Введение
Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития.
В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ — духовность. Человек, его дух и его культура — венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности.
Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о «душе» является квинтэссенцией личностного развития.
Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путь духовного развития личности бесконечен…
Таким образом, актуальность темы сомнений не вызывает.
Цель данного а: всестороннее изучение и характеристика духовного мира личности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы ____ страниц.
Общие понятия, какую роль играют для личности
Для понимания особенностей духовного мира личности важно овладеть содержанием следующих понятий:
- Знания. В философском смысле представляют собой образ реальности, закрепленный в сознании в виде понятий и представлений. Знания отличаются от веры тем, что их можно доказать реальными фактами, проверить на практике и обосновать с помощью логических рассуждений. Знания являются одной из главных опор внутреннего мира человека.
- Вера. Под верой понимают глубокую убежденность в чем-либо без логического или эмпирического обоснования. Она является основой религиозного мировоззрения. В жизни людей, считающих себя атеистами, она тоже играет большую роль. Существует вера в идеи, принципы, людей или в самого себя.
- Чувства. Это субъективное переживание индивидом различных ситуаций и явлений действительности. Понятие имеет схожее значение со словом «эмоции», но чувства носят более долговременный характер и отличаются большей устойчивостью.
- Воля. Под ней подразумевается сознательная способность человека управлять своими поступками, эмоциями, мыслями, а также достигать поставленных целей. Без развития силы воли невозможно самосовершенствование личности.
- Ценности. Под ними понимаются социальные определения объектов окружающего мира в категориях «добра и зла», правильности, полезности.
Духовность сегодня
История показала то, что духовность — это очень противоречивое понятие. Из споров, конфликтов и утопий общество выносит свои выводы. Уровень развития общества — это, прежде всего, количество этих выводов, их сложность и гармоничность сосуществования разных противоречивых идей.
Однако, духовность, как ни странно, способствует выживанию общества как цивилизации и человека, как вида. Среди всех существ на Земле, именно человек является наиболее неприспособленным для существования на этой планете. Однако, он занимает на ней сегодня лидирующее положение именно благодаря сфере духовности и ее идеям. Духовность порождает развитие интеллекта. Благодаря ей же мы постоянно развиваем в себе чувство эстетики. Духовность является источником чувства сострадания и основным ориентиром, который призывает ценить и любить окружающих людей и природу.
Развитое общество всегда понимает важность морали. Сфера духовной жизни широка и ей непременно отводится особое место в жизни
Но все же, одной духовностью сыт не будешь. На ее фоне должна быть мощная интеллектуальная база, которая позволит понимать и создавать новые шедевры, а не опускать планку до банальности и плагиата.
Что составляет основу духовной жизни?
Среди базовых элементов, которые определяют структуру духовных стремлений человека, можно назвать следующие:
- мораль;
- религия;
- образование;
- наука;
- искусство;
- культура.
Все перечисленные элементы взаимосвязаны между собой. Именно эта связь оказывает влияние на гармоничное развитие личности и его взаимодействие с окружающей действительностью.
Цели в духовной сфере
Какие цели помогают развитию духовной сферы?
- Стремление изучить и понять изначальную природу своей души.
- Обретение навыка жить в текущем моменте.
- Улучшение своих внутренних качеств, таких как терпение, благородство и т. д.
- Желание искоренить внутри себя корысть, эгоизм, гордость, вожделение, стремление к славе.
- Обретение независимости от других людей и внешних факторов.
- Стремление к внутренней гармонии и умиротворению.
- Сохранение жизнерадостности и спокойствия.
- Совестливый подход к жизни.
- Желание перейти на новый уровень развития.
Все эти пункты являются на порядок выше перечисленных ранее, поскольку напрямую связаны с нашей душою
Следует уделить им внимание и развивать в течение всей жизни. В этом может помочь изучение Джамы и Ниямы
Роль веры в духовной жизни человека
Мало кто из образованных людей сомневается, что одним из ведущих факторов в истории человечества стала религия. Её влияние на индивидов, их социумы и государства было разным. Кого-то оно возвышало и возводило на вершины культуры, кого-то уничтожало или низводило его духовную жизнь до абсолютного примитива. Это относится к целому ряду человеческих сообществ.
В зависимости от идеологических веяний эпохи Вера может объединять самых разных людей или делать их врагами друг другу, побуждать к подвигам или призывать к непротивлению злу, способствовать творчеству, развитию письменной и монументальной культуры или призывать к сожжению на кострах великих произведений искусства и разрушению памятников.
Посредством религии личность ориентирует свою жизнь на конкретное религиозное мировоззрение, включающее в себя идеалы, взгляды и принципы этой Веры на устройство и функционирование мира, уточняет место в нём каждого индивида, подсказывает ему истинный смысл человеческой жизни. Это даёт обществу:
- Утешение в период горестей и надежду на то, что они не вечны;
- Энергию, пробуждающую миссионерские наклонности, вызванные желанием поделиться с ближними своими успехами в результате общения с Богом и тем самым облегчить их участь;
- Самоконтроль над своими поступками посредством религиозной системы нравственных ценностей, внутренних ориентиров и табу. Этот принцип часто распространяется от отдельной личности к целому государству. В таком случае огромные сообщества людей начинают жить по канонам этой религии, нередко весьма бесчеловечным;
- Коммуникативные склонности, содействующие объединению с другими людьми на принципах христианства, ислама, иудаизма, буддизма или какой-либо другой, менее значимой религии. Возможны также союзы на основе антагонистических течений внутри отдельной религии, например, по подобию противодействия католиков и протестантов внутри христианства. Также людей может объединять не только религиозная вера, а просто определённая общность взглядов;
- Вдохновение, оживляющее духовную жизнь, придающее ей ощутимый смысл и направляющее к цели. При помощи вдохновения жизнь приобретает эмоциональную окраску, наполняется чувствами, окрыляющими путь к достижению цели, делающими его ярче и понятней;
- Чувство стабильности в жизни, которое опирается на исторический опыт, знание религиозных традиций и светских законов данного общества. Религия — самый консервативный из социальных институтов. Стабильность и покой являются основой его устоев. Выход за рамки любых канонов порождает неуверенность в своих силах, хотя именно этот путь всегда способствовал развитию всех человеческих социумов.
Духовная жизнь современного общества
Общества отличаются друг от друга своей культурой и законами, которые делают их разными по образу мышления и жизни. Люди не могут сосуществовать друг с другом, если они не следуют общим правилам, помогающим поддерживать законное общество.
Независимо от нашей морали и убеждений, мораль порождает человеческие законы, применимые ко всем нам. Широко распространено мнение, что современное общество находится в состоянии резкого упадка. Среди названых бед: войны, стремительный рост преступности, разводов (распад семьи как основной ячейки общества), общее снижение нравственности и религиозности людей.
Современное общество требует, чтобы его члены следовали определенным распространенным во всех странах правилам. Поведение, которого следует избегать, включает в себя леность, невнимательность, нежелание сотрудничать, эгоизм, высокомерие и т. д. Кроме того, большинство детей с рождения учат не воровать, не лгать, не убивать, уважать личность другого человека (его жизненные принципы, мировоззрение).
Все эти убеждения и мнения, по сути, определяют нашу мораль. Эти правила, по которым люди живут своей жизнью и в некотором роде священны.
Что такое духовное производство?
Потребности духовного плана (в отличие от потребностей материальных) не закладываются в генетическую программу развития индивидуума и не появляются у него после момента рождения. Они могут сформироваться и получить развитие лишь в ходе длительной социализации его личности.
Уникальной особенностью духовных потребностей является полное отсутствие границ их роста. Единственным сдерживающим началом духовного совершенствования личности является один лишь объём духовных ценностей, к определённому моменту накопленных человеческим обществом, а также желание самого человека способствовать их приумножению.
Чтобы удовлетворить свои духовные потребности, самые одарённые представители человеческого общества занимаются духовным производством. Продуктом такого производства становятся:
- Творческие идеи.
- Всевозможные теории и гипотезы.
- Художественные образы.
- Духовные ценности.
- Общественные связи между целыми группами индивидов.
- Самосовершенствование личности самого человека, вовлечённого в процесс духовного развития.
Основными видами духовного производства являются:
- Институт религии.
- Просвещение и наука.
- Культура и искусство.
Основные элементы духовной жизни общества
В чём состоит духовная жизнь человеческого общества? Она распространяется на все уровни и типы общественного сознания:
- научного;
- политического;
- религиозного;
- нравственного;
- эстетического;
- правового.
В соответствии с этим духовная жизнь человеческого общества условно разделяется на четыре основных составляющих.
Религия.
Суть этого явления можно кратко охарактеризовать как общность церкви, специфических догм, мифов, обрядовых и культовых отправлений.
Мораль.
Под этим понятием подразумевается принятая в человеческом обществе целая система правил поведения, основанная на представлениях человека о добре и зле, социальной справедливости, плохом и хорошем. Все эти правила могут отражать как самостоятельные внутренние убеждения человека, так и действия, предпринятые под давлением общественного мнения.
Искусство.
Эта особенная форма общественного разума представляет собой систему художественных образов, появившихся как итог творческого переосмысления предметов и явлений окружающей действительности.
Наука.
Философия трактует её как теоретически систематизированные знания, полученные в ходе научных изысканий и облечённые в абстрактно-логическую форму теорий, законов, терминов и гипотез.
Что нам сказал поэт…
Есть замечательная цитата персидского поэта ХV века Атааллах Аррани о связи индивидуального сознания и духовной сферы в целом:
Автор говорит о том, что любому человеку важно оставить свой след в духовной жизни мира, ведь только благодаря этому можно навечно остаться в сердцах людей. Помните, что выделяется общественное и индивидуальное сознания, которые взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга, они не могут существовать обособленно: один вид будет всегда влиять на другой
Старайтесь всегда помнить об этом и кто знает, может быть и вы сможете оставить след в общественном сознании всего человечества в целом!
Знания — одна из опор внутреннего мира
Сознание индивида, а с ним и духовный мир личности в своём формировании отталкиваются от приобретённых знаний об окружающей действительности, которые преломляются через призму уже имеющейся информации и опыта и закрепляются в человеческой памяти. Память фиксирует, хранит и, при необходимости, воспроизводит результаты познавательной деятельности. Эта функция человеческой психики избирательна: надолго запоминается не вся информация, полученная в определённый момент, а только та её часть, которая вызвала достаточно сильную эмоциональную реакцию и имеющая особое значение в жизни индивида. Всё прочее предаётся забвению и уже не относится к знанию.
Познание в духовной жизни работает как метод реализации сознания через жизненный опыт, полученный в результате взаимодействия личности с окружающей действительностью. Человечество выработало два основных пути приобретения знаний:
- Эмпирический. Основан на чувственном опыте, оставляющем в памяти конкретные знания об окружающем;
- Теория. Это те знания, которые включают в себя исторический опыт всего человечества, заключённый в художественной и научной литературе, произведениях культуры и искусства, архитектурных творениях, оставшихся от прошлого.
Мировосприятие жизни, получаемое эмпирическим путём, начинается у ребёнка с момента его рождения. Органы чувств получаются своего рода окнами в мир, через которые духовная жизнь малыша наполняется первыми впечатлениями, составляющими его мироощущение. Информация по мере течения времени накапливается в памяти, систематизируется там и впоследствии станет духовным ориентиром в практической деятельности.
Главным инструментом теоретического пути усвоения знаний становится язык. Именно с его помощью человек накапливает и обобщает чужой опыт, выходящий за пределы индивидуального сознания. Кроме того, язык облегчает общение с другими людьми, а также целенаправленное воздействие на них. Посредством языкового общения личность усваивает целый ряд норм и принципов, определяющих его поступки в социальной среде.
Эмпирические и теоретические познания, сведённые в логическое единство, образуют основу миропонимания индивида, или его интеллект. Уровень интеллекта определяется не только объёмом знаний. На первом месте у по-настоящему духовной личности стоит умение их использовать на практике.
Как она выражается у человека
Вопрос духовности неотделим от психологического аспекта. Еще со школьных времен все помнят, что «психо» означает не что иное, как душа, существующая отдельно от телесной оболочки человека.
На рубеже 20-21 веков отечественные психологи стали уделять повышенное внимание теме духовности. К ней относились, как к результату работы внутренних механизмов психики человека
Таким образом, под термином «духовность» понимают систему психологических процессов, которые происходят внутри человеческого сознания с учетом его личностных качеств.
Духовное развитие человека
Можно выделить определенные качества, характерные для развивающейся личности:
- творческое начало в любом его проявлении;
- стремление помогать людям и делиться своим опытом с окружающими;
- высокий уровень нравственности;
- ощущение любви к самому себе и другим людям;
- доброе, участливое отношение ко всем живым существам.
Существует два вида духовности: социальная и религиозная.
В таком педагогическом предмете, как обществознание, под духовностью понимают волю и разум человека, которые ориентированы на нравственных общественных ценностях, со стремлением к высоким идеалам и помыслам.
Важно! Нельзя сказать, что духовность — это вера в Божественное начало или определенная степень религиозности. Под этим словом понимают такое состояние души человека, когда он стремится к непрерывному развитию и самосовершенствованию
Духовная жизнь человека: основные составляющие
Так в чем же состоит духовная жизнь каждой человеческой личности? Внутренний мир человека, часто именуемый его микрокосмом, относится к числу целостных и в то же самое время противоречивых явлений.
Главными составными частями этого микрокосма являются:
Духовная жизнь человека неотъемлема от его мировоззрения, представляющего собой целостную систему взглядов на окружающее пространство и взаимоотношения с ним.
Подразделяемое на разные типы, мировоззрение бывает:
- Житейским (или обыденным). Его формирование базируется на личном опыте и происходит в результате влияния жизненных обстоятельств.
- Религиозным. В его основу кладется система религиозных взглядов, убеждений и представлений верующего человека.
- Научным. Базируясь на достижениях передовой научной мысли, оно является отражением научных представлений о мире и обогащено результатами последних достижений науки.
- Гуманистическим. Этот тип мировоззрения скорее цель, нежели реальность. В нем объединены представления о социальном равенстве и справедливости, нравственных идеалах, экологической безопасности с наиболее ценными чертами научного мировоззрения.
Духовная жизнь отдельно взятого человека неразрывно связана с духовной сферой жизни всего человеческого общества.
Каждая новая человеческая личность, вступая в общество с уже сформировавшимся духовным фондом, непременно должна пройти путь освоения всех духовных ценностей, сосредоточенных в нём.
Из чего состоит внутренний мир индивида
Духовный мир любой личности содержит в себе:
- систему ценностей, определяющих мировоззрение и придающих ему практический смысл;
- цели, которые осознанно ставятся для реализации своего ценностного багажа;
- духовные потребности, заключающиеся в возможности познать окружающий мир, выразить себя посредством искусства, науки, культуры и иных форм человеческой деятельности;
- способность к познанию и реализации себя в социальной среде тем или иным образом;
- убеждение в значимости своих действий для окружающих, основанное на уже сформированных взглядах на мир;
- эмоциональную и чувственную поддержку своих взглядов и действий со стороны авторитетной части общества.
Все это основано только на знаниях общества об окружающем мире и вере в его конечную справедливость. И то, и другое опирается на ценностный аппарат индивида и на его мировоззрение, которое может быть:
- повседневное — опирается на жизненный опыт и формируется исходя из складывающихся обстоятельств;
- религиозное — с основой на религиозные представления личности;
- научное — авторитетом для которого являются только научные знания;
- гуманистическое — исходящее из представлений о научности взглядов, их справедливости в социальном смысле, нравственности, а также из экологических соображений.
Система человеческих ценностей, из которой проистекает любое мировоззрение, ориентируется на устремления личности и смысл его жизни. Что же касается идеалов отдельного индивида, они выступают в качестве эталона поведения в обществе и мотивируют само поведение.
Духовные ценности отдельного индивида не вечны. Они зависят от условий жизни и могут варьироваться по ходу их изменения. Другое дело — общечеловеческие ценности, которые веками вырабатывала современная цивилизация. Основу их составляет духовная практика всех поколений человечества, включающая в себя универсальные потребности каждой личности вне зависимости от того, к какой она принадлежит расе, национальности, классу, религии или возрасту.
Приоритет общечеловеческих ценностей над индивидуальными несомненен. Внутренний мир любой личности должен формироваться именно в этих рамках. Индивид включается в общественную жизнь и понемногу осваивает его константы, выработанные временем и составляющие его нравственный фонд.
Общественное и индивидуальное сознание
Все мы хотя бы раз думали о том, что “я точно не такой как все”. Каждый из нас убежден, что у него есть свое собственное индивидуальное сознание, на которое абсолютно ничто не может повлиять. Частично это является верным, частично – ошибочным.
У каждого человека действительно есть индивидуальное сознание.
Индивидуальное сознание – это отражение всех явлений и процессов, которые происходят в обществе, конкретным человеком.
На это отражение влияют:— воспитание,— образ жизни,— сфера деятельности.
В нем также отражается принадлежность к определенным социальным группам: стратам, этносам, государству и т.д.
Но очень интересно и то, что над этим индивидуальным сознанием стоит кое-что еще, что точно способно повлиять на человека. И имя этому: общественное сознание!
Общественное сознание – это совокупность разнообразных духовных ценностей, существующих в обществе и отражающих бытие людей, условия их жизни.
К примеру это:
- идеи,
- теории,
- взгляды,
- воззрения,
- чувства и др.
Общественное сознание постоянно развивается. Какие же черты есть у этого развития?
- Влияние различных форм общественного сознания друг на друга. У общественного сознания есть следующие формы:— моральное сознание;— политическое сознание;— эстетическое сознание;— религиозное сознание;— экономическое сознание;— правовое сознание.
Пример: Зачастую правовые нормы часто совпадают с моральными нормами, многие из них даже произошли от морали. Например, убийство наказывается уголовным законом, мораль также считает это злом.
- Осуществление взаимного влияния условий общества (его реалий) и общественного сознания.Пример: Все процессы, которые происходят в обществе сильно влияют на общественное сознание. Например, в Венгрии в национальном кредо основного закона государства сказано, что они являются народом, которые защищал всю Европу от немецких оккупантов. Таким образом, Вторая мировая война сильно повлияла на правосознание народа.
- Постепенное преемственное развитие форм общественного сознания.Пример: Предыдущее поколение всегда наследует традиции и ценности, которые и составляют общественное сознание. Задумайтесь, мы ведь действительно по своему поведению в чем-то похожи на наших родителей, хоть и меняем свое поведение из-за новых условий общества (смотри пункт 2).
- Отсутствие жесткой связи между изменением социальной жизни и развитием общественного сознания. Развитие общественного сознания может отставать от социальных реалий или опережать их.Пример: Общественное сознание пожилого поколения еще не успевает за новыми нормами, существующими в обществе молодежи. Мы можем сказать, что разные уровни развития общественного сознания могут сосуществовать друг с другом. Именно поэтому наши бабушки и дедушки так часто нас не понимают!
Общественное сознание тесно связано с индивидуальным сознанием. Они влияют друг на друга и разделить их нельзя. Давайте здесь дадим пример из жизни? Несмотря на это, они различаются, поэтому мы не можем сказать, что общественное сознание равно индивидуальному. Давайте представим, что они – братья-близнецы. Они связаны, их поступки влияют друг на друга, но каждый из них все равно остается индивидуальностью со своими ценностями.
Следует сделать вывод о том, что общественное сознание влияет на развитие индивидуального сознания, но одно не заменяет другое.
Ученые зачастую выделяют также и формы общественного сознания. Эти формы во главу угла ставят определенный вид ценности, через которые человек смотрит на наш мир. Рассмотрим основные из них.
- Правовое сознание – во главе угла стоит право.
- Экономическое сознание – экономика рассматривается как базис общества;
- Религиозное сознание – во главе угла стоит вера в сверхъестественное.
- Моральное сознание – мораль способна оказывать серьезное влияние на поступки людей.
- Политическое сознание – политика рассматривается как основа всего общества.
- Эстетическое сознание – прекрасное и безобразное является критерием для оценки всего, что есть в мире.
Взаимоотношения материального и духовного производства, их сходства и различия.
Культура(производство) — фундамент человеческой жизни. Она возникла и развивается вместе с человеком, воплощая в нем то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к ее изучению и осмыслению проявился относительно недавно. Многие философы эпохи Просвещения понимали культуру как степень человеческого в человеке, имея в виду его внутреннее, духовное богатство.
В самом широком смысле под культурой нередко понимается все созданное человеком, все достижения человечества. Культура предстает как «вторая природа», которая сотворена самим человеком и образует собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души».
Материальная культура охватывает сферу материального производства и его продукты: технику, технологию, инфраструктуру, жилища, предметы быта, одежду и т. д. Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты: религию, философию, мораль, искусство, науку и т. д. Внутри ее часто особо выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры.
Между материальной и духовной культурами имеется глубинное единство. Обе они являются результатом человеческой деятельности, у истоков которой в конечном счете находится духовное начало — идеи, проекты и замыслы человека, воплощаемые им в материальную форму. Материальная форма требуется не только для технического сооружения, но и для художественного произведения — скульптурного, живописного, литературного и т. д. Примерами органического единства материальной и духовной культуры могут служить архитектурные творения, они одновременно являются и произведениями искусства, и служат практическим целям (здание театра, храм, гостиница, жилой дом).
Вместе с тем между продуктами материального и духовного производства имеются существенные различия. В художественном произведении равно значимы и материальная оболочка, и духовное содержание, тогда как в некоторых технических творениях бывает весьма трудно обнаружить признаки духовности. В конкретных социально-исторических условиях указанные различия могут вступить не только в противоречие, но и в конфликт. Таким образом, сущность культуры заключается в том, что она составляет фундаментальное, определяющее измерение человеческой жизни, воплощает собственно человеческий способ существования.
Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование человека и общества. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, функция творчества человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением и развитием культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.
Все функции культуры могут быть сведены к двум: накоплению и передаче социального опыта — во-первых, критически-творческой деятельности — во-вторых. Обе функции неразрывно связаны друг с другом; накопление включает в себя отбор наиболее ценного и полезного из всего, что имеется, а это предполагает критический подход, творческое отношение; в свою очередь, творческая функция означает прежде всего совершенствование всех элементов и механизмов культуры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового.
Культура составляет неотъемлемое свойство человека. Однако представления о том, кого следует считать действительно культурным, могут быть разными. Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей — как в прошлом, так и в настоящем. В Средневековье культурным человеком считался тот, кто мог читать Библию. Гегель полагал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие.
Духовные потребности человека как результат духовной работы общества
Даже на заре своего духовного развития общество требовало помимо «хлеба» еще и «зрелищ». Это сильно отличает человечество от остального мира животных, которым достаточно игры и охоты. Именно духовная потребность породила музыку, танцы, артистическое искусство. Существование социальных сетей, казино, клубов и миллионов сайтов для онлайн просмотров фильмов — это все является результатом духовных потребностей человека.
Любая потребность подразумевает необходимость овладения чем-либо. Чем же отличается духовная потребность от биологической, материальной и социальной? Прежде всего тем, что она говорит о необходимости приобрести что-то, что лежит за рамками этих понятий, что является только лишь результатом воображения. Невидимый для физических глаз мир эмоций, новых пространств и фантастических событий. Когда в текущей повседневности уже было создано все, что казалось, было можно, то человек в своей фантазии пытается придумать больше, чем уже было достигнуто им или до него.
Духовная жизнь общества является показателем уровня его цивилизации. Чем она более развита, тем сложнее формулировка духовно-культурных ценностей, тем выше в них потребность. Одним из ее проявлений является общение.