Новое время

История нового времени (новая история)

Понятие «новая история»: содержание и периодизация

Понятие «новая история»: содержание и периодизация

Термин «новая история» появился в европейской общественно-политической мысли еще в эпоху Возрождения, когда, осмысливая пути развития человеческой цивилизации, мыслители-гуманисты предложили трехчленное деление истории. Это понятие прочно закрепилось в исторической науке, хотя его содержание постоянно уточнялось и трансформировалось. К настоящему моменту под новой историей понимают процесс становления и утверждения буржуазных отношений в качестве основы западной цивилизации.

Всякий процесс, разворачивающийся во времени, имеет свою периодизацию, которая отражает изменения в сущностных характеристиках изучаемого явления. В нашем случае речь идет об эволюции западной цивилизации на стадии перехода от «традиционного» к «индустриальному» обществу, или, используя более привычную для отечественной исторической науки терминологию, на стадии превращения буржуазных отношений в определяющий фактор общественного прогресса.

Историки различных школ существенно расходятся между собой в интерпретации этого процесса, а отсюда и споры по поводу периодизации новой истории. Как правило, ее начало связывают с английской революцией, вспыхнувшей в середине XVII в. и ставшей ярким симптомом кризиса «старого порядка». Сложнее с определением верхней границы периода новой истории. В советской историографии господствовала точка зрения, согласно которой период новой истории закончился в 1917 г., когда в России произошла революция, открывшая новую эру в развитии человечества. При этом историки отталкивались от разработанной В. И. Лениным теории империализма. Он утверждал, что на рубеже XIX–XX вв. буржуазное общество в своем развитии достигло такого уровня, когда сложились все предпосылки для перехода к более совершенному и справедливому типу организации общества – социализму. Революция в России, по его мнению, как раз и открыла эту новую эпоху.

Надо сказать, что, разрабатывая свою теорию, В. И. Ленин опирался на многие вполне реальные факты. Перед западной цивилизацией тогда стояло немало сложных, трудноразрешимых проблем, и ее дальнейшие перспективы были весьма туманны. Скорый «закат» западной (буржуазной) цивилизации предсказывали в то время не только марксисты. Другое дело, что реальная жизнь оказалась гораздо сложнее и многообразнее, чем это представлялось в начале XX века. Появились новые факторы, которые никем не прогнозировались и которые оказали исключительно серьезное воздействие на развитие западной цивилизации. Выяснилось, что, с одной стороны, буржуазное общество отнюдь не исчерпало резервов для дальнейшего прогресса, а с другой, реализация на практике социалистической идеи оказалась делом гораздо более сложным, чем это казалось идеологам этого течения.

Естественно, все это серьезно осложнило решения казавшегося совсем недавно предельно ясным вопроса о датировке верхней границы новой истории. На наш взгляд, черту, отделяющую новую историю от новейшей, следует провести на рубеже XIX–XX вв., когда западная цивилизация подошла к своеобразной исторической развилке: ей предстояло либо найти пути для постепенной адаптации к новым условиям, либо резко изменить вектор своего развития и перейти в принципиально иное качественное состояние. Ниже мы попытаемся показать узловые моменты эволюции западной цивилизации с того момента, когда она вступила на путь буржуазного прогресса, и вплоть до того, как достигла той исторической развилки, о которой говорилось выше.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Начало эпохи. Мнение экспертов

Информационная революция и цифровизация

Одним из ключевых факторов, указывающих на начало новой эпохи, является информационная революция и цифровизация общества. С развитием технологий и доступом к интернету, информация стала свободно доступной и передается на огромные расстояния за считанные секунды. Это приводит к изменению способов общения, работы, обучения и развлечения, а также создает новые возможности во всех сферах жизни.

Переход к устойчивому развитию

Очевидная потребность в сохранении окружающей среды и борьбе с изменением климата становится все более актуальной. Эксперты отмечают, что глобальные проблемы, такие как исчезновение биоразнообразия, загрязнение воздуха и воды, истощение природных ресурсов, требуют незамедлительных действий. Устойчивое развитие уже становится неотъемлемой частью политики, бизнеса и общества в целом.

Искусственный интеллект и автоматизация

Прорыв в области искусственного интеллекта и автоматизации предоставляет новые возможности для улучшения жизни людей. Машины и компьютеры способны выполнять сложные задачи, обеспечивая более эффективную и точную работу. Отношение к машинам меняется: они перестают быть просто инструментами и становятся частью нашей повседневной жизни.

Глобализация и интерконнектедность

С появлением глобальных коммуникационных сетей и транспортных связей, мир становится все более связанным и взаимозависимым. Глобализация открывает огромные возможности для торговли, обмена культурой и идей, но также создает новые вызовы и проблемы, требующие глобального подхода и сотрудничества.

Мнение экспертов ясно – мы стоим на пороге новой эпохи в истории человечества. Последствия этих изменений являются сложными и неоднозначными, но одно можно сказать наверняка – будущее будет совершенно иным, и нам предстоит приспособиться и адаптироваться к новым условиям.

Значимые представители “Нового Времени”

Рене Декарт

Рене Декарт, французский философ и математик, считается одним из главных фигур эпохи Нового Времени. В своих работах он заложил основы современного рационализма и предложил метод сомнения как способ достижения истинного знания.

Фрэнсис Бэкон

Фрэнсис Бэкон, английский философ и государственный деятель, внес значительный вклад в философию и науку “Нового Времени”. Он разработал метод индукции, заложив основы научного метода и призывая к изучению природы на основе опыта и наблюдения.

Рене Декарт

Томас Хоббс, английский философ, автор знаменитого труда “Левиафан”, является одним из основателей современного политического мышления. Он аргументировал необходимость сильного центрального правительства для обеспечения порядка и стабильности в обществе.

Галилео Галилей

Галилео Галилей, итальянский ученый и изобретатель, сделал значительные открытия в области астрономии и физики. Он был первым, кто использовал телескоп для наблюдения за небесными телами, а также сформулировал законы движения, которые впоследствии стали основой классической механики.

Некоторые представители “Нового Времени”

Имя
Национальность
Вклад в область

Рене Декарт
Француз
Рационализм, метод сомнения

Фрэнсис Бэкон
Англичанин
Научный метод, индукция

Томас Хоббс
Англичанин
Политическое мышление, необходимость центрального правительства

Галилео Галилей
Итальянец
Астрономия, физика, телескоп, законы движения

Эти представители “Нового Времени” внесли значимый вклад в развитие мысли и науки, открыв новые пути для исследования и понимания мира.

Известные деятели

В эпоху Нового времени активно развивается наука, она позволила появиться и закрепиться важным принципам естествознания. Накопившиеся знания целителей, врачей и алхимиков подверглись структурированию и получили конкретную форму. Появившиеся идеалы науки неразрывно связывались с экспериментальной проверкой догматов религии и природных процессов, математическими достижениями.

Общие знания и образование стали авторитетными явлениями. Они считались двигателями прогресса. К философии проявляется уважительное отношение благодаря работам известных ученых Вольтера, Руссо, Беркли.

Особенности культуры Нового времени заключаются в одновременном падении авторитета церкви. Наука, построенная на разуме и практических исследованиях, вышла на первое место:

  • уникальной является методология науки Галилея;
  • за Ньютоном осталась механика и основные ее принципы;
  • философию от схоластики освободили Гоббс, Бэкон, Спиноза.

Критика и противоречия “Нового Времени”

1. Идеализация человека

Один из противоречий “Нового Времени” заключается в его идеализации человека. В это время было принято считать, что человек по своей природе добр и разумен. Однако исторические события показали, что люди могут быть жестокими и эгоистичными.

3. Односторонность рационализма

“Новое Время” характеризуется рационализмом и научным подходом. Однако проблема заключается в его односторонности. Рациональность игнорирует эмоции, интуицию и духовность, что приводит к потере гармонии и баланса в жизни человека.

5. Неверность утопических идей

В “Новое Время” вложены некоторые утопические идеи, такие как равенство и мир на Земле. Однако они не были полностью реализованы из-за человеческой природы и сложности проблем, с которыми столкнулось общество.

Реформация и Контрреформация

Реформация

На протяжении многих веков католическая церковь утверждала свою власть и контроль над верующими в Европе. Однако, в XVI веке возникли новые течения, которые критически относились к практикам церкви. Мартин Лютер, немецкий монах и учитель богословия, стал одним из главных деятелей реформации. В 1517 году он опубликовал свои 95 тезисов, в которых критиковал практики обращения с покаянием и продажи индульгенций.

Центральной идеей реформации стало понимание, что вера и спасение основаны на вере и благодати Бога, а не на добрых делах и различных ритуалах. Лютер призывал к возвращению к истинным ценностям христианства, основанным на библейских принципах.

Контрреформация

Распространение реформационных идей вызвало жесткую реакцию католической церкви. Контрреформация стала движением, созданным для борьбы с реформационными учениями и сохранения церковной власти. Одним из ключевых деятелей контрреформации был Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов.

Католическая церковь использовала различные методы в борьбе с реформацией: проведение Концитий, освящение новых святынь, преследование еретиков и т. д. Также были приняты реформы внутри церкви, направленные на борьбу с коррупцией и улучшение подготовки священников.

Влияние и результаты

Реформация и Контрреформация оказали глубокое влияние на развитие Европы. Разделение на протестантов и католиков привело к множеству конфликтов и войн, таких как Тридцатилетняя война. Эти конфликты стали основой для формирования государственной и национальной идентичности в Европе.

Итогом этих движений стало разнообразие вероисповеданий и конфессий в Европе, а также обострение взаимоотношений между различными религиозными группами. Реформация и Контрреформация были важными этапами в истории религии и политики в Европе, которые оставили свой отпечаток на современном обществе и культуре.

Принципы периодизации нового времени

Периодизация нового времени — это систематизация и классификация исторических событий и процессов, происходивших в период с XVI по XVIII века. Для определения периодов и разделения нового времени на этапы исследователи используют несколько принципов. Рассмотрим основные из них:

Принцип хронологической последовательности. Основной принцип периодизации заключается в строгом соблюдении хронологической последовательности исторических событий. Все периоды должны быть расположены в правильном порядке, отражающем их последовательность во времени.

Принцип крупномасштабности. Периодизация нового времени должна учитывать глобальные и масштабные изменения, происходившие в обществе, политике, экономике, культуре и других сферах жизни. Этот принцип позволяет выделить важнейшие этапы, определяющие характер и направление развития нового времени.

Принцип исторической значимости. Периодизация должна учитывать историческую значимость периодов и их роль в формировании современного общества
Особое внимание уделяется ключевым событиям, приведших к значительным изменениям и прогрессу в различных сферах жизни общества.

Принцип качественного различия

Периоды нового времени должны быть ярко характеризованы и иметь существенные отличия друг от друга
Важно выделить основные особенности каждого периода, такие как социально-экономические изменения, политические сдвиги, научные открытия и культурные новации.

Принцип системности. Периодизация нового времени должна быть системной и логичной

Перед началом исследования необходимо определить критерии, по которым будет осуществляться разделение на периоды, исключая произвольность и случайность в выборе границ.

При использовании этих принципов исследователи создают периодизацию нового времени, которая позволяет более глубоко понять и описать исторические процессы, происходившие в этом периоде и их влияние на современность.

Идея единства исторического процесса

Идея единства исторического процесса является одной из основных концепций периодизации нового времени. Эта идея заключается в том, что историческое развитие отличается внутренней взаимосвязью и зависимостью различных периодов и явлений

Важно отметить, что единство исторического процесса не означает его однородности или однородное движение в одном направлении

Для понимания и представления исторического процесса в качестве единого целого используются различные принципы периодизации и классификации. Один из таких принципов — главное преобразование исторического процесса. Он опирается на представление о том, что история развивается, преобразуется и изменяется под воздействием определенных основополагающих сил и событий.

Главным преобразованием нового времени может считаться становление и развитие капиталистического способа производства. Это событие стало фундаментальным для формирования новых социально-экономических отношений, политических структур, технического прогресса и культурной парадигмы.

Другим важным принципом периодизации является возникновение и развитие ключевых концепций и идей, характерных для данного периода. Эти идеи и концепции отражают основные ценности, идеалы и установки общества в различные периоды. Например, эпоха Просвещения в XVIII веке характеризуется идеей разума и прогресса.

Принцип периодизации Описание
Общественно-политический Фокусируется на изменениях в социальной и политической сферах общества
Экономический Акцентируется на изменениях в экономической сфере, включая производство, торговлю и потребление
Идеологический Учитывает различные идеи, философские и религиозные концепции, которые повлияли на общество и культуру

Таким образом, идея единства исторического процесса обеспечивает понимание и объединение различных периодов и явлений в единое целое. Эта идея позволяет нам лучше понять и изучить историческое развитие и его влияние на современный мир.

Колонии.

Колонии существовали еще в древнем мире и в средние века. Греческий историк Геродот говорил, например, что греки на берегу Черного моря подобны лягушкам, сидящим на берегу пруда. При первой опасности они готовы попрыгать в воду. Эти колонии были выселками из древней Греции, хозяйственно они были слабо связаны с ней. Иное дело — колонии в новое время. После великих географических открытий конца XV в., когда европейцы достигли Америки и нашли морской путь в Индию, возникла значительная морская торговля между Европой и заморскими странами. Сначала в колонии устремились толпы жадных авантюристов, которые грабили местное население. Но затем туда направилась масса разоренных в результате огораживаний крестьян, а также и ремесленников, и они, истребляя местное население, как в Северной Америке или в Австралии, занялись земледелием и животноводством.

Возникла торговля промышленных стран с колонистами, переселившимися за океан. В колонии вывозили мануфактурные изделия — ткани, скобяной товар, стекло, а оттуда — предметы питания и сырье для промышленности, сахар, хлопок, лес и т. п. В странах, которые захватывают колонии, в метрополиях, ускоряется развитие промышленности. При этом правящие классы метрополий стараются не допустить развития промышленности в колониях.

Разделение мира в хозяйственном отношении на метрополии с развивающейся промышленностью и на аграрные колонии сложилось в XVII в. Развитие колоний тормозится, замедляется, развитие метрополий ускоряется. Ужасающие страдания испытывало порабощенное население колоний — нищету, голод, эпидемии. Но с самого захвата колоний начинается борьба их народов за освобождение. В настоящее время позорному порабощению колоний приходит конец. Народы колонки один за другим свергают господство колонизаторов.

Значимые события

Этот период принес не только колоссальные перемены в мире науки и искусства, но и важные географические открытия. Значительный прогресс наблюдался в медицине, математике, астрономии, философии. Изменилось восприятие религии и веры в целом. Здесь наблюдается колоссальный переворот, связанный с культурными убеждениями.

Новое время построено на развитии и творчестве человечества, гуманизме. Стоит отметить путешествия, на которые раньше никто не решался. Прогресс в географии стал результатом желания капиталистов поправить собственное благосостояние. Они решили найти Индию. Экспедиции были организованы Португалией и Испанией. В 1492 году Колумб спустя 33 дня после начала плавания добрался до колумбийских берегов, посчитав их Индией. Он открыл Америку, но так и не узнал об этом.

Официальная дорога в Индию была найдена в 1498 году Васко да Гамой. Открытие принесло прибыльные торговые возможности в отношении стран, расположенных на индийском побережье.

Магеллан совершил первую «кругосветку», которая продолжалась 1081 день. Из экспедиции в живых осталось только 18 человек, что послужило преградой для организации подобных путешествий. Общее научное и культурное развитие было стремительным, кардинально пересматривались все сферы, окружающие человека.

Проблема периодизации Новой истории

Периоды Нового времени

Исторические рамки начала Нового времени до сих пор не установлены чётко, что является одной из проблем его периодизации. Разные исследователи предлагают вести отсчёт от одного из следующих событий:

  • Английская революция (1640 год)
  • Реформация в Европе (1517 год)
  • Открытие Нового Света в ходе Великих географических открытий (1492 год)
  • Падение Византии и захват Константинополя турками-османами (1453 год)

Однако, верхняя граница периода Новой истории определена чётко. Она завершается вместе с Первой мировой войной (1914 – 1918 годы), после чего начинается этап Новейшей истории.

Периодизация Новой истории в таблице

Однако, все историки выделяют чёткую границу между двумя периодами Нового времени – окончание Наполеоновских войн в Европе (1815 год) и начало работы Венского конгресса (1814 – 1815 годы). Венский конгресс стал конференцией, в которой приняли участие разные страны Европы. Они заключили ряд договоров, направленных на восстановление абсолютных монархий в Европе, разрушенных Великой французской революцией 1789 года и вышеупомянутыми Наполеоновскими войнами. В Венском конгрессе приняли участие представители всех европейских государств, кроме Османской империи, и в ходе этих событий были определены новые границы стран Европы. С этого момента начался второй период Новой истории.

Периодизация первобытного общества в таблице
Сословия в России в начале 20 века. Таблица.

Развитие культуры в Новое время

Представители гуманизма

Сэр Томас Мор

XV — начало XVII вв. стали эпохой невиданного расцвета европейской культуры, которая в этот период развивается под знаком гуманизма. Впервые зародившись в Италии, это течение распространяется затем во всех странах Европы. В основе гуманизма лежит антропоцентризм, идея сходства возможностей человеческой личности и добродетелей, определяющих ее благородство, идеалы гуманистического индивидуализма. Культура в своем развитии ориентируется на возвращение к античности, усвоение ее классического наследия. Влияние гуманизма распространяется на такие сферы духовной жизни, как литература, архитектура, живопись, политические теории и т,д. Классическими представителями культуры Возрождения данного периода стали мыслители — Эразм Роттердамский, Т. Мор, Н. Макиавелли, занимавшиеся, помимо религиозных и этиче ских вопросов, рассмотрением социально-политических проблем. В числе представителей гуманизма в искусстве можно отметить Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана и др. Возрождение проникает и в культурное развитие Испании и стран Центральной и Северной Европы, соединяясь с местными традициями.

Успехи в науке

Николай Коперник

В XVI—XVII вв. значительные успехи были достигнуты в науке (прежде всего в естествознании). Ученые накапливают фактический материал, полученный в результате наблюдений. Личный опыт постепенно приходит на смену авторитету, что означает зарождение экспериментальной науки современного типа. Развитие астрономии вследствие деятельности таких ученых, как Н. Коперник, Г. Галилей, Т. Браге, И. Кеплер, привело к формулированию новой космографической картины мира — гелиоцентрической. Шаг вперед сделали медицина и анатомия, благодаря трудам А. Везалия, У. Гарвея и М. Сервета. К началу XVII века в развитии культуры происходит отход от принципов классического Ренессанса, а именно от следования античным принципам и формам. Культура поднимается на качественно новую ступень. Особенно ярко это проявилось в научной сфере. Английский ученый и философ Ф. Бэкон научно обосновал ведущую роль эксперимента в науке, а французский философ и математик Р. Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» сконструировал сугубо рационалистическую картину мира, заложив основы нового течения в европейской культуре — рационализма.

Искусство XVII века

В сфере искусства в XVII веке господствует барокко — стиль, обладающий очень чувственным характером, создающий иллюзию реальности, но, вместе с тем, пренебрегавший размерами, выражавший драматизм и экспрессивность. Однако и здесь со второй половины XVII века ощущается воздействие рационализма, который нашел свое воплощение в классицизме, направлении, основанном на превалировании разумного над чувственным. Строгие, пропорциональные, симметричные формы в искусстве; жесткие правила и каноны в литературе — вот характерные признаки, свойственные классицизму. Этот стиль достигает своего расцвета во второй половине XVII века во Франции, а в XVIII веке распространяется по всей Европе.

Результат деятельности просветителей

Деятельность и идеи просветителей нанесли серьезный удар по устоям «старого порядка». Они сформулировали абсолютно новую, конструктивную альтернативу общественного устройства. Их политические и социальные теории легли в основу многих современных общественно-политических течений, стали идеологической предпосылкой грандиозных изменений в развитии мировой цивилизации.

Культурные черты

Рассматривая периодизацию Нового времени, следует отметить научную революцию, неразрывно связанную с теорией Коперника. Религиозная среда отнеслась к последней с протестом, а фанатики находили в ней неразрывную связь с Джордано Бруно, осужденным в свое время инквизицией. Позже Кеплером было доказано перемещение планет по траектории, напоминающей по форме эллипс.

К характерным чертам Нового времени относится телескоп, изобретенный Галилео Галилеем. Это приспособление помогло доказать однородность планет. По завершении этих открытий науки разделились на гуманитарные и прикладные.

Развитие науки осложнялось тем, что общество разделилось на две половины. Одни были сенсуалистами, другие поддерживали рациональность. Первые склонялись к тому, что достоверным является эмпирический и чувственный путь. Вторые утверждали, что познать окружающий мир можно только разумом.

Культура в Новый период сопровождается развитием культа женского тела, особенно в Западной Европе. В XIX веке дамы отстаивали социальную независимость, свободу слова. Брак заключался только по взаимной любви, разрешался для мужчин с 30 лет, для женщин — с 25 лет. Общество стало образованным, появилась традиция раздельного обучения девочек и мальчиков.

Эпоха Великих географических открытий

Эпоха Великих географических открытий началась в конце XV века и завершилась к середине XVII века, когда голландский мореплаватель Абель Тасман открыл Австралию.

Рис. 1. Великие географические открытия. Карта.

Торговые пути из Европы в Индию были под контролем мусульманских государства, Османской империи и Персии, поэтому испанцы и португальцы стали искать обходной путь. К 1489 году португальцы добрались до юга Африки, а спустя 9 лет Васко да Гама совершил экспедицию в Индию и нашёл альтернативный путь поставок специй и других товаров в Европу.

В 1492 году Христофор Колумб открыл острова Карибского моря, а далее последовали другие морские экспедиции, которые привели к открытию побережья американского континента. За ними последовало завоевание двух государств Западного полушария — империи ацтеков в Мексике и инков в Перу. В 1494 году для разграничения сфер влияния испанцы и португальцы заключили Тордесильясский договор.

В 1517 году по инициативе Мартина Лютера началась Реформация в западном христианстве. Религиозный процесс, вывоз золота из колонизированных земель Западного полушария и бурное развитие мануфактурного производства в Европе привели к Первой буржуазной революции, которая началась в 1566 году в Нидерландах. В 1581 году это государство провозгласило независимость и вскоре стало лидером в мировой морской торговле. Голландцы были единственными из европейцев, с кем поддерживала отношения Япония периода сёгуната, с 1640-х годов до середины XIX века.

В XVI веке также началась первая научная революция, и одним из ключевых её достижений стало открытие Николаем Коперником гелиоцентрической системы. В 1543 году вышла его книга «О вращениях небесных сфер», а голландец Андрес Велизарий выпустил первый труд по анатомии человека, основанный на экспериментальных исследованиях.

В XVI веке во Франции на троне вместо династии Валуа утвердилась династия Бурбонов, в России и Англии в начале XVII века на престол вступили династии Романовых и Стюартов. Особенностью развития европейских монархий Раннего Нового времени был переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму.

Рис. 2. Буржуазная революция в Нидерландах.

§ 19. Новое время как особый период всемирной истории

1. Понятие «Новое время» и его периодизация

Новое время — ​особый период всемирной истории. Это понятие возникло в эпоху Возрождения в среде итальянских гуманистов. Расцвет науки и искусства они стали называть Новым временем. Среди них также оформилось представление о том, что развитие общества носит общемировой характер. Гуманисты разделили историю человечества на древнюю, среднюю и новую. Это разделение лежит в основе и современной периодизации.

История Нового времени начинает отсчет с XVI в. и заканчивается началом XX в. Эту эпоху принято разделять на два больших периода. Первый начинается эпохой Великих географических открытий и завершается Великой французской революцией конца XVIII в. Второй период охватывает XIX и начало XX в. Рубежным событием Нового и Новейшего времени является Первая мировая вой­на 1914–1918 гг.

Существуют и иные взгляды на хронологические рамки Нового времени. В качестве отправной точки эпохи некоторые исследователи рассматривают открытие Америки в 1492 г. и даже падение Константинополя в 1453 г. Немецкий философ XIX в. Г. В. Ф. Гегель центральным событием Нового времени считал Великую французскую революцию конца XVIII в., а позднее — ​немецкую Реформацию. Последняя, по его мнению, расширила внутреннюю свободу человека в противовес тотальному господству католической церкви над сознанием человека Средневековья. Карл Маркс и его последователи связывали отсчет Нового времени с началом Английской революции — ​важным для всей Европы событием, ознаменовавшим установление капиталистических отношений. Конец Нового времени марксисты видели в победе Октябрьской революции 1917 г.

Новое время стало периодом грандиозной трансформации во всех сферах жизни не только европейского общества, но и остального мира.

Новая форма государства

Начальный период новой истории (XVI — XVIII вв.) был своеобразным, «особенным» временем всемирной истории. Отличие заключалось в его переходном характере.

Одновременно существовали два уклада жизни – старый (феодальный) и новый (капиталистический). Старый с каждым днем все более слабел, новый – набирал все больше сил. Подробнее об этом мы писали в статье про развитие капитализма.

Эта меняющаяся обстановка все более явственно проявлялась в социально-экономической структуре общества и не могла не проявиться в политической сфере. Формируется новый тип государства – абсолютизм (лат. absolutos — безусловный).

Что же было «безусловным» в новой форме государственности? Безусловной, неограниченной («самодержавной» – в российском варианте) стала власть монарха – короля, царя или императора.

Абсолютизм, пришедший на смену сословно-представительной монархии, был попыткой феодальных сил (дворянства) сохранить свое господство в меняющейся исторической обстановке.

То есть абсолютизм возникает для защиты старого строя жизни – господствующего положения дворянства, и это с самого начала противопоставляло его буржуазии.

Но абсолютизм был одновременно попыткой старого приспособиться к условиям нового времени, и это вынуждало его считаться с интересами быстро набиравшей силу буржуазии.

Буржуазия некоторое время тоже приспосабливалась к абсолютизму, однако этот период в истории был не продолжительным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: