Анализ рассказа а.п. чехова «дом с мезонином»

Чехов. дом с мезонином. краткое содержание и некоторые рассуждения по поводу...

Чехов «Дом с мезонином», глава 1 – краткое содержание

Герой рассказа, художник-пейзажист, гостил в имении молодого помещика Белокурова. Подолгу прогуливаясь по окрестностям, он однажды вечером забрёл на незнакомую помещичью усадьбу. Посреди неё стоял белый господский дом с мезонином (небольшой надстройкой над средней частью). У ворот двора художник мельком увидел двух красивых молодых барышен: одну, постарше, со строгим и настойчивым выражением лица, а вторую, совсем молоденькую, лет 17-18-ти, наивную и конфузливую. Старшая из девушек вскоре приехала на коляске в имение Белокурова. С весьма серьёзным и деловитым видом она стала рассказывать, что занимается общественным делом – собирает пожертвования в помощь крестьянам-погорельцам соседнего села. Получив лепту, она пригласила Белокурова и художника бывать в своём доме. Когда девушка уехала, Белокуров рассказал: её зовут Лидия Волчанинова, она, её мать и младшая сестра живут в той самой усадьбе с мезонином. Семья очень богата, ибо умерший отец девушек имел высокий чиновный ранг. Однако Лидия, личность весьма «прогрессивная» и деятельная, добровольно работает учительницей в земской школе, получает там 25 рублей в месяц и горда тем, что живёт лишь на эти деньги.

Через несколько дней Белокуров и художник отправились в дом с мезонином и были приняты там очень хорошо. Мать семейства, Екатерина Павловна, уже пожилая, больная женщина, имела ласковый характер, но заметно подчинялась влиянию волевой старшей дочери. Младшая дочь, Женя, которую родные, как маленькую, называли Мисюсь, потому что в детстве она называла так мисс (свою гувернантку), сразу вызывала симпатию добротой и юной непосредственностью.

А. П. Чехов «Дом с мезонином». Аудиокнига

Краткое содержание

I

Рассказ ведётся от лица неназванного художника, который несколько лет назад провёл лето в усадьбе помещика Белокурова в Т-ой губернии.

Художник живёт в пустом барском доме и целыми днями бездельничает. Вскоре он знакомится с сёстрами Волчаниновыми, которые живут в соседней усадьбе вместе с матерью.

Старшая сестра, 23-летняя Лидия, всегда строга и серьёзна. Она работает учительницей в земской школе, хотя благодаря отцовскому наследству не нуждается в деньгах. А ещё Лида лечит крестьян, собирает деньги для погорельцев и мечтает однажды сместить председателя уездной управы Балагина.

Младшая сестра — Женя, которую называют детским прозвищем Мисюсь, — девушка 17–18 лет, серьёзные темы не обсуждает и живёт праздной жизнью, целыми днями читая книги.

Иллюстрация Д. А. Дубинского

II

Художник начинает бывать в гостях у Волчаниновых в их доме с мезонином. Лида презирает его за праздный образ жизни, безыдейные пейзажи и нежелание помогать народу. Серьёзные вещи ему неинтересны, постоянно повторяет девушка.

Зато Женя сближается с рассказчиком: они много гуляют, катаются на лодке, разговаривают о высоком. Одного девушка не может понять: почему её друг всё время спорит с Лидой? «Потому что она неправа», — отвечает художник.

Иллюстрация Д. А. Дубинского

III

В гостях у Волчаниновых художник жарко спорит с Лидой, доказывая, что земские школы и больницы не помогают народу, а лишь порабощают его ещё сильнее. Беда не в отсутствии докторов и учителей, а в том, что из-за непосильного труда и голода простому человеку некогда подумать о душе — о том, что отличает людей от животных. Художник мечтает об освобождении людей от физического труда, чтобы человечество могло заняться духовными поисками.

Лида считает его рассуждения глупыми и вредными: «Отрицать больницы и школы легче, чем лечить и учить».

Иллюстрация Д. А. Дубинского

IV

Прощаясь вечером с Женей у ворот, художник понимает, что влюблён. В порыве чувств он обнимает её и целует. Девушка говорит, что должна будет рассказать об их отношениях сестре и матери. Когда Мисюсь возвращается в дом, влюблённый художник ещё долго стоит и смотрит на дом с мезонином: в окне Жени горит лампа под зелёным абажуром.

Иллюстрация Д. А. Дубинского

На другой день рассказчик вновь приходит к Волчаниновым, но находит в доме только Лиду. Та сообщает, что мать и сестра уехали в Пензенскую губернию, к тёте, а зимой собираются за границу.

На выходе из усадьбы героя догоняет мальчишка с запиской от Жени: оказывается, это старшая сестра велела ей расстаться с художником. Ни мама, ни Мисюсь не решились спорить с Лидой. Тем же вечером рассказчик собирает вещи и уезжает в Петербург.

* * *

Прошло шесть или семь лет. Лида по-прежнему работает в земской школе, вместе с единомышленниками она выиграла земские выборы и «прокатила» Балагина. Где живёт Мисюсь и что с ней сейчас, неизвестно.

Изредка художник вспоминает Женю и дом с мезонином. Иногда в минуты одиночества он думает, что та девушка тоже о нём помнит и что они однажды встретятся снова: «Мисюсь, где ты?».

Краткое содержание

Глава I

Художник вспоминает события, которые произошли 6–7 лет назад, когда он жил «в имении помещика Белокурова». Он вел праздную жизнь, и вся его деятельность сводилась к чтению книг, прогулкам по аллеям, созерцанию окружающей действительности и сну.

Однажды во время очередной прогулки художник «нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу». Пройдя «мимо белого дома с террасой и с мезонином», он заметил двух девушек. Старшая – «тонкая, бледная, очень красивая» – имела строгое выражение лица, а та, что помладше – «тоже тонкая и бледная» – казалась более живой и непосредственной.

Вскоре после этого случая, когда художник гулял в компании Белокурова, к дому подъехала «рессорная коляска, в которой сидела одна из тех девушек». Ей оказалась старшая – Лидия Волчанинова. Она поделилась бедами погорельцев из соседнего села и попросила помощи для несчастных, оставшихся без крова. В конце она пригласила Петра Петровича и его гостя на ужин. Белокуров поведал художнику, что Лидия – старшая из дочерей Екатерины Павловны Волчаниновой. Девушка работала учительницей и очень гордилась этим. Ее младшую сестру Женю «еще не считали взрослой и, как маленькую, называли Мисюсь».

Глава II

Художник стал часто бывать у Волчаниновых и вскоре заметил, что строгой и серьезной Лиде он был совсем несимпатичен. Это «была живая, искренняя, убежденная девушка», которая близко к сердцу принимала нужды народа, и ее раздражал тот факт, что художник рисовал пейзажи, а не картины на остросоциальные темы. Будучи прекрасно воспитанной, внешне Лида «никак не выражала своего нерасположения», но герой его очень хорошо ощущал.

На контрасте с Лидой вырисовывался образ Мисюсь, которая, как и художник, «не имела никаких забот и проводила свою жизнь в полной праздности». Она много читала, гуляла и в полной мере наслаждалась жизнью. Женя, считавшая своего нового знакомого умным, талантливым и опытным в житейских вопросах человеком, с удовольствием общалась с ним на разные темы, которые волновали ее неокрепший ум.

Екатерина Павловна и Мисюсь очень любили и «хорошо понимали друг друга, даже когда молчали», в то время как к Лиде, которая «никогда не ласкалась, говорила только о серьезном», они относились с благоговением. Екатерина Павловна переживала, что старшая дочь в своем увлечении гражданским долгом могла пропустить свою собственную, личную жизнь и никогда не выйти замуж.

Художник удивлялся, как его друг до сих пор не влюбился в Лиду или Женю, на что тот отвечал, что влюблен в свою сожительницу.

Глава III

Лида принялась рассказывать матери, что приехавший в Малоземов князь обещал открыть больницу. При этом она больно задела гостившего художника, сказав, что подобные вопросы ему неинтересны.

Между молодыми людьми начался жаркий спор. Лида настаивала на том, что облегчить жизнь простого народа можно при помощи школ, больниц, аптек. Художник же не сомневался, что истинная проблема скрыта гораздо глубже и народ никогда не поднимет голову и не расправит плечи, поскольку его постоянно беспокоит «голод, холод, животный страх, масса труда».

Лида уверяла, что «самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним», и она все делает правильно. В ответ художник предложил взять на себя часть работ, чтобы крестьяне почувствовали себя более свободно. Он уверен, что все старания Лиды попросту бессмысленны.

Молодые люди никак не могли прийти к единству в этом вопросе. Видя, что его присутствие угнетает Лиду, художник простился и ушел домой.

Глава IV

У ворот стояла Женя, чтобы проводить героя. В эту минуту художник был влюблен в юную девушку, которая восторженно слушала и смотрела на него. Он «обнял ее и стал осыпать поцелуями ее лицо, плечи, руки». Мисюсь призналась, что не имеет тайн от матери и должна тотчас ей во всем признаться.

На следующий день, придя в дом Волчаниновых, художник с удивлением узнал, что Женя с матерью отправилась «к тете, в Пензенскую губернию», а зимой уедет за границу. Из записки от Мисюсь герой узнал, что Лида была категорически против их отношений и они с матерью вынуждены подчиниться ее воле.

Спустя несколько лет художник узнал от Белокурова, что Лида по-прежнему учительствует в школе, а Мисюсь «не жила дома и была неизвестно где». Он с грустью вспоминает нежную, влюбленную в него девушку, и до сих пор мечтает встретить ее…

Очень краткое содержание (в двух словах)

Однажды художник под именем N гостил в имении, где познакомился с двумя сёстрами, которые жили по соседству в небольшом доме с мезонином. Старшая сестра Лида была серьёзная и занималась многими делами по улучшению родного края. Младшая сестра Женя или Мисюсь была полная её противоположность. Главный герой любил общаться с Мисюсь, а с Лидой постоянно ссорился из-за разногласий во взглядах. В один из дней он так сильно с ней поссорился, что ему даже пришлось пойти домой. Его отправилась провожать Мисюсь, с которой он неожиданно поцеловался. Она рассказала об этом случае матери и сестре и её на следующий день увезли к родственникам. Больше художник её не видел, но часто вспоминает Мисюсь и надеется с ней на встречу.

Краткое содержание

В небольшой новелле «Дом с мезонином» краткое содержание всех эпизодов удобнее запомнить по главам, каждая из которых играет свою роль в общей композиции произведения.

Глава I Повесть является воспоминанием Художника о событиях 6-летней давности. Почему они так важны для него?

Потеряв творческое вдохновение, он убивал летние дни в чужом имении. На дом с мезонином Художник набрел во время одной из своих прогулок. Тенистые аллеи, пруд с купальней, деревушка и колокольня с горящим на солнце крестом, грациозные фигурки двух милых девушек у старинных ворот – первое впечатление было сродни сладким снам детства.

«У старинных крепких ворот со львами стояли две девушки»

Роль завязки в повести играют два визита: приезд Лиды в имение Белокурова с подпиской на погорельцев и ответный визит Петра Петровича с Художником к Волчаниновым. Здесь мы знакомимся с атмосферой дома, с кругом интересов его истинной хозяйки – старшей дочери Лизы. Первые впечатления Художника о девушке – самые положительные: «живая, искренняя, интересная».

Глава II Все чаще, посещая дом с мезонином, Художник чувствует отчуждение Лиды. Она словно отгораживалась от него фразой: «Вам это неинтересно». Зато с Мисюсь беззаботному гостю было легко и свободно. Роль этой девочки в доме приоткрывает эпизод, где она хочет понять, почему художника так раздражает Лида. Его ответ: «Она не права» — печалит Женю, которая хочет (и умеет) понимать самых разных людей: Лиду, маму, художника, Белоусова, наконец. Без её связующего участия в доме станет холодно всем. Художник и сам считает, что ради Лиды стоит «истаскать, как в сказке, железные сапоги». Но не умеет искренне высказать свою симпатию; привычнее для него — осуждение, критика, презрение.

Глава III Спор художника и Лиды в третьей главе – кульминация повести. Даже краткий пересказ полемики XIX века вряд ли вызовет сегодня интерес у читателя. Лидия защищает точку зрения о том, что культурный человек хотя бы малыми делами должен облегчать жизнь народа. Художник отвергает пользу таких дел. Его аргументы – набор революционных идей (надо «разрубить цепь, опутавшую народ»); утопий («сообща, всем миром искать правды и смысла жизни»), откровенного нигилизма («Ничего не нужно, пусть земля провалится в тартарары!»). После последних слов Лида отсылает Мисюсь из комнаты, прекращает спор, а художник покидает дом с мезонином.

Глава IV Мисюсь вышла к воротам проводить гостя. Боясь одиночества, художник стал целовать обожавшую его девочку. В ответ она крепко обняла его – и вернулась в Дом к матери и сестре. Долго смотрел Художник на светящиеся окна мезонина. Ему, влюбленному в Женю, было не по себе от мысли, что здесь живет и Лида, которая ненавидит его.

На следующий день все было кончено: Женю с матерью отправили в Пензенскую губернию, а затем за границу. Вдогонку уходившему из дома художнику доносилась методичная диктовка Лиды: «Вороне где-то Бог послал кусочек сыру»… Но сыр выпал.

«Я ушел из усадьбы тою же дорогой, какой пришел сюда в первый раз»

Несколько лет спустя художник узнает, что в опустевшем доме живет одна Лида, по-прежнему занимается полезными делами и даже сумела «прокатить» на выборах неугодного народу Балагина. Зеленый свет Жениного окошка в мезонине больше не горит, но продолжает поддерживать в минуты отчаяния. Художник чувствует: его не забыли, о нем думают. “Мисюсь, где ты?” – Дом с мезонином осиротел без тебя.

Герои повести

Главные действующие лица повести имеют реальные прототипы. На самом деле это настоящие друзья писателя. К основным персонажам относятся:

  1. Лида — старшая сестра. Девушка из богатой семьи, она может позволить себе что угодно и жить в свое удовольствие. Но героиня не пользуется своим высоким положением в обществе, она старается облегчить жизнь простого народа.
  2. Женя — младшая сестра. Слабохарактерная и безвольная особа. Ее душа наполнена романтизмом и мечтами. Она живет праздной жизнью и не задумывается о том, как тяжело другим.
  3. Художник, он же рассказчик. По натуре такой же, как и предыдущая героиня. Он не понимает активности Лидии и живет в свое удовольствие.
  4. Белокуров — помещик, у которого временно пребывал художник. Ленивый человек, равнодушно относившийся к жизни и всему, что происходит.
  5. Екатерина Павловна — вдова, мать сестер Волчалиновых.

Очень краткий пересказ рассказа «Дом с мезонином»

Повествование ведется от лица молодого художника Monsieur N., который приезжает в имение своего приятеля Петра Петровича Белокурова погостить. Молодые люди ведут уединенную и довольно праздную жизнь, пока к ним не заезжает на минутку жительница соседнего имения – Лидия Волчанинова. Monsieur N, заметив девушку, вспоминает, что видел ее недавно в компании, видимо, младшей сестры, случайно, во время одинокой прогулки. Лидия просит Белокурова внести взнос на погорельцев (она привезла с собой подписной лист), приглашает обоих молодых людей в гости – в имении Шелковка она живет вместе с матерью и сестрой.

Белокуров с художником принимают приглашение.

В Шелковке их тепло встречают мать и сестры Волчаниновы. Старшая, Лида, многоречива и деятельна: она пытается привлечь мужчин к решению проблем земства, которое не может справиться с организацией школ, больниц и библиотек в деревне. Мать обожает и побаивается старшую, оттого постоянно поддакивает ей. Младшая, Женя (все считают ее еще ребенком и называют детским прозвищем Мисюсь), не принимает участия в этих «взрослых» разговорах. Она мечтательна, почти всегда праздна, словом, настоящая уездная барышня.

Художник все чаще наведывается к Волчаниновым. Постепенно Лидия начинает вызывать в нем раздражение своей искусственной, как ему кажется, деятельностью и озабоченностью, а вот Мисюсь, напротив, притягивает все сильнее своей беззащитностью и нежной женственностью. Женя тоже понемногу влюбляется в Monsieur N. Молодые люди чувствуют, что они во многом похожи друг на друга. Каждый нашел родственную душу.

Однажды между ними происходит объяснение. Но Лидия, не желавшая союза своей беззаботной, не знающей жизни сестры с этим «бездельником» -художником, отдает распоряжение матери увезти Женю к родственникам. Мать с младшей дочерью безропотно покоряются воле Лидии.

Художник, узнав об этом, грустит, но не предпринимает никаких действий, чтобы вернуть свою любовь. На его долю остаются лишь воспоминания.

Главные герои рассказа «Дом с мезонином»: характеристика героев

Волчанинова Женя (Мисюсь) — одна из героинь рассказа «Дом с мезонином», сестра Лидии, девушка 17—18 лет, тонкая и бледная, с большим ртом и большими глазами. В отличие от сестры Мисюсь проводит жизнь в праздности, много читает. Она дружит с художником, ей нравится смотреть, как он пишет этюды, она говорит с ним о Боге, о вечной жизни, о чудесном. В конце концов она увлекается им. После его объяснения героиня рассказывает все Лидии, и та, не желая развития этих отношений, заставляет ее на следующий же день уехать вместе с матерью.

Волчанинова Лидия — одна из героинь, учительница. Она из хорошей семьи, дочь тайного советника. Ей двадцать четвертый год, она «тонкая, бледная, очень красивая, с целой копной каштановых волос на голове, с маленьким упрямым ртом». На лице ее неизменно строгое, серьезное выражение. Несмотря на состоятельность, она вместе с матерью и сестрой круглый год живет безвыездно в своем имении и тратит на себя только те 25 рублей, которые зарабатывает в земской школе, и гордится, что живет на собственный счет.

Лидия Волчанинова — сторонница так называемых малых дел. Она лечит мужиков, организует библиотеки, занимается просветительской деятельностью. Эта героиня говорит только о серьезном: о земстве, о школьных библиотеках, о необходимости борьбы с председателем земской управы, который забрал в руки весь уезд, принимает активное участие в земской деятельности.

Знакомство ее с художником-рассказчиком происходит, когда она приезжает к помещику Белокурову, у которого он живет, с подписным листом просить на погорельцев. С художником у нее складываются напряженные отношения. Он считает, что несимпатичен ей: «Она не любила меня за то, что я пейзажист и в своих картинах не изображаю народных нужд и что я, как ей казалось, был равнодушен к тому, во что она так крепко верила». Начиная деловой разговор, она всякий раз сухо говорит ему: «Это для вас неинтересно», вызывая тем самым у него раздражение и желание спорить и противоречить ей. В семье она главенствует и пользуется непререкаемым авторитетом. Когда рассказчик объясняется ее сестре в любви, Лидия делает так, что на следующий день Мисюсь вместе с матерью уезжают.

Художник — рассказчик, живет в имении помещика Белокурова. Сначала он ничего не делает, живя в полной праздности и созерцании, много бродя по окрестностям. Герой знакомится с семьей Волчаниновых и увлекается младшей сестрой Женей (она же Мисюсь). Благодаря этому романтическому легкому увлечению он вновь начинает рисовать. Со старшей сестрой Лидией у него напряженные, почти неприязненные отношения. Его раздражает ее узость, постоянные разговоры только о серьезном — земстве, школьных библиотеках и т. п. Он спорит с ней, опровергая «теорию малых дел» не только как малоэффективную, но и вредную, потому что такого рода вмешательство в жизнь простого народа, по его мнению, лишь создает новые потребности, новый повод к труду. Он считает, что «призвание всякого человека в духовной деятельности — в постоянном искании правды и смысла жизни».

Сталкивая две «правды» — Xудожника и Лидии, — Чехов не становится на сторону ни одной из них, поскольку, будучи абсолютизированной, каждая становится преградой для живой стихии жизни. Они окрашены именно человеческой субъективностью, личностные мотивы и настроения (то же раздражение Художника или неприязнь к нему Лидии) вносят искажение даже в то, что по-своему неопровержимо. После того как герой признается Мисюсь в любви и она рассказывает об этом Лидии, та, не желая дальнейшего развития их отношений, вынуждает ее уехать вместе с матерью к тетке в Пензенскую губернию. Xудожник в свою очередь возвращается в Москву.

Популярные сегодня пересказы

  • Брюзга — краткое содержание пьесы Менандра Комедия Менандра «Брюзга» имеет и второе название – «Человеконенавистник». Главный герой Кнемон, родился вечнонедовольным человеком, который терпеть не может людей. Этот крестьянин прослыл брюзгою, именно
  • Третий сын — краткое содержание рассказа Платонова В произведении описывается обычная история жизни – смерть пожилой женщины. Она вместе с мужем воспитала шестерых сыновей, которые были их гордостью. Сыновья жили все в разных местах и очень давно не собирались
  • Мороз Иванович — краткое содержание сказки Одоевского Сказка «Мороз Иванович» написана в 1842 году русским писателем Владимиром Одоевским. Жили-были в одной хатке две девочки-сестренки. Одну из них звали Рукодельницей
  • Несвоевременные мысли — краткое содержание книги Горького Произведение является короткими заметками писателя, посвященными авторским размышлениями о военных и революционных событиях, судьбе русского народа, духовным спасением которого, с точки зрения автора, являются культура и знания.

Критика

Это великое произведение! Поэтому критики было много. Рассказ Чехова прочли и прогневались, а кто-то раскис. И. Ясинский заметил, что в произведении нет никакой конкретики относительно архитектуры, хотя в названии она присутствует. Т. Полнер при этом говорит о том, что это и хорошо, что рассказ похож на некий особый репортаж, где есть череда зарисовок. Р. Сементковский был недоволен образом Лидии. Претензия на восходе суфражизма вполне обоснована. И. Игнатов, как и большинство других критиков, пришли к выводу, что образ художника все же основной по своей интересности. При этом он совершенно бессилен с творческой точки зрения. Поэтому он не вдохновляет. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Второстепенные герои и их характеристика

  • Екатерина Павловна Волчанинова – богатая вдова, мать Жени и Лиды, когда-то была на редкость красива, теперь же располнела, стала «сырой», растеряла значительную часть былой привлекательности. Отличается мягким характером, боготворит старшую дочь и обожает младшую.
  • Петр Петрович Белокуров – молодой помещик, у него гостит Monsieur N. Целыми днями чем-то занимается, но трудно понять, чем именно, так как плодов его трудов никто не видит. Много рассуждает о своей занятости, на самом деле ленив. Носит поддевку (то есть просто одевается). Любит выпить пива и поговорить.
  • Любовь Ивановна – полная, ничем не увлекающаяся дама, с которой сошелся Белокуров. Живет с ним во флигеле, часто садится то пообедать, то выпить чаю, иногда устраивает Белокурову истерики, рыдая мужским голосом.

История создания, жанр, направление произведения

Рассказ «Дом с мезонином» рождался долго. Об этом свидетельствуют черновые записи. В архиве А.П. Чехова сохранились четыре записи, которые позволяют проследить направление его художественной мысли в ходе работы над этим произведением. В своем письме Е.М. Шваровой, датированном 26 октября 1895 года, Чехов сообщает о том, что пишет небольшой рассказ «Моя невеста»: «Мою невесту звали так: «Мисюсь». Я ее очень любил. Об этом пишу я».

Писатель планировал закончить рассказ к декабрю 1895 года, чтобы опубликовать его в сборнике «Призыв». Но из-за расширения замысла и изменения жанра произведение к этому сроку не было окончено. Вместо рассказа получалась повесть, работа над которой была завершена в феврале 1896 года.

Статья: Анализ рассказа А.П. Чехова «Дом с мезонином»

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Есть ряд источников, которые позволяют определить прототипы героев произведения и мест, изображенных в рассказе. Например, имение помещика Белокурова связывают с Богимовской усадьбой Е.Д. Былим-Колосовского, которая располагалась в Тульской губернии (в рассказе – «Т-ской губернии»). В этой усадьбе Чехов провел лето 1891 года. Дом Волчаниновых связывают с усадьбой Даньково, располагавшейся по соседству с Богимовской усадьбой. Возможно, прототипами сестер Волчаниновых были хозяйки этой усадьбы: одна из сестер была учительницей в местной школе, другая – «весьма поэтической натурой».

Согласно другой версии, фамилия Волчаниновых восходит к фамилии сестер Турчаниновых, у которых в Тверской губернии, в доме с мезонином, гостил И.И. Левитан. Считается, что Женя Волчанинова и есть та самая Мисюсь – дочь А.Н. Турчанинова, Варвара. Любовная коллизия произведения, по этой версии, связана со сложными взаимоотношениями художника с ними. Вероятно, отдельные моменты были подсказаны писателю опытом его работы в земстве.

Рассказ «Дом с мезонином» стал не просто историей любви, а поднял проблему бюрократии в земствах. «Дом с мезонином» все же относится к жанру рассказа, так как в нем есть лицо, рассказывающее о событиях. Произведение относится к направлению реализма, которого писатель придерживался, описывая проблемы своего времени.

А.П. Чехов, описывая чувства и внутренние противоречия героя рассказа, приблизился к литературному экзистенциализму, но многие годы предвосхитив это направление. Основная сюжетная линия – воспоминания художника, от лица которого ведется повествование, о его любви к очаровательной Мисюсь. Действие рассказа охватывает примерно три месяца. За этот период в жизни героев происходят многие важные события. В повести динамика человеческих судеб сопоставляется с циклами природы, что придает образу времени глубину. События рассказа разворачиваются с начала лета до осени. Контраст времен года подчеркивает полярность настроений персонажей произведения в начале рассказа и в конце.

Художник, который «сбежал» из города от «состояния одиночества, неудовлетворенности жизнью» в усадьбу обостренно ощущает бег неповторимых мгновений бытия. Он не может избавиться от ощущения неопределенности и зыбкости своего существования в мире. Поэтому мир усадьбы Волчаниновых, где он видит воплощенное гармоничное, стабильное начало, так для него привлекателен. При этом герой рассказа понимает обманчивость мечты обрести жизненный покой. Встреча с Мисюсь, которая воспринимает жизнь во всех ее проявлениях на настоящее чудо, любовь к ней возвращают ему вдохновение, радость ощущения полноты жизни, желание творить. Оба героя в рутинной обыденности сохраняют чувство причастности к вечности. Главному герою и Жене в этом плане противостоят Белокуров, Лида, Любовь Ивановна. Их стремление к ограничению жизни лишь буднями лишает их возможности проникнуться красотой мира и узнать настоящую любовь.

Завершается рассказ меланхолическим вопросом: «Мисюсь, ты где?».

Кратко рассмотрим переход состояния героя от тоски и уныния к радостной влюблённости

Посещение семьи Волчаниновых в старом доме с мезонином быстро расставляет персонажей рассказа по своим местам. Лидия – неулыбчивая, серьёзная девушка, совершенно не склонная к романтике. Все помыслы её крутятся вокруг «больничек, аптечек и библиотечек». Она и говорит только об этом, притом исключительно с Белокуровым, лишь кидая время от времени нашему художнику, что, мол, ему это, наверное, не интересно. Это задевает его, а ведь он перед выбором! Две девушки, каждая хороша по-своему, как быть?

Женя, которую называют в семье смешным именем Мисюсь, более хрупкая, романтически настроенная девушка. В разговорах сестры участия не принимает. Чехов краток — он объясняет это возрастом, но мы понимаем, что ей и неинтересен предмет обсуждения. Много больше её занимает творчество художника, новости в доме (даже если это большая рыбина, выловленная прислугой в пруду), чтение. Целыми днями Женя жадно читает. Какие мечты посещают девичью головку? Думаю, о любви большой и чистой… Под одной крышей в доме с мезонином уживаются два столь разных характера.

Наконец, мать сестёр Екатерина Павловна – стареющая дворянка, «когда-то, по-видимому, красивая, теперь же старая не по летам, больная одышкой, грустная, рассеянная…», встречает гостей радушно, пытается вспомнить картины художника и поговорить о его творчестве, но тон в семье задаёт Лидия. Она рассуждает громким голосом, и заметно, что все привыкли слушать её, не смея прерывать. Мать лишь повторяет за дочерью рефреном: «Правда, Лида, правда».

Но обратим внимание: чем является в рассказе классика дом с мезонином. По определению, мезонин – это лишь надстройка на крыше жилого дома

Для Чехова же, а следом и для нас, читателей, старый дом – это символ неспешного и плавного течения провинциальной жизни, неизменности устоев, традиций. И, одновременно, мезонин – обиталище двух юных дев, столь сильно интересующих героя. О, мезонин ещё сыграет свою роль!

Пересказывать кратко содержание рассказов Чехова занятие не из простых. Характеры ярки, а конфликт не всегда очевиден. Во всяком случае, вначале. Итак, две сестры, совершенно разные во всём, и наш художник. В доме с мезонином он находит ту атмосферу, которую так ценит. Атмосферу праздного ничегонеделания. Лидия постоянно ездит по делам земства: школы, библиотеки, фельдшерские пункты. В то время как художник с Мисюсь играют в лаун-теннис, гуляют, разговаривают о пустяках. Герой чувствует себя в подобной обстановке очень комфортно. Ему не хватает только любви…

Чехов в анализируемом рассказе мастерски приводит картины природы, подчёркивающие негу: пасторальные, милые сердцу светлые пейзажи. Кажется, будто воздух вокруг струится густо и замедленно, словно патока, а зелень садов и лужаек купается и нежится в ласковом солнечном свете.

Вот только царапают за вечерним чаепитием рассказы Лиды о кипучей деятельности в совете, о борьбе с неким Балагиным, подмявшем под себя земство. Эти разговоры как бы напоминают: есть другая жизнь, кипучая, непраздная…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: