Анализ стихотворения «как часто пёстрою толпою окружён» лермонтова

Краткий анализ стихотворения лермонтова «первое января» по плану

Жанр, направление, размер

В стихотворении «Как часто окружен пестрой толпой…» также присутствует «романтическая двойственность». Герой вспоминает беззаботное детство, в котором он еще не знал о человеческой порочности и коварстве, обмане и предательстве. Это идеал лирического Я Лермонтова, любимый мир, которого, к сожалению, больше нет. И это «заставляет его грудь сжиматься от тоски». Не случайно свои детские воспоминания он связывает с «безобидным» островом в море и пустыней. Этот экзотический пейзаж еще раз подчеркивает черты романтизма в стихотворении Лермонтова и его неспособность найти себя в этих таинственных, далеких местах.

Формат стихотворения — ямбический. Каждая стопа состоит из двух гласных. Тон в каждой стопе падает на второй гласный. Это видно по подчеркнутым гласным в словах первых двух строк. Гласные под ударением

Эти две части разделены лирическим отступлением, посвященным воспоминаниям о беззаботном детстве, когда он был ребенком. Он как будто на мгновение удаляется из шумной комнаты и вспоминает пейзаж и запахи, которые выросли на нем. Эти незабываемые образы кажутся единственным спасением для героя. Однако, к сожалению, ему приходится вернуться к третьей части пьесы, которая еще больше характеризуется гневом и ненавистью к своим ближним.

Тема и идея произведения

Лермонтов не в первый раз обращается к теме маскировки. В 1835 году он написал драму «Маскарад». Лермонтов не особенно любил появляться в высшем обществе. Он был чувствительной натурой. Он мог издалека заметить фальшь и неискренность, и эта фальшь беспокоила его. Он не мог и не хотел притворяться, поэтому стал озлобленным и злобным. Это был не первый раз, когда поэт обращался к идее пьесы — противостоянию поэта и мирского общества. О противостоянии Печорина с мирским обществом Лермонтов написал в пьесе «Герой нашего времени». Эта же мысль была выражена в стихотворении «Смерть поэта».

Композиционно поэма состоит из трех частей:

  1. Первая часть – лирический герой в светском обществе — занимает 10 строк;
  2. Вторая часть – воспоминания о детстве, мечты;
  3. Третья часть можно назвать пробуждением от грез воспоминаний. Она занимает последние 6 строф.

Стихотворение написано шестистрочными строфами, чередуя шестистрочные и четырехстрочные ямбические строфы. Рифма параллельная и перекрестная. 1-я и 2-я, 4-я и 5-я строки рифмуются с мужскими рифмами, 3-я и 6-я строки — с женскими рифмами.

По мнению исследователей, жанр поэмы близок к сатирам и ямбам, характерным для французской поэзии. Лирическая вторая часть стихотворения напоминает элегию.

Художественные особенности

Язык стихотворения изобилует средствами художественной выразительности. Присутствует насыщенный напряжённый синтаксис, передающий разнообразие эмоций героя. За счёт рядов однородных членов автор создаёт подробные описания картин реального и воображаемого миров.

Для стиля Лермонтова характерно использование контрастов. В данном стихотворении они присутствуют на уровне цвета, звука, ощущения. «Пёстрая» толпа противопоставлена нежной гармоничности мечты (у девушки «розовая улыбка», «огонь лазурный» в глазах).

Звуки бала нарочито громки, бравурны, речи шумны и неискренны, а шаги «мечты» тихи, робки. Лица гостей на балу неживые, холодные, словно «стянутые маской». А улыбку любимой поэт сравнивает с первым сияньем молодого дня.

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «пёстрою толпою», «давно бестрепетные руки», «с улыбкой розовой», «железный стих»;
  • олицевторения: мечта как «незваная гостья», «ласкаю я в мечтах старинную мечту», «листы шумят», «сквозь кусты глядит вечерний луч»;
  • метафоры: «мечты моей созданье», «глазами, полными лазурного огня», «зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд», «царства дивного всесильный господин».

Поэт использует анафору «Когда…» и синтаксический параллелизм «С глазами, полными лазурного огня, // С улыбкой розовой…». Эти приёмы позволяют сохранить динамику эмоции, выразить внутреннее напряжение героя, которое также усиливается за счёт инверсий.

Аллитерации («с», «ш», «ч») преобладают в первой и третьей части стихотворения и ассоциируются с шипением змей, шорохом портьер, шелестом шёлковых платьев – теми звуками маскарада, которые создают фон для воспоминаний героя.

Вторая часть выстроена на и ассонансах («и», «у», «э»). Они передают состояние взволнованной нежности, тоски по прошлому.

Тема и идея

Строчки стихотворения наполнены пафосом борьбы лирического героя с бездушием и лицемерием людей вокруг. Настроение произведения грустное, оно наполнено разочарованием персонажа в своих современниках.

  1. Основная тема — фальшь и бездушие светского общества. Его представители увлечены разнообразными развлечениями — балами, театрами, зваными ужинами и совершенно забыли о реальной жизни.
  2. Тема поэта и толпы также проглядывается в стихотворении. Автор выставляет светское общество, таким какое оно есть на самом деле — бездушным и холодным.
  3. К теме потерянного поколения автор обращался не раз в своем творчестве и затронул ее вновь в этом произведении. Она также фигурировала в его стихотворении «Дума», там поэт описывал все грехи своих современников.

Основная идея стихотворения — противопоставление главного персонажа и толпы, ценностей его и светского общества. Поэт показывает, что у окружающих людей души пусты, они лишь играют в чувства. Лермонтов кратко говорит о том, как жаль, что ушли его идеалы детства и люди, жившие в те годы. Ведь тогда все были искренними и по-настоящему добрыми, а сейчас вместо личностей остались лишь маски.

Идея стихотворения одновременно включает в себя и конфликт и центральную проблему произведения: поэт враждебно настроен к светским людям, поскольку они противоположны его романтичным идеалам. Противостояние нравственного героя и бездушной массы остается актуальным вопросом и по сегодняшний день.

Жанр и стихотворный размер

Произведение по направлению в литературе относится к романтизму. Род — лирика. Жанр — лирическое стихотворение.

Конфликт лирического персонажа с обществом, описываемый поэтом, относится к романтизму. Герой ставит свои ценности против чужого ему, но привычного светским людям мнения. Лермонтовский персонаж не принимает порядок жизни этих людей, называет их увлечения развратными и пошлыми. В их жизни не осталось места для чего-то доброго, светлого. Все это вытеснили фальшь, игры на публику и развлечения.

Произведение написано в привычной для Лермонтова манере. Стихотворный размер — шести- и четырехстопный ямб с женской рифмой.

Пафос

Стихотворение наполнено пафосом отрицания и разоблачения.

Шумная торжественная радость бала не ослепляет поэта. Перед его внутренним взором проплывают неброские, словно написанные акварелью, образы прошлого, в котором он любил и был любим. Эти картины вызывают в его душе ностальгию и умиление.

Сопоставляя одно с другим, лирический герой завершает свой монолог тирадой: «О, как мне хочется смутить весёлость их // И дерзко бросить им в глаза железный стих, // Облитый горечью и злостью!..».

Ему хочется напомнить людям о том, как бесконечно далеки они от настоящей жизни, и эта горечь доходит в его душе до стадии праведного гнева.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Как часто, пёстрою толпою окружён…»

Все материалы с раздела: Анализы стихотворений М.Ю. Лермонтова

         Философско-романтическая лирика Михаила Юрьевича Лермонтова содержит в себе огромное количество прекрасных стихотворений, передающих противоречивый, сложный характер самого поэта, трагическую ноту его жизни и творчества, наполненные безусловным талантом. Стихотворение «Как часто, пёстрою толпою окружён…» является одним из лучших примером оригинального поэтического стиля Лермонтова.

        Лирическое произведение рисует нам картину бала или светского приёма, где некий юноша – главный лирический герой – чувствует себя некомфортно, ему претит холодная и лицемерная обстановка, люди в фальшивых масках, прикрывшиеся наружным блеском. Он отгораживается мысленно от них и погружается в свою «старинную мечту»: он видит себя ещё ребёнком, рядом – родной барский дом, кругом знакомая любимая природа, аллеи, ласковые лучи солнца, туманы над селом… Он чувствует свою тихую робкую поступь по жёлтым листьям и отдыхает душой, он радуется чистоте и простоте своего отчего края. «С глазами полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье» он купается в этом счастливом мгновении. Но вмиг он осознаёт, что это лишь мечта завела его в столь дивный мир, он просто забылся и до сих пор окружён пёстрой и бесчувственной толпой. И как же хочется ему «смутить веселость их, И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!»

        Настроение стихотворения противоречивое: с одной стороны, это безмолвное разочарование, меланхолия от фальшивого блеска людей-масок, с другой – тёплые чувства от мимолётной встречи милого сердцу края в мечтаниях. Герой понимает, что былого уже не вернуть, и осознаёт весь ужас общества, которым окружён, но решительных мер он принять не в силах.

        В стихотворения автор использует многочисленные тропы, чтобы как можно точнее передать свои эмоции и переживания. Эпитеты («затверженных речей», «образы бездушные»), олицетворения («встают туманы», «глядит луч»), сравнение («как свежий островок…»), метафора («лечу я вольной, вольной птицей…»), повторы («Я думаю об ней, я плачу и люблю, Люблю мечты моей созданье») и многое другое.

        Это лирическое произведение погружает нас в эмоциональный мир героя, позволяет почувствовать то, что чувствует он, тосковать и мечтать вместе с ним. Он ведёт нас сквозь шум холодной толпы по закоулкам своей памяти, где ещё осталось добро, тепло и любовь, что-то настоящее и стоящее в его жизни. Лермонтов, как настоящий гений, смог создать прекрасное художественно и душевно произведение.

Рекомендуем также ознакомиться:

Все материалы с раздела: Анализы стихотворений М.Ю. Лермонтова

История создания

О том, что побудило Лермонтова написать такое стихотворение, рассказывал Тургенев. Он вспоминал, как поэт чувствовал себя чужим среди гостей, приехавших на бал-маскарад. Люди суетились, дёргали поэта, досаждали ему зловещим шёпотом речей, заученных до того, что можно было предугадать каждое слово. Император тоже присутствовал на балу, и реакцией на стихотворение была обида.

Произведение было создано 1 января 1840 года, и автор не скрывал этого. Напротив, он указал число в авторском эпиграфе. Отсюда второе название произведения — «1 января», и в анализе стихотворения Лермонтова дети могут это указать. Император разгневался ещё и потому, что на балу присутствовали его родные. До этого царственные особы относились к поэту прохладно, а когда стихотворение увидело свет, их настрой стал откровенно враждебным.

Тема и композиция

Выполняя анализ «Как часто пёстрою толпою…», можно заметить, каким холодным, отстранённым и бездушным было скопище людей, окружавших поэта. В то же время автор приоткрывает перед читателем завесу своей души. Лермонтову приходится жить в окружении знати, среди которой он чувствует себя совершенно чужим, лишним. Противостоять толпе бывает сложно, и автор понимает, что ему всегда придётся притворяться не тем, кто он есть.

Композиционно стихотворение представляет собой последовательность из трёх смысловых частей, объединённых в единое целое. Начальные и завершающие строфы проникнуты отчаянием и пессимизмом. Они выглядят как горькое обрамление средней, светлой части, в которой поэт предаётся приятным воспоминаниям о беззаботных детских днях.

Вводная часть перекликается с заключительной. В первых строках автор описывает картину, которую видит перед собой. На балу веселятся люди, они приближаются к лирическому герою, что-то шепчут ему. Вторая часть — самая объёмная. В ней автор перечисляет сладостные моменты и милые сердцу вещи и явления, при воспоминании о которых замирает душа. Это всё, что окружало его в детстве:

  • вечерний луч;
  • жёлтые листы;
  • туманы;
  • тёмные аллеи;
  • дымящееся село;
  • спящий пруд.

Произведение создано в характерной для Лермонтова манере. Автор противопоставляет себя и своего героя злобному обществу, его возмущают праздность и пассивность. Художественные образы и выразительные средства усиливают эффект. Всё вместе помогает понять особенности мировоззрения поэта и проникнуться его стремлением к переменам.

Особенности композиции

В анализе стихотворения «1 января» Лермонтова нельзя не отметить, что композиция произведения по смыслу делиться на три части. За счет контраста между ними автор раскрывает тему стиха и выражает свое печальное настроение и пессимистическое отношение к обществу:

  1. В первой части произведения поэт вспоминает бал, описывает его шумиху и блеск. Люди на торжестве скрываются за масками. Несмотря на празднование, они не желают оставить в покое героя стихотворения, а поэтому ему все кажется пугающим и неживым.
  2. Вторая часть совершено иная, в ней персонаж вспоминает о детстве, любимых местах, долгих прогулах на природе и сладком одиночестве. Тогда он еще мог остаться наедине с жизнью. Удивительно, что обо всем этом поэт вспомнил, именно когда его окружила толпа, и ни о каком уединении не могло быть и речи.
  3. Последняя часть по мотивам переплетается с первой, она написана в гневном настроении. Лермонтов заканчивает строфу высказыванием о том, что стихом он хотел выразить свою злость на людей, а после бросить его им в глаза.

У произведения рамочная композиция, она создается за счет тождественного эмоционального окраса первой и третьей части. Они отличаются разочарованным, тоскливым настроением. Герою все надоело и он не желает находиться в окружающем его обществе и хаосе.

Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен » – анализ по плану

Сразу же блеск новогоднего бала исчезает, и мы видим совсем другую картину:

Священные звуки ушедших лет.

Это место создает образ его дома, дома поэта. Эти воспоминания связаны с детством и символизируют чистоту, искренность и глубину чувств. Здесь появляется образ идеальной возлюбленной героя, который резко контрастирует с образами мирских красавиц в первой части поэмы.

Поэт обращает внимание на глаза и улыбку героини: «С глазами, полными голубого огня, с улыбкой радужной, как юный день за первым светом рощи». Эта девушка выделяется своей естественной красотой

Поэт подчеркивает, что она — живой человек, способный испытывать настоящие эмоции.

Лирический герой мемуаров чувствует, что он — «могучий властелин» своих грез; мир зависит только от него, от его желаний. Воспоминания — это «крепость» героя; они дают ему защиту от лжи, лицемерия и пустоты окружающей его действительности. Интересно, что различные образы (дом, природа, любовь) создают в душе лирического героя единый образ, который является для него идеалом:

И память об этом до сих пор жива.

Под бурей мучительных сомнений и страстей,

Как свежий остров посреди моря

Я люблю существо моей мечты.

Противоречие между мечтой и безжизненной реальностью заставляет автора протестовать и бросать вызов обществу:

Поэтому его единственная судьба как поэта — обличение. Лирический герой хочет нанести удар по тщеславию и веселью этих эгоистичных людей, чтобы показать их истинное ничтожество и пустоту:

«О, как бы я хотел испортить их веселье.

И смело бросьте им в глаза железный стих,

«и смотри им в глаза с горечью и гневом».

Вторая часть поэмы, контрастирующая с первой, описывает воспоминания героя о своем детстве. Они окрашены в яркие, небесные, «искренние» тона. Подчеркивается особое отношение главного героя к этим воспоминаниям: они не только очень дороги ему, но даже священны:

Краткий анализ

Прежде чем приступать к разбору произведения, ученикам рекомендуется прочесть его в полной версии. М. Ю. Лермонтов создал его сразу после посещения праздничного бала, устроенного по случаю Нового года. На маскараде присутствовали члены царской семьи, в том числе Николай Первый. Он счёл творение молодого поэта оскорбительным для себя.

Главная идея стихотворения «Как часто…» Лермонтова заключается в том, что общество пропитано холодом и бездушием. Поэт сожалеет, что его окружает толпа бездуховных людей с чуждым мировоззрением. Главное для них — праздность и веселье. Представители знати скрывают свои души и лица под ужасными масками, от которых веет мертвенным холодом.

Анализ «Первого января» Лермонтова показывает, что стихотворение условно можно разделить на начальную, среднюю и заключительную части. В первых строчках поэт с горечью описывает безразличный мир, состоящий из веселящихся людей. Это мрачная реальность, где снаружи всё блестит, сверкает, шумит и переливается, а внутри нет ничего, только пустота.

Во второй части лирический герой, а вместе с ним и автор, предаётся светлым воспоминаниям о тех днях, когда он мог в одиночестве наслаждаться каждым мигом жизни. Прошлое выглядит для него привлекательнее настоящего, и поэтому возникает дисгармоничное состояние.

Пояснения и разбор стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён» Лермонтова

Стихотворение “Как часто пёстрою толпою окружён” считается одним из самых сокровенных лирических признаний в истории русской поэзии. Пессимизм и трагическое мироощущение читаются буквально в каждой строчке.

Краткий анализ

История создания – это стихотворение написано под впечатлением от костюмированного бала, который давали в честь новогодних праздников и на котором присутствовал сам император. Именно поэтому Николай Первый воспринял данное произведение как оскорбление лично для себя.Тема стихотворения – обличение светского общества: бездушного, холодного и постоянно скрывающегося под масками.Композиция – условно его можно разделить на три части. Первая состоит из двух строф и описывает чуждый поэту мир, шумный и блестящий, но пустой внутри. Вторая часть – это рассказ о его светлых мечтах, когда прошлое и воображаемое для него дороже настоящего и реального. И в третьей части лирический герой бросает вызов веселящимся людям.Жанр – лирическое стихотворение.Стихотворный размер – сочетание четырёх- и шестистопного ямба.Эпитеты – “пёстрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица”.Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “жёлтые листы шумят”, “шум толпы спугнёт”.Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей”.

История создания

Тургенев в своих воспоминаниях рассказывал о новогоднем празднике – бале-маскараде, на котором присутствовал и Лермонтов. По словам писателя, молодому человеку было явно неуютно в толпе людей, которые не давали ему покоя. Где-то в этой толпе был и российским император. Лермонтов же выглядел отрешенным и печальным.

Именно после этого бала поэт и написал стихотворение “Как часто пёстрою толпою окружён”, добавив авторский эпиграф, в котором чётко указывал дату события – первое января 1840 года. Этим он вызвал немалый гнев Николая Первого, сразу осознавшего, что за люди стали объектами этого поэтического обвинения. Определённым образом оно затрагивало и царскую семью, так что враждебное отношение к Лермонтову со стороны императора ещё более обострилось.

Опубликовано стихотворение было в “Отечественных записках” в год своего написания. Критики высоко его оценили: стало ясно, что на небосклоне российской поэзии всходит новое светило, причём это поэт гражданский, стремящийся обратить поэтическое слово на борьбу с пороками общества.

Тема

Стихотворение рассказывает о холоде и бездушии светского общества, с одной стороны, и светлых мечтах поэта – с другой. Очевидно, что, будучи окружённым такими людьми, лирический герой никогда не сможет жить так, как ему хочется. Основная мысль произведения – постоянное противостояние человека и толпы, что является центральной темой всей поэзии Лермонтова.

Композиция

Тема раскрывается Лермонтовым с помощью контраста между частями стихотворения, которое ярко демонстрирует пессимистические взгляды поэта и его мрачное настроение. Благодаря перекличке между первой и третьей частью он создаёт рамочную композицию.

Так, в первой части он воссоздает ретроспективу бала, где всё шумит и блестит, но люди скрываются за масками. Они веселятся и никак не хотят оставить в покое самого поэта, которому всё вокруг видится мертвенным и пугающим.

В противовес этому во второй части стихотворения выступают его детские воспоминания о родных местах, о долгих прогулках на природе и сладостном одиночестве, когда можно было просто оставаться наедине с жизнью.

И тем сложнее погрузившемуся в мечтания поэту возвращаться в бальную залу – поэтому третья часть не просто перекликается с первой, она наполнена гневом: поэт хочет бросить в лицо этим людям свой обличительный стих.

Стихотворение написано четырёх- и шестистопным ямбом.

Жанр

Это лирическое стихотворение, написанное в обычной для Лермонтова обличительной манере. Лирический герой противопоставляется обществу, деятельный протест – праздной весёлости.
Средства выразительности

Поэт использует достаточно много выразительных средств, что делает его произведение не только ярким и эмоциональным, но и насыщенным художественными образами.
Так, Лермонтов употребляет следующие тропы:

  • Эпитеты – “пёстрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица”.
  • Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “жёлтые листы шумят”, “шум толпы спугнёт”.
  • Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей”.

Также в нём используется композиционная антитеза, которая помогает понять мироощущение Лермонтова и его отношение к поэтическому творчеству.

Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано неравносложным ямбом.

Оно разбито на шестистишия, и схема рифм в каждом из них выглядит так: ААБВВБ.

При этом 3-я и 6-я строки на 2 стопы короче, чем 1-я, 2-я, 4-я и 5-я.

Поэт использует параллельную и перекрёстную рифмовку.

Большой объём произведения соответствует масштабу авторского замысла. В 42 строках стихотворения разворачивается панорама образов прошлого и настоящего, волнообразно сменяющих друг друга.

По ритму и строфике стихотворение напоминает вихрь вальса, образы, словно пары танцующих, совершают движение по кругу и возвращаются на исходные позиции.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен. »

«Как часто, пестрою толпою окружен…» было создано Лермонтовым в 1840 году. Он посетил бал, приуроченный к празднованию нового года, на котором был сам Николай I. Поэт не мог оставить это мероприятие без внимания, поэтому написал стихотворение, в котором раскритиковал весь высший свет. Николай I увидев эпиграф произведения «1 января» был в шоке от наглости Лермонтова, он понял, что большей частью стихотворение адресовано ему.

Лирический герой здесь – это одинокий человек, чьи взгляды и принципы не совпадают с общественными. Он не намерен подстраиваться под общество, которое он не приемлет. Все люди на балу скрываются под масками. Ощущение, что под этими масками они прячут свои пороки. Люди в масках обезличены, они как «пестрая толпа».

Герою неприятно находиться среди этих людей. Вначале он описывает эту толпу, а затем углубляется в свои воспоминания. Он вспоминает свое детство и родные места, где любил проводить время. Затем герой возвращается к реальному миру и ставит некую точку, говоря о том, что хочет нарушить всеобщее веселье, бросив в глаза «железный стих».

Стихотворение написано ямбом. Поэт использовал все разнообразие художественных средств: от эпитетов до сравнений. Если говорить о фонетическом уровне, то в произведении присутствует ассонанс и аллитерация. Стиль стихотворения – романтический. В основе лежит конфликт лирического героя и высшего света. Лермонтов рассуждает о своем одиночестве, о пороках общества и о том, что люди как рабы готовы прислуживать власти.

Тема

Лермонтов раскрывает тему через контраст между различными частями стихотворения, который ясно выражает пессимистические взгляды поэта и мрачное настроение. Перекликаясь между первой и третьей частями, он создает рамочную композицию.

Таким образом, первая часть представляет собой воспоминание о бале, где все оживленно и сверкает, но люди скрываются за масками. Они веселятся и не хотят оставлять поэта одного, которому все вокруг кажется мертвым и жутким.

Вторая часть поэмы противопоставляет это его детским воспоминаниям о доме, о долгих прогулках на природе и сладком одиночестве, когда можно просто остаться наедине с жизнью.

И еще труднее мечтательному поэту вернуться в бальный зал — поэтому третья часть не просто эхо первой, но полна гнева: поэт хочет бросить свои обвинительные стихи в лицо этим людям. Стихотворение написано ямбическими четверостишиями и гекзаметрами.

Жанр — лирика. Жанр: Лирическое стихотворение. Литературное движение: Романтизм. Романтическое движение в русской литературе включает в себя конфликт лирического героя с обществом, который можно наблюдать в этом произведении. Он противопоставляет свои ценности обычным взглядам светского общества, которые ему чужды. Герой не принимает образ жизни этих людей, ведь их главные заботы — пошлость и разврат. В их жизни есть место только для веселья, лжи и кокетства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: