§18. Атомно-молекулярное учение
1. Составьте конспект данного параграфа. Все тезисы атомно-молекулярного учения проиллюстрируйте конкретными примерами. Выполненную работу обсудите с соседом по парте.
1) Существуют вещества с молекулярным и немолекулярным строением. Пример : вода H2O имеет молекулярное строение, алмаз C, сульфид серы FeS — немолекулярное.2) Между молекулами имеются промежутки, размеры которых зависят от агрегатного состояния и температуры. Пример : промежутки возрастают с ростом температуры в ряду «твердое вещество-жидкость-газ».3) Молекулы находятся в непрерывном движении. Пример : с ростом температуры это движение ускоряется, происходит теплопередача.4) Между молекулами существуют силы взаимного притяжения и отталкивания. Пример : эти силы наиболее выражены в твердых телах, наименее — в газах.5) Молекулы состоят из атомов, которые, как и молекулы, находятся в непрерывном движении. Пример : молекула воды H2O состоит из атомов водорода и кислорода.6) Атомы одного вида отличаются от атомов другого вида массой и свойствами. Пример : атом кислорода в 16 раз тяжелее атома водорода и отличается от него по свойствам.7) При физических явлениях молекулы сохраняются, при химических — разрушаются. Пример : при кипении воды увеличивается расстояние между молекулами — она переходит в пар. При химическом разложении воды происходит разрушение молекулы воды с образованием газов — водорода и кислорода.8) Связи в узлах молекулярной решетки слабы, поэтому вещества с молекулярной структурой имеют низкие температуры кипения/плавления. Пример : вода имеет относительно низкие температуры кипения (100C) и плавления (0C).9) Связи в ионных и атомных решетках прочные, поэтому вещества с немолекулярной структурой имеют высокие температуры кипения/плавления. Пример : алмаз имеет очень высокую температуру плавления (4000C).Физические явления в большей степени связаны с механическим движением молекул, а химические сопровождаются перегруппировкой атомов.
2. Какие явления подтверждают : а) движение молекул; б) наличие между молекулами определённых расстояний? Ответ подтвердите примерами.
А) теплопередача между веществами обусловлена тем, что с ростом температуры постоянные колебания молекул и атомов возрастают.Б) смена агрегатного состояния, которая сопровождается изменением расстояния между молекулами (атомами) подтверждает существование промежутков между частицами.
3. Вычислите относительные молекулярные массы : а) оксида железа(III); б) оксида фосфора(V); в) оксида марганца(VII).
а) Mr(Fe2O3) = 2Ar(Fe) + 3Ar(O) = 2·56 + 3·16 = 160б) Mr(P2O5) = 2Ar(P) + 5Ar(O) = 2·31 + 5·16 = 142в) Mr(Mn2O7) = 2Ar(Mn) + 7Ar(O) = 2·55 + 7·16 = 222
-
Назад
-
Вперед
Задания
§1. Предмет химии. Вещества и их свойства
1
2
3
4
5
Тестовые задания
§2. Методы познания в химии
1
2
Тестовые задания
§4. Чистые вещества и смеси
1
2
3
4
5
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§6. Физические и химические явления. Химические реакции
1
2
3
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§7. Атомы, молекулы и ионы
2
3
4
5
6
7
8
Тестовые задания
§8. Вещества молекулярного и немолекулярного строения
1
2
3
4
Тестовые задания
§9. Простые и сложные вещества
1
2
3
Тестовые задания
§10. Химические элементы
1
2
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§11. Относительная атомная масса химических элементов
1
2
3
Тестовые задания
§12. Знаки химических элементов
1
2
3
4
Тестовые задания
§13. Закон постоянства состава веществ
1
2
3
§14. Химические формулы. Относительная молекулярная масса
1
2
3
4
5
6
7
8
Тестовые задания
§15. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля элемента в соединении
1
2
3
4
5
6
7
8
Тестовые задания
§16. Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений
1
2
3
4
5
Тестовые задания
§17. Составление химических формул по валентности
1
2
3
4
5
6
7
Тестовые задания
§18. Атомно-молекулярное учение
1
2
3
§19. Закон сохранения массы веществ
1
2
3
4
Тестовые задания
§20. Химические уравнения
1
2
3
4
5
6
Тестовые задания
§21. Типы химических реакций
1
2
3
Лабораторный опыт 1
Лабораторный опыт 2
§22. Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение
1
2
3
4
5
6
7
Тестовые задания
§23. Свойства кислорода
1
2
3
4
5
6
7
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§24. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе
2
3
4
5
Тестовые задания
§25. Практическая работа 3. Получение и свойства кислорода
Практическая работа 3
§26. Озон. Аллотропия кислорода
1
2
3
Тестовые задания
§27. Воздух и его состав
1
2
3
4
5
6
7
8
Тестовые задания
§28. Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение
1
2
3
4
5
Тестовые задания
§29. Свойства и применение водорода
1
2
3
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§30. Практическая работа 4. Получение водорода и исследование его свойств
Практическая работа 4
§31. Вода
1
2
3
4
§32. Химические свойства и применение воды
1
Тестовые задания
§33. Вода – растворитель. Растворы
1
2
3
4
5
Тестовые задания
§34. Массовая доля растворённого вещества
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тестовые задания
§36. Количество вещества. Моль. Малярная масса
1
2
3
4
5
Тестовые задания
§37. Вычисления с использованием понятий «количество вещества» и «молярная масса»
1
2
3
§38. Закон Авогадро. Малярный объём газов
1
2
3
4
§39. Объёмные отношения газов при химических реакциях
1
2
3
Тестовые задания
§40. Оксиды
1
2
3
4
5
6
7
Тестовые задания
§41. Гидроксиды. Основания
1
2
3
§42. Химические свойства оснований
1
2
3
4
5
Тестовые задания
Лабораторный опыт 1
Лабораторный опыт 3
Лабораторный опыт 4
§43. Амфотерные оксиды и гидроксиды
1
2
3
4
5
Тестовые задания
Лабораторный опыт
§44. Кислоты
1
2
3
4
Тестовые задания
§45. Химические свойства кислот
1
2
3
4
5
Лабораторный опыт 2
§46. Соли
1
2
3
4
5
Тестовые задания
§47. Химические свойства солей
1
2
3
4
5
§48. Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
Практическая работа 6
§49. Классификация химических элементов
1
2
3
4
5
6
Тестовые задания
§50. Периодический закон Д. И. Менделеева
1
2
3
Тестовые задания
§51. Периодическая таблица химических элементов
1
2
3
4
Тестовые задания
§52. Строение атома
1
2
3
Тестовые задания
§53. Распределение электронов по энергетическим уровням
1
2
Тестовые задания
§54. Значение периодического закона
1
2
§55. Электроотрицательность химических элементов
1
2
Тестовые задания
§56. Основные виды химической связи
1
2
3
4
§57. Степень окисления
1
2
3
4
§49. Классификация химических элементов
1. Что такое классификация?
Классификация химических веществ – разделение их по определенным группам (классам) на основании каких-либо общих свойств и признаков.Так, например, классификация неорганических веществ (химических соединений) – разделение их на классы, такие как окиды, гидроксиды, кислоты, соли. Классы делят на группы (например оксиды могут быть основными, кислотными или амфотерными).
2. На основании каких признаков вещество можно отнести к металлам?
Металлы имеют ряд объединяющих признаков : не считая общих физических свойств (металлический блеск, ковкость, пластичность, электропроводность, теплопроводность и т.д.) металлы проявляют сильные восстановительные свойства; имеют от одного до трех электронов на внешнем энергетическом уровне; образуют основные соединения : основные оксиды, соответствующие им гидроксиды, способные реагировать с кислотными оксидами и кислотами.
3. Вспомните, какими химическими свойствами обладают оксиды и гидроксиды элементов цинка и алюминия. Напишите соответствующие уравнения химических реакций.
При сплавлении : Zn(OH)2 + 2NaOH = Na2ZnO2 + 2H2OAl2O3 + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2OAl2O3 + 2NaOH + 3H2O = 2Na[Al(OH)4]Al(OH)3 + 3HCl = AlCl3 + 3H2OAl(OH)3 + NaOH = NaПри сплавлении : Al(OH)3 + NaOH = NaAlO2 + 2H2O
4. Приведите примеры, подтверждающие, что химические элементы можно распределить по отдельным группам.
Химические элементы можно распределить по определенным группам по схожести их химических свойств. Например, по характеру взаимодействия металла с водой можно выделить семейство щелочных металлов :
Элементы семейства щелочноземельных элементов образуют оксиды, которые взаимодействуют с водой с образованием щелочной среды : RO + H2O = R(OH)2Где R – щелочноземельный металл Галогены образуют бинарные соли при взаимодействии с металлами, поэтому они тоже выделяются как отдельная группа : 2Na + Cl2 = 2NaCl2K + Br2 = 2KBr
5. Химический элемент галлий Ga сходен с элементом алюминием Аl, а селен Se — с серой S. Напишите формулы оксидов, гидроксидов солей, в состав которых входят эти элементы. Составьте уравнения реакций, характеризующих химические свойства соответствующих соединений.
Ga2O3 – оксид галлия (III).
Реагирует с оксидами щелочных металлов:Ga2O3 + Na2O t ⟶ 2NaGaO2
Реагирует с кислотными оксидами:Ga2O3 + 3SO3 ⟶ Ga2(SO4)3
Реагирует с щелочами:Ga2O3 + 2NaOH + 3H2O ⟶ 2Na[Ga(OH)4]
Реагирует с кислотами:Ga2O3 + 6HCl ⟶ 2GaCl3 + 3H2O
Ga(OH)3 – гидроксид галлия (III).
Реагирует с щелочами:Ga(OH)3 + NaOH ⟶ NaGaO2 + H2OGa(OH)3 + NaOH t (сплавл.) ⟶ Na[Ga(OH)4]
Реагирует с кислотами:Ga(OH)3 + 3HCl ⟶ GaCl3 + 3H2O
SeO2 – оксид селена (IV).
Реагирует с водой:SeO2 + H2O ⟶ H2SeO3
Реагирует с основными оксидами:SeO2 + Na2O ⟶ Na2SeO3
Реагирует с основаниями:SeO2 + 2NaOH ⟶ Na2SeO3 + H2O
H2SeO3 – селенистая кислота.
Реагирует с основными оксидами:H2SeO3 + Na2O ⟶ Na2SeO3 + H2O
Реагирует с щелочами:H2SeO3 + 2NaOH ⟶ Na2SeO3 + 2H2O
SeO3 – оксид селена (VI).
Реагирует с водой:SeO3 + H2O ⟶ H2SeO4
Реагирует с основными оксидами:SeO3 + Na2O ⟶ Na2SeO4
Реагирует с основаниями:SeO3 + 2NaOH ⟶ Na2SeO4 + H2O
H2SeO4 – селеновая кислота.
Реагирует с основными оксидами:H2SeO4 + Na2O ⟶ Na2SeO4 + H2O
Реагирует с щелочами:H2SeO4 + 2NaOH ⟶ Na2SeO4 + 2H2O
6. В некоторых ядерных реакторах жидкий натрий используют в качестве теплоносителя – вещества, переносящего тепло, вырабатываемое реактором. В чём опасность для окружающей среды такого использования натрия? Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь Интернетом или дополнительной литературой.
Использование натрия в качестве теплоносителя в ядерных реакторах, является опасным для окружающей среды, т. к. данный металл обладают большой химической активностью, так при контакте с водой реакция может протекать со взрывом, что может перевести к разрушению реактора, и выбросу радиоактивных изотопов в атмосферу и окружающее пространство.
Тест
1. К металлическим свойствам не относят1) твёрдость2) ковкость3) металлический блеск4) газообразное состояние при нормальных условияхПри нормальных условиях большинство металлов – твердые блестящие ковкие вещества.Правильный ответ 4.
2. Только щелочные металлы указаны в ряду1) Li, Ва, Na, К2) Li, Na, К, Rb3) К, Са, Ва, Rb4) Li, Na, Sr, CaЩелочные металлы – металлы I группы главной подгруппы таблицы Менделеева.Правильный ответ 2.
3. Установите соответствие между общей формулой высших оксидов и молекулярной формулой вещества.1) R2O А.SO32) RO Б.K2O3) RO2 В.СаО4) RO3 Г.SiO,Правильный ответ 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-А.
-
Назад
-
Вперед