Александр пушкин ~ краткое содержание «кавказский пленник»

Краткое содержание поэмы а. с. пушкина «кавказский пленник»

Краткое содержание по главам

Краткое содержание произведения «Кавказский пленник» далее представлено по главам. Пересказ можно использовать для читательского дневника.

Предисловие Эту поэму автор посвящает генералу Раевскому, благодаря которому состоялось его путешествие на Кавказ. За это время Пушкин настолько проникся природой, красотой души жителей гор, что свои эмоции и впечатления от поездки вложил в произведение. Для поэта Кавказ стал настоящим Парнасом.

Николая Николаевича Раевского, прославленного героя войны 1812 года, автор считал большим другом. В общении с ним, как писал сам поэт, он отдыхал душой.

Часть 1 В одном из горных аулов отдыхали горцы, ведя неспешную беседу о былых днях и сражениях, вспоминая о разном. Они увидели всадника, который вел на аркане пленного юношу. Тот оказался русским и первое время был совсем безжизненным, но вскоре пришел в себя и увидел на ногах цепи. Он понял, что теперь он пленник, и бросил взгляд в сторону равнин, где был его дом, первые чувства и предательство, лучшие годы.

Молодая девушка напоила его кумысом

В горы он поехал, чтобы обрести долгожданную свободу, но в итоге оказался плененным горцами. Он тосковал и желал себе смерти, но ближе к ночи к нему пробралась красивая черкешенка. Юноше это показалось прекрасным видением. Девушка что-то говорила ему, но он не понимал ни слова и принимал происходящее за чудо. Она принесла ему кумыс и поила, чтобы придать сил. Пленник выпил и снова упал, а девушка сидела рядом с ним и горько плакала от того, что не может передать ему своих переживаний.

С тех пор она часто приходила к нему, когда он пас стадо, приносила вино и еду, обучала своему языку. Черкешенка давно любила его, однако юноша боялся разбередить свои старые душевные раны.

День ото дня пленник стал внимательно наблюдать за обычаями горного народа. Он любовался их природой, нравами, гостеприимством, стройными джигитами и их воинственностью.

Часть 2 Молодая черкешенка уже не мыслила своей жизни без любимого пленника, а отец с братом решили выдать ее замуж в соседний аул. Ее возлюбленный безмолвствует. Он знает о чувствах девушки, но в душе живет любовь к другой. Он просит найти себе достойного человека и полюбить. Сам же сожалеет, что не встретил ее раньше, а теперь не может искренне полюбить. Перед глазами образ другой, которая не оценила и предала. Он уговаривает не мучать его своей любовью.

Они расстаются на заре, стараясь не смотреть в глаза друг другу. С тех пор пленник ходит по аулу один, смотря в даль – не едет ли какой-нибудь казак, чтобы спасти его. В один из дней он понимает, что горцы готовятся к налету. Из селения уехали все мужчины. Свобода занимает все его мысли, но цепь тяжелая, а река очень глубокая – ему не переплыть.

Как только на аул спустились сумерки, пришла его влюбленная черкешенка. Она принесла напильник и кинжал. Освободив пленника от цепи, она оставила ему кинжал и велела бежать. Молодой человек звал ее с собой, но она отказалась и посоветовала ему найти ту, о которой он постоянно думает.

Уже переплывая речку, он услышал шум воды и тихий вскрик. Юноша понял, что девушка бросилась в горную реку, не в силах вынести отчаянье. Он в последний раз посмотрел на берег, оставшийся позади, и пошел туда, где раздавались голоса казаков.

Эпилог В заключение автор порадовался, что война давно позади. Отныне можно свободно путешествовать по красивым местам.

Краткое содержание

Главные события разворачиваются во времена войны, которая велась на Кавказе. В качестве героя выступает офицер по фамилии Жилин. Получив письмо от своей матери, он решает ее навестить. В дороге Жилин знакомится с еще одним военным — Костылиным. Дальше оба офицера едут вместе. По пути они подвергаются нападению. Костылину удается сбежать от нападавших горцев, а второго героя захватывают в плен. Позже продают пленного одному богатому татарину — Абдул-Марату. Тот увозит бойца в свое горное село и бросает в сарай.

Уже там Иван Жилин вновь встречает своего попутчика, оказывается, его тоже поймали. Горцы, чтобы получить выкуп, заставляют военнопленных написать письма родственникам. Жилин решается идти на обман и указывает неправильный адрес. Он понимает, что у матери просто нет таких возможностей, да и волновать он ее лишний раз не желал.

Днем пленников выпускают из сарая, они могут свободно ходить по аулу, но на них, чтобы не сбежали, надевали колодки. Не желая сидеть без дела, офицер своими руками изготавливает для местной ребятни игрушки. Благодаря этому он получает в союзники тринадцатилетнюю девочку Дину — дочь Абдул-Марата. Также он параллельно готовит побег, поэтому роет подкоп по ночам.

Вскоре подземный ход был готов, офицерам осталось лишь выбрать подходящий момент. И он представился, когда в поселке пропал горец. Все мужчины аула собрались на его поиски. Они выбрались из сарая и устремились в сторону лесной полосы. Но Костылин травмирует ногу, поэтому передвигаться быстро не может. Жилину даже пришлось нести его на спине. Уйти далеко они не смогли, их догнали. На этот раз в целях безопасности военных посадили в глубокую яму.

Из-за плохой еды и постоянной сырости у Костылина ухудшается состояние, он начинает сильно болеть. Дина не бросила Жилина, она часто его навещала, приносила еду. Однажды девушка прибежала в слезах и рассказала, что горцы готовят его казнь. Уже следующей ночью она приносит ему длинную палку, с помощью которой славянин и смог благополучно выбраться из ямы. Второй служивый бежать отказался, так как понимал, что сил ему на это не хватит.

Глава 2 – краткое содержание

Наутро в сарай заходят два горца. Жилин просит пить. Один из вошедших зовёт свою дочь, Дину, красивую девочку лет 13-ти. Она приносит Жилину кувшин воды и несколько лепёшек.

Ему объясняют: «Взявший тебя в плен Кази-Мугамед продал тебя за 200 рублей Абдул-Мурату. Он может отпустить тебя за выкуп в три тысячи».

Жилин небогат. Из родных у него только мать, но ей неоткуда взять трёх тысяч. «Могу дать не больше 500 рублей, – говорит он. – Мало вам – убивайте. Но тогда вообще ничего не возьмёте».

Тут приводят Костылина – оказывается, его тоже захватили в плен. Рассказывают: он написал домой, чтобы за него прислали 5 тысяч. «Ну, мой товарищ, наверное, не беден, а у меня денег нет, – вновь говорит Жилин. – Мало вам 500 – убивайте». Горцы соглашаются на 500 рублей. Но Жилин и о них письмо пишет так, что оно не сможет дойти до его старой и бедной матери. Он надеется, что сбежит.

Их с Костылиным отводят в сарай, дают им истрёпанную одежду и немного еды.

Читать краткое содержание Кавказский пленник Пушкина

Начинается поэма с посвящения другу — Раевскому, с мыслей и воспоминаний о Кавказе. Собственно, история разворачивается с появления пленного русского в практически сонном ауле. Пленника приводят на аркане. Жизнь аула, конечно, взбудоражена появлением этой «диковинки». Сцена того, как герой попался своим врагам, не представлена. Но можно понять, насколько она была жестокой — пленник изранен, долго восстанавливается. Много строк отведено прекрасному пейзажу: горы, речки… герой не может не восхищаться красотой природы. Но, конечно, его терзают грустные мысли.

Он — раб, с тоской вспоминающий о родной стороне. Почти все время он погружен в грустные мысли. Впрочем, когда-то он сам оставил родной край, погнавшись за свободой. Дома он во всем разочаровался: в службе, обществе, друзьях, даже любви… его сердце «увяло». Но и на Кавказе не поймал он призрачной свободы. Теперь ему остается только наблюдать за жизнью аула, за пирами и подготовкой к сражению… и он начинает восхищаться народом, который его пленил. Тренировки юношей, мудрые советы стариков, нрав женщин — все приятно удивляет «гостя». Его стереотипы о том, что это просто «дикари», постепенно разрушается.

Первая часть поэмы завершается на том, что черкесы гордятся своей добычей, ведь русский очень смел. Даже бровь его не дрогнет в минуты опасности! Смелый народ ценит отвагу даже в пленных. Черкесы не высказывают ему открыто своего восхищения, только перешептываются между собой.

Начало второй части — это обращение к влюбленной черкешенке. В тяжелой жизни, с самого начала его «заточения» появляется прекрасная дева. Дочь этого народа влюбляется в гордого пленника. Она всячески пытается ему помочь: накормить, отвлечь… она учит его своему наречию, поет родные песни. Молодая черкешенка убеждает пленника забыть все беды в ее объятьях. Для нее связь с ним — серьезный шаг, но она готова рискнуть, смутить своих родственников ради любви. Девушка наивна, она верит, что сможет исцелить его душу, как сделала с его телом. Но русский благородно отвергает ее любовь. Он считает себя уже стариком. Ему жаль, что девушка тратит на него силы и время, ведь он считает себя погибшим человеком. Даже признается деве, что безответно любит другую, которая осталась в России. Хотя эта другая так и не приняла его любовь. Черкешенка оскорблена тем, что он отвергает ее искреннюю жертву. Девушка оставляет его…

Но так и не может от него отказаться. В итоге однажды при сумятице в ауле дева приходит к пленнику, чтобы его освободить. Он был уверен, что ему суждено погибнуть в этом самом ауле, но все получилось не так. В последний момент он предлагает ей бежать с ним, но теперь она отказывается. Раз он любил другую, то пусть ищет ее признания, а не предлагает свою любовь из благодарности. Они прощаются, но скоро сбежавший слышит всплеск — дева покончила с собой. Ничего уже не изменить.

Завершает поэму эпилог, где Пушкин говорит о Кавказе. Его Муза часто переносится в эти горы, любуется ими, слушает песни народа, воспитанного войной… но поэт восхищается не только врагом, но, в первую очередь, русскими войнами, армией, полководцами. Во всем тексте поэмы много черкесских слов, названий, имен… и конечно, присутствуют даже адаптированые песни этого народа.

Оцените произведение:

  • 3.11

Голосов: 97

Читать краткое содержание Кавказский пленник. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Пушкин. Краткие содержания произведений

  • Арап Петра Великого
  • Барышня-крестьянка
  • Бахчисарайский фонтан
  • Борис Годунов
  • Братья разбойники
  • Выстрел
  • Гаврилиада
  • Гробовщик
  • Дубровский
  • Евгений Онегин
  • Жених
  • История Пугачева
  • Кавказский пленник
  • Каменный гость
  • Капитанская дочка
  • Маленькие трагедии
  • Медведиха
  • Медный всадник
  • Метель
  • Моцарт и Сальери
  • Песнь о вещем Олеге
  • Пиковая дама
  • Пир во время чумы
  • Повести Белкина
  • Полтава
  • Русалка
  • Руслан и Людмила
  • Сказка о золотом петушке
  • Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
  • Сказка о попе и его работнике Балде
  • Сказка о рыбаке и рыбке
  • Сказка о царе Салтане
  • Скупой рыцарь
  • Станционный смотритель
  • Цыганы
  • Южная ссылка

Сейчас читают

  • Краткое содержание Огнеопасный груз Кассиля

    Главный герой произведения — Афанасий Гурыч. В стране идет Великая Отечественная война, ему предстоит задание: вместе с Алексеем Клоковым нужно сопроводить ценный груз из Москвы, но никто не дает подробной информации о содержимом

  • Краткое содержание былины Садко

    Действие произведения переносит нас в древний Новгород, где перед нами предстает главный персонаж — Садко, который замечательно играл на гуслях. Юноша был хорош собой и талантлив

  • Краткое содержание Голдинг Повелитель мух

    В данном рассказе группа детей от трёх до шестнадцати лет, в результате авиакатастрофы очутились на необитаемом острове. Быстро обсудив суть произошедшего, они решают выбрать главного

  • Лавкрафт

    Книги писателя вышли только после его смерти и прославили его, как гениального фантаста, создателя всемирно известного Ктулху и других божеств.

  • Краткое содержание Зойкина квартира Булгакова

    Зоя Пельц наряжается в своей квартире. К ней приходит Аллилуя из домкома. Он грозится, что ей нужно будет отказаться от части комнат. Получив от вдовы взятку, Аллилуя уходит.

Очень краткий пересказ

Русский молодой человек попал в плен к горцам. Его очень сильно ранили, он ослаб, но больше мучился не от физической боли, а от унижений и своего положения

Единственный человек, который проявил внимание и пожалел его, – юная черкешенка, жительница аула, куда попал раненый

Девушка с каждым днем все сильнее привязывается к юноше. Сначала она подкармливала его, чтобы тот быстрее набирался сил, затем приходила к нему и пела красивые песни ее народа.

Молодой человек благодаря девушке узнал много нового и интересного об обычаях и культуре горцев, полюбил природу этой местности. Однако не смог ответить взаимностью на нежные чувства юной черкешенки, поскольку давно любил другую, которая когда-то не оценила его.

Юноша отверг красавицу. Гордая девушка не смогла примириться со своим горем. Она помогла бежать возлюбленному, а сама утопилась. От том, что его спасительница рассталась с жизнью, молодой человек понял слишком поздно.

Часть вторая

Почувствовав чувства к заключенному, черкесская женщина призналась в них офицеру, сказала, что это ее первая любовь. Она сказала, что семья выдаст девушку замуж за другую деревню, но она предпочла бы смерть, если это произойдет. Женщина горы тоже была чем-то вроде пленницы. Молодой человек был взволнован искренностью девушки, но на признании он сказал, что не может ответить ей таким же образом, потому что, испытав безответную любовь, он продолжает думать о потерянной даме сердца — «он умер за счастья »,« За нежные чувства он превратился в камень».

Через некоторое время, когда все мужчины аула отправились грабить села Кубани, прекрасной черкесской женщине удалось спастись от любимого, распилив цепь своими руками. Действия девушки глубоко тронули заключенного. В его «воскресшем сердце» загорелось чувство, возможность которого он недавно отрицал. С губ он сорвался: «Я твой навсегда, я твой до гроба» — и пригласил красавицу бежать с ним. Но она отказалась: «Может, да? ты любил другую! .. Найди ее, полюби ее… ». Прощальный поцелуй запечатлел «союз любви».

Когда освобожденный пленник прыгнул в реку, чтобы переплыть на другую сторону и выйти на позицию казаков, он услышал позади себя стон и глухой удар.

«Кавказский пленник»: анализ произведения

Почему читатели и сам Толстой так оценили повесть «Кавказский пленник»? Дело в том, что в небольшом произведении автору удалось поднять ряд глубоких нравственных вопросов. Разобраться в них поможет анализ рассказа:

История написания

Сюжет «Кавказского пленника» основан сразу на нескольких реальных событиях:

Одно из них случилось с автором, Львом Толстым, во время его службы на Кавказе в 1853 году.

Вместе со своим товарищем и соратником Садо он вырвался из своего отряда, и чеченцы присоединились к офицерам. Их чуть не взяли в плен, но Садо придумал запугать противников незаряженным пистолетом. Благодаря его мужеству и смекалке офицерам удалось добраться до русской крепости, где казаки пришли им на помощь.

Еще одним источником вдохновения стали «Воспоминания кавказского офицера» барона Федора Торнова, которые Толстой прочитал в «Русском вестнике».

Полковник рассказал, как его схватили с высокогорья и к нему подошла абхазская девушка Аслан-Коз, которая помогла ему бежать. Кроме того, перед написанием рассказа Толстой лично общался с захваченными военными, чтобы выяснить как можно больше подробностей.

«Кавказский пленник» впервые был опубликован в журнале «Заря» в 1872 году. Автор очень гордился своим творением. Как сказал сам Толстой, «Кавказский пленник» — одно из немногих его произведений, не относящихся к «области плохого искусства».


«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

«Кавказский пленник»: жанр и композиция

«Кавказского пленника» иногда называют сказкой. Однако правильнее рассматривать произведение как рассказ. Об этом свидетельствуют основные характеристики рода:

  • относительно небольшой объем;
  • небольшое количество символов;
  • короткий период времени, в течение которого события адаптируются;
  • участок.

Лев Толстой всегда следовал традициям реализма и «Кавказский пленник» не исключение. Автор описывал жизнь такой, какая она есть, не романтизировала человеческую природу и не украшала действительность. Кроме того, работа основана на реальных событиях.

Кстати, этим рассказ существенно отличается от одноименного стихотворения Александра Пушкина. Если поэт создал идеализированного и романтического персонажа, то герой Толстого — обычный русский офицер.

Композиционно «Кавказский пленник» состоит из шести глав:

  • В первой главе читатель знакомится с героями и узнает сюжет повести: офицеры попадают в плен к татарам.
  • Со второй по пятую главу сюжет развивается: знакомство с Диной, первая попытка побега и возвращение в плен.
  • Последняя, ​​шестая глава раскрывает кульминацию и эпилог рассказа. Герою удается сбежать и вернуться в себя.


«Кавказский пленник» Жилин: YouTube / Разумники

Поэма в русской культуре

Работа над «Пленником» длилась полгода. Опубликованная в 1822 году, поэма принесла 23-летнему Пушкину славу первого поэта России. Огромный интерес читающей публики к произведению был вызван не только необычной романтической историей, но и удивительными по выразительности описаниями природы Кавказа и картинами быта горцев.

Нынешнему читателю язык, которым они написаны, кажется несколько устаревшим, но это придает строкам поэмы особую величавость. А для современников Пушкина его язык был настолько живым и легким, что повествование воспринималось почти как кинофильм. Автор видел своими глазами далеко не все, о чем рассказал в поэме.

Так, сцены жизни горного аула он изобразил, основываясь на рассказах людей, живших на Кавказе или часто бывавших там, и опираясь на свое поэтическое воображение.

Когда в 1829 году поэт совершил вторую поездку в этот край, он воочию увидел то, что изобразил в произведении, и отметил, что «многое угадано и выражено верно».

Пушкинская поэма была пересказана языком музыки и танца:

  • Вскоре после опубликования «Кавказского пленника» балетмейстер петербургского Большого (Каменного) театра Шарль Луи Дидло поставил одноименный балет. Главную женскую партию исполнила знаменитая танцовщица Авдотья Истомина, чье искусство позже воспел Пушкин в «Евгении Онегине». Через четыре года этот балет был поставлен в московском Большом театре.
  • Русское искусство знает еще один балет с одноимённым названием, который был написан к 100-летию со дня смерти Пушкина выдающимся композитором Б. В. Асафьевым.
  • Фрагмент поэмы — «Черкесская песня» — обрел самостоятельную жизнь.
  • Более 30 композиторов независимо друг от друга переложили стихи Александра Сергеевича на музыку.

Именно после пушкинского «Пленника» тема Кавказа стала модной в русской литературе, а затем и в других видах искусства. В 1828 году 14-летний подросток написал своего «Кавказского пленника». Это было явно подражательное (вплоть до прямых заимствований) произведение. Тем не менее в нем чувствовался большой талант. Юного автора звали Михаил Лермонтов.

В плену

Жилин и Костылин ехали верхом на лошадях несколько часов. Главный герой прошёл вперёд сто метров, дабы посмотреть, нет ли в округе татар. Когда же показались вездесущие горцы, Костылин ринулся обратно к крепости. Причём только у него было ружье. Жилин оказался при встрече с татарами абсолютно безоружен. Кроме того, бандиты ранили его лошадь. Она упала на офицера, сильно придавив его своим весом.

Когда Жилин пришёл в себя, его уже крепко связывали татары. Так Жилин стал кавказским пленником. На следующий день его напоили, накормили и известили о дальнейшей судьбе. Один горец продал русского офицера другому. Теперь пленник должен был написать письмо родным, чтобы те выкупили его. Но у матери Жилина денег, о которых мечтали горцы, не было. Позже главный герой, как и велел ему его «хозяин», письмо все же написал. Однако адрес указал неверный.

Главные герои

История создания рассказа основана на реальных событиях, которые произошли со Львом Николаевичем. На Кавказе знаменитый писатель действительно находился в плену у татар вместе с товарищем, но у них все закончилось благополучно. Они возвратились домой живыми и здоровыми. Уже позднее он по воспоминаниям написал свою повесть. В литературном произведении «Кавказский пленник» героя два, их описание и характеристика следующие:

  1. Иван Жилин — настоящий русский офицер, отличается доблестным и бесстрашным характером. Он в меру строптив, уважает как себя, так и окружающих людей. Удивительно, но даже в плену он требует уважения от своих хозяев. Мужчина трудолюбив, мастерит игрушки для детей и тщательно готовится к побегу. Его отличительной чертой является огромная сила воли, он не падает духом, поэтому в результате удачно сбегает.
  2. Костылин также имеет офицерский чин, но является противоположностью Ивана. Он грузный, неуклюжий и неповоротливый, эти же черты прослеживаются и в характере. Солдат сразу смиряется с участью пленника. Он все время находится в состоянии уныния. В нем отсутствует чувство гордости, уважения. Этот образ жизни и приводит к тому, что Костылин заболевает. В глазах читателя он выставляет себя трусом, не желающим бороться за собственную свободу и жизнь. На волю его выпускают только благодаря родственникам, которые заплатили выкуп.

Что касается второстепенных героев, то они есть в рассказе тоже. Пожалуй, самый колоритный персонаж — это старик. В далеком прошлом это сильный джигит. У старца была большая семья — три жены и 8 сыновей. После начала военных действий семеро из них были убиты, а восьмой перешел на сторону врага. Отец не простил позорного поступка и своими руками казнил сына. После этого он возненавидел всех русских солдат.

Абдул-Марат — «черный татарин», он же хозяин пленных. Это неплохой человек, он уважает солдат и не желает им смерти, хотя видит в них своих врагов. Его дочь Дина является положительной героиней, она жалостлива и добра. С ее помощью офицер Жилин и смог осуществить побег.

Пушкин. Все пересказы

  • Арап Петра Великого
  • Барышня-крестьянка
  • Бахчисарайский фонтан
  • Борис Годунов
  • Братья разбойники
  • Выстрел
  • Гаврилиада
  • Граф Нулин
  • Гробовщик
  • Домик в Коломне
  • Дубровский
  • Дубровский по главам
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин по главам
  • Жених
  • История Пугачёва
  • Кавказский пленник
  • Каменный гость
  • Капитанская дочка
  • Кирджали
  • Маленькие трагедии
  • Медведиха
  • Медный всадник
  • Метель
  • Моцарт и Сальери
  • Песнь о Вещем Олеге
  • Пиковая дама
  • Пиковая дама по главам
  • Пир во время чумы
  • Повести Белкина
  • Полтава
  • Русалка
  • Руслан и Людмила
  • Сказка о золотом петушке
  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Сказка о попе и его работнике Балде
  • Сказка о рыбаке и рыбке
  • Сказка о царе Салтане
  • Скупой рыцарь
  • Станционный смотритель
  • У Лукоморья дуб зелёный
  • Цыганы

VI глава

Последней надеждой Жилина была добрая девочка Дина. Он смастерил ей новых красивых кукол, но девочка боялась их брать, она жестами показывала мужчине, что его хотят убить. Тогда он попросил принести ему длинную палку, героиня помотала головой и убежала.

Жилин думал, что девочка струсила, но в одну из ночей в яму спустился длинный шест. Костылин наказал Жилину выбираться одному, ему было не справиться. Офицер с трудом с тяжелой колодкой на ноге поднялся вверх по шесту. Дина дала Жилину еды и долго плакала. «Кто тебе без меня кукол будет делать?» — сказал ей пленник, погладил девочку по голове и скрылся в лесу.

Жилин выбрался из леса и увидел вдалеке казаков, русских солдат. Герой обернулся, а за ним во весь опор уже мчались татары. Из последних сил мужчина бросился к своим с криком: «Братцы! Братцы!». Татары побоялись нарваться на русский кордон и остановились. Казаки тут же сняли с Жилина колодку, накормили и напоили. После этого он решил остаться на Кавказе: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя». Через месяц еле живой вернулся и Костылин, за него всё же прислали выкуп.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Служил на Кавказе офицер Жилин
. Пришло ему письмо от матери, и решил он съездить в отпуск домой. Но по дороге его и ещё одного русского офицера Костылина
схватили татары. Случилось это по вине Костылина. Он должен был прикрывать Жилина, но увидел татар, испугался и побежал от них. Костылин оказался предателем. Татарин, который взял в плен русских офицеров, продал их другому татарину. Пленников заковали в кандалы и держали в одном сарае.

Татары заставили офицеров написать родным письма с требованием выкупа. Костылин послушался, а Жилин специально написал другой адрес, потому что знал: выкупить его некому, старушка-мама Жилина жила очень бедно. Сидели Жилин с Костылиным в сарае целый месяц. К Жилину привязалась хозяйская дочка Дина. Она носила ему тайком лепёшки и молоко, а он делал для неё куколок. Жилин стал раздумывать, как им с Костылиным бежать из плена. Вскоре он начал делать подкоп в сарае.

Однажды ночью они сбежали. Когда вошли в лес, Костылин стал отставать и ныть — ему сапогами ноги натёрло. Из-за Костылина они далеко не ушли, их заметил татарин, который проезжал по лесу. Он сказал хозяевам заложников, те взяли собак и быстро догнали пленников. Им снова надели кандалы и не снимали их даже ночью. Вместо сарая заложников посадили в в яму аршин пяти глубиной. Жилин всё равно не отчаялся. Всё думал, как ему убежать. Спасла его Дина. Ночью она принесла длинную палку, спустила её в яму, и по ней Жилин вылез наверх. А Костылин остался, не захотел убегать: испугался, да и сил не было.

Жилин отошёл подальше от деревни и попытался снять колодку, но у него ничего не получилось. Дина дала ему в дорогу лепёшек, и заплакала, прощаясь с Жилиным. Он был добр к девочке, и она к нему очень привязалась. Жилин уходил всё дальше и дальше, хоть колодка очень мешала. Когда силы закончились, он пополз, так и дополз до поля, за которым были уже свои, русские. Жилин боялся, что его заметят татары, когда он будет пересекать поле. Только подумал об этом, глядь: налево, на бугре, десятинах в двух от него, стоят трое татар. Увидали они Жилина и бросились к нему. Так сердце у него и оборвалось. Замахал Жилин руками, закричал что было духу своим: «Братцы! Выручай! Братцы!». Услыхали Жилина казаки и бросились наперерез татарам. Испугались татары, не доехав до Жилина стали останавливаться. Так и спасли казаки Жилина. Рассказал им Жилин о своих приключениях, а потом говорит: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя». Остался Жилин служить на Кавказе. А Костылина только через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

Читательский дневник по рассказу «Кавказский пленник» Саши Чёрного

Название: «Кавказский пленник»

Число страниц: 10.

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: девочки Катя и Валя, мальчик Миша, собака Тузик.

Второстепенные герои: дворник Семён, мама.

Характеристика главных героев:

Катя и Валя — сёстры, эмоциональные и впечатлительные.

Находчивые. Решили поиграть в игру из книги.

Мишка — добрый, доверчивый. Сын дворецкого.

Сообразительный. Весь вечер просидел в яме.

Тузик — весёлый, озорной пёс.

Характеристика второстепенных героев:

Семён — дворник. Степенный, рассудительный.

Мама — добрая, любящая.

Краткое содержание рассказа «Кавказский пленник»

Как-то раз, в самом разгаре весенней поры, две девочки Катя и Валя прочли одноимённое произведение Льва Толстого о русском офицере, попавшем в плен.

Они настолько прониклись рассказом, что решили тоже попробовать поиграть.

На роль пленного девочки уговорили мальчика Мишу, который с азартом принялся скакать на палке.

Он должен был изображать Жилина.

Костылиным же стал Тузик.

Мишу и Тузика посадили в яму и кормили пирожками.

Это оказалось так интересно, что девочки тоже залезли в яму и просидели в ней до самого вечера.

На деревянной дощечке они нацарапали требование выкупа и передали его дворнику.

Но тот ничего не понял.

До самой ночи играли дети.

Только потом их нашла мама и увела ужинать.

План рассказа:

  1. Весна в саду.
  2. Рассказ Толстого.
  3. Жилин и Дина.
  4. Планы сестёр.
  5. Мишка на палке.
  6. Пленники в яме.
  7. Требование выкупа.
  8. Пирожки.
  9. Всё в яме.
  10. Мама.

Основная мысль произведения «Кавказский пленник»:

Главная мысль рассказа заключается в том, что нужно уметь сохранить в себе детскую беззаботность.

Основная идея автора заключается в том, что если сегодня что-то кажется грустным и ужасным, то завтра оно может показаться сущим пустяком.

Чему учит произведение

Рассказ учит нас тому, что следует радоваться жизни, простым мелочам, не печалиться из-за пустяков.

Учит играть, дружить, фантазировать.

Учит сопереживать героям книг.

А также, что никогда не стоит принимать всё близко к сердцу.

Краткий отзыв по рассказу «Кавказский пленник» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я радовалась вместе с его героями спасению пленников из ямы.

Пусть это была просто весёлая детская игра, но её цель была благородной.

Этот рассказ оказался и занимательным, и весёлым.

Автору удалось создать атмосферу счастливого беззаботного детства, полного впечатлений и фантазий.

Мне очень понравились главные героини рассказа, девочки Катя и Валя.

Они прочитали книгу Льва Толстого и близко к сердцу приняли судьбу героев.

Старшая девочка, Валя, чуть не заплакала.

Эта увлекательная игра имела благородную цель, а потому казалась детям такой интересной.

Они так заигрались, что не заметили, как наступил вечер.

Я всем советую прочитать этот добрый рассказ, чтобы почувствовать себя спасителем несчастных пленников.

Словарь неизвестных слов:

  • Кукситься — хмуриться.
  • Терракотовый — красно-коричневый оттенок.
  • Гичка — узкая морская шлюпка.
  • Фельдфебель — звание офицера в период Царской Руси.
  • Флигель — пристройка к дому.

Библиотека произведений автора пополняется.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: