Власть в правовом государстве.
Замечательные идеи о таком государстве мы находим у европейских мыслителей Нового времени. Дж. Локк (1632—1704), например, считал, что в государстве должны верховенствовать (занимать главное, высшее, командное положение) юридические законы. С этой целью: а) провозглашаются юридические законы; б) признаются естественные, неотчуждаемые права человека (подробнее о них речь пойдет позднее); в) осуществляется разделение властей.
Французский просветитель Ш. Монтескье (1689—1755) всю власть в государстве делил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и судебную (она судит нарушителей закона)
Это необходимо для того, чтобы различные власти взаимно контролировали и сдерживали (обратите внимание на слово «сдерживали») друг друга. Если же вся власть будет сосредоточена у одного лица или учреждения, свободы не будет, а будет произвол, тирания
В ряду великих создателей теории правового государства нельзя не назвать имени немецкого философа И. Канта (1724—1804). Он сформулировал категоричес
кий императив (абсолютно обязательное требование) в сфере государственного устройства: государство должно быть правовым., с разделением властей.
В конце XIX — начале XX в. в России сложилась плеяда правоведов, которые связывали будущее своей страны с идеей господства права. Среди них можно назвать Б. Н. Чичерина (1828—1904), Б. А. Кистяковского (1868—1920), П. И. Новгородцева (1866—1924), С. А. Котляревского (1873—1939) и многих других. О позициях, которые они отстаивали, свидетельствуют такие, например, высказывания С. А. Котляревского: «Принцип правового государства ставит перед законодателем… заповедь — уважение к правовой личности». И еще одно: «Государство не имеет права оставаться равнодушным к тому, что благосостояние его граждан опускается ниже известного уровня».
Истины ради следует признать, что государство долгое время оставалось глухим по отношению к подобным идеям.
Мнения.
М. М. Сперанский (1772—1839), выдающийся русский мыслитель и государственный деятель, в своем труде «Введение к уложению государственных законов» писал:
Основные характеристики и элементы правового государства
Основные характеристики:
- Верховенство права является древней концепцией, которая была признана и принята разными обществами в разные периоды истории. Хотя эта концепция имеет древнее происхождение, она остается актуальной для любого политического общества сегодня. Верховенству права приписывались различные значения. Институты, ученые и философы, такие как Аристотель, Брэктон, Фридман и другие, по-разному определяли и объясняли верховенство закона.
- Еще одним аспектом или характеристикой закона является равенство перед законом. Законы страны не должны приниматься в интересах определенных лиц или групп. Закон должен быть принят для блага и безопасности каждого гражданина, независимо от политических убеждений, социального или экономического статуса или этнической принадлежности гражданина. Гражданину, который утверждает, что его права были нарушены правительством, должно быть разрешено подать в суд на правительство.
- Третий аспект или характеристика правового государства заключается в том, что деятельность правительства должна осуществляться в рамках действующих законов и нормативных актов страны. Конституция и различные законы, принятые законодательным органом, обычно наделяют конкретными полномочиями различные учреждения или департаменты правительства. Это может быть право разрабатывать политику, исполнять закон или выполнять проект.
Существует составной показатель, отражающий рейтинг правовых государств, исходя из некоторых ключевых элементов:
- равное обращение и отсутствие дискриминации;
- гарантии права на жизнь и личную безопасность;
- надлежащая правовая процедура и права обвиняемого;
- гарантия свободы мнений и их выражения;
- гарантия свободы убеждений и религии;
- свобода от произвольного вмешательства в частную жизнь;
- гарантированные собрания и трудовые ассоциации и основные трудовые права.
Он охватывает относительно скромный перечень прав, которые прочно закреплены в международном праве и наиболее тесно связаны с вопросами верховенства права.
10 лучших стран по обеспечению верховенства закона в соответствии с WJP в `Y` году:
1. Дания.2. Норвегия.3. Финляндия.4. Швеция.5. Германия.6. Нидерланды.7. Новая Зеландия.8. Люксембург.9. Австрия.10. Ирландия.
Концептуальные трудности правового государства[]
1) Произвол судей в толковании законов и вынесение решений согласно личным взглядам. Некоторые правоведы полагают, что любые судебные решения неизбежно отражают личные склонности судей. Другие правоведы утверждают, что большинство законов могут быть истолкованы нейтральным образом, даже если различные судьи предлагают разные интерпретации. Существенно, что судьи всегда должны быть готовы беспристрастно изучать альтернативные прочтения правовых принципов.
2) Уважительное отношение государства к субъектам права как носителям собственного понимания норм, которым общество должно следовать. Это приводит к разногласиям в суде, когда одна сторона настаивает на буквальном прочтении закона, а другая считает свою трактовку лучше согласованной с системой права как единым целым, с духом закона. Подобные разногласия могут негативно сказываться на определённости правовых норм. Противоречия между различными общественными идеалами также находят своё отражение в системе права. Разрешение этих противоречий приводит к преобладанию каких-то ценностей либо к компромиссу, но в любом случае к некоторому расхождению между предпочтениями части граждан и требованиями закона.
3) Обеспечение независимости правоохранительной системы представляет собой трудную задачу. Например, в США назначение федеральных судей является одной из основных функций верхней палаты Конгресса США, в то время как во многих штатах судьи региональных инстанций избираются на всеобщем голосовании. Должности прокуроров в штатах и глав окружных органов правопорядка (шерифов) также являются выборными. Тем не менее, идеологические взгляды всех этих должностных лиц играют определённую роль на той или иной стадии отбора кандидатов.
Хотя полное отсутствие правовых ограничений на произвол власти ставит под угрозу способность общества защищать свои ценности, оптимальная степень жёсткости таких ограничений является предметом дискуссий. В ряде ситуаций решение на основе личных знаний и опыта или решение с учётом конкретных обстоятельств может оказаться эффективнее или справедливее решения, вынесенного в строгом соответствии с правовыми нормами и процедурами. Кроме того, судебной власти также свойствен произвол, который может проявляться в манипулировании правилами, некомпетентных решениях, игнорировании духа закона.
4) Строгое соблюдение установленных законом процедур принятия решений иногда способствуют неопределённости результата. В некоторых случаях это может играть позитивную роль, как, например, в процессе демократических выборов. В других случаях это может негативно отразиться на чувстве предсказуемости в отношении действий других, а следовательно, привести к излишнему самоограничению личной свободы.
Приложение 14
Введение
Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, а также прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности.
Что такое правовое государство? Когда появилась его идея? Каковы его основные признаки и черты? Какова цель и назначениеправового государства? Подобные вопросы практически всегда являлись предметом исследования историков, философов и конечно в первую очередь юристов, независимо от взглядов и суждений и от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством справедливости, государством всеобщегоблагоденствия или же государством законности.
История хранит немало поучительных идей осовместимости государства с правом. Правовое государство – это продуктнового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Однако, как полагают некоторые юристы, идея правовогогосударства уходит своими корнями в античное общество.
В основе современныхконцепций правового государства лежат идеи немецкого философаКанта (1724 — 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье(1689 — 1755 гг.) и других европейских просветителей XVIII и ХIХ вв. таких,как Гроций, Спиноза, Локк, Дидро, Руссо. Эти ученыеполагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохиабсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийтиправовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности,обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личностии государственной власти в условиях правового государства принципиальноиные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государствахарактерно ограничение государственной власти, связанность ее правом изаконом.
Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.
Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество.
В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.
Вопрос № 2. Развитие идеи правового государства в истории политической и правовой мысли
Сам термин правового государства утвердился довольно поздно. Так первое упоминание о нем можно встретить в немецкой литературе XIX в. в работах К. Велькера (1813 г.) и И.Х. Фрайхера фон Аретина (1824 г.). Однако введение данного термина в научный оборот связано с именем Роберта фон Моля (1832г.). Тем не менее, нельзя сказать, что именно с этого момента и берет свое начало идея правовой государственности. Термин правовое государства – это целая философская система основанная на идеях еще античных мыслителей которая прошла большой путь в своем становлении. Это связано с тем, что как мы уже говорили, правовое государство является идеальным типом государства. И история не знает мыслителей, философов, ученых которые бы занимались исследованием проблем государства и при этом не задумывались о том каким оно должно быть, т. е. об идеале государства.
Сказанное еще раз подтверждает тезис о долгой истории развития идеи правового государства. Так, впервые данные идеи мы находим в трудах ученых великой цивилизации человечества – Древней Греции. К ним относятся Солон, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий и др.
Справедливость, право закон традиционно считались древними греками божественными установлениями, необходимыми атрибутами космических и земных порядков, антиподами насилия, произвола, хауса. В Греции сложилась высоко почтительное отношение к закону, но при этом не надо забывать, что имелись в виду освященные традицией, надлежаще устанавливаемые, разумные и справедливые законы, а не произвольный диктат силы .
Так же необходимо отметить о первых предпосылках теории разделения властей заложенных в Древней Греции. Нельзя сказать, что Платоновское разделение труда и три начала в государстве полностью соответствуют идеи разделения властей, однако именно это рациональное зерно о разграничении властных полномочий прослеживается в трудах это знаменитого философа античности.
Впоследствии идеи о правовом государстве можно найти в преемнике греческой философии – Древнем Риме. В трудах Марка Тулия Цицерона и естественно знаменитых римских юристов (Папиниан, Цельс, Ульпиан и др.)
Главное, что привнесли римские ученые, это юридизация понимания государства, т. е. понимание и толкования государства с позиции понимания права как искусства добра, эквивалента и справедливости .
Политико-правовая мысль средневековья также привнесла свой вклад в познание и становление правового государства. Она связана с именами таких ученых как Фома Аквинский (обосновал концепцию достойного существования человека), Марсилий Падуанский (развивал идею разделения законодательной и исполнительной власти), Раймунд Луллий (выступал за то, чтобы редуцировать позитивное право к естественному и согласовать с ним) и др.
Нельзя, конечно же, не отметить ученых Нового и Новейшего времени. Здесь главная заслуга принадлежит представителям естественной школы права (Г. Гроций, Т. Гоббс, Б. Спиноза, и др.) которая как раз и настаивала на приоритете естественных прав человека перед позитивным правом – одной из главных идей правового государства – ограничение произвола власти и приоритет прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того в данный период рождается и получает теоретическое обоснования концепция разделения властей, сначала в трудах Джона Локка, а затем, в окончательном варианте, в учении Ш.Л. Монтескьё. В последствии данная теория имела огромную практическую значимость и более того как мы говорили принцип разделения властей является неотъемлемым показателем правового государства.
На американском континенте одним из выдающихся ученых и политических деятелей, кто воплощал идеи правления права в жизнь, был Т. Джефферсон, автор «Декларации независимости Соединенных Штатов Америки», в которой он и воплощает идеи разделения властей, народного суверенитета и отстаивает позиции естественных прав человека.
Ну, конечно же, нельзя обойти стороной представителей немецкой классической философии права И. Канта, разработавшего философскую основу теории правового государства, Г.В.Ф. Гегеля, который восхваляет государство как наиболее развитую действительность свободы.
Обосновывали теорию самоограничения власти правом от него же и исходящего представители позитивистской концепции правового государства. К. Гербер, А. Даси, Г. Еллинек, Р. Иеринг, Н.М. Коркунов, П. Лабанд, А. Эсмен и др.
Идеи правового государства нашли отражение и в русской политико-правовой мысли. Наиболее известными ученые занимавшиеся данной проблемой являются А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, А.Н. Радищев, Н.М. Коркунов, С.А. Котлеревский, П.И. Новгородцев, Г.Ф. Шершеневич, Н.А. Бердяев и многие др.
Концепция правового государства
Определение 1
Правовое государство — это государство, в котором закон, как основной принцип регулирования общественных отношений, занимает верховенствующее положение, является необходимым условием разделения ветвей власти.
Принципы правового государства — это основополагающие начала, императивы, требования, составляющие содержание и смысл концепции правового государства.
Основные принципы правового государства:
- приоритетное положение прав и свобод человека — признание высшей ценностью государства прав и свобод личности перед интересами общества, обеспечение их защиты;
- верховенство правового закона — деятельность государственных органов власти основана на нормах права, ограничивается Конституцией и действующим законодательством; законы должны отвечать морально-нравственным требованиям гуманизма и справедливости;
- разделение государственной власти — власть государства осуществляется на основе ее разделения на три ветви (законодательную, судебную и исполнительную); каждая ветвь выполняет строго определенные государством функции путем формирования и функционирования государственных органов;
- наличие независимого суда, способного активно применять действующее законодательство на основе принципов законности, справедливости, неотвратимости, равенства, гуманизма.
Государство и личность в правовом государстве выступают субъектами взаимного сотрудничества и ответственности, являются партнерами. В правовом государстве применяют меры юридической ответственности. Ответственность в публичном праве реализуется через ее конкретные виды:
- конституционно-правовая;
- конституционно-уставная;
- государственно-правовая (административная, дисциплинарная, уголовная);
- муниципальная.
Легитимность государственной власти — это признание населением государственных институтов, согласие с общеобязательными принимаемыми государством нормами, соответствие решений органов государственной власти действующему законодательству, морально-нравственным, естественно-правовым императивам, ценностям, выработанным в процессе истории, представлениям о справедливости, добре и зле. Обеспечение легитимности непосредственно связано с совершенствованием демократических механизмов создания государственных институтов, реализацией права каждого гражданина на участие в государственных делах.
Концепция правового государства отражена в многочисленных работах русских философов: Б.Н. Чичерина, П.Н. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, В.С. Соловьева, Л.И. Петражицкого, И.А. Ильина.
Основные положения концепции правового государства российских философов:
- жизнь человека является абсолютной ценностью для государства и общества;
- независимость и свобода человека возможны только при тесной взаимосвязи с государством и обществом;
- права человека носят неполитический характер, они «естественны» и «даются» ему от рождения;
- любой человек имеет право на достойное существование, которое государство должно обеспечить и гарантировать каждому;
- идея «цехового» или «правового» социализма;
- закон должен быть выше политической или экономической власти;
- уважение жизни, свободы, достоинства и независимости других людей, терпимость к инакомыслию;
- государство является правовой организацией народа, который обладает собственной и самостоятельной властью.
Признаки правового государства
Существуют характерные черты, по которым можно судить, является ли государство правовым.
- Главенствующая роль принадлежит закону. Все нормативно-правовые акты, принимаемые субъектами, не должны нарушать федерального законодательства.
- Провозглашение прав и свобод личности — важнейший признак как правового государства, так и демократического режима.
- Принцип разделения властей на три не зависящих друг от друга ветви.
- Наличие независимой судебной власти позволяет каждому жителю чувствовать себя защищённым. При этом у человека есть свободный доступ к органам, контролирующим соблюдение закона.
- Политический плюрализм заключается в существовании множества партий и идеологий, которые провозглашают взгляды, порой противоречащие правящей власти.
- Осознание каждым гражданином собственной ответственности перед государством, то есть неукоснительное следование закону.
- Признаком правового государства является равенство всех перед законом.
Рис. 3. Весы правосудия.
Разные страны являются правовыми в большей или меньшей степени. Зачастую уровень развития зависит от сознательного отношения членов общества. Там, где люди привыкли соблюдать закон, доверять власти, провозглашается верховенство права.
Что мы узнали?
Правовое государство, знакомство с которым происходит на уроках обществознания в 9 классе, — это государство, все сферы жизни которого подчинены закону. Оно основывается на принципах равноправия, признания ценности каждой личности, формируется в государствах с сильным гражданским обществом.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Вопрос № 3. Понятие гражданского общества
С идеей правового государства тесно переплетается другая философско-правовая категория – гражданское общество. Но если понятие правовое государства хотя бы терминологически уже наталкивает, на какие либо представления о данном явлении, то термин гражданское общество вызывает различные, а порой даже противоречивые мнения.
По нашему мнению, гражданское общество – это совокупность индивидов обладающих определенной самостоятельностью и автономностью по отношению к государству, способных к саморегуляции и оказывающих влияние на государственную власть, выступая в роли ограничителя ее произвола для реализации интересов данного общества.
Гражданское общество обладает следующими отличительными признаками:
1. Гражданское общество – это совокупность индивидов.
Данный признак означает, что люди входящие в гражданское общество не выступают в роли толпы, охласа, обезличенной массы руководствующихся сиюминутными амбициями и ложными лозунгами политической элиты. Каждый человек входящий в гражданское общество является личностью, обладает индивидуальностью, высоким уровнем правосознания и развитой правовой культурой, могущий трезво оценить решения и заявления правящего класса. Этот человек способен к борьбе за свои интересы, проявляет активность в политической жизни страны, следит за принимаемыми государственно важными решениями и его с полной уверенностью можно назвать особой личностью отстаивающей свои права и свободы.
2. Гражданское общество – это автономное и самостоятельное образование.
Гражданское общество не нуждается в принуждении государства, оно вполне может существовать автономно, в противном случае оно потеряло бы свое предназначение, так как оно и появляется для оказания ограничения и контроля за деятельностью государства.
3. Гражданское общество – это саморегулируемая система.
В гражданском обществе индивиды действуют самостоятельно, инициативно осознавая необходимость своего поведения и всячески контролируя его. По этому в гражданском обществе приоритетом обладает не позитивное право, а естественное, неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, сложившиеся в обществе национальные обычаи и традиции. Гражданское общество руководствуется принципами свободы и равенства, братства и справедливости, разумности и рациональности и т. д. Можно даже сказать, что при отмене норм позитивного права, гражданское общество сможет обходиться и без них, тогда как обычное общество падет в хаус и утонет в преступности. Это вызвано тем, что каждый человек в ходящий в это общество четко осознает свое, если можно так сказать, предназначение, действует инициативно для достижение совместно поставленной цели.
4. Гражданское общество это сложноустроенная система.
Данный признак означает, что гражданское общество не проявляется отдельно в какой либо сфере, а действует на все системы общества одновременно. Это прежде всего политическая, экономическая, информационная, социальная, культурная и другие облати человеческой деятельности. Только при этом оно может эффективно осуществлять поставленные задачи.
5. Главной задачей гражданского общества является оказания влияние на государственную власть с целью ее ограничения.
Весь лейтмотив функционирования гражданского общества заключается в оказании влияния на политическую государственную власть. Заставить ее подчиняться своим же правилам установленных в нормах позитивного права. Заставить ее действовать в угоду всего общества, а не отдельного господствующего класса. И, в конечном счете, действительно превратить государство в социальную машину, а не аппарат для угнетения одного класса другим.
Заключение
Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, гражданскому обществу, которые призваны быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод.
Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом.
Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.
Основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан — носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.
Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.
Современное гражданское общество неотделимо от правового государства, точно так же как правовое государство неотделимо от гражданского общества.
Формирование гражданского общества представляет собой необходимое условие перехода к правовой государственности, равно как правовое государство является фактором, способствующим превращению общества в гражданское целое. Игнорирование этой закономерности проявляется в попытках посттоталитарных государств перейти к правовой государственности до создания гражданского общества. Однако подобный переход не может быть осуществлен в короткий срок, поскольку форсирование этого процесса ведет к разрушительным экономическим и социально-политическим последствиям.
Список использованной литературы
1.Киримов А.Д. И.Н. Барциц. Правовое пространство. Вопросы конституционной теории и практики// Гос-во и право. — 2001. — № .6.
2.Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие// Гос-во и право. — 2000. — № 1.
3.Терехин В.А. Самостоятельность судебной власти и независимость судей как гарантия прав граждан// Гос-во и право. — 2001. — № 8.
4.Фоков А.П. Судебная власть в системе разделения властей (Научно-правовые, философские и исторические аспекты)// Гос-во и право. — 2000. — № 10.
5.Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. — М., 1995.
6.Конституция Украины.
7.М.Н. Марченко Теория государства и права. — М.: Проспект, 2006. — С.76. — 640с.; В.С. Нерсесянц Философия права. — М.: Норма, 2005. — С.48. — 848с.
8.ЛазаревВ.В., ЛипеньС.В. Теория государства и права.-М.: Спарк, 2000.- 511с.
9.Венниченко О. Ю. Государство и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия / О. Ю. Венниченко // Правоведение. — 2006. — № 6. — С. 246-247.
10.Лукашева Е. А. Совершенствование деятельности государства — необходимое условие обеспечения прав человека / Е. А. Лукашова // Государство и право. -2005. — № 5. — С. 61-65.
11.Перегудов С. П. Гражданское общество как субъект публичной политики / С. П. Перегудов // Полис. — 2006. — № 2. — С. 139-150.
12.Родионова О.В. Социальная функция государства: правовая характеристика и проблемы субъектов ее осуществления на современном этапе / О. В. Родионова // Государство и право. — 2006. — № 8. — С. 18-29.
Приложение
Реализация идеи правового государства на примере государственного устройства страны