Сергей есенин ~ поёт зима

Анализ стихотворения «поет зима — аукает» сергея есенина

Содержание произведения

В лирических строках Сергея Александровича описан день снегопада. Природное явление привычно для жителей средних и северных широт в холодный период года, и под конец зимы не вызывает никаких эмоций. Однако в сочинении поэт сумел подобрать слова и описать метель в разных образах.

В начале произведения описывается заснеженный мир, в котором властвует зима, баюкая мохнатый лес. В авторских строках чувствуется умиротворение и спокойствие, которым веет от заснеженных шапок деревьев, сугробов. Ощущается безмолвие седых косматых облаков, плывущих в далекую страну.

Однако зимняя погода изменчива. Настроение композиции быстро меняется, и вот уже по двору шелковым ковром стелется метелица. Усиливается ветер, и приближается снежная буря, готовая смести все на своем пути. В предчувствии непогоды воробьи, как сиротливые дети, жмутся друг к другу. Они рассчитывают вместе дать отпор ненастью.

Однако зима угадывает их замысел и злится еще больше. Из заботливой покровительницы полей она превращается в надменную и коварную ведьму, которой известно о своей власти над природой. В ярости она стучит по ставням и усиливает натиск. Но это не пугает крохотных птичек — они засыпают под песни метели и видят сны о красавице-весне. План пересказа стихотворения на уроке литературы может выглядеть так:

  1. В лесу господствует зима.
  2. Равнодушные облака.
  3. Метелица во дворе.
  4. Голодные воробушки.
  5. У окна.
  6. Гнев вьюги.
  7. Птичий сон.

Разбор сюжета и композиции

️Композиция стихотворения строится на противоположности и противопоставлении морозной зимы и ожидания весеннего тепла, что подчеркивает суровость первой и нежность второй. Вместе с тем, зима не показана Есениным злой старухой, которая хочет заморозить все вокруг, а нарисована рукой поэта неотъемлемой частью мироздания Божьего.

В четырех строфах Есенин рисует зимний лес и деревню, попавшую в плен метелице, но защищенную от её холода покрывалом снега.

Холод этого времени года необходим, чтобы природа спала глубоким сном и набиралась сил для встречи весны.

Ярко описаны зимние обитатели деревни – воробьи, которых поэт сравнивает с детьми, замерзшими от игры на улице и прижавшимися к оконному стеклу в поисках тепла.

️Вьюга показана, как самый суровый инструмент зимы, она не позволяет расслабиться и проснуться природе, стуча ветром по ставням, словно бы показывая – пока тут властвую я, а вы спите.

В последней строфе Есенин показывает ожидание весны через сон пташек, которые пытаются отогреться возле окна деревенской избы. Они замерзли в край, но в коротких птичьих снах им видится теплая весны, зеленая трава и журчащая вода.

Стих отлично показывает нам зиму в деревне, когда все вокруг замерло и не тратит лишние силы в ожидании красавицы-весны.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворений Пастернака
  • Анализ стихотворения Полевые цветы Бунина 3, 8 класс Из многих стихотворений И. А. Бунина, посвященных пейзажной лирике, наиболее глубокие философские размышления представлены в произведении «Полевые цветы».
  • Анализ стихотворения Мы теперь уходим понемногу Есенина Произведение поэта имажиниста Есенина Мы теперь уходим понемногу вышло в свет в первой половине ХХ века. Неприятие смены советской власти и уход близкого друга поэта Александра Ширяевца
  • Анализ стихотворения Друзьям Пушкина 9 класс Жанровая направленность произведения представляет собой лирическое послание раннего творчества поэта, основной тематикой которого является выражение любви и преданности верных товарищам.
  • Анализ стихотворения Я не люблю иронии твоей Некрасова Николай Некрасов в 1842 году знакомиться с Авдотьей Панаевой, которая являлась законной женой известного публициста, в доме которых часто собирались разные литераторы.

Тема стихотворения

Главные герои стихотворения Есенина — суровая зима со своими слугами (вьюгами и метелями) и воробушки, которым нужно выжить в стужу и дождаться прихода красавицы-весны. Оно пронизано оптимизмом и призывает читателя быть стойким перед лицом бед. При этом поэт затрагивает проблему сурового русского климата, восхищается красотой и неповторимостью холодного времени года.

Радуя красотой заснеженных долин, зима приносит беду тем, у кого нет еды и крова. Чтобы пережить суровые времена, крестьянин трудится круглый год, обеспечивая хлебом свою семью и господ. О диких зверях и птицах некому позаботиться. Они оставлены на произвол судьбы и только мечтают о потеплении.

История написания

Стихотворение под названием «Поет зима…» было написано поэтом в возрасте пятнадцати лет. В это время он еще не знал популярности и славы, но имел талант и чувство прекрасного. Будущий поэт не думал о карьере, он просто передал свои чувства от созерцания того, что зима сотворила с природой.

Впоследствии Есенин посчитал стих несколько наивным, с детской сюжетной линией. Он долго не решался на публикацию этого раннего произведения. Опасения оказались напрасными. Многогранный образ зимы в стихотворении надолго запоминается читателям. Оно трогает душу благодаря красочному и реалистичному описанию зимней природы и подтверждает мастерство юного поэта. Уже в самом начале творческого пути Сергей Александрович мастерски владел словом и умел показать красоту русской природы.

Композитор Георгий Свиридов переложил стих на музыку. Кантата была написана им в 1958 г. и представлена во второй части «Поэмы памяти Сергея Есенина». Музыка одного из величайших композиторов XX в. рисует картину вьюги — неистовой, суровой, беспощадной. Мелодия, состоящая из смены квартовых подпевок, воспроизводит контрастные образы. В середине звучит сопрано, затем выступают теноры, рассказывая о несчастных воробушках.

Имитирует птичьи голоса флейта-пикколо. Произведение заканчивается светлой надеждой на наступление весны. Главная интонация поднимается от басов к высоким женским голосам и растворяется, переходит в тишину.

Вариант №2

«Поёт зима…» — сказочный зимний пейзаж, завораживающий простыми, но запоминающимися картинами, ярко очерченными образами. В чём секрет волшебства изображённой Есениным зимы?

Одно из самых «сказочных» стихов С. Есенина начинается с олицетворённого образа зимы. Это не просто олицетворение, это звучащий образ. Она «поёт». В первой строфе это подчёркнуто звукописью: явным преобладанием гласных над согласными, причём превалируют протяжные , , аллитерацией (стозвоном сосняка). С пением сближает и рифмовка. Две строки, спаянные женской рифмой звучат продолжительно, плавно, как задушевное пение: «… аукает… баюкает…», «… с тоской глубокою… в страну далёкую…».

После метелицы, напоминающей волшебницу из сказки, вроде снежной королевы, появляются, как противопоставление, маленькие птички, «воробышки игривые». Это центральный образ всего стихотворения. Именно он, более чем всё остальное, создаёт в этом поэтическом пространстве ощущение холода, одиночества, беззащитности. У Есенина часто зима ¾ нарядное и весёлое время года, наполненное ярким светом, звоном бубенцов, стуком мёрзлой дороги под копытами, пора безупречно чистая в своей белоснежности, в прозрачности льда. Но здесь зима другая, потому что она враждебна робким, ранимым существам. Воробышкам сопутствует целый шлейф эпитетов, словно почерпнутых в русском песенном фольклоре: «пташки малые», «детки сиротливые», «голодные, усталые», «пташки нежные». Постпозиция эпитетов подчёркивает фольклорность произведения. Атмосфера сказочности окутывает всё изображённое поэтом.

Метелица, превращаясь во вьюгу, сбрасывает маску волшебницы, стелящейся шелковым ковром. Она стучит, злится, её сопровождает бешеный рёв. Злобная враждебная стихия бушует вокруг слабых, несчастных созданий. Но ситуация страшной сказки разрушается чудным видением грядущей весны. И эпитеты меняются: «прекрасная», «ясная» красавица приходит «в улыбках солнца».

На протяжении всего стихотворения полюс силы в антитезе жестокая зима — бедные птички явно находится на стороне зла, которое нарастает, усиливается. «Поёт зима…» — «метелица… больно холодна» — «вьюга с рёвом бешеным стучит … и злится». Но развязка разрушает эту жуткую картину. Возникает новая антитеза: зима — весна. И это видение вмиг смещает все плюса, дарит надежду, рождает твёрдое убеждение, что зло не вечно. Это всплеск тепла среди стужи, вспышка ярких красок в мертвящей белизне. Малые пташки в нашем восприятии становятся сильнее и крепче, осенённые этой верой в неизбежный приход весны.

Поёт зима, аукает Есенин

Одна из жемчужин ранней лирики С.Есенина, стихотворение «Поет зима, аукает…» создано юным поэтом в 15-летнем возрасте и датировано 1910 годом. Уже тогда он видел уникальное великолепие родной природы и умел рассказать об этом в задушевной поэтической манере.

Тема данного произведения, являющегося образцом пейзажной лирики, – красота и суровость русской зимы.

Идею стихотворения помогают раскрыть ключевые образы маленьких пташек. Трогательные и беззащитные, они страдают от лютых морозов и ждут наступления весны. Все живое борется за существование и хочет тепла и ласки, поэтому каждый в этом мире достоин жалости и сострадания.

В произведении 4 строфы, они не дают развернутого сюжета, но композиционно стихотворение организовано четко.

Сначала читатель восхищается завораживающей картиной зимнего леса, засыпающего под убаюкивание метели. Однако эта идиллия обманчива: в кульминации метель быстро перерастает в бешеную вьюгу, которая свирепствует и пугает не только пташек, но и людей. В последней строфе следует развязка. Дремлющие воробышки мечтают об избавлении – приходе теплой и ласковой весны.

6 строк каждой строфы рифмуются по-особому, с сочетанием параллельной и кольцевой рифмовки (аабввб). 

По ударной позиции присутствуют мужские и дактилические рифмы (с ударением на последний и на третий с конца слог соответственно).

Стихотворения построено на основе противопоставления (антитезы).  Здесь контрастируют образы жестокой, не имеющей границ стихии и маленьких птичек, зимней непогоды и весеннего тепла, реальности и сна.

Есенин использует художественные приемы, традиционные для народной поэтики:

‒ устойчивые образные определения (эпитеты): седые облака, пташки малые, вихри снежные, с тоской глубокою;

‒ олицетворения: словно живая, метель стучится и злится; азима поет, аукает, баюкает;

‒ метафоры: метелица ковром стелется, в улыбках солнца;

‒ сравнение: воробьи сравниваются с «детками сиротливыми».

Благодаря ярким контрастным образам и простому, но красочному языку стихотворение тревожит самые тонкие струнки человеческой души, взывает к нашим лучшим качествам и заставляет задуматься о философии жизни на земле.

Поёт зима, аукает
Сейчас читают:

  • Любимый герой Толстого в романе Война и мир (Пьер Безухов) сочинение

    Читая знаменитое произведение великого русского читателя многие люди переживают целую бурю различных эмоций, чувств, переживаний и так далее. Какие-то герои многим приходятся по душе, становясь любимыми, какие-то наоборот вызывают

  • Поэма Мцыри как романтическое произведение сочинение

    Поэма – одна из любимых форм произведений М.Ю.Лермонтова. На пике расцвета своего творческого потенциала поэт написал романтическую поэму «Мцыри». Произведение «Мцыри» можно считать романтической поэмой по нескольким признакам.

  • Сочинение по картине Грабаря Ясный осенний вечер 5 класс

    Пейзажи Игоря Эммануиловича Грабаря невероятно красивы. Они вдохновляют каждого человека и заставляют почувствовать себя частицей природы, которая находится рядом с нами и чувствует энергию человека.

  • Сочинение по картине Шишкина Корабельная роща 5 класс

    Этому выдающемуся русскому художнику, который известен широко за пределами России, удалось создать огромное количество художественных работ, которые занесены в золотой фонд русского искусства, так как подобных мастеров просто нет.

  • Сочинение по рассказу Платонова Никита 5 класс

    В рассказе Андрея Платоновича Платонова главным героем выступает пятилетний мальчик по имени Никита. Его отец не вернулся с войны, из-за чего матери Никиты приходилось постоянно трудиться в поле.

  • Сочинение по картине Тициана Любовь Небесная и Любовь Земная

    Известный художник Венеции Тициан Вечеллио создавал картину как подарок для невесты Николо Аурелио, который являлся представителем одной влиятельной венецианской семьи. Заказчик и исполнитель заранее не договорились о теме,

Вариант 2

Произведение относится к раннему творчеству поэта. В этом стихотворении Есенин продемонстрировал одну их характерных особенностей своего творчество – олицетворение природы, наделение ее объектов человеческими качествами.

По форме произведение очень напоминает сказку. Это видно даже из названия «Поет зима – аукает», где виден видоизмененный глагол, скорее подходящий для общение с маленькими детьми. На протяжении всего стихотворения использованы слова в уменьшительно-ласкательной форме, такие как, например, «пташки». Употребляемые вместе с ними прилагательные, также создают впечатление, что разговор ведется с ребенком, причем в стиле, принятом до революции подчеркнуто мягком и умильном стиле. Есенин, скорее всего, используя именно эти формы, написал стихотворение, предназначенное специально для детей, а стремился создать ощущение волшебного леса.

Выбор в качестве главных героев маленьких беззащитных птичек – воробьев также делает стихотворение похожим на сказку. Как и настоящие сказочные герои, они не обладают индивидуальными качествами. Здесь они просто страдают от холода, вызывая сочувствие читателя.

Метель, выступающая здесь в качестве отрицательного персонажа, также не изображена в качестве представителя чего-то однозначно злого. Шелковый ковер, которым она покрывает землю – не орудие убийства или мучений, хотя и причиняет страдания. Природные явления у Есенина просто выполняют свою функцию.

Вьюга представлена в качестве живого существа, способного выражать эмоции, в данном случае злиться. Сама зима изображена в образе матери, баюкающей свой лес.

Употребляемые поэтом эпитеты делают стихотворение похожим на произведения устного народного творчества. Есенин не использует здесь образы, присущие его более позднему творчеству, такие как «желтый ворон» и подобные, которые ломают шаблоны восприятия. Стихотворение плавно разворачивается в картину зимней природы. Даже его конец не нарушает течения повествования. Как и в сказке, все заканчивается хорошо, но только во сне. Автор не пожелал разрушать созданный им образ холодной зимы, погружающей все вокруг в глубокий сон.

Тема

Центральная тема стихотворения – суровая красота русской зимы. В своем произведении автор восторженно демонстрирует всю силу и прелесть зимней поры, которую невозможно победить или обуздать. Единственное, что остается птицам и деревьям, уставшим от бесконечных бурь и снегопадов – терпеливо ждать прихода весны.

Главный образ произведения – зима, которая в первых строках стиха представляется ласковой, заботливой матерью. Она с нежностью «мохнатый лес баюкает», укрывая его мягким снежным покрывалом.

Однако первое впечатление обманчиво, и автор показывает нам истинное лицо зимы – суровое, безжалостное, леденящее душу. Для всего живого на земле она может быть не только любящей матерью, но злобной мачехой, наказывающей нерадивых детей.

Лирический герой не описан детально в стихотворении, но можно смело предположить, что он, сидя в теплом уютном доме, любуется зимним пейзажем из окна. Чувства и эмоции его весьма разнообразны: расслабленное умиротворение от созерцания зимнего леса, жалость к замерзшим пичужкам, предвкушение скорого прихода весны.

«Низкий дом с голубыми ставнями» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – тема, год, идея

В произведении Есенина природа живет, дышит, действует, чувствует. Она может быть радостной и грустной, нежной и грубой, доброй и злой. Но, несмотря на всю свою противоречивость, она вызывает искреннее восхищение и любовь.

Слайды и текст этой презентации

году, опубликовано в журнале «Мирок» в 1914 году под заглавием

«Воробышки».

пташки малые,Голодные, усталые,И жмутся поплотней.А вьюга с ревом бешенымСтучит по ставням свешеннымИ злится все сильней.И дремлют пташки нежныеПод эти вихри снежныеУ мерзлого окна.И снится им прекрасная,В улыбках солнца яснаяКрасавица весна

Слайд 3ЗИМА – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные

морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми

«прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу. Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.

аукает», об анализе которого и пойдет речь далее.  Тогда юноше

исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.

которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес». Автор

не случайно выбирает эпитет «мохнатый»: наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы.

Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи, которая наказывает нерадивых детей. Именно такими — несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые». Недаром поэт сравнивает их с«сиротливыми детками», которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.

Слайд 6Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним

лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все

стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется», но «больно холодна». А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней», своей суровостью противостоит «ясной красавице весне», снящейся пташкам, голодным и усталым.

Слайд 7Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму

со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего

связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна, который видят несчастные замерзшие воробышки.

Слайд 8Метафоры: зима поёт, аукает, баюкает лес; стозвон сосняка; облака плывут

с тоской глубокою; метелица стелется шёлковым ковром; воробышки прижались; пташки

озябли; вьюга стучит и злится; дремлют пташки; снится веснаЭпитеты: мохнатый лес; глубокая тоска; седые облака; метелица холодна, воробышки игривые; пташки голодные, усталые; бешеный рёв; пташки нежные; вихри снежные; прекрасная, ясная красавица весна; шёлковым ковромНеологизм: стозвонСравнение: как детки сиротливыеАнтитеза: пташки – вьюга; вихри — весна

сильней. Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной

духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

Слайд 10Понятие о лирическом героеАвтор — Сергей Александрович Есенин, который написал

лирическое стихотворение о зиме. Лирический герой — субъект высказывания в

лирическом произведении, своего рода персонаж лирики.

Слайд 11Необычность звучанию придает особое построение строк. Каждая строфа состоит  из

двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как

будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.

Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.

Символика и ритм

Стихотворный размер произведения Есенина «Поет зима» неслучайно выбран автором таким необычным. Сочетая в шестистопном стихе параллельную и перекрестную рифмовку, поэт добивается эффекта схожести ритма стихотворения со звуками завывающей вьюги и метели. Нетривиальная строфика и ритмика являются средством художественной выразительности в этом литературном шедевре, наравне с эпитетами и метафорами.

Сергей Александрович использует двусложный четырехстопный ямб с пиррихием. Наряду со спокойной общей интонацией произведения и отсутствием восклицаний и вопросительных предложений, такой размер стихосложения создает ощущение безжизненности и мрачности в период царствования зимы.

В произведении присутствует намеренная сбивка стихотворного ритма, которая, как виртуозный прием художественной выразительности, помогает передать смену настроений зимы от тихого пения колыбельной и до устрашающего рева.

Есенин в стихотворении словно показывает, что природные силы нужно принять, как данность и покорно переждать суровое холодное время. Красота зимы соседствует с ее зловещей стороной, что отображается в тексте произведения контрастными эпитетами: «стозвон сосняка» зимы и «шелковые ковры» метели сменяются в кульминационной строфе «бешеным ревом» вьюги.

Интересным и очень символичным автор умело создает образ воробушков. С помощью приема сравнения Есенин сопоставляет птичек с «детками малыми», подчеркивая невинность и беззащитность этих созданий матери — природы. Неслучайно поэт выбирает именно маленьких птиц, которым гораздо сложнее пережить холода, нежели их крупным и окрепшим собратьям.

Кроме того, писатель намеренно обращается к образу воробья — серой и неприметной птички, как символу простого человека из народа, который истинно любит свою родину. Как эти маленькие птички стойко зимуют на родимой земле и не стремятся в теплые края, так и русский крестьянин, согласно замыслу автора, ни на что не променяет своей родной сторонушки.

Анализ стихотворения «Поет зима, аукает» Есенина

В раннем периоде творчества Есенина в наибольшей степени проявилась его чистая и светлая душа. Уже с самых первых произведений его интересовал удивительный и волшебный мир природы. Народные сказания и легенды, которые поэт слышал в детстве, одушевляли этот мир, придавали ему человеческие черты и качества. Стихотворение «Поет зима – аукает…» было написано Есениным в 1910 г. Он считал его детским и незрелым литературным опытом. Впервые оно было опубликовано только в 1914 г. под названием «Воробышки».

Стихотворение напоминает прекрасную детскую сказку. С первых же строк в нем появляются волшебные персонажи. Зима предстает в образе любящей матери, поющей колыбельную песню «мохнатому лесу». Завораживающая картина сна дополняется «тоской глубокою» облаков. Появляется традиционный сказочный образ «страны далекой», олицетворяющей волшебные надежды и мечты.

Метелицу можно сравнить со снежной королевой, которая невыносимо прекрасна, но «больно холодна». Любовь к ней может свести человека с ума и навсегда оставить в ледяном плену. Поэт вводит центральный образ стихотворения – «воробышков», которые напоминают «деток сиротливых». Все живые существа стремятся задолго до наступления зимы запастись припасами и обустроить жилище. Лишь для беззаботных воробьев каждый раз приход зимы – внезапная неожиданность. Им остается надеяться на милость и доброту человека. Очень трогательно выглядит картина прижавшихся у окна «пташек малых». Разошедшаяся вьюга, олицетворяющая злую волшебницу, стремится сорвать свою злость на беззащитных птичках. Спасение «воробышек» заключается в их взаимной поддержке. Сбившись в тесную кучку, они покорно переносят холод, голод и усталость. Во сне к ним приходит счастье в образе долгожданной «красавицы весны».

В целом в стихотворении явно прослеживаются черты народного творчества. Есенин употребляет традиционные эпитеты: «мохнатый лес», «седые облака». Главные образы-персонажи четко поделены на добрых и злых. В отношении самых слабых автор использует уменьшительно-ласкательные формы слов: «детки», «пташки». Они пользуются искренним расположением и участием автора. «Сказка», как и положено, имеет счастливый конец, но только во сне.

Стихотворение относится к лучшим произведениям литературы для детей. Оно способно научить ребенка понимать и ценить красоту родной природы, а также воспитать чувства добра и сострадания.

Анализ стихотворения Есенина «Поет зима – аукает»

Одно из самых первых произведений Сергея Есенина, известное широкой публике под названием «Поет зима – аукает», было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его поэт гораздо позже, так как считал это стихотворение по-детски наивным и лишенным сюжета. Тем не менее, образ зимы, который удалось воссоздать Есенину, получился настолько многогранным и запоминающимся, что сегодня это произведение является одним из ключевых в пейзажной лирике поэта.

Казалось бы, описание обычного снегопада – дело утомительное и лишенное всякого смысла. Однако поэт так мастерски сумел подобрать слова и представить метель в разных образах, что воображение сразу же рисует холодный зимний день, кружащийся снег и природу, уснувшую в ожидании весны.

Стихотворение начинается со строчки о том, что зима «поет» и «мохнатый лес баюкает». Поэтому создается ощущение некого умиротворения и спокойствия, которым веет от наряженных в снежные шапки деревьев и седых облаков, которые «плывут в страну далекую». Но погода обманчива, и вот уже «по двору метелица ковром шелковым стелется». Это – первый признак надвигающееся снежной бури, которая готова уничтожить все живое вокруг, превратив мир в бескрайнюю снежную пустыню. Предчувствуя ее, «воробышки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна», рассчитывая таким образом пережить непогоду. Но подобное сопротивление лишь злит суровую зиму, надменную и холодную, которая, чувствуя свою власть над природой, вмиг превращается из нежной и заботливой властительницы полей и лесов в коварную ведьму, которая «с ревом бешеным стучит по ставням свешенным и злится все сильней».

Впрочем, внезапная вьюга совсем не пугает воробьев, которые, прижавшись друг к другу, не только спасаются от холода, но и сладко дремлют под завывания ветра. И даже видят сны, в которых на смену лютой зиме приходит «в улыбках солнца ясная красавица-весна».

Несмотря на то, что это стихотворение является одним из первых, написанных Сергеем Есениным, автор в нем осознанно применяет прием одушевления неживых предметов. Так, зиму он наделяет чертами властной и жестокой женщины, весна у него ассоциируется с юной девушкой. Даже воробьи, которых автор именует «пташками божьими», напоминают людей. Они спасаются от непогоды, ища защиты друг у друга и надеясь при этом на то, что смогут благополучно дожить до весны.

В своих воспоминаниях Корней Иванович Чуковский приводит разговор о «Двенадцати» между Блоком и Горьким. Горький сказал, что «Двенадцать» — злая сатира. «Сатира? — спросил Блок и задумался. — Неужели сатира? Едва ли. Я думаю, что нет. Я не знаю». Он и в самом деле не знал, его лирика была мудрее его. Простодушные люди часто обращались к нему за объяснениями, что он хотел сказать в своих «Двенадцати», и он, при всем желании, не мог им ответить.

Почему же только месяц, когда я прожил в Ташкенте не менее трех лет? Да потому, что для меня тот месяц был особенным. Сорок три года спустя возникла непростая задача вспомнить далекие дни, когда люди не по своей воле покидали родные места: шла война! С большой неохотой переместился я в Ташкент из Москвы, Анна Ахматова — из блокадного Ленинграда. Так уж получилось: и она, и я — коренные петербуржцы, а познакомились за много тысяч километров от родного города. И произошло это совсем не в первые месяцы после приезда.

Вспоминается день, когда я впервые увидел блоковскую Кармен. Осенью 1967 года я шел набережной Мойки к Пряжке, к дому, где умер поэт. Это был любимый путь Александра Блока. От Невы, через Невский проспект- все удаляясь от центра — так не раз ходил он, поражаясь красоте своего родного города. Я шел, чтобы увидеть ту, чье имя обессмертил в стихах Блок, как Пушкин некогда Анну Керн.

Одно из самых первых произведений Сергея Есенина
. известное широкой публике под названием «Поет зима – аукает…». было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его поэт гораздо позже, так как считал это стихотворение по-детски наивным и лишенным сюжета. Тем не менее, образ зимы, который удалось воссоздать Есенину, получился настолько многогранным и запоминающимся, что сегодня это произведение является одним из ключевых в пейзажной лирике поэта.

Несмотря на то, что это стихотворение является одним из первых, написанных Сергеем Есениным. автор в нем осознанно применяет прием одушевления неживых предметов. Так, зиму он наделяет чертами властной и жестокой женщины, весна у него ассоциируется с юной девушкой. Даже воробьи, которых автор именует «пташками божьими», напоминают людей. Они спасаются от непогоды, ища защиты друг у друга и надеясь при этом на то, что смогут благополучно дожить до весны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: