Власть

Что это

Само понятие появилось в Конституции в конце 20 века, хотя формирование данной ветви происходило во время создания первых стран. На данный момент можно выделить несколько синонимов, позволяющих понять смысл термина. Среди них – правительственная, министерская, управленческая и административная. Первые два описывают, какие органы власти ведут свою деятельность, а последние – описание понятия.

Исполнительная власть – система структур, которые контролируют общество и государственное имущество, а также следят за выполнением всех законов, указанных в Конституции. Деятельность ведется для решения как внешних, так и внутренних проблем.

Взаимосвязь политической и государственной власти

Политическая власть не может существовать без государственной, так как государственные органы выполняют роль исполнителей политической воли. Политическая власть предоставляет государственным институтам полномочия и возможность принятия решений в интересах общества.

Государственная власть, в свою очередь, неразрывно связана с политической, так как она обладает законодательной, исполнительной и судебной властью, которые позволяют ей регулировать политические процессы. Государственные органы создают законы, регламентирующие политические отношения и процессы.

Также, политическая власть определяет нормы и принципы деятельности государственных органов, формирует политику государства, а государственная власть реализует и осуществляет политику, разрабатывая и внедряя необходимые механизмы и инструменты для этого.

Таким образом, политическая и государственная власть суть взаимосвязанные понятия. Они взаимодополняют и контролируют друг друга, обеспечивая существование стабильного и процветающего общества.

Политическая власть основа государственной власти

Политическая власть представляет собой совокупность возможностей и методов, которыми определенные лица или группы лиц могут влиять на принятие решений в обществе. Она включает в себя политические партии, общественные организации, лидеров общественного мнения и другие факторы, которые влияют на формирование политической среды и взаимодействие граждан.

Государственная власть — это система органов и учреждений, которые осуществляют управление государством и реализуют политическую власть. Она заключает в себе верховную власть государства, которая представлена президентом, правительством, парламентом и другими органами власти.

Политическая власть, как основа государственной власти, лежит в основе формирования и функционирования государственной системы. Уровень развития политической власти напрямую влияет на эффективность государственной власти и стабильность общества.

Таким образом, политическая власть и государственная власть являются взаимозависимыми и в равной степени важными составляющими управления обществом. Политическая власть является более широким понятием, охватывающим все факторы и процессы, связанные с влиянием на общественные решения, в то время как государственная власть представляет собой конкретную организованную систему управления государством.

Контроль государственной власти политической властью

Однако, несмотря на свою различность, эти две формы власти часто взаимодействуют друг с другом. Политическая власть осуществляет контроль над государственной властью, гарантируя, что она действует в интересах общества и соблюдает принципы правового государства.

Политическая власть, выраженная через политические институты, такие как парламент, правительство и политические партии, играет ключевую роль в оценке и мониторинге действий государственной власти. Она контролирует работу государственных органов, обеспечивает их ответственность перед обществом и принимает решения по функционированию государственной власти.

Политическая власть также обладает инструментами для контроля государственной власти. Парламентарийский контроль является одним из основных механизмов, которым политическая власть может оценить работу государственных органов и функционирование государственной власти в целом. Парламент может проводить слушания, расследования и задавать вопросы представителям государственной власти, чтобы получить информацию о решениях, принимаемых в рамках государственных функций.

Таким образом, контроль государственной власти политической властью является неотъемлемой частью демократической системы управления. Политическая власть гарантирует ответственность государственной власти перед обществом, поддерживает прозрачность деятельности государственных органов и способствует соблюдению прав и свобод граждан.

Государство

По мнению философов, государственная власть является первичной по отношению к государству. В обществе возникла потребность в такой власти, которая бы обладала свойствами, свойственными государственной власти, и именно это предопределило возникновение государства.

Государство — это сила, на которую власть опирается; оно же — источник власти.

С одной стороны, государственная власть и ее органы связаны с государством.

С другой стороны, признаки государственной власти могут быть похожи на признаки государства, а с другой — они могут быть разными. 

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Нужна помощь

Особые виды государственной власти

В качестве разновидности в системе государственной власти выступает ряд должностных лиц, которые в виде единоличной ответственность выполняют ряд функций представителя власти и из этого следует, что они наделены рядом властных полномочий или осуществляют, основываясь на своих должностных положениях, ряд функций организационно-распорядительного, координирующего, контрольного или административно-хозяйственного характера.

Замечание 1

В качестве особого вида государственного органа выступает ряд органов государственной власти, которые представляют одну из трех ветвей власти в структуре разделения властей. Речь идет о законодательной, исполнительной и судебной власти.

Важно видеть разницу между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Среди общих их признаков можно выделить то, что они служат отражением публичной власти в РФ и реализуют ряд функций управления и регулирования. Тут же следует отметить, что на основании ст.12 Конституции РФ для органов местного самоуправления не свойственно входить в структуру органов государственной власти

Тут же следует отметить, что на основании ст.12 Конституции РФ для органов местного самоуправления не свойственно входить в структуру органов государственной власти.

Гл.1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» содержит ряд общих положений относительно организации государственной власти в России. Ч.2 ст.3 говорит о том, что для народа свойственно осуществлять свою власть посредством органов государственной власти, ч.3 ст.5 говорит о том, что существует ряд принципов единства структуры государственной власти, ч.2 ст.12 говорит о том, что в состав системы органов государственной власти ряд органов местного самоуправления не входят, на основании ч.2 ст.15 органы государственной власти обязаны следовать Конституции РФ и законам.

Структура

Структура исполнительной власти достаточно проста – в ее состав входит ряд министерств, агентств и иных организаций. У каждого из них имеются отдельные задачи, за выполнение которых отвечают ответственные лица. Работа ведется на разных уровнях – от отдельного населенного пункта до государства в целом.

За каждым ответственным лицом закреплен определенный круг задач и полномочий. В случае каких-либо нарушений в их отношений проводится внутреннее расследование, после которого выбирается мера наказания, а затем проводится специальная профилактическая работа по предотвращению таких проблем в будущем.

Источник власти

Политическая власть исходит из народа и основывается на принципе суверенитета. Народ, как носитель суверенитета, передает свою волю и права выбранным представителям, которые исполняют роль политических лидеров. Эти представители формируются через свободные выборы, которые осуществляются в рамках демократической системы. Таким образом, источник политической власти находится в руках народа, и она осуществляется через выбранных представителей.

Государственная власть, в свою очередь, основывается на конституции и законе. Она предоставляет и регулирует полномочия политическим лидерам и государственным органам. Источник государственной власти находится в правовой системе, которая определяет органы государства, их функции, компетенцию и порядок принятия решений. В отличие от политической власти, которая происходит от народа, государственная власть получает свое законное основание из конституционных документов и юридических норм.

Таким образом, источник политической власти лежит в народе и его выбранных представителях, в то время как источник государственной власти заключается в правовой системе и конституционных документах. Эти два источника власти взаимодействуют и согласовываются друг с другом, обеспечивая стабильность и легитимность деятельности политических и государственных органов.

Зачатки идеи

Теоретической разработкой разделения властей занимался англичанин Джон Локк. Он полагал, что деление полномочий между отдельными субъектами крайне необходимо. В узурпации власти одним или небольшой группой лиц он видел реализацию и охрану только частных интересов, а также отсутствие правовой защиты личности. Локк считал «приоритетной» ветвью законодательную власть, но при этом ее преимущество, по его мнению, не должно быть абсолютно. Остальные течения, исполнительные и судебные, должны занимать отнюдь не пассивное положение. Уже через столетие после обоснования этой модели Локком разделение властей было зафиксировано в важнейшем документе – Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 году. В тексте акта указывалось, что государство, которое не использует при управлении эту модель, не имеет конституции. В дальнейшем идеи Локка изучал и развивал француз Шарль Луи Монтескье. Он видел в разделении властей спасение общества от злоупотреблений властью государями, от узурпации и концентрации управления в одном органе, от деспотизма. Помимо деления полномочий, Монтескье разработал положение о системе сдержек и противовесов.

Определение государственной власти

Итак, как уже стало понятно, государственная власть является ядром политической сферы общества. Она возникла с появлением первых государств и полностью сформировалась в процессе развития человечества. Государственная власть отличается от других видов власти тем, что она основана на законах, принятых данным государством.

Выясним на примерах, что можно считать проявлением государственной власти.

  1. Отец запретил сыну играть в компьютерные игры, из-за того что сын получил двойку в школе;
  2. Тренер наказал игрока баскетбольной команды, отстранив его на день от тренировок, за нарушение правил игры;
  3. Полиция задержала угонщика автомобиля;
  4. Староста класса Саша Иванов убедил своих одноклассников прогулять контрольную по физике;
  5. Член итальянской мафии отказался давать показания в суде против мафиозного клана, так как знал, что он его накажет за нарушение закона (члены мафиозного семейства клянутся не давать показаний в суде друг против друга).

О государственной власти можно говорить лишь в 3 примере, так как полиция применяла свою силу, основываясь на законах государства.

Другие основные отличия государственной от остальных видов власти:

  1. Распространяется только на территории данного государства;
  2. Основывается на принятых в государстве законах;
  3. Общеобязательна для всего населения, вне зависимости от желания или нежелания отдельных жителей государства подчиняться приказам, распоряжениям;
  4. Имеет собственный аппарат принуждения (суд, полицию, армию);
  5. Разделяется на три главных направления (ветви): законодательную, исполнительную и судебную власть

Определение! Государственная власть – это учреждения, организации, государственные органы, люди, управляющие жизнью общества, власть которых осуществляется на основе закона. Эти законы закреплены в специальных документах — Конституции, кодексах.

В чем суть механизма сдержек и противовесов

Джеймс Мэдисон работал над тем, чтобы разработать эффективную модель реализации разделения властей. Здесь и появился механизм сдержек и противовесов, суть которого заключается в частичном совпадении полномочий ветвей власти. В Америке такой механизм используется и по сей день. Самый простой пример следующий: президент – это исполнительная власть, но тем не менее он имеет право вето и может использовать его в отношении издаваемых законов. Такие же сдержки есть и у судебной власти: суд может признать законодательный акт недействительным, если тот противоречит положениям Конституции. Благодаря таким механизмам другие ветви власти могут сдерживать законодательную. Также конгресс, который представляет законодательную власть, ратифицирует решения президента по поводу назначения в органы судебной и исполнительной власти. В итоге мы имеем дело с четким балансом между тремя ветвями власти, который обеспечивают они себе сами. Только благодаря взаимодействию, взаимоограничению и тому, что реализуется этот механизм только при помощи правовых мер, мы можем говорить об эффективной работе 3 ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Интересные факты

Какие цвета связаны с происхождением слова «кандидат»?
Во времена Древнего Рима политические деятели, которые претендовали на общественную должность, должны были принимать участие в дебатах и встречах с народом. При этом они старались надеть одежду (тогу) как можно белее, для чего ее красили мелом. Как известно, в латыни есть слово «кандидат», которое происходит от латинского слова «candidus», что означает “сверкающе белый”.

Где и на каких выборах в городской совет победил носорог?. При голосовании на выборах 1958 года в городской совет города Сан-Паулу жители города были очень недовольны кандидатами и партиями, а один журналист выдвинул кандидатуру самки носорога Какареко из местного зоопарка. Она была внесена в список избирателей, и ее имя было написано на бюллетенях, в результате чего, Какареко набрала более 100 тыс. голос избирателей, значительно опередив конкурентов. С тех пор в Бразилии протестное голосование обозначается термином «голос Какареко».

Проверь себя

Давайте узнаем, как хорошо вы разобрались, что такое власть в обществознании, ее признаках, видах и источниках. Ниже мы собрали задания, которые проверят ваши знания по материалу статьи.

Задание 2

Ниже мы перечислили 10 утверждений. Определите, какие из них верные, а какие — нет.

  1. Объект власти — это тот, от кого она исходит.

  2. Государственная власть ограничена территорией этого государства.

  3. Политическая власть не может регулировать свои отношения с гражданами.

  4. Образовательные учреждения не входят в число ресурсов власти.

  5. Политика не может влиять на судебную власть.

  6. Государственная власть — важная часть политической.

  7. Одобрение народа влияет на то будет политическая власть устойчивой или нет.

  8. По Веберу бывают 4 вида политического господства: харизматическое, либеральное, традиционное и рационально-правовое.

  9. Власть бывает личная и коллективная.

  10. В государственной власти объект — это само государство, а субъект — его население.

Задание 3

Перескажите своими словами все, что запомнили о теории разделения властей.

Надеемся, что эта статья помогла вам разобраться в видах и функциях власти. Еще больше углубить знания по этой теме и попробовать свои силы на заданиях можно на курсе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию от Skysmart. Там вас ждут пробные варианты экзаменов, помощь репетитора и разбор ошибок других выпускников. Узнать свой уровень и попробовать обучение на платформе можно на вводном уроке — это бесплатно.

Что такое власть

У этого термина есть несколько определений. С точки зрения обществознания власть — это:

  1. Воздействие субъекта власти на поведение людей.

  2. Способность одной стороны влиять на поведение другой. При этом готова вторая сторона сотрудничать или нет, не учитывается.

  3. Механизм, который помогает организовать и управлять общей деятельностью.

Считается, что власть появляется одновременно с человеческим обществом, потому что оно не может существовать без такого механизма. Безвластие означает хаос и разобщенность в жизни людей. При этом власть всегда идет рука об руку с неравенством, когда есть властвующая и подвластная группы.

Социальное назначение государства[]

Социальное назначение государства показывает, что оно делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. 

Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства:

• консервативная: вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь — обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их. 

• либеральная: задача государства — обеспечение прав и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение).

• социал-демократическая: задача государства — обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения (необходим государственный аппарат).

• коммунистическая: роль государства в обществе максимальна. Государство — главное орудие социальных преобразований, его задача — довести общество к светлому будущему. Это ведет к равномерному развитию всего общества, к удовлетворению всеобщих базовых и духовных потребностей.

Социальное назначение каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства — обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа. 

Социальное назначение государства раскрывается в его функциях

Задачи государства на современном этапе: 

1. обеспечение самосохранения общества и государства.

2. обеспечение безопасности и укрепление государства.

3. государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию общества 

Слайд 8В юридической науке различают следующие виды власти:- публичная власть, в

точном смысле – общественная, совпадающая с обществом, принадлежащая всему обществу

(без создания специального аппарата стоящего над обществом), например, общественное самоуправление;- особая публичная власть – власть политическая, принадлежащая не всему обществу, а некоторым группам (классам), господствующим в обществе, стоящая над обществом, реализуемая через специально создаваемый аппарат принуждения;- власть общенародная (народовластие) – характеризующаяся принадлежностью всего объема власти народу. Народ сам определяет организационно-правовые формы реализации своей власти, а также органы, которые от его имени будут осуществлять власть.

Сущность разделения властей

Согласно принципу разделения властей, выделяются следующие ветви власти:

  • законодательная — занимается формулированием законов, которые должны способствовать процветанию государства, улучшать жизнь всех членов общества;
  • исполнительная — обеспечивает осуществление законов, способствует стабильному развитию общества, отслеживает случаи правонарушений;
  • судебная — на основе существующих в государстве нормативно-правовых актов осуществляет охрану прав и свобод граждан, вершит правосудие.

Рис. 2. Схема «Три ветви власти».

Каждая из ветвей власти представляет собой отдельную чётко организованную структуру, не зависящую от других. Так, люди, занимающие должности в законодательных органах, не имеют влияния на вынесение судебных решений. В свою очередь, судьи подчиняются закону государства и не могут действовать вопреки установленным нормам.

Все три ветви контролируют деятельность друг друга, отслеживают законность производимых действий. При этом ни одна ветвь не может быть устранена другими.

В РФ функцию законодательной власти выполняет двухпалатное Федеральное собрание. Оно подчиняется конституционным нормам. Исполнительную власть осуществляет Правительство, в состав которого входят различные министерства и ведомства. Система судебной власти имеет разветвлённую структуру.

В других демократических государствах также прослеживается разделение властей. Так, в США законодательным органом является Конгресс, исполнительная ветвь представлена Администрацией Президента, судебная основывается на Конституции США.

Рис. 3. Здание Конгресса США.

Что мы узнали?

Для того чтобы избежать ситуации, при которой власть заключена в руках одного государственного деятеля, была разработана система разделения властей. Законодательная ветвь занимается принятием законов, исполнительная следит за их внедрением, судебная обеспечивает их соблюдение, пресекает случаи нарушения норм права.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

    Какое из суждений о причинах разделения властей неверно?

    • Разделение властей нужно, чтобы предотвратить диктатуру.
    • Разделение властей нужно, чтобы пресечь злоупотребления властью.
    • Разделение властей нужно, чтобы власть была в руках одного человека.
    • Разделение властей нужно, чтобы выявить ошибки в работе органов власти.

Особенности

По поводу президента к общепринятому мнению ученые не пришли. Одна сторона относит главу государства к исполнительной власти, другая придерживается мнения, что президент не относится ни к одной из них. Теория разделения властей предусматривает только три основных направления, однако в научном мире до сих пор ведутся дискуссии по поводу их количества. Особенно это касается положения президента. Вопросы возникают не только по поводу главы государства. Например, прокуратура: на конституционном уровне ее относят к судебной власти, однако фактически этот орган нельзя отнести к данной ветви. Существует множество теорий, которые касаются правового положения органов прокуратуры. Одни юристы без сомнений относят их к судебной власти, другие – к исполнительной, третьи — ни к одной из представленных ветвей. Тем не менее разделение властей – важнейший механизм защиты граждан, и при этом без реализации подобного разграничения невозможен демократический строй в государстве.

Что такое разделение властей и принципы разделения

Структура разделения властей:

  1. Президент Российской федерации является представителем всех ветвей власти.
  2. Законодательная: представителем этой власти выступает Федеральное собрание (Верхняя палата — Совет Федерации, нижняя палата — Государственная Дума).
  3. Исполнительная: представителями являются Правительство и Федеральные министерства и ведомства.
  4. Законодательная: представителями выступают Конституционный суд, Верховный суд.

К основным принципам разделения властей относятся:

  1. Каждая из ветвей власти независима, автономна и равноправна.
  2. Все ветви власти должны быть представлены отдельными органами власти и должностными лицами, относящимися к ним.
  3. Ни одна из ветвей власти не имеет права вмешиваться в правовую область и полномочия друг друга.
  4. Ветви власти уравновешивают друг друга, сдерживают и осуществляют взаимный контроль.
  5. Судебная власть независима от политики и подчиняется исключительно закону.

Виды власти

Есть несколько классификаций видов власти. Власти могут быть классифицированы по объекту (общественная или классовая), по области деятельности (классовая или международная), по объему прерогатив (международная или мировая) и тд. Например, по объекту власти выделяют: общественную, политическую, партийную и личную, по объемам прерогатив: международной, мировой.

Власть бывает политической, и неполитической. В случае если она решает задачи политического характера, реализовывает и защищает интересы больших социальных групп в государстве, то такую власть можно назвать политической.

Федеральное собрание высший орган законодательной власти

Россия является страной с ассиметричными по правам субъектами, следовательно орган законодательной власти – двухпалатный, то есть имеет два уровня.

Федеральное Собрание делится на:

  1. Совет Федерации – уполномоченные люди из субъектов (по два человека от каждого региона).
  2. Государственную Думу – избираемое учреждение, состоящее из четырехсот пятидесяти мест. Выборы производятся по парламентским спискам.

У обеих палат свой перечень задач. К основным целям Совета Федерации относятся:

  • официальное указание линий между субъектами,
  • решение относительно применения вооруженных сил России за границами нашего государства,
  • ратификация и денонсация международных нормативных актов.

К задачам ГосДумы относятся:

  • утверждение планируемого баланса между доходами и расходами, а также налоговых сборов,
  • объявление амнистии,
  • приглашает и лишает прав на пост председателя Центробанка и Счетной палаты, а также Уполномоченных по правам человека и ребенка.

Контрольно-надзорные органы. Терминологические нюансы их существования

В России работает ряд контрольно-надзорных органов, которые со стопроцентной уверенностью нельзя отнести ни к одной из ветвей власти. К ним относится, например, прокуратура – она не является органов судебной власти. Высказывались предложения причислить ее к органам исполнительной власти, но большинство ученых и законотворцев посчитали это предложение неприемлемым. Звучат также мнения о выделении контрольно-надзорной ветви власти, куда были бы быть отнесены прокуратура, Счетная палата, региональные контрольно-счетные органы. По мнению авторов инициативы, это позволит каждой ветви развивать свою зону ответственности, с наибольшей эффективностью взаимодействовать между собой и сохранять баланс сил в государстве. 

Ветви власти

Функции исполнительной власти:

  • административное правоприменение;
  • информационное обеспечение государственной власти;
  • охрана правопорядка;
  • административный контроль за исполнением и соблюдением правовых норм;
  • осуществление политики государства по лицензированию, сертификации и регистрации;
  • осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов.

Структура органов исполнительной власти приведена в таблице:

С учетом территориального масштаба деятельности Федеральные Субъекты РФ Межтерриториальные  
По объему и характеру компетенции Общей компетенции Отраслевой компетенции Межотраслевой компетенции Органы специальной и смешанной компетенции
По порядку разрешения подведомственных вопросов Коллегиального управления Единоначального управления    
По организационно-правовым формам
  1. Правительство РФ.
  2. Федеральные министерствагосударственные комитеты.
  3. Федеральные комиссии.
  4. Федеральные службы.
  1. Правительства, советы министров, главы администраций.
  2. Министерства.
  3. Комитеты.
  4. Департаменты.
  5. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
Деятельность которых охватывает несколько субъектов РФ  

Субъекты законодательной власти: народ, монарх, представительные органы.

Функции законодательной власти:

  1. Утверждение бюджета и отчет о его исполнении, программы социально-экономического развития.
  2. Принимает устав (конституцию) субъекта и поправки к ним.
  3. Устанавливает налоги и сборы для субъектов, а также порядок их взимания, порядок управления собственностью субъекта, порядок проведения референдума.
  4. Устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектами.

По главе 5, ст.94-109 Конституции РФ законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума)

В систему органов судебной власти входят суды общей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды.

Функции судебной власти: 

  1. Подчинение Конституции.
  2. Законность.
  3. Демократичность.
  4. Открытость.
  5. Гласность.
  6. Гуманизм.

Конституционный суд состоит из 19 судей. Их полномочия заключаются в решении дел о соответствии нормативных актов Конституции РФ, решении споров о компетенции органов государственной власти, толковании Конституции, выступлении с законодательной инициативой. Судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Суды общей юрисдикции рассматривают юридические дела между гражданами или между гражданами и организациями.

Арбитражные суды разрешают споры, субъектами которых являются юридические лица, граждане, предприниматели, государственные органы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: