Обществознание

Обществознание

Базовые предпосылки развития научного познания

  • Демократия
  • Правовые нормы
  • Разделение рационального и иррационального

Демократия способствовала свободе слова и усилению аргументации своей позиции. Так же применялся метод сомнений, что видно например из мыслей Протагора («Есть ли боги или нет — я ничего не знаю»). Сократ ставил вопросы о доблести
и мужестве. Это было вызвано тем, что солдат не мог понять и дать определение данным качествам. Сократ полагал, что позволяет «рождаться» человеческой мысли, тем самым продолжая занятии его акушерки матери. Эту же традицию развивали и софисты.

Другая предпосылка —
разделение умственного и физического труда. Размышления происходят в свободное от работы время. В начале в основном жрецами и мудрецами на Востоке.

Еще одна предпосылка —
правовые нормы. Не было представительства в суде. Истец и Ответчик должен был сам себя представлять в суде. Отсюда развивалось доказательство, как средство познания. Развивалось так же и в математике. При приговоре «виновен» виновный
выбирал себе наказание и суд его признавал, либо не признавал.

В Древней Греции начал развиваться метод
диалектики, которая превращается в универсальный метод. Суть в том, что мир нужно рассматривать в динамике, его развитии, а не в статике.

Еще одна предпосылка —
разделение рационального и иррационального. То есть того, что находится в пределах ума и за пределами ума. Для Греции эти два понятия были тесно переплетены — в любой процесс вплетались боги. Позже из объяснений боги удалялись и заменялись
чисто рациональными рассуждениями.

Познание в форме доказательства в форме апелляции реально удостоверяемым причинам. Таким образом построена медицина Гиппократа, геометрия Евклида и так далее

Важной особенностью науки Древней Греции выступала жесткое разделение на теоретическое
знание и прикладное. Теоретическое выступало более высоким в иерархии знании чем прикладное

Платон выделял
«мир идей и мир вещей».

Наиболее распространенные методы научного познания в Древней Греции

  1. Систематическое доказательство.
  2. Рациональное обоснование
  3. Логическая дедукция
  4. Идеализация
  5. Рациональное объяснение тех или иных событий

Базовые науки из которох происходило формирование научного познания

  • Математика: геометрия и алгебра
    . Особенности:

    • развернутое текстовое оформление;
    • строгая рациональная логическая последовательность.
  • Физика
    . Носила внеэкспериментальный характер. В целом, это преднаука о природе, которая предполагала её познание путем умозрительного уяснения происхождения и сущности природного мира как целого. Использовался монистический метод.

  • История
    . Труды имеются у Геродота и Фугидита. Геродот — основоположник истории, Фугидит — основоположник методологии изучения истории. Фугидит пытался отделить факты от мифов, а так же использовал другие способы изучения исторических фактов.

Аристотель в IV веке разрабатывает еще три науки (
психология, биология, экономика) и философскую дисциплину —
Логику. В «Органоне» закладывает основы формальной логики.

Недостатки становления науки в Древней Греции

  • Жесткое разделение теоретического и прикладного знания.
  • Отрицания взаимодействия физики и математики.
  • Отсутствовал эксперимент, как метод проверки теоретических предположений. Однако проводились отдельные опыты (Ротасфен пытался вычислить размер Земли по диску солнца)

Происходит отделение научных знаний от философских, вместе с этим происходит и разделение методов их познания.

Впервые происходит на деление гуманитарные и естественные науки.

22 сентября 2015

Развитие науки

В современном мире существует определенная классификация наук, которая делит их на четыре вида:

  • математические;

  • естественные;

  • технические;

  • гуманитарные.

В свою очередь технические и естественные относятся к точным наукам, они могут быть фундаментальными (направленными на познание) и прикладными (направленными на решение практических проблем) одновременно. 

Кроме этих видов существуют еще и отрасли наук, которые имеют свой определенный, особенный научный предмет. Например, отраслью естественной науки могут быть анатомия или молекулярная химия.

Наука, как и все остальное, развивалась поэтапно. Рассмотрим, что происходило на каждом из этапов развития науки.

Первый этап развития науки — математика

В эпоху античности были получены многие математические знания. Прежде всего они применялись для описания природы и ее различных процессов. 

Одной из таких наук, продвигающих математику, являлась астрономия, точные вычисления были необходимы ей для создания правдивой схемы расположения планет и предсказания затмений. В то же время были совершены попытки вычисления размеров планет и расстояний между ними. 

Также математика применялась для описания физических процессов, были созданы первые модели и открыты основные законы физики. Но все это были лишь теории, не подкрепленные экспериментальным опытом.

Второй этап развития науки — естествознание

Основная задача развития естествознания заключалась в соединении математического описания природных явлений и процессов с экспериментальными исследованиями. 

Естествознание как наука зародилось в эпоху Ренессанса и породило метод экспериментального изучения природы, что послужило проверкой и подтверждением истинности суждений науки.

Третий этап развития науки — гуманитарные и технические науки

В конце 18-го века началось активное развитие научно-технического прогресса. Начали появляться технические сооружения, способные облегчить труд множества граждан и в разы увеличить прибыль производителей. 

Тем самым в обществе появляется новая сфера для изучения, так называемая техносфера, т. е. искусственно созданная человеком. 

Примерно в то же время начинают активно развиваться и гуманитарные науки, которые направлены на изучение внутреннего, духовного мира человека, его взаимоотношений с социумом и культуры.

Современный этап развития науки

На современном этапе развития на место небольших групп ученых пришла так называемая большая наука, в которой задействована огромная масса людей. Научные исследования выходят на новый более качественный уровень. С использованием современных технологий ученым удается делать все более грандиозные и удивительные открытия.

С появлением современных технологий наука шагнула на много шагов вперед. Все это грозит переходом науки в новейшее состояние и значительными изменениями жизни в целом.

↑ Науки об обществе

Все научные знания принадлежат человечеству, соответственно каждая из наук, так или иначе, освещает какую-либо сторону жизни общества, общественных отношений или взаимосвязей общества с окружающим миром. Рассмотрим некоторые из них:

Социология — наука, изучающая общество, его структуру, связи, общественные отношения и их закономерности. Таким образом, социологи исследуют весь комплекс общественных процессов и явлений, социальные группы и общности, нации и народы, сословия и касты, мужчин и женщин, семью и брак, различные виды общественных объединений и образований, их основы, формы, развитие, возникновение и исчезновение.

История — наука, изучающая периоды существования общества, его жизнь и развитие в хронологической последовательности. История является одной из древнейших общественных наук. Для наиболее полного изучения исторического процесса были созданы еще ряд вспомогательных исторических дисциплин: генеалогия, нумизматика, геральдика и др.

Культурология — наука, которая изучает «вторую природу», созданную руками человека — культуру, во всем многообразии форм ее проявлений. Культурология призвана создать культурную картину мира, определяющую целостное мировосприятие человека конкретной исторической эпохи.

Антропология — наука, изучающая процесс происхождение и развитие человека.

Археология — наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей, исследует отдельные древние предметы (орудия труда, сосуды, оружие, украшения) и целые комплексы (поселения, клады, могильники), открываемые археологическими раскопками, на основании чего воссоздает картину исторических эпох и событий, которые мало или совсем не освещены письменными источниками.

Этнография — наука, которая исследует происхождение, расселение, быт, культуру и нравы народов (этносов) мира.

Демография — наука, изучающая население, его численность, состав (возрастной, половой, по роду деятельности и т.д.) и социологические показатели (коэффициент рождаемости, коэффициент смертности и т.д.).

Экономика — наука о хозяйстве, исследующая совокупность общественных отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления продукции.

Политология — отрасль знания о политике, структуре, закономерностях, функционирования и развития политической жизни государства и общества.

Правоведение — наука, которая посвящена изучению правовой системы общества, исследует право как основной регулятор общественных отношений и его влияние на функционирование и развитие общества в целом.

Психология — наука, исследующая внутренние духовные процессы человека, мотивы его поведения, особенности межличностных отношений и взаимодействий в обществе.

Философия — наука, стремящаяся исследовать бытие и смысл человеческой жизни. Философия создает определенную картину миру, особое мировоззрение, стремиться «заглянуть» в сущность вещей и происходящего.

Педагогика — наука о принципах, методах и формах воспитании и обучении, способах и средствах передачи опыта поколений.

Теология — совокупность дисциплин, которые исследуют и объясняют основы учений о Боге, религий и религиозных догматов (непрекословных «вечных» истин веры).

Обществознание — совокупность наук, целью которых является исследование различных сторон жизни общества, общественные процессы и закономерности. В обществознание входят такие дисциплины как философия, социология и политология, а также право, экономика, история, культурология, социальная психология.

Интернет

Разработанная во второй половине 20 века система передачи информации между компьтерами, в 21 веке приобрела глобальные масштабы, охватив весь мир.

Интернет, как явление, характерное для современного общества, имеет свои положительные и отрицательные стороны.

“Плюсы” интернета:

  • быстрый обмен информацией;
  • общение людей из разных точек Земли посредством социальных сетей;
  • развитие науки, налаживание связей ученых (различные онлайн-конференции, вебинары).

“Минусы” интернета:

  • распространение противозаконной или неправдивой информации;
  • есть вероятность вскрытия и использования персональных данных человека в корыстных целях;
  • у многих людей возникает зависимость от интернета.

Социальная роль науки

Наука производит и распространяет научное знание, разрабатывает методы и средства исследования, обеспечивает выполнение учеными своих социальных функций.

Методы, данные науки широко используются для разработки планов и программ социального экономического развития.

Научные знания – достояние всех отраслей человеческой жизни. От современного рабочего, инженера, специалиста узкого профиля, врача, педагога и т.д. требуется владение основами научных знаний, широкий научно-технический кругозор.

Научные исследования оказывают стимулирующее влияние на общественное производство. Научный подход и научные знания необходимы в

  • материальном производстве,
  • в управлении,
  • в общественной деятельности и в политике,
  • в системе здравоохранения,
  • в системе образования,
  • в судебной практике и т.д.

Наука участвует в формировании новой этики и эстетики.

Ускоренное научно-технологическое развитие вызывает серьезный вопрос о том, каковы могут быть его результаты с точки зрения социальных последствий для среды обитания, природы и будущего человечества.

Научные достижения, содержащие потенциальную угрозу для человечества: генетическая инженерия, термоядерное оружие и т.д. Эти проблемы могут быть решены только на общечеловеческом уровне.

Необходимо создать международную систему социального контроля, ориентирующую мировую науку в направлении созидательного развития.

Наука как важная сфера человеческой деятельности в современном обществе

Трудно переоценить роль науки в обществе, ведь она выполняет в нем множество значимых функций:

  1. Формирует мировоззрение человека- помогает личности создать целостное объективное представление об окружающем мире, себе самом, осознать взаимозависимость различных процессов и явлений в природе.
  2. Позволяет индивиду получать, накапливать, систематизировать знания об окружающем пространстве. Создавать на основе этих знаний теории, гипотезы, учения, философию и другие формы производства научного знания.
  3. Упрощает жизнь человека, через создание различных научно-технических изобретений, активно используемых людьми в быту и на производстве. Токарный станок, двигатель внутреннего сгорания, огнестрельное оружие, лампочка электрического накаливания, электрогенератор, газовая турбина- все это величайшие изобретения ученых, которые изменили ход истории, вывели человечество на новый этап развития.
  4. Помогает прогнозировать будущие события, на основе анализа определенных фактов, процессов, явлений настоящего и прошлого.

 

Методы научного познания

Для получения объективных, достоверных знаний, наука использует следующие методы:

  1. Научное наблюдение – это познание окружающей действительности через восприятие свойств определенных предметов или явлений, с использованием различных технических средств, знаний и опыта исследователя.

Пример. Такой метод наблюдения использует криминалистика. Ученый-криминалист собирает информацию о преступнике в том числе и через наблюдаемую обстановку на месте совершения преступления. Он рассматривает отдельные предметы, орудие убийства, биологические следы оставленные преступником (капли крови, волосы, отпечатки пальцев), что помогает в дальнейшем криминалисту раскрыть личность правонарушителя, установить причинно-следственные связи совершения преступления.

  1. Научный эксперимент – исследование определенного процесса или явления путем создания специальных условий, необходимых для проведения данного опыта. Условия создаются искусственно и контролируются исследователем, вся процедура фиксируется (письменно, в виде аудио или видеозаписи), чтобы другие ученые имели возможность воссоздать аналогичную обстановку, провести аналогичный опыт.

Пример. Известный ученый Исаак Ньютон провел эксперимент по разложению света на цвета. Сначала он закрыл оконные ставни, предварительно проделав в них пробоину для проникновения светового луча. Затем он расположил на пути луча стеклянную призму, за которой стоял экран. Радуга, наблюдаемая на стеклянной призме, разложилась на отдельные потоки цвета, данный эксперимент получил название «дисперсия цвета».

  1. Научный синтез – это процесс мысленного объединения обособленных частей, элементов, свойств предмета или явления в одно целое.

Пример. Астроном сначала изучает отдельно различные планеты, спутники и другие небесные тела, а затем объединяет их в одно целое – единую солнечную систему нашей вселенной.

  1. Анализ – процесс познания, в котором исследуемый объект разделяется на составные части, элементы, признаки, для их детального изучения.

Пример. Школьный психолог, с целью выяснения психологической обстановки в классе проводит исследование. Он изучает взаимоотношения между всеми учащимися в классе, взаимоотношения между учениками и учителями, отношения в группах по интересам (входящих в состав данного класса). Кроме того, психолог определяет лидера класса и аутсайдеров (учащихся пользующихся наименьшей популярностью в классе).

  1. Моделирование – как научный метод представляет собой построение специального макета объекта исследования, на котором проводится ряд экспериментов, осуществляется познание этого объекта.

Пример. Неподалеку от Женевы в 2008 году был построен адронный коллайдер – ускоритель заряженных частиц. Эта огромная модель была создана учеными разных стран для проведения ряда физических экспериментов.

  1. Индукция – метод научного обобщения, заключающийся в подведении общих выводов из отдельных частных фактов. Индукция основывается на логическом мышлении, благодаря которому исследователь признает взаимосвязь всех явлений в природе, в человеческом обществе.

Пример. Выявив, что за текущий год в стране значительно упали объемы продаж мебели, бытовой и компьютерной техники, одежды, мяса — экономисты пришли к выводу, что уровень жизни населения снизился.

  1. Дедукция- метод рассуждения, заключающийся в выведении новых частных положений на основе предыдущих общих выводов.

Пример. Зная, что класс млекопитающих включает в себя животных, вскармливающих молоком своих детенышей, мы можем сделать вывод что кабан, лось, зубр, сибирская косуля, пятнистый олень – кормят своих детенышей молоком, так как все они относятся к этому классу.

 

Понятие метода. Методы эмпирического исследования

  1. Сущность метода
  2. Виды методов научного познания
  3. Функции методов научного познания

Сущность метода

Метод — «путь», средство решения познавательных задач.
Метод — система приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

Метод имеет ряд аспектов: 1.
Предметно содержательный. В нем отражается представление о предмете исследуемого. 2.
Операциональный. Содержит совокупность требований, который характеризует порядок действий. 3.
Аксиологический. Характеризует степень прагматической востребованности.

Происхождение метода

В идеалистических теориях, метод рождается и умирает в познании. В материалистических теориях, методы возникают из практических потребностей людей, что он происходит из практики.

Рождение метода зависит и от теории и от практики.

Становление метода

Свойства «практики» замечается людьми, затем это свойства, проинтерпретированные людьми, попадает в научные рамки, где происходит их теоретическое обобщение. А после могут попасть в философию, там совершенствуется, а затем возвращается в науку.
Этот процесс может быть назван
методологическим круговоротом.

Уровни научного познания: — Эмпирический — Теоретический — Метатеоретический

Пример: «можно делить один предмет на части», «делаем предположение можно делить все», получаем «Анализ».

Должен быть баланс между практикой и теорией. Метод не синоним догме: нельзя применять один и тот же метод во всех ситуациях.

Приемы научного познания: — Анализ — Синтез

Виды методов научного познания

Анализ — прием мышления, связанный с разложением обучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения.

Синтез — объединение новых частей для выявления новых свойств объекта, которые при этом соединении возникают.

Абстрагирование — мысленный процесс выделения отдельно интересующих нас признаков, свойств и отношений конкретного предмета и одновременное отвлечение от других свойств.

Индукуция — от частного к общему

Дедукция — от общего к частому

Аналогия — прием, в котором по сходству объектов некоторых признаков делают вывод об их сходстве по другим признаков. Опасность в том, что часто перетекает в экстраполяцию по всем признакам.

Моделирование — метод исследования при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия первому.

Виды моделирования: — Предметное — Физическое — Математическое — Логическое моделирование — Знаковое моделирование

Объективированное в реальности и мысленно представляемая система, замещающая объект познания.

Наблюдение — целенаправленное изучение предметов, опирающееся на чувственные способности человека, такие как ощущение, восприятия. Структурные компоненты: наблюдатель, на что он наблюдает (объект изучение), условия наблюдения, средства
наблюдения.

Измерение — процесс определения отношения одной изучаемой величины по отношению к другой величине, принятой за единицу.

Эксперимент — активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые воссоздаются и контролируются самим исследователем.

Гипотеза — Метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущий к уставновлению законов, принципов и теорий.

Классификация методов

Методологический плюрализм — каждый наука сама найдет методы которые ей нужны
Бинарный метод — например деление на «естественно-научные методы» и «гуманитарные науки»

По степени охвата предмета:
Специальные (конкретно научные) — вид методов применим в рамках строгих конкретных наук.
Общенаучный — эксперимент, наблюдение, моделирования.
Универсальный — характеризует человеческое мышление в целом и применимо к любой познавательной деятельности (пример: структурно-функциональный анализ, диалектические методы).

Функции методов научного познания

Существует точка зрения, что универсальные методы не нужны и наука сама выработает себе методы. Тем не менее разработанные методы помогают классификации полученных знаний.

Сущность науки

В то время как низшие животные только существуют в мире, человек пытается понять сущность или смысл происходящего.

Человек на основе интеллекта пытается научить себя многому, чтобы сделать жизнь более комфортной.

В процессе изучения человек создает искусственный мир — этот растущий круг идей, называемый «наукой», который можно охарактеризовать как рациональное, систематическое, точное, поддающееся проверке и, в некоторых случаях, ошибочное знание.

Благодаря научным исследованиям человек достиг концептуальной реконструкции мира, который становится все более широким, глубоким и точным. Мир дается человеку, он терпит или презирает его, но обогащается знаниями. Человек пользуется природой, подчиняя ее собственным животным и духовным потребностям, а также мечтам.  Таким образом, человек создает мир артефактов и мир культуры.

Научное знание позволяет нам делать все виды вещей и создавать все виды вещей. Конечно, если мы делаем хорошие вещи, то это не только заслуга науки; это также заслуга морального выбора, который привел нас к хорошей работе. Научное знание-это сила, дающая возможность творить добро или зло, но оно не содержит инструкций о том, как им пользоваться.

Ценность науки — это удовольствие, называемое интеллектуальным наслаждением, которое люди получают от чтения, изучения и размышления о ней, а другие-от работы в ней. Это важный момент, который не учитывается хотя бы потому, что социальная ответственность человека зависит от влияния науки на общество, является ли это простое личное наслаждение ценностью для общества в целом.

Попытки классифицировать науки

Понятие науки как деятельность и исследование относится и к социальной жизни.  Исследования в социальной жизни применяются для  улучшению нашей естественной и искусственной среды, изобретения и производства материальных и культурных ценностей, превращаясь в технологию.

Однако наука кажется нам самой ослепительной и удивительной из звезд культуры, когда мы рассматриваем ее как благо само по себе, это как деятельность, производящая новые идеи (научные исследования).

Попытки классифицировать науки происходили со времен античности. Со временем количество этих наук увеличивается, но их можно в зависимости от сферы, предмета и метода познания различать:

  • о природе – естественные;
  • технические – о техническом построении и технологиях;
  • об обществе – гуманитарные и социальные;
  • о мышлении — философские.

В последнее время время выделились формальные науки как математика, логика, кибернетика, информатика. Создание экспертной базы знаний — это долгосрочная инвестиция. Для того чтобы воспитать каждого ученого компетентным в данной области знаний, требуются долгие годы обучения и воспитания.

Наука и общество

Современная наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство знаний об мышлении, природе, обществе и включающая все необходимые компоненты для этого производства:

  • знания и способности, квалификация и опыт ученых;
  • кооперация и разделение научного труда;
  • методы и способы научно-исследовательской работы;
  • научные учреждения, лабораторное и экспериментальное оборудование;
  • категориальный и понятийный аппарат;
  • вся совокупность научной информации.

Современная наука представляет собой совокупность следующих проявлений:

  • системообразующий фактор — особая форма познания мира,
  • своеобразная «субстанция» — специфическая деятельность;
  • социальный институт – способ объединения ученых, их совместная деятельность.

Трактовка науки с точки зрения гносеологии обусловлена уровнем ее развития, общественно-историческими условиями. Наука представляет собой систему знаний и выступает как особая форма общественного сознания.

Статья: Социальная роль науки

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В современном мире наука – это вид духовного производства, особая сфера профессионально-специализированной деятельности, социальный институт.

Замечание 1

Социальный институт науки – центральный институт современного общества. Само существование современного общества зависит от передового научного знания. От уровня развития науки зависит представление о мире, материальные условия существования общества. В результате координации специализированных научных исследований возникли крупные исследовательские центры, сообщества ученых, в том числе, неформальных.

Неформальные сообщества ученых позволяют им быть в курсе направлений развития научной мысли, ощущать новые тенденции, получать ответы на волнующие вопросы.

Кому подходит обучение общественным наукам

Центральная идея всех общественных наук и связанных с ними специальностей — служение обществу. Поэтому основные качества специалиста общественной сферы — любовь и интерес к людям и умение общаться с ними.

Общественные науки неспроста не сразу были признаны науками, а считались какое-то время искусствами. На них влияет так много различных факторов (и главный фактор — человеческий), что четкие критерии разработать невозможно. В других науках всегда можно провести эксперимент, получить результаты и воспроизвести их, но в социальной сфере это удается далеко не всегда; слишком много переменных. Поэтому и специалистам, связанным с общественными науками, необходимо иметь системный взгляд на мир, гибкое мышление, умение обрабатывать большие объемы информации и оперативно реагировать на любые изменения.

С общественными науками и смежными им дисциплинами связано огромное количество самых разных специальностей, поэтому сложно говорить о каком-то универсальном наборе качеств, которые необходимо иметь любому специалисту этой сферы. В каждом конкретном случае необходимо разбираться отдельно.

Тесты на профориентацию уже давно стали рутинной процедурой, которую рекомендуется проходить всем школьникам и абитуриентам. Качественно составленные тесты с большим количеством вопросов позволяют примерно очертить круг профессий, которые подходят соискателю по его темпераменту, талантам, предпочтениям.

Но, откровенно говоря, просто тестов недостаточно. Необходим комплексный подход к проблеме карьерного планирования, ведь сегодня ситуация на рынке труда постоянно меняется, и постоянно нужны актуальные сведения о том, какие профессии пользуются спросом, высоко оплачиваются, какие из них перспективны в будущем, а какие, хоть и выглядят привлекательно, но вряд ли позволят быстро и выгодно трудоустроиться.

Наша комплексная услуга карьерного планирования позволяет выбрать сферу деятельности с учетом востребованности профессии, ее перспективности в будущем, а также учитывая предпочтения соискателя. Также наш специалист поможет с выбором вуза и программы обучения, подскажет, как организовать процесс поступления в выбранный вуз, чтобы все прошло легко и успешно.

Важно!

Наши специалисты располагают информацией о немецком рынке труда и немецких вузах. Но даже если вы планируете в будущем работать в СНГ, образование, полученное в европейском вузе, станет для вас значительным конкурентным преимуществом.

Советуем изучить: Карьерное планирование

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: