Краткое содержание повести «Метель» подробно по частям
В оригинале у произведения нет деления на части или главы. Мы поделили произведение на смысловые части для удобства восприятия текста.
1. Тайные свидания и «запретная любовь»
Заканчивается 1811 год. Владелец крупного поместья Гаврила Гаврилович радушный хозяин вместе с женой и дочерью Марьей Гавриловной часто принимает в стенах своего имения благородных и чинных гостей.
Большинство из них приезжают полюбоваться богатой невестой Марьей. Но знатные женихи не интересны семнадцатилетней девушке, она влюблена в бедного прапорщика Владимира Николаевича, и он отвечает ей взаимностью.
Родители девушки категорически против союза влюблённых. И молодые люди решили обойтись без их благословения. Они задумали венчаться тайно и после броситься к ногам родителей, которые будут вынуждены смириться с фактом.
2. Побег Марьи из родительского дома
Начался 1812 год. Венчаться тайные жених и невеста должны были в Жадрино. В назначенный день за Марьей Гавриловной Владимир обещал прислать сани, чтобы отвезти её в церковь, где будет её ожидать. В последний вечер дома Марья Гавриловна была беспокойна, собирала вещи, писала родителям письма.
Перед самым рассветом удалось взволнованной невесте заснуть, и привиделся ей жуткий сон, в котором она видела то себя, брошенную отцом в подземелье, то своего Владимира умирающего, окровавленного. В ночь побега на дворе поднялась небывалая метель, но, как и было обговорено, Марья Гавриловна села в приготовленные для неё сани и отправилась в церковь.
Владимир же перед венчанием долго уговаривал священника, после встречался с другом, а, отправившись в церковь, заплутал из-за непогоды и сбился с пути.
3. Роковое венчание
Марья Гавриловна ожидала Владимира Николаевича в церкви, а он заблудился и не мог найти дороги. Из-за метели у церкви остановился молодой гусар Бурмин. Только он зашёл внутрь и увидел, как в полумраке церкви на лавочке сидит молодая барышня, как его стали торопить к венчанию, приняв за опаздывающего жениха.
Сам не понимая почему, Бурмин не возражал происходящему. Венчание состоялось, но, когда молодым предложили поцеловаться, девушка, взглянув на Бурмина, с ужасом осознала, что жених не тот. Марья упала в обморок, Бурмин уехал прочь. Настоящий жених проездил по округе всю ночь в поисках дороги, а, когда добрался до Жадрино, двери церкви уже были заперты, а его Марья обвенчана с незнакомцем.
4. Гибель Владимира и тяжелая болезнь Марьи
Марья Гавриловна после ночного венчания возвращается домой. Родители и не заметили её отсутствия, но девушка от нервных переживаний тяжело заболела и находится на краю гибели. Увидев страдания дочери, Гаврила Гаврилович, оставив предрассудки, решает не противиться выбору её сердца и пытается пригласить Владимира в свой дом, чтобы дать согласие на брак молодых людей.
Но возлюбленный Марьи Гавриловны заявляет, что ноги его не будет в их поместье, так как его любимая обвенчана с другим. Раздавленный горем, Владимир Николаевич отправляется на фронт, где погибает во время сражения. Марья Гавриловна хранит о любимом светлую память, и не торопится выйти замуж.
5. Новая встреча с Бурминым — счастливый конец несчастьям Марьи Гавриловны
После смерти отца Марья и Прасковья Петровна переехали в другое имение. В поместье, находившееся неподалёку от нового дома, где поселилась Марья Гавриловна, прибыл молодой и успешный полковник Бурмин. Молодые люди полюбили друг друга.
Бурмин признавшись в своих чувствах, рассказал Марье, что не может на ней жениться, так как женат и сам не знает на ком. Выслушав его историю, Марья Гавриловна признаётся, что она и есть та самая «неизвестная» невеста. От избытка чувств Бурмин падает к ногам своей возлюбленной.
Краткое содержание
1811 год подходил к концу. У Гаврилы Гавриловича Р. есть собственное поместье в Ненарадове. К радушному человеку постоянно приезжают гости. Некоторые из них не могут налюбоваться дочерью состоятельного мужчины – Машей, которая зачитывается романами французских авторов. Она влюблена в бедного прапорщика Владимира Николаевича.
Родителям Маши не нравились эти отношения. Влюбленным приходилось устраивать тайные встречи и переписываться. Намечалось их секретное венчание. Затем они хотели поставить родителей Марьи Гавриловны перед свершившимся фактом, надеясь на их прощение и благословление.
Наступила долгожданная ночь. Маша скрытно дошла до саней и поехала в Жадрино. Там находилась церковь, где должно было пройти тайное венчание.
Перед побегом девушке было трудно уснуть. Она занялась сбором вещей и написанием прощальных писем, которые должны были получить ее родители и подруги. Скоро взойдет солнце. Марья ненадолго уснула. Во сне к ней явились пугающие видения. В них она увидела отца, узнавшего о побеге, после чего девушка не могла выбраться из темного подземелья. Затем она увидела во сне окровавленного, умирающего Владимира.
Марья Гавриловна ехала навстречу своей судьбе во время метели.
Священник из Жадрино поддался на уговоры жениха и согласился тайно венчать молодых людей. Прапорщик и его друг ночью отправились в церковь во время сильной метели. Они заблудились и прибыли на место ранним утром, но в церкви никого не было.
Из-за сильной горячки девушка слегла. В течение двух недель она балансировала на грани жизни и смерти. О том, что Маша хотела устроить побег, ее родители не знали. Девушка бредила. Мама догадалась, что возлюбленного дочери зовут Владимир Николаевич.
Отец и мать Маши посоветовались и благословили ее на бракосочетание, о чем стало известно жениху. Но он в странном письме написал, что не посетит их дом и не собирается жениться на дочери помещика.
Прапорщик был участником войны 1812 г. Маша старалась о нем забыть, но узнала, что его ранили в Бородинском сражении, после чего с ней случился припадок.
После смерти отца Маша получила в наследство все имение. С мамой она поселилась в усадьбе. От женихов отбоя не было, но молодая хозяйка поместья никого из них не любила. Она часто вспоминала своего бывшего возлюбленного, погибшего под Москвой.
Русские изгнали французов со своей земли. Марья Гавриловна познакомилась с новым соседом – раненным полковником Бурминым, который проявил к ней интерес. Девушке он тоже понравился. Но Маша не понимала, почему гусар не делает ей предложение, хотя соседям было ясно, что свадьба не за горами.
Марья Гавриловна услышала признание Бурмина в любви, а также узнала о его тайне. Эта «непреодолимая преграда» не давала полковнику шанса на заключение брака с любимой девушкой. Он рассказал Маше, что четыре года назад женился на незнакомке, но понятия не имеет с кем пошел под венец.
В 1812 г. гусар направлялся в Вильно, где находился его полк. Он прибыл на станцию, когда началась сильная метель. Ямщику не удалось найти дороги. Они заплутали и направились на свет огонька. Полковник увидел деревянную церковь. В ней находилась девушка, которая решила, что приехал ее жених. Невеста была красивой, что подвигло Бурмина на венчание с ней. Когда священник провел обряд, перед поцелуем девица поняла, что вышла замуж за незнакомца. Она потеряла сознание, а ее жених пропал.
Эта история взволновала Машу. Она спросила Бурмина, где сейчас находится его супруга, но гусар понятия не имел. В тот же миг девушка поняла, что венчалась именно с ним.
Тема
Все пять произведений из цикла Пушкина «Повести Белкина» посвящены одной теме
— жизни обычных людей, с их большими и маленькими проблемами, надеждами и мечтами. Эта жизнь прекрасна в своей простоте и безыскусности, и полностью отражает реалии окружающего мира, бесконечно далекие от возвышенных идеалов романтизма.
В небольших по объему произведениях писатель талантливо раскрыл проблематику
положения в обществе «маленького человека» («Станционный смотритель»), нравственности и социальных противоречий («Выстрел»), любви («Барышня-крестьянка», «Метель»), желаний и стремлений простых ремесленников («Гробовщик»).
Примечательно, что во всех произведениях писатель отказался от разделения героев на резко отрицательных и положительных персонажей. Каждого из них он показывает со всех сторон, во всей многогранности и неоднозначности характеров.
Основная мысль
цикла заключается в том, чтобы без прикрас показать жизнь представителей различных слоев русского общества, от самого низа и до верха. Пушкин не объясняет поступки своих героев, предоставляя право читателям делать собственные выводы. Жить по совести, не делать зла ближним, радоваться тому, что имеешь — то, чему учит цикл «Повести Белкина».
Гробовщик
В этой повести говорится об истории, приключившейся с Адрианом, который занимался похоронными делами.
Гробовщик переехал в новый дом, не успев еще полностью обустроиться, он был приглашен к соседу на торжество. Адриан любезно согласился прийти к новым знакомым на юбилей, и вот уже следующим утром наш герой отправился к соседям.
На праздник собрались гости разных профессий, люди веселились и чествовали юбиляров. Одному гостю пришло в голову выпить за здоровье своих клиентов, все присутствующие охотно приняли это предложение. Люди были в курсе, какие у Адриана клиенты и настаивали на том, чтобы, он произнес тост за покойников. Гости откровенно издевались над гробовщиком. Адриан сильно обиделся и покинул соседский дом.
На свое новоселье, гробовщик принял решение не звать соседей, а пригласить покойников, которых он похоронил, с этой мыслью Адриан заснул, но поспать ему не дали. Гробовщику следовало заняться похоронами очередной покойницы. Адриан отправился на работу.
Когда все дела были улажены, герой поспешил домой. В своем дворе он увидел несколько человек, недавно покинувших этот мир, гробовщику стало не по себе. Зайдя в дом, он остолбенел, за столом сидели его клиенты. Они были несказанно рады, что Адриан пригласил их на новоселье. В страхе гробовщик проснулся, и понял, что ему это привиделось.
Нельзя смеяться над работой других, тем более, такой, как у нашего героя.
Пушкин. Все пересказы
- Арап Петра Великого
- Барышня-крестьянка
- Бахчисарайский фонтан
- Борис Годунов
- Братья разбойники
- Выстрел
- Гаврилиада
- Граф Нулин
- Гробовщик
- Домик в Коломне
- Дубровский
- Дубровский по главам
- Евгений Онегин
- Евгений Онегин по главам
- Жених
- История Пугачёва
- Кавказский пленник
- Каменный гость
- Капитанская дочка
- Кирджали
- Маленькие трагедии
- Медведиха
- Медный всадник
- Метель
- Моцарт и Сальери
- Песнь о Вещем Олеге
- Пиковая дама
- Пиковая дама по главам
- Пир во время чумы
- Повести Белкина
- Полтава
- Русалка
- Руслан и Людмила
- Сказка о золотом петушке
- Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
- Сказка о попе и его работнике Балде
- Сказка о рыбаке и рыбке
- Сказка о царе Салтане
- Скупой рыцарь
- Станционный смотритель
- У Лукоморья дуб зелёный
- Цыганы
Барышня-крестьянка
В одной далекой губернии жили по соседству два барина. Один по фамилии Берестов, а другой Муромский. Между собой помещики в ссоре, и причем, давно. Они не разговаривают друг с другом. Берестов, как и Муромский вдовец, у него растет сын Алексей, а у соседа дочь Лиза.
Отучившись, сын Берестова возвращается домой к отцу. Местные девушки без ума от молодого человека. Елизавете тоже хочется посмотреть на Алексея, но этому не бывать, их родители враги.
Лиза придумывает хитроумный план, чтобы увидеть сына Берестова. Девушка переодевается в крестьянскую одежду и спешит в лес, где по привычке охотится Алексей. Совершенно случайно Лиза знакомится с юношей, представляется Акулиной. Молодые люди понравились друг другу и стали тайно встречаться.
Однажды помещик Муромский, прогуливаясь в лесу, упал с лошади, на помощь пришел его заклятый враг Берестов. Соседи забывают свои прошлые обиды и мирятся, в честь этого события Муромский зовет завтра в гости отца и сына Берестовых.
Лиза не желает, чтоб на обеде Алексей узнал ее, она меняет прическу наряд и выходит к гостям. Алексей не узнает в ней свою возлюбленную Акулину, девушка ему неприятна.
Помещики надумали женить своих детей, о чем старик Берестов сообщает Алексею уже дома. Парень говорит, что не желает брать в жены Лизу.
Следующим утром Алексей спешит в дом к Муромским, он хочет сказать о своем решении, не жениться на Лизе. Войдя в дом, молодой человек видит Акулину, и осознает, что это она и есть Лиза. Дальнейшую судьбу героев мы не узнаем, так как автор заканчивает свое произведение на этой ноте.
Этот рассказ пример благородства и хорошего воспитания юноши, несмотря на разногласия, более старшего поколения. Хотелось бы, чтобы побольше людей были похожими на него.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Краткое описание событий повести, главные герои
В повести «Метель» присутствует три главных героя:
- Владимир – влюбленный молодой человек. Любит Марию Гавриловну, его чувства взаимны. Однако его не принимает семья девушки, и он предлагает ей дерзкий план – сбежать из имения и обвенчаться в церкви без разрешения родителей;
- Мария Гавриловна – молодая, красивая девушка. Любит Владимира, тайно встречается и переписывается с ним, так как ее родители его не принимают. Решается на предложенный любимым план с побегом и тайным венчанием. Вовремя прибывает в церковь, но оказывается обвенчанной с другим человеком, о котором ничего не знает. Встречает его спустя много лет, после смерти своего отца и ранения Владимира;
- Бурмин – офицер, который по роковой случайности оказывается обвенчанным с Марией Гавриловной.
Повесть начинается с описания главных героев – Марии Гавриловны и влюбленного в нее Владимира. В порыве юношеской страсти пара решает пойти наперекор родителям, которые не видят в молодом человеке достойную пару для своей дочери, и тайно обвенчаться.
Марии удается сбежать из имения – перед эти она волнуется, пишет наполненные чувствами письма подруге и родителям. Перед побегом она не может уснуть – ей снится, что что-то постоянно мешает задуманному побегу – ее останавливает отец, умер Владимир….
В день побега на дворе поднимается сильная метель. Мария, сославшись на слабость, отказывается ужинать, поднимается в свои комнаты и просит не беспокоить ее. После она сбегает, ей в этом помогает служанка.
Девушке удается, несмотря на сильную метель, добраться до церкви, в которой она и Владимир условились венчаться.
Владимир же весь день потратил на уговоры священника, поиски свидетелей. Незадолго до венчания он остается на обед у корнета, который его об этом просит – корнет становится его свидетелем, и помогает найти еще людей, которые помогут засвидетельствовать брак. Так как до места венчания всего 20 минут пути, Владимир не торопится. Когда он наконец выезжает, на дворе поднимается сильнейшая метель, и молодой человек блуждает, оказываясь далеко от условленного места. Венчаться он не успевает – когда он наконец появляется у церкви, тройки Марии во дворе нет.
Мария же возвращается домой и почему-то заболевает, медленно выздоравливая. Решая помочь дочери, ее родители дают согласие на брак и посылают его молодому человеку, но тот отвечает им гневным отказом. Владимир отправляется в армию в 1812 году, позже становится известно, что он отличился в бою и тяжело ранен. Мария переживает за него, все боятся, что ее болезнь вернется, но этого не происходит.
Вскоре умирает отец Марии, и она остается с матерью в имении, после уезжает с ней в другое поместье. Всем женихам, что вьются около нее, девушка отказывает. Женихов много, но она всем отказывает, несмотря на просьбы матери.
После окончания войны в соседнее поместье возвращается полковник Бурмин, молодой человек 26 лет. Он и Мария находят общий язык. Он признается Марии в любви, но сознается, что женат.
Читатель узнает, что именно Бурмин попал в ту злополучную метель и оказался в церкви, в которой проходило венчание Марии и Владимира. Его принимают за ее жениха и совершают обряд. То, что перед ней другой, она понимает только после венчания.
В конце истории Мария признается, что это была она. Мария и Бурмин обретают счастье.
Очень краткий пересказ повести «Метель»
Владимир и Мария были влюблены, но родители не разрешали им обвенчаться. Тогда молодые люди решились на тайное бракосочетание в небольшой церквушке. В эту ночь разгулялась страшная метель, и жених сбился с дороги. Мария же прибыла в назначенное время и её обвенчали с незнакомцем, которого она даже не разглядела. Её возлюбленный Владимир вскоре погиб в военных действиях, а сама девушка осталась сиротой при богатом наследстве. Всем женихам она давала отворот поворот, пока на её пороге не возник офицер в отставке Бурмин. Сердце женщины дрогнуло и вновь зарделось любовью. Офицер тоже полюбил красавицу, но был вынужден признаться ей, что много лет назад шутки ради женился в сильную метель на девушке, лица которой даже не видел. И так как он женат, он не может сделать ей предложение. Взволнованная Мария, понимает, что это и есть тот самый незнакомец, с которым её случайно обвенчали. Влюблённые обретают счастье.
Главные герои повести
- Мария Гавриловна — романтичная, воспитанная на французской литературе семнадцатилетняя барышня. Героиня влюблена в бедного прапорщика и решается с ним на венчание втайне от родителей. Из-за метели в церкви происходит путаница, её женихом становится незнакомец, в которого она влюбится в конце рассказа.
- Гусар Бурмин — двадцатишестилетний полковник, с наградами за воинскую службу, состоятельный помещик, завидный жених, в молодости повеса и ловелас. Стал тем самым незнакомцем, который шутки ради обвенчался во время сильной метели с главной героиней. В конце рассказа влюбляется в соседку Марию Гавриловну свою «неизвестную» невесту.
Новая любовь Марьи Гавриловны
Марья выздоровела, но о Владимире больше не упоминала. Узнав, что он был тяжело ранен под Бородином, девушка упала в обморок. Владимир умер от ран, и Марья долго берегла всё, что напоминало о нём.
Тем временем отец Марьи умер, оставив дочь главной наследницей. Вместе с матерью девушка покинула дом, «место печальных воспоминаний», и переехала жить в другое своё поместье. Вокруг милой и богатой девушки кружились женихи, мать надеялась, что она выберет кого-то себе по сердцу, но Марья отказывалась. Соседи считали, что она хранила верность умершему Владимиру.
Война кончилась, из-за границы возвращались увешанные наградами офицеры. В находившееся по соседству с деревней Марьи поместье приехал раненый Бурмин.
- Бурмин
- — гусарский полковник, 26 лет, черноглазый, милый, в меру умный, тихий и скромный.
Познакомившись с ним, Марья начала выделять его среди остальных женихов. Девушка знала, что нравится Бурмину, но не понимала, почему он до сих пор не признался ей в любви.
Марья подумала, что Бурмин не решается объясниться с ней из-за робости, и решила подтолкнуть его, проявив к нему повышенное внимание и даже нежность. Из-за «военных действий» Марьи Бурмин впал в задумчивость
Его взгляд так часто останавливался на девушке, а его чёрные глаза горели таким огнём, что Марья поняла: развязка близка, её матушка радовалась столь достойному жениху, а соседи ждали свадьбы
Из-за «военных действий» Марьи Бурмин впал в задумчивость. Его взгляд так часто останавливался на девушке, а его чёрные глаза горели таким огнём, что Марья поняла: развязка близка, её матушка радовалась столь достойному жениху, а соседи ждали свадьбы.
Страдания девушки
Владимир заехал в какую-то деревню и попросил местных отвести его в церковь. До необходимого места мужчина добрался лишь перед рассветом, но невеста его уже не ждала. Когда девушка вернулась в родительский дом, то серьезно заболела. Пару дней она была близка к смерти. О бегстве Марьи никто не догадывался, поэтому отец списал ее состояние на любовные переживания. Он уже был готов даже смириться с их свадьбой.
Родители заметили, что прапорщик уже давно не был у них в гостях и решили позвать его к себе, чтобы дать благословение на брак. В ответ на приглашение они получили от мужчины довольно необычное письмо. В нем он говорил, что не желает даже переступать порог их усадьбы и будет искать собственную смерть.
Затем семья узнала, что он поехал на войну с французами, где смело сражался и получил серьезное ранение. От подобных новостей Марья упала в обморок. Через некоторое время случилось страшное семейное горе — погиб Гаврила.
Девушка с матерью переехали в другое имение. Там вокруг нее кружилось большое количество поклонников, но она не обращала на них внимания.
Тайна неудачного венчания раскрыта
Объяснение произошло в саду, у пруда под ивой. Бурмин сказал, что страстно любит Марью, но между ними стоит непреодолимое препятствие: он женат, но не знает, ни кто его жена, ни где она находится.
Около четырёх лет назад Бурмин спешил в свой полк. В дороге его застала метель, он заблудился и приехал в незнакомую деревню. Двери местной церкви были открыты, возле неё ходили люди. В темноте Бурмина приняли за опоздавшего жениха.
Подчиняясь непонятному и непростительному капризу, Бурмин вошёл в церковь, где его обвенчали с незнакомой девушкой
Из-за долгого ожидания девушка была в полуобмороке, поэтому всё внимание присутствующих сосредоточилось на ней, а на Бурмина почти не обращали внимания
После церемонии священник велел молодожёнам поцеловаться. Девушка повернулась к Бурмину, вскрикнула: «Ай, не он! Не он!», и потеряла сознание. Бурмин вышел из церкви и уехал. Он придал так мало значения своей «преступной проказе», что по дороге преспокойно уснул. Слуга, который тогда был с ним, погиб во время войны, и Бурмин не смог отыскать деревню и церковь, в которой венчался, и ту, с которой поступил так жестоко.
Тут Марья схватила его за руку и спросила, не узнаёт ли он её. «Бурмин побледнел… и бросился к её ногам…».
Странное поведение влюблённых
Утром Марья, как ни в чём не бывало, вышла к завтраку, а вечером у неё началась сильная горячка. О её попытке сбежать из дому никто так и не догадался: письмо девушка сожгла, а священник, свидетели, горничная и лакей сохранили тайну. Выдала свой секрет сама Марья во время горячечного бреда, но родители списали всё на болезнь.
Из бреда Марьи родители поняли только, что она влюблена во Владимира. Они подумали, что горячка с их единственной дочкой приключилась из-за сильной любви, и решили дать разрешение на этот брак.
К Владимиру отправили гонца с радостной новостью, но в ответ получили «полусумасшедшее письмо». В нём Владимир заявлял, что ноги его не будет в их доме, и просил забыть о нём. Затем он отправился воевать с Наполеоном.
Выстрел
Сильвио отличался от всех офицеров их компании. Был вспыльчивым, угрюмым, злым на язык. Любил читать, стрелять из пистолета. Однажды сообщил, что уезжает и должен всех видеть напоследок. Он рассказал, что когда-то поссорился с богатым сослуживцем. Состоялась дуэль. Соперник стрелял первым и попал гусару в фуражку. Когда подошла очередь выстрела Сильвио, то спокойно ел черешню. Стрелять гусар не стал. Теперь он выходит в отставку и уезжает.
Через несколько лет рассказчик, находясь в гостях, увидел картину с двумя выстрелами и услышал продолжение истории. Сильвио приехал к графу и предложил закончить поединок. Граф сделал выстрел первым, его пуля задела картину. Сильвио прицелился. Но вбежала графская жена, стал умолять не убивать мужа. Сильвио выстрелил в картину и удалился.
Характеристика героев цикла «Повести Белкина»
Какого-то одного главного героя цикла определить невозможно. В каждой повести свой главный герой. Но есть персонаж, который объединяет все эти истории – Иван Петрович Белкин. Белкин – персонаж-повествователь, помещик села Горюхина. Известно, что родился Белкин в 1879 году, в семье секунд-майора. Учил Белкина деревенский дьячок, через которого герой пристрастился к сочинительству. В 1815-1823 гг. Белкин служил в егерском полку. В 1828 году он умер от лихорадки, не дожив до публикации повестей.
При создании образа Белкина Пушкин использует ряд литературных приемов. Так, историю жизни помещика читатель узнает из письма «почтенного мужа», к которому издателя отправила Мария Алексеевна Трафилина, ближайшая родственница Белкина. Все истории читатель узнает именно от Белкина.
Пушкинские герои сильно отличаются друг от друга. Ярким примером является главный герой повести «Выстрел» Сильвио, одержимый местью офицер-дуэлянт. Белкину о Сильвио рассказал полковник И.Л.П., от лица которого и ведется повествование в этой повести. Сначала полковник описывает свои личные впечатления от встречи с героем, затем пересказывает эпизод со слов графа Т. Сильвио – неприкаянный романтик, которому места в жизни же нет.
Главной героиней повести «Метель» является Марья Гавриловна, молодая романтичная девушка, которая воспринимает жизнь подобно литературному произведению. Все герои повести «Метель» заражены романтическим мировосприятием. Они пытаются инсценировать литературный роман в жизни, но каждый раз сталкиваются с неудачами. Марья Гавриловна из своей любви замышляет что-то романтическое. Еи избранник не нравится ее родителям. Но героиня решает обвенчаться с ним тайно, мечтая, что после этого родители сначала разозлятся, но потом простят и примут. Но в романтические мечтания жизнь вносит свои коррективы.
Главный герой повести «Гробовщик» Адриян Прохоров служит гробовщиком в Москве. Это мрачный человек, которого ничто не радует, даже переезд семейства в свой дом на Никитскую. Адрияна мучает вопрос – если находящаяся при смерти купчиха Тюрина умрет, пошлют за ним или нет, ведь его дом так далеко от дома купчихи. Мрачность Прохорова вызвана не тем, что он постоянно видит смерть, а тем, что все в своей жизни он сводит только к тому, получит он выгоду или нет.
От других героев повестей отличается Самсон Вырин из «Станционного смотрителя». После смерти его жены все заботы о доме ложатся на плечи его дочери Дуни. Минский, пораженный красотой девушки, увозит ее с собой. Вырин едет за дочерью. Минский сначала пытается дать Самсону денег, а после появления Дуни и ее обморока, прогоняет его. Брошенный отец спивается и умирает в одиночестве.
Герои повести «Барышня-крестьянка» подвержены романтическим мечтаниям. Знания героини о жизни основаны на книгах, но ее чувства свежи, переживания остры. Лиза наделена сильным, ярким характером.
Краткая история написания «Повестей Белкина»
Осенью 1930 г. Пушкин, готовясь к своей свадьбе, оказался в вынужденном заточении в имении Болдино. В родовое имение он вынужден был поехать для оформления наследства и планировал пробыть там несколько дней, но задержаться пришлось почти на три месяца. Поэт не мог выехать в Москву, где его ждала невеста Наталья Николаевна Гончарова, о которой он очень беспокоился. В Москве бушевала эпидемия холеры, был введен карантин, все дороги были перекрыты заградительными санитарными кордонами.
Пушкин размышлял в разлуке с любимой о подлинном счастье, любви, задумывался и о смерти, потому что видел последствия эпидемии и даже стал свидетелем холерных бунтов. Месяцы, проведенные в Болдино, стали для него временем творчества. Пушкин создал за это время более 40 выдающихся произведений, в том числе литературный цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Произведения, входящие в цикл, представляли собой пять простодушных и занимательных историй из русской жизни. «Повести Белкина»были созданы как литературная мистификация: Пушкин свое авторство приписал вымышленному человеку. Автором сборника стал провинциальный помещик, которому Пушкин сочинил даже биографию, изложенную в предисловии «Повестей Белкина». Простодушный Иван Белкин внешности был непримечательной,служил в пехотном полку, после отставки поселился в родительском имении, имел склонность к сочинительству, в котором был не очень силен. Повести он записал со слов других людей. Так, например, сюжет повести «Метель» был рассказан Белкину девицей К.И.Т.
Рукописи Белкина, скончавшегося на тридцатом году жизни, попали к издателю, в роли которого выступил Пушкин. Используя литературную маску Ивана Петровича Белкина, Пушкин написал повести от имени обычного, заурядного человека, далекого от писательской среды. Своеобразным языком провинциального графомана Пушкин иронично высмеял моду своего времени на увлечение романтизмом. Особенно он иронизировал над характерными атрибутами романтизма: любовными страстями, таинственными обстоятельствами, мнимыми страданиями, разочарованиями в жизни, дуэлями, побегами, погонями… Пушкин и сам в юности испытал увлечение романтизмом, но вскоре перерос романтические представления о жизни, понял, что главные жизненные ценности формируются в реальной национальной культуре и истории.
Сюжеты «Повестей Белкина» построены по одному принципу: главные герои предполагают прожить жизнь согласно своим романтическим представлениям, но судьба преподносит иной житейский сюжет, более невероятный. Темой судьбы объединены все произведения цикла, но более ясно она прослеживается в повести «Метель», которая была дописана 20 октября 1830 г. и стала завершающей в цикле «Повести Белкина».
Анализ повести
Особый смысл произведения в непостижимой игре судьбы, оно является плодом философских и романтических размышлений А. С. Пушкина. Великий русский поэт верил в рок, и это явление всегда интересовало его. Непредсказуемость человеческой жизни показана им на примере самых обычных людей.
Неоднозначность финала
Финал истории удивителен и не совсем типичен для пушкинской прозы. Безнадёжная и даже трагическая ситуация оборачивается удачей. Некоторые критики увидели в этом иронию, ведь теперь молодым людям предстоит обыденная жизнь помещиков, их счастье оказалось прозаично и неглубоко
Другие обратили внимание на то, что концовка получилась не абсолютно благополучной. Ведь один из главных героев, Владимир хоть и порывисто разорвал отношения, но всё же любил Марью, а в финале оказался убит и забыт.
Однако нашлись и такие исследователи, которые не могут назвать финал счастливым, а считают его очень серьёзным. Реакция главной героини на открывшуюся ей правду (бледность, явное смятение, интонация голоса, выраженная автором на письме при помощи знаков препинания) показалась литературоведу В. Э. Вацуро напряжённой. Что, если девушка не обрадовалась внезапному любовному соединению, а выразила обиду и возмущение, ведь тот, кого она полюбила, оказался одновременно виновником её несчастья, которое она переживала на протяжении нескольких лет.
Кроме того, читатели принимают как само собой разумеющееся тот факт, что молодых людей ждёт счастливая совместная жизнь. Но если подумать, герои оказались так религиозны и высокоморальны, что не смогли пренебречь браком, о котором всё равно никто не знал, и умолчать о нём. Они мучились и страдали, но теперь, когда супруги узнали друг друга, как они расскажут об этом остальным? Венчаться повторно уже нельзя по всё тем же религиозным и моральным принципам, а раскрытие тайны их необдуманного и легкомысленного поведения грозит осуждением и даже суровым наказанием по службе для новоиспечённого мужа.
Выбор названия
Интересен и выбор названия Пушкиным для своей повести. Метель оказалась роковым погодным явлением, разлучившим двух возлюбленных, но с другой стороны, благодаря ей, получили шанс соединиться сердца, которым, возможно, это было предназначено судьбой.
Опасность и романтику вьюги признавали и посвящали ей свои произведения и другие известные творцы. В качестве примеров можно привести:
- рассказы Б. С. Житкова и Л. Н. Толстого;
- художественные фильмы режиссёров В. П. Басова (музыку к его фильму написал известный советский композитор Г. В. Свиридов), М. А. Муат, Ф. Фархшатовой.
О том, что направлением, в котором написана повесть, является сентиментализм, можно понять даже из краткого содержания «Метели» Пушкина. Конечно, сокращение поможет для пересказа событий в читательском дневнике и написания сочинения, однако талантливое описание автором чувственности, переживаний героев, их жизненной ситуации можно оценить, только прочитав произведение не в сокращенном виде, а полностью, тем более что его объём совсем небольшой.
О книге
Повесть «Метель» читать чрезвычайно легко: слог незатейливый, сюжет – занимательный. Семнадцатилетняя дочка богатого помещика влюбилась в бедного юношу и бежала, намереваясь против воли родителей обвенчаться с ним в соседнем селе. Но Пушкин не был бы Пушкиным, если бы в эту историю не вторглись мистика и юмор.
Произведение относится к циклу «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», где кроме «Метели» есть еще 4 книги и предисловие издателя. Повесть «Метель» числится второй в цикле, хотя текст ее был написан последним, это произошло 20 октября 1830 года в Болдино. Год спустя она была издана в составе цикла.
Рассказ ведется от лица простодушного помещика Ивана Петровича Белкина, придуманного Пушкиным. Вымышленному Белкину эту историю якобы рассказала некая девица К. И. Т. И вот, автор передает ее нам в оригинале.
Героиня повести Марья Гавриловна начиталась французских романов, и, следовательно, была влюблена, – иронизирует автор. Предметом своей страсти она избрала Владимира, армейского прапорщика, проводившего отпуск в своей деревне и, разумеется, ответившего Маше взаимностью. Надо ли говорить о том, что отцу девушки был не по душе подобный мезальянс. Между тем влюбленные тайно встречались и, наконец, уговорились обвенчаться, а потом уж кинуться в ноги родителям. В назначенный вечер Марья Гавриловна приехала в сельскую церквушку, где должно было состояться венчание, но ее жених заблудился, попав в сильную метель. Тем временем вьюга запутала и гусарского полковника Бурмина, оказавшегося в урочный час возле деревенской часовни, где ждала Владимира Маша. В шутку гусар встал перед алтарем с юной незнакомкой, принявшей его в полутьме за суженого, и обвенчался с нею. Обман раскрылся, Бурмин умчался в полк, Маша вернулась домой и уничтожила все улики недавнего побега, а Владимир, написав полусумасшедшее письмо о том, что отныне ноги его не будет в доме Марьи Гавриловны, уехал на войну и был убит. Между тем Бурмин благополучно вернулся, и, не узнав в Маше своей случайной жены, влюбился в нее. Она ответила взаимностью. В финале Бурмин признается Марье Гавриловне в том, что он женат, а она узнает в нем того, с кем ее по ошибке обвенчали четыре года назад. Теперь ничто не мешает им быть вместе.
Повесть Пушкина «Метель» написана в стиле сентиментализма – одного из направлений, господствовавшего в русской литературе в первой половине 19 века.
История создания
Осень 1830 года Александр Сергеевич проводил в селе Болдино, и из-за вспышки холеры был вынужден задержаться здесь. Осенняя пора всегда вдохновляла поэта, дарила прилив творческих сил. По его признанию, лучше всего ему всегда писалось осенью в деревне.
Три месяца, проведенные Пушкиным в Болдино, оказались весьма плодотворными: он закончил роман «Евгений Онегин», написал поэму «Домик в Коломне», несколько драматических сцен, более 30 стихотворений. В этот же период Пушкиным был написан цикл под названием «Повести Белкина», в который вошло пять небольших произведений: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка».
Материалом для повестей послужили воспоминания писателя, предания, бытовые эпизоды, подмеченные им из жизни приятелей и совершенно незнакомых людей.
Смысл названия
сборника достаточно прост — для своего первого прозаического произведения Пушкин решил взять псевдоним, выбрав для этого образ несуществующего помещика Ивана Петровича Белкина. Благодаря такому решению Александру Сергеевичу удалось избежать лишних хлопот с критикой и цензурой.