Экономика (наука)

Значение термина «экономика»

Термин «экономика» имеет древнегреческие корни. В первоначальном виде слово экономика понималось как хозяйство, ведущееся с соблюдением определенных норм и законов, так как произошло объединение двух греческих слов, обозначающих хозяйство и закон. Стоит напомнить, что большую часть древнегреческого хозяйства представляло домашнее хозяйство, и экономику того времени точнее было бы рассматривать не как народное хозяйство страны, а, скорее, как домоводство.

Рисунок 1.

За долгую историю существования значение термина «экономика» весомо расширилось и развилось. Современная «экономика» имеет более широкий смысл, чем было задумано его автором греческим философом Ксенофонтом изначально. Понятие «экономика» довольно многозначно, в современном мире выделяют несколько значений.

Статья: Экономика как наука

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Определение 1

В основном значении подразумевают, что экономика — это непосредственно хозяйство в широком смысле этого слова, т. е. объединение вещей, предметов, средств, субстанций духовного и мира, применяемое для удовлетворения потребностей и поддержания жизненных условий.

Вторая трактовка термина подразумевает науку, как общность знаний об умении вести хозяйство и деятельность, связанную с ним, о потреблении различных природных потенциалов для удовлетворения потребностей общества и людей, о взаимоотношениях, зарождающихся между людьми в процессе деятельности.

Экономика — что это такое

Производство, потребление и распределение товаров и услуг используются для удовлетворения потребностей населения в рамках экономической системы.

Экономика охватывает всю человеческую деятельность, связанную с производством, потреблением и торговлей товарами и услугами посредством рыночных сделок и коллективного или иерархического принятия решений.

В этом процессе участвуют все: от частных лиц до таких организаций, как семьи, корпорации и правительства. Экономика конкретного региона или страны среди прочих факторов определяется ее культурой, законами, историей и географией. Она развивается благодаря выбору и действиям участников. По этой причине нет двух одинаковых экономик.

То, как общество структурирует свою экономическую систему, в значительной степени является политическим и социальным вопросом. Политическая и правовая структура общества будет определять, как можно накапливать богатство, как распределяются богатства и ресурсы, а также порядок конкуренции, разрешенной между различными участниками экономики.

Административно-командная экономика

Административно-командная экономика — это ветвь, которая специализируется на управлении. Основным методом работы данной ветви является распределительно-командный. Он находится под общим руководством органов управления.Характерной чертой различия административно-командного типа экономики является партийная бюрократия государственного типа или ее полное отсутствие.Второе направление — плановая экономика. Главным отличием является то, что управляющие органы имеют право распоряжаться ресурсами по своему усмотрению. Для того чтобы правильно оценивать ситуацию — устанавливать цены на продукт, решать, сколько сил направить на его изготовление, учитываются такие факторы, как технико-экономические и политико-социальные.Административно-командная экономика может обладать отсутствием баланса между спросом и предложением, отсутствием потребительского права на выбор единицы товара, способствует процветанию черной экономики.Особенности:

  • Уникальным плюсом такого типа является практически полное отсутствие безработицы.
  • Из минусов следует отметить то, что она не способна предоставить достаточную для государства эффективность развития хозяйственной деятельности, из-за монополий отсутствуют новейшие разработки, технологии и методики.

Понятие экономики и ее значение в общественной жизни

Одно из важнейших мест в жизни общества занимает экономика. Она представляет собой совокупность общественных отношений, которые возникают и развиваются по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ, что в конечном итоге направлено на удовлетворение потребностей людей.

Экономика составляет материальную основу общества. Экономика обеспечивает людей материальными условиями существования. Речь идет, прежде всего, про продукты питания, одежду, жилье и иные предметы потребления. Согласно позиции представителей марксизма, она является базисом для других сфер общественных отношений, выступающих в роли надстроек – политической, социальной, духовной.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Экономика, с одной стороны, испытывает на себе влияние других сфер общественной жизни, с другой стороны, сама оказывает на них существенное влияние. Это, в частности, проявляется в невозможности существования общества без постоянного производства материальных благ. Появление и развитие социальной структуры общества во многом определяется именно общественным производством, исторически сложившимися отношениями собственности и разделения труда.

Экономические отношения активно влияют на политическое развитие общественной жизни. Так, на работу государственного аппарата значительное воздействие оказывают экономически господствующие социальные группы, которые зачастую выступают как учредители и спонсоры некоторых политических партий.

Духовная жизнь общества может успешно развиваться только в том случае, если для этого в процессе производства созданы необходимые материальные условия. Это, например, возведение зданий музеев, театров, библиотек, изготовление оборудования для издания книг, газет и т.д.

Современная экономика, которая существует в развитых странах, представляет собой сочетание рынка и социального регулирования. На данный момент она уже далеко ушла от первоначального стихийного капитализма и в своем развитии ориентируется на дальнейшее утверждение общественных интересов. В связи с этим экономика как наука должна обнаруживать в современном мире тенденции совершенствования общества и пути их дальнейшего развития.

Экономика: сущность и определение

Экономика — это наука, изучающая поведение человека, связанное с его целями и использованием ограниченных благ.

Термин имеет несколько значений:

  • общественные отношения, связанные с деятельностью людей;
  • хозяйство того или иного района, города, страны;
  • наука, изучающая область хозяйственной жизни общества.

https://youtube.com/watch?v=4Z5-dMRCpnQ

Экономические школы

  • Монетаризм — современная школа, для сторонников которой основа макроэкономики — это деньги как инструмент влияния на объемы производства и уровень цен. Задача правительства — контроль над денежной массой в целях достижения сбалансированности бюджета и стабильности цен.
  • Меркантилизм. Исторически первая школа экономической мысли. В основе лежит концепция, согласно которой национальное процветание зависит от накопления денег, золота и серебра.
  • Классическая политическая экономия. Ее последователи утверждают, что источник богатства нации — труд работников в сфере материального производства.
  • Маржинализм. Предметом анализа выбраны субъективно-психологические мотивы поведения хозяйствующих участников.
  • Кейнсианство. Государство должно вмешиваться в экономику и обеспечивать полную занятость.
  • Теория экономики предложения. Курс на развитие предпринимательства и уменьшение налогов с производителей.

Предмет науки — исследование проблемы эффективного использования редких ресурсов для достижения максимального результата.

Субъекты:

  • Домашние хозяйства.
  • Предприятия и фирмы.
  • Государство.

Экономика бывает двух видов. Микроэкономика изучает теорию фирмы и потребительское поведение, анализирует, как принимаются экономические решения на уровне компаний и домашних хозяйств. Макроэкономика изучает экономические процессы в целом, употребляет понятия совокупного спроса и предложения, уровень цен и занятости, инвестиции. Ключевые показатели: ВВП, темп инфляции, уровень безработицы, состояние государственного бюджета и платежного баланса страны.

Экономика учит людей как с меньшими затратами организовать выпуск благ для максимального удовлетворения потребностей общества — это и есть ничто иное, как экономический анализ.

Также это учение о необходимых инструментах и методах проведения денежной и финансовой политики, организации системы производства, или по-другому — экономическая политика. Ее основное предназначение в том, чтобы определить, как использовать ограниченные производственные ресурсы для удовлетворения растущих потребностей.

Производственные ресурсы — то, что требуется для выпуска товаров.

Делятся на:

  • свободные — их количество неограниченно и при нулевой цене спрос на них меньше предложения (например, воздух).
  • редкие — имеют стоимость, ограничены, предложение на них меньше спроса.

Редкие производственные ресурсы классифицируют на:

  • человеческие — труд работников, их профессиональные навыки;
  • природные — земля, лес, водоемы, полезные ископаемые, климат;
  • капитал — здания, транспорт, оборудование, средства труда, машины;
  • предпринимательство — способность людей вести предпринимательскую деятельность, создавать новые виды товаров и зарабатывать на этом, извлекая прибыль от продажи.

Свойства ресурсов:

  • ограниченность — ресурсы, в отличие от безграничных потребностей общества, не бесконечны и могут закончиться;
  • взаимодополняемость — блага могут использоваться совместно для получения лучшего результата;
  • мобильность — могут перемещаться между странами, а также отраслями;
  • взаимозаменяемость — один ресурс можно заменить другим.

Производственные возможности — возможность производить блага при полном использовании всех доступных ресурсов.

Ценности экономики

Экономика, как и любое другое понятие, должно основываться на определенных правилах и законах. Существует три основных правила для экономики:

  1. Первое правило гласит, что экономика — это понятие, которое объединяет в себе взаимоотношения всех людей на планете и их личное хозяйство. Путем объединения они создают:
    • Административно-командную экономику;
    • Рыночную экономику;
    • Смешанную экономику.
  2. Второе правило гласит, что экономика — это хозяйственная деятельность осуществляемая в каком-нибудь определенном районе.
  3. Третье правило предполагает, что экономика — это целая наука, которая занимается изучением отдельной области человеческой деятельности.


Рис. 1. Типы экономических системВсе три правила верны и затрагивают все возможные области распространения экономической сферы деятельности. Если объединить все вышесказанное, тогда получится, что экономика — это любой вид деятельности, который отличается созданием материальных благ для жизни.

Роль экономической теории

Экономика влияет на разные сферы жизни общества:

  1. Обеспечивает производство материальных благ и услуг. Удовлетворяет базовые потребности человека в еде, одежде, жилье и др.
  2. Определяет социальную структуру общества. Уровень дохода человека — экономический показатель, который одновременно относит каждого индивида к тому или иному классу: малоимущие, средний класс и т.д.
  3. Влияет на политическую сферу. Экономический кризис может вызвать недовольство действующей властью и, как следствие, ее смену.
  4. Создает условия для развития духовной жизни общества. Чтобы работали библиотеки, музеи, театры нужна их материальная поддержка: здания, персонал, костюмы, зарплата для сотрудников.

Чем сложнее система хозяйственных отношений, тем глубже должна быть научная экономическая подготовка человека для эффективного управления крупными предприятиями или национальным хозяйством. Экономика исследует тенденции и закономерности хозяйственного развития различными методами научного познания.

Политическая экономия

Термин впер­вые был представлен в кни­ге Антуана Монкретьена «Трак­тат по­ли­ти­че­ской эко­но­мии» (1615) и под­ра­зу­ме­ва­л расширенный анализ и масштабирование экономической мысли начала XVII в. от об­лас­ти до­мо­хо­зяй­ст­ва (oikonomia; микроэкономический уровень) на об­ласть экономического взаимодействия субъектов внутри государства (макроэкономический уровень).

В методологическое ядро политэкономии вошли такие теории как:
теории капитализма, меркантилизма, социализма и протекционизма (включая теорию конвергенции); теории гегемонистской стабильности и транснационализации; теории трудовой стоимости и прибавочной стоимости; теории международных режимов; теория общественно-экономических формаций; идеи социального конструктивизма.

Марксизм

C точки зрения , экономика выступает системой производственных отношений, на которую влияют различные классовые сущности.

Основоположник теории марксизма — Карл Маркс — создал свою теорию прибавочной стоимости как продолжение трудовой теории стоимости Адама Смита и Давида Рикардо.

Так в теории Карла Маркса первым принципиальным положением выступает тот факт, что стоимость блага создается исключительно , а превышение созданной стоимости блага над стоимостью живого труда и есть прибавочная стоимость блага. При этом, их отношение выступает нормой прибавочной стоимости или степенью эксплуатации живого труда.

Другим принципиальным положение марксизма выступает материалистическое понимание развития человеческого общества, выраженное через теорию общественно-экономических формаций. Так в рамках данной теории уровень развития производительных сил определяет формы производственных отношений. В свою очередь совокупность производственных отношений и производительных сил образует способ производства, на основе которого формируется политическая, идеологическая и культурная надстройка. Данная система и её трансформации получили название общественно-экономических формаций, среди которых Карл Маркс выделял: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую.

Структура экономики: из каких блоков состоит наука

Наука экономика состоит из двух уровней: макроэкономика и микроэкономика. Они представляют собой структуру экономики.

Макроэкономика изучает хозяйственную систему государства и всего мира. Она занимается исследованием следующих вопросов:

  • Количество людей, которые не имеют работы;
  • Цели расходования бюджета страны (автомобилестроение, сельское хозяйство, медицина, образование, культура и другие);
  • Что влияет на рост цены;
  • Что нужно сделать для роста благосостояния граждан и государства.

В рамках этой науки исследуется структура национальной экономики.

Валовый внутренний продукт, национальный доход, уровень занятости, инфляции, потребление, инвестиции, госдолг – все это относится к предмету макроэкономики.

Структура рыночной экономики включает государство, предприятия, которые участвуют в деятельности рынка и постоянно взаимодействую, друг с другом.

Структура экономики страны делится на производственную и непроизводственную сферы, которые состоят из отраслей.

На рисунке представлена структура экономики России.

На экономику оказывает влияние и структура общества. Ситуация в стране и мире меняется каждый день, находится в постоянной динамике, зависит от множества факторов, в том числе политических. Поэтому развитие структуры экономики происходит постоянно. Появляются новые отрасли.

Производственные и хозяйственные отношения среди предприятий и хозяйств изучает микроэкономика. Она исследует, как покупатель принимает решение о покупке, что влияет на выбор, от чего зависит прибыль продавцов. Также она дает ответ на вопрос, сколько необходимо рабочих и какая производительность труда должна быть для обеспечения экономического роста.

Микроэкономика использует такие экономические термины: ресурсы, цена, запрос и предложение, определяет влияющие на них факторы.

Рынки товаров и услуг, взаимодействие потребителя и производителей– это предмет микроэкономики.

Микроэкономика как наука в отличие от макроэкономики изучает конкретные предприятия, что они производят, покупают и продают.

Между макроэкономикой и микроэкономикой есть тесная связь, отличие макроэкономики от микроэкономики кратко можно сформулировать, как разницу в изучаемом объекте:

макроэкономике необходимы знания об экономическом положении государства, а микроэкономика – предприятия или семьи.

↑яНБПЕЛЕММЮЪ ЩЙНМНЛХВЕЯЙЮЪ МЮСЙЮ

я ПЮГБХРХЕЛ ПШМНВМНИ ЯХЯРЕЛШ УНГЪИЯРБНБЮМХЪ Б уу ЯРНКЕРХХ МЮХАНКЕЕ ЮЙРСЮКЭМШЛ ЯРЮМНБХРЯЪ ДПСЦНИ БНОПНЯ: «вРН КЕФХР Б НЯМНБЕ ТСМЙЖХНМХПНБЮМХЪ ЩЙНМНЛХВЕЯЙНИ ЯХЯРЕЛШ Х МЮЯЙНКЭЙН ЯХКЭМШЛ ДНКФМН АШРЭ БЛЕЬЮРЕКЭЯРБН ЦНЯСДЮПЯРБЮ Б ПЕЦСКХПНБЮМХЕ ЩЙНМНЛХЙХ?». щЙНМНЛХЯРШ ДЕКЪРЯЪ МЮ ДБЮ КЮЦЕПЪ: ЯРНПНММХЙНБ ЮЙРХБМНИ ПНКХ ЦНЯСДЮПЯРБЮ, ОПХБЕПФЕМЖЕБ РЕНПХХ дФ. л. йЕИМЯЮ -«МЕНЙЕИМЯХЮМЖЕБ«, Х ХУ ОПНРХБМХЙНБ, ОНДДЕПФХБЮЧЫХУ ХДЕЧ Н ЯЮЛНПЕЦСКХПНБЮМХХ ПШМЙЮ, Р. М. «МЕБХДХЛНИ ПСЙХ ПШМЙЮ», «МЕНЙКЮЯЯХЙНБ».

оПЕФДЕ БЯЕЦН, МЕНАУНДХЛН АШКН НВХЯРХРЭ ЩЙНМНЛХВЕЯЙСЧ МЮСЙС НР ЯСАЗЕЙРХБМШУ, ОНКХРХВЕЯЙХУ ЩКЕЛЕМРНБ. щРН НРПЮФЮЕРЯЪ Б ОНБЯЕЛЕЯРМНЛ НРУНДЕ (ОН ЙПЮИМЕИ ЛЕПЕ, Б ЩЙНМНЛХВЕЯЙНИ МЮСЙЕ яью Х ЯРПЮМ ГЮОЮДМНИ еБПНОШ) НР ЯЮЛНЦН МЮГБЮМХЪ «ОНКХРЩЙНМНЛХЪ».

йПНЛЕ РНЦН, ОНКХРЩЙНМНЛХЪ ЯРЮКЮ ОПЕБПЮЫЮРЭЯЪ Б ЮАЯРПЮЙРМСЧ МЮСЙС. нМЮ НЯМНБШБЮКЮЯЭ МЮ ОНМЪРХЪУ «ЯОНЯНАЮ ОПНХГБНДЯРБЮ» Х «ПЮАНВЕИ ЯХКШ». мЮ МЮВЮКЭМНЛ ЩРЮОЕ ПЮГБХРХЪ ЙЮОХРЮКХГЛЮ ЩРН АШКН ЕЯРЕЯРБЕММН Х НОПЮБДЮМН. бЯЕ ОПНЖЕЯЯШ ПЮГБХРХЪ ПШМЙЮ ПНФДЮКХЯЭ ЙЮЙ АШ Б ВХЯРНЛ БХДЕ ХГ ГЮПНДШЬЮ РЕУМНКНЦХВЕЯЙНЦН ЯОНЯНАЮ ОПНХГБНДЯРБЮ; ГЮРЕЛ МЮВЮКЯЪ ОПНЖЕЯЯ ЮБРНЛЮРХГЮЖХХ ЯПЕДЯРБ ОПНХГБНДЯРБЮ, ВРН ОПХБЕКН Й НРВСФДЕМХЧ РПСДЮ Х ВЕКНБЕЙЮ, ЙНРНПНЕ, ОН ЛМЕМХЧ й. лЮПЙЯЮ, ДНКФМН АШКН ОПХБЕЯРХ Й ЯНЖХЮКЭМНИ ПЕБНКЧЖХХ. мН ЯЮЛЮ ПШМНВМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ УНГЪИЯРБНБЮМХЪ БШЪБХКЮ МНБШИ ТЮЙРНП ОПНХГБНДЯРБЮ -ВЕКНБЕЙЮ, МЕ ОПНЯРН ЙЮЙ ПЮАНВСЧ ЯХКС, Ю ЙЮЙ РБНПВЕЯЙСЧ КХВМНЯРЭ, НАКЮДЮЧЫСЧ ОПЕДОПХМХЛЮРЕКЭЯЙХЛХ ЯОНЯНАМНЯРЪЛХ. б МНБНИ ЩЙНМНЛХВЕЯЙНИ МЮСЙЕ ЩРЮ ЯОНЯНАМНЯРЭ МЮВХМЮЕР ПЮЯЯЛЮРПХБЮРЭЯЪ ЙЮЙ НДХМ ХГ НЯМНБМШУ БХДНБ ПЕЯСПЯНБ.

рЮЙХЛ НАПЮГНЛ, ОЕПЕУНД НР ОНКХРЩЙНМНЛХХ Й МНБШЛ ЯОНЯНАЮЛ РПЮЙРНБЙХ ЩЙНМНЛХВЕЯЙНИ МЮСЙХ, ЙНРНПШЕ ОНКСВХКХ МЮГБЮМХЕ «ЩЙНМНЛХЙЯ», АШК БШГБЮМ ОНРПЕАМНЯРЪЛХ ОПЮЙРХЙХ.

щЙНМНЛХЙЯ — ЩРН ЯНБНЙСОМНЯРЭ ЙНМЙПЕРМШУ ЩЙНМНЛХВЕЯЙХУ ДХЯЖХОКХМ, РЮЙХУ ЙЮЙ ЩЙНМНЛХВЕЯЙЮЪ РЕНПХЪ, ЩЙНМНЛХЙЮ Х СОПЮБКЕМХЕ МЮПНДМШЛ УНГЪИЯРБНЛ, ТХМЮМЯШ, ДЕМЕФМНЕ НАПЮЫЕМХЕ Х ЙПЕДХР, АСУЦЮКРЕПЯЙХИ СВЕР Х ЯРЮРХЯРХЙЮ, ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙХЕ Х ХМЯРПСЛЕМРЮКЭМШЕ ЛЕРНДШ ЩЙНМНЛХЙХ, ЛХПНБЮЪ ЩЙНМНЛХЙЮ. нЯМНБМЮЪ ГЮДЮВЮ ЩЙНМНЛХЙЯ — ОНХЯЙ ОСРЕИ ЩТТЕЙРХБМНЦН БЕДЕМХЪ УНГЪИЯРБЮ, ОНХЯЙ НОРХЛЮКЭМШУ ЛЕУЮМХГЛНБ ХЯОНКЭГНБЮМХЪ ПЕЯСПЯНБ Б СЯКНБХЪУ ХУ НЦПЮМХВЕММНЯРХ Х АЕГЦПЮМХВМНЯРХ ОНРПЕАМНЯРЕИ. яНЦКЮЯМН ЩЙНМНЛХЙЯ, ГЮДЮВЮ ЩЙНМНЛХЙХ ТЮЙРХВЕЯЙХ ЯБНДХРЯЪ Й НОРХЛХГЮЖХНММНИ ГЮДЮВЕ — МЮУНФДЕМХЧ АЮКЮМЯЮ ЛЮЙЯХЛСЛЮ Х ЛХМХЛСЛЮ (ЛЮЙЯХЛХГЮЖХЪ ПЕГСКЭРЮРНБ Х ЛХМХЛХГЮЖХЪ ГЮРПЮР). щЙНМНЛХЙЯ ПЮГПЮАЮРШБЮЕР РЕУМХЙС Х ХМЯРПСЛЕМРЮПХИ ЩЙНМНЛХВЕЯЙНЦН ЮМЮКХГЮ, БШЪБКЪЕР Х НОПЕДЕКЪЕР ЙНКХВЕЯРБЕММШЕ БГЮХЛНЯБЪГХ ЛЕФДС ЩЙНМНЛХВЕЯЙХЛХ ЪБКЕМХЪЛХ, ЬХПНЙН ХЯОНКЭГСЕР ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙХЕ ЛЕРНДШ. нЯНАЕММНЯРЭЧ МЮСВМШУ ЩЙНМНЛХВЕЯЙХУ ДХЯЖХОКХМ, НАЗЕДХМЪЕЛШУ ОНМЪРХЕЛ ЩЙНМНЛХЙЯ, ЪБКЪЕРЯЪ РН, ВРН Б ХУ ПЮЛЙЮУ, Б НРКХВХЕ НР ОНКХРЩЙНМНЛХХ, ДЕКЮЕРЯЪ НЯМНБМНИ ЮЙЖЕМР МЮ ТСМЙЖХНМЮКЭМШЕ, Ю МЕ ОПХВХММН-ЯКЕДЯРБЕММШЕ ЯБЪГХ.

яНБПЕЛЕММЮЪ ЩЙНМНЛХВЕЯЙЮЪ МЮСЙЮ ПЮГПЮАЮРШБЮЕР РЕНПЕРХВЕЯЙХЕ НЯМНБШ ПШМНВМНЦН ЛЕУЮМХГЛЮ, ХГСВЮЕР ЛНРХБЮЖХХ ОНБЕДЕМХЪ УНГЪИЯРБСЧЫХУ ЯСАЗЕЙРНБ, НОПЕДЕКЪЕР ЯОНЯНАШ ЩТТЕЙРХБМНЦН Х ПЮЖХНМЮКЭМНЦН ХЯОНКЭГНБЮМХЪ ПЕЯСПЯНБ, ПЕГСКЭРЮРХБМНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ НРДЕКЭМНИ ТХПЛШ, НРПЮЯКХ Х ЩЙНМНЛХЙХ Б ЖЕКНЛ Б ЯРПЮМЮУ, ЦДЕ СФЕ ЯКНФХКХЯЭ Х СЯОЕЬМН ТСМЙЖХНМХПСЧР ПШМНВМШЕ ЯРПСЙРСПШ, Я ЖЕКЭЧ ОПХЛЕМЕМХЪ МЮХАНКЕЕ ОПНЦПЕЯЯХБМШУ ЛЕУЮМХГЛНБ СОПЮБКЕМХЪ ЩЙНМНЛХЙНИ Х НАЫЕЯРБНЛ.

Эволюция: основные этапы развития экономики

Экономика как наука прошла долгий путь развития. Впервые о ней упоминают мыслители Ксенофонт и Аристотель в 4 веке до нашей эры.Слово «Экономика»имеет древнегреческое происхождение, которое переводится как «искусство ведения домашнего хозяйства».

Обмен товарами в доисторическом обществе стал толчком к появлению экономики. Она зародилась во времена, когда люди сами обеспечивали себя всем необходимым, ведя натуральное хозяйство. Рынок уже существовал, там можно было покупать, продавать и обменивать товары. Развитие общества, разделение труда и проблема ограниченности ресурсов – это причины появления экономики.

Первый научный труд назывался «Экономикос». Появление новых мыслей привело к формированию школ экономических учений, которые объединяли ученых, имеющих одинаковые взгляды на проблемы в экономике.

Известно несколько основных этапов экономики.

Каждый период зарождения и развития экономической мысли имел огромное значения для эволюции науки.

1. Зарождение экономической мысли. В этот период образовались зачатки науки. Целью было решение проблем, с которыми в процессе жизнедеятельности сталкивалось население: удовлетворение потребностей (питание, вода, безопасность) для выживания. Уровень экономических знаний был низким.

2. Второй этап – появление экономики как науки, формирование новых экономических знаний. Выделяют несколько таких учений:

Они отличались друг от друга мнением о предмете науки.

В меркантилизме главным двигателем экономики считали торговлю. Экономисты-физиократы полагали, что важнее всего для развития сельское хозяйство.

Классическая модель регулирования экономики применяется сегодня во многих странах. Главным в ней является производство продукции. Государство не вмешивается в деятельность фирм. В классической экономической модели органы государственной власти могут только контролировать и регулировать деятельность при помощи законов (например, покупатель может вернуть некачественный товар в магазин). Модель может применяться только в условиях соперничества между продавцами. Цена на товар зависит от того, насколько он популярен и распространен.

Сторонники классической модели регулирования экономики считали, что когда предприятия не соблюдают законы и правила, то государство должно вмешаться в их деятельность.

На этом этапе началось формирование русской школы. Она основывалась на учениях мировых экономистов. В разные годы мыслители поддерживали течения меркантилизма и физиократов. В этот период произошло формирование готовности развития экономической мысли и приверженности к одной школе, которые отразились на экономике русского государства.

3.На третьем этапе произошел раскол классической модели экономики. Экономические учения разделились на несколько. Они отличались взглядами на цели и объекты науки. Самые распространенные из них:

  • Марксизм. Это учение отвергает частную собственность, и создает одинаковые условия труда и зарплаты для всех граждан;
  • Неокейнсианство, в отличие от классической модели рыночной экономики, допускает воздействие государства на экономику.

Этот период ознаменован появлением рыночной экономики, которая является основой экономических систем многих государств в современном мире.

Основные этапы происхождения и развития экономики повлияли на формирование мировой экономической мысли. Выделяются основные этапы мировой экономики:

  • Мануфактурная стадия производства, когда все товары производились ручным трудом;
  • Промышленная революция привела к тому, что стали использовать рабочее оборудование, это позволило заменить труд людей на машинный;
  • Научно-техническая революция, которая продолжается сегодня. Она основана на том, что главным фактором производства является наука, из-за ее участия появляются новые современные методы хозяйствования.

Сегодня остро стоит вопрос формирования социально-ответственного бизнеса, современный взгляд на него показывает, что если у предпринимателей главной целью будет получение дохода, то государство не будет развиваться. Социальная ответственность бизнеса заключается не только в производстве товаров или уплате налогов, но и участии в общественной жизни. Например, это может быть вложение средств в строительство детских садов, культурных или спортивных учреждений, создание предприятий, которые не наносят вред окружающей среде.

Интернационализации экономики

Интернационализация экономики является закономерным результатом развития международных экономических связей и вызвана стремлением государств выработать соответствующие положения и правила, которые бы способствовали устранению барьеров для торговли, давали бы каждой стране (вне зависимости от уровня ее развития или размера) равные условия в торговле на мировом рынке, иначе говоря, главнейшей целью интернационализации экономики является повышение эффективности функционирования международного рынка.

Эта цель достигается разными средствами: двухсторонние и многосторонние межгосударственные соглашения по таможенным сборам и платежам, по налогообложению, по тарифам и т.д. Эти же функции выполняют и ряд международных организаций (ВТО, МВФ, МБРР, Таможенный союз и т.д.), среди которых наиболее известной является Всемирная торговая организация (ВТО). Основной задачей ВТО, пришедшей в конце 1995 г. на смену ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле), является согласование позиций различных стран с целью устранения таможенных, налоговых и прочих барьеров, препятствующих эффективному сотрудничеству, выработке правил, исключающих дискриминацию, введения режимов наибольшего благоприятствования в торговле. В настоящее время членами ВТО являются более 100 стран мира.

Одним из наиболее ярких примеров интернационализации экономики является Европейский экономический союз (ЕС). Задуманный 40 лет тому назад как Общий рынок, он из таможенного союза эволюционировал в союз экономический, имеющий общие надгосударственные законодательные (Европарламент) и исполнительные (Правительство Евросоюза) органы и общую валюту (евро).

В целом, экономическая сфера общества – одна из ключевых в общественной и государственной структуре. Именно экономика преимущественно определяет путь, прогресс и характер общественного развития.

Изучение базовых экономических понятий

Экономика, как и любая другая наука состоит из терминов или экономических понятий, которые применяются для обозначения категорий, изучаемых наукой.

К основным экономическим понятиям относится потребность. Это нужда человека в каком-то предмете или услуге, без которой невозможно поддерживать жизнь, развитие личности.

Понятие и виды экономических потребностей представлены на рисунке.

Особенность экономического понятия потребность в том, что чем быстрее растут потребности, тем быстрее развивается производство.

Экономические потребности и понятие благо тесно связаны между собой, потому что одно не может рассматриваться без другого.

Понятие экономического блага означает средство удовлетворения потребностей, их производство является основой жизни любого общества.

Блага делятся на виды:

  • Неэкономические – те, которые не могут быть созданы человеком, но удовлетворяют его основные запросы. Каждый человек нуждается в воздухе, солнце, воде. Они относятся к природным и существуют в неограниченном количестве.
  • Экономические, они имеют определенную цену, которая определяется спросом на эти блага. Они – результат функционирования общества и человека (товары или услуги). Имеются в ограниченном размере. Чтобы их получить нужны ресурсы.

Экономическое благо как понятие делится на типы

  • Имущественное, к ним относятся товары – продукты деятельности, предназначенные для продажи, полезные человеку(книги, предметы мебели и интерьера, одежда, бытовая техника);
  • Неимущественное. К ним относят услуги, которые являются результатом функционирования предприятий, направленные на удовлетворение запросов людей.

Понятие и виды экономических услуг бывают материальными (торговые, юридические, строительные) и социально-культурными (медицина, спорт).

Современная экономическая наука не определяет какое из благ важнее. Они связаны с жизнью человека и имеют одинаковую ценность. Но разница между ними все же есть. Отличие понятие экономической услуги от товара заключается во времени потребления благ.

Для изучения хозяйственных процессов экономическая теория включает и другие базовые понятия.

Чтобы понять, как строится система отношений в процессе производства применяется понятие экономическая сфера. Она характеризует, как создаются и реализуются различные виды блага. Существуют и другие понятия, которые используют при описании экономической сферы: производство, обмен, распределение, прибыль и издержки, конкуренция и т.д.

Важным социально-экономическим понятием является экономическая система. На нее оказывают влияние различные факторы. В первую очередь – хозяйственные, т.е. как между собой взаимодействуют участники рынка, как используются новые технологии, какое оборудование применяется, уровень жизни и дохода людей.

Понятие экономической системы включает в себя формы организации предпринимательской деятельности, которые отличаются видами собственности, экономическими отношениями между субъектами, способами регулирования этой деятельности.

Проблема экономического выбора и главные вопросы экономики

Потребление и производство, являясь взаимосвязанными и противоположными процессами, неизбежно вступают в противоречие. Потребности людей безграничны. Ресурсы, необходимые для их удовлетворения — ограничены.

Значит нужно стремиться использовать ресурсы максимально оптимально, чтобы удовлетворить с их помощью как можно больше потребностей. Нужно выбирать, какие ресурсы использовать и какие потребности с их помощью удовлетворять. Так возникает проблема экономического выбора — главная проблема, решаемая экономикой.

Экономический выбор — поиск оптимального решения для максимизации степени удовлетворения потребностей в условиях ограниченного объема экономических ресурсов.

Для решения проблемы экономического выбора необходимо ответить на три главных вопроса экономики:

1. ЧТО производить? То есть, какие товары (продукция, услуги, работы) и в каком количестве необходимо произвести и предложить потребителям, для удовлетворения их текущих и будущих потребностей.

2. КАК производить? То есть, какой способ производства товаров, какие технологии следует применять, как оптимально комбинировать ресурсы при производстве товаров.

3. ДЛЯ КОГО производить? То есть, кто получит произведенные товары, каким образом они будут распределяться среди потребителей.

Что изучает экономика

Понятие «экономика» имеет два основных значения:

  • наука;
  • хозяйственная деятельность.

Пример 1

Например, в словосочетании «реальный сектор экономики» этот термин используется в значении хозяйственной деятельности государства. Экономика труда — это одна из научных дисциплин.

Впервые использование термина зафиксировано в трудах афинского мыслителя и политического деятеля Ксенофонта, жившего в V—IV веках до нашей эры. Его трактат «Oeconomicus» считается первым из известных экономических трудов. В нем излагается диалог между известным философом Сократом и богатым жителем Афин Критобулом, которые рассуждают о правильном управлении хозяйством.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Примечание 1

Название науки дословно переводится как «искусство управления домашним хозяйством».

Экономика относится к общественным наукам, поскольку она имеет непосредственное отношение к деятельности людей, связана с политикой, идеологией и другими сферами жизни общества.

Экономика — это наука, которая занимается изучением производства, распределения и потребления товаров и услуг.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: