Духовная сфера общества: понятие, элементы, примеры

Духовная сфера

Мораль

Под моралью понимаются определенные правила поведения, принятые в обществе. У ее истоков во всех человеческих социумах стояли бытующие представления людей:

Существование морали, принятой человечеством уже на ранних этапах его истории, обусловлено необходимостью регулировать совокупности социальных процессов, устранять периодически возникающие хаотические и протестные явления. Мораль направляет эти процессы в определенное политическое или экономическое русло, заданное эпохой.

В современных обществах эту функцию выполняет конституция, регламентирующая права и обязанности своих граждан. Их независимость от волюнтаризма власти призваны гарантировать судебные учреждения. Закон в спорной ситуации становится проявлением основ существующей морали. Он жестко связывает поведение личности определенными нормами, принятыми социумом.

Духовная сфера человека и ее влияние на жизнь

Духовная сфера человека является одной из важнейших составляющих его личности. Она включает в себя все, что связано с верой, моральными ценностями, этикой, самосовершенствованием и поиском смысла в жизни.

Каждый человек имеет свои собственные духовные убеждения и ценности, которые определяют его поведение, мировоззрение и отношение к окружающему миру. Эти убеждения формируются под влиянием различных факторов, таких как религиозная принадлежность, воспитание, культурные традиции и личный опыт.

Духовная сфера человека имеет глубокое влияние на его жизнь. Верования и ценности, которые определяются в этой сфере, часто служат основой для принятия решений и построения отношений с другими людьми.

Одна из важных функций духовной сферы человека — это поиск смысла и цели в жизни. Вера в более высокую силу или принадлежность к определенной религии может помочь человеку найти смысл и направление своей жизни, предоставив ответы на вопросы о смысле жизни, справедливости, благодати и другие важные вопросы.

Взаимосвязь между духовной сферой и эмоциональным состоянием человека также очень сильна. Вера и духовность могут быть источником вдохновения, надежды и успокоения. Они могут помочь человеку преодолеть трудности и поддержать его в моменты неуверенности и страдания.

Духовная сфера человека также влияет на его отношения с другими людьми. Духовные ценности могут служить основой для развития социальной ответственности, сострадания и этического поведения. Они могут помочь человеку увидеть в других людях то, что объединяет нас всех, выражаясь через понятия такие, как любовь, милосердие, уважение и доброта.

В современном мире духовная сфера человека становится все более и более важной. Сохранение и развитие духовных убеждений и ценностей помогает нам найти гармонию между внутренним миром и внешней реальностью

Это позволяет нам преодолевать трудности, стремиться к совершенству и создавать лучшую жизнь для себя и для других.

Религия

Исполняет роль, во многом схожую с моралью: она тоже организует огромные массы людей. Но организующей силой становится не мирская власть, а власть Бога: некоего сверхъестественного существа, обладающего идеальными качествами, на которые следует ориентировать свою деятельность беспрекословно. Главный признак любой религии — вера, не подлежащее критике принятие заданного религией постулата. Веру в этот постулат обеспечивает церковь, самостоятельные миссионеры, расширяющие круг верующей паствы, и та или иная степень инквизиции — борьбы с инакомыслием, дисциплинирующей верующее население.

В античной Греции для этого применялся остракизм — выселение неугодных из полисов, в средневековой Европе еретики легко могли попасть на костер. Сегодня нравы значительно мягче: каждый вправе сам выбирать, поклоняться ему Богу или нет.

Измерение духовной сферы: как это можно сделать?

Духовная сфера деятельности человека представляет собой сложную и многогранную систему, которую можно измерять с помощью различных методик и инструментов.

Одним из таких методов является изучение религиозности и духовности человека с помощью опросов и анкетирования. Эти инструменты позволяют оценить уровень веры, религиозных убеждений и практик, а также уровень духовности и религиозной самоидентификации человека.

Другим важным методом измерения духовной сферы является медитация. Медитация позволяет сосредоточиться на внутреннем мире, оценить уровень своей эмоциональной и духовной готовности, а также улучшить своё физическое и психическое состояние.

Измерению уровня духовности и духовной готовности также способствуют различные психологические тесты, которые позволяют определить уровень самосознания, социальной ответственности, этических убеждений и практик, а также мотиваций и ценностных ориентаций человека.

Таким образом, измерение духовной сферы деятельности человека представляет собой сложный процесс, который требует использования различных методов и инструментов. Он необходим для оценки уровня социальной ответственности и этических убеждений, мотиваций и ценностных ориентаций человека, а также для понимания его внутреннего мира и духовной готовности.

Слайд 6Духовная культура нарастает на основе общественного бытия, пронизывает все его сферы

и оказывает активное влияние практически на всю жизнедеятельность человека и общества. Как отражение общественного бытия она несет на себе отпечаток характерных черт эпохи и определенной общественно — экономической формации, интересов и потребностей больших социальных общностей и социальных слоев. Духовная культура в этом качестве – нечто единое целое, присущее нации, государству, региональной группе государств.В обществе духовная культура проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых духовных ценностей. Будучи включенными в бытие человека и общества, в материальную и духовную жизнь, они играют существенную роль в социальной деятельности по освоению и преобразованию мира, служат ориентирами в этом процессе.

Отличие духовных ценностей от материальных

У человека имеется широкий спектр материальных потребностей, которые в значительной мере являются не только биологическими, но и социальными. К примеру, выбирая одежду, мы смотрим не только на её практичность, но и на внешнее оформление, поскольку нам не безразлично, как нас воспринимают. К духовным потребностям это относить нельзя, поскольку стремление быть успешным в обществе объясняется социальными инстинктами, которые есть даже у животных.

Духовные потребности полностью противоположны материальным. Они не направлены на выживание, завоевание статуса или удовлетворение биологических нужд. При этом формируются и развиваются они в процессе социализации. Становясь зрелой личностью, индивид формирует свой собственный набор духовных ценностей и потребностей.

Удовлетворение духовных потребностей происходит посредством двух видов деятельности, которые мы рассмотрели выше: создания и воспроизведения духовных ценностей. В первом случае индивид создаёт что-то новое (например, композитор пишет музыку), получая удовольствие от самого процесса и от осознания того, что это оценят другие люди. Во втором случае человек получает удовольствие от того, что сам потребляет духовную ценность (слушает музыку) или способствует тому, чтобы она стала доступна другим людям (исполняет на концерте, создаёт аудиозапись).

Слайд 15Взаимоотношения между ними — большая и сложная тема. Можно только сказать,

что в период культа науки, особенно в XIX в. — первой половине XX в., когда она пыталась доказать свою универсальную способность к решению любых проблем, философия и религия испытывали с ее стороны мощное давление. В частности, философию пытались превратить в настоящую науку. Отсюда появление позитивистской школы в философии, которая оказалась всего лишь сводкой, систематизацией конкретно-научного знания. Ответом на такой поворот дел стал расцвет иррационализма в философской мысли. Таким способом философия пыталась утвердить свое принципиальное отличие от научного рационализма того времени. Различным образом складываются отношения между формами духовного производства в каждой отдельной цивилизации — в Китае, Индии, России.Один из самых сложных аспектов анализа духовного производства связан с изучением взаимосвязи материальных .условий жизни и уровнем духовности общества. Общепринято считать, что Восток, как древний, так в значительной мере и современный, отличается богатством и глубиной духовных поисков и прозрений. Все это верно, особенно в отношении буддизма.

Определение понятия

Жизнь нельзя представить только с материальной или моральной точки зрения, ведь два аспекта важны и имеют одинаковое влияние на общество

Для личности важно создание вокруг себя духовной сферы, ведь только так возможно обеспечить духовный рост и стать на путь самопознания. В обществознании наличие этого понятия в обществе обозначает последнее как высшую организованную структуру, где личность имеет возможность не только быть частью духовности, но и развивать себя и познание в соответствующих для этого условиях

Влияние этой сферы на человека провоцирует его развиваться и искать ответы на ряд важных вопросов. Даже если необходимой информации для изучения нет, личность пытается её найти, тем самым вдохновляясь и расширяя кругозор. Благодаря целеустремлённости запускается процесс активного развития и порождения новых элементов, среди которых:

  • Различные теории. Они могут относится не только к конкретной области, но и затрагивать другие аспекты общественной жизни.
  • Художественные произведения. Искусство и духовная сфера считаются на одной ступени развития, ведь поиски порождают творчество, а последнее мотивирует искать ещё активнее, провоцируя духовное развитие.
  • Значимые идеи.

Человеку недостаточно занимать определённое место в обществе, чтобы представлять себя окружающим, удовлетворять материальные потребности и зарабатывать деньги, ему важно ощущать гармонию внутри и понимать свой внутренний мир. Для этого личности необходимо потребление, использование ценностей уже созданных другими и, возможно, создание своих, если в этом возникает потребность

Основа духовной жизни

Нельзя говорить об этой сфере как об отдельной отрасли человеческой жизни, ведь она объединяет не только моральные, но и физические стороны общества. Философы сошлись на мнении многогранности духовности. О том, что включает в себя сфера духовной культуры, написано немало, но в разных источниках перечислены одни и те же элементы. К ним относится:

  • Мораль. Человек осознает свои действия и может отказываться от неприятных решений поступая, как велит сердце. Конечно, на социальном уровне нет единого принципа морали и у всех осознание термина разное, но чем больше моральных качеств имеет личность, тем более развитым считается общество.
  • Религия. Прямой указатель на духовную связь между индивидуумом и окружающим миром. Можно входить в разные конфессии, но понятие веры для все людей одинаковое и не зависит от конкретной религиозной ветви.
  • Образование и наука.

Мораль и религия

Первый фактор определяет основы поведения в обществе, то как личность должна вести себя при взаимодействии с остальными людьми. Мораль конкретного общества сформировалась благодаря представлениям людей на этой территории. Мыслители выделяют несколько факторов, которые повлияли на формирование этой категории духовной сферы. К ним относится:

  • Понимание материального выражения добра и зла.
  • Различие того, что принято в обществе от того, что может оскорбить или нанести вред.
  • Неправильное и верное.
  • Низкое и возвышенное.

В авторитарных странах понятие морали и её факторы превратились в догмы, неписаные законы, нарушать которые или размышлять об их правильности равно государственному предательству. И, наоборот, в демократичном обществе каждый человек может дополнить понятие морали своим виденьем или отказаться от некоторых факторов, которые считает недопустимыми.

Что касается религии, то она не только объединяет большое количество людей вокруг одной идеи (зачастую, это власть Бога). Основным признаком религии является вера в сверхъестественные возможности Бога. В материальном мире веру в религию подтверждает церковь, через которую и происходит выражение духовной сферы. Люди приходят сюда, чтобы почувствовать связь между собой и идеальной высшей силой, которая способна повлиять на внутренний мир человека и даже помочь найти путь истины.

В разные времена неверующие люди наказывались. История помнит примеры инквизиции, камер пыток и других неприятных сцен. В Древней Греции популярным был ритуал изгнания неверующего из полиса, изгнание в те времена считалось страшнее, чем пытки и смерть

Это ещё раз подчеркивает социальность человека и важность ощущения защиты, которое даёт сплочённая группа. Таким образом конституцию и веру можно считать инструментами для воплощения факторов духовной сферы в обществе

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

В социальной сфере
важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере
выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы
лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает .
Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.

В социальной системе существуют направления, которые были названы сферами общества. Такие сферы являются значимыми и устойчивыми подсистемами, которые отражают определенные стороны жизни каждого человека. Ниже мы рассмотрим, как выглядят ключевые сферы общественной жизни и с чем они связаны. А также мы подробно разберем, что представляет собой духовная сфера.

Эта информация поможет студентам или школьникам подготовить тематический доклад на данную тематику и выбрать подходящие картинки, которые могли бы наглядно представить примеры элементов духовной сферы.

Нравственные основы жизни человека

Нравственность — это совесть, принципы и нормы, которыми человек руководствуется при принятии решений. Ежедневно, каждому приходится сталкиваться с выбором, который совершается в зависимости от представлений человека о добре и зле, хорошем и плохом.

Пример. Утром мама дала с собой Диме вкусную булочку и шоколадку, когда он собирался в школу. На уроках он заметил, что его сосед по парте Вася забыл свой обед. Перед Димой встал выбор: съесть все самому или поделиться с Васей. Дима был убежден, что с товарищами нужно делиться, и предложил Васе половинку булочки и пол плитки шоколада.

Это пример принятие простого решения, такой выбор приходится совершать каждому, ежедневно по несколько раз. Но иногда, от принятия человеком верного решения зависит судьба и даже жизнь окружающих людей.

Пример. В 2010 году на российском военном корабле эсминце «Быстрый» неожиданно вспыхнул пожар. В машинном отделении прорвало топливный трубопровод, нужно было срочно перекрыть вентиль, чтобы спасти корабль и его команду (348 человек) от гибели. На это решился 19-летний АлдарЦыденжапов, кинувшийся в самый эпицентр пожара. Мальчика не удалось спасти, практически все его тело было покрыто ожогами. Посмертно ему присвоили почетное звание Героя Российской Федерации, за спасение боевого корабля и всего экипажа.

Слайд 2Духовные явления – компоненты социальной реальности, в своей совокупности образуют особую,

духовную сферу жизни общества. Явления сознания – не только нечто всецело производное от бытия, но сущее, имеющее свое особое место в социальной реальности, что теоретически выраженается в выделении структуры духовного производства как опосредующего звена между «историей мышления» и «историей общества». Духовное в своих социальных формах выступает как своего рода предметность, специфическая часть социальной реальности, поэтому «нельзя, говоря о духовном как об отражении объективно существующей реальности, ни на минуту упускать из виду, что само это отражение есть также определенный вид общественного производства – производства идей». Тем самым констатируется особый, относительно автономный мир господствующих в обществе идей, ценностей, норм, убеждений, целей. Концепция духовного производства и ставит в центр своего внимания исследование того механизма, которым создается, воспроизводится, развивается эта специфическая часть социальной предметности. Решающая роль в этом процессе принадлежит социально институциализированным формам духовной деятельности. Проблемное поле концепции духовного производства (общественного сознания, духовной жизни общества) – предметные формы, в которых духовное становится фактом социальной реальности: социальные механизмы духовной деятельности, многообразные социально институциализированные формы духовной жизни, сложные взаимосвязи и зависимости между различными компонентами, уровнями, формами, структурными элементами общественного сознания.

Мораль

Под моралью понимаются определенные правила поведения, принятые в обществе. У ее истоков во всех человеческих социумах стояли бытующие представления людей:

  • о зле и добре;
  • недопустимом и приемлемом;
  • неправильном и верном;
  • низком и возвышенном.

Существование морали, принятой человечеством уже на ранних этапах его истории, обусловлено необходимостью регулировать совокупности социальных процессов, устранять периодически возникающие хаотические и протестные явления. Мораль направляет эти процессы в определенное политическое или экономическое русло, заданное эпохой.

В современных обществах эту функцию выполняет конституция, регламентирующая права и обязанности своих граждан. Их независимость от волюнтаризма власти призваны гарантировать судебные учреждения. Закон в спорной ситуации становится проявлением основ существующей морали. Он жестко связывает поведение личности определенными нормами, принятыми социумом.

Искусство

Представляет собой важную часть нравственной сферы, в некотором смысле альтернативную науке. Его можно рассматривать как средство развлечения, проявление мастерства, доставляющего людям разнообразные эмоции и эстетический комфорт. Другой отличительной чертой искусства выступает способность влиять на мысли различных представителей общества. Оно дает пищу для художественных и научных размышлений. Последствием многих художественных произведений не раз были великие научные открытия.

Также искусство является действенным идеологическим средством. Непосредственно воздействуя на публику, оно вызывает у людей определенное отношение к тому, что происходит вокруг.

Пробуждает высокие чувства:

Слайд 16Вместе с тем можно сказать, что чрезмерная активность человека в сфере

духа при отсутствии интереса к материальной стороне жизни, при предельном ограничении насущных потребностей также опасна, как и обратная ситуация. Такая духовная активность с неизбежностью ведет к асоциальной позиции человека, когда духовное совершенствование человека никаким образом не связывается с общественными отношениями, с социально значимой деятельностью. В качестве примера можно привести современные весьма популярные школы, проповедующие науку духовного развития. Главная задача таких школ заключается в обучении человека медитации с целью познания собственной души и затем возвращения к Богу, понимаемого как некоторое космическое сознание. Все это де позволит человеку обрести внутренний мир и покой. «Величайшей целью человеческой жизни, — написано в книге, изданной одной из таких школ, — является самопознание и богореализация. Все остальное лишь пустая трата времени» .2 Духовность и вегетарианство. М., 1994. С. 18.

Слайд 13Дело здесь, конечно, не в какой-то особой и загадочной русской ментальности,

а совсем в другом, рационально объяснимом явлении. Россия в силу конкретных исторических условий на протяжении веков постоянно запаздывает в своем развитии, прежде всего в экономическом и политическом в сравнении с передовыми западноевропейскими странами. И перед Россией постоянно возникала проблема, куда пойти, какие цели и задачи поставить перед собой, как отыскать новые идеалы, которые помогли бы России преодолеть отставание и догнать ушедшие вперед страны. Напряженные духовные поиски приносили свои результаты, хотя ни одно из решений такого рода никогда не было и не могло быть окончательным. Но когда духовные поиски по каким-то причинам прекращались, тогда Россия неизбежно вновь оказывалась в кризисе. Велико сегодня духовное напряжение в России, во всех слоях общества идет напряженный поиск выхода из кризисной ситуации.

Духовный рост и саморазвитие

Духовный рост и саморазвитие являются важными компонентами духовной сферы деятельности. Они помогают человеку развиваться не только физически, но и духовно, улучшают качество жизни и способствуют достижению гармонии внутри личности.

Основными путями духовного роста и саморазвития являются: обучение, религия, медитация, самопознание и самоконтроль.

Обучение является одним из самых важных способов духовного роста. Получение знаний позволяет человеку расширять свой кругозор, развивать интеллектуальные способности и узнавать больше о мире, в котором мы живем.

Религия также является важным компонентом духовного роста и саморазвития. Религиозные практики помогают человеку находить утешение в трудные моменты жизни и находить свое место в мире.

Медитация является одним из самых эффективных способов духовного роста и саморазвития. Практикуя медитацию, человек учится сосредотачиваться на настоящем моменте и находить внутреннюю гармонию.

Самопознание и самоконтроль позволяют человеку лучше понимать свои эмоции и мысли. Они помогают более глубоко осознавать себя и контролировать свои поступки, что в свою очередь способствует развитию личности и духовному росту.

В целом, духовный рост и саморазвитие являются основными компонентами духовной сферы деятельности. Они помогают человеку стать лучше, улучшить качество жизни и достичь гармонии внутри себя.

↑ Подсистемы общества

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие «подсистема».

Подсистемами называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Определённые группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни.

Так же как и каждый человек вращается в различных сферах своей жизни (учеба, работа, семья), так и общественная жизнь представлена различными сферами деятельности людей. Выделяют четыре основные подсистемы или сферы жизни общества: экономическая, политическая, социальная и духовная.

Основные сферы общественной жизни Деятельность людей и отношения между ними Учреждения (организации)
Экономическая Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения Заводы, фирмы, банки, биржи и др.
Социальная Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.
Политическая Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.
Духовная Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.

Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.

  • Базовые потребности человека
  • Материальные потребности
  • Потребности в контактах, общении с другими людьми, в той или иной форме общности или коллективности (связаны с экономической и социальной сферой общественной жизни)
  • Потребности в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке
  • Потребности в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины, красоты, в нравственном совершенствовании (связаны с политической и духовной сферами общественной жизни)

Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.

Образование

Процессом и результатом усвоения человеком знаний, умений и навыков принято называть образованием. Именно таким образом развивается ум и чувства человека, формируется его собственное мнение, система ценностей, мировоззрение и познавательные процесс.

Образование – это главный путь к взрослению и пониманию окружающего мира. Детей начинают учить с ранних лет – сначала просто звукам и движениям, затем азбуке и счету, и с каждым годом ребенок познает что-то новое.

В подростковом возрасте человек не только накапливать систематизированные знания, он уже учиться мыслить критически и творчески – самостоятельно оценивать окружающие его явления и историческое прошлое. 

Получить образование важно для каждого человека – ведь без системы общеобязательных знаний он не сможет полноценно общаться с людьми и комфортно ощущать себя в социуме. Образование является общественно организуемый процесс

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: