Средства выразительности
Поэтика произведения «Сон» богата и насыщена средствами выразительности и художественными оборотами.
- Эпитеты наполняю атмосферу произведения чувством одиночества безысходности: «полдневный жар», «хладеющей струей», «желтые вершины», «грустный сон».
- Метафоры раскрывают душевное состояние, весь спектр эмоций героя накануне смерти. «Дымилась рана», «чернеет рана», «по капле точилась кровь», — герой будто смотрит на себя со стороны и пересказывает все то, что видит и ощущает. Скалы можно сравнить со стервятниками, которые выжидают смерти героя, чтобы навсегда забрать его без остатка: «уступы скал теснилися кругом».
Мысль, заложенная в работе, позволяет читателю окунуться с головой в атмосферу смерти и обреченности. Вот, что будет с нами, когда закончится наш путь. Это осознание наталкивает на поиски смысла в нашем существовании. Это необходимо, чтобы не закончить так же одиноко и печально. Ведь еще не поздно все изменить, повернуть сюжетную линию нашей жизни в другую сторону, обрести счастье.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сон.
История создания – это стихотворение написано незадолго до гибели Лермонтова, в 1841 году.
Тема стихотворения – смерть как завершение жизни, мистическое и фатальное.
Композиция – произведение состоит из двух частей. В первой лирический герой видит свою смерть, во второй прекрасная девушка наблюдает ту же картину в своем видении.
Жанр – мистическая лирика.
Стихотворный размер – пятистопный ямб.
Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп”.
Интерпретации стихотворения «Сон» различными исследователями
Одним из самых известных стихотворений М. Ю. Лермонтова является «Сон». Это произведение вызывает множество вопросов у читателей и исследователей, так как оно наполнено символами и метафорами. Различные интерпретации этого стихотворения были предложены разными исследователями.
Одни считают, что «Сон» — это описание внутреннего мира поэта, его душевных переживаний и борьбы с самим собой. Другие видят в этом стихотворении отражение общественной действительности того времени, когда жил и творил Лермонтов. Есть и те, кто утверждают, что «Сон» — это аллегория на тему жизни и смерти, где сон символизирует смерть, а пробуждение — возрождение.
Некоторые исследователи обращают внимание на образы, используемые Лермонтовым в стихотворении. Например, многие видят в образе луны символ женской красоты и таинственности, а в образе звезд — символ бесконечности и вечности
Несмотря на различные интерпретации, все исследователи сходятся в одном — «Сон» М. Ю. Лермонтова является произведением, которое не оставляет равнодушным ни одного читателя. Оно наполнено глубокими мыслями и эмоциями, которые до сих пор остаются актуальными.
Композиция
Композиция стихотворения «Сон» условно делится на две части.
- В первых двух строфах перед читателем раскрывается картина смерти лирического героя. Он лежит на «уступе скалы» со свежей раной от выстрела, которая продолжает «дымиться», а «кровь точиться» на пыльную землю Дагестана. Дым от раны указывает на недавнюю смерть героя. В конце этой части он погружается в «мертвый» сон.
- Вторая часть обрамлена тремя строфами. Она начинается радостно с картин описания его родины, куда еще не донеслись вести о гибели героя. Это композиционный центр стихотворения. Здесь появляется образ лирической героини, его возлюбленной. Она будто чувствует неладное, ощущает грусть, которая крепко засела в ее груди. Перед читателем предстает форма повествования «сон во сне». Теперь героине снится, что случилось с ее возлюбленным. Она видит «знакомое» тело на кровавой земле в «долине Дагестана». В этот момент возлюбленные обретают крепкую духовную связь.
Особенность композиции в стихотворении «Сон» заключается в том, что она кольцевая: последняя строфа вновь возвращает нас к первой.
История создания
Лермонтов был прозван поэтом-пророком его современниками и нашим поколением. Такие стихотворения, как: «Выхожу один я на дорогу…», «Предсказание», «Сон», — предсказывают не только судьбу самого поэта, но и будущее царской России. Работы автора до сих пор поражают глубиной чувственности и точностью передачи эмоций и переживаний Михаила Юрьевича.
Пророческое стихотворение «Сон» было написано накануне его смерти — в 1841 году. В этом произведении поэт буквально пересказал свою смерть. Стихотворение было записано в блокнот, который был подарен его приятелем Владимиром Одоевским. Друг дал его, когда поэт отправлялся во вторую ссылку на Кавказ. К блокноту он дал наказание: заполнить все страницы стихотворениями и привезти обратно. К сожалению, только первое условие договора было выполнено. В этой ссылке Лермонтов был убит на горе «Машук» в июле. Эта работа, как и некоторые другие, была напечатана посмертно в 1843 году в журнале «Отечественные записки».
Жанр и композиция стихотворения
Жанр и композиция стихотворения являются важными аспектами его анализа. Жанр определяет основные характеристики произведения, такие как тематика, стиль и форма. В случае стихотворения «Сон» М. Ю. Лермонтова, мы имеем дело с лирическим жанром, который характеризуется выражением личных чувств и переживаний автора.
Композиция стихотворения также играет важную роль в его анализе. Она определяет порядок и структуру представления идей и образов. В «Соне» Лермонтова мы видим, что стихотворение состоит из трех строф, каждая из которых имеет свою особенность. Первая строфа описывает образ героя, который спит и видит сон. Вторая строфа представляет собой монолог героя, в котором он выражает свои мысли и чувства. Третья строфа является заключительной и содержит образ пробуждения героя.
Таким образом, жанр и композиция стихотворения «Сон» М. Ю. Лермонтова играют важную роль в его анализе и помогают понять основные идеи и образы, которые автор хотел передать своим читателям.