Смысл рассказа «конь с розовой гривой» виктора астафьева

Конь с розовой гривой анализ героев цитаты

Читать краткое содержание Конь с розовой гривой Астафьева

3Автор рассказа «Конь с розовой гривой» в роли осиротевшего мальчика живет вместе с бабушкой. Рядом с ними живут соседи – семейство Левонтия. Это обычная семья растяп, членам которой чужды тишина и покой. На примере забора сразу видно, что к делу они подходят несерьезно.

Глава семьи – Левонтий – бывший моряк, любитель выпить. Когда он получал деньги, его жена бегала по деревне и раздавала долги. Мальчик очень любил ходить к ним в гости, потому что сразу становился объектом всеобщего внимания у зевак. Но бабушка наказывала не ходить к соседям, не объедать их.

Однажды дети решили пойти в лес за ягодами. Автору бабушка за корзину ягод обещала купить пряник в виде коня. Конь является олицетворением человека труда, вокруг него и завязан весь сюжет рассказа. Сам он был белый, а грива, копыта, глаза и хвост – розовые. С таким пряником мальчик становился центром внимания всех вокруг: можно просить у ребят все, что угодно, за право откусить кусочек этого коня.

Когда мальчик набрал ягод, местный озорник Санька взял «на слабо», и все ягоды пришлось раздать ребятам. Потом до вечера резвились и озорничали. На реке поймали рыбу и растерзали ее. Сбили камнем ласточку так, что она умерла. Забегали в пещеру, в которой нечистая сила жила. Только к вечеру мальчик вспомнил о пустом коробе, который дала бабушка под ягоды.

Санька предложил набить короб травой, а сверху присыпать земляникой. Идея автору понравилась, ион так и сделал. Бабушка ничего не заметила, даже обрадовалась, сказав, что так и будет продавать. Обрадовавшись, мальчик рассказал об этом Саньке. Хитрый малец за свое молчание потребовал калач. Автор носил калачи до тех пор, пока Санька не наелся.

Перед сном мальчик думал об обмане и воровстве. Он решил вообще не спать, а дождаться, когда проснется бабушка, и все ей рассказать. Но сон взял свое. Когда автор проснулся, бабушки уже не было.

Целый день он провел на речке с Санькой. Ловили рыбу, жарили ее, а из головы не выходила мысль об обмане. Мальчик постоянно думал о том, как его бабушка накажет. Иногда мысли были просто чудовищными: может лодка, на которой бабушка уплыла, перевернется, и она утонет. Но, вспомнив про утонувшую мать, мальчик гнал от себя подобные думы. Санька предложил изобразить себя потерявшимся, чтобы вызвать горе и слезы бабушки. Но автор твердо решил не слушать больше товарища.

К вечеру вернулась бабушка. Автор убежал от нее и играл до самой темноты. Возвращаться домой не хотелось, думал заночевать у знакомых. Но тетя Феня за руку отвела мальчика. Лег он в кладовке. Тетя Феня о чем-то разговаривала с бабушкой. Потом она ушла, и стало тихо. Автор догадался, то его обман раскрыт.

Мальчик лежал и вспоминал тот день, когда утонула мать. Бабушка не уходила с берега, звала ее, надеялась на какую-то милость реки. Лишь на шестые сутки ее отвели домой. И там она лежала на полу и громко стонала. Позднее мальчик узнал, что лодка, на которой плыла мать, была забита бабками и их товаром. Под такой тяжестью она перевернулась. Мать ударилась головой о причал и зацепилась косой. Долго ее не могли найти, пока волосы не разорвались.

Утром мальчик увидел бабушку, которая рассказывала дедушке, вернувшемуся ночью, о своей поездке. Короб с земляникой, которую сиротинушка собирал, сразу купила какая-то дамочка. Пришла соседка, и бабушка начала рассказывать ей ту же историю с обманом, причитая и сокрушаясь над тем, что же вырастет из маленького лгуна. Она многим в то утро рассказала о проступке внука.

Мальчик все лежал в кладовке, погруженный в свои размышления об обмане. Ему хотелось провалиться от стыда, и даже умереть. Зашел дедушка. Он погладил внука, и тот расплакался. Дедушка посоветовал искренне попросить прощения.

Мальчик вошел в избу, но от слез ничего не мог сказать бабушке, кроме каких-то несвязных слов, отдаленно напоминавших извинения. Женщина отправила внука умываться и усадила за стол завтракать. Дед был рядом для поддержки. Мальчик понял, что с плутовством надо завязывать, а также иметь свое мнение. Слушая иногда других, поступая неправильно порой, можно во взрослой жизни оказаться в тюрьме.

Так всхлипывая, мальчик сидел за столом с опущенной головой. А когда он поднял глаза, то увидел перед собой пряник – белого коня с розовой гривой. Мальчик закрыл глаза и вновь открыл, не веря в то, что это все настоящее.

С того времени прошло очень много лет. Автор уже сам в возрасте дедушки. Но он до сих пор хорошо помнит тот бабушкин пряник. Вот такая добрая история.

Оцените произведение:

3.87

Голосов: 172 Читать краткое содержание Конь с розовой гривой. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Вариант 7: Чему учит?

Это душещипательная история, которая напоминает нам о силе доброты и прощения. Когда я читала эту историю, меня поразило яркое описание лошади и красоты сельской местности. Чувственный язык заставил меня почувствовать, что я нахожусь прямо там, переживая все вместе с героями.

Несмотря на обманчивое поведение главного героя, акт милосердия его бабушки был поистине трогательным. Он напомнил мне о том, что даже когда кто-то поступает неправильно, прощение и сострадание могут проделать долгий путь к восстановлению разрушенных отношений.

Эта история также подчеркивает, как важно быть разборчивым в советах, которые мы принимаем от других. Иногда то, что на первый взгляд кажется хорошей идеей, может привести нас по ложному пути

Очень важно прислушиваться к своему внутреннему голосу и следовать своему моральному компасу, даже если это противоречит тому, что могут посоветовать другие.

В целом, «Лошадь с розовой гривой» — это мощное напоминание о важности доброты, прощения и самоанализа. Она вдохновила меня быть более внимательным и сострадательным в общении с другими людьми и доверять собственным инстинктам при принятии важных решений

Мне нравится17Не нравится3

Герои рассказа

Фото: duckproxy.com

В рассказе есть несколько центральных и второстепенных героев. К ним относятся:

  • главный герой – мальчик, у которого нет мамы и отца. Живет с бабушкой и дедушкой, любит гулять с ребятишками соседа Левонтия. С их подачи обманывает бабушку, позднее извиняется перед ней;
  • Петровна – бабушка главного героя. Мудрая, строгая женщина. Держит хозяйство, иногда зарабатывает на продаже ягод;
  • Левонтий – сосед главных героев. Заготавливает дрова. Любит выпить, живет от получки до получки. Будучи пьяным, крушит в доме мебель, разбивает стекла. Протрезвев, чинит все;
  • Василиса – жена Левонтия. Терпит мужа когда тот буянит и по всей видимости бьет ее, когда пьян, потому что она уходит ночевать к соседке. После того, как тот пропивает полученные деньги, занимает у соседей до следующей получки. После торопится раздать долги – занимает не только денег, но и муки, картошки. Торопясь, может не вернуть 1,3 рубля Петровне, из-за чего та злится.
  • дети Левонтия – второстепенные персонажи, с которыми общается главный герой. Проказничают, берут главного героя «на слабо», учат, как обмануть Петровну.

Здесь более подробно о характеристиках героев произведения.

Левонтьевские дети

Левонтьевские дети («левонтьевские орлы», как их называет автор): Санька, Танька и другие ребята. Санька и Танька являются неположительными героями в рассказе. Уже вначале автор даёт понять, что они подлизываются для собственной выгоды: «Ребята левонтьевские к тебе так и ластятся, чтоб только им позволили потом откусить от коня или лизнуть его». И проявляют жадность: «Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива». Остальные дети семейства не всегда дружно относятся друг к другу, они «вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два принимались драться, плакали, дразнились». Санька вовсе пытается всячески задеть главного героя. «Бабушки Петровны испугался», обзывается «поганым словом». Или же пытается взять его на слабо, заставить сделать плохой поступок, обмануть старших. Он даже шантажирует Витю: «Принеси калач, тогда не расскажу».

Тётя Феня – второстепенный герой. Добрая женщина, которая принимает Витю погостить, кормит его и расспрашивает обо всём.

Сюжет произведения

Автор ведет повествование о своем детстве с точки зрения ребёнка: мальчик растёт в сибирской деревне, его воспитанием занимается только бабушка — женщина строгая, воспитывающая не только внука, но и безалаберную соседку. На героя также оказывают влияние и соседские дети, его друзья. Это и становится причиной конфликта произведения.

Для деревенского мальчишки получение такого подарка — целое событие, ведь обычно в селе едят только то, что вырастили сами. Такой пряник — не просто вкусное лакомство, но и нечто статусное, ведь за возможность откусить от него или лизнуть его компания сверстников готова на что угодно: «вокруг тебя так и ластятся, и в чижа первого бить дают, и из рогатки стрельнуть» (цитата восторженных мыслей мальчика). А чтобы это получить, нужно всего лишь набрать туесок земляники.

Далее события развиваются следующим образом:

  • Герой с приятелями идёт в лес и почти набирает нужное количество ягод, но слово за слово, и вот он поддаётся поддразниваниям друзей и отдаёт им ягоды, чтобы его не называли трусом, боящимся бабушки. Затем компания веселится и расходится только вечером, когда набрать нужное количество земляники уже невозможно.
  • Мальчик начинает жалеть о том, что поддался ребятам, потому что теперь он не только придёт домой с пустыми руками, но и не получит заветный пряник. Ему подсказывают обмануть бабушку: заполнить туесок травой, только сверху закрыть земляникой, словно он полон. От отчаяния мальчик так и делает.
  • Так одна ошибка героя приводит к тому, что ему приходится поступать не по совести и дальше: врать бабушке, а затем воровать у неё калачи, чтобы отдать их соседу за молчание. Чем дальше, тем больше он жалеет о случившемся, его мучает совесть, он почти готов признаться во всём бабушке и получить заслуженное наказание. Но бабушка уже спит, и мальчик откладывает признание до утра.
  • На следующий день герой не успевает раскаяться, и обман раскрывается уже без его участия. Мальчик до позднего вечера прячется от бабушки, но наказание неизбежно, вернуться домой всё-таки приходится. Он жалеет обо всём: и о проступке, и о последующем обмане, и о том, что не раскаялся вовремя. На помощь приходит дедушка, который вернулся домой именно в тот день: он защищает героя перед бабушкой, благодаря чему та смягчается.

На смягчение наказания повлияло и то, что мальчик действительно раскаивался, это было заметно. Бабушка отругала его, но не стала наказывать, к тому же пряник всё-таки вручила — как напоминание об этом случае.

Герои рассказа

Фото: duckproxy.com

В рассказе есть несколько центральных и второстепенных героев. К ним относятся:

  • главный герой – мальчик, у которого нет мамы и отца. Живет с бабушкой и дедушкой, любит гулять с ребятишками соседа Левонтия. С их подачи обманывает бабушку, позднее извиняется перед ней;
  • Петровна – бабушка главного героя. Мудрая, строгая женщина. Держит хозяйство, иногда зарабатывает на продаже ягод;
  • Левонтий – сосед главных героев. Заготавливает дрова. Любит выпить, живет от получки до получки. Будучи пьяным, крушит в доме мебель, разбивает стекла. Протрезвев, чинит все;
  • Василиса – жена Левонтия. Терпит мужа когда тот буянит и по всей видимости бьет ее, когда пьян, потому что она уходит ночевать к соседке. После того, как тот пропивает полученные деньги, занимает у соседей до следующей получки. После торопится раздать долги – занимает не только денег, но и муки, картошки. Торопясь, может не вернуть 1,3 рубля Петровне, из-за чего та злится.
  • дети Левонтия – второстепенные персонажи, с которыми общается главный герой. Проказничают, берут главного героя «на слабо», учат, как обмануть Петровну.

Здесь более подробно о характеристиках героев произведения.

2 вариант

Каждое произведение Виктора Петровича Астафьева – это своеобразный жизненный урок, который интересен и юному читателю, и представителю взрослого поколения. В них имеют место положительные и отрицательные герои, природа, уклад деревенской жизни.

«Конь с розовой гривой» — рассказ, в котором автор представил историю из жизни мальчика, повествующего о себе. С раннего возраста оставшись без материнского внимания, он лишен многого. Единственным развлечением для него становится времяпровождение с соседскими мальчишками, которые иногда учат плохим поступкам. Главный герой подается их влиянию, не находя иного выхода. Именно так случилось после очередного похода за ягодой.

На этот раз посещение леса был удачным для рассказчика. Однако, подавшись влиянию товарищей он отдал им всю ягоду. Бабушку внук вынужден был обмануть. В противном случае мальчик остался бы без заветного подарка – сладкого пряника в виде коня.

Так, за трудолюбием, воспитанностью, наивностью, нежными чувствами к своей наставнице последовала ложь. Внук видит и жалость, и нежность со стороны бабушки – Екатерины Петровны. Но он не сразу принимает решение рассказать женщине о содеянном поступке.

Таким образом, В. П. Астафьев раскрыл перед читателем душу главного героя, который совершил ошибку. Но внутренний мир героя оказался наполнен самыми разными чувствами и эмоциями (совестью, стремлением к честности). Именно поэтому мальчик тяжело переживал происходящее, связанное с обманом любимого человека. Его сердце страдало от лжи, но он всем своим существом желал бы изменить ситуацию, рассказав бабушке правду. О том, что чувство стыда, раскаяния не покидало героя, говорило то, что он не мог заснуть, всю ночь ворочаясь в кровати. Наутро он получает обещанный пряник, но теперь он смотрит на него другими глазами.

В произведении В. П. Астафьева демонстрируется мудрость бабушки, которая в конце произведения сдерживает слово и вручает пряник внуку. Она понимает, что произошло на самом деле

Однако своим поступком еще раз акцентирует внимание внука на обмане, который можно было бы избежать

Это произведение говорит о том, что каждый человек может в своей жизни ошибаться

Но нужно уметь исправлять ситуацию, не важно, кого коснулась ложь. Если за ошибкой следует прощение, то человек получает очередной опыт, становится духовно богаче и счастливее. В противном случае виновника мучают угрызения совести

В противном случае виновника мучают угрызения совести.

Вариант 2

Главный персонаж рассказа – мальчик Витя. Он живет с бабушкой и дедушкой, которых очень любит и жалеет. Он сирота. Об отце Вити ничего неизвестно, а мать его давненько утонула, перевернувшись на лодке. Семья живет небогато, это ясно и по одежде мальчика в заплатках и по тому, что его заветной мечтой является красивый пряник в виде коня. Он мечтает о нем и представляет, как будет носить за пазухой, как его все будут уважать.

Именно ради заветного пряника Витя отправляется в лес за ягодами. Он аккуратно и старательно собирает землянику. Это говорит о том, что он трудолюбивый мальчик. Но он отправился в лес не один, а с соседскими ребятишками. Ему нравилось бывать в их доме, ведь Витя сирота, к тому же рос без братьев и сестер. Одному мальчику было тоскливо, поэтому он изо всех сил старался ускользнуть из дома к веселой компании. Дядя Левонтий жалел мальчика, Витя же испытывал к нему очень теплые чувства. Это говорила в нем грусть из-за отсутствия отца, недостаток внимания и ласки.

Когда же ребята передрались из-за земляники и съели все свои ягоды, то начали дразнить Витю. Он, мягкий и доверчивый по характеру, поддался на их уловки и отдал им всю свою землянику. Более того, стараясь показаться храбрым, пообещал своровать из дома калачи. После этого мальчишки еще больше стали шутить над ним, а затем посоветовали обмануть бабушку, присыпав ягодами пучок травы. Витя пошел на такой обман, хотя в душе понимал, что поступает нехорошо.

Главный герой – честный мальчик, который раньше не врал своим родным. После истории с земляникой и калачами его так мучает совесть, что он не может уснуть. Он хочет сразу сознаться во всем бабушке, но страх «уговаривает» его подождать до утра. Это типичное поведение ребенка, который знает, что будет наказан, но пытается этого избежать.

На следующий день соседские ребята на рыбалке советуют Вите не приходить домой, но мальчик уже понимает, что связался с дурной компанией и все их советы ничего хорошего не обещают. Он набирается смелости и отказывается их слушать. Этот поступок характеризует его как самостоятельного мальчика, который начинает взрослеть, думать своей головой и отвечать за свои поступки.

Конечно же, обман Вити был раскрыт и бабушка очень на него рассердилась. Мальчик стойко переносил ее жалобы всем соседям на случившееся, а затем весь в слезах пошел извиняться. Он раскаялся в своем поступке, осознал, что поступил очень плохо и навсегда запомнил этот урок.

Сочинение о рассказе Астафьева

Многие произведения Астьфьева автобиографичные. Он писал книги для детей, в которых описывал события, произошедшие с ним в деревне. Писатель обращал много внимания на формирование личности, взросление ребёнка, складывание его характера.

В «Коне с розовой гривой» описывается мальчик Витя, которому бабушка пообещала купить пряник, который напоминал коня, за то, что он принесёт землянику. Бабушка хотела продать её. Все мечтали заполучить такой пряник, поэтому главный герой и его друзья отправились в лес для поисков ягод.

Витя собирал землянику, а мальчишки её ели и срывали. Когда они захотели съесть ягоды главного героя, тот поддался и позволил их съесть. Друзья сказали Вите, чтобы он вместо ягод нарвал травы, так он и сделал. В итоге бабушка не заметила подлости и уехала продавать «землянику».

Что чувствовал после этого мальчик? Он мучился, потому что ему было стыдно, страшно. Витя понял, что бабушка не только расстроится, но и накажет. Все мысли были только об обмане, стало тяжело играть, ходить на рыбалку. В итоге главный герой попросил у бабушки прощения, а она в свою очередь подарила ему пряник, как и обещала.

Мальчик запомнил этот пряник на всю жизнь как напоминание о том, что не нужно совершать таких низких поступков. Это был его урок, который он потом перенес во взрослую жизнь.

При анализе этого произведения становится ясно, что Астафьев хотел донести до читателя как важно быть ответственным человеком. Любой может оступиться, но он должен найти в себе силы признаться в ошибке, уметь искренне извиняться

Хорошо, что мальчик проанализировал действия, испытал чувство вины. Ведь благодаря этому он смог порабоать над собой и стать лучше. Также нужно уметь различать хорошие поступки от плохих.

Стараться знакомиться только с порядочными людьми и иметь собственное мнение. Не поддаваться манипуляциям «друзей». Настоящие друзья примут чужую точку зрения, не будут настаивать принять то решение, которое они хотят. А главное нужно ценить семью, заботиться об их душевном состоянии, приносить только хорошие эмоции, не расстраивать.

От себя хочу добавить о том, что Астафьев был прав, в молодом возрасте важно не попасть в плохую компанию. Ведь она может толкнуть человека на плохие действия, например, на распитие алкоголя, курение или на более серьёзные преступления

Такая компания может сбить жизненные ориентиры человека, влиять на его выбор в худшую сторону.

Проблема дружбы

В. Астафьев в своем произведении поднимает проблему ложной дружбы. Дети Левонтия оказывают негативное влияние на рассказчика. Когда они вместе идут собирать ягоды, ребята берут мальчика на «слабо», в результате чего вся земляника, собранная главным героем, была съедена. Причем рассказчику досталось лишь несколько ягодок, все остальное съели Левонтьевские. Съев свою ягоду, они специально подначивали главного героя, чтобы оказаться в равных условиях и съесть всю оставшуюся землянику. Ребят не грызли муки совести, для них такие подлые поступки – обычное дело. Таким же поступкам Левонтьевские пытались научить и главного героя. Такую дружбу нельзя назвать истинной.

«Конь с розовой гривой»: анализ произведения

Первые выводы об авторском посыле можно сделать, прочитав краткое содержание. «Конь с розовой гривой» — поучительный рассказ, в котором автор делится историей, повлиявшей на его личностное развитие. В полной мере оценить авторские идеи поможет анализ произведения:

«Конь с розовой гривой»: YouTube / Классное Чтение

История написания

Виктор Астафьев написал рассказ «Конь с розовой гривой» в 1963 году. Произведение стало частью повести «Последний поклон»: в ней писатель вспомнил свои юношеские и детские годы.

Автор описывает события, которые на самом деле произошли в его жизни:

  1. Как и Витька из рассказа, Астафьев рос без родителей. Когда его мать утонула, мальчику было всего семь. Отец создал новую семью и с сыном не общался.
  2. Самым близким человеком для будущего писателя была бабушка. В деревне по соседству с ней жил многодетный отец Левонтий. В детстве писатель дружил с его старшим сыном Санькой: ребята вместе ходили на рыбалку, купались в реке и нередко попадали в переделки.
  3. История с земляникой, пряником и обманом, описанная в рассказе, произошла с писателем в детстве.

Жанр произведения

Проанализировав особенности повествования Астафьева, делаем вывод, что «Конь с розовой гривой» — это рассказ. Об этом свидетельствуют его отличительные черты:

  • небольшой объем,
  • малое количество персонажей,
  • одно событие, вокруг которого строится сюжет.

Литературное направление, к которому относится данный рассказ, — реализм. Это подтверждает тот факт, что произведение основано на реальных воспоминаниях автора.

Композиция рассказа

Повествование ведется от первого лица и подано в формате мемуаров рассказчика. Несмотря на то что рассказ — часть повести, он имеет свою структуру сюжета. Она линейная, но немного отличается от классической:

  1. Рассказ начинается с завязки: Катерина Петровна поручает Вите собрать землянику и обещает пряник.
  2. Далее следует экспозиция: автор ближе знакомит читателя с главным героем, его бабушкой, соседской семьей и их жизнью.
  3. Кульминационный момент истории происходит, когда мальчик ожидает бабушкиной реакции.
  4. В развязке рассказа Витя мирится с бабушкой и получает заветный пряник.

Виктор Астафьев: YouTube / Краткая Биография

Смысл произведения

Данный рассказ — это взгляд взрослого человека на прошлые ошибки. Автор вспоминает историю из детства, в которой, по его мнению, поступил неправильно. Обманув бабушку, он не находил себе места, все время чувствовал вину. Посыл Виктора Астафьева заключается в том, что лучше всегда говорить правду, уметь признавать свои проступки и просить за них прощения.

У рассказа Астафьева поучительный и счастливый финал. Таким образом, раскрывается и суть заголовка. Конь с розовой гривой — это символ счастливых детских лет и памяти о родных людях, светлый след, оставленный ими в жизни рассказчика.

Герои рассказа

Раскрыть основную идею произведения автору помогли хорошо выписанные персонажи. Предлагаем краткую характеристику героев рассказа:

  • Рассказчик и центральный персонаж истории — Витя. Он добрый и бесхитростный, воспитан бабушкой в строгости и любви. Витя не против пошалить, хоть и знает, что бабушка будет недовольна. При этом мальчик растет ловким и самостоятельным, приобщен к хозяйству и работе. Он ценит бабушку и не хочет ее расстраивать, чувствует вину за обман.
  • Бабушка Вити, Катерина Петровна, очень мудрая и добрая. Этих качеств не умаляет ее строгость. Она учит внука жить по правде, оперирует народными присказками и поговорками, что свидетельствует о ее грамотности и остром уме. Несмотря на выходку внука, она задумывается, почему Витя пошел на этот обман, и все-таки покупает ему пряник, чтобы порадовать.
  • Дедушка Вити обладает спокойным темпераментом. Он очень близок с внуком и жалеет его. При этом не перечит методам воспитания Катерины Петровны, всячески поддерживая ее авторитет в глазах Вити. Он не ругает внука, а подсказывает ему, как лучше поступить, если неправильно с кем-то обошелся.
  • Семья Левонтия — второстепенные персонажи истории, однако прямо влияют на сюжет. Например, Санька — хитрый и хулиганистый мальчуган — подбивает Витю на обман. Его отец Левонтий — ленивый, но очень добрый мужик. Хоть его семья живет бедно, в день получки он не жалеет угощений для сироты-рассказчика.

Все персонажи влияют не только на ход истории, но и на мировоззрение главного героя. Весь рассказ — это своеобразная дань уважения автора тем людям, которые окружали его в детстве и влияли на его становление как личности.

Юным читателям непременно стоит познакомиться с рассказом. А взрослым произведение подарит улыбку и позволит вспомнить счастливые мгновения детства.

О чём рассказ «Конь с розовой гривой»

Содержание рассказа очень поучительно. Через него читатель видит, как маленький мальчик глубоко переживает из-за обмана, в который его втягивает соседский мальчик из неблагополучной семьи, который своим авторитетом пытается доминировать над всеми. Витя понимает насколько бабушка, которая его часто журит, хоть и за дело, безмерно его любит. Именно поэтому она привезла внуку пряник, несмотря на его обман. Поскольку она поняла откуда «ноги растут», школа соседских ребятишек.В рассказе подняты три нравственные проблемы:

  • Честности;
  • Долга;
  • Доброты.

Ещё один урок может извлечь читатель из рассказа — это не бояться просить прощения и всегда говорить правду, если даже очень стыдно и тяжело.

Краткий анализ

Год написания – 1963.История создания – Анализируемый рассказ – часть автобиографической повести «Последний поклон».В нем автор воспроизвел события, которые навсегда врезались в его память: смерть матери, жизнь с бабушкой, дружбу с соседским мальчуганом Санькой.

Композиция – Композиция произведения простая, однако, есть особенность: последовательность сюжетных элементов немного нарушена. Начинается рассказ завязкой, а уже далее следуют экспозиция, развитие событий, кульминация и развязка. Пейзажи и портреты в произведении лаконичные, но именно они помогают придать воспоминаниям выразительности.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

Недремлющая совесть

Необходимо осознавать: ложь рано или поздно получает наказание, как и находится человек, готовый поддержать тебя в беде и направить на верный путь, если ты оступился.

Под властью страха пойдя неверным путем, мальчик в конце концов понимает, что оступился, поддавшись ежесекундным эмоциям, и его начинает мучить совесть. Он не обучен обманывать, и это для него неприемлемо, в отличие от товарищей, которые его к обману и подвели.

Теперь главному герою приходится гадать, искать выход из сложившейся ситуации. Его внутренний мир будто развалился на множество частей. Наконец, он, постоянно сравнивая себя со злодеем и злясь на себя, решается во всем чистосердечно признаться бабушке.

Однако наутро, в то время, когда он запланировал этот поступок, страх снова берет вверх. И дальше он выбирает идти по ложной дороге. На протяжении всего повествования мальчик терзается нравственным выбором, какой путь предпочесть. Так проходит и вся жизнь человека: он проживает её, решаясь на те или иные поступки, поднимающие его в глазах общества или бросающие на дно гиблого в нравственном смысле «колодца».

Каковы они будут, зависит то, как человек пройдет этот жизненный путь. Очень часто необходима помощь со стороны близкого человека для того, чтобы:

  • выбраться из трудной ситуации;
  • определиться с верным выбором.

Совесть

За свои поступки рассказчик испытывает муки совести. Он не привык жить обманным путем, как это делают дети Левонтия. В отличие от них, мальчик понимает, что поступил неправильно, он старается исправить сложившуюся ситуацию. Герой не может заснуть, все думает о том, что он сделал: «Бабушку надул, калачи украл! Что только будет?». Он сравнивает себя с преступником, который вконец запутался. Мальчик решается все рассказать своей бабушке, но только утром. Однако решение свое герой не исполняет. На протяжении всего рассказа читатель наблюдает внутренний конфликт: главный герой постоянно находится перед нравственным выбором. Человек самостоятельно выбирает свой жизненный путь, однако ему нужно помочь в этом и направить на истинный путь. Именно это и делает бабушка рассказчика.

Нравственный выбор

Герой на протяжении всего рассказа выбирает, как же ему поступить в той или иной ситуации. Мальчик сам хорохорится, когда Санька предлагает ему съесть всю собранную землянику, он сам приходит к такому решению. Рассказчик самостоятельно выбирает обман бабушки: он наполняет туесок травой и накладывает на нее немного ягод. Герой самостоятельно крадет у бабушки калач, чтобы Санька не рассказал ей об обмане. Герой мучится и решает рассказать бабушке правду, однако он понимает, что зашел слишком далеко, поэтому его пугает то, что его ждет за такие поступки. Рассказчик нуждался в настоящей помощи, которую не смогли оказать дети Левонтия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: