Читательский дневник по повести «Детство Тёмы» Николая Гарина-Михайловского
Название произведения: «Детство Тёмы».
Число страниц: 200.
Жанр произведения: повесть.
Главные герои: Тёма.
Второстепенные герои: Зина, отец-генерал Николай Семёнович, мать Аглаида Васильевна, одноклассники Иванов и Вахнов.
Характеристика главных героев:
Тёма — мальчик, который любит играть и баловаться.
На протяжении повести взрослеет и меняется.
Характеристика второстепенных героев:
Николай Карташов — отец мальчика, генерал. Строгий и суровый, но справедливый.
Аглаида Васильевна — любящая, добрая мать. Воспитывает сына честным.
Зина — сестра Тёмы. Добрая, умная, находчивая. Всегда помогала брату.
Иванов — лучший друг Тёмы. Добрый и отзывчивый.
Вахнов — одноклассник Тёмы. Верзила и хулиган. Постоянно задирает мальчика.
Краткое содержание повести «Детство Тёмы»
В тот день на Тёму несчастья сыпались одно за другим.
Он сломал папин цветок, упал в навоз, поломал лозы, порвал юбку бонны и разбил кувшин.
Поэтому отец высек сына и строго наказал.
Тёма узнал, что собачку Жучку бросили в колодец и решил спасти её.
Он спустился в колодец, вытащил Жучку и чуть не упал.
После этого Тёма долго болел.
Он дружил и часто играл с деревенскими мальчишками.
Когда мальчик поступил в гимназии и получил новый мундир, он с ребятами пошёл купаться.
Мундир мальчика украли и ему было очень стыдно.
В гимназии у него сразу всё не сложилось.
Верзила Вахнов постоянно приставал к Тёме, из-за чего учился мальчик плохо.
Он подружился с Ивановым, но того отчислили, когда он отказался доносить на Вахнова.
Тёма, напротив, выдал Вахнова и мучился угрызениями совести.
Он сдружился с Косицким и Даниловым.
Они строили лодку, чтобы сбежать в Америку.
Но затея провалилась, а Тёма получил три двойки в гимназии.
Он хотел покончить с собой, но неудачно. Зато многое понял и принялся с жаром учить уроки.
Он успешно сдал экзамены.
Вскоре отец мальчика заболел и умер.
Детство закончилось.
План повести:
- Самый худший день.
- Порка.
- Пропавшая Жучка.
- Спасение собаки.
- Игры с деревенскими.
- Украденный мундир.
- Первые дни в гимназии.
- Проказы Вахнова.
- Предательство.
- Муки совести.
- В Америку!
- Отравление.
- Успехи в учёбе.
- Смерть отца.
Основная мысль произведения «Детство Тёмы»
Главная мысль повести заключается в том, что нужно уметь признавать свои ошибки и не перекладывать вину на других.
Основная идея повести в том, что преодолевая трудности и испытания, воспитывается характер молодого человека.
Главной мыслью повести можно назвать и то, что воспитание — это сложная наука, которая требует мудрости и терпения.
Чему учит повесть
Повесть учит быть честными не только с другими, но и самим с собой.
Учит ценить дружбу и помогать близким в трудную минуту.
Учит быть добрыми, хорошо учиться и не обманывать старших.
Краткий отзыв о повести «Детство Тёмы» для читательского дневника
Прочитав эту повесть, я подумала о том, что сколько бы неприятностей ни случалось у человека в детстве, какими бы страшными они ни казались, всё равно следуют любить жизнь и ценить эти самые бесценные годы.
Герой повести часто оказывался в сложном положении.
То сам делал что-то неправильное, то становился жертвой нападок учителей и более сильных товарищей.
Но он рос и менялся и его характер.
В конце повести Тёма уже не был тем наивным мальчиком из её начала.
Он научился ответственности, умению признавать ошибки и их исправлять.
Это интересная повесть, которая показывает нам процесс взросления героя.
Автору удалось убедительно показать, что только преодолевая самого себя и трудности, человек может изменить свою жизнь.
Стать лучше.
Главное, не совершать поступков, которых сам же потом стыдился бы.
Мне нравится главный герой повести.
Это открытый, романтичный, честный мальчик.
У него случаются промахи, он иногда мало думает о последствиях своих действий, но когда понимает, что поступил плохо, всегда старается исправиться.
Он учится на ошибках, и это замечательно.
Я всем советую прочитать эту повесть и подумать о том, что те проблемы, которые сегодня кажутся нам непреодолимыми, ужасными, завтра могут оказаться смешными.
А потому не стоит принимать поспешных, опрометчивых решений.
Пословицы к произведению:
- Смелый поступок — половина спасения.
- Богатством родителей не гордись — учись.
- Дружба — как стекло: разобьёшь — не сложишь.
- Не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Ошибайся, да сознавайся.
Словарь неизвестных слов:
- Пустырь — запущенное, заросшее место.
- Сирота — ребёнок, у которого нет родителей.
- Помещики — владельцы загородного поместья.
- Ябеда — тот, кто жалуется.
Библиотека произведений автора пополняется.
Анализ произведения
Настоящая фамилия автора — Мамин, в литературном мире он использовал псевдоним Мамин-Сибиряк. Писатель написал множество рассказов про окружающий мир, любил его.
Краткое содержание
Дождливым днем автор отправился к озеру, где его должен был ждать товарищ Тарас. Этот человек работал сторожем. Рассказчик встретил сторожевого пса Соболько, но его приятеля не было. Тогда он зашел в сторожку, стал ожидать хозяина. Пока ждал, заварил себе чай.
В скором времени на озере показалась лодка. Соболько стал радостно лаять. Рядом с Тарасом плыл лебедь. Мужчина вышел на берег и рассказал другу, что в прошлом месяце охотники убили взрослых лебедей, а он приютил у себя оставшегося малыша. Тарас сильно привязался к птице и дал ей имя — Приемыш. Собака тоже привыкла к Приемышу.
Лебедь плавал в протоке, где кормился, а потом всегда возвращался к мужчине. Автор сказал, что Приемыш осенью, скорее всего, отправится на юг, а сторож хотел, чтобы тот остался, перезимовал в его сторожке. Мужчина не стал подрезать крылья лебедю, хотя ему все советовали так сделать. Но для него это было немыслимо. Автор пробыл в гостях целый день. Когда он уходил, Тарас позвал его приехать осенью, чтобы вместе отправиться на охоту на рябчиков.
Прошло время, и рассказчик приехал в гости к другу. Сторож выглядел больным и усталым, оказалось, что Приемыш улетел. Как-то на озеро прилетела стая лебедей. Они стали звать Приемыша, только он не откликался. После птица затосковала, кричала на берегу, мучилась.
Тарас понимал, что его питомец погибнет, если полетит один, ведь он не летал раньше на дальние расстояния. Сторож запер лебедя, но тот кричал целый день у двери. Тогда мужчина сжалился и отпустил его. Лебедь общался со стаей несколько дней, но все время возвращался домой, а потом жалобно загоготал и улетел. Оказалось, что навсегда.
План краткого пересказа:
- Встреча со сторожем.
- История лебедя.
- Дружба собаки, птицы и человека.
- Осенняя встреча.
- Стая лебедей.
- Прощание с человеком.
- Тоска.
Действующие лица и основная мысль
В рассказе дано описание нескольких главных героев. Мамин-Сибиряк является рассказчиком, так как повествование ведется от первого лица. Также выделяют следующих персонажей:
- Автор — человек, знающий и любящий природу. Он очень умный, доброжелательный, наблюдательный.
- Тарас — сторож и друг автора. Он живет вместе со своей собакой по имени Соболько. Этот человек любит природный мир, приютил лебедя.
- Приемыш — имя лебедя. Это гордая, верная, преданная и дружелюбная птица.
Автор хотел сказать, что если действительно любишь от чистого сердца, то нужно уметь отпускать.
Рассказ учит следующему:
- любить и беречь природу;
- защищать окружающий мир;
- уважать мнение и потребности других;
- ценить свободу.
К этому произведению подходят следующие пословицы:
- Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
- Насильно мил не будешь.
- Воля птичке дороже золотой клетки.