Задания
§1. Предмет химии. Вещества и их свойства
1
2
3
4
5
Тестовые задания
§2. Методы познания в химии
1
2
Тестовые задания
§4. Чистые вещества и смеси
1
2
3
4
5
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§6. Физические и химические явления. Химические реакции
1
2
3
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§7. Атомы, молекулы и ионы
2
3
4
5
6
7
8
Тестовые задания
§8. Вещества молекулярного и немолекулярного строения
1
2
3
4
Тестовые задания
§9. Простые и сложные вещества
1
2
3
Тестовые задания
§10. Химические элементы
1
2
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§11. Относительная атомная масса химических элементов
1
2
3
Тестовые задания
§12. Знаки химических элементов
1
2
3
4
Тестовые задания
§13. Закон постоянства состава веществ
1
2
3
§14. Химические формулы. Относительная молекулярная масса
1
2
3
4
5
6
7
8
Тестовые задания
§15. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля элемента в соединении
1
2
3
4
5
6
7
8
Тестовые задания
§16. Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений
1
2
3
4
5
Тестовые задания
§17. Составление химических формул по валентности
1
2
3
4
5
6
7
Тестовые задания
§18. Атомно-молекулярное учение
1
2
3
§19. Закон сохранения массы веществ
1
2
3
4
Тестовые задания
§20. Химические уравнения
1
2
3
4
5
6
Тестовые задания
§21. Типы химических реакций
1
2
3
Лабораторный опыт 1
Лабораторный опыт 2
§22. Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение
1
2
3
4
5
6
7
Тестовые задания
§23. Свойства кислорода
1
2
3
4
5
6
7
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§24. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе
2
3
4
5
Тестовые задания
§25. Практическая работа 3. Получение и свойства кислорода
Практическая работа 3
§26. Озон. Аллотропия кислорода
1
2
3
Тестовые задания
§27. Воздух и его состав
1
2
3
4
5
6
7
8
Тестовые задания
§28. Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение
1
2
3
4
5
Тестовые задания
§29. Свойства и применение водорода
1
2
3
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§30. Практическая работа 4. Получение водорода и исследование его свойств
Практическая работа 4
§31. Вода
1
2
3
4
§32. Химические свойства и применение воды
1
Тестовые задания
§33. Вода – растворитель. Растворы
1
2
3
4
5
Тестовые задания
§34. Массовая доля растворённого вещества
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тестовые задания
§36. Количество вещества. Моль. Малярная масса
1
2
3
4
5
Тестовые задания
§37. Вычисления с использованием понятий «количество вещества» и «молярная масса»
1
2
3
§38. Закон Авогадро. Малярный объём газов
1
2
3
4
§39. Объёмные отношения газов при химических реакциях
1
2
3
Тестовые задания
§40. Оксиды
1
2
3
4
5
6
7
Тестовые задания
§41. Гидроксиды. Основания
1
2
3
§42. Химические свойства оснований
1
2
3
4
5
Тестовые задания
Лабораторный опыт 1
Лабораторный опыт 3
Лабораторный опыт 4
§43. Амфотерные оксиды и гидроксиды
1
2
3
4
5
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§44. Кислоты
1
2
3
4
Тестовые задания
§45. Химические свойства кислот
1
2
3
4
5
Лабораторный опыт 2
§46. Соли
1
2
3
4
5
Тестовые задания
§47. Химические свойства солей
1
2
3
4
5
§48. Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
Практическая работа 6
§49. Классификация химических элементов
1
2
3
4
5
6
Тестовые задания
§50. Периодический закон Д. И. Менделеева
1
2
3
Тестовые задания
§51. Периодическая таблица химических элементов
1
2
3
4
Тестовые задания
§52. Строение атома
1
2
3
Тестовые задания
§53. Распределение электронов по энергетическим уровням
1
2
Тестовые задания
§54. Значение периодического закона
1
2
§55. Электроотрицательность химических элементов
1
2
Тестовые задания
§56. Основные виды химической связи
1
2
3
4
§57. Степень окисления
1
2
3
4
Примеры решения задач
Задача 1. В раствор сульфата меди (II) опустили железную пластинку, масса которой увеличилась в результате реакции на 2,0 г. Вычислить массу железа, которое перешло в раствор.
Решение. Запишем уравнение реакции: CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu
Предположим, что m (Fe) — масса железа (в г), которое перешло в раствор. Тогда масса меди, отложившейся на пластинке, равна m (Fe) + 2. Составим алгебраическое уравнение, учитывая, что количество вещества железа, которое перешло в раствор, равно количеству вещества меди, отложившейся на пластинке:
ν(Fe) = ν(Cu), или m(Fe) / М(Fe) = m(Cu) / М(Cu). Подставляя числовые значения в найденное выше выражение для m(Cu), получим: m(Fe) / 56 = m (Fe) + 2 /64, откуда m(Fe) = 14 г. Ответ: В раствор перешло железо массой 14 г.
Задача 2. Раствор, содержащий 5,1 г хлорида натрия, смешали с раствором, содержащим такую же массу нитрата серебра. Найти массу хлорида серебра, образовавшегося в результате реакции.
Решение. Составим уравнение реакции: NaCl + AgCl + NaNO3
Искомая величина m(AgCl) — масса в (граммах) хлорида серебра, образовавшегося в результате реакции. Определим количества вещества солей NaCl и AgNO3, имеющихся в смешиваемых растворах: ν(NaCl) = m(NaCl) / M(NaCl) = 5,1 / 58,5 = 0,087 моль; ν(AgNO3) / M(AgNO3) = 5,1 /170 = 0,03 моль.
Отсюда видно, что в избытке был хлорид натрия (0,087 моль > 0,03 моль). Составим уравнение, учитывая, что количество вещества нитрата серебра, вступившего в реакцию, равно количеству вещества образовавшегося хлорида серебра:
ν(AgNO3) = ν(AgCl); m(AgNO3) / M(AgNO3) = m(AgCl) / М(AgCl), или 5,1 / 170 = m(AgCl) / 143,5, откуда m(AgCl) = 4,3 г. Ответ: Образовался хлорид серебра массой 4,3 г.
Задача 3. При добавлении воды к образцу извести чистой негашеной извести масса его увеличилась на 30%. Какая часть извести была погашена (в процентах по массе)?
Решение. Искомая величина ω(СаО) — массовая доля извести, которая вступила в реакцию с водой.
Составим уравнение реакции: СаО + Н2О = Са(ОН)2
Пусть к образцу извести массой m (в граммах) прибавили воду массой 0,3 m, при этом в реакцию с водой вступила известь массой m·ω(CaO). Составим уравнение, учитывая, что количество вещества извести, вступившей в реакцию, равно количеству вещества добавленной воды, и решим его:
m·ω(CaO) / М(CaO) = 0,3 m / М(Н2О), или m·ω(CaO) /56 = 0,3 m / 18, откуда следует: ω(CaO) = 0,933, в процентах — 93,3% Ответ: Было погашено 93,3% массы образца извести.
Задача 4. Карбонат кальция опустили в раствор соляной кислоты, и после полного растворения соли масса образовавшегося раствора увеличилась на 5,6 г. Вычислить массу исходного карбоната кальция.
Искомая величина m(СаСО3) — масса (в граммах) карбоната кальция, который опустили в кислоту. Из уравнения реакции следует, что количество вещества карбоната кальция, вступившего в реакцию с кислотой, равно количеству вещества образовавшегося оксида углерода (IV).
Составим уравнение, учитывая, что при добавлении карбоната кальция в раствор кислоты масса реагирующей смеси увеличилась на m(СаСО3) и затем уменьшилась в результате выделения оксида углерода (IV) на m(СаCO3) / M(CaCO3)·М(CO2), а в общей сложности увеличилась на 5,6 г.
m(СаCO3) — m(СаCO3) / М(СаCO3) · М(CO2) = 5,6 или m(СаCO3) — m(СаCO3) / 100 · 44 = 5,6 откуда m(СаCO3 = 10 г. Ответ: Масса карбоната кальция — 10 г.
Задача 5. При взаимодействии 1,67 г карбоната металла с азотной кислотой образовалось 2,07 г его нитрата. Написать формулу карбоната металла.
Запишем алгебраическое уравнение, учитывая, что масса металла в карбонате, вступившем в реакцию, равна массе металла в нитрате, образовавшемся после реакции: m(Me2(CO3)n) • ω1(Me) = m(Me(NO3)n)• ω2(Me), или m(Me2(CO3)n) • 2М(Ме) / М(Me2(CO3)n) = m(Me(NO3)n) • М(Ме) / М(Me(NO3)n) ;
подставим: 1,67 • 2М(Ме) / М(Ме) + 60n = 2,07 • М(Ме) / М(Ме) + 62n; откуда М(Ме) = 103,6n. Решение имеет смысл только при n = 2, и тогда М(Ме) = 207,2 г/моль. Ответ. Искомая формула — PbCO3
Теория
Алгебраические уравнения составляют на основе уравнений реакций. Уравнения реакций дают представления о стехиометрических отношениях взаимодействующих и образующихся в реакции веществ. Чаще всего алгебраические уравнения составляют, учитывая соотношения количества веществ соединений, участвующих в реакции, и используя зависимость ν = m/M, где М — молярная масса (г/моль), m — масса (в граммах), ν — количество вещества (в молях).
Иногда алгебраические уравнения записывают в виде равенства масс определенного химического элемента в соединениях, вступивших в реакцию, и в конечных продуктах. Для решения задачи число уравнений должно равняться числу неизвестных величин в уравнениях реакций.
Если в задачах число уравнений, которые можно составить на основании условия задачи меньше числа неизвестных величин, то в дополнение у уравнениям составляют неравенства. В результате решения системы уравнений и неравенств находят числовые значения неизвестных величин.