КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 4
За осуществление движения у человека отвечает опорно-двигательная система, которая состоит из скелета и мышц. Она обеспечивает двигательную и защитную функции.
Скелет человека — пассивная часть опорно-двигательной системы — выполняет опорную и защитную функции. В нём различают несколько отделов: скелет головы, скелет туловища и скелет конечностей.
Структурной основой костей является костная ткань. В её состав входят органические вещества, придающие костям упругость, и неорганические вещества, придающие твёрдость. Различают трубчатые (длинные и короткие), губчатые (длинные и короткие), плоские и смешанные кости.
Мышцы (активная часть опорно-двигательной системы) обеспечивают двигательную и защитную функции. Их структурной основой является поперечно-полосатая мышечная ткань, образующая скелетную мускулатуру, и гладкая мышечная ткань, образующая гладкую мускулатуру.
Регуляция работы скелетных мышц осуществляется нейрогуморальным путём.
Работа мышц требует больших затрат энергии.
Систематические тренировки способствуют увеличению объёма мышц, их силы и работоспособности, а это, в свою очередь, влияет на физическое развитие всего организма. Утомление мышц и их постепенное восстановление после отдыха — нормальные физиологические явления, которые являются естественным защитным механизмом, предотвращающим нарушение работы всего организма.
Опорно-двигательная система отличается особой надёжностью и прочностью. Она может выдерживать огромные нагрузки, но для этого необходимо обеспечить её нормальное развитие и условия для успешной деятельности без травматизма.
Проекты и исследования
- Влияние утренней гимнастики на изменение веса человека.
- Влияние утренней гимнастики на изменение пропорций тела человека.
- Выявление роли противопоставления большого пальца остальным пальцам руки.
- Изучение прочности трубки и стержня той же массы для выяснения свойств трубчатой кости (выполняется на модели).
- Изучение роли лучевой и локтевой костей при вращении руки.
- Изучение роли плечевого пояса в движении руки.
- Механические свойства костной ткани.
- Опорно-двигательная система человека как система рычагов.
- Определение времени наступления утомления при статической и динамической работе.
- Определение мышечной силы кисти с помощью ручного динамометра.
Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §18 «Гигиена опорно-двигательной системы». Учебник по биологии УМК Линия жизни для 9 класса. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
Моя лаборатория
Кости человека отличаются лёгкостью и прочностью, а суставы — высокой подвижностью. Костная система очень надёжна, и заболеваний этой системы не много. Некоторые из них являются наследственными и передаются от родителей. Например, при наследственном заболевании ахондроплазии отсутствуют диафизы длинных костей, что делает невозможным их рост и приводит к карликовости.
Часто болезни костей вызваны нарушениями в регуляции обмена веществ в костной ткани, например избытком или недостатком некоторых гормонов. Так, при усиленном выделении гормона роста в детстве происходит разрастание костей и развивается гигантизм. Если же слишком много гормона роста вырабатывается у взрослого человека, то развивается другая болезнь — акромегалия. При акромегалии разрастаются кости пальцев, хрящи носа, челюсти и т. п.
При остеопорозе, который развивается обычно в пожилом возрасте и главным образом у женщин, происходит уменьшение плотности костной ткани. Кости делаются менее прочными и легко ломаются. Главная причина остеопороза у женщин — возрастные гормональные изменения. Для профилактики остеопороза необходимо принимать легкоусвояемые препараты кальция и некоторые микроэлементы. Хоть и редко, но в костях могут поселяться болезнетворные микроорганизмы. Так, иногда в костную ткань попадает золотистый стафилококк, вызывая поражение кости, называемое остеомиелитом. Чаще всего остеомиелит возникает при ранениях. В настоящее время медицина обладает целым арсеналом антибиотиков, и остеомиелит вполне излечим.
Поражения суставов встречаются гораздо чаще, чем заболевания костной ткани. Самым известным поражением суставов является ревматоидный артрит. На европейской части России им болеет около 1% населения, причём 75% заболевших — женщины. В результате этого заболевания происходит постепенное разрушение хрящей сустава. Сустав распухает, очень болит и теряет подвижность. Как правило, при ревматоидном артрите страдают суставы пальцев рук и ног, причём развитие болезни происходит симметрично — в правой и левой половине тела. Болезнь протекает у различных людей по-разному: у одних происходит постоянное ухудшение состояния, у других наблюдаются отдельные приступы. Иногда человек внезапно исцеляется безо всяких видимых причин, и болезнь больше не возвращается. Для лечения артрита применяют различные противовоспалительные препараты. Но иногда сустав настолько поражён болезнью, что приходится заменять его протезом.
Ещё одним заболеванием суставов является подагра. У страдающих этим заболеванием плохо выводятся из организма продукты обмена белков. Они откладываются в виде кристаллов, что приводит к воспалению, сильной боли и деформации суставов. Очень часто подагра передаётся из поколения в поколение. Больным приходится забыть о продуктах питания, в процессе усвоения которых вырабатывается много мочевой кислоты: об алкогольных напитках, многих разновидностях мяса и рыбы, сладкой выпечке и т. д. Иногда суставы при подагре изменены так сильно, что необходимо хирургическое вмешательство.
Лабораторная работа Выявление плоскостопия 1. Положите на пол лист чистой бумаги. 2. Смажьте раствором Люголя (спиртовым раствором иода) или каким-нибудь жирным питательным кремом ступни и встаньте на этот лист. Ноги при этом должны быть вместе, разогнуты в коленях, спина должна быть прямой. На листе бумаги останется отпечаток ваших стоп (рис. 29). 3. Карандашом проведите линию 1, соединяющую края подошвенного углубления. Перпендикулярно линии 1 проведите линию 2, пересекающую углубление стопы в самом глубоком месте. Если ширина отпечатка узкой части стопы занимает не более 1/3 длины линии 2 — у вас нет плоскостопия. Если достигает середины и более — срочно обращайтесь к врачу. |
Новые понятия
Рахит. Осанка. Остеохондроз. Сколиоз. Плоскостопие. Травма. Травматизм
Ответьте на вопросы
1. Каковы основные нарушения опорнодвигательной системы и причины их возник новения?
2. Как можно предупредить развитие искривления позвоночника?
3. Что такое плоскостопие и как его предупредить? 4. Каковы основные приёмы первой помощи при различных травмах опорно-двигательной системы?
Выполните задание
Подготовые сообщение о причинах травматизма и его профилактике.
ПОДУМАЙТЕ!
Почему при оказании первой помощи человеку с открытым переломом нельзя трогать рану с целью удаления осколков кости или попавших в неё инородных тел (частиц одежды, земли и т. п.)?
Кому пригодится решебник по биологии для 6 класса
ГДЗ с ответами к учебнику по биологии для 6 класса написан Пасечником А.В. в соавторстве с другими педагогами: Суматохин С.В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г. Книга вышла в 2023 году в издательстве Просвещение, серия: линия жизни. Это новый учебник, который полностью соответствует государственным стандартам – ФГОС. Поэтому его можно смело рекомендовать для подготовки к экзаменам и проверочным контрольным работам. Кому будет полезен этот решебник с подробными ответами:
- Учителям и репетиторам, так как учебник полностью соответствует ФГОС. Все вопросы, которые в нем представлены, могут быть использованы в качестве учебного материала на уроках по биологии, на контрольных и экзаменах в форме устного опроса или письменного тестирования.
- Ученикам 6 класса, которые готовятся отвечать на следующем уроке. Также книга необходима для повторения материала при подготовке к проверочным контрольным работам и годовому экзамену в школе или гимназии с углубленным изучением биологии.
- Ребятам, которые учатся в других классах: с 7 по 11. Школьная программа предусматривает повторение материала, поэтому ученикам может понадобиться посмотреть ответы в этом решебнике. Книга будет хорошим помощником при подготовке к вступительным экзаменам и для сдачи ЕГЭ, для подготовки к олимпиаде по биологии.
Дорогие ребята! Запомните, что ответы на вопросы по биологии лучше искать самим. Надо научиться работать с учебниками и дополнительной литературой, чтобы не возникало затруднений с ответами на вопросы школьной программы. А если какая-либо тема показалась слишком сложной, тогда можно заглянуть в решебник по биологии Пасечника и всегда найти здесь решение вашей задачи.
Вы можете сделать свой собственный конспект на основе ответов из этого решебника. Заведите себе тетрадку и выпишите все нужные темы. Наиболее подробно нужно рассмотреть вопросы, которые, на первый взгляд, показались сложными. Чем больше вы будете вникать в тему, больше искать дополнительной информации, тем лучше будет понимание ботаники. Изучайте жизнь растений вместе с хорошими книгами.
Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы
Относительно небольшие повреждения тканей, происходящие без нарушения целостности кожи, называют ушибами. При лёгких ушибах возникают небольшие кровоизлияния в ткани, но при сильных ударах могут пострадать даже внутренние органы: почки, селезёнка, печень, мозг. Особенно внимательно нужно следить за пострадавшим при ушибе головы. Если такой человек терял сознание, испытывал приступы рвоты, то речь идёт о сотрясении мозга и больного надо доставить в медицинское учреждение на носилках.
При ударах и больших нагрузках может произойти растяжение связок или даже их разрыв. При более сильном воздействии на сустав может случиться вывих — суставная головка выходит из суставной впадины. Повреждённый сустав отекает, возникает сильная боль. Иногда появляется кровоподтёк, который в народе называют синяком. Вправлять кости на место самим нельзя. Необходимо оказать пострадавшему первую помощь: сделать холодный компресс и туго забинтовать место травмы. Это необходимо сделать для того, чтобы ослабить боль и уменьшить подвижность сустава
Затем больного следует осторожно доставить к врачу
При ранениях, сильных ударах могут произойти переломы костей. Если при переломе не повреждены кожа и мышцы, то такой перелом называют закрытым. Более опасны открытые переломы, при которых возникают раны и может произойти попадание болезнетворных микроорганизмов во внутреннюю среду организма.
Если сломаны кости конечностей, а это происходит чаще всего, то на место перелома накладывают шину — длинные рейки, трубки или дощечки из какого-нибудь негибкого материала (рис. 28). Их туго прибинтовывают к повреждённой конечности таким образом, чтобы обеспечить неподвижность сустава выше и ниже перелома и тем самым обездвижить место травмы. Затем пострадавшего необходимо быстро доставить к врачу. При открытых переломах сначала нужно остановить кровотечение и обработать рану. Самим пытаться вернуть сломанную кость в исходное положение не стоит, так как при этом острые концы в месте перелома могут повредить мышцы и сосуды. Если помощь оказана вовремя, то перелом срастётся, хотя на это потребуется довольно много времени. Например, при переломе плечевой кости гипсовую повязку на повреждённое место накладывают минимум на 15 дней
Особенно осторожно следует обращаться с людьми, у которых повреждён череп или позвоночник
При травмах черепа больного перевозят на спине, причём стараются обеспечить неподвижность головы.
При травмах позвоночника пострадавшего нужно положить на какую-то твёрдую ровную поверхность лицом вниз. Нельзя перевозить таких больных сидя.
Профилактика травматизма
Под травматизмом понимают совокупность травм у определённых групп населения за определённый период времени. Это важный показатель влияния социальных условий жизни на состояние здоровья населения. Различают производственный (на рабочем месте) и непроизводственный (бытовой, транспортный, спортивный и др.) травматизм.
Трудно говорить о преобладании травматизма у каких-либо возрастных категорий людей, так как его причины могут быть совершенно разные. Особенно он выражен у лиц молодого возраста (дети, подростки, молодёжь) и среди мужского населения. Не менее актуальна проблема травматизма у пожилых людей, так как с возрастом скелет становится хрупким и подверженным переломам.
Профилактическую роль при различных видах травматизма играют совершенствование техники безопасности и санитарно-просветительная работа. Предупреждение его у детей и подростков осложнено их физической активностью и возрастными особенностями. Основа профилактики — организация контролируемого досуга детей и обучение их правилам дорожного движения.
Профилактика нарушений опорно-двигательной системы
Правильная осанка, при которой спина у человека прямая, голова немного откинута назад, живот втянут, а плечи расправлены, формируется с детства до окончательного окостенения скелета. Вырабатывается правильная осанка с помощью физических упражнений, правильных и равномерных нагрузок на скелет, контроля над своей позой.
Для предотвращения развития искривления позвоночника прежде всего надо правильно сидеть за столом, следя за своей осанкой. Желательно не носить тяжёлый портфель в одной руке, а перекладывать его из руки в руку, а ещё лучше пользоваться рюкзаком или ранцем.
Необходимо каждый день (хотя бы несколько минут) заниматься физическими упражнениями. Ведь слабые и дряблые мышцы плохо удерживают кости скелета, в частности позвонки, и человек становится сутулым.
Для того чтобы уменьшить риск возникновения плоскостопия, желательно как можно чаще ходить босиком по неровной поверхности, носить удобную широкую обувь на невысоком каблуке.
Самостоятельная работа с ответами к учебнику В.В. Пасечника
Строение и жизнедеятельность бактерий
Выберите верный вариант ответа
Вопрос 1. Сколько приблизительно становится бактерий в классе после урока?
в 10 раз больше в 10 раз меньше в 13 раз больше в 13 раз меньше
Вопрос 2. Из какой части клетки у бактерий формируются споры?
включение ядро оболочка цитоплазма
Вопрос 3. Что характеризует клетку бактерий?
наличие хлоропластов большие размеры отсутствие вакуолей плотная клеточная оболочка
Вопрос 4. Как называются палочковидные бактерии?
вибрионы кокки спириллы бациллы
Вопрос 5. Как питаются сапрофитные бактерии?
веществами живых организмов автотрофным способом отмершими остатками выделениями других бактерий
Вопрос 6. Насколько часто при благоприятных условиях делятся бактерии?
через каждые 25 минут каждые 5 минут всего через 1-2 минуты примерно через каждые 40 минут
Вопрос 7. Что не характеризует споры бактерий?
распространение ветром и водой способность расти переносимость неблагоприятных условий нахождение в почве и воздухе
Вопрос 8. Что не может сдерживать численность бактерий?
небольшое понижение температуры яркий свет высушивание межвидовая борьба
Вопрос 9. Какого естественного цвета не бывают окрашены клетки бактерий?
зеленого бесцветного синего пурпурного
Отметьте верные утверждения
Бактерии не выживают при температуре более 85⁰С У бактерий нет оформленного ядра Бактерии бывают только одноклеточными Одна спора может становиться несколькими бактериями Всем бактериям для дыхания нужен кислород Все паразитические бактерии вызывают болезни человека Цианобактерии имеют сине-зеленую окраску клеток Некоторые бактерии размножаются спорами Некоторые подвижные бактерии передвигаются без жгутиковОтметьте верные варианты ответов !Правильные ответы доступны при прохождении теста на сайте !