Жанр, направление, размер
Эмоциональность стихотворения, его лиричность и заложенные в нём философские размышления дают понять, что перед нами такой жанр поэзии, как элегия. Как правило, элегии наполнены печалью, некоторой интимностью и смысловой глубиной. Эти же признаки говорят нам о том, что литературным направлением произведения является романтизм.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, излюбленным стихотворным размером многих поэтов. Этот размер достаточно универсален и легко подстраивается под любую тему и идею. Ещё в античности ямб использовался для лирических и драматических произведений.
История создания
Молодой начинающий свой жизненный путь поэт Федор Иванович Тютчев на старте карьеры вынужден был отправиться на службу за границу. Он успел посетить многие города и села Франции и Германии. А Мюнхен стал любимым и почти родным городом поэта, в котором он провел много времени.
Тютчев настолько привык к заграничной жизни, что даже не думал о возвращении в Россию, хоть и понимал, однажды этому суждено будет случиться. Однако иногда он предавался философским размышлениям на эту тему. Поэт пытался понять, почему даже в обожаемом городе в компании близких людей и любимой жены его иногда одолевает всепоглощающая тоска и печаль.
В попытках познать природу этого чувства поэт в 1835 году, находясь в Мюнхене, написал произведение «С поляны коршун поднялся».
Однажды Тютчев стоял у окна и увидел коршуна, который взвился в небесную высь и летел вверх, пока не скрылся из виду. Наблюдение за птицей и подтолкнуло поэта на создание стихотворения. Федор Иванович восхищался коршуном и даже несколько завидовал его возможностям и свободе, ведь человек не в силах передвигаться так же быстро, как коршун.
Анализ стихотворения
Начинается стих Тютчева «Коршун» с четверостишия, в котором нарисована спокойная картина — коршун, мирно сидящий на поляне. Птица взлетает и плавно поднимается в небеса, набирая высоту. Повествование льется в размеренном и спокойном темпе, показывая безмятежность птичьего полета, описывая равномерную динамику его движений — как он машет крыльями, поднимаясь над землей. Все описание предстает перед читателем как замедленные кадры из кинофильма, как будто автор заимствовал у природы одну из ее картинок.
Cтихотворение «С поляны коршун поднялся» Тютчева пронизано яркими описаниями природы. Каждая последующая строка показывает нарастающее движение коршуна:
- Сначала он взлетает, начиная свое движение вверх. Он движется в определенном направлении — в небесную высь.
- Постепенно огромный простор неба занимает все большее место в описываемой картине, а птица становится в размере все меньше и меньше.
- И вскоре коршун вовсе исчезает из поля зрения читателя.
Всего четыре строки, а проносятся несколько кадров, сменяя друг друга, словно в киноленте. Только что коршун сидел на поляне, взлетел, поднялся ввысь и исчез из поля зрения. Следующее четверостишие показывает авторские размышления об увиденном, его философские размышления. Он рассуждает о сложных отношениях человека и природы, противопоставляя их друг другу. В этом и есть идея произведения.
Сначала идет описание коршуна, как представителя природного мира. Поэт рисует мощный образ с его сильными и большими крыльями
Он обращает особое внимание на то, что природа наделила коршуна особой силой. Сравнивая его с человеком, автор отдает предпочтение птице, которой и посвятил тему стиха
Он видит в образе всю мощь и силу, дающую возможность коршуну подниматься высоко в небо и парить там, рассматривая землю сверху. Описывая человека, автор отмечает, что он находится в грязной и пыльной среде обитания, видит парящую в небесах птицу и мечтает полететь также высоко и свободно, но это невозможно. Он просто прикован к земле своими заботами.
В четвертом блоке стихотворения заключена его основная мысль. Человек называет себя всемогущим. Он считает себя земным царем и правителем всего мира. Однако он лишен самого главного — настоящего чувства свободы, которой обладают истинные дети природы. Судьба человека — находиться в грязи и пыли, быть привязанным к земле и только мечтать о свободном полете в небесной вышине.
Делая анализ стихотворения «Коршун» Тютчева, видно, что даже настроение заметно меняется от одной строфы к другой. Если в самом начале автор писал с восторгом и восхищением, показывая величественную картину красивого и свободного полета коршуна, то постепенно эти эмоции меняются на сожаление и печаль.
Основная тема
У стихотворения философская тематика. Основная тема — описание свободолюбивого коршуна, который в состоянии выбирать, где ему находиться, в отличие от человека. Птице природа подарила два крыла, чтобы она могла свободно перемещаться и летать, куда ей заблагорассудится. Она не зависит от обстоятельств, а подвластна лишь своим желаниям.
Идея стихотворения состоит в том, что автор видит себя закрепленным за одним местом, и оттого его удел лишь печально смотреть на то, как улетает свободная птица, не имея подобной возможности.
В XXI веке может показаться, что тема, поднятая Тютчевым, потеряла свою актуальность, ведь в это демократичное время людям могут жить в какой угодно стране. Помимо этого, появились самолеты, при помощи которых можно быстро добраться в любую точку мира. Тем не менее у самого человека без сторонней помощи все так же нет возможности подняться в небо и перенестись в нужное место. Он, как и прежде, привязан к земле.
В русской литературе есть множество стихотворений, в которых природные мотивы пересекаются с философскими мыслями поэтов. Подобную лирику писали представители как золотого, так и серебряного века: Пушкин, Фет, Блок, да и сам Тютчев. В «С поля коршун поднялся» Федор Иванович поднимает проблему внутренней неволи человека через пейзаж.
В произведении описываются чувства лирического героя, смотрящего на коршуна. Птица с легкостью отрывается от земли, а затем взлетает ввысь. Перед ней нет никаких преград, ее ничего не держит на земле. Птичка свободна, и поэтому у нее есть возможность улететь за небосклон. После того как коршун скрылся с поля зрения, лирический персонаж начинает рассуждать о своем существовании.
Поэт в стихотворении проводит параллели между жизнью коршуна и человека. Тютчев считает, что сама природа подарила птицам крылья и возможность быть свободными. У человека другая участь, менее веселая. Он царь земли, что неспособен ее покинуть, и оттого это звание пустое.
Автор крайне кратко рассуждает о существовании человека и внутреннем мире лирического героя. Кажется, он просто констатирует общепринятые факты. Но такому мастеру слова, как Тютчев, достаточно и пары строчек, чтобы заставить читателя проникнуться проблемами персонажа и задуматься над поднятой темой.
Стихотворение Ф. Тютчев «С поляны коршун поднялся» – анализ по плану
Вариант 1
История создания
Произведение было написано в 1835 году в Мюнхене. Поэт уже не надеялся вернуться в Россию, но знал, что такая поездка ему еще предстоит. За границей он жил с любимой супругой и, кажется, был счастлив, но что-то время от времени нагоняло тоску. Такое настроение выливалось на бумагу.
К созданию стихотворения поэта подтолкнуло наблюдение за коршуном, который свободно парил над землей, уходя постепенно за небосклон. Увиденное стало основой для проведения параллели между человеком и птицей.
Опубликовали творение Тютчева только спустя более сорока лет – в 1879 г.
Тема
В русской литературе эпохи Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева немало примеров стихов, в которых пейзажные мотивы переплетаются с размышлениями над философскими проблемами. В анализируемом стихотворении поэт раскрывает тему внутренней несвободы человека, используя для этого пейзажную зарисовку. Поэт реализует идею о том, что человеку лишь кажется, что он царь земли. На самом деле, он привязан к ней. В то время как животные и птицы свободны, человек «в поте и пыли», он не может разбить оковы общества.
В центре стихотворения лирический герой, который наблюдает за коршуном. Птица легко поднимается с поляны, а потом взлетает прямо в небо. Преград она не видит, ведь на земле ее ничего не держит. Коршун свободен, поэтому может «уйти за небосклон».
Когда птица скрывается с поля зрения, лирический герой задумывается о собственной жизни. Он проводит параллель между птицей и человеком. Мужчина считает, что крылья и свободу коршуну даровала сама природа. Человеческая участь кажется ему не такой веселой. Он царь земли, но покинуть ее не может. От такого положения дел гордое звание блекнет.
Размышление о человеческой жизни лаконичное. Кажется, что автор только констатирует факт. Тем не менее, двух строчек достаточно, чтобы читатель понял переживания лирического героя и тоже задумался над проблемой.
Последние строки написаны от первого лица. Это сближает читателя и лирического героя, подсказывает, что лирический герой сливается с образом автора.
Композиция
Композиция стихотворения несложная. Автор строит ее в виде монолога лирического героя, включая в него описание и рассуждение. По смыслу произведение делится на две части: пейзажная зарисовка и размышления лирического героя, в которых чувствуется философский оттенок. Части разные по объему, большинство строк посвящено природе. Формально стихи состоят из двух катренов.
Жанр
Жанр произведения – элегия, так как настроение монолога грустное, в последних строках чувствуется разочарование. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. В стихе используется перекрестная рифмовка АВАВ. В стихотворении только мужские рифмы.
Основное настроение
Лирический герой испытывает восхищение и тайную зависть по отношению к свободной птице. Полет коршуна символизирует для поэта подлинную свободу от проблем, гнетущих человека. Сам текст одновременно дышит и радостью, ведь лирический герой наблюдает подлинно прекрасное явление, и грустью, поскольку улететь ввысь за горделивой птицей он не сможет.
Коршун стремится в небо, в прекрасную и опасную даль, а «царь земли», как Тютчев иронично называет человека, вынужден оставаться на пыльной земле. Говоря так, автор сожалеет о природной ограниченности людей, которые не смогут покорить небо. Поэтому в тексте звучат нотки грусти и тоски.
История написания
Тютчев состоял на дипломатической службе, и более двадцати лет жил вдали от родины, в Мюнхене. Все это время он был со своей семьей, занимался любимым делом и жизнь его нельзя назвать тяжелой. Мюнхен давно стал ему родным. Однако поэта частенько посещали печальные мысли о существующих порядках и режимах. Это вполне соответствовало тому времени. Все его философские размышления, впечатления и переживания находили свое отражение в его произведениях.
Казалось бы, обычная картина — полет птицы. Но у поэта это целая философия жизни человека. Сравнивая человека со свободной птицей, он сознательно пытается показать, что человек связан условностями, обязанностями, вся его жизнь подчиняется определенным правилам, заставляющим его выполнять какие-либо обязанности. Он не может поступать так, как ему хочется. Его земное существование не позволяет оторваться и взлететь над суетой земной жизни.
Все стихотворения Тютчева, написанные в этот же период, посвящены природе и человеку. Он наблюдает за явлениями окружающего мира и связью их со всем живым. Пытается понять, какие ее силы движут человеком и всем живым. В каких-то произведениях его размышления овеяны грустью, в каких-то восторгом, но всегда он пытается найти место человека в природе и определить его роль.
Композиция и жанр
Стихотворение по жанру относится к элегии, поскольку в нем преобладает грустное настроение и ощущается разочарование.
Произведение относится к романтизму. Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Тютчев при написании произведения использовал перекрестную рифмовку. В стихе исключительно мужская рифма.
У произведения несложная композиция. Федор Иванович выстроил ее в виде монолога лирического героя.
По смыслу стихотворение поделено на две части:
- описание пейзажа;
- размышления, в которых ощущается философия персонажа.
Эти две части разные по размеру, большая часть стиха посвящается природе. Стихи состоят из двух четверостиший.
Сюжет начинается с полета коршуна. Начало произведения спокойное и размеренное, но в то же время оно наилучшим образом описывает картину, увиденную поэтом. В следующей строфе лирический герой сравнивает себя с птицей, которая прекрасна, свободна и сильна. В последней строчке передается весь смысл стихотворения.
Основная мысль
коршун поднялсяфилософский взгляд
Поэт с восторгом наблюдает за процессом полета до тех самых пор, пока коршун не исчезает из виду. Он восхищается способностью птицы свободно возноситься над миром и хотел бы так же точно воспарить над всей суетой. Небо в данном случае представляет собой символ свободы, той самой свободы, до которой никогда не дотянуться человеку.
Но почему же человек, тот самый венец творения, высшее существо, не может быть столь же свободным, как этот коршун, который поднялся ввысь и улетел туда, куда ему самому захотелось. Ведь человек тоже часть природы, но не дано ему стать с ней одним целым.
Основная мысль стихотворения заключена как раз в его последней строчке. В ней присутствует противоречие – «царь земли», владеющий и повелевающей ею, не может существовать без нее до такой степени, что сам к ней и прирос. И сжигает его тоска по небесным просторам, и завидует он детям матери-природы, способным парить над землей.
Тяжело быть царем земным, ведь земля не отпускает, а небо ему неподвластно. Прирос человек к юдоли земной, всеми своими чувствами и мыслями, и никак не может вырваться за пределы так называемого круга земных забот.
История возникновения
Стихотворение датируется 1835 годом. Федор Иванович Тютчев проживал в Германии. Рожденный в России, он оказался гражданином другой страны. На момент написания стихотворения Тютчев уже 14 лет находился вдали от родины. Этот факт накладывает отпечаток на его лирику.
Тютчев счастлив в браке с уроженкой Касселя — небольшого городка в Германии. У них рождаются три дочери, но семейное счастье не приносит удовлетворения. Душа поэта никогда не находит покоя на чужбине, страдая от расставания с родными местами. Так было рождено знаменитое стихотворение.
Произведение долго хранилось в черновиках поэта. Опубликовали его лишь спустя 40 лет — в 1879 году. Это произошло уже после смерти Федора Ивановича.
Средства выразительности
Пейзажную зарисовку Тютчев создал с использованием художественных средств. Они также являются основой размышления лирического героя.
Преобладают в тексте метафоры
: «ушел за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли». В последней метафоре автор использует тавтологию
, повторяя слово « земли ». Такой прием не режет слух, наоборот, удачно подчеркивает ключевую мысль. Эпитетов
в стихотворении мало, но именно они показывают силу птицы, которой восхищается лирический герой: «я, царь земли, прирос к земли».
Речь лирического героя эмоциональная, поэтому значительную роль играют восклицательные синтаксические конструкции. В некоторых строфах используется аллите-рация, например, полет птицы описывается словами, в которых преобладают согласные «с», «ш», «л»: «Всё выше, далее вьется он — и вот ушел за небосклон» . Кажется, эти согласные воспроизводят шум крыльев и картину плавного полета птицы.
Великие о стихах:
Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.
Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.
Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.
Марина Цветаева
Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.
Гумбольдт В.
Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.
Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.
Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда… Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.
А. А. Ахматова
Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.
И. С. Тургенев
У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.
Г. Лихтенберг
Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.
Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.
Мурасаки Сикибу
Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.
Александр Сергеевич Пушкин
— …Хороши ваши стихи, скажите сами?– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…
Михаил Афанасьевич Булгаков. «Мастер и Маргарита»
Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.
Джон Фаулз. «Любовница французского лейтенанта»
Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.
Александр Александрович Блок
Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки
Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами — нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки
Макс Фрай. «Болтливый мертвец»
Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…
Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!- Мои стихи не печка, не море и не чума!
Владимир Владимирович Маяковский
Стихи — это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему — гоните критиков. Они — лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас — это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.
Борис Кригер. «Тысяча жизней»
Стихи — это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.
Жанр и структура стихотворения
Стихотворение написано в жанре элегии. Монолог автора пропитан грустью и печалью. Чем ближе к финалу, тем отчетливее ощущается разочарование автора. В стихотворении преобладают метафорические выражения.
Размер произведения — четырехстопный ямб. Структура и композиционное построение простое. Лирический герой выстраивает монолог, рассуждая и описывая происходящее. Структура также включает в себя пейзажную зарисовку и философское рассуждение.
Два катрена (четверостишия) — это формальный состав стиха. Присутствует некая разрозненность составных частей стихотворения Тютчева. По объему они разные. Основная эпичная зарисовка, содержащая подтекст разочарованности, помещена в финале.
Темы, проблемы
Основной темой произведения Федор Иванович показал истинную свободу птицы и заключение человека. Ставя в противовес друг другу два состояния, он как нельзя лучше подчеркивает эту разницу. Человек слишком скован своими страхами, обязательствами и ограничениями. Он даже мысленно лишен возможности познать истинную свободу. Коршун же, вольная и свободная птица, познает в полной мере счастье быть свободным и независимым. Земная жизнь пуста и ограничена, чего не скажешь о небе, которое во все времена олицетворяло безграничную волю и свободу.
Все стихотворение пронизано грустным настроением, что и неудивительно. Человек бессилен и неспособен что-то изменить. Все за него решила природа, которая изначально лишила его возможности летать и изведывать новые горизонты. Птица же с самого начала имела крылья и возможность летать. Ей никогда не понять приземленного человека, который по-хорошему всю жизнь находится в клетке. Он прикован к земле, что и является его ограничением. Финал стихотворения лишь подчеркивает весь трагизм ситуации, давая понять, что люди никогда не смогут обрести истинную свободу и счастье.
Особенности и размер
Это очень короткое, но содержательное стихотворение состоит всего из восьми строчек. В них не имеется ничего лишнего, благодаря этому, слушать стих приятно. Однако автор вместил целую картину с насыщенными и емкими образами, сравнил и противопоставил человека и природу.
Для написания использован четырехстопный ямб с четким ритмом и практически отсутствием пауз. В повествовании применяются динамические выразительные глаголы, искусно показывающие движение и развитие действий. Для большей торжественности используется ударение на последних слогах многих глаголов. Поэт умело вставляет архаичные слова, синтаксическое удвоение. Называя природу матерью коршуна, автор намеренно указывает на связь свободной и гордой птицы с породившей его природой.
«С поляны коршун поднялся…», анализ стихотворения Тютчева
Фёдор Иванович Тютчев написал стихотворение «С поляны коршун поднялся» в 1835 году. Это был так называемый второй период в творчестве поэта. Жизнь его протекала в то время за границей, в Мюнхене. Он служил камергером. Работа не занимала много времени, и Тютчев в свободное время писал стихи и занимался делами дома и семьи. Стихотворение получилось изящным, кратким, афористичным.
Главная тема стихотворения — отношение человека к природе, к свободе, воле, к себе, к своему предназначению на земле. Мы наблюдаем острую, болезненную зависть человека к птице как к живому произведению природы. Зависть эта не чёрная, она благородная и искренняя. В ней слышится восхищение свободным полётом коршуна, его независимостью и безразличием к земным заботам. Коршун поднимается с поляны гордо и равнодушно, небо влечёт его инстинктивно. Тютчев стихотворением хотел донести до читателя никчёмность чрезмерной человеческой суетливости. Оказывается, сила живущего — в смелом прыжке, во взмывании вверх, в преодолении условностей и помех. У поэта коршун не просто птица, а птица — высокого полёта. Тютчев между строчками призывает людей жить свободно, широко, в гармонии с собой, с совестью и миром, который даёт человеку многолетний приют.
Сюжетную линию стихотворения можно разбить на событийные отрезки:
- Поляна. На ней сидит коршун.
- Коршун медленно отрывается от поляны. Взмахи крыльев его пока медлительны и грациозны.
- Птица мгновенно набирает обороты. Взвивается в небо, как стрела.
- Коршун летит всё выше, становится точкой и исчезает в облаках.
- Автор размышляет о том, что природа благосклонно когда-то подарила коршуну отличное средство для полёта — сильные, быстрые крылья.
- Автор разочарованно сетует о жизни человека на земле. Он не понимает, почему царь земли — человек прирос к ней мёртво и трудится на её благо в суровых жизненных условиях. И почему простая птица так счастлива в своём поднебесье.
Чтобы определить размер стихотворения, нужно разбить строчки на слоги:
Ударение падает на 2, 4 и 8 слоги. Слоги чётные. Вывод: это ямб с конечным пиррихием. Стихотворение состоит из двух четырёхстрочных строф. В первой строфе — наблюдение за полётом коршуна. Во второй — размышление автора о несправедливом решении матушки-природы. Рифма — смежная (рифмуются соседние строчки: 1 и 2-ая; 3 и 4-ая), мужская (рифмуются последние ударные слоги).
В стихотворении есть эпитет «живые крыла» (энергичные, здоровые); олицетворения — «коршун взвился, вьётся», «ушёл за небосклон», «природа-мать дала», «прирос к земли»; устойчивые метафоры — «природа-мать», «царь земли».
Образ лирического героя — образ человека, стремящегося к независимости и свободе. В образе коршуна собрано представление о вольной, беспечной жизни. Воля и свобода сравнивается с небом, с полётом, с личным, неприкосновенным пространством, с правом выбора жизненной территории.
В поэтической направленности стихотворении «С поляны коршун поднялся» прослеживаются и признаки европейского романтизма, и ноты чисто русского лиризма. Один из самых ярких литературных критиков 20 столетия Юрий Тынянов считал, что почти все стихи Тютчева — это «сжатые оды». Сложно назвать разбираемое стихотворение одой, даже сжатой. Но что-то героическое в нём всё-таки есть. Лучше всего отнести его к элегии, так оно проникнуто грустью и лёгкой печалью.
- Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
- «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
- «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
- «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
- «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева
- «Умом Россию не понять», анализ стихотворения Тютчева
- «Фонтан», анализ стихотворения Тютчева
- «Неохотно и несмело», анализ стихотворения Тютчева
- «Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Тютчева
- «Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева
- «Листья», анализ стихотворения Тютчева
- «День и ночь», анализ стихотворения Тютчева
- «Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева
- «Предопределение», анализ стихотворения Тютчева
- «Полдень», анализ стихотворения Тютчева
По произведению: «С поляны коршун поднялся…»
По писателю: Тютчев Федор Иванович
Сравнение с другими поэтами
Лирическая эпоха, где свою восторженную мысль преподносили многие поэты, частично отражает стиль и жанр стихотворения Тютчева. Лирика, наполненная выразительным описанием живописной природы, присуща тому периоду. Например, в поэтическом видении Фета ярко выражена пейзажная картина. В стихотворениях Блока основную идейную нить составляют философское рассуждение, ноты декаданса, депрессивности и трагизма, появляющиеся от несбыточных надежд. В жанре произведения Тютчева сплелись разные направления:
- пейзажное описание и трагическая песнь души;
- красота и неволя, тяготящая и давящая;
- непомерная тоска среди величия небес.