«трудный хлеб» — краткое содержание рассказа е. носова

«трудный хлеб» - краткое содержание рассказа е. носова

Носов Трудный хлеб краткое содержание

Трудный хлеб — роман-сказка Николая Носова для детей, который рассказывает о приключениях мальчика Коляна и его друга Никитки. Главные герои отправляются в поисках пропавшей коровы и оказываются в необычном мире, где живут животные, умеющие говорить.

В начале истории Колян и Никитка получают задание от своих мам — найти пропавшую корову. Они отправляются в лес, где видят странное дерево, из ветвей которого растут хлебные палочки. Ребята решают сорвать палочки и встречают забавных зверей — ослика Грымзика, собаку Барбоса и зайца Копыта, которые рассказывают, что они умеют говорить и ходить на задних лапах.

Вместе с новыми друзьями Колян и Никитка отправляются на поиски коровы, их ждут приключения, загадки и встреча с другими необычными животными. Они проходят через лес и пустыню, путешествуют в самолете на Зеленый остров. В итоге, ребята находят корову и возвращаются домой, завершая свое путешествие.

Краткое содержание Носов Огородники для читательского дневника

Повествование ведется от лица рассказчика, который в составе дружной команды мальчишек прибыл в пионерский лагерь. Вожатый по имени Витя оповестил их, что всем будут выделены участки для огорода, на которых каждый может стать полноправным хозяином. Разбившись на бригады из двух человек, ребята должны будут пройти несколько этапов: вскопать землю, посеять семена, заняться прополкой, когда придет время, собрать урожай. Эта мысль понравилась прибывшим. Идея была хороша и тем, что после завершения земельных работ можно будет выявить отстающее звено.

Рассказчик и его друг Мишка условились действовать сообща, тем более, что показателем успеваемости должно стать переходящее знамя с надписью для победителя.

Вместо того, чтобы приступить к работе, Мишка начал возмущаться, что им досталась не лучшая земля. Не прилагая особых усилий до обеда, он отказался вскапывать землю и после него, чтобы не перетрудиться. Неугомонный мальчик больше внимания уделял замерам площади земли своего участка и соседних, избавлению от корня растения, не забывая хвастаться. При этом он утверждал, что доводит дело всегда до конца. Рассказчик высказал ему сожаление о выборе такого напарника.

Когда ребята закончили делать флаг, Мишка предложил своими руками соорудить пугало. Идея всем понравилась, ребята охотно приступили к его изготовлению.

Очередную идею друга о работе на участке в ночное время суток рассказчик поддержал. Выбившись из сил, наутро они были очень удивлены и возмущены, когда выяснилось, что старались на чужом участке. Поздравления и знамя достались Ване Ложкину и Сеньке Боброву как победителям. Миша еле сдерживался, чтобы не рассказать правду ребятам.

После ночного похода ребята очень устали, поэтому вскопали землю позже всех. Было принято решение поставить пугало на их огород.

Избавились от чучела ребята только осенью, когда выяснилось, что самый богатый урожай помидоров и кабачков собрали на их земле. Мальчики признались, что пугало отгоняло вредителей, это помогло выиграть. После победы Мишка предложил выбросить его в реку.

Сделав на память фотографию со знаменем, они с гордостью предлагали ее выслать желающим полюбоваться.

Рассказ Н. Носова «Огородники» учит тому, что стремлению получить награду за труд должны сопутствовать честность, трудолюбие и скромность. А хвастовство и зависть приводят к нежелательным результатам.

Читать краткое содержание Огородники. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Другие пересказы для читательского дневника

  • Казаков
  • Краткое содержание Астафьев Кража

    Хочется поговорить о повести, название которой Кража автор Виктор Астафьев работал над ней около 4 лет. Начал писать он с 1961 года, закончил в 1965 году. Для него данная повесть была, наверное с каким то смыслом

  • Краткое содержание Погодин Зеленый попугай

    В книге рассказывается об ощущениях и впечатлениях автора при обаянии разнообразных запахов. В первый раз рассказчик ощутил запах холодного мороза. Стоя на берегу Невки, он видел как деревья начинают сбрасывать листья.

  • Краткое содержание Время жить и время умирать Ремарк

    Весна. Одна из русских деревень занята немецкими солдатами. Медленно сходит снег, и начинают появляться трупы, смешанные с водой и грязью. Ранним утром немцы поведут на расстрел партизан, схваченных накануне. Среди захваченных есть женщина.

  • Краткое содержание Сказки по телефону Родари

    У господина Бьянки была дочка. Провожая отца, она напоминала, что хочет услышать новую сказку. Засыпала только, когда слушала новую историю. И он стал перед сном по телефону делиться с дочкой новыми сказками

События и сюжетные повороты

В читательском дневнике о кратком содержании романа «Трудный хлеб» Николая Носова описываются основные события и сюжетные повороты произведения.

Главный герой романа, молодой мастер пекарь Михаил Петрович Сенька, работает в маленькой деревенской булочной. Его трудный хлеб — это специальный хлеб, который он печет с использованием тайных рецептов и техник. Все местные жители обожают его хлеб и приходят в булочную именно за ним.

Однажды в деревню приезжает комиссия из города, чтобы оценить качество хлеба в разных булочных. Вся деревня, включая Сеньку, нервничает и старается представить свою продукцию от лучшей стороны. Все надеются на Сеньку и его трудный хлеб, но неожиданно происходит несчастье – в доме Михаила Петровича начинается пожар, и все его сокровища, включая рецепты, сгорают дотла. Печальный Сенька сталкивается с выбором: оставаться в деревне и восстанавливать свою булочную или уехать в город и начать жизнь заново.

После множества размышлений Сенька принимает решение остаться в деревне и продолжить печь свой трудный хлеб. Он начинает новую, еще более сложную работу над созданием рецептов и развивает свою собственную уникальную технологию выпечки хлеба. Сенька жертвует своим временем и силами, чтобы преуспеть в своем деле.

В итоге, благодаря упорству и творческому подходу, Сенька становится известным пекарем по всему району. В его булочной постоянно толпятся клиенты, желающие попробовать его знаменитый хлеб. Он преодолевает трудности и добивается успеха в своей профессии. Главный герой осознает, что, несмотря на все сложности, надо продолжать идти вперед и не сдаваться.

Описание сюжета Пример
Герой — Михаил Сенька Трудный хлеб
Пожар в доме Сеньки Сгорел весь рецепт
Выбор героя Остаться в деревне или уехать в город
Новая работа и развитие булочной Сложная работа над созданием рецептов
Успех и признание Становление пекарем по всему району

Таким образом, события и сюжетные повороты в романе «Трудный хлеб» вращаются вокруг главного героя, его трудностей и побед

Книга показывает, как важно не сдаваться и искать свое призвание в жизни, даже если на пути возникают преграды и трудности

Встреча с Трудным хлебом

В центре сюжета находится молодой парень по имени Леша, который работает в хлебозаводе. Он сталкивается с различными трудностями, связанными с производством хлеба. Он узнает, какое значение имеет каждый этап производства и как важна его роль в этом процессе.

Однажды Леша попадает в ситуацию, когда производство хлеба оказывается в опасности из-за недоступности необходимых ингредиентов. Он принимает решение взять на себя ответственность и найти способ решить эту проблему. Благодаря своей находчивости и упорству Леша находит необычное решение, которое помогает производству не прекратиться.

Читая этот роман, я понял, как важно знать и понимать процесс производства продуктов, которые мы ежедневно употребляем. «Трудный хлеб» Носова мне открыл глаза на множество трудностей и талантов, которые скрыты в каждой упаковке на столе любой семьи

Благодаря краткому содержанию «Трудного хлеба» для моего читательского дневника, я могу подробно описать сюжет и восхищаться трудом автора, который смог передать важность этого процесса. И я рекомендую эту книгу всем, кто хочет глубже понять и оценить цену и значение хлеба в нашей жизни

Происшествие 1

В романе «Трудный хлеб» Ильи Носова, основная героиня Машенька натыкается на очередной трудный случай в своей жизни. Она решает вести читательский дневник, чтобы описать все события и чувства, которые ей приходится переживать. В этом дневнике Машенька будет отражать какую-то задачу, которая превратится в настоящее происшествие.

Разрешение конфликта

Хлеб

Действия в книге «Трудный хлеб» разворачиваются в сельской местности. Главный герой, мальчик по имени Коля Николаевич, живет в бедной семье. Он волонтерит в местной библиотеке, где девочка по имени Варя берет у него в аренду книгу «Трудный хлеб». С этого момента начинается борьба между Колей и Варей за право чтения книги.

Краткое содержание

В начале книги Коля узнает, что Варя взяла у него книгу «Трудный хлеб». У него возникает идея запретить ей ее читать, чтобы самому стать прочитанным. Коля пытается убедить Варю отдать его книгу, но она отказывается. Дальше начинается схватка между мальчиком и девочкой за книгу. Сначала Коля пытается украсть книгу у Вари, но она открывает его план и делает все, чтобы сохранить книгу. Затем Коля решает уничтожить книгу, но Варя находит его и останавливает его. В конце концов, Коля решает прочитать книгу самому, и Варя соглашается поделиться с ним. Они читают книгу вместе и обсуждают ее события. В результате они находят общий язык и становятся друзьями.

Знакомство с героями

Одним из ярких героев романа является Николай Викулов, которому идет прозвище «Бушуев». Он представляет собой талантливого художника и свободного художественного духа. Бушуев не боится выразить свое мнение и быть против стереотипов общества. В его картинах чувствуется сила и энергия, которые передают его характер и взгляд на мир. Встреча с Бушуевым позволяет главному герою открыть в себе новые творческие возможности и научиться смотреть на мир с другой стороны.

Еще одного интересного героя можно найти в лице Любови Петровны — руководительницы студии. Она является неординарной и необычной женщиной, которая готова пойти на все ради идеалов и борьбы за искусство. Любовь Петровна вдохновляет своих учеников на самовыражение и саморазвитие, помогает им открыть новые возможности и достигнуть успеха в своей творческой деятельности.

Роман «Трудный хлеб» также приоткрывает дверь в мир мастеров искусства, чьи произведения стали символами своего времени. Один из таких героев — Карл Брюллов, знаменитый русский художник, которого встречает главный герой в период своего творческого развития

Встреча с Брюлловым помогает герою понять важность самовыражения и найти свое место в искусстве

Знакомство с героями романа «Трудный хлеб» открывает перед читателем мир творчества, самовыражения и поиска своего места в жизни. Каждый персонаж представлен таким образом, что читатель может найти в нем что-то, что затронет его душу и позволит проникнуться смыслом произведения. Прочитав эту книгу, можно открыть для себя новые грани возможностей и найти вдохновение для своего собственного творчества.

ШколеNET

Двадцать пятого марта петербургский цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в свежеиспеченном хлебе нос. Иван Яковлевич с удивлением узнает, что нос принадлежит одному из его клиентов, коллежскому асессору Ковалеву. Цирюльник пытается избавиться от носа: выбрасывает его, но ему постоянно указывают на то, что он что-то уронил. С большим трудом Ивану Яковлевичу удается бросить нос с моста в Неву. А в это время коллежский асессор просыпается и не находит у себя носа. Он шокирован. Прикрыв лицо платком, Ковалев выходит на улицу. Он весьма расстроен произошедшим, так как теперь не сможет появляться в свете, да к тому же у него много знакомых дам, за некоторыми из которых он не прочь поволочиться. Неожиданно он встречает свой собственный нос, наряженный в мундир и панталоны, нос садится в карету. Ковалев спешит за носом, оказывается в соборе. Нос усердно молится. Ковалев подходит к нему, объясняет сложившуюся ситуацию, просит, чтобы нос «вернулся на свое законное место». Однако нос делает вид, что не понимает Ковалева. Ковалев отправляется к обер-полицмейстеру, но того нет дома. Ковалев приходит в отдел газетных объявлений, рассчитывая дать объявление о пропаже носа. Но ему отказывают, так как объявление слишком необычно и может навредить репутации газеты. Расстроенный Ковалев возвращается домой. Он размышляет о том, кто же мог сыграть с ним такую злую шутку. Он подозревает штаб офицершу Подточину, знакомую даму, которая хочет женить его на своей дочери. Возможно, что с помощью неких колдовских приемов Подточина сделала так, чтобы Ковалев остался без носа. И это за то, что он не желал жениться на дочери Подточиной! Рассерженный Ковалев отправляет Подточиной письмо, в котором обвиняет ее в пропаже носа. В ответном письме Подточина искренне удивляется таким странным умозаключениям асессора. По Петербургу ползут слухи о разгуливающем по улицам носе Ковалева. Вечером того же дня полицейский надзиратель приносит Ковалеву его нос, добавляя, что с трудом сумел поймать его, так как нос уже садился в дилижанс и собирался ехать в Ригу. Ковалев благодарит надзирателя, дает ему ассигнацию, а когда тот уходит, пытается приставить свой нос на место. К ужасу Ковалева, нос не держится и падает на стол. Ковалев посылает за доктором, но и тот не знает, как помочь Ковалеву. Ковалев думает о том, что его жизнь теперь бессмысленна: без носа он никто. … Утром седьмого апреля Ковалев просыпается и с удивлением обнаруживает, что его нос находится там, где и должен быть, между щек. Через некоторое время приходит цирюльник Иван Яковлевич, чтобы обрить Ковалева. Но теперь, брея Ковалева, он не держит его за «нюхательную часть тела». Хотя это и трудно, но с этого дня цирюльник, выполняя свою обычную работу, упирается рукой в щеку и в нижнюю десну Ковалева более месяца назад

Художественные особенности

Произведение Николая Носова написано разговорным стилем, который так понятен детям. Его писатель использует, чтобы донести до детей важные мысли, поэтому главным художественно-выразительным средством являются просторечные слова. В рассказе есть только одна сюжетная линия. Это и является отличительной характеристикой жанра. Автор рассказывает читателю, как мальчики, оставшись одни на 2 дня, пытались сварить кашу и пожарить рыбу.

В рассказе Николая Носова “Мишкина каша” читатель снова сталкивается с двумя лучшими друзьями, мальчиками Колей и Мишей, которым на этот раз предстоит собственными силами попытаться приготовить себе на ужин кашу.

Как скоро выяснили герои, этот процесс совсем не так прост, как им казалось. Мальчишек ждут незабываемые приключения, а читателя, наблюдающего за злоключениями героев, море смеха.

Как и все остальные произведения писателя, этот рассказ необычайно поучителен и занимателен.

Главные герои рассказа:

  1. Коля. Мальчик, от лица которого ведется рассказ. Спокойный и рассудительный, старается сдержать порывы своего друга, что ему удается с трудом. Любит играть, веселиться, иногда обижается на своего друга. Но отходчивый и не злопамятный.
  2. Миша. Заводила всех проказ, озорник и выдумщик. Жизнь представляется ему легкой и беззаботной, ведь он мало о ней знает. Но самоуверенности ему не занимать и оттого Мишка часто попадет в самые нелепые ситуации.
  3. Мама Коли. Заботливая, любящая, добрая, снисходительная.
  4. Тетя Наташа. Соседка по даче. Добрая и сердобольная.

Главная мысль рассказа:

Любое, даже самое простое дело, требует определенных навыков и умений. Не стоит браться за незнакомое дело, потому что результат обычно оказывается непредсказуемым.

Полный список произведений для читательского дневника для 1 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль) можно посмотреть здесь.

Развитие отношений между героями

В начале истории Незнайка оценивает своего дружка — Милиционера. Он восхищается его ответственностью и способностью справляться с проблемами. Конечная оценка героя формируется на основе его действий и характера

В ходе своих приключений, Незнайка встречает различных персонажей, включая Наташу — маленькую девочку, которая оказывается лучшим другом Незнайки. Их отношения развиваются от начальной непонятки и незнакомства до глубокой дружбы и взаимопонимания.

Незнайка в своем дневнике также приводит описание других героев, которые встречаются ему во дворе или на улице. Он активно участвует в играх со своими друзьями-фантазерами и вопрос-ответ оставляет важные размышления у маленького героя.

Стиль и язык произведения Николая Носова просты и доступны даже для самых маленьких читателей. Афоризмы и рассуждения о смысле и ценности труда, дружбы и ответственности отражены в произведении, что помогает детям лучше понять эти важные ценности в современном обществе.

Одним из главных моментов, который сохраняется на протяжении всего произведения, является надежда на позитивный исход событий. Незнайка, несмотря на все трудности, верит в последующее счастливое развитие и заключение истории

Основное содержание книги способствует формированию понимания о важности трудолюбия, сохранения наследия и ценностей, а также развивает воображение и фантазию молодых читателей

11.09.2018

Носов Н., рассказ «Мишкина каша»

Жанр: юмористический рассказ для детей

Главные герои рассказа «Мишкина каша» и их характеристика

  1. Коля. Мальчик веселый, беззаботный, рассудительный.
  2. Мишка. Веселый озорник, хвастливый и легкомысленный. Сперва делает, а потом думает. Заводила всех проказ и игр.
  1. Отъезд мамы
  2. День на речке
  3. Мальчики варят кашу
  4. Каша убегает
  5. Кончилась вода.
  6. Ведро в колодце
  7. Чайник в колодце
  8. Невкусная каша
  9. Сгоревшие пескари
  10. Голодный сон
  11. Завтрак у тети Наташи
  1. Коля и Мишка остаются одни на даче и целый день проводят на речке.
  2. Вечером Мишка начинает варить кашу, но каша все время убегает
  3. Вода кончается и мальчики роняют в колодец ведро и чайник
  4. Мальчики сварили кашу, но каша получилась несоленой и горькой
  5. Мальчики сожгли пескарей и легли спать голодными
  6. Мальчиков накормила завтраком тетя Наташа.

Чему учит рассказ «Мишкина каша» Рассказ учит не хвастать, думать, прежде чем что-то делать. Учит быть самостоятельными и ответственными. Учит прежде учиться, а потом делать.

Отзыв на рассказ «Мишкина каша» Мне очень понравился этот рассказ. Его главные герои мне также понравились, хотя конечно история с кашей получилась очень смешная. Зато после этого мальчики наверняка поняли, что нельзя сразу научиться делать то, чего не умеешь. Что надо слушать внимательно советы, которые дают знающие люди. Рассказ очень поучительный и занимательный.

Пословицы к рассказу «Мишкина каша» Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Дурная голова ногам покоя не дает. Скоро, да неудачливо.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Мишкина каша» Однажды к Коле на дачу приехал друг Мишка, которому мальчик очень обрадовался. Мама тоже обрадовалась Мишке, потому что собиралась уезжать в город. Она спросила, проживут ли мальчики два дня одни, и те конечно ответили, что легко. Мишка пообещал, что сварит такую кашу, что пальчики оближешь. Поэтому, когда мама объясняла, как варить кашу, никто ее не слушал, зачем, если Мишка и так все знает. Утром мальчики первым делом пошли рыбачить. Целый день они провели на речке, купались, загорали, поймали десяток пескарей и вернулись очень голодными. Мишка сразу начал варить кашу. Он насыпал полную кастрюлю крупы, налил доверху воды и велел Коле, смотреть за печкой. Мальчики подложили дров и стали смотреть на кастрюлю. Вдруг крышка кастрюли поднялась и каша стала вываливаться наружу. Воды в кастрюле уже не было, а была только твердая крупа. Мальчики решили, что вода испарилась. Мишка переложил лишнюю кашу в тарелку и налил в кастрюлю еще воды. Скоро каша снова полезла наружу. Они снова стали откладывать лишнюю кашу, а в кастрюлю подливать воды. Скоро все тарелки были завалены кашей. Наконец Коля понял, что надо вывалить половину крупы и налить воды. Но вода кончилась. На улице было темно, но Мишка взял спички, ведро, к которому привязал веревку и пошел к колодцу. Скоро он вернулся, но без воды. Оказалось, что ведро он уронил в колодец. Мальчики решили достать воды чайником. Но возникла другая сложность, второй веревки не было. Теперь уже мальчикам захотелось не только есть, но и пить. Они привязали к чайнику леску и вместе отправились к колодцу. Они опустили в колодец чайник, но когда стали поднимать, леска порвалась и чайник улетел в колодец. Идею достать воду самоваром Коля отверг и решил использовать кружку. Друзья вытащили две кружки воды и напились. Потом Мишка принес кастрюлю и поставил ее на край колодца. А Коля едва не столкнул кастрюлю в колодец. Наконец мальчики набрали воды и снова поставили кастрюлю на печь. Каша получилась горькая и несоленая. Есть ее было не возможно. Тогда Мишка предложил зажарить пескарей. Он почистил рыбу и положил ее на сковороду. Но когда стал переворачивать, оказалось, что пескари прилипли к сковороде. Коля напомнил про масло и Мишка плеснул на сковороду масло. Потом он сунул сковороду прямо в печь и масло вспыхнуло. Залить масло было нечем, ведь вода кончилась. Пескари сгорели. Мальчики погрызли лук, пожевали сырую крупу, облизали банку из-под варенья и легли спать голодными. Утром Мишка снова собрался варить кашу, но Коля его решительно остановил.Он повел Мишку к тете Наташе и та накормила мальчиков Потом мальчики вытащили крючком ведро и чайник и пошли к тете Наташе полоть сорняки.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Мишкина каша»

Название: Мишкина каша

Жанр: Рассказ

Год написания: 1938 год

Смысл рассказа Евгения Носова «Трудный хлеб»

Рассказ Евгения Носова «Трудный хлеб» повествует о жизненных трудностях, вызванных физиологическими лишениями. Сила духа четвероногого друга, способная превозмочь невзгоды и преодолеть сложности.

Произведение начинается с красивого описания осенней природы. Одинокий рыбак на берегу реки сидит в ожидании улова. В воде плавают крохали. Вдруг он слышит выстрел, который сопутствует смерти одной из птиц.

За птицей поплыла охотничья собака, но ее поведение выглядело странным. Крохаля относило течением, а собака этого как будто не замечала, но окрик хозяина заставил собаку развернуться в направлении уплывающей добычи. Крохаль был успешно выловлен, промокшая собака выбралась на берег и стала отряхиваться. Ее хозяин забеспокоился и решил поинтересоваться, не сильно ли Чанг забрызгал рыбака. Так между ними завязался разговор.

Мужчина поинтересовался у охотника, почему собака сразу не увидела крохаля. Выдвинул предположение о неопытности новичка. Последовал ответ, что Чанг уже 5 лет служит верой и правдой, и является незаменимым помощником в охоте. Рыбака такой ответ удивил, но объяснение поразило еще больше. Оказывается, собака была абсолютно слепая, поэтому, потеряв след птицы, он не сразу учуял ее.

Рыбак не поверил рассказам охотника: разве может собака с такими умными светлыми глазами быть слепой? Охотник решил доказать свою правоту, бросив Чангу ломтик хлеба. В отличие от остальных собак, молниеносно бросающихся за лакомством, это животное дождалось падения хлеба на землю, после чего бросилось за угощением. Выяснилось, что Чанг был слепым с рождения, но хозяин долго об этом не знал, пока однажды случайно не выяснил. На предложение рыбака заменить собаку охотник наотрез отказался, сказав, что Чанг свой трудный хлеб лучше других отрабатывает. После этого, охотник со своей собакой удалились в чащу леса.

Смысл рассказа в том, чтобы донести до читателей ценность настоящей дружбы. Несмотря на физиологические лишения пса, хозяин не отказался от него

Он заботился о нем, проявлял внимание и заботу. Это видно по реакции пса на хозяина: он вилял хвостом, когда его хвалили, не видя старика, а почувствовав исходящее тепло от звука его голоса. В современном мире, к сожалению, люди выбрасывают питомцев на улицу, не всегда за увечья, порой просто от скуки

Этот рассказ доказывает силу дружбы между человеком и его четвероногим другом, верность которого ничем не разрушить

В современном мире, к сожалению, люди выбрасывают питомцев на улицу, не всегда за увечья, порой просто от скуки. Этот рассказ доказывает силу дружбы между человеком и его четвероногим другом, верность которого ничем не разрушить.

Произведение поднимает такой серьезный вопрос, как способ заработка на хлеб. Каждый живой организм должен приносить свой вклад в пользу общества или конкретного человека, как в случае с Чангом и его хозяином. Слепая собака смогла приспособиться к условиям своего существования и стала полезной хозяину. Ее способность чуять запахи, даже находясь в воде, не раз помогало охотнику получить добычу. В рассказе хорошо описана реакция на предложение рыбака поменять собаку на здоровую. Охотник не променяет верного помощника и друга даже на несколько других псов. Чанг зарабатывает свой трудный хлеб, как может. Оттого он трудный, что достается ему нелегко из-за отсутствия зрения. Но своим упорством и хорошим обонянием он способен дать фору здоровым охотничьим псам.

В рассказе происходит сравнение охотника и рыбака в плане сферы деятельности. Охотник утверждает, что ловля рыбы — это тоже своеобразная охота. Упоминается момент с сорванной с крючка рыбой. Получается, рыбак потерпел на своей «охоте» неудачу. Возможно, таким образом, автор хотел провести параллель между двумя охотами. Ведь Чанг, будучи лишенным зрения, сумел на хорошо развитых инстинктах поймать птицу, а рыбак с хорошим зрением свою добычу упустил.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Урок — педагогическая мастерская по рассказу Е.И. Носова «Трудный хлеб»

Методическая копилка —

Литература

Разработала и провела:Касатых Галина Валентиновна,учитель русского языка и литературыТема: Жалость или помощь? (По рассказу Е.И.Носова «Трудный хлеб»)

Цели:

познакомить с краткими сведениями из биографии Е.И.Носова;
развивать внимание, логическое мышление, речь школьников;
формировать интерес к творческой работе;
формировать коммуникативные качества личности и умение работать в коллективе;
формировать умение сопоставлять близкие по теме произведения в соответствии с поставленной проблемой.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя о писателе Е.И.Носове (работа со стендом «Писатели курского края»)

Мы не раз говорили с вами о том, что писатели, поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаём значение в повседневной жизни. Им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться в тайные причины поступков.Сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом одного такого писателя. Это Е.И

Носов. (Рассказ о писателе)Мы будем читать рассказ «Трудный хлеб»

Это Е.И. Носов. (Рассказ о писателе)Мы будем читать рассказ «Трудный хлеб».

III. Индуктор (наведение).

Прежде чем начнём читать, я хочу познакомить вас с отрывком из одной газетной статьи.

1. Чтение статьи.

«В собачьей практике тоже бывает полное служебное несоответствие. Случается это реже, чем у людей, собаки более ответственны…Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень радушно и гостеприимно. Хозяйка дома, где остановились гости, метала из печи на стол разные охотничьи яства, одновременно рассказывая про свой дом, быт и житьё.– Вот этот пушистый коврик… мы его очень любим. Правда, красивый?.. Это у нас была собака-лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности, право, как пуделёк. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу её пристрелить.– А что делать? – посетовал охотник. – Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа, мне помощник нужен.»«Известия», 08. 09. 1995.

2. Обсуждение.

– Мне хотелось бы узнать ваше отношение к поступку охотника.

IV. Самоконструкция

Чтение рассказа Е. Носова «Трудный хлеб».

Перед чтением задать вопрос:

– Что объединяет этот рассказ с тем фрагментом из газеты, который обсуждали в начале урока?

V. Социолизация

1. Обсуждение вопроса на сравнение двух текстов.

2. Беседа по рассказу Е. Носова.

  • Оба охотника вынуждены были решить для себя проблему: что делать с собакой, от которой на охоте мало проку. Как хозяин Чанга обращался с ним во время охоты?
  • Ощущалось ли со стороны, что собака была слепа?
  • Давал ли охотник почувствовать собаке, что она теперь – неполноценный помощник для своего хозяина?
  • Как могла сложиться судьба Чанга, окажись он у иного хозяина?
  • Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома?

На одном из уроков возникли предположения:

– Должна быть от собаки хоть какая-то польза!– Собака тосковала бы дома без хозяина.– Хозяину с собакой в лесу не так скучно.– Хозяин Чанга очень хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.

3. Работа в группах.

1 группа. Кому из отвечавших тебе хотелось возразить? Приведи доводы в защиту твоей позиции.2 группа. С кем ты мог бы согласиться? Приведи доводы в защиту твоей позиции.

Как вы думаете, почему рассказчик «уже не жалел убитую птицу» после того, как узнал историю Чангу?
Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»?
Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный, честно заработанный, или лёгкий, не требующий от вас никакой отдачи?
Какой из афоризмов более всего соответствует главной мысли рассказа?
Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их. (У. Мизнер)

Мизнер)

Не богатство – друг, а друг – богатство. (И. Стобей)

4. Работа в парах.

Вывод. Помощь бывает разной. Одно дело помочь в чём-то повседневном, привычном. Другое – оказать помощь тому, кто остро в ней нуждается

И в такой ситуации важно подумать, не унижает ли его такая помощь

VI    Рефлексия

Работа в группах.

На что похоже слово жалость? (1 группа)На что похоже слово дружба? (2 группа)

VII. Домашнее задание

Написать письмо-отклик на газетную статью, которую обсуждали в начале урока.Прежде чем писать, решите для себя:Кому оно будет адресовано?– Хозяину убитой собаки.– Коллективу редакции газеты.– Автору статьи.– Детям охотника.Чего ты хочешь добиться своим письмом?Какие мысли, возникшие по ходу чтения и обсуждения рассказа Е. Носова, можно было бы использовать при написании такого письма?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: