Краткое содержание
В некотором царстве давным-давно жил «могучий царь, по имени Демьян Данилович»
. Было у него три сына: Клим, Петр и Иван. Царь очень гордился своим чудесным садом, в котором росла яблоня с золотыми яблочками. Однажды Демьян Данилович не досчитался яблочек и повелел своим сыновьям отыскать вора. В награду он пообещал выделить половину царства, а после своей смерти – и все царство.
Братья «уговорились Поочередно в сад ходить, и ночь не спать, и вора сторожить»
. Вот только Клим и Петр не выдержали, да и уснули на своем посту, и лишь Иван оставался всю ночь бодрым. Он заметил, как яблоней лакомилась Жар-птица. Царевич попытался было поймать волшебную птицу, но она вырвалась, оставив лишь перо.
Узнав об этом, царь Демьян решил «добыть Воровку яблок, чудную Жар-птицу»
. Он послал за ней сыновей, пообещав половину царства тому, кто ее достанет. По дороге Иван встретил Серого Волка, который съел его коня, но стал служить царевичу верой и правдой. Он привез Ивана к огражденному саду, в котором жила Жар-птица, но наказал ни в коем случае не трогать ее клетку.
Царевич позабыл о наставлении Серого Волка и взял клетку. Тут же «громкий поднялся звон, и сторожа проснулись, и в сад сбежались»
. Они привели Ивана к владельцу сада – царю Далмату. Тот согласился помиловать наглого вора, но только если тот приведет к нему коня Золотогрива, что принадлежал царю Афрону. Серый Волк привез Ивана к Афрону, и велел ни в коем случае не трогать уздечку коня. Иван ослушался его, и был пойман царскими стражниками. Афрон пообещал никому не рассказывать о краже, если Иван привезет ему Елену Прекрасную, дочь царя Касыма.
Серый Волк выкрал из царских чертогов Елену Прекрасную и путем превращений сделал так, что у Ивана осталась и полюбившаяся ему царевна, и Золотогрив, и Жар-птица. На прощание волк дал царевичу совет: «Будь осторожен, люди злы; и братьям родным не верь»
. Клим и Петр, увидав, с какими сокровищами вернулся Иван, из зависти убили младшего брата.
Спас Ивана верный Серый Волк, который оживил его при помощи живой и мертвой воды. Он предупредил царевича, что в последний раз служит ему. Волк рассказал, что братья его мертвы, а Золотогрив, Жар-птица и Елена Прекрасная похищены Кощеем. Тайна смерти Кощея была известна лишь Бабе-Яге, и друзья отправились к ней. По дороге Иван хитростью раздобыл у леших скатерть-самобранку, шапку-невидимку и драчун-дубинку.
От Бабы-Яги Иван узнал, что смерть Кащея надежно спрятана: «на острове великом на Буяне есть старый дуб; под этим старым дубом Зарыт сундук, окованный железом; в том сундуке лежит пушистый заяц; в том зайце утка серая сидит; а в утке той яйцо; в яйце же смерть Кощеева»
.
Ивану Царевичу удалось преодолеть все преграды на своем пути: победить Кощея, вызволить Елену Прекрасную и вернуться в родное царство. Он обвенчался с Еленой и после смерти отца взошел на престол. Серый Волк стал жить во дворце и пользоваться большим почетом. Он «нянчился с его детьми, сам, как дитя, резвился с ними»
, выучил их грамоте, давал ценные наставления. Вскоре после смерти Ивана Демьяновича, скончался и его верный друг и соратник Серый Волк.
И что в итоге?
Иван Царевич — побеждает Кощея, вызволяет Елену Прекрасную, венчается с ней и после смерти отца занимает престол.
Серый Волк — остаётся на всю жизнь при дворе и пользуется большим почётом.
Елена Прекрасная — становится женой Ивана Царевича.
Заключение
В своем произведении Жуковский не только описывает сказочные события, но также в мягкой форме дает наставления маленьким читателям: прислушиваться к дельным советам, не доверять подлым людям, ценить настоящую дружбу.
После ознакомления с кратким пересказом «Сказке о Иване Царевиче и Сером Волке» рекомендуем прочесть сказку в полной версии.
Тест по сказке
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Арина Терехина
9/10
-
Виктор Багаев
8/10
-
Денис Бедарев
10/10
История создания
Идет 1823 год. Александр Сергеевич Пушкин находится в далекой и очень тяжелой для него Южной ссылке. Он официально служит у генерала Инзова в кишиневской канцелярии, где переводит бессарабские документы с французского на русский язык. Работа нудная, неинтересная.
И хотя к Пушкину относились положительно, даже снисходительно, по-отечески, все же отдаленность от дома, рутинность, вынужденная служба были ненавистны пылкому поэту. Он отчаянно хотел домой и воспринимал свое вынужденное отчуждение тяжелым, невыносимым заключением.
Именно там в таком психологическом состоянии великий гений написал «Птичку».
Отправляя свое творение Гнедичу, Пушкин сопроводил его пояснением о старинном русском обычае в Святую Пасху отпускать на волю маленьких птичек.
Наверное, автор сам представлял себя пташкой, которой вдруг открыли клетку. Стихотворение напечатали в год написания.
Анализ стихотворения Жуковского «Жаворонок»
Стихотворение «Жаворонок», датируемое 1951 годом, относится к поздней лирике В.А. Жуковского. Оно входит в цикл детских произведений, написанных для маленькой дочери поэта. В этом пласте творчества Василия Андреевича отразились элементы русского фольклора, но идея анализируемого стиха выглядит сложнее.
Тема произведения – приход весны. Автор показывает пробуждение природы, утверждает божественное происхождение мира. Тематическо-идейное звучание раскрывается посредством образа жаворонка.
В начале произведения автор создает лаконичный весенний пейзаж: лес, освещенный солнечными лучами и тонкий белый пар в долине. Небо также сменило цветовую гамму, стало лазурным. На этой прекрасной картине природы появляется образ жаворонка, маленькой птички, которая в русской культуре символизирует приход весны, пробуждение природы. Кажется, птичка купается в небесной лазури. Жуковский выделяет жаворонка на общей панораме природы, говоря, что тот «сверкает на солнце».
Жаворонок поет о приходе весны, о свободе и воздушности, которые ему дарит вышина. С высоты птичка может видеть «весь божий мир». Он прославляет Бога, автор намекает, что в этой песни предано и человеческое отношение к высшим силам. Всемогущая сила творца вечная, она не зависит от человека, но дарует ему радость. Таким образом, в детском стихотворении поднимается «взрослая» проблема Бога и человека, мировой гармонии.
Последние строки передают восторг, переполняющий маленького певца, а вместе с ним и автора стихотворения. Завершающий катрен написан от первого лица, а именно от жаворонка. Но воспринимая стихотворение целостно можно заметить, что речь в последних строках принадлежит и лирическому герою.
Главное художественное средство стихотворения «Жаворонок» – метафора, с помощью которой птичка очеловечивается, символический образ усложняется. Так как произведение детское, оно простое не отличается изобилием и сложностью художественных средств. Среди них традиционные метафоры («весна пришла», «славит бога песнь»), эпитеты («весна молодая», «божий мир»). Особую роль в тексте произведения играют лексемы обозначающие цвета и звуки, которые передают весеннее настроение.
Интонационный рисунок произведения плавный, спокойный, дополняет весеннюю атмосферу. Автор позволяет себе добавить восклицательное предложение, чтобы выразить восторг от радостных перемен в природе.
Произведение состоит из трех катренов с перекрестной рифмой. Композиция соответствует содержанию. Первая строфа отображает пейзаж, где автор «знакомит» с жаворонком, вторая и третья передают песню маленькой птички. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Особенности ритма помогают воспроизвести веселую весеннюю трель жаворонка. Незамысловатое строение характерно для детской поэзии.
Несмотря на то, что стихотворение «Жаворонок» – детское произведение, по глубине мысли и характеру идейного звучания его можно отнести к «взрослой» пейзажной лирике с элементами философской поэзии.
Анализ стихотворения Жуковского «Ночь» Анализ стихотворения Жуковского «Песня (Когда я был любим…)» Анализ стихотворения Жуковского «Цветок» Анализ стихотворения Жуковского «Желание»
Сколько зараженных коронавирусом в Жуковском?
Количество зараженных на территории нашей страны растет с каждым днем. Жуковский не стал исключением. Первые случаи коронавируса были выявлены у людей, недавно вернувшихся из стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой. В связи с тем, что инкубационный период инфекции может достигать 14 дней, эти люди чувствовали себя совершенно здоровыми, и часто не ограничивали свои контакты. В результате, ни один житель Жуковского не может быть застрахован от заражения.
462(+4) Случаев зараженияПока ученые не создали эффективную вакцину и лекарство от COVID–19, чтобы защитить себя, следует предпринимать такие меры:
- Соблюдать режим самоизоляции — отказаться от посещения общественных мест, ограничить контакты с другими людьми, не выходить из дома без необходимости;
- Проводить регулярную гигиену и санитарную обработку рук и поверхностей;
- При появлении симптомов респираторного заболевания немедленно позвонить на горячую линию или вызвать врача на дом;
- Внимательно следить за последними новостями в Жуковском и стране.
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Анненского Среди миров
И. Анненский – практически не признанный при жизни поэт Серебряного века. Его стихотворения известны широкой публике, однако не все знают, что именно его рукой были написаны многие замечательные строчки.
- Анализ стихотворения Есенина Вижу сон дорога черная
В этом стихотворении, которое написано с элементами русского фольклора, поэт высказывает свою боль, радость, неудержанную прыть, любовь к женщине, которая его предала, но она его очаровала и заворожила.
- Анализ стихотворения Пушкина Цветок
Огромное количество произведений русских писателей и поэтов содержит упоминания о растениях. Среди них ярким пятном выделяется изображение цветов, которые в разных своих проявлениях — формах, цветовых оттенках,
- Анализ стихотворения Некрасова Где твое личико смуглое
Некрасов написал различного жанра стихи, трагические и задорные, о страданиях и о надеждах. Его произведение «Где твое личико смуглое» относится к любовно-романтической поэзии, так как говорит о чувствах, расставании, одиночестве.
- Анализ стихотворения Тютчева В небе тают облака
Тютчев считается одним из самых известных и талантливых поэтов своего времени в России. Как и много других поэтом он уделяет много времени в своём творчестве для написания произведений касающихся красоты родной природы.
Сюжет
Однажды скучающий монарх решил проверить преданность своих поданных. Сбросив с высокой горы в бушующее море золотой кубок, он предложил своим рыцарям продемонстрировать смелость и достать его. Однако среди многочисленной свиты не нашлось такого смельчака – море в этом месте было таким коварным и беспощадным, что с легкостью уносило на дно целые корабли, не говоря уже о человеческих жизнях.
Неожиданно перед правителем выступил юный паж. Не проронив ни слова, он сбросил с себя одежду и подошел к обрыву. Толпа в оцепенении взирала на безумца, который перед роковым прыжком принялся молиться небесному покровителю, прося о пощаде. Юноша сделал решающий шаг в бездну, и все вскрикнули от ужаса – никто не сомневался, что паж разбился об острые скалы и утонул в бушующих волнах.
К удивлению собравшихся море ненадолго затихло, затем с удвоенной силой забурлило, и из морских недр поднялся мощный поток в густой белой пене. В центре потока виднелся живой и невредимый юноша с кубком в руках. Преодолев высокие волны, он благополучно выбрался на берег. От перенесенного напряжения паж едва держался на ногах, но, все же, он нашел в себе силы подойти к правителю, опуститься на одно колено и вручить ему золотой кубок. Юноша торжественно произнес, что избавился от страха смерти только ради его величества.
Дочь монарха преподнесла юноше кубок вина. Когда он немного пришел в чувство, то рассказал обо всем, что ему довелось увидеть на морском дне, а также о том, как он спасся благодаря сильному морскому водному вихрю, который буквально вытолкнул его на поверхность.
Рассказы юноши так заинтересовали повелителя, что он приказал ему вновь прыгнуть со скалы. В этот раз в качестве награды он пообещал золотое кольцо с драгоценными камнями – так ему хотелось услышать новые истории о морских обитателях. Молодая царевна принялась умолять отца пожелать пажа и отказаться от этой жестокой затеи. Однако монарх, привыкший, чтобы все его прихоти незамедлительно исполнялись, оставался непреклонным. Он бросил в морскую пучину золотой кубок, и добавил, что в качестве награды паж получит, помимо кольца, и царскую дочку в придачу.
Юному пажу не оставалось ничего иного, как вновь броситься в бушующие волны. Море вновь затихло на мгновенье, и забурлило с новой силой. Вот только в этот раз юноше не удалось выбраться на поверхность…
Жаворонок
Когда вы умолкнете и выберете несколько минут, чтобы выслушать мой рассказ, окликните меня, и я вам все объясню. Вы мне сами скажете, когда можно будет начать.
Так вот. Кто не заслушивался трелями жаворонка? Наверное, каждый когда-то в своей юности радостно выходил с первым лучом из дома, шел заросшей межой за село, любовался окрестностями, вдыхал запахи некошеной травы и видел, как сквозь сетку легких утренних облаков брезжут солнечные лучи, как колеблется от дыхания ветра стебелек с еще не высохшей
росой, а где-то вблизи курлычет ручей, совсем неслышный в иное время. Широко стелется поле, колышется рожь, и эти просторы не измерить, не охватить взором.
И вдруг где-то над головой у вас раздастся нежный и звонкий голосок, он слышится все яснее, и, если вы постараетесь всмотреться в высь, вам удастся рассмотреть крошечную серую птичку. Это не кто иной, как жаворонок. Так вот, где же зимует этот крохотный степной певун?
Оказывается, жаворонки проводят зиму в прибрежных камышовых зарослях огромного степного озера Маныч-Гудило, которое лежит на границе Калмыкии, Ростовской области и Ставропольского края. А узнал я об этом во время своих скитаний по Калмыкии.
Когда слышишь от других, как они ездят по не укатанной после дождей дороге, может создаться впечатление, что успех будет зависеть от твоего искусства примениться к трудным условиям путешествия. Но все это гораздо сложнее.
Окрестности давно обезлесели, обезлюдели, и мысль, что ты один в своем пути, может обезумить и устрашить кого угодно. В каждой кочке тебе чудится не кто иной, как шакал, не раз ты оглядываешься в надежде увидеть что-нибудь ободряющее. Но вокруг пустые, безлюдные места, и ничто иное не остановит твой взгляд.
После долгого пути я обессилел, почувствовал недомогание, уже несколько ночей я недосыпал, а до места надо было добираться еще долго. Мне нездоровилось, и я решил отдохнуть. Материал с сайта
Я расположился на берегу озера. Мне удалось кое-как постлать себе под бок сухого камыша и прилечь. И вдруг мне чудится, что я в родных местах. Лежу в душистом сене, мне дремлется, а надо мной щебечет, заливается жаворонок.
Я опомнился. Что же это — бред? Этого еще недоставало! Я приоткрыл глаза и обозрел невеселую местность. Запаха сена как не бывало, но пенье жаворонка не прекращалось.
Мне все еще не верилось, что это был наш родной, степной певун, но впоследствии я мог в этом убедиться много раз, потому что еще долго пришлось пребывать у озера Маныч-Гудило.
На этой странице материал по темам:
- кто не заслушивался трелями жаворонка!
- После долгого пути я обессилел почувствовал недомогание уже несколько ночей я недосыпал а до места надо было добираться еще долго
- когда вы умолкните
- сочинение жаворонок
- сочинение степной жаворонок
«Жаворонок» В.Жуковский
На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая: Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Здесь так легко мне, так радушно, Так беспредельно, так воздушно; Весь божий мир здесь вижу я. И славит бога песнь моя!
Анализ стихотворения Жуковского «Жаворонок»
Произведение входит в небольшой цикл детских стихотворений, которые посвящены сыну и дочери поэта. Если в коротких поэтических текстах «Птички», «Котика и козлика» явно прослеживаются фольклорные истоки, то природа идейно-образной структуры «Жаворонка», созданного в 1851 г. выглядит более сложной.
Тема стихотворения — зарождение весеннего дня. Интересно, что пейзажной зарисовке посвящено только первое двустишие: в нем выделяются перемены света и цвета, вызванные восходом солнца. Лес «зардел», густые сумерки сменились белесым паром, оттенок неба приобрел ясный светло-синий цвет — утреннее преображение мира выражено лаконично и просто.
Визуальная картина, подкрепленная колористической лексикой, дополняется звуковым образом — «песней ранней» жаворонка. Птичья трель далеко слышится в утренней тишине, на что указывают определения «звонкий», «голосистый». Пению маленькой птички отводится значительная роль в природной зарисовке. Лирический герой воспринимает птичьи трели как символ весны «молодой», а пернатого певца — как вдохновенного вестника, возвещающего о добрых переменах. Образ жаворонка исполнен гармонии: блеск оперения, освещенного солнцем, вписывается в общий радостный колорит пейзажа.
При помощи образа жаворонка, парящего далеко в небе, меняется позиция лирического «я». «Вышина» — пейзаж виден именно с этой точки. Последний катрен начинается с безличного предложения, передающего восторг перед бескрайними просторами, хорошо видными сверху. Четыре однородные наречия, аккумулированные в пределах одного предложения, призваны изобразить силу эмоций, переполняющих певца.
В завершающих строчках появляется личное местоимение «я». Речь, идущая от первого лица, принадлежит антропоморфическому образу жаворонка, но может быть отнесена и к лирическому герою. Последний также вдохновлен увиденной картиной пробуждения природы и воспевает приход весны.
Финальное двустишие содержит заветную мысль лирического героя: мудрость божественного начала — залог всеобщей гармонии. Восторгаясь весенней красотой, автор восславляет и всемогущую вечную силу, под патронатом которой происходят чудесные метаморфозы.
Сходная трактовка главного образа возникает в стихотворении «Приход весны», появившемся на 20 лет раньше «Жаворонка». Певчая птичка символизирует не только пробуждение природы, она причастна к горнему миру, которым очарован лирический герой.
Вариант №2
Стихотворение было написано Жуковским в 1851 году. В нем описывается раннее утро, о приходе которого и сообщает жаворонок. Песнь жаворонка поэт описывает, как звонкую и голосистую. Общее настроение у стихотворения – радостное, счастливое, переполненное эмоциями от того, что пришла весна.
Если обратиться к тексту, то в первой строфе читается превосходство светлых красок над темными — лес «зардел», то есть стал румяным от лучей утреннего солнца. Опираясь на общую мысль стихотворения о приходе весны, можно отметить, что под темным подразумевается еще и зима, а под красными оттенками – красавица-весна. Ведь в фольклоре весну часто называют «Весна-красна». Если анализировать текст еще глубже, то превосходство светлого над темным – это победа жизни над смертью. Все ожило с наступлением утра, приходом весны и, в целом, жизнь по законам мироздания господствует над покоем.
Вообще первая строфа полна красок – «темный», «зардел», «белеет», «лазури». Цвета все яркие, праздничные — лес стал розовым, долина белая, а небо ясно-голубое. Жаворонок радостно вещает с небес о наступлении тепла: «Я здесь пою приход весны». И это уже второе четверостишье. Поэт и жаворонка делает нарядным, говоря, что он сверкает на солнышке. В мифологии жаворонок считается Божьей птицей. По легенде, когда Бог создавал все живое, он подбросил вверх кусочек земли и тот превратился в серую птицу жаворонка. Он всегда был близок к Богу – во время распятия вытаскивал колючки из тернового венца Христа, рассказывал Деве Марии вести о сыне, утешал ее и предзнаменовал о воскресении Иисуса. За это он был взят на небо. Вот почему в третьей строфе Жуковский пишет:
Весь божий мир здесь вижу я. И славит Бога песнь моя.
По другим поверьям ангелы держат жаворонка на руках и он зимует в небе. Но, как только ударяют первые молнии, небеса открываются и ангелы отпускают жаворонка в полет. По стихотворению, жаворонок уже парит в небе, это значит, что молнии уже ударили, значит, весна пришла. Состояние птицы описывается, как легкое, светлое, счастливое и спокойное. Он как будто сам выступает в роли ангела – ему «радушно» на небесах, он восхваляет Бога и «воздушно» парит в небе.
Если остановиться подробнее именно на песне, то во второй строфе жаворонок сообщает о том, что он поет «приход весны». Однако в третьей строфе птица говорит, что «славит бога». Получается, песнь одна – и о весне и о Боге. Вот еще одно доказательство того, что смысл стихотворения очень глубокий – победа жизни над смертью чувствуется с первых строчек (примеры уже приводились) и завершается в последней. Ведь Иисус тоже воскрес, тем самым победив смерть.
В стихотворении встречаются эпитеты: тонкий пар, ранняя песня, божий мир. Метафора — молодая весна. Олицетворение – приход весны.
Часто повторяются согласные звуки «С», «Р», «Л», — используется аллитерация. Ассонанс тоже есть – повтор «А», «Е», «И», «О».
Стихотворение В. Жуковского наполнено очень глубоким смыслом, который можно прочесть между строк. А используемые средства выразительности делают текст ярче и понятнее читателю.
Читать по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Фантазия Фета Невозможно представить лирику А. А. Фета без сочетания тем природы, любви и человека в их гармоничном единстве. Еще одним доказательством этому является его стихотворение «Фантазия».
- Анализ стихотворения Забелелся туман за рекой Сологуба В стихотворении «Забелелся туман за рекой…» поэт-символист Федор Сологуб приглашает читателя в свой особый мир – мир тончайших оттенков чувств и красок, мир неведомого и невыразимого.
- Анализ стихотворения Тютчева Силентиум Silentium (Молчание) Федор Иванович(1803-1873) изначально занимался деятельностью дипломата (образование получено в МГУ), он писал стихотворения для себя, находил успокоение и выплеск эмоций в приятном занятии. Но все же, он начал публиковать свои творения
- Анализ стихотворения Пушкина Я пережил свои желанья Свое произведение «Я пережил свои желанья» А.С. Пушкин написал в 1821 году, когда он находился в южной ссылке. Это время оказалось сложным периодом для поэта, поскольку обстоятельства жизни
- Анализ стихотворений Майкова
Читательский дневник по сказке «Иван-царевич и Серый Волк» Жуковского
Сюжет
У царя Демьяна вор взялся по ночам таскать из сада золотые яблочки. Старшие царевичи проспали воришку, а младший Иван чуть не поймал – это была Жар-птица. За ней отец отправил сыновей, обещал награду. У Ивана на распутье коня загрыз Серый Волк, а взамен «верой и правдой» стал служить царевичу сам.
Вместе добыли они Жар-птицу, коня Золотогрива, Елену Прекрасную. По пути домой злые братья убили Ивана. Только вот их самих убил Кощей, а все царство околдовал сном. С помощью мертвой и живой воды Волк вернул царевича к жизни. Тот выведал у Бабы Яги, что смерть Кощея – в яйце, заполучил его. Прикончил злодея, вызволил невесту, отпраздновал с очнувшейся родней свадьбу. Волка взяли во дворец, там он присматривал за царскими детишками, записал все приключения своей жизни.
Картинка к сочинению анализ стихотворения Жаворонок
Стихотворение «Жаворонок» входило в книгу Жуковского, посвященную детям. Сам автор называл ее «педагогической поэмой». Она посвящена была и обучению азбуке, счету. Стихи, вошедшие в нее – это произведения, прививающие чувство прекрасного и воспитывающие любовь к родному краю.
Василий Андреевич был одним из числа первых литературных деятелей в России, которые обратились к романтизму и природной лирике. Причем, произведения Жуковского отличаются тем, что им замечены были красота и величие в простом, обыденном. А главное – в нашей родной культуре.
Стихотворение «Жаворонок» описывает один из тех дней, которые переживаем мы из года в год. Это для нас привычно и, казалось бы, нет ничего особенного. Но, поэт увидел чистую и гармоничную красоту в этой простоте.
Начинается описание этого дня с восхода солнца – зардел темный лес. Наступает новый день. Наступает торжественно и завораживающе красиво. Над долиной поднимается утренний пар. Наверняка, стоит тишина. Но вот, раздается звонкая песня жаворонка.
Он возвещает и наступление утра, и – приход весны, как написано в произведении. Эпитеты, которые использовал автор, подчеркивают еще больше все великолепие картины. А вместе с песней этой ранней пташки начинает радоваться душа. Это звучит во всех строках стихотворения. Видно, что у писателя было приподнятое настроение.
Кажется, что и сам он ликует вместе с жаворонком, возвещающем радостное событие. Еще, это стихотворение пробуждает чувство необъятности мира и осознание великолепия родной природы. Птичке легко и свободно в небесной лазури, откуда виден весь свет. Он доволен своим существованием и тем, что может видеть, летать на приволье, петь. И, за все это он славит бога.
Произведение призывает почаще обращать внимание на окружающую нас красоту и радоваться тому, что мы видим и тому, что можем сделать
Природа весной в стихах В. Жуковского: анализ стихотворения «Приход весны»
Анализ стихотворения «Приход весны»
Весенняя природа вдохновляла многих талантливых поэтов, в том числе и В. А. Жуковского, который посвятил этому чудесному явлению стихотворение с символичным названием “Приход весны”.
В своем творении, поэт не только передает восхищение чудесными мгновениями весенней поры, всего в нескольких строчках он показывает бесконечную красоту и блаженство, дарованную нам природой.
Стихотворение раскрывает сразу несколько актуальных тем — весна природ и весна жизни человека. И несмотря на кажущуюся банальность такого обращения, каждый попадает под влияние расцветающего сезона, порой любуясь его красотой время от времени.
Сталкиваясь с весенней порой мы всегда выбираем что-то свое, близкое по душе. Взор автора пал на цвет поля, песню птицы, прелесть дождя, игру солнечных лучшей, отражающихся от воды. Столь скромный набор не сможет описать всю красоту пробуждающей природы, но останется хорошим основанием для развития собственных представлений.
И в то же время, каждое слово передает нам глубокое понимание о непостижимом великолепии весны. Зелень нивы говорит о красоте и широких просторах русских полей, перед грядущим сбором урожая. Этот цвет всегда сопровождается весенние картины, отражает их естество. Лепет рощи, чудесный, чуть слышный звук, успокаивающий любого, кто пожелает к нему прислушаться. Упоминая трепет жаворонка, Жуковский устремляет взор читателя ввысь, показывая радостную песнь маленькой птички. По мнению поэта, весна, подобна жизни бессмертной составляющей человека — души. Так же бессмертна природа, возрождающая каждую весну после долгой зимней спячки. Глубокий смысл стихотворению придает всего несколько риторических вопросов, тактично поставленных автором.
Читая это стихотворение, каждый вольно или невольно задается этими вопросами, не стремясь услышать ответ
Важно лишь то, какие ощущения они взывают, как читатель их видит внутри себя. Таким образом В
А. Жуковский открывает путь к познанию одной из сторон личности, через лицезрение природы.
План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Урок литературного чтения во 2 классе по программе «Школа 21 века» Василий Андреевич Жуковский «Жаворонок»
Учитель: Довбня Светлана Александровна
Предмет: Литературное чтение. 2класс. УМК «Школа 21 века»
Тема урока. В.Жуковский «Жаворонок»
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель: Создать условия для формирования коммуникативной компетенции через освоение лирики Василия Жуковского, развитие умения анализировать стихотворение, что будет способствовать воспитанию любви к родине, природе.
1. Формирование культуры восприятия поэтического слова.
2.Развитие эмоциональной отзывчивости, умения чувствовать настроение лирического произведения.
3.Развитие умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, услышанному.
освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира.
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «родина», «природа».
2. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
1. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
2. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
3. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
4.Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Оборудование: учебник, презентация, аудиозапись стихотворения.
Психологический настрой на урок.
Попытайтесь почувствовать самого себя, а я помогу вам музыкой. (песня жаворонка).
Кто попробует назвать своё чувство одним словом. (спокойное, тёплое, доброе, радостное….)
Мне бы очень хотелось, чтобы этот урок принёс вам радость общения и познания. Пусть он наполнит ваши сердца тёплыми чувствами. Я желаю вам успеха.
Пение какой птицы звучало? (жаворонка)
Почему именно его пение я выбрала?
Определение темы урока, цели, составление плана урока.
1. Знакомство с русским поэтом В.Жуковским.
3.Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
4.Выразительное чтение стихотворения.
7. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
Какой темп нужно выбрать для чтения: медленный, средний, быстрый?
8. Выразительное чтение стихотворения.
Помните о том, что при чтении хороший читатель вкладывает в чтение произведения свое настроение, свое чувство.
О чём же это стихотворение? (о любви к Родине, природе).
Описывая природу родного края на самом деле поэты признаются в любви родине.
Ребята, а природа нашей Кулунды достойна того, чтобы о ней писать?
Может кто-то из вас знаком с творчеством кулундинских поэтов?
(прочесть любое стихотворение местных поэтов о родине)
9. Итог урока. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы с вами наблюдали за тем, что рисуя картину природы, автор не только оценивает её, но и передаёт нам своё настроение. И настроение это может быть очень не простым. Но настоящий читатель должен уметь это настроение вычитать.
Что для вас слово «Родина»?
Что значит «любить Родину»?
Как можно выразить свою любовь к Родине?
Спасибо за урок!
Д/задание: выразительное чтение стихотворения В.Жуковского, по желанию — выучить наизусть.