Краткое содержание рассказа «Смерть чиновника» для читательского дневника (+ отзыв)
Антону Павловичу Чехову всегда удавалось подчеркивать в своих произведениях злободневные проблемы, волнующие каждого. Понятным для всех языком он раскрывал читателю многие человеческие грехи и слабости. Возможно, в каком-то из чеховских героев Вы узнаете себя. Сегодня Многомудрый Литрекон представляет Вашему вниманию краткий пересказ рассказа «Смерть чиновника» и отзыв для читательского дневника. Там изложены только основные события, составляющие сюжет книги в сокращении. А вот анализ произведения Вы найдете здесь.
Кратчайшее содержание (242 слова): В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, наблюдал «Корнельские колокола». Как вдруг, он неожиданно чихнул. Иван Дмитрич нисколько не смутился, утер нос платочком и продолжил глядеть в бинокль. Но тут он увидел, что впереди сидящий старичок начал вытирать свою лысину и заднюю часть шеи. Червяков был вынужден сконфузиться. Он решает извиниться перед мужчиной, потому наклоняется к нему вперед. В старичке он узнает статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения. Да, он не его начальник, но все же ситуация была неловкой. Прошептав сидящему спереди зрителю извинение, он снова сел, но беспокойство не отпустило Червякова, и он подошел к Бризжалову в антракте. На что генерал ответил, что уже и забыл о ситуации. Червяков углядел в этом ехидство и неискренность со стороны старичка.
Дома Иван Дмитрич рассказал обо всем жене; та, узнав, что Бризжалов «чужой», успокоилась, но посоветовала извиниться. На следующий день он пошел объясняться перед генералом. В его приемной было много людей, однако наш герой настырно стоял на своем. В ответ на извинения Червякова Бризжалов отмахнулся и обратился к следующему просителю. Это не устроило Ивана Дмитрича, и он уцепился за мужчину после приема всех просителей. Генералу было явно не до этого, и тогда Червяков решает написать ему письмо. Однако, придя домой, он не придумал письма. Пришлось ему на следующий день снова наведаться к Бризжалову. Генерал, разозлившись, выкринкул: «Пошел вон!!». В животе у Червякова что-то оторвалось, и он поплелся восвояси. Зайдя в дом, он лег на диван и … помер.
Отзыв (162 слова): Мое мнение о рассказе «Смерть чиновника» такое же положительное, как и отношение ко всей прозе Чехова. В этом произведении я вновь нашла остроумное описание внутреннего рабства человека, зависимого от условностей своей среды.
Рассказ не стоит воспринимать буквально. Антон Павлович Чехов скорее имел в виду не физическую смерть, а духовную, смерть внешней оболочки. Как мне кажется, главная мысль заключалась в том, что Червяков умер как личность – этим писатель хотел высмеять чрезмерное чинопочитание и раболепство. После прочтения рассказа у меня окончательно сложилось представление о «маленьком человеке». Мне понравился этот рассказ, так как, несмотря на его небольшой размер, он вмещает в себя много смысла. Произведение «Смерть чиновника» учит быть личностью и заставляет задуматься о собственном образе жизни.
Мое впечатление от прочитанной книги позволяет дать ей лестную рекомендацию. Каждый человек должен ознакомиться с ней еще до принятия на службу, чтобы всегда замечать малейшие изменения в своей душе. Как только у него появится желание раболепствовать перед начальством, ему пора покинуть это место, чтобы не прекратиться в Червякова.
Анализ произведения 3
Как тонкий психолог Чехов довольно точно описывал собственных героев и давал характеристики своим персонажам. В коротком рассказе Смерть чиновника рассматривается тема зависимости человека от общественного мнения и иерархическая структура общества.
Хотя человечество перешло в цивилизованную эпоху, до сих пор отношения строятся по принципу подчинения и власти, положение является определяющим фактором.
Рассказ представляет собой довольно легкий и простой до нелепости сюжет:
- главный герой (Червяков) чихает в театре и немного обрызгивает лысину впередисидящего генерала (Бризжалова),
- конфузится от этого и извиняется,
- после чего несколько дней подряд продолжает ходить извиняться,
- генерал отвечает любезно, но в итоге разражается,
- чиновник приходит домой и от шока оставляет этот мир.
Вообще этот сюжет передает основную эмоцию, которой управляется мир Червякова – страх.
Чехов любит использовать говорящие фамилии и тут Червяков наделяется весьма прямым намеком – он не более чем червь. Конечно, формально он экзекутор и уважаемый в обществе человек, который разгуливает по театрам, может себе позволить наслаждаться искусством. Тем не менее, его мир скуден как мир червя, он только маленькая деталь, маленький червячок в огромной системе животного мира.
После своего конфуза Червяков начинает опасаться не склюет ли его громада-коршун Бризжалов, который занимает значительно более высокое положение в социальной иерархии. Кстати, Бризжалов и ведет себя подобающим положению образом, он не реагирует гневно, легко понимает возможность такого конфуза. Он заслуженно стоит более высоко, так как является более разумным и понимающим существом, но в итоге и он превосходит границы своего терпения и просто срывается на мелком чиновнике, злясь на его невероятную тупость.
Подобным образом в животном мире более крупный хищник может скушать какую-то букашку или червячка, который ползает в ограниченном пространстве и никак не может отыскать выход. Бризжалов смотрит на эти движения, а потом просто «съедает» Червякова.
Рассказ, безусловно, создан не для того чтобы просто описать существующие устои, но для того чтобы указать и высмеять нелепость устройства общества и миропонимания некоторых людей.
Проблематика
Данное произведение отражает множество как вечных, так и насущных проблем.
Проблема чинопочитания. Чехов поднимает в рассказе «Смерть чиновников» проблему неправильной смены ориентиров: экзекутору важнее мнение генерала, а не судьба семьи, например. Человек меняет свои личные ценности на корпоративные. Это грозит опасным перевоплощением из личности в должностное лицо.
Произвол. Другая проблема состоит в том, что начальство реально представляет угрозу для подчиненных
Любого профессионала можно уволить абсолютно безосновательно, деятельность управленцев никто не контролирует.
Равнодушие в семье автор тоже не обошел вниманием: жена чиновника не оказала ему должной поддержки.
Неравенство. Героям даже в голову не приходит, что отношения между ними не должны быть иерархичными, каждый из них не признает себя равным другому, и при таком положении дел социальных противоречий не избежать.
Вот, о чем заставляет задуматься эта история: как не стать всего лишь механизмом государственной машины и не убить душу раньше тела? Таким образом, проблематика рассказа очень богата, несмотря на малую форму произведения.
Главные герои и их характеристика
Для усиления выразительности текста автор использует говорящие фамилии. Брюзжалов – от слова «брюзжать», то есть ворчать. Червяков – от слова «червь», то есть фамилия берет свое начало от ничтожного и слепого животного. Значит, герой подразумевается автором, как жалкое, беспомощное насекомое.
Иван Дмитриевич Червяков
– экзекутор. Внутренний мир персонажа такой же узкий, как червь: он ограничивается службой. Больше всего его беспокоит мнение общества о нем, а уж мнение вышестоящих он чтит, как закон. Когда он нечаянно чихнул, он воспринял это, как ужасную катастрофу. Его настолько взволновала реакция генерала, что он ее попросту придумал, наградив самыми жуткими красками. Значит, жизнь у него настолько пуста, что, кроме службы, его ничего не волнует. Он дошел до полного самоотречения во имя «прислуживания» вышестоящим чинам. По сути, его внутренний мир – это проекция внешнего: его формы, его положения, его статуса в обществе. Личного у него нет, он полностью приспособился к внешним обстоятельствам, похоронив свою индивидуальность. Выделяться для него – тяжкий грех. Он хочет не самовыражаться, а выражать чьи-то интересы. Образ главного героя в рассказе Чехова «Смерть чиновника» открывает тему маленького человека, распространенную в русской литературе. Персонаж унижен обществом, забит своим вечно подчиненным положением. Он полностью зависим от воли начальника и его готовности дать соизволение на что-либо. Постепенно он научился прислуживаться, а не служить, чтобы хоть как-то обеспечить себе и семье стабильность. Он настолько вжился в эту роль, что перестал видеть очевидные вещи и чувствовать что-то, кроме приниженности. Эволюция персонажа, которую мы лишь угадываем, оказывается деградацией личности до уровня безличного клерка. В нем не осталось ничего человеческого, только перечень должностных инструкций и норм приличий, которые он доводит до гротеска. Даже описания Ивана Дмитриевича Червякова в тексте нет.
Бризжалов
(статский генерал по ведомству путей сообщения) – почтенный и уважаемый чиновник, привык к безоговорочному повиновению. Однако ему неловко всерьез обсуждать тему поступка Червякова, он хочет сделать вид, что ничего не произошло. Но назойливость виновника инцидента выводит его из себя. И без того не слишком любезный к нижестоящему коллеге сановник грубо выгоняет его, теряя человеческий облик. Он кричит, ругается, теряет всю свою холодность и мнимую воспитанность. Неумение сдерживать свои эмоции выдает в нем типичного самодура, который то и дело срывается на своих подчиненных. Характеристика Бризжалова – это его пост. Он тоже лишен индивидуальных черт и предстает перед нами лишь очередным носителем признаков той или иной должности.
История создания
Существует несколько версий создания рассказа “Смерть чиновника”. Одна из них говорит о том, что история произошла в реальности, в Большом театре, о чём автор узнал от управляющего императорскими театрами.
По другой версии, источником вдохновения для Чехова стал Жемчужников Алексей, известный юморист и любитель розыгрышей. Ходили слухи о том, что шутник специально наступил на ногу одному высокопоставленному лицу, а после изводил его извинениями и визитами вежливости.
Третья версия появления чеховского сюжета: случай, который произошёл в Таганроге (на родине писателя) в 1882 году. Некий работник почты после конфликта с начальством пытался принести свои извинения, но его не приняли и не поняли. В отчаянии служащий покончил жизнь самоубийством. Как бы то ни было, художественно переосмысленный сюжет получил у Чехова воплощение в гениальном рассказе, написанном менее чем за два дня. Впервые опубликовано произведение было в 1883 году в журнале “Осколки” под псевдонимом А. Чехонте.
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Смерть чиновника»
- для самых компанейских — Главные герои «Смерть чиновника»
- для самых занятых — Читательский дневник «Смерть чиновника»
- для самых крутых — Читать «Смерть чиновника» полностью
7. Система образов произведения.
Червяков Иван Дмитрич, экзекутор (чиновник, ведавший хозяйственными делами учреждения), одержим пиететом по отношению к высоким чинам
В основе всех его извинений лежит принципиальное соображение, а именно: уважение к важной персоне — основа общества. Реакция генерала на его извинения очень удручает чиновника
Червяков производит впечатление весьма ограниченного человека, с узким взглядом на мир и с полным отсутствием человеческого достоинства.
Генерал Бризжалов, несмотря на высокий чин статского советника, выглядит в рассказе жертвой. Назойливые оправдания Червякова доводят Бризжалова, солидного человека, до исступления: затопал ногами и сорвался в крик «Пошёл вон!».
Композиция
Комическое и трагическое слилось в единое, благодаря мастерски подобранным художественным средствам в рассказе Чехова. Анализ произведения позволяет сделать вывод, что его композиция традиционна для малого жанра. На это указывает монолог повествователя, который вносит свою ноту в восприятие происходящего.
Личность рассказчика иногда всплывает достаточно ярко с комментариями и эмоциональной оценкой событий. В структуре рассказа просто выделить завязку, кульминацию и другие составляющие сюжета. Он динамичен и ярок, благодаря чеховскому лаконизму и точности. Каждое слово (фамилии персонажей, описание внешности) каждый звук, каждая фраза точны и выверены – они служат единой цели в творчестве Чехова. Мастер ситуативных зарисовок, он умело подаёт содержание в рамках традиционной композиции. Возможно, именно поэтому, практически все произведения Чехова экранизированы, ставятся на сцене театров и имеют большой успех у зрителей.
Действующие лица
Автор в рассказе максимально ироничен: его герой, обруганный генералом, не может совладать со своей рабской натурой, приходит домой, затем ложится и вскоре умирает. Действующие лица произведения настолько отличаются друг от друга духовно и морально, что даже общаются на разных языках.
В любом жесте и взгляде Бризжалова Иван видит подтекст, какой-то скрытый смысл. Отказ от здравомыслия, привычка зависеть от кого-либо играют главную роль в судьбе Червякова. Комичное и трагичное органично сочетаются в работах Антона Павловича. Его произведения заставляют читателей задуматься о законах, на которых строится общество.
Тематика «маленького человека» в произведении комбинируется с ограниченностью и чинопочитанием, что особенно характерно для времени, которое описывает Чехов. Запутанная иерархия превратила человека в подчиненного, лишая его возможности оставаться личностью. Чеховский рассказ актуален и в наше время. Краткая характеристика действующих лиц поможет лучше познакомиться с каждым:
- Иван. Однажды, сидя в театре и испытывая от этого истинное блаженство, персонаж чихает. Затем он замечает, что мужчина, сидящий прямо перед ним, начинает вытирать лысину. Червяков перестал наслаждаться постановкой и принялся извиняться перед Бризжаловым. В антракте он повторно приносит извинения «потерпевшему», хотя последний давно забыл об инциденте. Беспокойство нарастает, и герой решает прийти к генералу домой для прояснения ситуации. Преследует старика с объяснениями.
- Супруга Червякова. По мнению мужа, слишком холодно отнеслась к рассказу о случившемся. Она посоветовала Ивану извиниться перед Бризжаловым, чтобы не выглядеть в его глазах бескультурной личностью. Женщина не прояснила ситуацию, а напротив — придала ей лишнее напряжение. Героиня испугалась, что генерал может быть начальником ее возлюбленного.
- Генерал — пожилой мужчина, пользуется уважением у окружающих. В его доме всегда много гостей. Этот человек не придал случившемуся никакого значения. Терпеливо выслушивает многократные извинения. Не выдержав глупости и назойливости Ивана, в последнюю встречу крикнул ему: «Пошел вон!».
Проблематика
Несмотря на небольшой объем произведения, автору удалось в нем отразить множество важных социальных проблем, которые не перестают быть актуальными и в наши дни.
- Проблема чинопочитания. Антон Павлович поднимает остросоциальную проблему, которая заключается в неправильной подмене жизненных ориентиров у человека, пребывающего в зависимом положении. Так, для Червякова мнение генерала оказывается важнее его собственного. Он настолько погружается в переживания, что своими же силами доводит себя до нервного истощения и преждевременной смерти. К такому печальному результату приводит подмена ценностей, когда на первое место человек ставит не свои интересы, своей семьи, а интересы службы.
- Проблема произвола. Обратной стороной медали является деспотичное, надменное начальство, представляющее реальную угрозу для своих подчиненных. Оно способно по собственному желанию «казнить» и «миловать» зависимых от них людей, и никто деятельность этих «самодуров» не контролирует.
- Проблема равнодушия в семье. Для Червякова на первом месте была его служба, а не семья. Однако и супруга главного героя проявляла привычное равнодушие по отношению к мужу. Когда он пожаловался ей на случай в театре, она лишь отмахнулась от него.
- Проблема неравенства. Никому из героев – ни Червякову, ни Бризжалову – даже в голову не приходит, насколько неправильными, уродливыми являются их отношения, в основе которых лежит иерархическая система ценностей. Что самое печальное – каждый из них уверен, что неравенство между ними имеет под собой основание. При таком отношении социальные противоречия неизбежны.
5. Тема и идея произведения. Проблематика
Темой «Смерти чиновника» стал добровольный самоуничтожение человека, личность которого болезненно испытывает свое никчемное положение. Основной идеей произведения является необходимость сохранения собственного достоинства в обществе, среди людей. Так же произведение поднимает проблему отрицательного воздействия маленького человека на мировой порядок. Уязвленный осознанием своей ничтожности он вынужден на излишнее пресмыкательство перед своими вышестоящими начальниками, ведь любое заявление или шутка может повлечь за собой непредсказуемые последствия для личности.
Короткий пересказ «Смерть чиновника» Чехова
А.П. Чехов Смерть официальной сводки:
Артист театра чихает на генерала штата, начинает преследовать его с извинениями и даже приезжает к нему домой, где генерал его выгоняет. Вернувшись домой, преступник умирает от боли.
Палач Иван Дмитриевич Червяков смотрит в театре спектакль «Колокола Корневиля». Во время шоу Червяков чихает и обрызгивает старика, в котором он узнает государственного генерала Бризжалова, сотрудника Министерства путей сообщения. Смущенный исполнитель начинает шептать извинения. Бризжалов говорит: «Ничего, ничего…» и просит не мешать подслушивать.
В антракте к генералу подходит смущенный Червяков и снова извиняется. Мужчина говорит ему, что уже забыл это недоразумение, но мысли о случившемся исходят не из головы Ивана Дмитриевича. Придя домой, он рассказывает жене, как чихнул на высокопоставленного солдата. Жена сначала пугается, но, узнав, что генерал «иностранец», успокаивается и советует извиниться.
На следующий день Червяков надевает новую форму, стригется и идет к Бризжалову. На приеме исполнитель снова извиняется перед генералом, который говорит: «Что за чушь… Бог знает что!» и ведет дела с подписавшими сторонами.
Иван Дмитриевич считает, что Бризжалов даже не хочет с ним разговаривать, и решает, что его нельзя оставлять в таком состоянии. Когда генерал заканчивает с гостями, Червяков снова пытается извиниться. Бризжалов больше не хочет его слушать, считая это издевательством.
Червяков решает, что больше не будет извиняться, а напишет письмо. Однако письма он не написал и на следующий день сам пошел к генералу. Бризжалов в ярости гонится за Червяковым. Палач возвращается домой, не снимая формы, ложится на диван и умирает.
Заключение:
По сюжету Чехов ироничен до предела: его персонаж, оскорбленный генералом, не в силах справиться со своей рабской натурой, возвращается домой, ложится и умирает. Главные герои настолько разные духовно и морально, что говорят на разных языках. В каждом жесте и взгляде генерала Червяков видит скрытый смысл, обиду, подтекст. Привычка к зависимости, отказ от здорового мышления играет решающую роль в судьбе героя.
Тема «маленького человека» в повести сочетается с ограниченностью, клеветой и уважением к чину, что очень характерно для описываемого автором периода. Сложная и запутанная иерархия превращала людей в подчиненных, лишая их возможности быть личностью. Повесть Чехова звучит очень остро и актуально в наше время.
Это интересно: рассказ А. Чехова «Хамелеон» впервые был опубликован в 1884 году. Произведение вошло в сборник «Красочные рассказы» (1886). Краткое содержание чеховского «Хамелеона» вы можете прочитать на нашем сайте. По сюжету Чехов высмеивает таких беспринципных людей, как Очумелов, «хамелеонов», которые в зависимости от ситуации меняют свое мнение о том, что им наиболее выгодно.
Жанр
«Смерть чиновника» принадлежит к жанру «юмористический рассказ». Антон Павлович неспроста выбрал подобный жанр для того, чтобы высмеять царившие в его время пороки в обществе: чинопочитание, приспособленчество, лицемерие, стремление всегда и во всем угождать вышестоящим чинам. В своем произведении Чехов в свойственной ему ироничной манере раскрывает конфликт ложных и истинных ценностей. Писатель наглядно демонстрирует, насколько его герой и подобные ему люди далеки от внутренней свободы: стремясь угождать господам, они сами возвеличивают их в собственных же глазах, унижая при этом и втаптывая собственно «я» в грязь.
Сочинение на тему: Истолкование рассказа Чехова «Смерть чиновника»
Сочинение. Истолкование рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника»
Истолкование — я, ср. Действие по знач. глаг. истолковать. Такая характеристика слова дана в четырехтомном Словаре русского языка. Свою работу я решила начать с обращения к Словарю, чтобы почувствовать себя увереннее при рассмотрении рассказа, прозвучавшего в теме сочинения. Волнуюсь: ведь выбранная мной тема непроста. Остановилась именно на ней потому, что мне нравится этот писатель. Антон Павлович Чехов. Художественный талант писателя формировался в эпоху глухого безвременья 80-х годов минувшего столетия. Ему не довелось участвовать в каком-либо серьезном общественном движении. Он был свидетелем горького похмелья на отшумевшем еще в 70-е годы жизненном пиру… Весь пафос его творчества — осмеяние мира “человеков в футляре”, “толстых и тонких”, устремленность к новым формам жизни, человеческих отношений, к искусству, свободному от рутины, пошлости, сытости, — все это близко нам. В начале своего творческого пути Чехов сотрудничает в юмористических журналах “Осколки”, “Стрекоза”, “Будильник”. Юмор раннего Чехова глубоко содержателен: писатель высмеивает тупость, бескультурье, пошлость обывательской жизни (“Маска”, “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”), сочувствует “маленьким людям” (“Тоска”, “Горе”). Он по-новому решает излюбленный в нашей классике конфликт самодура и жертвы. От “Станционного смотрителя” Пушкина через “Шинель” Гоголя к “Бедным людям” Достоевского и далее к творчеству Островского тянется преемственная нить сочувственного отношения к “маленькому человеку”, к жертве несправедливых общественных обстоятельств. В 80-е годы, когда казенные отношения между людьми пропитали все слои общества, “маленький человек” превратился в мелкого человека, утратил свойственные ему гуманные качества. Одним из ярких образцов поэтики раннего Чехова является “Смерть чиновника” (1883). Фабула этой предельно динамичной, краткой новеллы получила особенную известность. Ранний, смешливый, юмористический Чехов, по сути, не так уж прост. Наивный с виду рассказ имеет внутренние секреты, ходы и сдвиги. “Маленький человек” Иван Дмитриевич Червяков, будучи в театре, нечаянно чихнул и обрызгал лысину сидевшего впереди генерала Бризжалова. Тяжело переживает это событие герой: он “посягнул” на “святыню” чиновничьей иерархии. Рассказ построен на любимом у раннего Чехова принципе резкой утрировки. Чехов виртуозно сочетает стиль “строгого реализма” с повышенной условностью. Генерал во всем рассказе ведет себя в высшей степени “нормально”, реалистически в узком смысле слова. Ведет себя именно так, как и повел бы себя действительный человек его склада в подобном эпизоде. Он сначала раздражен: вытирает платочком лысину. Потом он успокаивается, удовлетворен, так как неудобство миновало и перед ним извинились. Он еще более удовлетворен, но уже как-то настороженно: перед ним усиленно извиняются, слишком усиленно. И естествен ответ генерала: “Ах, полноте… Я уж забыл, а вы все о том же!” Затем он, как и следует, начинает входить в раж из-за глупости, чрезмерной трусости и, наконец, назойливости чиновника. На этом фоне условность и утрированность характера, поведения чихнувшего видны особенно резко. Чиновник чем далее, тем более по-идиотски ведет себя; он еще и “помирает” от всего этого. Вот как описана смерть Червякова: “Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван, и… помер”. Уже и во всей второй половине рассказа его поведение переходит пределы бытового правдоподобия: слишком он труслив, слишком назойлив, так в жизни не бывает. В концовке Чехов совсем резок, открыт. Этим “помер” он выводит рассказ (новеллу) за рамки бытового реализма, между “…чихнул…” и “…помер” внутренняя дистанция чересчур велика. Здесь — прямая условность, насмешка, казус. Поэтому рассказ этот ощущается как вполне юмористический: смерть воспринимается как несерьезность, условность, обнажение приема, ход. Писатель смеется, играет, само слово “смерть” не берет всерьез. В столкновении смеха и смерти торжествует смех. Он и определяет общую тональность произведения. Так смешное у Чехова переходит в обличительное. Идея абсолютной власти над людьми обыденных мелочей чужда и даже враждебна писателю
Повышенное, болезненное внимание человека к мелочам повседневности — это следствие незаполненности его духовной жизни. Чехов хотел, чтобы у каждого человека были высокие нравственные идеалы, чтобы каждый воспитывал себя: избавлялся от недостатков, повышал культуру
“В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”, — говорил он.