Сюжет — краткое содержание:
- Настасья после смерти мужа остаётся одна с тремя детьми, в память о муже ей достаётся малахитовая шкатулка с удивительными дорогими украшениями.
- Дочка Танюшка растёт мастерицей и рукодельницей, любит играть с украшениями из шкатулки. Таинственная странница появляется в их доме, она учит Танюшу вышивать, показывает ей видение – дворец.
- Сгорает дом семьи, Настасья продаёт шкатулку жене управляющего Пароти, но украшения ей не подходят, носить их не может.
- Шкатулку выкупает барин Турчанинов, предлагает Танюшке выйти за него замуж.
- Турчанинов обещает отвезти Танюшу во дворец императрицы, во дворце она сама находит малахитовую палату и там растворяется в стене.
Содержание «Каменного цветка» с цитатами
Краткое содержание «Каменный цветок» Бажов с цитатами из произведения:
Старик Прокопьич имел славу самого лучшего, самого опытного мастера – резчика по малахиту. Ему присылали «парнишек на выучку», но по какой-то причине Прокопьич «учил шибко худо» – то ли ему было жаль расставаться со своим мастерством, то ли не видел он в своих учениках способностей к этому деликатному делу. Одного за другим отправлял он их обратно с коротким пояснением: «Не гож этот…».
Так и оставался Прокопьич без ученика, пока не «дошло дело до Данилки Недокормыша». Сиротке было лет двенадцать, не больше. Из жалости его «взяли сперва в казачки при господском доме: табакерку, платок подать, сбегать куда и протча».
Однако парнишка оказался не приспособлен к этому делу – с куда большим удовольствием он рассматривал картины или различные драгоценные поделки в барском доме. Не смог он работать и подпаском – из-за его невнимательности коровы разбредались, куда хотели. В результате было решено отдать мальчика на обучение Прокопьичу.
Узнав о горькой судьбе Данилушки, Прокопьич пожалел его, а вскоре так привязался, что «прямо сказать, за сына держал». Поначалу старик давал парнишке много свободы, но как узнал об это приказчик, так стал сам контролировать обучение Данилки. Но это было лишним – мальчик был на удивление толковый и быстро учился всем премудростям малахитного дела.
Вырос Данилушка высоким, сильным, красивым парнем – «однем словом, сухота девичья». Прокопьич стал с ним и за невест разговоры вести, но парень мечтал стать настоящим мастером, а потом уж думать о семье.
Однажды барин, чтобы определить уровень мастерства Данилки, приказал ему сделать малахитовую чашу на ножке. Увидев его работу, барин был доволен – он сразу смекнул, что Прокопьич взрастил отличного мастера себе на смену. Он передал Данилке новые чертежи, по которым он должен был вырезать новую чашу со сложными, затейливыми узорами.
После этой проверки Данилка понял, что способен на многое. Вот тогда он и задумал самостоятельно, не по барским чертежам, вырезать редкой красоты чашу, «чтобы камень полную силу имел». Мысли о ней не давали ему покоя ни днем, ни ночью.
Видя, что парень сам не свой, старик решил его женить – «лишняя дурь из головы вылетит, как семьей обзаведется». У Данилки уже была на примете славная девушка – Катя Летемина, на которой он собирался жениться, как только выполнит заказ барина.
Чаша по барским чертежам вышла у Данилки знатная. По этому случаю позвал Прокопьич старых мастеров, и те одобрили работу Данилки. Вот только сам он был не очень доволен чашей, в которой не видел ни особой красоты, ни жизни.
Тогда самый старый мастер сказал, что тот, кто увидит каменный цветок, постигнет красоту камня и попадет «к Хозяйке в горные мастера». Услышав это, загорелся Данилка увидеть тот самый каменный цветок. Однажды, перед самой свадьбой, отправился он на Змеиную гору за малахитом – тут ему Хозяйка и явилась.
Данилка принялся умолять Хозяйку показать ему каменный цветок. Та долго отговаривала от этого – после не будет уж прежней жизни. Вот только Данилка настаивал на своем, и Хозяйка повела парня в свой сад, где он увидел неземной красоты каменный цветок.
Вернулся Данилка домой сам не свой. Он грустил весь вечер, а ночью убежал неизвестно куда. Одни говорили, «что он ума решился, в лесу загинул», а другие не сомневались, что Данилу взяла к себе в горные мастера сама Хозяйка…
Заключение
Главная мысль произведения – истинное мастерство невозможно без полного самоотречения. Однако в погоне за идеалом не стоит забывать о любимых людях и приносить в жертву собственную жизнь.
Об авторе
Павел Петрович Бажов появился на свет в семье металлурга. Духовное формирование мальчика происходило в среде горняков, людей серьезных и упорных, и в то же время по-своему творческих. С детства он впитал в себя рассказы заводских рабочих об одаренных мастерах и тяжелом труде. Все свои богатые впечатления о жизни простых рабочих и их своеобразном фольклоре Бажов смог выразить в творчестве.
В начале писательского пути Бажов занимался написанием очерков и повестей, и даже не пытался перенести на бумагу сказы, услышанные им от рабочих. Любая сказка на основе народных преданий в те времена могла быть расценена как религиозные предрассудки. В 1938 году времена немного изменились, и Бажов решил опубликовать на пробу сборник сказов старого Урала, названный «Малахитовая шкатулка». Мудрые сказы писателя представляли собой красочную смесь жизненного опыта горных добытчиков, народного юмора и причудливых преданий. Читатели приняли книгу с восторгом, она оказалась близка по духу рабочему классу и отличалась от других уникальностью формы и содержания.
В волшебном мире автора абсолютно реальная сила духа и чистота помыслов побеждает любые сказочные чары. Фантастический образ Хозяйки Медной горы представляет собой власть камня над человеком и для того, чтобы приручить его, требуется немалое упорство и сноровка. Хозяйка, называемая еще Малахитницей, знает секреты высокого мастерства. И поэтому Данила мастер хочет узнать у нее, как ему изготовить каменный цветок, который будет наиболее похож на настоящий. Человек в сказках Бажова не наделен фантастическими качествами, однако он может совершенствовать себя в труде – в этом его сила. Образ Хозяйки — это символическое изображение самой Уральской природы в фольклоре: одновременно опасной и таинственной. Красочные сказки Бажова учат трудолюбию, развивающему силу духа, и конечно любви к природе
Прочитав произведения автора понимаешь, как важно любить окружающий мир
Читательский дневник по сказу «Хрупкая веточка» Павла Бажова
Название произведения: «Хрупкая веточка»
Число страниц: 16
Жанр: сказ
Главные герои: Митя, Данило, барин.
Второстепенные герои: Медной горы хозяйка.
Характеристика главных героев сказа:
Митя — Сын Данило-мастера. Горбатенький.
Настойчивый, упорный, усидчивый.
Стал настоящим мастером.
Талантливый. Вспыльчивый.
Данило — Отец Мити.
Умелый мастер, признанный авторитет.
Барин — Жадный, глупый, нетерпеливый, мот.
Характеристика второстепенных героев:
Хозяйка Медной горы — волшебница, добрая и справедливая.
Краткое содержание сказа «Хрупкая веточка»
Завидно стало барину, что дети Данило ходят в сапогах, а у него такой обуви нет.
Обложил барин Данило оброком, и пришлось тому сыновей к делу пристраивать.
Горбатенький Митя стал искусным гранильщиком, и подсказывала ему сама Хозяйка.
Бегала смотреть на Митину работу девчонка, и полюбилась она юноше.
Сделал Митя для девчонки веточку, но раздавил её барин.
Ударил Митя барина, опрокинул на землю, а сам сбежал, и девчонку свою увёл.
План произведения:
- Данило с семьёй.
- Митя.
- Зависть барина.
- Учение на гранильщика.
- Первые изделия.
- Подсказка Хозяйки.
- Девочка.
- Красивая веточка.
- Драка с барином.
- Побег.
Основная мысль сказки «Хрупкая веточка»
Главная мысль сказа в том, что настоящий талант не признаёт границ и ограничений.
Основная идея сказа в том, что жадность никогда не приносит пользы, один только вред.
Чему учит произведение
Сказ учит настойчивости и упорству.
Учит овладевать знаниями, становиться настоящими мастерами.
Учит гордиться своим трудом, талантом.
Учит независимости и свободолюбию.
Учит бороться с угнетателями.
Краткий отзыв по произведению «Хрупкая веточка» для читательского дневника
Прочитав этот сказ, я подумала о том, что зависть никогда не доводит до добра.
Жадный барин позавидовал чужому мастерству и достатку, и испортил жизнь хорошим людям.
Но и сам счастья от этого не приобрёл.
Зато Митя стал замечательным мастером, изделиями которого любовались все вокруг.
Митя обладал не только талантом, но и независимым характером и не собирался терпеть обиды от барина.
Он побил барина и убежал.
А барин остался без драгоценностей и мастера.
Это очень интересная, романтичная и поучительная история.
Автору удалось показать быт простых рабочих, описать их трудности и проблемы.
Рассказать о том, как появляются уникальные таланты в их среде.
И объяснить, почему нельзя желать чужого.
Мне очень понравился главный герой сказа, мальчик Митя, пусть не красавец, но добрый и отзывчивый человек.
К тому же он был великим мастером, не хуже своего отца.
И мне очень пришлось по душе, что Митя сбежал и теперь работает сам на себя.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что предела совершенству не бывает.
И что если проявить настойчивость в исполнении своей мечты, то можно добиться всего на свете.
Пословицы к произведению:
- Мастер дела за всё берётся смело.
- Каков мастер, такова и работа.
- Жадность всякому горю начало.
- Каков привет, таков и ответ.
Ещё читательские дневники по произведениям Павла Бажова:
- Сборник Уральских сказов «Малахитовая шкатулка»
- «Голубая змейка»
- «Горный мастер»
- «Две ящерки»
- «Каменный цветок»
- «Малахитовая шкатулка»
- «Медной горы Хозяйка»
- «Огневушка-Поскакушка»
- «Серебряное копытце»
- «Синюшкин колодец»
- «Таюткино зеркальце»
- Краткая биография Павла Бажова и презентация
Библиотека произведений автора пополняется.
Малахитовая шкатулка — читательский дневник
Настасья — строгая, простая женщина, добрая.
Танюшка — гордая, хозяйственная, рукодельница.
Второстепенные герои
Странница — Хозяйка Медной горы.
Турчанинов — барин, хитрый, наглый.
Паротя — управляющий, приказчик, слабовольный, пьяница.
Краткое содержание сказки «Малахитовая шкатулка»
После смерти Степана остались его вдова Настасья и трое детей да малахитовая шкатулка с украшениями. Танюшка была необычной девочкой с самого детства: молчаливой, не ласковой; и только она могла надевать украшения из шкатулки, остальным они не подходили.
Однажды в дом Настасьи пришла странница. Она научила Танюшку шитью шёлком и бисером и оставила напоследок волшебную пуговичку, чтобы советоваться с ней по любому вопросу. С этих пор девушка стала славной рукодельницей и зарабатывала шитьём на всю семью. Кроме того, она была необычайной красавицей, многие парни сохли по ней и ходили под её окнами. Но она только работала.
Однажды в дом Настасьи пришла беда — случился пожар. Шкатулку с украшениями пришлось продать. Её купила супруга Пароти, но носить не смогла — украшения врезались ей в тело до боли. Но Паротя увидел красавицу девушку и сошёл с ума, наказал ей вышить её портрет в нарядном платье и этих украшениях, чтобы носить его всегда с собой.
Этот портрет увидел барин Турчанинов. Он нашёл девушку и захотел на ней жениться. Девушка сказала, что, возможно, она станет его женой, если он покажет ей царицу.
Танюшка попала во дворец, в малахитовую палату, которую делал когда-то её отец, и затмила всех своей красотой. А потом она просто исчезла, прислонившись к малахитовой стене.
С тех пор барин Турчанинов чуть не сошёл с ума и пропил свои заводы. А люди в рудниках стали видеть двух Хозяек Медной горы.
План пересказа
- Вдовство Настасьи.
- Малахитовая шкатулка.
- Грабитель.
- Странница и волшебная пуговица.
- Беда — пожар.
- Продажа малахитовой шкатулки.
- Барин Турчанинов.
- Санкт-Петербург и царица.
- Исчезновение Танюшки.
- Две Хозяйки Медной горы.
Пословицы к сказке «Малахитовая шкатулка»
- Где охота и труд, там поля цветут.
- Воля и труд дивные всходы дают.
- Будешь упорно трудиться, будет хлеб в закромах водиться.
- Не родись красивым, а родись счастливым.
- Красивый вид человека не портит.
Отзыв. Личное мнение о прочитанном
Это удивительная история о простой, но гордой девушке, которая сама выбрала свою судьбу, построила своё счастье. Очень красивая, но работящая, рукодельница, она твёрдо шла к своим целям.
Словарь неизвестных слов
Малахитовая — сделанная из малахита, полудрагоценного камня яркого зелёного цвета.
Женский прибор — украшения.
Нали — даже.
Притчелось показать — пришлось пришло время показать.
Щегорь — горный мастер, ведающий рудниковыми работами.
Ремье, ремки — плохая одежда, тряпье, лохмотья.
Бассенька — красивая.
Хитник — вор, грабитель.
Голбец — чулан, подполье.
Бажов П.П. “Серебряное копытце” Читательский дневник
- Бажов Павел Петрович
- Название: “Серебряное копытце”
- Жанр: сказ
- Тема произведения: о людях
- Число страниц: 23
- Главные герои и их характеристика
Кокованя. Старик охотник. Добрый и внимательный, увлеченный своим делом. Хороший рассказчик. Спокойный и доброжелательный.
Даренка. Девочка шести лет. Сирота. Рассудительная, мечтательная, добрая, трудолюбивая. Умеет вести хозяйство, не боится работы, мечтает увидеть сказочного козла. Бескорыстная, не жадная.
Муренка. Кошка бурого цвета, самостоятельная, независимая, ласковая, умная. Все понимает и говорит по-кошачьи.
Серебряное копытце. Волшебный козел, рассыпающий драгоценные камни.
Осторожный и недоверчивый. Подружился с Муренкой.
- О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
- В сказке рассказывается о маленькой девочке,
которая подружилась со старым охотником и исполнила свою мечту — увидела
волшебного козла. - Сюжет — краткое содержание
- Старый охотник Кокованя решил взять сиротку и его выбор пал на маленькую девочку Даренку, умную и работящую.
- Кокованя поселился вместе с Даренкой и ее кошкой Муренкой, и у каждого в доме были свои обязанности.
- На зиму старик Кокованя собрался переехать в зимний балаган, и Даренка уговорила его взять ее с собой, а Муренка и сама пошла.
- Однажды, Кокованя отправился за лошадью на завод, а Даренка увидела волшебного козла, к которому убежала Муренка.
- Козел вернулся вместе с кошкой, запрыгнул на крышу и стал стучать копытом, а вокруг полетели драгоценные камни.
- Понравившийся эпизод
План произведения для пересказа
- Кокованя ищет сиротку.
- Даренка и Муренка.
- Дружные соседи.
- Сказка про козла.
- Переезд в балаган.
- Кокованя идет за лошадью.
- Волшебный козел.
- Пропажа Муренки.
- Поиски кошки.
- Возвращение Серебряного копытца.
- Драгоценный водопад.
Главная мысль
Успех и богатство нужно заслужить, и они не
придут к корыстному человеку. Только чистый сердцем может увидеть настоящее
чудо.
Чему учит эта книга
Сказ учит любить природу, трудиться, быть честным
и бескорыстным. Не брать больше, чем нужно, делиться с другими людьми. Учит
добру и дружбе.
Мне очень понравилась эта сказочная история. У
нее очень красивый и неторопливый язык, а герои сказа очень хорошие и добрые
люди, которые заслужили свое счастье. Очень хорошая девочка Даренка, не по
годам ответственная и работящая, очень хороший человек Кокованя, добрый и
ласковый. И конечно, совершенно замечательная кошка Муренка, которая нашла в
лесу своего друга.
- Новые слова и выражения
- Балаган — небольшой охотничий домик в лесу.
- Рукоделье — вышивание, ручной труд.
- Покосные ложки — овраги, покосы в оврагах.
- Похлебка — суп, жидкая пища.
- Пословицы к произведению
- Доброе дело два века живет.
- Добро делай и добра жди.
- Лучше в малом удача, чем в большом, но провал.
- Кто людям помогает, тот и свои желания исполняет.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Другие читательские дневники
Ребячья хитрость
Свою, видишь, ребячью хитрость имели, как бы поскорее Митины сапожнешки себе пристроить. Так у них все гладенько и катилось. Соседки издивовались прямо:
– Что это у Катерины за робята! Никогда у них и драчишки меж собой не случится.
А это все Митюнька – главная причина. Он в семье-то ровно огонек в лесу: кого развеселит, кого обогреет, кого на думки наведет.
К ремеслу своему Данило не допускал ребятишек до времени.
– Пускай, – говорит, – подрастут сперва. Успеют еще малахитовой-то пыли наглотаться.
Катя тоже с мужем в полном согласье – рано еще за ремесло садить. Да еще придумали поучить ребятишек, чтоб, значит, читать-писать, цифру понимать. Школы по тогдашнему положению не было, и стали старшие-то братья бегать к какой-то мастерице. И Митюнька с ними. Те ребята понятливые, хвалила их мастерица, а этот вовсе на отличку. В те годы по-мудреному учили, а он с лету берет. Не успеет мастерица показать, – он обмозговал. Братья еще склады толмили, а он уж читал, знай слова лови. Мастерица не раз говаривала:
– Не бывало у меня такого выученика.
Тут отец с матерью возьми и погордись маленько: завели Митюньке сапожки поформеннее. Вот с этих сапожек у них полный переворот жизни и вышел.
В тот год, слышь-ко, барин на заводе жил. Пропикнул, видно, денежки в Сам-Петербурхе, вот и приехал на завод – не выскребу ли, дескать, еще сколь-нибудь.
При таком-то деле, понятно, как денег не найти, ежели с умом распорядиться. Одни приказные да приказчик сколько воровали. Только барин вовсе в эту сторону и глядеть не умел.
Едет это он по улице и углядел – у одной избы трое робятишек играют, и все в сапогах. Барин им и маячит рукой-то: идите сюда.
Митюньке хоть не приводилось до той поры барина видать, а признал небось. Лошади, вишь, отменные, кучер по форме, коляска под лаком и седок гора-горой, жиром заплыл, еле ворочается, а перед брюхом палку держит с золотым набалдашником.
Митюнька оробел маленько, все-таки ухватил братишек за руки и подвел поближе к коляске, а барин хрипит:
– Чьи такие?
Митюнька, как старший, объясняет спокойненько:
– Камнереза Данилы сыновья. Я вот Митрий, а это мои братики малые.
Барин аж посинел от этого разговору, чуть не задохся, только пристанывает:
– Ox, ox! что делают! что делают! Ox, ox!
Потом, видно, провздыхался и заревел медведем:
– Это что? А? – А сам палкой-то на ноги ребятам показывает. Малые, понятно, испужались, к воротам кинулись, а Митюнька стоит и никак в толк взять не может, о чем его барин спрашивает.
Тот заладил свое, недоладом орет:
– Это что?
Митюнька вовсе оробел, да и говорит:
– Земля.
Несамотоятельный барин
Барина тут как параличом хватило, захрипел вовсе:
– Хр-р, хр-р! До чего дошло! До чего дошло! Хр-р, хр-р.
Тут Данило сам из избы выбежал, только барин не стал с ним разговаривать, ткнул кучера набалдашником в шею – поезжай!
Этот барин не твердого ума был. Смолоду за ним такое замечалось, к старости и вовсе несамостоятельной стал. Напустится на человека, а потом и сам объяснить не умеет, что ему надо. Ну, Данило с Катериной и подумали – может, обойдется дело, забудет про ребятишек, пока домой доедет. Только не тут-то было: не забыл барин ребячьих сапожишек. Первым делом на приказчика насел.
– Ты куда глядишь? У барина башмаков купить не на что, а крепостные своих ребятишек в сапогах водят? Какой ты после этого приказчик?
Тот объясняет:
– Вашей, дескать, барской милостью Данило на оброк отпущен и сколько брать с него – тоже указано, а как платит он исправно, я и думал…
– А ты, – кричит, – не думай, а гляди в оба. Вон у него что завелось! Где это видано? Вчетверо ему оброк назначить.
Потом призвал Данилу и сам объяснил ему новый оброк. Данило видит – вовсе несуразица и говорит:
– Из воли барской уйти не могу, а только оброк такой тоже платить не в силу. Буду работать, как другие, по вашему барскому приказу.
Барину, видать, это не по губе. Денег и без того нехватка, – не до каменной поделки. В пору и ту продать, коя от старых годов осталась. На другую какую работу камнереза поставить тоже не подходит. Ну, и давай рядиться. Сколько все-таки ни отбивался Данила, оброк ему вдвое барин назначил, а не хошь – в гору. Вот куда загнулось!
Понятное дело, худо Данилу с Kaтей пришлось. Всех прижало, а робятам хуже всего: до возрасту за работу сели. Так и доучиться им не довелось. Митюнька – тот виноватее всех себя считал – сам так и лезет на работу. Помогать, дескать, отцу с матерью буду, а те опять свое думают:
«И так-то он у нас нездоровый, а посади его за малахит – вовсе изведется. Потому – кругом в этом деле худо. Присадочный вар готовить – пыли не продохнешь, щебенку колотить – глаза береги, а олово крепкой водкой на полер разводить – парами задушит». Думали, думали и придумали отдать Митюньку по гранильному делу учиться.
Глаз, дескать, хваткий, пальцы гибкие и силы большой не надо – самая по нему работа.
Гранильщик, конечно, у них в родстве был. К нему и пристроили, а он рад-радехонек, потому знал – парнишечко смышленый и к работе не ленив.
Гранильщик этот так себе средненький был, второй, а то и третьей цены камешок делал. Все-таки Митюнька перенял от него, что тот умел. Потом этот мастер и говорит Данилу:
– Надо твоего парнишка в город отправить. Пущай там дойдет до настоящей точки. Шибко рука у него ловкая.
Так и сделали. У Данилы и городе мало ли знакомства было по каменному-то делу. Нашел кого надо и пристроил Митюньку. Попал он тут к старому мастеру по каменной ягоде. Мода, видишь, была из камней ягоды делать. Виноград там, смородину, малину и протча. И на все установ имелся. Черну, скажем, смородину из агату делали, белу – из дурмашков, клубнику – из сургучной яшмы, княженику – из мелких щерловых шаричков клеили. Однем словом, всякой ягоде свой камень. Для корешков да листочков тоже свой порядок был: кое из офата, кое из малахита либо из орлеца и там еще из какого-нибудь камня.
Митюнька весь этот установ перенять перенял, а нет-нет и придумает по-своему. Мастер сперва ворчал, потом похваливать стал:
– Пожалуй, так-то живее выходит.
Напоследок прямо объявил:
– Гляжу я, парень, шибко большое твое дарование к этому делу. Впору мне, старику, у тебя учиться. Вовсе ты мастером стал да еще с выдумкой.
Потом помолчал маленько, да и наказывает:
– Только ты, гляди, ходу ей не давай! Выдумке-то! Как бы за нее руки не отбили. Бывали такие случаи.
Митюнька, известно, молодой – безо внимания к этому. Еще посмеивается:
– Была бы выдумка хорошая. Кто за нее руки отбивать станет?
Шутки или наваждение?
Что такое? Шутки кто шутит али наважденье какое? Оглядел плитку да соковину и чуть не заскакал от радости: такого материала возами вози, а сделать из него, видать, можно, если со сноровкой выбрать да постараться. Что только?
Стал тут смекать, какая ягода больше подойдет, а сам на то место уставился, где рука-то была. И вот опять она появилась и кладет на станок репейный листок, а на нем три годных веточки: черемуховая, вишневая и спелого-спелого крыжовника.
Тут Митюха не удержался, на улицу выбежал дознаться, кто это над ним шутки строит. Оглядел все – никого, как вымерло. Время – самая жарынь. Кому в эту пору на улице быть?
Постоял-постоял, подошел к окошку, взял со станка листок с веточками и разглядывать стал. Ягоды настоящие, живые, только то диво – откуда вишня взялась. С черемухой просто, крыжовнику тоже в господском саду довольно, а эта откуда, коли в наших краях такая ягода не растет, а будто сейчас сорвана?
Полюбовался так на вишни, а все-таки крыжовник ему милее пришелся и к матерьялу ровно больше подходит. Только подумал – рука-то его по плечу и погладила:
«Молодец, дескать! Понимаешь дело!»
Тут уж слепому ясно, чья это рука. Митюха в Полевой вырос, сколько-нибудь раз слыхал про Хозяйку горы. Вот он и подумал – хоть бы сама показалась. Ну, не вышло. Пожалела, видно, горбатенького парня растревожить своей красотой – не показалась.
Занялся тут Митюха соком да змеевиком. Немало перебрал. Ну, выбрал и сделал со смекалкой. Попотел. Ягодки-то крыжовника сперва половинками обточил, потом внутре-то выемки наладил да еще где надо желобочки прошел, где опять узелочки оставил, склеил половинки да тогда их начисто и обточил. Живая ягодка-то вышла. Листочки тоже тонко из змеевки выточил, а на корешок ухитрился колючки тонехонькие пристроить. Однем словом, сортовая работа. В каждой ягодке ровно зернышки видно и листочки живые, даже маленько с изъянами: на одном дырки жучком будто проколоты, на другом опять ржавые пятнышки пришлись. Ну, как есть настоящие.
Данило с сыновьями хоть по другому камню работали, а тоже в этом деле понимали. И мать по камню рабатывала. Все налюбоваться не могут на Митюхину работу. И то им диво, что из простого змеевика да дорожного соку такая штука вышла. Мите и самому любо. Ну, как – работа! Тонкость. Ежели кто понимает, конечно.
Из соку да змеевику Митя много потом делал. Семье-то шибко помог. Купцы, видишь, не обегали этой поделки, как за настоящий камень платили, и покупатель в первую голову Митюхину работу выхватывал, потому – на отличку. Митюха, значит, и гнал ягоду. И черемуху делал, и вишню, и спелый крыжовник, а первую веточку не продавал – себе оставил. Посыкался отдать девчонке одной, да все сумленье брало.
Девчонки, видишь, не отворачивались от Митюхина окошка. Он хоть горбатенький, а парень с разговором да выдумкой, и ремесло у него занятное, и не скупой: шаричков для бусок, бывало, горстью давал. Ну, девчонки нет-нет и подбегут, а у этой чаще всех заделье находилось перед окошком – зубами поблестеть, косой поиграть. Митюха и хотел отдать ей свою веточку, да все боялся.
– Еще на смех девчонку поднимут, а то и сама за обиду почтет.
А тот барин, из-за которого поворот жизни случился, все еще на земле пыхтел да отдувался. В том году он дочь свою просватал за какого-то там князя ли купца и придано ей собирал. Полевской приказчик и вздумал подслужиться. Митину-то веточку он видал и тоже, видно, понял, какая это штука. Вот и послал своих охлестов с наказом:
– Если отдавать не будет, отберите силой.
Тем что? Дело привычное. Отобрали у Мити веточку, принесли, а приказчик ее в бархатну коробушечку. Как барин приехал в Полевую, приказчик сейчас: