Первые несчастья, которые принесла малышу война
Мама Сережи, увидев такое отношения сына к войне, наблюдая за его храбрым характером, понимала, что так долго продолжаться не может. Женщина беспокоилась за сына. Она решила отправить ребенка в тыл. Но маленький солдат упрямился. Он уже привык к тяготам военной жизни. Более того, ребенок втянулся и уже не мог представить своей жизни без сражений и помощи бойцам.
К сожалению, мать не успела сдержать своего обещания. Отца Сережи очень серьезно ранило в очередном сражении, и он, так и не поправившись, умер в госпитале. А затем и мама мальчика заболела. До этих событий она уже была неоднократно ранена. Видимо, сказались нервные переживания и боль за погибшего супруга. Женщина слегла. Прошел всего месяц, и она отправилась вслед за своим мужем. Сережа остался без матери и отца.
Главный персонаж произведения
Одет мальчик был как настоящий красноармеец. Потертая шинель, которая уже плотно прилегала к детскому телу, на голове пилотка, сапоги, сшитые явно на заказ, так как не были велики ребенку, а приходились именно впору. Его детское личико было обветренным, но тем не менее не выглядело изможденным или истощенным. Оно как будто стало приспособленным ко всем жизненным тяготам.
Светлые глазки ребенка, которые смотрели на офицера, державшего его маленькую ладошку, были полны мольбы. Как будто он всем своим сердцем хотел о чем-то попросить его. Но не мог выразить это словами маленький солдат. Анализ первых строк произведения показывает, что мальчик прощается с этим человеком, который является либо его отцом, либо очень близким товарищем.
Заснувшие собеседники, или Куда делся мальчик
Так продолжается повествование рассказа «Маленький солдат», главные герои которого проходят через нелегкие испытания Второй мировой войны, участвуя в сражениях и защищая свою Родину. Описав своему случайному собеседнику судьбу подопечного, майор уснул. А через время задремал и сам слушатель. Проснувшись уже в конце уходящего дня, мужчины обнаружили, что остались вдвоем.
Сначала Бахичев не особо беспокоился, решив, что мальчик отлучился ненадолго. Но прошло время, а маленький солдат все не возвращался. Тогда мужчина пошел на вокзал и стал опрашивать военного коменданта, не видел ли тот ребенка. Но при таком скоплении людей в это тревожное время, конечно, никто не заметил Сережу — маленького и юркого мальчика, у которого был огромный опыт умелого разведчика.
Не вернулся малыш и на следующий день. Даже тщательный анализ произведения «Маленький солдат» не сможет ответить на вопрос о том, куда отправился Сережа. Может, он вернулся в свой родной полк, а возможно, отправился разыскивать Савельева, который стал ему не менее близким, чем родные мама и папа. Так заканчивается произведение «Маленький солдат».
Платонов (сочинение по описанному рассказу школьники пишут еще в пятом классе) создал много произведений, посвященных нелегкой судьбе детей, прошедших военное время. И ни одно не сможет оставить ни взрослого, ни маленького читателя равнодушным.
На доброй земле[ред.]
Кузьма шёл с солдатами по заминированным полям верхнего Днепра.
Кузьма — рассказчик, рядовой советский солдат, у которого война отняла жену и пятнадцатилетнего сына.
К ночи солдаты дошли до деревни. В крестьянском доме жила вдова с четырьмя детьми. Кузьма вместе с другими солдатами прилёг в сенях. Он не мог заснуть, вспоминая сына и жену. Солдаты вышли из деревни затемно.
Когда они подошли к Днепру, начало светать. Реку заволокло густым туманом. Командир роты объяснил солдатам предстоящую задачу, а после отдал приказ спускаться в воду.
Кузьма плыл в тумане. В стороне он заметил троих немцев, гнавших перед собой бревно и направлявшихся к берегу. Он поплыл за ними и, почувствовав под ногами дно, дал по ним очередью из автомата. Плывя обратно, он услышал выстрелы, вскоре из тумана показалась тень — это был крупный немец, плывший на спине. Подплыв ближе, враг взмахнул рукой и пошёл на дно.
Солдаты доплыли до суши и направились в сторону неприятеля. Туман начал рассеиваться, впереди виднелся вражеский укреплённый район, правая сторона которого была в торфянике. К вечеру советская артиллерия начала бить по укреплённому району, в залежах торфа начался пожар. Пришёл приказ занять вражеский фланг после ударов артиллерии.
Солдаты шли спокойно среди огня и дыма. На подступе к горящему торфянику их начал душить угарный газ, солдаты поползли: внизу дышалось легче. Немцы вели редкую стрельбу. С левого берега подошёл батальон красноармейцев, бойцы залегли. После полуночи солдатам приказали подыматься на штурм вражеского укрепления. Немцы, не ожидавшие, что противник выйдет из пожара, ответили только слабой стрельбой.
В том бою немцы потерпели поражение, Кузьму ранило в грудь. Выйдя из госпиталя, он двинулся в свою часть, а по пути зашёл в деревню к вдове красноармейца. Вскоре Кузьму наградили двумя медалями и орденом.
Вариант 3
Максим Горький решил связать все детские произведения с землетрясением, которое произошло в 1908 году в Италии, в городе Мессине. Этот случай привел Горького в шок. Сегодня я расскажу об одном из таких рассказов. «Случай с Евсекой» был написан Горьким в 1912 году, а также опубликован в газете и только через какое-то время в журнале «Северное сияние».
Чтобы заинтересовать детей, автор решил использовать тему приключений, ведь обычно в этой теме герои путешествуют и узнают что-то новое, что как раз-таки и интересует детей. Жанром этого произведение является сказка.
В один из дней мальчику Евсейке стало скучно, и он решил пойти ловить рыбу. Но это занятие оказалось слишком скучным для него и вскоре он уснул и из-за этого он упал в воду, пока он понимает, что с ним произошло, он уже опустился на самое дно. Но главный герой не так сильно и испугался, даже наоборот – его заинтересовал подводный мир, и он стал все осматривать. Под водой было множество рыбок, водорослей, различный камней и ракушек и тому подобное.
Единственное, что удивило Евсей это то, что с ним заговорила одна из рыб. Вскоре вокруг главного героя образовалась целая стая рыб, которые ходили по кругу, и задирали его за отсутствие чешуй и за то, что у него два хвоста. Но большая рыба так и продолжала с ним разговаривать.
Большой рыбе стало вдруг интересно, как он у них оказался, и спросила у Евсейки. Тот в свою очередь начал волноваться, ведь понял, что он тонет, и долго так не проживет. Но у него не получалось, и он начал плакать. Рыба также продолжала с ним разговаривать, чтобы как-то отвлечь. Евсей хотел отвлечь ее и предложил поиграть в одну игру и всплыть в это на поверхность. Сел он на рыбу, и они поплыли наверх.
Когда главный герой проснулся, он сразу осознал, что это был всего лишь сон.
Из этого произведения можно вынести то, что в любой ситуации нужно оставаться спокойным и собранным.
Главный герой Евсейка – мальчик, которому стало скучно, и он решил пойти рыбачить и уснул. Умный, хитры, находчивый и умеет сохранять спокойствие в экстремальных ситуациях.
Большая рыба – недоверчивая, хитрая. Она пыталась задержать как можно дольше Евсейку в воде, хотя понимала, что это не его среда обитания и он запросто может умереть в любую минуту. Но с другой стороны своими разговорами она пыталась его отвлечь, чтобы у него не было сильной паники.
Множество других рыб – были заодно с Большой рыбой, такие же недоверчивые и вдобавок еще и дразнили главного героя. В их числе были: морская звезда, лангусты, голотурия, морской пузырь.В произведении водили хоровод вокруг главногоперсонажа.
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что такое может произойти с каждым, ведь мы не можем предугадать что будет в будущем. Может и мы когда-нибудь окажемся в подводном мире во сне.
Алексей Максимович Пешков (псевдоним – Максим Горький) старался для детей как можно ярче и эмоциональней описать всю ситуацию, все впечатления и тому подобное. Ведь только какими-то наиболее интересными ситуациями можно заинтересовать ребенка. И что самое главное, написано простым языком и читается очень легко.
Другие сочинения:
Образ войны в произведении
С первых строк вводит читателя в смутные чувства Андрей Платонов. «Маленький солдат» начинается тяжелой для восприятия сценой. Солдаты спят на полу вокзала. Во время постоянной тревоги и бесконечных переездов они хватаются за любую возможность отдохнуть. И только во сне забывают, в какое страшное время живут. Главный герой знал, что такое война, и хорошо осознавал при прощании со старшим другом, что другой встречи может не быть.
В десять лет, когда его должны были интересовать игрушки и шалости, Сергей говорит о высоте полета самолета и возможности его уничтожения.
Он понимает суть жестокости войны и помогает своей стране бороться с захватчиками. Смелость и самоотдача — свет в рассказе «Маленький солдат». Платонов (анализ произведения автора можно делать, основываясь только на главном герое), охарактеризовал через Сергея всех детей, которых растила беспощадная война.
Также ярким акцентом была реплика майора Бахичева, который высказался относительно нагрудного мешка с едой. У него дуалистическое отношение к провианту, с одной стороны, он ему надоел, с другой — майор ему бесконечно благодарен.
Великая Отечественная война, которой пронизан рассказ, отобрала самые светлые годы жизни детей и взрослых.
Вариант 2
“Солдатское сердце” – произведение, написанное Андреем Платоновым в 1927 году. Роман рассказывает о жизни и судьбе молодого солдата Сашки Гришкина, который после окончания Первой мировой войны возвращается в свой родной городок. Главный герой сталкивается с трудностями адаптации к мирной жизни, а также с проблемами в личной жизни. В произведении Платонова прослеживается тема человеческой души и ее борьбы с внешним миром.
Одной из главных тем произведения является трагическая судьба героя. Сашка Гришкин – это образ человека, который не может найти свое место в жизни. Он страдает от одиночества и непонимания, не может найти свою любовь и смысл жизни. Герой не может привыкнуть к мирной жизни, ему не хватает экстремальных условий, в которых он жил во время войны. В произведении Платонова прослеживается тема человеческой души и ее борьбы с внешним миром.
Еще одной важной темой произведения является трагическая судьба России. В романе Платонова прослеживается образ России, которая страдает от войн и революций
Автор показывает, как трудно было жить в те годы, как много людей погибло и потеряло свои дома и близких. В произведении Платонова прослеживается тема человеческой души и ее борьбы с внешним миром.
Одним из главных достоинств произведения является язык, на котором оно написано. Платонов использует простой и понятный язык, который позволяет читателю легко воспринимать смысл произведения. Автор не использует сложных слов и высокопарных фраз, что делает его произведение доступным для широкой аудитории.
В произведении Платонова прослеживается тема человеческой души и ее борьбы с внешним миром. Герой романа сталкивается с множеством проблем, которые он не может решить самостоятельно. Он нуждается в помощи других людей, но не может ее получить
В произведении Платонова показывается, как важно иметь поддержку и понимание окружающих людей
Еще одной важной темой произведения является трагическая судьба молодых людей. Герой романа – это образ молодого человека, который не может найти свое место в жизни
Он страдает от одиночества и непонимания, не может найти свою любовь и смысл жизни. В произведении Платонова показывается, как трудно быть молодым в трудные времена и как важно иметь цель и мечту.
Одним из главных достоинств произведения является его глубокий философский смысл. В романе Платонова прослеживается тема человеческой души и ее борьбы с внешним миром
Автор показывает, как важно сохранять свою человечность и духовность в трудные времена. В произведении Платонова прослеживается тема человеческой души и ее борьбы с внешним миром
Еще одной важной темой произведения является трагическая судьба России. В романе Платонова прослеживается образ России, которая страдает от войн и революций
Автор показывает, как трудно было жить в те годы, как много людей погибло и потеряло свои дома и близких. В произведении Платонова прослеживается тема человеческой души и ее борьбы с внешним миром.
В целом, “Солдатское сердце” – это произведение, которое затрагивает важные темы, такие как человеческая душа, трагическая судьба России и трудности адаптации к мирной жизни. Роман написан простым и понятным языком, что делает его доступным для широкой аудитории. В произведении Платонова прослеживается тема человеческой души и ее борьбы с внешним миром, что делает его актуальным и сегодня.
Иван Толокно – труженик войны
Командир Смирнов ставит перед саперами задачу: срыв берег, облегчить танкам переправу через реку, а на другом берегу создать систему траншей и укрытий. От войны устали все: и люди, и родная земля: «Ей хлеб пора рожать!» Но чувство Родины дает всем силы. Народ готов на любую жертву. Взрывать валуны нельзя. До войны рабочий, Иван Толокно придумал способ вытащить камни: загнать под них клинья. Он же помог найти место дзотам (огневым точкам). И в этой умирающей деревне чужой танк идет убить этого труженика. Но Иван остается жив и планирует взять танк в плен, чтобы после войны он вместо трактора был.
Иван Толокно — труженик войны[ред.]
Названия глав — условные.
Глава 1. План битвыред.
Иван Семёнович Толокно проснулся вечером на закате солнца.
Иван Семёнович Толокно — рядовой солдат, сапёр, закалённый в тяжёлом труде и привыкший к трудностям войны. До войны был десятником на строительстве заводов на Урале.
Капитан собрал в овраге солдат и объяснил предстоящую задачу.
Бойцам следовало с группой разведчиков выйти к руслу реки, найти место для переправы и устроить проход для танков. Затем, двинувшись с десантной группой, отработать систему блиндажей и укрытий.
Глава 2. Тяжёлое препятствиеред.
Затемно разведчики привели сапёров к устью реки. Толокно вместе с товарищем пошли вниз по течению. Когда в небе показались две вражеские ракеты, сапёр прилёг и дополз до подтаявшего льда, а после спустился в воду. Глубина была небольшая, однако крупные камни были серьёзным препятствием для перехода машин. Тогда к солдатам подошёл капитан и указал место, где нужно устроить брод. Солдаты поняли, что камни придётся сдвинуть вручную.
Глава 3. Выход для танковред.
Группе разведчиков капитан приказал начать маскировочный бой ниже переката, а всех сапёров собрал прокладывать брод, но немцы продолжали вести миномётный огонь по району переката. Камни не подавались. Тогда Толокно по шею погрузился в реку и обухом топора начал вбивать клин в основание камня.
Камень поддался, его откатили вниз по течению реки. Капитан торопил солдат: с противоположного берега начал стрелять пулемёт. Когда проход был свободен, сапёры вышли из воды и, скрывшись под обрывом вражеского берега, начали прокапывать выход для танков. Пули свистели у них над головами. Когда береговой отвес был готов, капитан приказал связному дать сигнал ракетой — знак того, что путь для танков открыт.
Глава 4. Момент перед боемред.
После полуночи отвлекающий бой разведчиков прекратился, стало тише. Бойцам удалось немного поспать, капитан разбудил их в положенное время. Танки неторопливо прошли брод, а затем, подхватив солдат, устремились на врага. Противник ответил артиллерийским огнём, танки настигли деревню, в которой оборонялся противник.
Глава 5. За спиной врагаред.
Капитан вывел сапёров на западное поле, здесь они должны были отстроить новый узел сопротивления, пока танки и мотопехота будут бить врага в деревне. Толокно построил несколько дзотов.
Утром бой в деревне ещё продолжался. Капитан испытывал беспокойство, так как основные силы ещё не дошли до них. Он отправил вперёд нескольких солдат, а вслед за ними отправил и Толокно. Скрывшись за водоразделом, сапёр дошёл до обгоревшей сосны. Вдруг из оврага вышел вражеский танк и открыл пулемётный огонь. Толокно залёг за ствол дерева, обстреливая из автомата смотровые щели танка.
Танк опрокинул дерево, но сапёр успел отодвинуться в сторону, а затем с гранатой догнал уходящую машину, прыгнул на броню и ухватился за башню. В танке этого не заметили. Толокно, стоящий на корпусе танка, думал: взять ли машину в плен или подорвать её?
Дальнейшая судьба маленького солдата
Теперь вместо отца Сергея полком стал командовать его заместитель Савельев. Это и был тот майор, с которым мальчик прощался на перроне. После смерти родителей Сережи мужчина взял его к себе на попечение. Савельев так искренне заботился о ребенке, что маленький солдат тоже ответил взаимностью и привязался к нему всем своим детским сердцем.
Через некоторое время пришло указание отправить Савельева на курсы военной переподготовки. Тогда он попросил своего знакомого офицера позаботиться о мальчике до возвращения. А когда вернется Савельев и куда его отправят после этого, еще не было неизвестно. Так что сколько еще мальчик вынужден оставаться с незнакомцем, никто не знал. Да и сам Сережа, видимо, это прекрасно понимал.
Детство, опаленное войной. (По рассказу А.Платонова «Маленький солдат»)
Урок литературы в 5 классе учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 25 с углубленным изучением отдельных предметов имени В.А.Малышева» г. Сыктывкара
Куликовой Ирины Леонидовны
Тема:
Детство, опаленное войной. (По рассказу А.Платонова «Маленький солдат»)
Цели урока:
- Знакомство с рассказом А. Платонова « Маленький солдат»;
- Познакомить с героями рассказа А.Платонова «Маленький солдат»;
- Познакомить с ролью детей в годы Великой Отечественной войны;
- Развивать умение работать с художественным текстом;
- Закрепить навыки анализа рассказа.
- Воспитывать чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине.
Оборудование: портрет А. Платонова, текст рассказа «Маленький солдат», (отрывки из х/ф А.Тарковского «Иваново детство», эпизод «Отрывка в Суворовском училище»)
- Теория литературы: рассказ, композиция, метафора, сравнение.
- Ход урока:
- Учитель: Урок по рассказу А. Платонова хотелось бы начать стихотворениемпоэта Владимира Суслова «Сыны полков» (выразительное чтение наизусть учащимся)
- -Сформулируйте тему этого стихотворения (Это стихотворение о том, что в тревожные годы войны за защиту родины вставали мальчишки и воевали наравне со взрослыми.)
-Почему этим стихотворением начат урок по рассказу «Маленький солдат»? (Сегодня на уроке, анализируя рассказ А.Платонова, мы будем говорить о войне, ее страшном влиянии на душу ребенка. Но в начале познакомимся с автором произведения-Андреем Платоновичем Платоновым, поговорим о жанровых особенностях произведения)
-Запишите тему.
Слово учителя:
Перед вами портрет А.Платонова (Андрея Платоновича Климентова) Обратите внимание на глаза этого человека
- -Что вы можете о них сказать?
- (Полные грусти и тепла, заботы и доверчивости, чувствуется особая сила притяжения во взгляде)
- -Охарактеризуйте его лицо ( мягкое, доброе. «Видит насквозь» говорят о таких глазах)
- И действительно, он видел в жизни много тяжкого и губительного для человека.
Писал Платонов не только для взрослых, но и для детей, для детей вышло более двадцати его книг . Самые известные: «Никита», «Еще мама», «Июльская гроза», «Цветок на земле» и др.
Во время Великой Отечественной войны Платонов был специальным корреспондентом фронтовой газеты «Красная звезда». Летом 1943 г. он был на Курской дуге, а весной 1944 во время наступательных боев нашей армии -на Украине.
Писатель Виктор Полторацкий, много раз встречавшийся с Платоновым на фронте, вспоминает: (Воспоминания В. Полторацкого об А. Платонове читает учащийся)
Учитель
: войну А.Платонов знал не понаслышке, видел тяжелый ратный труд фронтовиков и ,конечно, лишения взрослого населения.
- Итак, перейдем к рассказу «Маленький солдат»
- -Объясните принадлежность произведения к жанру рассказа?
- -Какое впечатление произвел на вас рассказ?
- -Что особенного вы заметили в композиции рассказа?
- (В рассказе можно выделить три части, три основных эпизода)
I часть — сцена прощания, свидетели которой случайно оказались рассказчики. Знакомство с героями.
II часть- рассказ о судьбе Сережки Лабкова, услышанный из уст Майора Бахичева.
III часть — побег Сережки.
-От чьего лица ведется повествование? (От лица рассказчика, волей судьбы оказавшегося недалеко от линии фронта.
-Где происходит действие? (На чудом сохранившемся вокзале, переполненном военными и ранеными)
-По каким прогнозам можно догадаться, что недалеко от вокзала шли бои? (Много раненых, грохот зениток, гул самолетов). Это страшные звуки войны.
Штурм лабиринта[ред.]
В окрестностях старого немецкого городка советские войска осаждали немецкий гарнизон. Полковнику Бакланову была непонятна оборонительная система города.
Алексей Алексеевич Бакланов — полковник, до войны был землеустроителем.
Неизвестность настораживала его. В блиндаже полковник вместе с Евтихием Павловичем Кузьминым рассматривал план города.
Евтихий Павлович Кузьмин — старый артиллерист, с характером истинного воина, «он мог жить и думать под огнём спокойно и обыкновенно».
Полковник дал поручение начальнику штаба запросить данные о городе. Вскоре ему донесли, что из города вырвались шесть танков, направляясь на запад, а с северо-запада группа танков, наоборот, направлялась в город. Полковник отдал приказ пустить им вслед несколько самоходок. Вскоре пришло сообщение из штаба. В нём излагались данные о немецком городке. Полковник узнал, что подвалы городских зданий связаны между собой.
Кузьмин сообщил полковнику, что танки, направлявшиеся в город, скрылись. Ординарец Елисей Копцов ушёл в бой.
Елисей Копцов — солдат, породнившийся с полковником ординарец, родом из Сибири, на досуге развлекавший себя «песнопением, служившем ему источником самообразования».
Вскоре после этого началась контратака немцев. Полковник приказал Кузьмину выслать десять самоходок: по его задумке они отобьют контратаку противника и будут преследовать его, а второй батальон должен будет драться под землёй. Полковник был убеждён в верности своего плана, но, с другой стороны, опасался, что у неприятеля есть другие выходы. Бой ушёл под землю. Командир западного батальона сообщил полковнику, что немцы сдались.
Полковник ненадолго заснул, ему приснился ординарец Елисей, вернувшийся с боя. Но проснувшись, он понял, что Елисей погиб.
Маленький солдат :: Платонов Андрей
——————————————— Платонов Андрей
Маленький солдат
Андрей Платонович ПЛАТОНОВ
МАЛЕНЬКИЙ СОЛДАТ
Рассказ
Недалеко от линии фронта, внутри уцелевшего вокзала, сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы; счастье отдыха было запечатлено на их усталых лицах.
На втором пути тихо шипел котел горячего дежурного паровоза, будто пел однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома. Но в одном углу вокзального помещения, где горела керосиновая лампа, люди изредка шептали друг другу уговаривающие слова, а затем и они впали в безмолвие.
Там стояли два майора, похожие один на другого не внешними признаками, но общей добротою морщинистых загорелых лиц; каждый из них держал руку мальчика в своей руке, а ребенок умоляюще смотрел на командиров
Руку одного майора ребенок не отпускал от себя, прильнув затем к ней лицом, а от руки другого осторожно старался освободиться. На вид ребенку было лет десять, а одет он был как бывалый боец — в серую шинель, обношенную и прижавшуюся к его телу, в пилотку и в сапоги, пошитые, видно, по мерке, на детскую ногу
Его маленькое лицо, худое, обветренное, но не истощенное, приспособленное и уже привычное к жизни, обращено было теперь к одному майору; светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца; он тосковал, что разлучается с отцом или старшим другом, которым, должно быть, доводился ему майор.
Второй майор привлекал ребенка за руку к себе и ласкал его, утешая, но мальчик, не отымая своей руки, оставался к нему равнодушным. Первый майор тоже был опечален, и он шептал ребенку, что скоро возьмет его к себе и они снова встретятся для неразлучной жизни, а сейчас они расстаются на недолгое время. Мальчик верил ему, однако и сама правда не могла утешить его сердца, привязанного лишь к одному человеку и желавшего быть с ним постоянно и вблизи, а не вдалеке. Ребенок знал уже, что такое даль расстояния и время войны, — людям оттуда трудно вернуться друг к другу, поэтому он не хотел разлуки, а сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрет. И в последней своей просьбе и надежде мальчик смотрел на майора, который должен оставить его с чужим человеком.
— Ну, Сережа, прощай пока, — сказал тот майор, которого любил ребенок. — Ты особо-то воевать не старайся, подрастешь, тогда будешь. Не лезь на немца и береги себя, чтоб я тебя живым, целым нашел. Ну, чего ты, чего ты, — держись, солдат!
Сережа заплакал. Майор поднял его к себе на руки и поцеловал в лицо несколько раз. Потом майор пошел с ребенком к выходу, и второй майор тоже последовал за ними, поручив мне сторожить оставленные вещи.
Вернулся ребенок на руках другого майора; он чуждо и робко глядел на командира, хотя этот майор уговаривал его нежными словами и привлекал к себе, как умел.
Майор, заменивший ушедшего, долго увещевал умолкшего ребенка, но тот, верный одному чувству и одному человеку, оставался отчужденным.
Невдалеке от станции начали бить зенитки. Мальчик вслушался в их гулкие мертвые звуки, и во взоре его появился возбужденный интерес.
— Их разведчик идет! — сказал он тихо, будто самому себе. — Высоко идет, и зенитки его не возьмут, туда надо истребителя послать.
— Пошлют, — сказал майор. — Там у нас смотрят.
Нужный нам поезд ожидался лишь назавтра, и мы все трое пошли на ночлег в общежитие. Там майор покормил ребенка из своего тяжело нагруженного мешка. «Как он мне надоел за войну, этот мешок, — сказал майор, — и как я ему благодарен!»
Мальчик уснул после еды, и майор Бахичев рассказал мне про его судьбу.
Сергей Лабков был сыном полковника и военного врача.
История создания произведения
Андрей Платонов сам познал все тяготы военного времени, и, конечно, не мог не затронуть эту тему в своих произведениях. Именно в 1940-е годы автор начинает полностью посвящать свое творчество детям, пережившим события войны. Платонов становится популярен не только своими рассказами, но и сборником сказок, который называется «Волшебное кольцо».
Писатель очень тепло относился к тем детям, которых называли «маленькие солдаты». Это ребята, знающие о войне не понаслышке. Они сражались рядом со взрослыми бойцами и тоже вносили свой вклад в долгожданную победу над немецкими оккупантами. Часто слыша о таких подвигах, а возможно, и становясь их очевидцем, Андрей Платонович хотел выразить в своих произведениях, как отразилось это время в душах детей.
Как пережили войну маленькие солдаты? Что пришлось испытать этим ребятам, которые порой находились достаточно близко к линии сражений? В 1943 году появился рассказ «Маленький солдат», краткое содержание которого опишет небольшой фрагмент из жизни ребенка, на собственном опыте узнавшего, что такое война.
Скажите пожалуйста краткий пересказ произведения Платонова солдатское сердце
Гость
Прослужив всю войну, гвардии капитан Алексей Алексеевич Иванов убывает из армии по демобилизации. На станции, долго дожидаясь поезда, он знакомится с девушкой Машей, дочерью пространщика, которая служила в столовой их части.
Двое суток они едут вместе, и ещё на двое суток Иванов задерживается в городе, где Маша родилась двадцать лет назад. На прощание Иванов целует Машу, запоминая навсегда, что её волосы пахнут, «как осенние павшие листья в лесу».
Через день на вокзале родного города Иванова встречает сын Петрушка. Ему уже пошёл двенадцатый год, и отец не сразу узнает своего ребёнка в серьёзном подростке. Жена Любовь Васильевна ждёт их на крыльце дома. Иванов обнимает жену, чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека.
Но ему больше нравится маленькая кроткая Настя. Иванов спрашивает жену, как они здесь жили без него. Любовь Васильевна стесняется мужа, как невеста: она отвыкла от него.
Иванов со стыдом чувствует, что ему что-то мешает всем сердцем радоваться возвращению, — после долгих лет разлуки он не может сразу понять даже самых родных людей.
Семья сидит за столом. Отец видит, что дети едят мало. Когда сын равнодушно объясняет: «А я хочу, чтоб вам больше досталось», — родители, содрогнувшись, переглядываются. Настя прячет кусок пирога — «для дяди Семена». Иванов расспрашивает жену, кто такой этот дядя Семен.
Обратите внимание
Любовь Васильевна объясняет, что у Семена Евсеевича немцы убили жену и детей, и он попросился к ним ходить играть с детьми, и ничего дурного они от него не видели, а только хорошее… Слушая её, Иванов улыбается по-недоброму и закуривает.
Петрушка распоряжается по хозяйству, указывает отцу, чтобы он завтра стал на довольствие, — и Иванов чувствует свою робость перед сыном.
Вечером после ужина, когда дети ложатся спать, Иванов выпытывает у жены подробности жизни, которую она провела без него. Петрушка подслушивает, ему жалко мать. Этот разговор мучителен для обоих — Иванов боится подтверждения своих подозрений в неверности жены, но она откровенно признается, что с Семеном Евсеевичем у неё ничего не было.
Она ждала своего мужа и только его любила. Лишь однажды, «когда совсем умирала её душа», с ней стал близким один человек, инструктор райкома, но она пожалела, что позволила ему быть близким. Она поняла, что только с мужем может быть спокойной и счастливой. «Без тебя мне некуда деться, нельзя спасти себя для детей…
Отец сердится на него: «Да ты ещё не понимаешь ничего!» — «Ты сам не понимаешь. У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие…
» И Петрушка рассказывает историю про дядю Харитона, которому изменяла жена, и они тоже ругались, а потом Харитон сказал, что у него тоже много было всяких на фронте, и они с женой посмеялись и помирились, хотя Харитон все выдумал про свои измены… Иванов с удивлением слушает эту историю.
Он уходит утром на вокзал, выпивает водки и садится на поезд, чтобы ехать к Маше, у которой волосы пахнут природой. Дома Петрушка, проснувшись, видит одну только Настю — мать ушла на работу. Расспросив Настю, как уходил отец, он на минуту задумывается, одевает сестру и ведёт её за собой.
Иванов стоит в тамбуре поезда, который проезжает недалеко от его дома. У переезда он видит фигурки детей — тот, кто побольше, тащит быстро за собой меньшего, не успевающего перебирать ножками. Иванов уже знает, что это — его дети.
Важно
Они далеко позади, и Петрушка по-прежнему волочит за собой непоспевающую Настю. Иванов кидает вещевой мешок на землю, спускается на нижнюю ступень вагона и сходит с поезда «на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети».
вот