Век революций
Неопределённость — подходящее слово для описания жизни рабочих в начале 19-го века. Она царила во всём. Неудивительно, что вскоре именно пролетариат стал авангардом социальных протестов. В Великобритании недовольство условиями труда и жизни после нескольких промышленных кризисов стало причиной движения чартистов.
Демонстрация чартистов в 1848 году. (wikipedia.org)
Помимо этого рабочие создавали организации для защиты своих прав — профсоюзы и тред-юнионы (в Англии). Недовольные часто прибегали к забастовкам и стачкам. Подобная активность привела к тому, что в 1847 году в Великобритании официально установили 10-часовой рабочий день.
В эпоху революций и создания национальных государств в Европе рабочие играли значительную роль. Так называемая «Весна народов» 1848−1849 гг. прошла не без их участия — многочисленные демонстрации показали всю серьёзность «рабочего вопроса» для правительственных кабинетов Старого Света. Так промышленный переворот породил новый социальный слой, кардинально изменивший политическую и социальную картину мира в 19-м веке и ставший одним из локомотивов истории уже в следующем столетии.
Либерализм
Либерализм строился на идеалистических основах эпохи Просвещения, когда человек виделся разумным и самостоятельным. Такая точка зрения позволила поставить его выше общества и превратить индивидуализм в главный идеологический посыл либерализма. Политически это выражалось в требовании личной свободы и отсутствии внешнего принуждения. Поэтому либералы выступали против абсолютного государства. Конституция, гражданские свободы, парламент, принцип разделения властей — все это было призвано защитить обычного человека от правительственного произвола.
В экономике либералы выступали за конкуренцию на рынке и свободную торговлю. Государство должно было играть роль «ночного сторожа» — организовывать безопасность и создавать условия для защиты частной собственности. Теоретиками этих взглядов выступали А. Смит и Д. Рикардо — классики политэкономии. На практике подобные принципы воплотили Р. Кобден и Дж. Брайт — лидеры «манчестерской школы» в Англии.
В социальном плане либерализм требовал равенства всех перед законом, а также ликвидации дворян и церкви. Либералы желали полной свободы личности во все сферах, руководствуясь принципом «единственное оправдание вмешательства в свободу действий любого человека — предотвращение вреда, который может быть нанесен другим» (Дж. С. Миллер «О свободе»).
Но при этом либералы первой половины XIX в. выступали против наделения политическими правами низших слоев общества. В их понимании только собственник мог влиять на политику. Потому либерализм был сложным и неоднозначным явлением. В первую очередь, он выражал интересы буржуазии, но мог находить поддержку среди дворянского сословия. Распространяясь на всю Европу, либерализм имел много региональных различий. В Британии он влиял на экономику и социальную сферу, во Франции критиковал Реставрацию, в Германии поднимал национальную проблему, а в Испании вообще превратился в революционную идеологию.
По мере демократизации либерализм претерпевал изменения. С расширением избирательного права он из общественного течения трансформировался в партию с четкой структурой. Пытаясь реагировать на социальные вопросы, столкнулся с конкуренцией со стороны социалистических и, отчасти, консервативных партий. Классический либерализм не имел необходимых положений в программе. Он исходил из «самопомощи» и возлагал ответственность за человеческую жизнь на самого человека. В итоге к концу XIX в. оказался в кризисе, а либеральные партии потеряли власть.
В начале XX в. появился неолиберализм. Он говорил о необходимости государственного вмешательства в экономику и общество, о социальной ответственности государства. Типичным примером такой политики стали либеральные кабинеты Великобритании 1906-1911 гг. Однако для классических либералов это был слишком резкий поворот. Рабочие же продолжили придерживаться в большей мере социалистической направленности. Кризис неолибералов усугублялся тем, что к этому времени большинство партий признали конституционализм и политические свободы.
Кто Я?
Единое Сознание есть всё. Это та непреложная истина, которая ранее была непосредственно доступна лишь немногим просветлённым, а в наступившей эпохе будет ключевой предпосылкой для человечества и станет определять характер отношений во всех сферах человеческой жизни. Глубокое и тотальное осознание того, что все люди являются лишь эманациями и временными воплощениями Единого Сознания, через которые это единое высшее «Я» воспринимает и проживает всё многообразие проявлений жизни, перевернёт буквально все социальные, экономические, политические и духовные процессы в человеческом обществе. Люди индиго, пробужденные, станут гегемоном общества новой эры.
Поэтому главной задачей Квантового Перехода является именно пробуждение индивидуального сознания каждого человека с последующим полным и безусловным отождествлением себя с Единым Сознанием Вселенной. Необходимо осознать себя Единым (или Абсолютом), который намеренно забыл свою суть, для того чтобы сыграть роль обычного человека и благодаря этому получить опыт соответствующих переживаний.
НАСТУПЛЕНИЕ НОВОЙ ЭРЫ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ПРИШЛО ВРЕМЯ ВСПОМНИТЬ СЕБЯ ИСТИННОГО И ПЕРЕЙТИ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ ЭВОЛЮЦИИ ОСОЗНАНИЯ, ЧТОБЫ С СОВЕРШЕННО ИНОЙ СТЕПЕНЬЮ ОСОЗНАННОСТИ УЧАСТВОВАТЬ В СОТВОРЕНИИ РЕАЛЬНОСТИ.
Суть пробуждения сознания заключается именно в этом — осознать свою истинную природу. Вспомнить, что ты есть не личность, не человек как объект, а само осознавание. Здесь осознавание подразумевается как процесс, как восприятие потока переживаний. Это именно то состояние, которое соответствует достижению просветления в буддийской практике.
Вспомнить себя истинного означает расстаться с иллюзией существования обособленной личности, «маленького «я» []. В высшем смысле «Я ЕСТЬ ВСЁ» означает осознать, что ты триедин: одновременно и ТО, что смотрит, и осознавание, и само пространство, в котором всё это происходит.
В подобном состоянии сознания знание всего обо всём не является паранормальной сверхспособностью и воспринимается чем-то совершенно логичным и естественным. Свободный доступ к истинным знаниям и любой информации — это не единственное, что ждёт пробудившуюся часть человечества. Как уже говорилось ранее, для людей, полноценно перешедших в новую эпоху, исчезнут привычные границы между жизнью и смертью, индивидуальное сознание начнёт непосредственно отождествлять себя с Единым Сознанием Вселенной, бесконечным и вечным. Впоследствии для полностью пробуждённых и перешедших на новый уровень восприятия будут естественны такие «сверхспособности» как левитация, телепортация, телекинез, материализация, свободная энергия, телепатия, мгновенное целительство и т. п. Подобные сиддхи будут активироваться у людей повсеместно. Вначале этот процесс будет носить точечный характер, но постепенно станет всеохватывающим. В реальности привычного мира всё сильнее начнут проступать черты новой эпохи, которые не удастся скрыть или не заметить. Происходящие повсюду и буквально на глазах «чудеса» невольно будут заставлять просыпаться и пересматривать картину мира, подталкивать к переосмыслению жизненных ценностей и активизации личностных изменений.
Квантовый Переход предоставляет ныне живущим людям поистине уникальные возможности. Для любого человека это своего рода трамплин, позволяющий пробудиться, осознать себя истинного и совершить скачок в эволюции сознания. Вибрации Квантового Перехода дают редкий шанс практически мгновенно (по вселенским меркам) подняться в своём развитии на «гребне идущей волны». Но эта же волна может и погрести под собой тех, кто тормозит в своей духовной эволюции. Происходящая глобальная трансформация автоматически не пробудит абсолютно всех людей. Образно выражаясь, Квантовый Переход создаст благоприятные «погодные условия» и «подготовит почву» для трансформации сознания, но чтобы «посеять семена» и взрастить осознанность, каждый человек должен приложить свои личные усилия.
Консерватизм
В исторической литературе существует несколько вариантов объяснения термина «консерватизм». Вот некоторые из них:
- консерватизм (от лат. conservo — «охраняю», «храню») — теория, практика, которая пытается совместить прогресс в обществе с сохранением традиционных ценностей — семьи, правопорядка, труда, морали, патриотизма, закона и тому подобное. В экономике консерватизм защищает принцип протекционизма;
- консерватизм — совокупность различных идейно-политических течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. Для консерватизма характерны: приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и норм, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного органического развития;
- консерватизм является философией стабильности как условия нормального функционирования общества, уважения традиций, связи поколений (поколений), подражания традиционным добродетелям и ценностям бытия;
- консерватизм, в отличие от либеральной или социалистической идеологии, никогда не был политическим учением, скорее, это склад ума, чувств, образ жизни.
Эдмунд Берк
Идеология консерватизма сформировалась как реакция на ужасы Французской революции (знаменитый памфлет Эдмунда Берка, 1790 г.). Кроме Берка, вклад в становление консерватизма сделали французский иезуит Жозеф де Местр (1753-1821), английский философ Томас Гоббс (1588-1679) и австрийский канцлер Элемент Меттерних (1773-1859).
Консерваторы стремились сохранить существующие традиционные формы власти, основы правления. При этом следует отметить и тот факт, что они не отрицали необходимости реформ, но не радикальных, а умеренных и постепенных. В целом консерватизм характеризовался следующими чертами: то, что можно не менять, менять не надо; мудрости предков и мудрости обычая нужно отдавать предпочтение перед индивидуальным самовольным решением и суждением; любые действия должны оцениваться не по немедленными последствиями, а с отдаленной перспективой.
Человек, по мнению консерваторов, несовершеннен, и поэтому существование идеального общественного порядка невозможно. Однако в правлении, опирающемся на традицию, всегда возможны, даже в несовершенном обществе, улучшение. Консервативные партии выступали за неизменность и укрепление главных «основ общества» — семьи, правопорядка. Они имели поддержку наиболее обеспеченных слоев общества — предпринимателей, землевладельцев, высшего чиновничества, а также части крестьянства.
Новая жизнь старых городов
Промышленная революция вызвала рост городов — индустриальных центров 19-го века. Бирмингем, Ньюкасл, Манчестер, Бат — они превратились в центры промышленной жизни Великобритании. К примеру, население первого увеличилось с 15 тыс. до 70 тыс. человек буквально за одно столетие. Французский индустриальный центр сложился примерно в то же время на северо-востоке и востоке страны.
Карта промышленной революции в Великобритании. (flickr.com)
В крупные города стекались люди со всей страны, что серьёзно меняло социальную картину, сложившуюся задолго до начало индустриального переворота. Сюда приходили крестьяне в поисках работы на фабриках. Стремительно богатела промышленная буржуазия, которая занимала теперь в социальной иерархии почти такое же место, что и наследственная аристократия. Это повлияло и на политическую обстановку — в Великобритании промышленники стали поддерживать вигов. Один из лидеров партии в 19-м веке, Джеймс Грэм, так отзывался о «новой аристократии»: «Общественное мнение страны находится в средних слоях общества, в том многочисленном классе, который ушёл от необходимости работать своими руками и от честолюбивых амбиций, и ныне использует преимущества свободного времени и несомненный интеллект, чтобы формировать здравое суждение, не искажённое чьими-то интересами и не ослеплённое страстью».
Изменился и облик городов. Если раньше дома органично вписывались в природный ландшафт и представляли собой скорее особняки, стоявшие чуть ближе друг к другу, чем в сельской местности, то теперь они строились почти вплотную и стремились вверх. Развитие железнодорожного транспорта позволило привозить строительные материалы из ранее труднодоступных мест. Новые районы старых городов мало отличались друг от друга.
Изменилась и атмосфера городов. Выбросы промышленных предприятий, расширение железнодорожных веток превращали воздух в смесь новых запахов, не всегда приятных. Видимость в городах, особенно ближе к вечеру, оставляла желать лучшего — не помогало даже освещение, появившееся в крупных центрах примерно в то же время. Вот что писал современник: «В добавление к туману ты вдыхаешь испарения от газа, свечей и ламп, горящих целый день. И ведь ты ещё только внутри дома. При выходе наружу, плывя неизвестно где, неизвестно куда и натыкаясь то на флягу, оставленную молочником, то на чьё-то хранилище угля, ты замечаешь, что всё видится непропорционально своему натуральному размеру».
Идеология победившей буржуазии
В результате промышленной революции главенствующее положение в обществе быстро переходило к представителям буржуазии. Чтобы оправдать свое право на власть, новая буржуазия должна была придумать идеологическое обоснование такого положения вещей. В этой идеологии не должно было быть места революциям бедняков, но зато максимум возможностей для обогащения людей предприимчивых.
Консерваторы и либералы: различия и общие черты
Во многом представители богатейшей буржуазии сходились во мнениях с представителями той части дворянства, что понимали необходимость управления по-новому. Эта группа сформировала движение консерваторов.
Консерваторы упирали на негативные проявления революции (террор, войны). По их мнению, ради того, чтобы этого избежать, следовало максимально сохранять уклад, существующий на данный момент, меняя его только в крайнем случае и очень медленно.
Идеи консерваторов отстаивали
- монархическую форму правления (хотя соглашались, что нужна конституционная, а не абсолютная монархия);
- сохранение традиционного семейного уклада, государственную поддержку церкви;
- осуществление изменений в обществе только путем постепенных реформ;
- категорический отказ от любых радикальных перемен;
- обязательное неравенство, обусловленное имущественными и личностными различиями между людьми.
Вместе с тем, консерваторы нового времени не настаивали на сословных привилегиях, признавали равенство перед законом, допускали участие граждан (ограниченное) в принятии государственных решений. Основателями консерватизма считаются австрийский канцлер К.Меттерних, английский политик Э.Бёрк и французский церковник Ж.де Местр
Та часть буржуазии, что активно пользовалась достижениями революции, не могла принять консерватизм. Новой революции здесь тоже не хотели, но мир видели измененным сильнее, чем этого хотелось консерваторам. Точку зрения передовой буржуазии отражали взгляды либералов.
- абсолютный приоритет права частной собственности и частной инициативы;
- уважение к правам человека, равенство всех перед законом;
- максимальное ограничение вмешательства государства в хозяйственные дела;
- приоритет интересов личности над интересами общества.
Либералы поддерживали участие общества в государственных делах, требовали отмены сословных привилегий. Однако имущественное неравенство их не волновало – они полагали его естественным результатом реализации права свободы личности. Учение либералов базировалось на теории английского просветителя Дж.Локка. Его развивал экономист А.Смит
Выдающимся либералом был английский политик В.Гладстон
Теория была популярной и известной. А.С.Пушкин указывал, что его Онегин «…бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита…»
Консерваторы и либералы обычно выступали политическими противниками. Но в их мировоззрении было немало общего. И те, и другие, отстаивали право частной собственности, выступали за экономическое неравенство, против революций и других радикальных перемен.
Оба учения существуют до сих пор, и играют заметную роль в мировой политической жизни. За прошедшее время они сильно изменились – консерваторы уже признают республиканскую форму правления, а либералы – необходимость минимальных социальных гарантий для бедняков.
Буржуазный республиканизм
Для реализации любой политической идеологии нужно государство. Средние века представляли его только монархией. В новом времени республика рассматривалась как допустимая и даже желательная форма правления. В этом вопросе консерваторы и либералы часто расходились во мнении.
Консерваторы выступали за монархию как основу «общественного порядка». Правда, их идеалом в XIX веке была английская ограниченная монархия. Абсолютную монархию поддерживали только в ряде государств (например, в России). А вот среди либералов единогласия не было.
Большинство из них соглашалось на конституционную монархию с существенным ограничением власти монарха. Однако многие либералы были сторонниками республиканской формы правления. Для них форма государственности не имела особого значения, так как они не были поклонниками традиций.
Соответственно, образовалось еще одно политическое направление – республиканизм. В него входили либералы и сторонники более левых идей. Для них первоочередной задачей было установление республики.
Рабочее движение
Отдельное направление составило в XIX веке и далее рабочее движение. Рабочие отличались от других небогатых людей тем, что не имели собственности. Поэтому и интересы у них были специфическими.
Причины и обстоятельства формирования рабочего движения
Существует целый ряд причин тому, что развитие рабочего движения в XIX веке стало важнейшим историческим и политическим фактором.
- Рабочих в результате промышленной революции стало много.
- Уровень жизни рабочих, очевидно, не соответствовал их общественной роли – они были бедны.
- Рабочие имели возможность организовываться – они сосредоточивались в крупных городах и на крупных предприятиях.
- Рабочие становились грамотными, получали доступ к информации о происходящем в мире (по телеграфу, с помощью газет). Так они узнавали о проблемах своих товарищей и перенимали их опыт.
- Грамотность позволяла рабочим знакомиться и с теориями освобождения труда.
Именно движение рабочего класса, а не добрая воля буржуазии, привело к появлению современной системы социальных гарантий для работающих (пенсий, отпусков, больничных, пособий по инвалидности).
Экономическая борьба рабочих
В первую очередь рабочие боролись за улучшение своей жизни. Они требовали повышения заработной платы, сокращения рабочего дня, отмены штрафов за провинности, улучшения условий труда. Это была экономическая составляющая борьбы рабочих. Главной ее формой была забастовка (стачка) – отказ выходить на работу, пока фабрикант не выполнит требований. Чаще всего рабочих вынуждали приступить к работе силой или голодом (фабрикант выдерживал денежные потери ради подавления движения), но бывали и успешные стачки.
Для защиты своих интересов рабочие объединялись в союзы по профессиям (в масштабах города, страны, иногда в международном). Союзы договаривались друг с другом о совместных действиях и выступали представителями рабочих при спорах с фабрикантами. Это движение получило название трейд-юнионистского (от англ. «trade union» – «профессиональный союз»).
Профсоюзы существуют и сейчас (в том числе в России) и занимаются тем же – защищают интересы работников определенной сферы.
Политическая составляющая рабочего движения
Но уже в середине XIX века некоторые рабочие деятели стали понимать, что удовлетворить экономические интересы рабочих нельзя без их участия в политической жизни. У этой идеи были противники (например, Прудон), но в основном рабочие стремились влиять на политику. Необходимость организовать международное рабочее движение в политической сфере лучше всего была аргументирована К.Марксом. Он принял участие и в создании первой в истории международной политической организации, защищающей права рабочих – I Интернационала (1864-1876).
Большинство деятелей революционного рабочего движения (и Маркс в том числе) признавали необходимость и политической, и экономической борьбы. Французский рабочий-переплетчик Луи-Эжен Варлен (1839-1871)
был создателем одного из первых во Франции профсоюзов, а также членом I Интернационала, республиканцем и революционером. А американский рабочий-железнодорожник Юджин Дебс (1855-1926)
был организатором и международного профсоюза, и рабочей политической партиив США; он 5 раз баллотировался от нее в президенты страны.
А вот Л.-О.Бланки вообще не признавал экономической борьбы, а только политическую.
От Европы деревенской к Европе городской
До начала промышленной революции жизнь Европы выглядела весьма пасторально — большую часть населения составляло крестьянство, занимавшееся земледелием, выращиванием крупного и мелкого рогатого скота. В городах уже появились мануфактуры, однако там использовался ручной труд, а численность ремесленников, занятых на этих производствах, была небольшой. Города представляли собой фактически большие деревни, где жители удовлетворяли свои нужды с помощью небольших придомовых огородов.
Амстердам в 17-м веке. (flickr.com)
Подавляющая часть населения европейских стран до начала промышленного переворота занималась сельским хозяйством: по подсчётам исследователей, в ведущих государствах Старого Света (прежде всего, во Франции и Великобритании) эта доля составляла 75−80%. Города оставались не очень большими — в самом крупном, Лондоне, к 1800 году проживали около 1 млн человек, тогда как в Париже в том же году численность населения составляла лишь около 600 тыс. человек. В 18-м веке там проживали, в основном, чиновники, ремесленники и лица, принадлежавшие к свободным профессиям.
Демографический бум начался уже в следующем столетии. Этому способствовало развитие медицины, улучшение уровня жизни населения по сравнению с предыдущими веками, разнообразие рациона. За весь 19-й век число европейцев увеличилось в 2,5 раза — с 188 млн до 458 млн человек, не считая тех, кто покинул пределы Европы в поисках лучшей жизни на других континентах.
Увеличение численности населения и промышленный переворот изменили социальную картину Европы почти до неузнаваемости. На протяжении всего 19-го века Старый Свет из сельского превратился в городской — уже в 1841 году сельским хозяйством, например, в Великобритании занималась лишь четверть населения, и это число падало: как благодаря увеличению производительности труда в деревнях, так и из-за нужды стремительно развивавшейся британской промышленности в свежих рабочих руках.
Социализм
Промышленный переворот привел к коренному изменению в социальной структуре европейского общества. Одной из самых многочисленных слоев общества становятся наемные рабочие, которые, в отличие от ремесленников и крестьян, не обладали средствами производства. Существуя только за счет продажи своей рабочей силы на рынке труда, наемные рабочие были постоянной жертвой цикличности рыночной экономики. Потеря работы означала потерю любых средств к существованию как для них самих, так и для их семей. Поэтому стремление обеспечить относительные гарантии своей социальной стабильности породило массовое рабочее движение, идеологией которого стал социализм (от франц. — «общественный») — учение о модели справедливого общества (термин «социализм» употреблялся с 1830-х годов.). Первые теоретические обоснования построения такого общества сделали британский философ Роберт Оуэн (1771-1858) и французские философы Шарль Фурье (1772-1837) и Клод Сен-Симон (1760-1825).
Социализм представлял собой совокупность теорий, которые утверждали не только желательность, но и возможность ликвидации буржуазных порядков и установления нового общества, где будет достигнуто социальное равенство людей. По вопросу о формах установления нового общества социалисты делились на сторонников мирного (реформаторского) и сторонников насильственного (революционного) путей. Несмотря на эти различия, общим для создателей социализма было глубокое идейное убеждение, незыблемая вера в светлое будущее человечества.
Социалисты стремились к замене буржуазного общества новым обществом социальной справедливости — социализмом, в котором будет ликвидирована частная собственность на средства производства и его результаты, где власть будет принадлежать трудящимся и будет действовать принцип «от каждого по способностям и каждому — по труду». Социальной опорой социалистов были наемные рабочие, сельский пролетариат, радикально настроенная молодежь и интеллигенция, часть служащих.
Национальные особенности эпохи Просвещения
Античная философия и философия ренессанса лежат в основании идеологии просвещения. Вообще Просвещение принято рассматривать по странам – Англия, Германия, Франция – и соответственно по национальным особенностям. Начало формирования идеологии просвещения обнаруживают в Англии.
Специфику английского просветительства видят в лояльном отношении как к церкви, так и к государству. Это было вызвано тем, что уже к началу $XVII$ века в стране была парламентская монархия, а значит и демократическая борьба политических течений и партий, религиозная политика же церкви была гибкой, т.е. она не стояла в оппозиции к просвещению и поддерживала их лозунги.
Кроме того, именно с Англией связывают зарождение прагматизма, по-другому философии выгоды, культом которой были деньги.
Замечание 3
Джон Локк считается идеологом английского просвещения, так как в своей основной работе «Опыт о человеческом разумении» он провозглашает основные неотчуждаемые права человека – жизнь, свободу, собственность.
Французская идеология просветительства играла особую роль в духовной жизни Европы $XVIII$ века – Франция была эталоном, всему французскому подражала все европейские государства.
Спецификой французского просветительства, основными представителями которого были Монтескье, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Д. Дидро, считается его политический радикализм, выражавшийся в антифеодализме, антиабсолютизме, оппозиционности существующему строю.
Замечание 4
Наиболее радикальной формой радикализма был руссоизм, проявлявшийся в подчинении личности общественным целям и отказом от различных форм государственности.
Спецификой просветительства Германии считается католическое просвещение. В отличие от других стран, в которых борцы с церковью выходили из нее, в этой стране стремились исправить ее изнутри.
Идеологом немецкого просвещения был Эммануил Кант, ученые и философ, который в своей основной работе «Критика чистого разума», поставив знаменитые три вопроса:
- Что я могу знать? (метафизика),
- Что я должен делать? (мораль),
- На что я могу надеяться? (религия),
определив духовные проблемы человека.
Замечание 5
Ученый утверждал, что ценность знания определяется тем, насколько они помогают человеку стать человечнее. Мораль учит распознавать добро и зло, а совесть – это способность самоконтроля.
Общие замечания
Эпоха просвещения, которую еще называют «веком разума» и «золотым веком утопии», уложилась всего в 100 лет. В других приведенных обозначениях описываемого времени отражаются основные его черты. Эта эпоха по праву считается одной из самых ярких, наряду с Возрождением, В Европе по развитию философии и духовной культуры.
Замечание 1
Просветители провозглашали главенство разума в деле изучения окружающего мира. Наука выходила на первое место и становилась не только прерогативой узкого научного сообщества, но и остальных людей.
Еще одной особенностью идеологии Просвещения являлся деизм, т.е. представление о боге как великом механике и о мире как об огромном механизме, т.е. господь создал вселенную, а потом она начала развиваться по законам, которые вполне поддаются изучению.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
И третья особенность идеологии – это главенство воспитания и образования в формировании человека. Просветители считали, что только среда формирует человека, поэтому изменив среду и сделав образование воспитывающих гуманистов, можно через два поколения строить идеальное общество.
Замечание 2
Итак, равенство всех перед законом, победа разума и исторический оптимизм – это основные идеологические особенности эпохи просвещения.
Заключение
Исследовав политическую мысль Нового времени, можно прийти к выводу, что эти теории оказали существенное влияние на последующее развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского «юридического мировоззрения». Политические идеи Нового времени нашли отражение и в современном политическом устройстве цивилизованных государств, такой идеей можно считать теорию разделения властей.
Западноевропейские мыслители XVII в. отразили в своих трудах процессы распада феодальных и зарождения капиталистических общественных отношений, экономическую и политическую борьбу класса феодалов и нарождавшейся буржуазии. Они пытались осмыслить широкий круг проблем политической жизни современного им общества, прежде всего политических отношений указанных классов, сущность и назначение различных политических институтов. При этом их взгляды базировались на определенных теоретических и методологических основаниях, в качестве которых выступали теории естественного права и общественного договора.
Основоположникам «классического» варианта теории разделения властей в политологической литературе называют Джона Локка. Хотя Джон Локк не выделял отдельно судебную власть и разделял власти лишь на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), подчинил все власти законодательным органам, поскольку, «тот выше, кто может подписывать законы». Судебную власть Локк считал элементом исполнительной власти. Отсюда следует вывод, что уже тогда зародилась современная модель разделения власти.