память — люди готовы помнить о великих датах и больших достижениях своей страны, но не о той массе народа, благодаря которой вещи были созданы или достигнуты.

Невежество и темнота — еще один немаловажный аспект. Он находит отражение в незнании, как защитить свои права. Это даёт возможность обманывать людей и дальше, ведь они не выражают недовольства, молчат, будто их всё устраивает.

Что касается композиции, можно выделить 4 основные части. Они имеют тесную взаимосвязь и представляют собой синтез нескольких образов. Речь идет о людях, находящихся в вагоне поезда. Следует отметить и построение описания на антитезе, когда в первой части описываются пейзажи осени, лес, тонкий лёд на реке. После этого представляются другие картины: жесткие условия труда, в которых приходится находиться людям, голод.

Роль пейзажа. Реальность и фантастика в стихотворении

Смысл риторических вопросов. Своеобразие композиции и языка стихотворения

В первой части стихотворения «Железная дорога» дано описание осенней русской природы. Человек, описывающий вид из окна вагона, чувствует свежесть «ядреного» осеннего воздуха, бодрящего «усталые силы», мечтает выспаться на лоне природы. Картины природы для него представляются миром «покоя и простора», в них нет безобразия. Используя прием антитезы, Некрасов подчеркивает контраст в гармонии природы и противоречиями в мире людей, дисгармонией в общественных отношениях.

Правда о строителях дороги, рассказанная Ване при свете луны, обретает фантастические черты. Рассказчику и мальчику мерещатся таинственные видения на фоне лунной ночи: тени за морозными стеклами окон представляются толпой мертвецов, призраки пугают своим пением, в котором предстают ужасающие картины непосильного труда простых мужиков. При жизни с «вечно согнутой спиной» они надрывались в зной и холод, «жили в землянках», страдали от голода, болели, терпели нужду и грабеж начальства. Теперь же им «истлевать суждено» в земле по обочинам дороги.

Среди толпы мертвецов выделяется образ строителя-белоруса. В этом образе автор нарисовал реального труженика, который из-за тяжелого подневольного труда еще при жизни стал похож на мертвеца.Его портрет дает представление о состоянии человека, доведенного до крайней степени истощения: бескровные губы, тощие руки с язвами, опухшие ноги, впалая грудь, сгорбленная спина. Чтобы добыть себе хлеб, он вынужден долбить ежедневно лопатой мерзлую землю.

Рассказчик просит Ваню не страшиться «пения дикого», называя строителей братьями, «божьими ратниками», «мирными детьми труда», тем самым подчеркивает их предназначение. Как в сказочном сюжете призраки исчезают с первыми криками петуха, так и в стихотворении после «оглушительного» свистка паровоза пропала «толпа мертвецов». Ваня рассказал отцу об удивительном сновидении, но генерал отрицает способности невежественных мужиков. Автор же убежден, что простым народом созданы богатства страны.

К потомкам, пожинающим плоды их труда, обращен риторический вопрос погибших строителей: «Добром поминаете или забыли давно?» В этом вопросе отражена идея памяти и благодарности создателям дороги. Официальная версия, объявившая графа строителем дороги, умалчивала о подлинных строителях, тем самым предав их забвению. Символично звучит после «отрадной» картины с бочкой вина для рабочих риторический вопрос, обращенный к генералу. Иронический вопрос,завершающий стихотворение, не предполагает ответа, он является утверждением правоты автора.

Стихотворение «Железная дорога» является небольшим по объему произведением, всего 148 строк. Но по масштабности изображения событий стихотворение иногда называют поэмой. К. Чуковский назвал его от первой до последней строчки «поэмой о России, о русском народе». Стихотворение представляет собой сложную форму, в которой отражены пейзажные зарисовки, живая беседа героев, сатирические картины, элементы фольклорной песни и фрагменты романтической баллады с мистическими видениями. Написано стихотворение четырехстопным дактилем, напоминающим ритм стука колес идущего поезда.

Поэтический язык Некрасова прост, поэт-публицист не сочинял, а передавал в стихотворной форме саму жизнь, самые грубые и неприглядные ее стороны. В стихотворении публицистическая, остросоциальная направленность и реалистическое изображение тяжелого труда строителей тесно переплетены с поэтическим описанием русской осенней природы и глубоким психологическим лиризмом.

Илья Глазунов. Иллюстрация к стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога». 1970 г.

Сочинения

Стихотворение Некрасова под названием Железная дорога — это жизненное произведение, открывающее нам всю правду появления первой железной дороги. Сама дорога и ее строительство сделали большой переворот в жизни нашей страны, открыв большие возможности для передвижения на большие расстояния и превратив Россию из отсталой в развитую державу. Вот только какой была цена таких преобразований? Как известно, Николаевская дорога, соединяющая Москву и Петербург, строилась по проекту самого царя десять лет. Проект же представлял собой прочерченную под линейку прямую, что пролегала через леса, болота, цена же этому проекту — человеческие жизни. Именно об этом и писал Некрасов, а нам предстоит сделать анализ стихотворения.

Некрасов: Железная дорога

Некрасов — замечательный писатель, который писал произведения гражданской направленности, без приукрашивания. Он описывал реалистичные события и его работа Железная дорога не стала исключением. Данное произведение, где освещена народная тематика, является жизненным стихом, которое знакомит нас с далекими временами при Николае Первом. С временами, когда строилось железнодорожное сообщение.

Само стихотворение было написано в 1864 году. Когда читаешь его, то сразу же ощущаешь ноты драматизма, видна несправедливость по отношению к рабочим людям и об этом не мог молчать писатель, поэтому автор раскрывает нам всю правду.

Работа состоит из четырех частей и напоминает небольшую пьесу, где в главных ролях генерал, его сын Ваня и лирический герой. Они едут в поезде и между пассажирами завязывается разговор, во время которого нам открываются все ужасы строительства под руководством Клейнмихеля.

Часть 1

Сразу в первой части автор описывает виды, что открываются из окна вагона. Это природа русского края и она прекрасна. Лирический герой любуется необыкновенными красотами. Даже болота прекрасны и пни под лунным сиянием. Как же это замечательно лететь по рельсам чугунным и думать думы свои. Но дальше герой стиха слышит разговор своих соседей по вагону и не может не вмешаться.

Часть 2

Делая краткий анализ второй части, мы узнаем всю правду о строительстве дороги, которую автор рисует не только мальчику Ване, но и читателям. Здесь мы понимаем, что дорогу строит не Клейнмихель, как утверждает генерал. Ее строит народ, которому ничего не оставалось, как идти в рабство, жертвуя своими жизнями, ведь всюду царствовал голод. Нужно было как-то жить, поэтому народ и нанимается на строительство. И вот, сегодня это красивая дорога с узкими насыпями, рельсами, мостиками, вот только лежит она на костях русского народа.

Применяя прием сна, автор пишет о мертвецах, что поднялись из земли и теперь рассказывают о нечеловеческих условиях своей работы, о том, как они погибали, боролись с голодом, замерзали, болели и умирали. Страшные картины рисует воображение мальчика. Сам же автор в подробностях описывает кошмары, особенно подробно он остановился на изображении мертвого белоруса, что изможден лихорадкой с колтуном в волосах. Он продолжает долбить мерзлую землю. Описывая труд людей, лирический герой говорит, что и нам было бы не плохо перенять привычку к труду, не плохо было бы уважать работу народную, уважать мужика.

Часть 3

В третьей части мертвецы исчезают. Ваня рассказывает о странном сне. Генерал же продолжил разговор, выступая защитником эстетических ценностей. Его речь обвинительная, в людях, в славянах, он видит невежественную толпу, которую называет варварами и скопищем пьяниц. Далее генерал просит героя рассказать сыну и о другой стороне правды. А какая это правда?

Часть 4

И тут мы приступаем к анализу четвертой части, которая и покажет светлую сторону. А она такова, что во время завершения строительства люди получили лишь бочку вина и некое списание долгов, которые по непонятным причинам появились у рабочих во время возведения дороги. Другими словами, народ обманут, а их заслуги присвоены хозяевами жизни. Вот такая награда была присвоена простому народу, который полег костями, возводя железную дорогу. Вот такая она светлая сторона вопроса.

План стихотворения

1. Описание красоты русской природы 2. Рассказ героя о цене строительства железной дороги 3. Мнение генерала о русском народе 4. Труд народа с иной, светлой, стороны. Обман рабочих и народная покорность

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Н.А. Некрасов. «Железная дорога». ТЕКСТ.

I

Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит;Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно — покой и простор! Листья поблекнуть еще не успели, Желты и свежи лежат, как ковер.Славная осень! Морозные ночи, Ясные, тихие дни… Нет безобразья в природе! И кочи, И моховые болота, и пни — Всё хорошо под сиянием лунным, Всюду родимую Русь узнаю… Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою…

II

«Добрый папаша! К чему в обаянии Умного Ваню держать? Вы мне позвольте при лунном сиянии Правду ему показать.Труд этот, Ваня, был страшно громаден, — Не по плечу одному! В мире есть царь: этот царь беспощаден, Голод названье ему.Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей, Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей.Он-то согнал сюда массы народные. Многие — в страшной борьбе, К жизни воззвав эти дебри бесплодные, Гроб обрели здесь себе.Прямо дороженька: насыпи узкие, Столбики, рельсы, мосты. А по бокам-то всё косточки русские… Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?Чу! восклицанья послышались грозные! Топот и скрежет зубов; Тень набежала на стекла морозные… Что там? Толпа мертвецов!То обгоняют дорогу чугунную, То сторонами бегут. Слышишь ты пение?.. „В ночь эту лунную Любо нам видеть свой труд!Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой.Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда… Всё претерпели мы, божий ратники, Мирные дети труда!Братья! Вы наши плоды пожинаете! Нам же в земле истлевать суждено… Всё ли нас, бедных, добром поминаете Или забыли давно?..“Не ужасайся их пения дикого! С Волхова, с матушки Волги, с Оки, С разных концов государства великого — Это всё братья твои — мужики!Стыдно робеть, закрываться перчаткою. Ты уж не маленький!.. Волосом рус, Видишь, стоит, изможден лихорадкою, Высокорослый, больной белорус:Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли; колтун в волосах;Ямою грудь, что на заступ старательно Изо дня в день налегала весь век… Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно: Трудно свой хлеб добывал человек!Не разогнул свою спину горбатую Он и теперь еще: тупо молчит И механически ржавой лопатою Мерзлую землю долбит!Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять… Благослови же работу народную И научись мужика уважать.Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную — Вынесет всё, что господь ни пошлет!Вынесет всё — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе».

III

В эту минуту свисток оглушительный Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов! «Видел, папаша, я сон удивительный, — Ваня сказал, — тысяч пять мужиков,Русских племен и пород представители Вдруг появились — и он

мне сказал: „Вот они — нашей дороги строители!..“» Захохотал генерал!— Был я недавно в стонах Ватикана, По Колизею две ночи бродил, Видел я в Вене святого Стефана, Что же… всё это народ сотворил?Вы извините мне смех этот дерзкий, Логика ваша немножко дика. Или для вас Аполлон Бельведерский Хуже печного горшка?Вот ваш народ — эти термы и бани, Чудо искусства — он всё растаскал! — «Я говорю не для вас, а для Вани…» Но генерал возражать не давал:— Ваш славянин, англосакс и германец Не создавать — разрушать мастера, Варвары! дикое скопище пьяниц!.. Впрочем, Ванюшей заняться пора;Знаете, зрелищем смерти, печали Детское сердце грешно возмущать. Вы бы ребенку теперь показали Светлую сторону… —

IV

«Рад показать! Слушай, мой милый: труды роковые Кончены — немец уж рельсы кладет. Мертвые в землю зарыты; больные Скрыты в землянках; рабочий народТесной гурьбой у конторы собрался… Крепко затылки чесали они: Каждый подрядчику должен остался, Стали в копейку прогульные дни!Всё заносили десятники в книжку — Брал ли на баню, лежал ли больной: „Может, и есть тут теперича лишку, Да вот поди ты!..“ Махнули рукой…В синем кафтане — почтенный лабазник, Толстый, присадистый, красный, как медь, Едет подрядчик по линии в праздник, Едет работы свои посмотреть.Праздный народ расступается чинно… Пот отирает купчина с лица И говорит, подбоченясь картинно: „Ладно… нешто… молодца!.. молодца!..С богом, теперь по домам, — проздравляю! (Шапки долой — коли я говорю!) Бочку рабочим вина выставляю И — недоимку дарю!..

“Кто-то „ура“ закричал. Подхватили Громче, дружнее, протяжнее… Глядь: С песней десятники бочку катили… Тут и ленивый не мог устоять!Выпряг народ лошадей — и купчину С криком „ура!“ по дороге помчал… Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?..»

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Железная дорога.

История создания – стихотворение появилось в 1864 году и стало одним из произведений Некрасова, посвящённых народу, повествующих о его нелёгкой жизни.

Тема – стихотворение о страданиях простых людей при строительстве железных дорог в России XIX века, безрассудстве чиновничества, жёстокой эксплуатации народа.

Композиция – линейная, стихотворение состоит из четырёх частей: первая – описание природы, а следующие – живое описание страшных картин, которые имели место быть при строительстве железной дороги.

Жанр – лирическое стихотворение, некоторые исследователи называют поэмой. Вид лирики – гражданская.

Стихотворный размер – стихотворение написано четырёхстопным дактилем, используется точная и неточная, женская и мужская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Эпитеты – “Здоровый, ядрёный воздух“, “славная осень”, “труд страшно громаден”.

Сравнения – “Лёд… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковёр”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”.

Синекдоха – “А по бокам-то всё косточки русские”.

Анализ стихотворения Железная дорога Некрасова

Николая Некрасов – это человек очень талантливый. Именно он написал произведение, которое называлось «Железная дорога». Это произведение было создано автором в 1864 году. Недаром, оно носит такое название. Ведь стихотворение имеет на самом деле, очень глубокий смысл.

Николая Некрасов является очень знаменитым не только своими красивыми и хорошими произведениями, но и тем, что стал первым, кто в русской литературе проложил гражданское направление. Это имеет очень большое смысл, ведь все началось именно с его произведений. Писатель – человек принципов, который не будет впадать в придуманную романтику, лишь для того, чтобы хорошо и радостно жилось. Это – реалист, который даже в своей литературе придерживался именно этих стандартов. В его произведениях всегда все было очень реалистично. Иногда у читателей возникали улыбки, насколько все это было хорошо и качественно описано – наша реальная жизнь и ее процессы каждодневные.

Именно потому, стихотворение «Железная дорога» никого не удивляет, так как оно также реалистично, кК и другие произведения Некрасова. Стихотворение было написано немного позже после отмены крепацтва. Крепостное право было отменено в 1861 году. Но это был только формальный срок, только после нескольких лет – по-настоящему что-то стало происходить. Именно по этому поводу было написано такое стихотворением поэтом. В своем произведении он описывает события тех годов. И особенно – 1864 года. Так как именно в том году совершалось строительство путепровода между большими городами – Петербургом и Москвой.

Повод для негодований Некрасова послужило то, что это необдуманное до конца решение послужило гибелью многим людям. И это только мягко сказано. На самом деле, погибли тысячи, и даже миллионы людей – простых людей, хотя об этом тогда никто не заботился. Николая Некрасов был разозлен и возмущен тем, что государство того времени не смогло до конца разобраться в том, что они запланировали. Ведь они рассмотрели, как говориться, только одну сторону медали. И именно эта непродуманность и послужила гибелью множеству простых крестьян.

Само стихотворение как бы поделено на четыре симметричные части. Как ни странно, но все же в произведениях Некрасова кроме бытовой поражающей реальности есть и романтика, хоть немного – но овсе же она присуща. И именно первая часть произведения Некрасова носит романтические впечатления. Писатель рассказывает, как видел все красоты природы, пока ехал в поезде. Железнодорожное путешествие – и даже оно имеет свои приятные ощущения, кроме усталости. И, как реалист, он это тем более понимал.

Русская природа – просто незабываема, и тем более, в те времена. Когда еще существовали уголки дикой природы, не заселенные людьми. Автор становиться невольным слушателем разговора между сыном генерала и самого отца. Подросток начинает интересоваться, кто же построил такую дорогу для поездов. Дальше, можно увидеть глубокий смысл, который более приоткрывается, чем вначале. Ведь никто тогда особо не задумывался, какой ценой была создана такая огромная линия железнодорожных путей для огромных титанов-поездов. А сколько жизней погибло тогда, в 1864 году, ведь многие забыли об этом, наслаждаясь только результатом.

Анализ стихотворения Железная дорога по плану

Глава 2. Строители железной дороги

Далее Некрасов Николай Алексеевич возвращает читателя к эпиграфу и просит «папашу» не в «обаянии» (здесь – заблуждении) держать сына, а рассказать ему горькую правду о создании дороги. В начале разговора повествователь отмечает тот факт, что «труд этот… не по плечу одному», а значит, и Клейнмихель не мог сам вести строительство. Сильнее управляющего и даже русского императора мог быть только один царь – Голод. Именно он во все времена решал судьбы миллионов людей. Насколько прав в этом утверждении повествователь, помогают понять следующие нарисованные автором картины и их анализ.

«Железная дорога» Некрасова продолжается рассказом о том, насколько неисчислимы были беды и страдания народные во время строительства дороги. Первый вывод, который делает автор, — эти чудесные пути были построены на косточках русских. «Сколько их?!» — риторическое восклицание-вопрос в данном случае говорит красноречивее всяких слов и цифр. И вдруг дремлющему под стук колес Ване видится жуткая картина. Еще недавно такой прекрасный пейзаж сменяется описанием бегущих вслед за вагоном мертвецов — строителей дороги. Тишина и покой нарушаются звоном лопат, скрежетом зубов, стоном, плачем и громкой песней об испытанных страданиях. Многие вместо хлеба и денег обрели здесь могилу, так как работы велись все светлое время суток с ранней весны до поздней осени, а порой и зимой. Но торжеством наполняются слова мертвецов (автор говорит от их лица, что еще больше придает достоверности изображаемому): «Любо нам видеть свой труд»

Именно на эту «привычку … благородную» — работать — и обращает внимание мальчика повествователь

Глава 2. Строители железной дороги

Далее Некрасов Николай Алексеевич возвращает читателя к эпиграфу и просит «папашу» не в «обаянии» (здесь — заблуждении) держать сына, а рассказать ему горькую правду о создании дороги. В начале разговора повествователь отмечает тот факт, что «труд этот … не по плечу одному», а значит и Клейнмихель не мог сам вести строительство. Сильнее управляющего и даже русского императора мог быть только один царь — Голод. Именно он во все времена решал судьбы миллионов людей. Насколько прав в этом утверждении повествователь, помогают понять следующие нарисованные автором картины и их анализ.

«Железная дорога» Некрасова продолжается рассказом о том, насколько неисчислимы были беды и страдания народные во время строительства дороги. Первый вывод, который делает автор, — эти чудесные пути были построены на косточках русских. «Сколько их?!» — в данном случае говорит красноречивее всяких слов и цифр. И вдруг дремлющему под стук колес Ване видится жуткая картина. Еще недавно такой прекрасный пейзаж сменяется описанием бегущих вслед за вагоном мертвецов — строителей дороги. Тишина и покой нарушаются звоном лопат, стоном, плачем и громкой песней об испытанных страданиях. Многие вместо хлеба и денег обрели здесь могилу, так как работы велись все светлое время суток с ранней весны до поздней осени, а порой и зимой. Но торжеством наполняются слова мертвецов (автор говорит от их лица, что еще больше придает достоверности изображаемому): «Любо нам видеть свой труд»

Именно на эту «привычку … благородную» — работать — и обращает внимание мальчика повествователь

Композиция

Важно отметить, что стихотворение с легкостью делится на 3 смысловые части

  1. Первая – это описание Некрасовым природы, красоты родных краев. Поэт признается в искренней любви к русской земле, и это создает сильный и эффектный контраст для следующих частей.
  2. Вторая часть наиболее эпическая, здесь Некрасов пишет, как погибшие крестьяне пробуждаются, чтобы спеть о своей нелегкой доле. Поэт рассказывает настоящую историю строительства дороги со всеми бедами рабского труда.
  3. В третьей части сын Ваня сообщает отцу о странном сне, в котором ему привиделась эта история. Генерал смеется и отвечает, что народ – это скопище пьяниц, и поистине прекрасные и важные вещи в мире создают отдельные личности – гении, а не народ, а после побуждает лирического героя не запугивать сына, а рассказать правду. Поэт соглашается и говорит об окончании строительства, когда для крестьян прикатили бочку вина и простили «долги», взявшиеся ниоткуда. Народ снова обманули, но железная дорога построена, и праздновать теперь будут начальники.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: