Краткое содержание
Эту историю, случившуюся в селе возле Блудова болота, в то время, когда война шла к концу, рассказал один из геологов, группа которых занималась поисками торфяных залежей.
В болотах скрыты огромные богатства — травы, напитанные солнцем, которые не гниют после умирания. Так накапливаются обширные торфяные запасы, полные энергии Солнца, — объект геологических изысканий.
Глава 1
Геологи жили по соседству с двумя осиротевшими детьми — братом и сестрой. Отец их был убит на войне, а мать свел в могилу тяжелый недуг. Десятилетний Митраша, коренастый и сильный, и двенадцатилетняя Настя, высокая, с золотистыми веснушками, были смышлеными и работящими детьми. Они быстро научились хозяйствовать от помогающих им поначалу родственников и соседей.
Глава 2
Однажды весной ребята решили сходить за клюквой, потому что весенняя клюква из-под снега вкуснее и полезнее, чем осенью. Митраша взял отцовское ружье и компас, Настя — корзину и запас еды. Так снарядившись, двинулись брат с сестрой в сторону Слепой елани, возле которой, по словам отца, была поляна со сладкой клюквой.
Глава 3, 4
Дети вышли затемно, птицы еще не пели, только выл за рекой страх всей округи — волк Серый помещик. Уже светило солнце, когда ребята дошли до развилки. И здесь у них вышел спор. Митраша хотел следовать по компасу на север, куда вела еле заметная тропинка. Настя считала, что идти надо торной тропой. Брат с сестрой к согласию не пришли, и каждый пошел своим путем.
Глава 5
С наступлением утра проснулась собака Травка. Она жила в лесу под развалинами домика лесника Антипыча, своего бывшего хозяина. После его смерти Травка одичала, ее снедала тоска по Антипычу, которую она могла выразить только воем. И сейчас она завыла, тоскливый этот звук услышал Серый помещик.
Глава 6, 7
У разбойника был обычай нападать на собак по весне, чтобы утолить голод, и он ринулся в направлении собачьего воя. Но Травка замолчала, голод вынудил ее искать заячий след. В погоне за косым она учуяла детей и запах хлеба, который был у одного из них. На этот запах она и побежала.
Глава 8
Митраша тем временем по компасу вышел к Слепой елани. В этом месте тропинка круто сворачивала, но упрямый мальчик решил следовать прямо по компасу — на ровную, красивую поляну. Не знал еще Митраша, что под этой красотой затаилась погибель — трясина.
Он дошел до середины поляны, когда топь начала его затягивать. Мгновенно мальчик погрузился по пояс. Положив перед собой ружье, он лег на него и замер. Вдруг до него донесся зов сестры. Митраша крикнул в ответ, но отклик его против ветра не дошел до Насти.
Глава 9
Настя не отклонялась от протоптанной тропинки, которая вела к елани в обход. В конце дорожки она вдруг увидела множество клюквы. Бросилась девочка собирать ягоду и так увлеклась, что о брате забыла. Вспомнился ей Митраша, когда день клонился к вечеру. Настя огляделась, увидела позади Травку, привлеченную хлебным запахом. Запас еды был у нее, а брат, наверное, голоден. Почувствовав тревогу, она пронзительным криком позвала брата. И упала возле корзины с клюквой, рыдая.
Глава 10, 11
Травка, чуя человеческую беду, вновь завыла, а Серый помещик снова устремился на вой собаки. Но Травка отвлеклась на след зайца. Погоня за ним привела гончую к Слепой елани, где она увидела маленького человека — Митрашу.
Паренек начал коченеть в трясине, глаза его были тусклыми, помертвевшими, губы синими. Внезапно перед ним возникла собака. Митраша увидел в ней спасение. Со всей лаской в голосе, на которую он был способен, стал гибнущий мальчуган подзывать Травку. Как только она подползла поближе, на расстояние вытянутой руки, он резко выбросил вперед руку и ухватил ее за левую заднюю лапу. Изо всех сил собака рванулась, но мальчик успел схватить другой рукой правую лапу — и был спасен. Трясины выпустила его. Опираясь на ружье, Митраша дополз до тропы.
Глава 12
Митраша испытывал муки голода. Он собрался было подстрелить зайца, которого пригнала Травка, вскинул ружье — и увидел перед собой морду волка. Мальчик, не медля, выстрелил в упор. Тем и завершилась разбойничья жизнь Серого помещика.
Прибежала Настя, заслышав выстрел. Травка все-таки принесла зайца новому хозяину. Дети приготовили еду и заночевали на болоте. Утром они вернулись в село с клюквой, с Травкой. Рассказу Митраши про волка не все сельчане поверили, но ни у кого не осталось сомнений, когда с елани доставили мертвого Помещика. Настя, укоряя себя за жадность, из-за которой забыла о брате, всю целебную клюкву отдала детям, эвакуированным из Ленинграда.
А геологи дознались, что в Блудовом болоте запасов торфа для добывания топлива хватит на сто лет. Настоящая кладовая Солнца.
Читательский дневник по рассказу «Выскочка» Михаила Пришвина
Название: «Выскочка»
Число страниц: 5
Жанр: рассказ
Главные герои: собака Вьюшка, сорока Выскочка.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Вьюшка — добрая, но ловкая и быстрая собака.
Хваткая.
Выскочка — глупая и задиристая сорока.
Делала всё не так, как другие.
Получила ценный урок и осталась без хвоста.
Краткое содержание рассказа «Выскочка»
На самом деле эту лайку звали Бия.
Как-то само собой неудобное имя собаки превратилось в ласковое — «Вьюшка».
Иначе её уже никто не звал.
Собака была умная и весёлая, а когда ей доставались кости, она старалась их сберечь.
Не всегда эта осторожность Вьюшку спасала. Иной раз сороки подкрадутся с двух сторон, и пока собака за одной гонится, вторая уже кость ворует. Иной раз сороки подкрадутся с двух сторон, и пока собака за одной гонится, вторая уже кость ворует
Иной раз сороки подкрадутся с двух сторон, и пока собака за одной гонится, вторая уже кость ворует.
Сороки эти были очень хитрыми.
Все, кроме одной.
Одна из сорок оказалась менее умной или более самоуверенной.
Она почему-то решила, что без помощи подруг украдёт косточку у Вьюшки, и направилась прямиком к собаке.
Выждав, когда Вьюшка отвернётся, Выскочка схватила кость, но улететь не успела.
Собака молниеносно развернулась и оттяпала сороке весь её роскошный хвост.
Превратилась Выскочка в сорочье посмешище.
План рассказа:
- Как Бия стала Вьюшкой.
- Сорочьи проказы.
- Выскочка идёт на хитрость.
- Нападение Выскочки.
- Как Выскочка лишилась хвоста.
Основная мысль произведения «Выскочка»
Главная мысль рассказа в том, что не следует лезть вперёд всех, какой бы аппетитной ни представлялась кость.
И какой бы простой ни казалась работа.
Основная идея рассказа в том, что нельзя отделяться от коллектива, ни к чему хорошему это не приведёт.
Чему учит произведение
Рассказ учит нас проявлять терпение и действовать при необходимости сообща.
А также тому, что в любом обществе не любят выскочек, за то, что они не считаются с другими.
Краткий отзыв о рассказе «Выскочка» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я сильно смеялась над злоключениями несчастной сороки.
Но в своих бедах она была виновата сама.
Нельзя быть такой самоуверенной.
Ведь это говорит не об уме и находчивости, а просто о глупости.
Рассказ очень интересный и поучительный.
Автору удалось показать, как опасно бывает отделяться от коллектива и не слушать умных советов.
Выскочка действовала поспешно, неосторожно и расплатилась за это своим хвостом. А автор справедливо замечает, что именно хвост является главной гордостью любой сороки. А автор справедливо замечает, что именно хвост является главной гордостью любой сороки
А автор справедливо замечает, что именно хвост является главной гордостью любой сороки.
Так что потеря хвоста является большим наказанием для Выскочки.
Мне очень понравилась спокойная и добрая собака Вьюшка.
Она проявила терпение и хитрость.
Собака наказала наглую воровку и это было справедливо.
Я всем советую прочитать этот рассказ, и подумать о том, стоит ли отделяться от коллектива.
Подумать о том, что излишняя поспешность всегда вредна.
Пословицы к произведению:
- В лихости и наглости ни проку, ни зависти.
- Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится.
- Высоко поднялся, да низко опустился.
- Из молодых, да ранний: петухом кричит.
- Залетела ворона в высокие хоромы.
Ещё читательские дневники по произведениям Михаила Пришвина:
- «Моя Родина»
- «Ребята и утята»
- «Кладовая солнца»
- «Осеннее утро»
- «Берестяная трубочка»
- «Лисичкин хлеб»
- «Остров спасения»
- «Времена года»
- «Ёж»
- «Лесная капель»
- «Золотой луг»
- Краткая биография Михаила Пришвина и презентации
Библиотека произведений автора пополняется.
Читательский дневник по рассказу «Ёж» Михаила Пришвина
Название произведения: «Ёж»
Жанр: рассказ о природе.
Главные герои: автор, ёж.
Автор — Писатель.
Любопытный и наблюдательный исследователь.
Ёж — Осторожный, любопытный, добрый.
Краткое содержание рассказа «Ёж»
В лесу автор увидел ежа, которого с трудом скатил в свою шляпу.
Автор принёс ежа домой, выпустил на пол, а сам сел читать газету.
Ночью ёж стал шуршать газетой, и автор насмотреть на зверька.
Ёж утащил газету в угол и соорудил для себя гнездо.
Потом ёж стал таскать в гнездо яблоки из мешка.
Ёж прижился у автора, полюбил сладкие булочки и молоко.
Основная мысль рассказа «Ёж»
Главная мысль рассказа в том, что каждый зверь заботится о своём доме и делает припасы.
Основная идея рассказа в том, что природу надо любить.
Чему учит рассказ
Рассказ учит любить живую природу.
Учит без необходимости не забирать из леса зверей и птиц.
Учит заботиться о домашних животных.
Учит внимательности и наблюдательности, заботиться о своём будущем.
Краткий отзыв по рассказу «Ёж» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что даже маленький ёж оказывается полон тайн и открытий для взгляда пытливого человека.
Герой принёс домой ежа из леса и был удивлён, как быстро тот освоился и стал делать припасы.
Это интересный, забавный и поучительный рассказ.
Автору удалось сделать очередное открытие.
На этот раз он просто наблюдал за ежом и узнал много нового из жизни животного.
Мне очень понравился хозяйственный ёж.
Он думал о будущем, делал припасы, он пытался жить в доме так, как жил до этого в лесу.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что любое животное оказывается интересным.
У каждого свои привычки.
Каждое животное умеет приспособиться к новым условиям обитания.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Зажигаю свечу — и что же вы думаете?
Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко.
Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в уголок, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился.
Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит — на колючках другое яблоко тащит в гнездо.
Об авторе книги
Истоки жизни Михаила Михайловича Пришвина
Известный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января 1873 года в селе Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии. Там было имение, купленное у помещика еще дедом. Писатель происходил из купеческого сословия – так крайне лаконично говорится о корнях М.М. Пришвина, о тех людях, которые оказали влияние на его личность и судьбу в энциклопедических словарях.
Жена о Пришвине
Но есть замечательная книга жены писателя, Веры Дмитриевны Пришвиной, — «Круг жизни. Очерки о М.М.Пришвине», в которой она рассказывает подробно о родителях и детских годах будущего писателя.
В конце жизни Михаил Михайлович собирался написать автобиографию, но не успел. Сохранились лишь материалы начатой за полгода до смерти работы. Вера Дмитриевна приводит в своей книге один из вариантов ее начала. Вот некоторые фрагменты из автобиографии М.М.Пришвина, написанные им самим:
«Родился я в 1873 году в селе Хрущево… Елецкого уезда Орловской губернии, по старому стилю 23 января, когда прибавляется свет на земле и у разных пушных зверей начинаются свадьбы…» Нельзя не отметить, что в дневниковых записях мы чувствуем замечательный стиль и слог писателя, его неразрывную связь с природой. «Мне выпала доля родиться в усадьбе с двумя белыми каменными столбами вместо ворот, с прудом перед усадьбой и за прудом – уходящими в бесконечность черноземными полями. А в другой стороне от белых столбов и огромном дворе, тесно к садам, стоял серый дом с белым балконом.
В этом большом сером помещичьем доме я и родился…
Это маленькое имение, около 200 десятин, было куплено дедом моим, Дмитрием Ивановичем Пришвиным, Елецким потомственным почетным гражданином, у дворянина… генерала Левшина. После семейного раздела Пришвиным Хрущево досталось моему отцу, Михаилу Дмитриевичу Пришвину. Вот так и случилось, что Елецкий купеческий сын, мой отец, сделался помещиком».
Автобиография
В автобиографии М.М.Пришвин рассказывает о своем отце, о его жизни и увлечениях.
Михаил Дмитриевич Пришвин, отец писателя, был заядлым любителем лошадей, конской охоты, замечательным садовником, превосходным охотником. Может быть, эти увлечения отца, его тяга к природе, к животному миру, передались и сыну, сформировали у будущего писателя любовь и бережное отношение к природе, умение чувствовать ее, любовь ко всему живому – птица, рыбам, зверям.
Отец Пришвина вел беззаботную, веселую, легкую жизнь; он был, как напишет позднее сын, «веселым затейником». Но вскоре пришла беда. Однажды отец М.М.Пришвина проиграл очень большую сумму денег. Для того чтобы уплатить долг, пришлось продать конный завод и заложить имение. «Отец, — пишет Михаил Михайлович, — не пережил несчастье, умер, и моей матери, женщине в сорок лет с пятью детьми мал мала меньше, предоставил всю жизнь работать «на банк».
Михаил Пришвин с горечью пишет о том, что всю жизнь он ощущал «недостаток» отца, который помог бы ему найти правильный путь в жизни. «И мне кажется, — пишет он, — в своих скитаниях и по земле, и по людям, и по книгам я искал себе такого отца-наставника».
Огромное влияние на мальчика, на формирование его характера оказала мать, Мария Ивановна. Она была энергичная, волевая женщина; работала, не покладая рук с утра и до вечера, иногда ночами, учитывая каждую копейку, и «под конец жизни, — пишет М.М.Пришвин, — все-таки выкупила имение и всем нам пятерым позволила получить высшее образование». Мария Ивановна стала хозяйкой, которую знали во всем Елецком уезде, к ней приезжали даже учиться. У нее была твердая рука, а характер достаточно демократический. Она уважала мужиков – людей трудолюбивых, работящих и относилась к ним достойно, знала каждого, называла по имени. Это уважение в мужике имени и личности вошло в мальчика, прошло через его сердце. Как пишет исследователь жизни и творчества М.М.Пришвина В.Курбатов, «мальчик слушал, смотрел и без назидания усваивал надежные и нравственно-существенные уроки, довольно рано испытав осознанное уважение к труду матери и дав себе тайное обещание не торопиться на зовы веселой детской природы и не забывать за всякими «хочу» о неизбежном «надо». Об этом Пришвин скажет прямо в своем биографическом романе, который он писал почти на протяжении всей жизни, — «Кащеева цепь»: «Через мать я природе своей получил запрет».
Мальчик с детства был близок к природе. С перепелиным охотником Гуськом он вместе встречал ночь и, «замирая от восхищения и любви, Бог весть к кому и чему, слушает песню этих птиц…»
Таковы были истоки, жизненное начало, из которого вырос Михаил Михайлович Пришвин – мыслитель и писатель.
Пересказ
В рассказе «Еж» автор повествует о наблюдении за поведением ежа при встрече на берегу ручья. Колючий зверек в ответ на прикосновение человека в защиту выставил свои колючие иголки. Рассказчик с помощью палки свернул ежа и унес домой, чтобы грызун помогал ловить мышей.
С наступлением темноты еж вышел из-под кровати. Рассказчик пытался в этот момент создать в комнате обстановку, напоминающую ночь в лесу. Идея была воплощена благодаря лампе, похожей на луну, а также клубу табачного дыма. Кроме того, гость принял бумагу за листву, полностью укутавшись в нее.
Некоторое время спустя грызун принялся активно лакать воду, которую любезно предложил хозяин. Он уже безбоязненно чувствовал себя на новом месте. На этом ночные приключения не закончились. Не успел автор закрыть глаза, как вновь услышал шум. При свете лампы с удивлением обнаружил, что еж на своих иголках одно за другим переносит яблоки из мешка в углу.
С этого дня у хозяина дома появился настоящий друг, с которым рассказчик по утрам с удовольствием пил чай.
Биография Пришвина Журка
Первые произведения писателя были опубликованы в газете «Крестьянская правда»
Пришвин писал о природе и жизни сельской местности, особое внимание уделял детству и взрослению героев своих произведений. Его сюжеты и персонажи были яркие и запоминающиеся
Впечатление, оставленное ими на читателей, было всегда глубоким и незабываемым.
Ранние произведения Пришвина были насыщены романтикой и полными страсти детскими приключениями
Он также писал о взаимоотношениях людей с природой, о важности сохранения окружающей среды. Анализировать свои произведения и вкладывать в них глубокий смысл было для Пришвина важным
Книги Пришвина имеют особое место в детском литературном наследии. Они были и остаются популярными среди молодых читателей. Роман «Журка» стал одной из самых известных книг автора. В нем Пришвин повествует о приключениях мальчика Журки и его верного друга — собаки Орлика.
В романе «Журка» важно искреннее взаимодействие героев, их дружба и преданность друг другу. Читатели часто находят отражение себя в героях этого произведения
Они сопереживают им, радуются их победам и переживают за них в сложные моменты. Журка и Орлик стали настоящими легендарными персонажами русской литературы.
Рассказ Журка читать
Раз было у нас — поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он ее проглотил. Дали другую — проглотил. Третью, четвертую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.
Умница! — сказала моя жена и спросила меня: — А сколько он может съесть их? Десять может?
Десять, — говорю, — может.
А ежели двадцать?
Двадцать, — говорю, — едва ли…
Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить — и Журка с ней, она в огород — и Журке там надо, и тоже на полевые, колхозные работы ходит с ней, и за водой. Привыкла к нему жена, как к своему собственному ребенку, и без него ей уже скучно, без него никуда. Но только ежели случится — нет его, крикнет только одно: «Фру-фру!», и он к ней бежит. Такой умница! Так живет у нас журавль, а подрезанные крылья его все растут и растут.
Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото. Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься. Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула — и за ним. Мах-мах руками, а подняться не может. И в слезы, и к нам.
«Ах, ах, горе какое! Ах, ах!»
Мы все прибежали к колодцу. Видим — Журка далеко, на середине нашего болота сидит.
Фру-фру! — кричу я.
И все ребята за мной тоже кричат:
Фру-фру!
И такой умница! Как только услыхал он это наше «фру-фру», сейчас мах-мах крыльями и прилетел. Тут уж жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята скоро набрали два картуза. Принесли ребята лягушек, стали давать и считать. Дали пять — проглотил, дали десять — проглотил, двадцать и тридцать, да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки.
Главный герой рассказа Пришвина «Журка» — журавль. Когда он был молодым, один человек поймал его ради забавы и дал журавлю лягушку. Тот ее спокойно проглотил. Журавль понравился жене этого человека. Журавлю подрезали крылья и назвали Журкой. Он всюду стал ходить за женщиной – и в огород, и в поле, и к колодцу. Как настоящее домашнее животное, Журка откликался на звук «Фру-фру».
Журавль подрастал, и росли его крылья. Однажды Журка вместе с хозяйкой оказался у болота. Там он увидел лягушку, которая нырнула от него в воду. Журавль рванулся за ней, но вода было глубокой, и Журка не мог добраться до лягушки. Тогда журавль взмахнул крыльями, которые уже достаточно выросли, и полетел. Он улетел на самую середину болота, и добраться до него было невозможно.
Тогда люди, собравшиеся у края болота, стали звать журавля, и он послушно прилетел к ним. Ребятишки набрали для ручного журавля два картуза лягушек, и он их всех проглотил.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа «Журка» заключается в том, что, приручая животное или птицу, человек берет на себя ответственность за это существо. Прирученная человеком птица уже не сможет жить в дикой природе, и поэтому люди должны присматривать за ней. Журка умудрился улететь от своей хозяйки на середину болота, и только привычка откликаться на зов «Фру-фру» заставила его вернуться к людям.
Рассказ Пришвина учит заботиться о прирученных животных и не допускать, чтобы они попали в опасную ситуацию.
В рассказе мне понравился журавль Журка, который привязался к своей хозяйке и всюду ходил за ней, как ребенок.
Какие пословицы подходят к рассказу «Журка»?
Шел журавль по болоту — нос завяз; нос вытащил — хвост завяз.
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Журавль высоко летает, а от реки не отбывает.
Михаил Пришвин. Журка Раз было у нас — поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую — проглотил. Третью, четвёртую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было. — Умница! — сказала моя жена и спросила меня: — А сколько он может съесть их? Десять может? — Десять, — говорю, — может. — А ежели двадцать? — Двадцать, — говорю, — едва ли… Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить — и Журка с ней, она в огород — и Журке там надо, и тоже на полевые, колхозные работы ходит с ней, и за водой. Привыкла к нему жена, как к своему собственному ребёнку, и без него ей уж скучно, без него никуда. Но только ежели случится — нет его, крикнет только одно: „Фру-фру!», и он к ней бежит. Такой умница! Так живёт у нас журавль, а подрезанные крылья его всё растут и растут.
Слайд 39
«Годы жизни Пришвина»
Читательский дневник по рассказу «Выскочка» Пришвина
Сюжет. Сорочья семья хитростью крадет у собаки лайки Вьюшки кость. Идут за второй костью, но все портит сорока Выскочка. Она лезет одна напролом: сороки остаются без косточки, а она – без хвоста. Поделом!
Отзыв. Рассказ из жизни природы. Случай обыкновенный, но юмор автора делает его интересным и поучительным. У сороки «говорящее» имя: Выскочка. Значит, никого не слушает, хочет все получить без труда, делать все по-своему. Точно по пословице «в семье не без урода»: сама по глупости теряет хвост, а семья из-за нее – еду. Ей урок на всю жизнь. И Вьюшке тоже: не зевать, когда рядом сороки-воровки. Рассказ учит быть терпеливыми, послушными, сплоченными, находчивыми. Слушать старших и им помогать.
Переживания и взросление
В начале рассказа, Журка окружают заботливые взрослые, которые обеспечивают ему безопасность. Однако, когда он осознает свою силу и самостоятельность, он сталкивается с опасностями и проблемами
В этих моментах Журка начинает понимать, что жизнь может быть несправедливой, и что важно научиться справляться с трудностями
В процессе рассказа, Журка становится все более самостоятельным и смелым. Он учится преодолевать страх, выходить из зоны комфорта и принимать сложные решения. В этих моментах он осознает свою ответственность и растет как личность.
Однако, важный урок, который дает рассказ, заключается не только в том, что взросление подразумевает преодоление сложностей. Журка также понимает, что взрослые тоже испытывают страхи и сомнения, и что не всегда они могут быть сильными и уверенными. Взрослые тоже могут нуждаться в поддержке и дружбе. Журка находит в себе силы быть для них крепким и преданным другом, что помогает ему лучше понимать и к себе относиться с пониманием.
Итак, в рассказе Журка Пришвина, мы видим, как основной герой переживает различные испытания, которые помогают ему стать сильнее и более зрелым. Он учится преодолевать страхи, принимать сложные решения и быть поддержкой для других. Эти уроки мудрости позволяют Журке расти и развиваться как личность, а также найти истинные ценности и смысл в жизни.
Пример правильного заполнения
Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.
Рассмотрим:
Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.
Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.
Важно! Если делается дневник для ученика 1 класса, то ему будет тяжело составить характеристику и описание рассказа самостоятельно.
Родители обязательно в первое время должны заполнять его вместе с ним, они должны объяснить, как это делается и завлечь его внимание
Краткое изложение
Событие, описанное в рассказе «Выскочка», случается поздней осенней порой. Одна собака, несмотря на то, что охотничья, на охоту с хозяевами ездила редко, но была верной и преданной охраной на их участке. Называли ее сначала Бия, потом Биюшка, потом Вьюшка. Однажды с хозяйского стола во время обеда ей дали две кости. Но выяснилось, что не только она имела виды на эти кости. Тут же возле собаки появились назойливые, хитрые сороки. Обманув животное, они вытащили у Вьюшки одну кость.
Быстро справившись с нею, птицы решили выкрасть и вторую кость. Взяв собаку в полукруг, семь сорок стали наступать на нее. Но среди них одна оказалась особо выдающейся или, наоборот, глупее остальных. Отделившись от стаи, она поскакала вперед, стремясь в одиночку завладеть лакомством. Пришвин называет эту птицу «Выскочка». Остальные сороки пытались предостеречь ее от такого рискованного шага, но тщетно. «Выскочку» не остановить.
Вьюшка же тоже была далеко не простофилей. Решив подыграть нахальной птице, она нарочно выпустила кость, отвернулась в противоположную сторону. Подождав, пока сорока завладела желанной добычей, собака мгновенно повернулась и схватила Выскочку за хвост. С перепугу воровка выронила из клюва кость и рванулась от собаки. Сама она высвободилась, но лишилась своего хвоста. И стала самоуверенная сорока похожа на черно-белый шарик с ножками, а не на птицу.
Такой инцидент отбил желание у птиц заполучить кость, они быстро вернулись в свои гнезда, и по их громкому, оживленному стрекотанию стало ясно, что потеря хвоста – самый большой стыд в сорочьем роду.
Заключительные мысли о рассказе «Журка»
Рассказ «Журка» — это глубокая история о жизни простого сельского кота, который стал свидетелем многочисленных преломлений реальности. Прочитав этот рассказ, я ощутил не только сильную эмоциональную привязанность к главному герою, но и многие углубленные мысли о жизни, которые лежат на поверхности в сюжете.
Один из центральных моментов рассказа — это история о дружбе кота с мышкой. Соединившись вместе, они прошли через многие испытания и пришли к выводу, что именно любовь и доверие помогают им сохранять свое мирное сосуществование. Эта тема пропитывает рассказ всюду и становится, пожалуй, самым сильным моментом сюжета.
Рассказ «Журка» может показаться слишком простым на первый взгляд. Но если посмотреть внимательнее, то здесь скрыты многие мысли о жизни, которые актуальны для каждого человека. Этот рассказ — не просто история о коте и мышке, но проникновенная литературная метафора о простых и искренних чувствах, которые в итоге побеждают все трудности.
- Плюсы: глубокий сюжет, интригующие перипетии, сильные эмоции.
- Минусы: возможно, кто-то считает этот рассказ слишком простым для себя.
Сейчас читают
- Краткое содержание Путь Абая Мухтара Ауэзова Произведение посвящено описанию жизненного пути великого представителя казахского народа Кунанбаева Абая, завоевавшего себе славу поэта и просветителя.
- Краткое содержание Чехов Егерь Один из коротких рассказов Антона Павловича Чехова «Егерь» почти полностью состоит из диалога егеря Егора и скотницы Пелагеи. Автор умело и в несколько штрихов описывает ситуацию, в которую попали герои.
- Краткое содержание Аверченко Специалист
- Краткое содержание Два плуга Ушинского Когда-то смастерили два абсолютно одинаковых плуга. Материалом для их изготовления послужил один и тот же кусок железа. Первый плуг очень быстро оказался у земледельца, который сразу начал его активно использовать
- Краткое содержание Грамматика любви Бунина В начале июня помещик Ивлев появляется в своем уезде. Сначала его сопровождает хорошая погода, затем небо заволакивают тучи. В связи с этим Ивлев решает заехать в имение к знакомому графу.
Анализ и основная мысль
На творчестве Юрия Коваля выросло не одно поколение советских детей. И до сих пор его произведения остаются притягательными для читателей, ценящих живое и ёмкое слово. Темы его рассказов различны: например, истории «Недопёсок», «Шамайка» и «Белозубка» — о животных, а цикл «Чистый дор» посвящён жизни жителей одноимённой вологодской деревни. Именно там, судя по всему, и происходят события рассказа «Нюрка». Коваль всегда отличался умением органически чувствовать слово, мелодию речи, её напевность и внутренний строй, поэтому его произведения увлекают своей самобытностью и уникальным слогом.
Главные мысли и идеи рассказа «Нюрка»:
7 лет — очень важный возраст для любого ребёнка, ведь именно тогда ребята идут в школу. Для них начинается новый этап, когда они чувствуют ответственность и прощаются с беззаботностью. В это время взрослые и старшие товарищи должны поддерживать их
Именно поэтому жители деревни очень уважительно относятся к походу девочки в школу и подчёркивают важность этого события.
Детство — прекрасная пора, когда любое событие в жизни ребёнка кажется для него чем-то глобальным и значимым.
Подарки должны дариться с душой, и не имеет значения, какими они будут — полезными или не очень
Важно внимание. Главное, что все старались ради Нюрки, даже собрать ведро черники — дело непростое.
Если читать и разбирать произведение внимательнее, можно увидеть, что оно напоминает настоящую сказку, а не просто зарисовку из жизни деревенского народа
Гости, собирающиеся к Нюрке на праздник, напоминают добрых фей с дарами. А каждый подарок в той или иной мере поможет пройти инициацию, перейдя из дошкольников в школьники. Разумеется, появляется и злая «фея» — Мирониха, которая придирается. Но её побеждают грамотными аргументами в пользу того, что бинокль — это школьная вещь
Если читать и разбирать произведение внимательнее, можно увидеть, что оно напоминает настоящую сказку, а не просто зарисовку из жизни деревенского народа. Гости, собирающиеся к Нюрке на праздник, напоминают добрых фей с дарами. А каждый подарок в той или иной мере поможет пройти инициацию, перейдя из дошкольников в школьники. Разумеется, появляется и злая «фея» — Мирониха, которая придирается. Но её побеждают грамотными аргументами в пользу того, что бинокль — это школьная вещь.
В финале трёхчастной композиции Нюрка приходит в школу, сам учитель признаёт бинокль школьной вещью, после чего дверь за главной героиней закрывается: инициация пройдена, теперь её ждёт совершенно новая жизнь.
Почему читательский дневник связан с Пришвиным?
В читательском дневнике можно проводить анализ персонажей, исследовать их характеры и развитие в течение сюжета. Пришвин создает живых и ярких героев, которые вызывают интерес и сочувствие у читателя. В дневнике можно описать, какие эмоции и мысли вызвали персонажи и какие были причины таких впечатлений.
Важным аспектом читательского дневника является анализ стиля и манеры изложения Пришвина. Автор описывает природу и животных с таким мастерством, что читатель не может не восхищаться его способностью передать красоту и гармонию природы
В дневнике можно обратить внимание на особенности языка Пришвина и описать, как они влияют на общее впечатление от чтения его произведений
Читательский дневник также предоставляет возможность написать рецензию на произведение. В рецензии можно выразить свою точку зрения о сюжете, действии и качестве написания произведения
Рецензия может быть положительной и отрицательной, при этом важно обосновать свою оценку и предоставить аргументы из текста
Читательский дневник помогает сохранить интерес к произведениям Пришвина. Путем активного участия читателя в анализе и обсуждении произведений, впечатления становятся более глубокими и осмысленными. Читательский дневник способствует формированию литературного вкуса и развитию критического мышления.
В конечном счете, читательский дневник является неотъемлемой частью прочтения произведений Пришвина. Он позволяет более полно погрузиться в мир его книг, анализировать сюжет и персонажей, выражать свои впечатления и делиться ими с другими читателями.