Регуляция деятельности и работа мышц
Работа мышц идет рефлекторно, под контролем головного мозга. Движения мышц могут быть произвольные или непроизвольные (например, сокращение от укола острым предметом). Нервный импульс, вызвавший сокращение мышцы, обеспечивает ее сокращение с максимальной силой согласно закону «все или ничего». Если сила нервного импульса недостаточная, сокращение не идет.
Высшие двигательные центры коры (двигательная зона лобной доли) свои импульсы отправляют глубоко в головной мозг, в мозжечок, а также к исполнительным нейронам спинного мозга. В целом именно кора головного мозга создает программы для сложных движений, импульсы от нее идут в спинной мозг, который отдает команды для конкретных движений.
Существует и гуморальная регуляция мышц — посредством биологически активных веществ, содержащихся в крови, например, ионов кальция. Причиной сокращения внутри мышечного волокна белковых нитей актина и миозина выступает химическое взаимодействие между этими белками в присутствии АТФ и ионов кальция. Ионы в клетке накапливаются в полости гладкой ЭПС.
Работа мышц
2. Иннервация мышц и управление их сокращением. К мышцам идут смешанные нервы с чувствительными и двигательными волокнами соматической нервной системы. Кстати, к гладким мышцам подходят двигательные нервы вегетативной нервной системы.
Отдельное мышечное волокно контролируется одним двигательным нейроном. Но в то же время один двигательный нейрон может вести контроль за многими мышечными волокнами через разветвления своего аксона (нейроны как бы «в дефиците», их меньше).
Например, в мышцах бедра на один нейрон приходится от 500 до 1000 волокон.
Утомление
Утомление — падение работоспособности мышцы. Его темпы зависят от характера деятельности, величины нагрузки, ритмичности движений. Активная работа мышц с высокой частотой сокращений снижает силу этих сокращений. Чем шустрее вы будете работать какой-то мышцей, тем быстрее в ней станет падать сила. При отдыхе работоспособность возвращается, идет восстановление.
Активный отдых и работа мышц
2. Наиболее оптимальны средние нагрузки и средняя же скорость сокращения мышц.
3. Выделяют статическую и динамическую работу скелетной мышцы. Статическая работа мышц — поддержание позы, удержание груза без изменения положения тела.
4. При статической работе утомление развивается быстрее. Попробуйте взять тяжелую гантель и удерживать вытянутую руку с грузом на уровне плеча — уж через пару десятков секунд вы почувствуете боль в мышцах.
Как выглядит гигиена физического труда, его правильная организация? Необходимо менять нагрузку на мышцы, давать им восстановиться, нагружая другие — это и есть активный отдых. Нужно чаще, и лучше регулярно, делать гимнастику, выбирать правильный ритм физической работы.
Гладкие мышцы
Строение гладких мышц отлично от скелетных — они не имеют поперечных полос. Находятся в составе стенок желудка, кишечника, мочевого пузыря, матки, большинства кровеносных сосудов. Сокращаются медленно — десятки секунд.
Но энергии тратят меньше, выделяют меньше продуктов обмена. Сокращаться могут долго, утомление почти не наблюдается. При этом тип сокращений — непроизвольный, человек не может как-то воздействовать на гладкую мускулатуру.
Клетки этой ткани сохраняют способность к делению.
Хочешь сдать экзамен на отлично? Жми сюда – видео подготовка к ОГЭ по биологии
Утомление мышц
Чем чаще сокращается какая-либо мышца и чем выше на неё нагрузка, тем быстрее развивается её утомление. Утомлением называют временное снижение работоспособности мышц. Скорость развития утомления зависит от характера работы, величины нагрузки и ритмичности осуществляемых движений. При кратковременном прекращении работы (отдыхе) работоспособность мышц быстро возвращается, а иногда и превышает исходный уровень — происходит восстановление.
И. М. Сеченов, по праву считающийся основоположником русской физиологической школы, установил, что для каждой физической работы можно подобрать такую нагрузку и ритм, которые помогут человеку сохранить оптимальную работоспособность при наименьшем утомлении. Кроме того, он показал, что восстановление происходит быстрее при чередовании нагрузки на разные мышцы, при активном отдыхе.
Утомление и восстановление — нормальные физиологические явления, которые являются естественным защитным механизмом, предотвращающим нарушение работы всего организма.
Моя лаборатория
Основным веществом, в виде которого в наших клетках запасается и сохраняется энергия, является АТФ (аденозинтрифосфорная кислота). Это вещество, распадаясь, выделяет энергию, которая нужна для того, чтобы мышечные волокна смогли сокращаться. Сокращение мышечных волокон обеспечивают особые сократимые белки — актин и миозин, которые содержатся в мышечных клетках.
Мышцы сокращаются, используя химическую энергию, но при этом бо́льшая часть энергии (около 67%) расходуется на тепло. Можно было бы подумать, что это плохо, так как энергия расходуется не на полезную работу. Однако это не так: тепло равномерно нагревает человеческий организм, поддерживая в нём постоянную температуру 37 °С. Вот почему, замерзая, человек старается активно двигаться, прыгать, бегать — при этом выделяется больше тепла. Кроме того, когда человек замерзает, его мышцы начинают сокращаться независимо от его желания, то есть возникает дрожь и продукция тепла возрастает.
У людей, чьи мышцы плохо тренированы, кровоток не успевает освободить их от молочной кислоты, которая вызывает довольно сильную боль в мышцах на следующий после физической нагрузки день. Для того чтобы мышцы быстрее перестали болеть, нужно сделать несколько лёгких физических упражнений. Это приведёт к усилению кровотока в мышцах, и вредные вещества из них будут вскоре удалены.
Лабораторная работа Влияние статической и динамической работы на утомление мышц 1. Возьмите груз массой 2 кг (можно использовать пластиковую бутылку объёмом 2 л, наполненную водой) и держите его на вытянутой руне на уровне плеч. Отметьте время, когда рука начнёт опускаться, дрожать и совсем опустится. Наступило утомление. 2. После отдыха возьмите тот же груз в руку и поднимайте его на уровень плеч и опускайте вниз. Отметьте время наступления утомления в этом случае. 3. Сделайте вывод. |
Лабораторная работа Значение активного отдыха для восстановления работоспособности мышц 1. Поднимайте и опускайте правой рукой груз массой 2 кг с частотой 60 раз в минуту до полного утомления. Отметьте время наступления утомления (в секундах), 2. Поднимайте и опускайте левой рукой груз массой 2 кг (правая в это время отдыхает). 3. Вновь возьмите груз в правую руку и работайте до наступления утомления (частота 60 раз в минуту). Как изменилось время наступления утомления теперь? 4. Сделайте вывод. |
Новые понятия
Мышцы синергисты и антагонисты. Атрофия мышц. Утомление. Восстановление
Ответьте на вопросы
1. Какова роль мышц синергистов и антагонистов?
2. Какие механизмы регуляции работы скелетных мышц вам известны? Что лежит в их основе?
3. Что влияет на утомление мышцы в процессе её работы?
4. Что физиологи понимают под активным отдыхом? 5. Какие особенности гладких мышц обусловливают их роль в организме человека?
ПОДУМАЙТЕ!
Почему после продолжительного смеха или изнурительного кашля человек начинает испытывать болезненные ощущения в области живота?
Конспект урока. Строение и работа скелетных мышц
Цель урока: создать условия для понимания учащимися особенностей строения скелетной мускулатуры, через ознакомление с теоретической информацией, ее анализом и последующим преломлением информации при выполнении заданий как теоретического, так и практического характера.
Самостоятельная работа. Проводиться может как в индивидуальном, так и в групповом режиме.
Уважаемые учащиеся! Прочитав информацию о строении и работе мышц в учебнике или выданном тексте, выполните задания.
1. Запишите в тетради схему строения скелетной мышцы (вместо точек вставить части, образующие мышцу): Мышца =. + . + . + . + .
2. Выполните в тетради рисунок – схему строения скелетной мышцы и подпишите все ее составные части, основываясь на задании 1 и рисунке №1.
3. Перепишите в тетрадь классификацию мышц и заполните две оставшиеся графы таблицы (при заполнении используйте рисунки №2-6 и проверяйте функцию – действие мышц на своем теле).
Подразделение | Вид | Место расположения в теле | Название мышцы (пример) |
По форме | 1. Веретёнообразная | ||
2. Квадратная | |||
3.Треугольная | |||
4. Лентовидная | |||
5. Круговая | |||
По количеству головок | 1. Двуглавая | ||
2. Трехглавая | |||
3. Четырехглавая | |||
По функции | 1. Сгибатель | ||
2. Разгибатель | |||
3. Вращатель |
Б) к нутри – супинатор
А) на руке, на предплечье
Б) на руке, на плече
А) квадратный пронатор
Б) супинатор
4. Подниматель
5. Сжиматель – сфинктер
6. Отводящая
7. Приводящая
В чем плюсы готовых домашних заданий по биологии за 8 класс Пасечник, Каменский
Структура издания аналогична содержанию учебника, но отличается наличием готовых ответов по разнообразным вопросам дисциплины. Это значительно облегчает ребенку решение заданий, которые учителя задают на дом. Пользуясь системой самопроверки, учащийся вполне может при их выполнении обойтись без посторонней помощи и прийти в класс подготовленным.
Плюсы онлайн ГДЗ для 8 класса Пасечника заключаются в следующем:
- учащийся может автономно выполнить любое упражнение, ориентируясь на систему онлайн-решений;
- родитель не обязан будет вспоминать школьные годы, чтобы проверить урок у сына или дочки;
- учитель, в целях экономии времени, может взять кое-что в качестве основы для составления промежуточного тестирования в рамках образовательного процесса.