Программы врождённого поведения
И животные, и человек обладают врождёнными программами поведения, то есть они рождаются с некоторыми знаниями об окружающем мире и правилами поведения в нём. Такие программы строятся на основе жизненного опыта наших далёких предков.
Эти программы, передающиеся нам с генетическим материалом, должны помочь удовлетворять самые главные жизненные потребности и способствовать выживанию вида.
Так, новорождённый младенец рефлекторно задерживает дыхание при погружении в воду. Этот рефлекс необходим для того, чтобы не задохнуться во время родов, но через несколько месяцев жизни он угасает. Другой, более сложной формой врождённого поведения являются инстинкты. Инстинкт представляет собой цепочки последовательно сменяющих друг друга безусловных рефлексов, позволяющих обеспечивать важнейшие жизненные потребности: питание, размножение и др. Например, у птиц врождённо присутствуют инстинкты, позволяющие им в соответствующее время года найти себе пару, построить гнездо, отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их и обучить целому набору необходимых им навыков.
У многих животных существует запечатление (импринтинг)— свойство только что появившихся на свет особей этого вида запоминать своих родителей, отличительные признаки объектов. Например, вылупившиеся утята, гусята, цыплята считают своей мамой то движущееся существо, которое увидят первым, и старательно следуют за ним. Периоды импринтинга есть и у человека. Если в этот период ребёнок воспитывался, например, волками, то он никогда не сможет стать полноценным членом человеческого общества, не овладеет речью, письмом и хотя бы частично сохранит повадки волка на всю жизнь.
Слайд 5Врожденные формы поведения. Безусловный рефлексИнстинктЗапечатлениеВрожденные ответы на раздражение, поступающие от внешней и
внутренней среды
Побуждение, цепочка врожденных рефлексов, вызванная внутренними потребностями
Запоминание обстановки, особей своего вида и определённый период жизни, следование за родителями у выводковых птиц
Глотание, кашель, чихание. Поворот головы лежащего на животе младенца в сторону при падении
Половые, материнские инстинкты; появление дыхания у новорожденного: рождение – накопление СО в крови – вдох и расправление лёгких
Опыты К. Лоренца, следование утят за спичечным коробком и пр.
Приспособление к постоянно действующим факторам
Удовлетворение потребностей в самосохранении, продолжении рода
связь детёныша с родителями; у человека – приобщение к речи в раннем возрасте
Программы приобретённого поведения
Наиболее простые программы приобретённого поведения строятся на основе условных рефлексов: животное обучается спасаться от врагов, находить те места, где больше пищи, укрываться от непогоды. Но нельзя всё приобретённое в течение жизни поведение сводить к выработке условных рефлексов. Ведь умная собака прекрасно понимает, что не нужно попадать под колёса автомашины или мотоцикла, хотя ни разу ещё в такую опасную ситуацию не попадала и условный рефлеке выработаться не мог. Да и любой владелец собаки или кошки приведёт вам множество примеров того, что его любимец прекрасно соображает. Действительно, исследователи доказали, что многие животные обладают элементами рассудочной деятельности. Леонид Викторович Крушинский и его сотрудники очень много сделали для того, чтобы сравнить «смекалку» различных видов животных, и показали, например, что вороны обладают рассудочной деятельностью в не меньшей степени, чем собаки. Но самыми разумными животными являются некоторые виды обезьян и дельфинов.
Программы приобретённого поведения
Наиболее простые программы приобретённого поведения строятся на основе условных рефлексов: животное обучается спасаться от врагов, находить те места, где больше пищи, укрываться от непогоды. Но нельзя всё приобретённое в течение жизни поведение сводить к выработке условных рефлексов. Ведь умная собака прекрасно понимает, что не нужно попадать под колёса автомашины или мотоцикла, хотя ни разу ещё в такую опасную ситуацию не попадала и условный рефлеке выработаться не мог. Да и любой владелец собаки или кошки приведёт вам множество примеров того, что его любимец прекрасно соображает. Действительно, исследователи доказали, что многие животные обладают элементами рассудочной деятельности. Леонид Викторович Крушинский и его сотрудники очень много сделали для того, чтобы сравнить «смекалку» различных видов животных, и показали, например, что вороны обладают рассудочной деятельностью в не меньшей степени, чем собаки. Но самыми разумными животными являются некоторые виды обезьян и дельфинов.
Слайд 15Оформление результатов Постройте график. На оси X (абсциссе) отложите порядковый номер попытки,
на оси У (ординате) — время, которое испытуемый потратил на написание очередного слова.Подсчитайте, сколько разрывов между буквами было при написании слова обычным способом, сколько разрывов стало при первой и последующих попытках написания слова справа налево. Отметьте, в каких случаях возникают эмоциональные реакции: смех, жестикуляция, попытка бросить работу и др. Назовите число букв, в которых встречаются элементы, написанные старым способом.
Проанализируйте полученный график. Встречаются ли моменты, где навык перестает вырабатываться, когда его результаты становятся хуже? Это случается всегда, когда образовавшаяся система связей исчерпывает себя и начинается новый поиск. Это случается несколько раз помимо нашего сознания и прекращается после того, как результаты станут стабильными, а динамический стереотип выработанным.
Программы приобретённого поведения
Наиболее простые программы приобретённого поведения строятся на основе условных рефлексов: животное обучается спасаться от врагов, находить те места, где больше пищи, укрываться от непогоды. Но нельзя всё приобретённое в течение жизни поведение сводить к выработке условных рефлексов. Ведь умная собака прекрасно понимает, что не нужно попадать под колёса автомашины или мотоцикла, хотя ни разу ещё в такую опасную ситуацию не попадала и условный рефлеке выработаться не мог. Да и любой владелец собаки или кошки приведёт вам множество примеров того, что его любимец прекрасно соображает. Действительно, исследователи доказали, что многие животные обладают элементами рассудочной деятельности. Леонид Викторович Крушинский и его сотрудники очень много сделали для того, чтобы сравнить «смекалку» различных видов животных, и показали, например, что вороны обладают рассудочной деятельностью в не меньшей степени, чем собаки. Но самыми разумными животными являются некоторые виды обезьян и дельфинов.
Моя лаборатория
Леонид Викторович Крушинекий (1911 —1984) — член-корреспондент АН СССР, лауреат Ленинской премии, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова. Он оставил богатое научное наследие в различных областях биологии, в том числе в физиологии высшей нервной деятельности и этологии — науке о поведении животных.
Результаты исследований Л В. Крушинского нашли практическое применение, например, при создании экспресс-метода отбора и дрессировки служебных собак для минно-разыскной, противотанковой и санитарной служб во время Великой Отечественной войны.
Центральное место в его творчестве занимает учение об элементарной рассудочной деятельности животных.
Новые понятия
Инстинкт. Запечатление
Ответьте на вопросы
1. Какие виды врождённых программ поведения вы знаете?
2. Что такое запечатление, или импринтинг?
3. Что является основой формирования программ приобретённого поведения?
Выполните задание
Используя дополнительную литературу, подготовые доклады о проявлениях рассудочной деятельности у животных.
ПОДУМАЙТЕ!
Какое биологическое значение имеет формирование наследственных и приобретённых программ поведения?
Программы врождённого поведения
И животные, и человек обладают врождёнными программами поведения, то есть они рождаются с некоторыми знаниями об окружающем мире и правилами поведения в нём. Такие программы строятся на основе жизненного опыта наших далёких предков.
Эти программы, передающиеся нам с генетическим материалом, должны помочь удовлетворять самые главные жизненные потребности и способствовать выживанию вида.
Так, новорождённый младенец рефлекторно задерживает дыхание при погружении в воду. Этот рефлекс необходим для того, чтобы не задохнуться во время родов, но через несколько месяцев жизни он угасает. Другой, более сложной формой врождённого поведения являются инстинкты. Инстинкт представляет собой цепочки последовательно сменяющих друг друга безусловных рефлексов, позволяющих обеспечивать важнейшие жизненные потребности: питание, размножение и др. Например, у птиц врождённо присутствуют инстинкты, позволяющие им в соответствующее время года найти себе пару, построить гнездо, отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их и обучить целому набору необходимых им навыков.
У многих животных существует запечатление (импринтинг)— свойство только что появившихся на свет особей этого вида запоминать своих родителей, отличительные признаки объектов. Например, вылупившиеся утята, гусята, цыплята считают своей мамой то движущееся существо, которое увидят первым, и старательно следуют за ним. Периоды импринтинга есть и у человека. Если в этот период ребёнок воспитывался, например, волками, то он никогда не сможет стать полноценным членом человеческого общества, не овладеет речью, письмом и хотя бы частично сохранит повадки волка на всю жизнь.
Программы приобретённого поведения
Наиболее простые программы приобретённого поведения строятся на основе условных рефлексов: животное обучается спасаться от врагов, находить те места, где больше пищи, укрываться от непогоды. Но нельзя всё приобретённое в течение жизни поведение сводить к выработке условных рефлексов. Ведь умная собака прекрасно понимает, что не нужно попадать под колёса автомашины или мотоцикла, хотя ни разу ещё в такую опасную ситуацию не попадала и условный рефлеке выработаться не мог. Да и любой владелец собаки или кошки приведёт вам множество примеров того, что его любимец прекрасно соображает. Действительно, исследователи доказали, что многие животные обладают элементами рассудочной деятельности. Леонид Викторович Крушинский и его сотрудники очень много сделали для того, чтобы сравнить «смекалку» различных видов животных, и показали, например, что вороны обладают рассудочной деятельностью в не меньшей степени, чем собаки. Но самыми разумными животными являются некоторые виды обезьян и дельфинов.
Рабочая тетрадь. Часть 1
Глава 1. Организм человека. Общий обзор
(с. 3) Введение: биологическая и социальная природа человека |
|
(с. 3) § 1. Науки об организме человека |
|
(с. 4) § 2. Структура тела. Место человека в живой природе |
|
(с. 6) § 3. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность |
|
(с. 10) § 4. Ткани и органы |
|
(с. 13) § 5. Система органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция |
|
(с. 16) Подведём итоги |
Глава 2. Опорно-двигательная система
(с. 18) § 6. Скелет. Строение, состав и соединение костей |
|
(с. 24) § 7. Скелет головы и туловища |
|
(с. 27) § 8. Скелет конечностей |
|
(с. 28) § 9. Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей |
|
(с. 30) § 10. Мышцы |
|
(с. 33) § 11. Работа мышц |
|
(с. 34) § 12. Нарушения осанки и плоскостопие |
|
(с. 38) § 13. Развитие опорно-двигательной системы |
|
(с. 40) Подведем итоги |
Глава 3. Кровь. Кровообращение
(с. 43) § 14. Внутренняя среда. Значение крови и её состав |
|
(с. 46) § 15. Иммунитет |
|
(с. 49) § 16. Тканевая совместимость и переливание крови |
|
(с. 50) § 17. Строение и работа сердца. Круги кровообращения |
|
(с. 54) § 18. Движение лимфы |
|
(с. 55) § 19. Движение крови по сосудам |
|
(с. 58) § 20. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов |
|
(с. 58) § 21. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов |
|
(с. 60) § 22. Первая помощь при кровотечениях |
|
(с. 62) Подведём итоги |
Глава 4. Дыхательная система
(с. 65) § 23. Значение дыхания. Органы дыхания |
|
(с. 67) § 24. Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях |
|
(с. 68) § 25. Дыхательные движения |
|
(с. 71) § 26. Регуляция дыхания |
|
(с. 73) § 27. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания |
|
(с. 74) § 28. Первая помощь при поражении органов дыхания |
|
(с. 76) Подведём итоги |
Глава 5. Пищеварительная система
(с. 79) § 29. Значение пищи и её состав |
|
(с. 80) § 30. Органы пищеварения |
|
(с. 82) § 31. Зубы |
|
(с. 84) § 32. Пищеварение в ротовой полости и в желудке |
|
(с. 87) § 33. Пищеварение в кишечнике |
|
(с. 90) § 34. Регуляция пищеварения |
|
(с. 91) § 35. Заболевания органов пищеварения |
|
(с. 95) Подведём итоги |