Духовная сфера

Введение

Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития.

В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ — духовность. Человек, его дух и его культура — венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о «душе» является квинтэссенцией личностного развития.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путь духовного развития личности бесконечен…

Таким образом, актуальность темы сомнений не вызывает.

Цель данного а: всестороннее изучение и характеристика духовного мира личности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы ____ страниц.

Общие понятия, какую роль играют для личности

Для понимания особенностей духовного мира личности важно овладеть содержанием следующих понятий:

  1. Знания. В философском смысле представляют собой образ реальности, закрепленный в сознании в виде понятий и представлений. Знания отличаются от веры тем, что их можно доказать реальными фактами, проверить на практике и обосновать с помощью логических рассуждений. Знания являются одной из главных опор внутреннего мира человека.
  2. Вера. Под верой понимают глубокую убежденность в чем-либо без логического или эмпирического обоснования. Она является основой религиозного мировоззрения. В жизни людей, считающих себя атеистами, она тоже играет большую роль. Существует вера в идеи, принципы, людей или в самого себя.
  3. Чувства. Это субъективное переживание индивидом различных ситуаций и явлений действительности. Понятие имеет схожее значение со словом «эмоции», но чувства носят более долговременный характер и отличаются большей устойчивостью.
  4. Воля. Под ней подразумевается сознательная способность человека управлять своими поступками, эмоциями, мыслями, а также достигать поставленных целей. Без развития силы воли невозможно самосовершенствование личности.
  5. Ценности. Под ними понимаются социальные определения объектов окружающего мира в категориях «добра и зла», правильности, полезности.

Духовность сегодня

История показала то, что духовность — это очень противоречивое понятие. Из споров, конфликтов и утопий общество выносит свои выводы. Уровень развития общества — это, прежде всего, количество этих выводов, их сложность и гармоничность сосуществования разных противоречивых идей.

Однако, духовность, как ни странно, способствует выживанию общества как цивилизации и человека, как вида. Среди всех существ на Земле, именно человек является наиболее неприспособленным для существования на этой планете. Однако, он занимает на ней сегодня лидирующее положение именно благодаря сфере духовности и ее идеям. Духовность порождает развитие интеллекта. Благодаря ей же мы постоянно развиваем в себе чувство эстетики. Духовность является источником чувства сострадания и основным ориентиром, который призывает ценить и любить окружающих людей и природу.

Развитое общество всегда понимает важность морали. Сфера духовной жизни широка и ей непременно отводится особое место в жизни

Но все же, одной духовностью сыт не будешь. На ее фоне должна быть мощная интеллектуальная база, которая позволит понимать и создавать новые шедевры, а не опускать планку до банальности и плагиата.

​Что составляет основу духовной жизни?

Среди базовых элементов, которые определяют структуру духовных стремлений человека, можно назвать следующие:

  • мораль;
  • религия;
  • образование;
  • наука;
  • искусство;
  • культура.

Все перечисленные элементы взаимосвязаны между собой. Именно эта связь оказывает влияние на гармоничное развитие личности и его взаимодействие с окружающей действительностью.

​Цели в духовной сфере

Какие цели помогают развитию духовной сферы?

  1. Стремление изучить и понять изначальную природу своей души.
  2. Обретение навыка жить в текущем моменте.
  3. Улучшение своих внутренних качеств, таких как терпение, благородство и т. д.
  4. Желание искоренить внутри себя корысть, эгоизм, гордость, вожделение, стремление к славе.
  5. Обретение независимости от других людей и внешних факторов.
  6. Стремление к внутренней гармонии и умиротворению.
  7. Сохранение жизнерадостности и спокойствия.
  8. Совестливый подход к жизни.
  9. Желание перейти на новый уровень развития.

Все эти пункты являются на порядок выше перечисленных ранее, поскольку напрямую связаны с нашей душою

Следует уделить им внимание и развивать в течение всей жизни. В этом может помочь изучение Джамы и Ниямы

Роль веры в духовной жизни человека

Мало кто из образованных людей сомневается, что одним из ведущих факторов в истории человечества стала религия. Её влияние на индивидов, их социумы и государства было разным. Кого-то оно возвышало и возводило на вершины культуры, кого-то уничтожало или низводило его духовную жизнь до абсолютного примитива. Это относится к целому ряду человеческих сообществ.

В зависимости от идеологических веяний эпохи Вера может объединять самых разных людей или делать их врагами друг другу, побуждать к подвигам или призывать к непротивлению злу, способствовать творчеству, развитию письменной и монументальной культуры или призывать к сожжению на кострах великих произведений искусства и разрушению памятников.

Посредством религии личность ориентирует свою жизнь на конкретное религиозное мировоззрение, включающее в себя идеалы, взгляды и принципы этой Веры на устройство и функционирование мира, уточняет место в нём каждого индивида, подсказывает ему истинный смысл человеческой жизни. Это даёт обществу:

  1. Утешение в период горестей и надежду на то, что они не вечны;
  2. Энергию, пробуждающую миссионерские наклонности, вызванные желанием поделиться с ближними своими успехами в результате общения с Богом и тем самым облегчить их участь;
  3. Самоконтроль над своими поступками посредством религиозной системы нравственных ценностей, внутренних ориентиров и табу. Этот принцип часто распространяется от отдельной личности к целому государству. В таком случае огромные сообщества людей начинают жить по канонам этой религии, нередко весьма бесчеловечным;
  4. Коммуникативные склонности, содействующие объединению с другими людьми на принципах христианства, ислама, иудаизма, буддизма или какой-либо другой, менее значимой религии. Возможны также союзы на основе антагонистических течений внутри отдельной религии, например, по подобию противодействия католиков и протестантов внутри христианства. Также людей может объединять не только религиозная вера, а просто определённая общность взглядов;
  5. Вдохновение, оживляющее духовную жизнь, придающее ей ощутимый смысл и направляющее к цели. При помощи вдохновения жизнь приобретает эмоциональную окраску, наполняется чувствами, окрыляющими путь к достижению цели, делающими его ярче и понятней;
  6. Чувство стабильности в жизни, которое опирается на исторический опыт, знание религиозных традиций и светских законов данного общества. Религия — самый консервативный из социальных институтов. Стабильность и покой являются основой его устоев. Выход за рамки любых канонов порождает неуверенность в своих силах, хотя именно этот путь всегда способствовал развитию всех человеческих социумов.

Духовная жизнь современного общества

Общества отличаются друг от друга своей культурой и законами, которые делают их разными по образу мышления и жизни. Люди не могут сосуществовать друг с другом, если они не следуют общим правилам, помогающим поддерживать законное общество.

Независимо от нашей морали и убеждений, мораль порождает человеческие законы, применимые ко всем нам. Широко распространено мнение, что современное общество находится в состоянии резкого упадка. Среди названых бед: войны, стремительный рост преступности, разводов (распад семьи как основной ячейки общества), общее снижение нравственности и религиозности людей.

Современное общество требует, чтобы его члены следовали определенным распространенным во всех странах правилам. Поведение, которого следует избегать, включает в себя леность, невнимательность, нежелание сотрудничать, эгоизм, высокомерие и т. д. Кроме того, большинство детей с рождения учат не воровать, не лгать, не убивать, уважать личность другого человека (его жизненные принципы, мировоззрение).

Все эти убеждения и мнения, по сути, определяют нашу мораль. Эти правила, по которым люди живут своей жизнью и в некотором роде священны.

Что такое духовное производство?

Потребности духовного плана (в отличие от потребностей материальных) не закладываются в генетическую программу развития индивидуума и не появляются у него после момента рождения. Они могут сформироваться и получить развитие лишь в ходе длительной социализации его личности.

Уникальной особенностью духовных потребностей является полное отсутствие границ их роста. Единственным сдерживающим началом духовного совершенствования личности является один лишь объём духовных ценностей, к определённому моменту накопленных человеческим обществом, а также желание самого человека способствовать их приумножению.

Чтобы удовлетворить свои духовные потребности, самые одарённые представители человеческого общества занимаются духовным производством. Продуктом такого производства становятся:

  • Творческие идеи.
  • Всевозможные теории и гипотезы.
  • Художественные образы.
  • Духовные ценности.
  • Общественные связи между целыми группами индивидов.
  • Самосовершенствование личности самого человека, вовлечённого в процесс духовного развития.

Основными видами духовного производства являются:

  1. Институт религии.
  2. Просвещение и наука.
  3. Культура и искусство.

Основные элементы духовной жизни общества

В чём состоит духовная жизнь человеческого общества? Она распространяется на все уровни и типы общественного сознания:

  • научного;
  • политического;
  • религиозного;
  • нравственного;
  • эстетического;
  • правового.

В соответствии с этим духовная жизнь человеческого общества условно разделяется на четыре основных составляющих.

Религия.

Суть этого явления можно кратко охарактеризовать как общность церкви, специфических догм, мифов, обрядовых и культовых отправлений.

Мораль.

Под этим понятием подразумевается принятая в человеческом обществе целая система правил поведения, основанная на представлениях человека о добре и зле, социальной справедливости, плохом и хорошем. Все эти правила могут отражать как самостоятельные внутренние убеждения человека, так и действия, предпринятые под давлением общественного мнения.

Искусство.

Эта особенная форма общественного разума представляет собой систему художественных образов, появившихся как итог творческого переосмысления предметов и явлений окружающей действительности.

Наука.

Философия трактует её как теоретически систематизированные знания, полученные в ходе научных изысканий и облечённые в абстрактно-логическую форму теорий, законов, терминов и гипотез.

Что нам сказал поэт…

Есть замечательная цитата персидского поэта ХV века Атааллах Аррани о связи индивидуального сознания и духовной сферы в целом:

Автор говорит о том, что любому человеку важно оставить свой след в духовной жизни мира, ведь только благодаря этому можно навечно остаться в сердцах людей. Помните, что выделяется общественное и индивидуальное сознания, которые взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга, они не могут существовать обособленно: один вид будет всегда влиять на другой

Старайтесь всегда помнить об этом и кто знает, может быть и вы сможете оставить след в общественном сознании всего человечества в целом!

Знания — одна из опор внутреннего мира

Сознание индивида, а с ним и духовный мир личности в своём формировании отталкиваются от приобретённых знаний об окружающей действительности, которые преломляются через призму уже имеющейся информации и опыта и закрепляются в человеческой памяти. Память фиксирует, хранит и, при необходимости, воспроизводит результаты познавательной деятельности. Эта функция человеческой психики избирательна: надолго запоминается не вся информация, полученная в определённый момент, а только та её часть, которая вызвала достаточно сильную эмоциональную реакцию и имеющая особое значение в жизни индивида. Всё прочее предаётся забвению и уже не относится к знанию.

Познание в духовной жизни работает как метод реализации сознания через жизненный опыт, полученный в результате взаимодействия личности с окружающей действительностью. Человечество выработало два основных пути приобретения знаний:

  1. Эмпирический. Основан на чувственном опыте, оставляющем в памяти конкретные знания об окружающем;
  2. Теория. Это те знания, которые включают в себя исторический опыт всего человечества, заключённый в художественной и научной литературе, произведениях культуры и искусства, архитектурных творениях, оставшихся от прошлого.

Мировосприятие жизни, получаемое эмпирическим путём, начинается у ребёнка с момента его рождения. Органы чувств получаются своего рода окнами в мир, через которые духовная жизнь малыша наполняется первыми впечатлениями, составляющими его мироощущение. Информация по мере течения времени накапливается в памяти, систематизируется там и впоследствии станет духовным ориентиром в практической деятельности.

Главным инструментом теоретического пути усвоения знаний становится язык. Именно с его помощью человек накапливает и обобщает чужой опыт, выходящий за пределы индивидуального сознания. Кроме того, язык облегчает общение с другими людьми, а также целенаправленное воздействие на них. Посредством языкового общения личность усваивает целый ряд норм и принципов, определяющих его поступки в социальной среде.

Эмпирические и теоретические познания, сведённые в логическое единство, образуют основу миропонимания индивида, или его интеллект. Уровень интеллекта определяется не только объёмом знаний. На первом месте у по-настоящему духовной личности стоит умение их использовать на практике.

​Как она выражается у человека

Вопрос духовности неотделим от психологического аспекта. Еще со школьных времен все помнят, что «психо» означает не что иное, как душа, существующая отдельно от телесной оболочки человека.

На рубеже 20-21 веков отечественные психологи стали уделять повышенное внимание теме духовности. К ней относились, как к результату работы внутренних механизмов психики человека

Таким образом, под термином «духовность» понимают систему психологических процессов, которые происходят внутри человеческого сознания с учетом его личностных качеств.

Духовное развитие человека

Можно выделить определенные качества, характерные для развивающейся личности:

  • творческое начало в любом его проявлении;
  • стремление помогать людям и делиться своим опытом с окружающими;
  • высокий уровень нравственности;
  • ощущение любви к самому себе и другим людям;
  • доброе, участливое отношение ко всем живым существам.

Существует два вида духовности: социальная и религиозная.

В таком педагогическом предмете, как обществознание, под духовностью понимают волю и разум человека, которые ориентированы на нравственных общественных ценностях, со стремлением к высоким идеалам и помыслам.

Важно! Нельзя сказать, что духовность — это вера в Божественное начало или определенная степень религиозности. Под этим словом понимают такое состояние души человека, когда он стремится к непрерывному развитию и самосовершенствованию

Духовная жизнь человека: основные составляющие

Так в чем же состоит духовная жизнь каждой человеческой личности? Внутренний мир человека, часто именуемый его микрокосмом, относится к числу целостных и в то же самое время противоречивых явлений.

Главными составными частями этого микрокосма являются:

Духовная жизнь человека неотъемлема от его мировоззрения, представляющего собой целостную систему взглядов на окружающее пространство и взаимоотношения с ним.

Подразделяемое на разные типы, мировоззрение бывает:

  1. Житейским (или обыденным). Его формирование базируется на личном опыте и происходит в результате влияния жизненных обстоятельств.
  2. Религиозным. В его основу кладется система религиозных взглядов, убеждений и представлений верующего человека.
  3. Научным. Базируясь на достижениях передовой научной мысли, оно является отражением научных представлений о мире и обогащено результатами последних достижений науки.
  4. Гуманистическим. Этот тип мировоззрения скорее цель, нежели реальность. В нем объединены представления о социальном равенстве и справедливости, нравственных идеалах, экологической безопасности с наиболее ценными чертами научного мировоззрения.

Духовная жизнь отдельно взятого человека неразрывно связана с духовной сферой жизни всего человеческого общества.

Каждая новая человеческая личность, вступая в общество с уже сформировавшимся духовным фондом, непременно должна пройти путь освоения всех духовных ценностей, сосредоточенных в нём.

Из чего состоит внутренний мир индивида

Духовный мир любой личности содержит в себе:

  • систему ценностей, определяющих мировоззрение и придающих ему практический смысл;
  • цели, которые осознанно ставятся для реализации своего ценностного багажа;
  • духовные потребности, заключающиеся в возможности познать окружающий мир, выразить себя посредством искусства, науки, культуры и иных форм человеческой деятельности;
  • способность к познанию и реализации себя в социальной среде тем или иным образом;
  • убеждение в значимости своих действий для окружающих, основанное на уже сформированных взглядах на мир;
  • эмоциональную и чувственную поддержку своих взглядов и действий со стороны авторитетной части общества.

Все это основано только на знаниях общества об окружающем мире и вере в его конечную справедливость. И то, и другое опирается на ценностный аппарат индивида и на его мировоззрение, которое может быть:

  1. повседневное — опирается на жизненный опыт и формируется исходя из складывающихся обстоятельств;
  2. религиозное — с основой на религиозные представления личности;
  3. научное — авторитетом для которого являются только научные знания;
  4. гуманистическое — исходящее из представлений о научности взглядов, их справедливости в социальном смысле, нравственности, а также из экологических соображений.

Система человеческих ценностей, из которой проистекает любое мировоззрение, ориентируется на устремления личности и смысл его жизни. Что же касается идеалов отдельного индивида, они выступают в качестве эталона поведения в обществе и мотивируют само поведение.

Духовные ценности отдельного индивида не вечны. Они зависят от условий жизни и могут варьироваться по ходу их изменения. Другое дело — общечеловеческие ценности, которые веками вырабатывала современная цивилизация. Основу их составляет духовная практика всех поколений человечества, включающая в себя универсальные потребности каждой личности вне зависимости от того, к какой она принадлежит расе, национальности, классу, религии или возрасту.

Приоритет общечеловеческих ценностей над индивидуальными несомненен. Внутренний мир любой личности должен формироваться именно в этих рамках. Индивид включается в общественную жизнь и понемногу осваивает его константы, выработанные временем и составляющие его нравственный фонд.

Общественное и индивидуальное сознание

Все мы хотя бы раз думали о том, что “я точно не такой как все”. Каждый из нас убежден, что у него есть свое собственное индивидуальное сознание, на которое абсолютно ничто не может повлиять. Частично это является верным, частично – ошибочным. 

У каждого человека действительно есть индивидуальное сознание. 

Индивидуальное сознание – это отражение всех явлений и процессов, которые происходят в обществе, конкретным человеком. 

На это отражение влияют:— воспитание,— образ жизни,— сфера деятельности. 

В нем также отражается принадлежность к определенным социальным группам: стратам, этносам, государству и т.д.

Но очень интересно и то, что над этим индивидуальным сознанием стоит кое-что еще, что точно способно повлиять на человека. И имя этому: общественное сознание!

Общественное сознание – это совокупность разнообразных духовных ценностей, существующих в обществе и отражающих бытие людей, условия их жизни.

К примеру это:

  • идеи,
  • теории,
  • взгляды,
  • воззрения,
  • чувства и др.

Общественное сознание постоянно развивается. Какие же черты есть у этого развития?

  1. Влияние различных форм общественного сознания друг на друга. У общественного сознания есть следующие формы:— моральное сознание;— политическое сознание;— эстетическое сознание;— религиозное сознание;— экономическое сознание;— правовое сознание.

Пример: Зачастую правовые нормы часто совпадают с моральными нормами, многие из них даже произошли от морали. Например, убийство наказывается уголовным законом, мораль также считает это злом. 

  1. Осуществление взаимного влияния условий общества (его реалий) и общественного сознания.Пример: Все процессы, которые происходят в обществе сильно влияют на общественное сознание. Например, в Венгрии в национальном кредо основного закона государства сказано, что они являются народом, которые защищал всю Европу от немецких оккупантов. Таким образом, Вторая мировая война сильно повлияла на правосознание народа. 
  2. Постепенное преемственное развитие форм общественного сознания.Пример: Предыдущее поколение всегда наследует традиции и ценности, которые и составляют общественное сознание. Задумайтесь, мы ведь действительно по своему поведению в чем-то похожи на наших родителей, хоть и меняем свое поведение из-за новых условий общества (смотри пункт 2).
  1. Отсутствие жесткой связи между изменением социальной жизни и развитием общественного сознания. Развитие общественного сознания может отставать от социальных реалий или опережать их.Пример: Общественное сознание пожилого поколения еще не успевает за новыми нормами, существующими в обществе молодежи. Мы можем сказать, что разные уровни развития общественного сознания могут сосуществовать друг с другом. Именно поэтому наши бабушки и дедушки так часто нас не понимают!

Общественное сознание тесно связано с индивидуальным сознанием. Они влияют друг на друга и разделить их нельзя. Давайте здесь дадим пример из жизни? Несмотря на это, они различаются, поэтому мы не можем сказать, что общественное сознание равно индивидуальному. Давайте представим, что они – братья-близнецы. Они связаны, их поступки влияют друг на друга, но каждый из них все равно остается индивидуальностью со своими ценностями. 

Следует сделать вывод о том, что общественное сознание влияет на развитие индивидуального сознания, но одно не заменяет другое. 

Ученые зачастую выделяют также и формы общественного сознания. Эти формы во главу угла ставят определенный вид ценности, через которые человек смотрит на наш мир. Рассмотрим основные из них. 

  1. Правовое сознание – во главе угла стоит право.
  2. Экономическое сознание – экономика рассматривается как базис общества;
  3. Религиозное сознание – во главе угла стоит вера в сверхъестественное.
  4. Моральное сознание – мораль способна оказывать серьезное влияние на поступки людей.
  5. Политическое сознание – политика рассматривается как основа всего общества.
  6. Эстетическое сознание – прекрасное и безобразное является критерием для оценки всего, что есть в мире.

Взаимоотношения материального и духовного производства, их сходства и различия.

Культура(производство) — фундамент человеческой жизни. Она возникла и развивается вместе с человеком, воплощая в нем то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к ее изучению и осмыслению проявился относительно недавно. Многие философы эпохи Просвещения понимали культуру как степень человеческого в человеке, имея в виду его внутреннее, духовное богатство.

В самом широком смысле под культурой нередко понимается все созданное человеком, все достижения человечества. Культура предстает как «вторая природа», которая сотворена самим человеком и образует собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души».

Материальная культура охватывает сферу материального производства и его продукты: технику, технологию, инфраструктуру, жилища, предметы быта, одежду и т. д. Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты: религию, философию, мораль, искусство, науку и т. д. Внутри ее часто особо выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры.

Между материальной и духовной культурами имеется глубинное единство. Обе они являются результатом человеческой деятельности, у истоков которой в конечном счете находится духовное начало — идеи, проекты и замыслы человека, воплощаемые им в материальную форму. Материальная форма требуется не только для технического сооружения, но и для художественного произведения — скульптурного, живописного, литературного и т. д. Примерами органического единства материальной и духовной культуры могут служить архитектурные творения, они одновременно являются и произведениями искусства, и служат практическим целям (здание театра, храм, гостиница, жилой дом).

Вместе с тем между продуктами материального и духовного производства имеются существенные различия. В художественном произведении равно значимы и материальная оболочка, и духовное содержание, тогда как в некоторых технических творениях бывает весьма трудно обнаружить признаки духовности. В конкретных социально-исторических условиях указанные различия могут вступить не только в противоречие, но и в конфликт. Таким образом, сущность культуры заключается в том, что она составляет фундаментальное, определяющее измерение человеческой жизни, воплощает собственно человеческий способ существования.

Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование человека и общества. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, функция творчества человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением и развитием культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.

Все функции культуры могут быть сведены к двум: накоплению и передаче социального опыта — во-первых, критически-творческой деятельности — во-вторых. Обе функции неразрывно связаны друг с другом; накопление включает в себя отбор наиболее ценного и полезного из всего, что имеется, а это предполагает критический подход, творческое отношение; в свою очередь, творческая функция означает прежде всего совершенствование всех элементов и механизмов культуры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового.

Культура составляет неотъемлемое свойство человека. Однако представления о том, кого следует считать действительно культурным, могут быть разными. Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей — как в прошлом, так и в настоящем. В Средневековье культурным человеком считался тот, кто мог читать Библию. Гегель полагал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие.

Духовные потребности человека как результат духовной работы общества

Даже на заре своего духовного развития общество требовало помимо «хлеба» еще и «зрелищ». Это сильно отличает человечество от остального мира животных, которым достаточно игры и охоты. Именно духовная потребность породила музыку, танцы, артистическое искусство. Существование социальных сетей, казино, клубов и миллионов сайтов для онлайн просмотров фильмов — это все является результатом духовных потребностей человека.

Любая потребность подразумевает необходимость овладения чем-либо. Чем же отличается духовная потребность от биологической, материальной и социальной? Прежде всего тем, что она говорит о необходимости приобрести что-то, что лежит за рамками этих понятий, что является только лишь результатом воображения. Невидимый для физических глаз мир эмоций, новых пространств и фантастических событий. Когда в текущей повседневности уже было создано все, что казалось, было можно, то человек в своей фантазии пытается придумать больше, чем уже было достигнуто им или до него.

Духовная жизнь общества является показателем уровня его цивилизации. Чем она более развита, тем сложнее формулировка духовно-культурных ценностей, тем выше в них потребность. Одним из ее проявлений является общение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: