Средства художественной выразительности
В стихотворении используется множество эпитетов: «венец терновый, увитый лаврами», «напрасной жаждой мщенья», «звуки чудных песен», «коварный шёпот насмешливых надежд», «свет завистливый и душный», «поэта праведная кровь».
Язык произведения богат сравнениями: «угас, как светоч, дивный гений», «подобный сотням беглецов, на ловлю счастья и чинов»…
Встречаются метафорические иносказания-символы: увитый лаврами венец терновый (похвалы, приправленные желчью), «приют его угрюм и тесен» (могила), «на устах его печать» (безмолвие смерти).
Основной приём, на котором выстраивается конфликт – это антитеза: «дивный гений – убийца хладнокровный», «вашей чёрной кровью поэта праведную кровь».
Эмоциональное напряжение передают аллитерации: «р», «п», «ч». Они напоминают резкий звук пистолетного выстрела.
Ассонансы с «а», «о», «э», «у», «и» соответствуют скорбному плачу, неудержимому рыданию, безысходной тоске и гневу автора.
Темы, проблемы и настроение
Трагическая судьба поэта в обществе – основная тема этого произведения Лермонтова «Смерть поэта». Образ поэта уже приравнивается здесь к образу Иисуса, о чем свидетельствуют уже вышеупомянутые венки и антитеза «праведной» крови и «чёрной». Дар поэта имеет божественный источник, поэтому убийство божьего посланника автор трактовал на библейский лад, ведь люди снова подняли руку на того, кто нес им свет, добро и справедливость. Лермонтов показывает, что в смерти творца есть вина не только Дантеса, но и всего светского общества, которое потешалось над ним.
Тема поэта и поэзии . Лермонтов подмечает в Пушкине и благородство, и свет его души, и его любовь к правде и справедливости
Он высоко ставит поэта над толпой и обозначает место Пушкина в русской культуре, говоря о том, что его смерть — это потеря национального масштаба.
Тема русской культуры тоже становится важной частью стихотворения. Лермонтов делает акцент на то, что убийца был иностранцем, и не мог понять, как важен был Пушкин для развития русской словесности.
Ближе к середине стихотворения появляется основная проблема в стихотворении «Смерть поэта» – жестокость людей, жестокость толпы
Поэта обманывают и используют, а пожар его души лишь развлекает зевак. Никто из них понимает, что Россия потеряла в лице Пушкина.
Проблема справедливости тоже взволновала автора. Он уже не надеется на земной суд, но возлагает надежду на то, что Бог покарает тех, кто в ответе за гибель поэта.
Настроение стихотворения «Смерть поэта» торжественное и мрачное, особенно в последней строфе, где автор предрекает наказание для губителей и мучителей поэта.
Композиция, построение стиха
В этом стихотворении присутствует несколько героев:
- погибший поэт,
- те, кто злобно гнал смелый дар поэта,
- его непосредственный убийца.
Читатель знает, что эти герои не абстрактные, не вымышленные, а вполне реальные, исторические личности: поэт Александр Сергеевич Пушкин, его убийца – Жорж Дантес. А те, кто гнал свободный смелый дар – император, шеф жандармов и Главный начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, и другие приближенные к императору лица.
По композиции стихотворение делится на отдельные части, которые переплетаются между собой:
- 1 часть посвящается непосредственно погибшему поэту. Лермонтов рассказывает, в каких условиях оказался Пушкин и почему он погиб.
- 2 часть обращена к людям, которые стали косвенными или прямыми виновниками его гибели.
- 3 часть закольцовывает первую. По сути, эти 11 строчек – конец первой части.
- 4-я часть должна была стать заключительной. Но Лермонтов дописал стихотворение.
- 5 часть – это те самые 16 последних строк, в которых он обращается опять к палачам свободы, гения и славы. Этими строками он обличает виновных в гибели Пушкина и напоминает о Божьем суде.
Основная часть стихотворения написана четырехстопным ямбом и перекрестной рифмовкой. В последних 16 строках поэт, столь щепетильный к ритмике своих стихотворных произведений, допустил некоторую вольность. В стихах встречаются и пяти-шестистопные строки. Рифма сохраняется перекрестная, с чередованием женских и мужских рифм.
Возможно, эти строки были действительно написаны в эмоциональном порыве, он не особенно задумывался о правильности стихов, и не собирался их никому показывать. В объяснительной записке по поводу этого произведения Лермонтов писал:
Эти строки, кстати говоря, служат ответом на высказывания тех, кто приписывает последние 16 строк не Лермонтову, а неизвестному автору.
Система образов
Образы стихотворения построены через оппозицию «поэт-чернь», «поэт – его убийцы». Его «праведная кровь» противопоставлена «чёрной крови» злоумышленников.
Лермонтов обвиняет в случившемся не одного только Дантеса, а всё светское общество во главе с императором. Мир искусства для поэта выше мира земных ценностей.
Образ Дантеса окутан зимним холодом: «Его убийца хладнокровно навёл удар», «Не мог он знать в тот миг кровавый, // На что он руку подымал…».
На фоне этого чужого для России, пустого, ничего не значащего человека Пушкин выглядит как святой, принимающий терновый венец страдания. В его лице русская культура лишается своего средоточия, своего творца. Но этой гибелью преодолевается сама смерть, ведь поэзия Пушкина бессмертна.
Главная идея стихотворения
Идейный смысл бессмертного произведения Лермонтова «Смерть поэта» заключается в протесте автора сложившейся общественной позиции, покрывающей преступника и безразличной к утрате литературного гения. Гибель Пушкина, как противника застоялым взглядам богатого общества, Лермонтов соединяет с восстанием против устаревших взглядов на миропонимание и происхождение человека.
В своем творении «Смерть поэта» Лермонтов темой и движущей силой общества считает богатые устои приближенных к государю лиц. Восставшего против такого неправильного понимания мира Пушкина общество игнорировало и избегало. Постигшее одиночество и нелепая смерть талантливого человека поджигает внутренний огонь противостояния и защиты в душе молодого Лермонтова. Михаил Юрьевич понимает, что противостоять одному против целого общественного уклада довольно сложно, но Пушкин осмелился и не убоялся гнева высокопоставленных чинов. Этим стихотворением Лермонтов показывает виновность общества в смерти поэта.
Жанр, направление, размер
Лермонтов не просто делится своими впечатлениями с читателями и выступает в роли еще одного рассказчика о том, как погиб Пушкин. Вся драматичность произведения ясно наводит на мысль о том, что жанром «Смерти поэта» является элегия. Однако, помимо трагичности, мы можем заметить сарказм и сатиру, казалось бы, абсолютно неуместные в данном тексте. Вникая в строки Лермонтова, можно разглядеть его отношение не только к жертве злой молвы, но и к общественности, и все становится на свои места: в «Смерти поэта» автор сочетает несочетаемое – скорбь и злую иронию, иными словами, элегию и сатиру.
В основном, Лермонтов – представитель романтизма. Возможно, некоторых читателей вопрос о направлении стихотворения поставит в ступор, мол, это же написано о реальном событии, и автор выражает свое реальное отношение к данной ситуации, стало быть, реализм? Несмотря на это, все-таки «Смерть поэта» так же написано в рамках романтизма. Это нам ясно подсказывает бунт автора, его выражение эмоций и попытка встать против всех, так же, как и в его стихотворении вставал против всех Пушкин. Кроме того, основные черты данного направления – это стремление к свободе творчества и расхождение между мечтой и действительностью. Как Пушкин, великий поэт, вечно порывающийся к Свободе, «пал оклеветанной молвой», так и Лермонтов был сослан на Кавказ за свой творческий энтузиазм, а мечты стать великими литераторами, хоть и исполняются, но все же ударяются об жестокую реальность: непонимание со стороны окружающих.
Раз мы говорим о форме произведения, нельзя не затронуть вопрос о размере стихотворения. Свой талант не только литературный, но и ораторский, Лермонтов выразил в четырехстопном ямбе.
Тема
Ведущей темой стихотворение является безвременная утрата великого гения, масштабы которой невозможно постичь. Не только талант, но и доброе сердце, благородство, доверчивость и веру в людей, которой отличался Пушкин, воспевает поэт. Строфа, посвящённая Дантесу, несёт однозначный упрёк в его низости и пренебрежении культурой неродной для него России: “Смеясь он дерзко презирал чужой земли язык и нравы
“. Заброшенный в Россию “на ловлю денег и чинов
“, человек с “пустым сердцем
“, даже не представлял, с кем он собирался драться…”не мог понять в сей миг кровавый, на что̀ он руку поднимал!”
.
Трагическая случайность, недостойное поведение в отношении человека, который несмотря на свои слабости, был великим гением – всё это не оправдывает Дантеса. Он – не виновник, а лишь – орудие в руках интриганов и завистников. Не в первый раз Пушкин встаёт против общества, ему не привыкать к одиночеству, но такой трагедии не ожидал никто: это слишком жестокая цена. Лирический герой потерян, он не верит в случившееся, повторяет факт гибели несколько раз, как бы пытаясь поверить в происходящее, принять его. В последней строфе поэт открыто говорит о невозможности справедливого суда, и верит в высший неподкупный суд, на котором убийцы и клеветники получат сполна.
Главная мысль – жестокость людей способна на чудовищные ошибки, исправить которые, к сожалению, невозможно. Образ Пушкина приравнивается к образу Иисуса Христа, который также безвинно страдал при жизни и был убит. Идея произведения – показать, что великий поэт погиб не только из-за дуэли, в его гибели виновато всё общество.