Миф древнего египта — миф о сотворении земли

Миф о сотворении земли» читательский дневник краткое содержание главные герои главная мысль - маг fose (борис шабрин) - помощь экстрасенса

Славянские мифы

Москва : Издательство «Э». 2016. — 96 с.:  ил.

(Мифы и легенды народов мира).

ISBN 97S-5-699-840S0-9

Славянские мифы — Содержание

  • Введение
  • Божества древних славян
  • Сотворение мира
  • Как появились месяц и звезды
  • Как Сварог превратил женщин в камни
  • Как Чернобог хотел подчинить Вселенную
  • Как Белее запер подземные воды
  • Как Белес воровал небесных коров
  • Сказание о Дажьбоге, Кощее и Морене
  • Сказание о волшебном ландыше
  • Сказание о самом длинном дне в году
  • Как Жива вызволила Дажьбога из плена
  • Как Девана сражалась за трон Сварога
  • Сказание о Деване и Симаргле
  • Сказание о Леле и Огненном Волхе
  • Сказание о палице Перуна
  • Миф об огне-Сварожиче
  • Сказание о Стрибоге и княжеской дружине
  • Сказание о Матери Сыра Земля и Яриле
  • Сказание о раненом охотнике
  • Как Месяц похитил жену Хорса
  • Сказание о Симаргле и берегинях
  • Сказание о Карачуне
  • Сказание о Костроме и Купале
  • Как появились болота
  • Легенда о мельнике и баннике
  • Легенда о мельнике и лешем
  • Список славянских богов

Славянские мифы — Введение

Долго люди поклонялись богам неба и земли, приносили им жертвы, но про владыку подземного мира Велеса совсем забыли. И зарос идол Велеса-Змея высокой травой, а угли в священном костре, куда приносили ему раньше жертвы, совсем остыли).

Разгневался Велес-Змей на людей, запер на замки родники и колодцы. Завяла тогда трава на пастбищах и начал болеть скот. Стали люди возносить молитвы богам: один из родов даже покинул селение и отправился в лесное капище, чтобы просить Перуна послать на землю дождь. Увидел это ворон, спустился на дерево рядом с капищем и выслушал людские молитвы. После взмахнул крыльями и взметнулся ввысь, чтобы достичь Ирия, обиталища богов на небе. Прилетел ворон в чертог Перуна и поведал ему о людских бедах.

Прогневался Перун на Велеса и воскликнул: — Негоже Велесу подземные воды на могучие замки запирать, негоже землю сушью сушить! И взял Перун лук со стрелами, вскочил на белоснежного коня с золотой упряжью и помчался по небу. Велес-Змей в это время прохаживался по иссушенной земле, радуясь, что наказал людей. Вдруг заметил Велес летящего по небу Перуна, обернулся змеем, чтобы спрятаться в подземную пещеру, да не успел. Разгневанный Перун ловким движением извлек стрелу из золотого колчана и метко пустил ее в змея. Ударила стрела-молния рядом с его хвостом.

Попытался Велес-Змей спрятаться в огромное дупло старого раскидистого дуба, но Перун опередил его, пустив огненную стрелу с небес, — вспыхнуло тотчас дерево огнем. Тогда Велес-Змей спрятался под камень, но стрела-молния Перуна расколола камень на маленькие кусочки. И куда бы ни скрывался Велес-Змей, везде его настигали Перуновы стрелы-молнии. Наконец выдохся злодей, поняв, что не может тягаться с самим громовержцем, и взмолился о пощаде: — Помилуй меня. Перун! Все места укромные, где замки на подземные воды навесил, укажу! Смягчил гнев Перун, опустил лук с огненными стрелами.

— Показывай, коли так! — воскликнул он. — И после отправляйся в свой подземный мир. чтобы я тебя здесь больше не видел! Испугался Велес-Змей гнева Перунова. Показал все замки. Да вот беда: потерял он ключи, которыми их запирал, пока от бога-громовержца старался укрыться. Тогда Перун разбил своей палицей замки на подземных водах- Хлынули они в родники, реки, озера и колодцы, и пролился на землю дождь. А Велес-Змей уполз в подземный мир. Люди после этого больше не забывали приносить жертвы Велесу-Змею и почитать его, как и других богов.

«Война Богов» в легендах ацтеков

Когда-то, на 13 небе возникло божество Ометеотль. Появившиеся первыми после него 4 бога были и самыми сильными. Именно они создали землю и воду, огонь, а также календарь. Красный Тескатлипока стал Солнцем, а другие боги сделали гигантов. Тогда Солнце не двигалось по небу и быстро темнело. Тогда Кецалькоатль ударил этого бога своим посохом, тот слетел в воду, стал огромным тигром и съел всех. Сам Кецалькоатль стал светилом, вновь появились люди. Но Тескатлипока уничтожил Солнце. Ветер унес все, почти все люди погибли, а оставшиеся стали обезьянами. Потом Солнцем был Тлалока, но с неба обрушился лед и пламя. Почти все люди умерли, а выжившие стали птицами. Позже Солнцем была Чальчиуитликуэ, начались затяжные дожди, был потоп. Люди, оставшиеся в живых, обернулись в рыб. Вскоре боги создали новых людей.

Славянские мифы о земле

В славянских  мифах о рождении мира повествуется о том, как была создана земля и как на ней заселились люди.

Существует несколько легенд:

  1. Один миф рассказывает о трех золотых яйцах, подземном мире и царевне. Герой спускается в мир мертвых, который называют мертвым, затем переходит в золотое и серебряное царство. В золотом он встречает царевну и та дает ему 3 яйца (олицетворение жизни). Затем герой возвращается в мир живых и разбрасывает яйца по трем сторонам света. Появляются три царства.
  2. Другой миф повествует о том, что сначала существовал только безбрежный океан. Над океаном летала утка и уронила яйцо, которое раскрылось и породило мир. Внизу образовалась твердь земли, а вверху — небосвод.
  3. В третьем мифе рассказывается о о борьбе змеи с героем за золотое яйцо. Добрый молодец одержал победу и разбил яйцо — образовалось три царствия: земное, небесное и темное царствие мертвых.

В скандинавской мифологии

В эру раннюю, Имира время,ни песка, ни моря, ни плеска волн,не было земли, и неба не было;лишь щель без травы щерилась бездной.Пока Бора сыны не подняли почву,Мидгард стали ставить прекрасный.

Прорицание вёльвы. Стихи 3–4

Создание Вселенной из ничего — точнее, из Гиннунгагап, что значит «провал, пустота» — непростая задача. От богов-творцов требовались изобретательность и планирование, а также материалы для сотворения мира. Иудейско-христианский Бог создает его актом речи — Словом, Логосом. Когда Он произносит: «Да будет свет», является свет, и слова Его определяют весь дальнейший процесс творения. В других мифах о сотворении мира его порождает женское божество; Небо и Земля сходятся, и все сущее рождается из их союза. В Скандинавии существовало как минимум три мифа о творении; каждый предлагал свой вариант развития событий.

Процитированная выше версия рассказывает, как сыновья Бора (Один и его братья Вили и Ве) подняли землю из Гиннунгагап. В следующих строках «Прорицания вёльвы» ростки зеленого лука (особой, волшебной травы) начали поднимать скалистое основание, тем самым сотворив мир.

Предлагая свой вариант, основанный на средневековых научных теориях/представлениях, Снорри объясняет эту историю соединением противоположных начал. Он говорит, что Гиннунгагап — место, лежащее к северу, заполненная льдом пропасть, из которой вытекает река Эливагар — ядовитый поток, быстро застывающий в виде глыб льда. Область огня, Муспелльсхейм, — владения огненного великана Сурта — находится на юге. И когда искры оттуда долетают до льдов Гиннунгагап, те начинают таять, и жизнь, рожденная из союза жара и сухости огня с холодом и влагой льда, обретает форму человека. Его зовут Аургельмир или Имир, и он стал прародителем инеистых (ледяных) великанов. Пока Имир спал, он потел, и из его подмышек появились мужчина и женщина. Его ступни тоже произвели на свет потомство. То были первые инеистые великаны.

Из приведенного отрывка неясно, вызывали ли сыновья Бора землю из глубин силой слова или ныряли за ней и поднимали. Но древнескандинавская традиция предлагает еще один метод творения: через насилие и расчленение. Сыновья Бора наложили руки на первовеликана Имира, убили его и использовали части тела для создания разных элементов мира; так говорится в «Речах Гримнира».

Боги создали землю из Имира тела, шумящее море из крови его;из волос его лес, из костей его горы, из черепа — неба лучистую твердь.Из ресниц его мудрые боги сумели Мидгард создать для людей.Из мозгов грозовые зловещие тучи появились по воле богов.

Речи Гримнира. Стихи 40–41

Мир, в котором жили люди (Мидгард, или «срединное жилье/ поселение»), был создан из тела убитого существа, с применением насилия, в творческом акте одними мужскими божествами. Древнескандинавские мифы изложены с точки зрения асов, причем именно богов, а не богинь; в рассказе о сотворении мира эти боги присваивают себе функцию продолжения рода, плодородие и способность вскармливать, обычно свойственные женщинам. В отличие от последних, боги не создают материал для творения из своих тел, а берут тот, что могут найти. Вплетая агрессию в ткань бытия, в структуру Вселенной, боги утверждают ее как норму для себя и людей. Неизвестно, можно ли считать эту версию истории творения более древней, или она — культурный продукт воинственной эпохи: раннего железного века либо эпохи викингов

Вероятно, очень важно, что самый миролюбивый (хотя тоже чисто мужской) акт творения представлен как подъем земли из бездны в «Прорицании вёльвы» — песни, которая, по современным оценкам, сложилась позже, примерно около 1000 года и несет в себе влияние христианских идей, проникавших тогда в мифологическое мышление северян

Из книги «Скандинавские мифы»

Славянские мифы читательский дневник пример заполнения

К читателю

Уважаемый читатель! Ты держишь в руках уникальную книгу, посвященную мифам и преданиям древних славян. Этот труд стал возможен благодаря уже имеющимся пересказам летописей, а также русского, польского и чешского фольклора. Однако эти пересказы, в большинстве случаев, устарели или изначально не ставили цель поведать во всей полноте о персонажах отечественного Олимпа.

Откровенно говоря, до сих пор не существует обобщающего свода славянских языческих преданий, подобного справочнику Н. Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Те же, что уже во множестве вышли в разных издательствах, оказывались неполными или чересчур фантастическими, авторскими.

Любопытствующему читателю в буквальном смысле приходится перерывать интернет-библиотеки, по крупицам выуживая драгоценные образы, имена, сюжеты из сотен зубодробительных научных трактатов, сказок, былин. Зачастую сделать это, не имея специального исторического или филологического образования, вообще невозможно. Автор надеется, что его труд в значительной мере решит обозначенную проблему.

В чем заключается своеобразие повествований о славянских богах? Славянские боги – грозны, сластолюбивы, коварны, но отходчивы. Они не столько пытаются выяснить отношения между собой, сколько «достроить» созданный мир. Следование общим законам мироздания, в конечном счете, для них превыше родовых склок.

Сюжеты славянских мифов, во многом совпадающие, даже в деталях, с сюжетами эллинских, германских и кельтских легенд, отличаются большей непосредственностью, открытостью, пластичностью: боги и богини знают радость созидания, горе потерь, но их воинственность, щедрость и алчность не беспредельны. Суровой оценке подлежит все, даже дела и судьбы небожителей. И только готовность жертвовать собой, а отнюдь не древность рода или сверхъестественное могущество, возвышает славянских богов над простыми смертными, их неразумными «внуками».

Вопреки сложившемуся мнению, духовное наследие предков славян уходит гораздо дальше времен принятия христианства. Неправильно думать, что до крещения славяне были кровожадными варварами. Из источников известно, что у них имелась даже своя письменность: черты и резы. Возможно, некоторые буквы в алфавите, созданном Кириллом и Мефодием, были заимствованы из славянских священных азбук.

Как справедливо пишет Л. Прозоров в заключение своей замечательной книги «Мы держим небо. Правда о русских богатырях», настоящий мир предков не имеет ничего общего с «дурашливой балаганно-лубочной, сарафанно-кафтанной, частушечно-балалаечной «русачестью», над которой так любят хихикать наши западники и на которую молятся многие горе-патриоты». В мифах и преданиях древних славян «не меньше драматизма, не меньше подвигов и трагедий, чем в легендах эллинов или суровых сказаниях скандинавов, не меньше красоты, благородства и мудрости, чем в легендах Круглого стола короля Артура».

За каждым словом славянского мифа, эпического сказания скрывается глубокий смысл. «Разрывчатый лук» при спускании тетивы издает резкий звук – стрела, устремляясь к цели, буквально «разрывает» воздух. «Меч-кладенец» не выковывается в кузнице, а добывается или переходит по наследству. Славянские персонажи поэтичны, многомерны. Они как бы пронизывают собой пространство. Часто сложно отделить в них божественное от человеческого или наоборот. Им чужды сословная и племенная замкнутость, пустое самодовольство.

И еще, завершая вступительную речь и передавая ее вещему певцу Бояну, хотелось сказать, что если христианство дало славянам возможность вплотную соприкоснуться с культурой древних восточных народов и эллинов, возвыситься до мирового уровня, то, несомненно, изначальные черты их духовности зародились еще в языческую эпоху.

Пословицы

Славянские мифические существа – обитатели лесов

С лесом у древних славян было связано несколько персонажей. Главными из них были водяной и леший. С появлением на Руси христианства им стали приписывать исключительно отрицательные черты, делая демоническими существами.

Леший – хозяин леса. Называли его еще лесовиком и лесным духом. Он бережно охраняет лес и его обитателей. С хорошим человеком отношения нейтральные – леший его не трогает, и может даже прийти на помощь – вывести из леса, если тот заблудился. К плохим людям отношение отрицательное. Их лесной хозяин наказывает: заставляет плутать и может защекотать до смерти.

Перед людьми леший предстает в разных обличьях: человеческих, растительных, животных. У древних славян отношение к нему было двойственным – лешего почитали и одновременно боялись. Считалось, что пастухам и охотникам нужно было заключать с ним сделку, иначе леший мог похитить скотину или даже человека.

Водяной – дух, обитающий в водоемах. Его представляли в виде старика с рыбьим хвостом, бородой и усами. Может принимать облик рыбы, птицы, прикинуться бревном или утопленником. Особенно опасен во время больших праздников. Водяной любит селиться в омутах, под мельницами и шлюзами, в полыньях. У него есть стада, состоящие из рыб. К человеку враждебен, всегда старается утащить под воду того, кто пришел купаться в неурочное время (полдень, полночь и после заката). Любимой рыбой у водяного является сом, на котором он катается, как на лошади.

Были и другие, низшие существа, например, лесной дух. В славянских мифах он назывался Аукой. Он никогда не спит. Живет в избушке в самой чащобе леса, где всегда есть запас талой воды. Особое раздолье для Ауки наступает зимой, когда лешие засыпают. Лесной дух враждебен по отношению к человеку – будет пытаться завести случайного путника в бурелом или заставит кружить до тех пор, пока тот не устанет.

Берегиня – этот мифических женский персонаж имеет неясную функцию. По наиболее распространенной версии, это лесное божество, оберегающее деревья и растения. Но также древние славяне считали берегинь русалками. Их священное дерево – это береза, которая очень почиталась в народе.

Боровик – еще один лесной дух в славянской мифологии. Внешне выглядит как огромный медведь. Отличить его от настоящего зверя можно по отсутствию хвоста. В подчинении у него находятся боровички – хозяева грибов, похожие на маленьких старичков.

Кикимора болотная – еще один колоритный персонаж славянской мифологии. Людей не любит, но не будет трогать до тех пор, пока путники ведут себя в лесу тихо. Если они шумят и вредят растениям или животным, кикимора может заставить плутать их по болоту. Очень скрытная, крайне редко показывается на глаза.

Болотник – ошибкой будет путать его с водяным. Болото у древних славян всегда считалось местом, где обитает нечистая сила. Болотника представляли страшным существом. Это или неподвижный безглазый толстяк, покрытый слоем водорослей, ила, улиток, или высокий человек с длинным руками, заросший грязно-серой шерстью. Менять свой облик он не умеет. Представляет большую опасность для человека или животного, попавшего на болото. Он хватает жертву, застрявшую в трясине, за ноги и утаскивает на дно. Уничтожить болотника можно только одним способом – осушив его болото.

Космогония[]

Каждый из различных рассказов о сотворении мира был связан с культом определенного бога в одном из крупных городов Египта: Гермополисе, Гелиополисе, Мемфисе и Фивах. В какой-то степени эти мифы представляют собой конкурирующие теологии, но они также представляют различные аспекты процесса творения.

Гермополис

Миф о сотворении мира, распространенный в городе Гермополисе, был посвящен природе вселенной до сотворения мира. Присущие первобытным водам качества были представлены набором из восьми богов, называемых Огдоад. Богиня Наунет и ее мужской двойник Ну олицетворяли инертную первобытную воду; Хах и его двойник Хаухет олицетворяли бесконечную протяженность воды; Кек и Каукет олицетворяли тьму, присутствующую в ней; Амун и Амаунет представляли его скрытую и непознаваемую природу, в отличие от материального мира живых. Первобытные воды сами были частью процесса творения, поэтому божества, представляющие их, могли рассматриваться как боги-творцы. Согласно мифу, восемь богов первоначально были разделены на мужскую и женскую группы. Они символически изображались как водные существа, потому что обитали в воде: самцы были представлены в виде лягушек, а самки — в виде змей. Эти две группы в конечном итоге сошлись, что привело к великому перевороту, который произвел пирамидальный курган. Из него вышло солнце, которое поднялось в небо, чтобы осветить мир.

Гелиополис

В Гелиополисе сотворение мира приписывалось Атуму, божеству, тесно связанному с Ра, который, как говорили, существовал в водах Ну как инертное потенциальное существо. Атум был самопорожденным богом, источником всех элементов и сил в мире, и гелиопольский миф описывал процесс, посредством которого он «эволюционировал» из единого существа в эту множественность элементов. Процесс начался, когда на кургане появился Атум и породил бога воздуха Шу и его сестру Тефнут, чье существование представляло собой появление пустого пространства среди вод Чтобы объяснить, как Атум сделал это, миф использует метафору мастурбации, причем рука, которую он использовал в этом акте, представляет собой женское начало, присущее ему. Говорят также, что он «чихнул» и «плюнул», чтобы произвести Шу и Тефнут, метафору, которая возникла из каламбуров на их имена. Затем Шу и Тефнут объединились, чтобы произвести бога земли Геба и богиню неба Нут, которые определили границы мира. Геб и Нут, в свою очередь, породили четырех детей, которые представляли силы жизни: Осириса, бога плодородия и возрождения; Исиду, богиню материнства; Сета, бога хаоса; и Нефтида, богиня защиты. Таким образом, миф представлял процесс, благодаря которому жизнь стала возможной. Эти девять богов были теологически сгруппированы как Эннеада, но восемь меньших богов и все остальное в мире в конечном счете рассматривались как продолжение Атума.

Мемфис

Мемфитская версия творения была сосредоточена на Птахе, который был богом-покровителем ремесленников. Таким образом, он представлял способность ремесленника представить готовый продукт и сформировать сырье для создания этого продукта. Мемфитское богословие утверждало, что Птах сотворил мир подобным образом. Это, в отличие от других египетских творений, было не физическим, а интеллектуальным творением Словом и Разумом Бога. Идеи, развивавшиеся в сердце Птаха (которое египтяне считали вместилищем человеческой мысли), обрели форму, когда он назвал их своим языком. Произнося эти имена, Птах создавал богов и все остальное.

Миф о сотворении мира в Мемфисе сосуществовал с мифом о Гелиополе, поскольку считалось, что творческая мысль и речь Птаха вызвали образование Атума и Эннеады. Птаха также ассоциировали с Татьененом, богом, олицетворявшим пирамидальный курган.

Фивы

Фиванская теология утверждала, что Амон был не просто членом Огдоада, но скрытой силой, стоящей за всем сущим. Существует объединение всех представлений о творении в личность Амона, синтез, который подчеркивает, как Амон превосходит всех других божеств в своем существе «за пределами неба и глубже, чем подземный мир». Один фиванский миф сравнил акт творения Амона с криком гуся, который сломал неподвижность первобытных вод и привел к образованию Огдоада и Эннеады. Амон был отделен от мира, его истинная природа была скрыта даже от других богов. В то же время, однако, поскольку он был конечным источником творения, все боги, включая других создателей, на самом деле были просто аспектами Амона. Благодаря этой вере Амон стал верховным богом египетского пантеона.

Общие элементы

У разных мифов о сотворении есть некоторые общие элементы. Все они считали, что мир возник из безжизненных вод хаоса, называемых Ну. Они также включали курган в форме пирамиды, названный бенбен, который первым вышел из воды. Эти элементы, вероятно, были вызваны ежегодным разливом реки Нил ; отступающие паводковые воды оставили после себя плодородную почву, и египтяне, возможно, приравняли это к возникновению жизни из первобытного хаоса. Образы пирамидального холма происходят из самых высоких холмов земли, возникающих по мере того, как река отступает.

Солнце также было тесно связано с творением, и, как говорят, оно первым взошло из холма, как общее солнце -бог Ра или как бог Хепри, олицетворявший недавно восходящее солнце. Было много версий появления солнца, и говорили, что оно появилось прямо из холма или из цветка лотоса, выросшего из холма, в виде цапли, сокола, жука-скарабея или человеческого ребенка.

Другой общий элемент египетских космогоний — это знакомая фигура космического яйца, заменяющая первозданные воды или первозданный холм. Один вариант версии космического яйца учит, что бог солнца, как первозданная сила, появился из первобытного холма, который сам стоял в хаосе первобытного моря.

Славянские мифы читательский дневник, пример заполнения

Миф о Перуне и Диве

Имена главных героев

  1. Перун — бог грома и молнии.
  2. Дива — богиня грозы, жена Перуна.
  3. Дый — бог ночного неба, отец Дивы.
  4. Черноморский Змей.
  5. Велес — бог богатства и домашних животных.

План сюжета

  1. Знакомство Перуна и Дивы, Перун просит руки у ее отца.
  2. Черноморский змей предлагает Диве выйти за него замуж.
  3. Отказ Дивы Черноморскому Змею.
  4. Черноморский Змей надвигается тьмой на Ирийский сад.
  5. Дый и Перун борются со Змеем.
  6. Велес предлагает Диве сбежать со свадьбы.
  7. Перун с Дивой гоняют по небу Черноморского Змея и Велеса.

Описание сюжета.

Однажды Перун, гуляя в Ирийском саду, встретил Диву -Додолу (дочь богини луны Ливии и бога ночного неба Дыя), которая была очень красива. И так она Перуну понравилась, что отправился он к ее отцу просить руки дочери. Но, Дива приглянулась не только Перуну, но и Черноморскому Змею (Поддонному царю). Предложил Змей Диве выйти за него замуж, но та его отвергла. Разозлился Черноморский Змей и надвинулся тьмою на Ирийский сад, превратившись в трехглавого змея. Из одной пасти дунул ледяным ветром, из другой рассыпал искры, а третья криком исходилась. Но, нашлась на него управа. Прилетели два орла (это были Перун и Дый) и стали метать молнии. Убрался тогда Змей восвояси, на дно Черного моря. Но, во время свадьбы Перуна и Дивы случилась другая беда, в Диву влюбился Велес (сын Рода) и стал подговаривать ее сбежать со свадьбы, но Дива не соглашалась. И стали гонять Перун и Дива Велеса и Черномосркого Змея по небу, извергая гром и молнии. А после грома на землю стал лить дождь.

Главная мысль

Победа над злыми силами. Нельзя насильно заставить любить и вступить в брак с нелюбимым человеком. Миф рассказывает не только о знакомстве и свадьбе Перуна и Дивы, но и о том, когда землю стал поливать дождь.

Отзыв

Представление о мире и Вселенной древних славян

Из-за отсутствия письменных источников о верованиях и представлениях о мире славянских племен практически ничего не известно. Отрывистые сведения можно почерпнуть из археологических источников. Самый наглядный из них – это Збручский идол, найденный в Тернопольской области Украины в середине XIX века. Он представляет собой четырехгранный столб из известняка, разделенный на три яруса. Нижний содержит изображения подземного мира и населяющих его божеств. Средний посвящен миру людей, а верхний ярус изображает верховных богов.

Информацию о том, как древние славянские племена представляли окружающий их мир, можно найти в древнерусской литературе, в частности, в «Слове о полку Игореве». Здесь в некоторых отрывках ясно прослеживается связь с Мировым деревом, мифы о котором существуют у многих индоевропейских народов.

На основе перечисленных источников получается такая картина: древние славяне считали, что в центре Мирового океана находится остров (возможно, Буян). Здесь, в самом центре мира, или лежит священный камень Алатырь, обладающий целебными свойствами, или растет Мировое Древо (почти всегда в мифах и сказаниях это дуб). На его ветвях сидит птица Гагана, а под ним находится змея Гарафена.

Славянские легенды о сотворении мира

Славянская культура не исключение. И у наших предков была богатая фантазия. Поэтому вот истории о сотворении мира от древних славян.

  • Отправился однажды один юноша в мир подземный. И оказался он в медном царстве, потом в царстве серебра и золота. В каждом из них получил он от царевен прекрасных по одному яйцу, содержащих в себе целое царство. Когда покинул он подземелье, бросил яйца на землю, тогда и раскинулись царства.
  • Летела однажды утка над морем да уронила яйцо в воду. Разбилось оно пополам. И нижняя часть превратилась в землю, а верхняя в небо синее.
  • Добрый молодец однажды победил змея страшного, убил его и забрал яйцо из золота. Потом разбил он яйцо, а из него образовалось три царства: небо, земля и подземелье.
  • Однако самым популярным является миф о том, как бог Род, заключенный в яйце, освободился из него и создал мир. Сначала он родил Ладу (любовь), затем небо. Следующими стали радуга, камень, вода, луна и солнце. Также родил он Сварога, который сотворил Землю.

Все эти мифы и легенды очень вариабельны и многочисленны. Придуманы они были, конечно, еще во времена язычества (у славян не было единого бога, а был целый пантеон). Эта многоликость в версиях сотворения мира ярко перекликается со славянским многобожием.

Легенды о том, как появился человек

Славянский миф о сотворении мира заключает и легенду о том, как появился человек на земле. Летописи и сказания древних волхвов повествуют свою версию сотворения земли и человека – она отличается от привычного многим Библейского сказания о том, как появился на земле первый человек Адам и его жена Ева.

Согласно мифам древних славян, Бог парился в бане, а когда вспотел – обтерся тряпицей, бросив ее на землю. После этого заспорили меж собой Бог и Сатана о том, кому же из нее создать человека. После долгих споров Сатана сделал из нее тело, а уже Бог вдохнул в этот пустой сосуд душу – так и появился человек. Именно поэтому после смерти тело человека уходит вглубь земли, а душа возносится на небеса.

Помимо этого мифы народов мира и славянские мифы основаны также на истории о сотворении мужчины и женщины на земле из яйца. Бог, рассекая яйца пополам, бросал их на земную твердь. Именно из них и выходили люди, мужчины и женщины – они находили свою половинку и вступали в брак, образовывали единое целое, некоторые тонули в болоте и потому супруги, не найдя их, проживали всю жизнь одни, без своей пары.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: