Гдз русский язык учебник канакина, горецкий 2 класс 2 часть. ответы на задания

3 класс. русский язык. правописание проверяемых букв согласных в корне слова

Звуки

Звуки речи
отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова.Звук
является наименьшей основной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но, в отличие от них, звук не имеет смыслового значения. Но, именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом и ром — различие в одном звуке. Звуки создают звуковую оболочку слов и этим помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию. С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое: сук -лук — тук — ток — рок — рот — ром — том — ком -… (при изменении одного звука меняется слово).

Слова различаются:

  • количеством звуков, из которых они состоят: ворона (6 звуков) — воронка (7 звуков), спор — спорт;
  • набором звуков:
    • различие в одном звуке: лимон — лиман ;порт — торт , лук — сук ;
    • различие в нескольких звуках: загар — забор ; фасоль — пароль ;
  • последовательностью расположения звуков: куст — стук ; нос — сон ;
  • звуки в словах могут полностью не совпадать: школа — учитель ; карась — сом , дом — хата .

Образование звуков и их классификация.

Звуки речи образуются во время выдоха: выдыхаемая из лёгких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость. Колебаниями воздуха и работой речевого аппарата
(гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, нёбо, язык, губы, зубы) формируется звук.

В образовании звуков речи участвуют тоны (голос) и шумы.Когда выдыхаемый воздух проходит в гортани через напряженные голосовые связки, что вызывает ритмические колебания связок, возникает голос
(тон).
Шум
образуется в ротовой полости, когда выдыхаемый воздух преодолевает препятствия (щель или смычку), которые образуются нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом.

Когда выдыхаемый воздух без препятствий
проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость, которая может менять свою форму, образуются гласные звуки
.
Они состоят только из голоса, они самые звучные. Если приложить палец к гортани и произнести гласный звук , , , , , , то можно почувствовать как дрожать голосовые связки. Гласные звуки можно петь.

Если выдыхаемый воздух встречает преграду
в ротовой полости, то образуются согласные звуки

. В их образовании уже участвует и голос, и шум. Согласные звуки, в образовании которых участвуют голос и шум, называют звонкими
. Если в создании звука голос преобладает над шумом, то такие звонкие согласные звуки — сонорные
. Глухие звуки создаются только шумом без голоса (голосовые связки расслаблены, не дрожат).

Звуки речи по степени звучности(по количеству голоса и шума):

  • гласные: , , , , ,
    — в их образовании участвует только голос;
  • звонкие:
    • сонорные согласные: , , , , , , , ,
      — голоса больше, чем шума, всегда звонкие, непарные звонкие;
    • шумные звонкие согласные: , , , , , , , , , ,
      — шума больше, чем голоса, парные звонкие (в речи иногда используется звонкий звук :
      жюри , вожжи ) ;
  • шумные глухие согласные: , , , , , , , , , , , , , , ,
    — состоят только из шума.

Обратите внимание, что гласные и согласные звуки (звонкие и глухие) различаются степенью участия голоса и шума, по способу образования (встречаются или не встречаются препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха). Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости — положения языка и губ

Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости — положения языка и губ.

Звучание каждого согласного зависит от работы органов речи. Согласные звуки бывают сонорными и шумные, а шумные — звонкими и глухими в зависимости от участия голоса и шума в их образовании. Согласные различаются также по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образовано препятствие, через которое проходит выдыхаемый воздух (губные, язычные и т.д.).

Согласные звуки делятся на твердые и мягкие

. Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их образовании язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.

Решаем задачи в корнях имён прилагательных:

А как ре­шать за­да­чи в кор­нях имён при­ла­га­тель­ных?

У_ кая –

Лё_кий –

Кре_кая –

По­про­бу­ем по­до­брать од­но­ко­рен­ное слово (на­при­мер, ска­зать лас­ко­во).

Узкая – узенький

Лёгкий – лёгонький

Крепкая – крепенький

Узна­ли суф­фик­сы -еньк-, -оньк- с умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ным зна­че­ни­ем?

Узенький, лёгонький, крепенький

А как про­ве­рить слово ги_кий? Ведь «ги­бень­кий» так не го­во­рят.

Надо из­ме­нить слово по ко­ман­де во­про­са каков?

Спра­воч­ное бюро: гибок, цепок, робок, хру­пок.

Под­бе­рём эти слова к про­ве­ря­е­мым сло­вам.

Гибок – гибкий

Цепок – цепкий

Робок – робкий

Хрупок – хрупкий

Узнать буквы в кор­нях имён при­ла­га­тель­ных можно так.

1.    По­до­брать од­но­ко­рен­ное слово (на­при­мер, ска­зать лас­ко­во).

2.    Из­ме­нить слово по ко­ман­де во­про­са каков?

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Правописание согласных в корне слова в некоторых случаях мы пишем правильно даже без знания правил. Например: мир, стол, дом, сон, мох. Звонкие и глухие согласные в этих словах непарные и всегда пишутся одинаково. Ведь на их месте нет выбора букв, а значит нет и орфограмм.

А вот с правописанием парных согласных глухих и звонких звуков в корне слова дело обстоит сложнее.
 
Парные звонкие и глухие согласные звуки всегда надо проверять, потому что на их месте могут стоять разные буквы. Например: обед, свет, кошки, ложки.

Перечислим буквы парных согласных: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Проверить правописание парных согласных звонких и глухих звуков можно разными способами.

Изменение формы слова

Чтобы проверить сомнительный парный согласный звук в слове, надо изменить его форму или подобрать такое однокоренное слово, чтобы за проверяемым согласным был гласный звук или стояли согласные л, м, н, р. Например: смазка — смазать, молотьба — молотить, гриб — грибы, грибной. 

В слове свадьба надо писать букву д, хотя в однокоренных словах сват, сватать пишется  т. В слове лестница надо писать букву с, хотя в однокоренном слове лезу пишется з. В слове отверстие тоже пишется  с, хотя в однокоренном слове отверзать стоит буква з.

Чередование согласных

Для проверки согласных в слове иногда можно использовать чередование звуков: г-ж, ц-ч. Например: коврижка, пичужка (образованы от слов коврига, пичуга, с чередованием  г-ж); скворечник (образовано от слова скворец, с чередованием ц -ч).

Для вашего удобства мы собрали корни с чередующимися согласными в одну таблицу.

Правописание согласных в корне слова, таблица
Корень с чередующимися согласными  Примеры
к-ч клок — клочок, звук — звучать
ц-ч яйцо — яичко, птица — птичка
к-ц-ч лик — лицо — личный, рыбак — рыбацкий — рыбачит
г-ж флаг — флажок, круг — кружок
г-ж-з подруга — подружка — друзья
г-ж-ч стригу — стрижка — стричь
х-ш пух — пушинка, горох — горошина
с-ш покрасить — покрашу, высокий — вышка
з-ж мазь — помазать — помажу, морозить — мороженое
ск-ст-щ отпускать — отпустит — отпущу
т-ч ответ — ответить — отвечать
т-ч-щ свет — свечка — освещать
д-ж-жд ходить — хожу — хождение
б-бл любовь — любит — люблю, гребля — гребет
п-пл покупка — купит — куплю
в-вл ловля — ловить — ловлю
ф-фл разграфить — разграфленный
м-мл дрема — дремать — дремлю
д-с веду — вести
т-с плету — плести

Иногда некоторые слова с одним и тем же значением имеют два варианта написания. В них нельзя ориентироваться на чередование согласных звуков. Например: галоша —  калоша, дискутировать — дискуссировать, синтаксический — синтактический, апокалипсический — апокалиптический.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Как проверить парные согласные в слове?

В таких случаях помним, что в написании парных согласных букв не следует полагаться на произношение слова. В русском языке многие слова пишутся не так, как слышатся. На письме оглушение и озвончение согласных не обозначается. Морфема сохраняет свое единое написание вне зависимости от звучания, кроме случаев чередования. Обратимся к правилу написания парных согласных.

Правило
В слове пишется та буква, которая выступает в форме этого слова или в родственном слове, если за согласным стоит гласная буква или «л», «м», «н», «р», «в».

Чтобы установить истинный характер согласных корня и проверить парные согласные, предпримем следующие шаги:

1. поставим слово с сомнительным конечным согласным в форму множественного числа:

  • краб — крабы;
  • покров — покровы;
  • сапог — сапоги;
  • город — города;
  • отказ — отказы;
  • голос — голоса;
  • отклик — отклики.

У слова «молодёжь» нет формы множественного числа. Тогда прибегаем к другому способу проверки.

2. Образуем форму родительного падежа единственного или множественного числа, в чём нам помогут слова «много» или «нет»:

  • молодёжь — много молодёжи;
  • ералаш — нет ералаша;
  • коробка — много коробок;
  • коврижка — нет коврижек.

После сомнительного согласного появился гласный звук, который прояснил его звучание.

3. Поищем родственное слово, в котором после проверяемого парного согласного окажется гласный звук или сонорные «н», «л», «м», «р»:

  • пляж — пляжный;
  • складка -складывать;
  • ошибка — ошибочка, ошибочный;
  • лапка — лапа, лапочка;
  • повозка — возить;
  • рубашка — рубашечный.

Во многих словах русского языка, чаще всего заимствованных, нельзя проверить парные согласные с помощью «контрольного слова». Это словарные слова, написание которых запомним:

  • анекдот
  • вокзал
  • бутсы
  • зигзаг
  • космонавт
  • муфта
  • рюкзак
  • футбол

и пр.

Парные по твердости/мягкости

Большинство согласных звуков имеют пару по твердости/мягкости.

К таким согласным относятся: – , – , – , – , – , – , – , – , – , – , – , – , – , – , – .

Твердые и мягкие звуки различаются положением языка при произнесении: при произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому небу.

Что мы узнали?

В русском языке есть парные и непарные согласные звуки. Парность рассматривается в двух аспектах: по звонкости/глухости и по твердости/мягкости. Парными по звонкости/глухости являются: – , – , – , – , – , – . Все парные по звонкости/глухости согласные звуки могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове. Это правило касается парной согласной в корне слова (в середине и в конце слова). Парные звуки оглушаются: в словах с парной согласной на конце, в словах перед глухими согласными звуками. Парные звуки озвончаются перед звонкими согласными звуками. Большинство согласных звуков имеют пару по твердости/мягкости: – , – , – , – , – , – , – , – , – , – , – , – , – , – , – .

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

    Укажите верное утверждение.

    • Парность согласных рассматривается только в аспекте твердости/мягкости
    • Парность согласных рассматривается только в аспекте звонкости/глухости
    • Парность рассматривается в двух аспектах: по звонкости/глухости и по твердости/мягкости
    • Все согласные звуки непарные

Трудности с произношением букв

Звуки , и вызывают сложности у детей при фонетическом разборе. имеет мягкую интонацию. Ему не требуется смягчающий гласный. В слогах пишется: ча-чу-чо-че-чи. Является непарным глухим звуком. В транскрипции обозначается буквой Ч с апострофом. Он смягчает согласные, которые находятся впереди в сочетаниях нч, рч.

Так как мягкий, в сочетаниях нч, рч, чн и чк «ь» между согласными не пишется, например, дочка, точка, речка, скучный, тучный, ларчик. Определить, глухой Ч или звонкий, поможет такой метод:

  • положить пальцы ребёнка на шею;
  • пусть он произнесёт звук;
  • если голосовые связки дрожат, значит, звонкий;
  • вибрации нет — глухой.

Этот метод подходит для определения всех звуков.

относится к сонорным тонам. Фонетические характеристики:

  • согласный;
  • мягкий;
  • всегда звонкий;
  • непарный.

Образовывается щелевым методом. Й употреблялась ещё в период язычества. В русском языке насчитывается только 74 слова, начинающихся с этой буквы.

является глухим согласным непарным звуком. Вне зависимости от того, какая гласная будет стоять после, он всегда остаётся твёрдым: цирк, цифра, циркуль. Сочетания букв тс и тьс могут звучать как : смеётся — . Буква И после слышится как Ы.

Полноценную жизнь людям обеспечивает умение слышать интонацию, различные слова и звуки, благодаря которым можно узнать суть беседы и адекватно реагировать на происходящее. Это изучает фонетика — наука, которую начинают разбирать в детском садике и начальной школе. Следуя законам фонетики, можно сделать речь плавной, гармоничной и красивой.

Дети дошкольного возраста учатся верно произносить звуки или исправлять неправильно сформировавшиеся

Существуют специализированные заведения для малышей, в которых логопеды занимаются корректировкой произношения, ведь исключить ошибки речи важно в детстве. Чтобы ребёнок смог отличить звук верно, можно проводить чтение вслух

Часто ошибки возникают от отсутствия внимания.

Звонкие и глухие согласные – как объяснить ребенку

Когда и как выговаривают звучные и глухие звуки, ребёнку объяснять не нужно. Он слышит речь постоянно и быстро усваивает правила оглушения слова на конце или правильное сочетание в корне. Однако такое восприятие не помогает писать правильно.

Чтобы определить, какой же звук произносится и как его обозначить, делают так.

  1. Закрыв руками уши произносят , а потом . Когда проговаривают , голос хорошо слышен. Задействуются голосовые связки и создают вибрацию, она отдаётся звоном в закрытых ушах. Если вибрация есть – тон звонкий, если нет – глухой.
  2. Можно сделать иначе. Произнести и , прикладывая ладонь к шее с правой или левой стороны. Когда говорят звучную гулкую букву, шея под рукой вибрирует, а когда глухую – нет.

Но если проговаривать слово можно по-разному, то записывать нужно по правилам. Ребёнок должен уяснить разницу между звуками и буквами, запомнить, который из них называется глухим или звонким.

Обучают этому постепенно. Сначала малыш учится различать произношение на слух, как в вышеописанном примере. Затем разбирается, что такое звонкие и глухие буквы.

Согласные можно запомнить вот таким вот стишком:

  • звонкие — «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ»;
  • глухие — «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фу!».

В ход идут цветные таблицы, где парные и непарные символы выделяют разными цветами. А еще лучше предложить ребёнку самому нарисовать схему.


Так ребенок может сам обозначить, где звонкий согласный, где глухой, и найти пару

Закрепляют урок игрой. Расселяют глухие и звучные звуки по домикам разного цвета, составляют слова, используя кубики. Полезно предложить ребёнку или дать ему самому поискать слова, которые при разном произношении меняют смысл.

Парные согласные по мягкости-твёрдости

Согласные принято делить на твёрдые и мягкие. В фонетике процесс смягчения происходит в нескольких ситуациях:

  • когда после согласной стоит гласная: ю, я, е, ё, и (метель, лютик);
  • либо стоит мягкий знак (вьюга, пью).

Если после согласного идёт гласная, кроме е, ё, ю, я, и, то она не позволяет смягчаться. Например, в словах пион, земля после согласного идет гласный, который провоцирует процесс смягчения. В таких словах как лампа, вода, нет букв е, ё, ю, я, и, поэтому при произношении все звуки твёрдые.

Существуют так же буквы, которые при их речевом воспроизведении будут всегда мягкими, либо твёрдыми. К ним относятся: щ, ч, й, ц, ш, ж. Классификацию букв и звуков необходимо знать каждому школьнику для успешного обучения.

Запомнить парные звонкие и глухие поможет специальная таблица. По ней легко ориентироваться.

· п-п’,

· м-м‘,

· б-б’,

· ф-ф’,

· в-в’,

· с-с’,

· з-з’,

· т-т’,

· д-д’,

· н-н’,

· р-р’

· к-к’,

· л-л’,

· х-х’,

· г-г’

Парные по звонкости-глухости

· б-п,

· в-ф,

· ж-ш,

· г-к,

· з-с,

· д-т.

Непарные мягкие й, ч, щ Твёрдые ш, ц, ж Непарные глухие ш, х, ц, щ, ч Звонкие р, н, м, л, й

Такую таблицу или подобную можно иногда встретить в кабинете начальных классов. Доказано, что у младших школьников развито больше наглядно-образное мышление, поэтому предоставлять новую информацию им необходимо в виде иллюстраций или картинок, тогда она будет эффективна.

Каждый родитель может создать такую таблицу на рабочем столе первоклассника. Не стоит бояться, что эта подсказка приведёт к лени ученика. Наоборот, если он будет часто смотреть на изображение, то быстрее запомнит всё необходимое.

Согласных звуков в русском языке больше, поэтому запомнить их классификацию сложнее. Если перечислить все глухие и звонкие, то получиться число 12. В расчёт не берутся буквы ч, ш, й, щ, ц, ж, р, н, л, м, они относятся к непарным.

Есть подсказки для детей, как быстрее научится распознавать при разборе слова звонкий и глухой согласный. Для этого необходимо прижать ладонь к горлу и произнести отчётливо отдельный звук. Глухие и звонкие согласные будут произносится по-разному и, соответственно, различно отражаться в ладони. Если в руку отдаёт вибрация – это звонкий, если нет – глухой. Такой подсказкой пользуются многие ребята при изучении фонетики.

Есть и другое упражнение, помогающее с точностью определять, какой перед учеником согласный. Для этого необходимо закрыть руками уши, но при этом желательно должна быть тишина. Произнести волнующую букву, прослушать её с закрытыми ушами. Если она не слышится, то это – глухой звук, если наоборот отчётливо – звонкий.

Если постараться, сегодня любой родитель может найти много интересных, увлекательных и познавательных упражнений и правил, которые помогут малышу с лёгкостью осваивать новые знания. Это сделает процесс обучения более интересным и занятным, что повлияет в свою очередь на успеваемость.

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 48,
Канакина, Рабочая тетрадь

Страница 49,
Канакина, Рабочая тетрадь

Упражнение 211,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 212,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 199,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 3,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 100,
Полякова, Учебник

Упражнение 11,
Чуракова, Учебник

Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 6,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 25,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 27,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 29,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 25,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 28,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 22,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 23,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 26,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 27,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 73,
Полякова, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 209,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 92,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 42,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 46,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 187,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 188,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 192,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 3,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

4 класс

Упражнение 8,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 8,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 284,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 285,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 216,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 33,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 34,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 35,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр. 20,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 36,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 43,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 22,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 550,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Справочная информация о разных типах звуков в русском языке

Отличие согласных звуков от гласных

Главный критерий, по которому все звуки в русском языке делятся на группы, – это способ их формирования. Рассмотрим несколько примеров:

Гласные звуки, к которым относятся , , , , , , выражаются одним голос, и только лишь им. В процессе их произнесения воздух беспрепятственно проходит через напряженные голосовые связки и рот. Гласные звуки легко и долго поются и тянутся, в отличие от согласных. Проверьте сами: о-о-о, у-у-у, э-э-э, и-и-и. Эту особенность постоянно используют в своей профессиональной деятельности певцы и музыканты.

Что касается согласных звуков, то здесь совсем другая ситуация. Произносятся они всегда с препятствием, их нельзя протянуть или пропеть. В формировании согласных участвуют голос (тон) и шум (так образуются звонкие согласные), либо только шум (так образуются глухие согласные).

Разнообразие гласных звуков

Гласные звуки бывают двух видов – ударные и безударные. Если гласный звук находится в ударной позиции, то при произнесении он выделяется большей силой голоса, чем все остальные гласные. Ударные звуки всегда слышно отчетливо и ясно. В письменной речи они практически всегда обозначаются «своими» буквами, то есть как слышится, так и пишется (в отличие от безударных). Ударными гласными называются гласные звуки, которые находятся в ударных слогах слов. Например: кры’ша – крша, сне’г – снг, игра’ – игр.
В безударной позиции гласные произносятся тише, без голосового акцента (ударения). Они звучат намного тише, чем ударный звук, поэтому слышны нечетко, неясно. Безударные гласные – это гласные, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не делается акцент, не падает ударение. Такие звуки бывают проверяемыми и непроверяемыми.

Если в слове только один слог (что равняется одной гласной, так как количество слогов всегда совпадает с количеством гласных в слове), то он всегда будет находиться под ударением. Также следует помнить, что звук , который обозначается буквой «ё» – тоже всегда ударный, причем независимо от количества других слогов (гласных).

Отдельно стоит упомянуть такие особые буквы, как е, ё, ю, я. Их уникальность заключается в том, в одних случаях они могут обозначать один звук, а в других сразу два — в зависимости от расположения в слове. Давайте разберем примеры, в которых эти буквы обозначают по два звука:

  1. Он ест яблоко. В слове «ест» и в слове «ясный»» буквы «е» и «я» обозначают два звука: в первом случае это , во втором – . То есть если буквы «е, ё, ю, я» стоят в начале слова, то они всегда означают два звука. Еще несколько примеров: , январь, егерь, яма, еда. Буквы «я» и «е» мы уже разобрали, осталось «ю» и «ё». Вот пример: ёжик побежал на юг. В слове «ёжик» буква «ё» означает звуки , а в слове «юг» буква «ю» означает звуки . Вот еще примеры: ёлка, юла, ёрничает, юрта.
  2. Маяк светил вдали. В слове «маяк» буква «я» обозначает одновременно два звука , следовательно, если буквы «е, ё, ю, я» следуют за буквой, которая обозначает гласный, то они всегда будут обозначать двойной звук. Еще примеры: лает, моет, сияет, поют, клюёт и т.д.
  3. Мы зашли в подъезд. В слове «подъезд» буква «е» обозначает два звука . Таким образом, если буквы «е, ё, ю, я» стоят после твердого знака, они означают два звука.
  4. Вода льётся с крыши. В слове «льётся» буква «ё» обозначает два звука . Получается, что если буквы «е, ё, ю, я» стоят после мягкого знака, они обозначают два звука.

В остальных случаях буквы «е, ё, ю, я» обозначают один звук и при этом смягчают предшествующий звук. Например, в словах метёлка, зелёнка, мёд, лёд, лёгкий, полёт, идёт, лён, плёнка, шестерёнка, клён, ребёнок, занёс, плёс буква «ё» обозначает звук , а идущий перед ним звук делает мягким.

Рассмотрим для лучшего понимания еще пару примеров:Медведь, дятел, клён, люстра. Во всех этих слова буквы «е, ё, ю, я» обозначают один звук и смягчают предыдущий согласный. В слове «медведь» обе буквы «е» обозначают звук , в слове «дятел» буква «я» обозначает звук , а буква «е» – звук , в слове «клён» буква «ё» обозначает звук , в слове «люстра» буква «ю» обозначает звук .
Теперь перейдем к описанию и классификации согласных звуков, с которыми дела обстоят чуть-чуть посложнее.

Вопрос-ответ:

Что такое гласные и согласные звуки?

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушный поток свободно проходит через гортань, рот и нос. Гласные звуки в русском языке образуют основу слова и служат для обозначения гласных звуков в записи. Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушный поток проходит через гортань и рот с препятствиями, образуемыми органами речи. Согласные звуки образуют различные комбинации и последовательности сочетаний в словах.

Как определить, что звук гласный?

Звук считается гласным, если при его произнесении воздушный поток проходит свободно через гортань, рот и нос. Гласные звуки также обладают двумя основными характеристиками: они очень слабо замедляют воздушный поток и образуют ядро слога.

Как определить, что звук согласный?

Звук считается согласным, если при его произнесении воздушный поток встречает препятствие образованное органами речи, такими как губы, зубы, небо, язык и голосовые связки. При произнесении согласных звуков воздушный поток замедляется или прекращается, что создает характерный звук.

Сколько гласных звуков в русском языке?

В русском языке обычно выделяют 10 гласных звуков: а, о, и, е, ё, э, ы, у, ю, я. Эти звуки могут быть как краткими, так и долгими. Краткие звуки обозначаются одной буквой, а долгие — двумя одинаковыми буквами.

Сколько согласных звуков в русском языке?

В русском языке существует около 39 согласных звуков. Однако их количество может варьироваться в зависимости от диалекта и произношения. Согласные звуки могут быть образованы одной буквой или комбинацией нескольких букв.

Что такое гласные и согласные звуки?

Гласные звуки — это звуки, при произнесении которых воздушный поток свободно проходит через рот без преграды. Они образуют основу звуковой стороны слова и несут его смысловую нагрузку. Согласные звуки, наоборот, произносятся с преградой, вызванной образованием звукопроизводящего и звукопроходного аппарата. Они помогают определить форму слова, его грамматические и лексические характеристики.

Орфограммы-согласные.

  • В корне слова:
    • проверяемые
    • непроизносимые
    • непроверяемые
  • Согласные на конце приставок:
    • на з (с);
    • на остальные согласные
  • Согласные (кроме н) в суффиксах существительных и прилагательных
    • -щик (-чик);
    • -ск- и -к-;
  • Буквы -н- и -нн-  в суффиксах.

Использованная литература:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 класс: учебник для углубл. изуч. рус.яз. / В.В. Бабайцева. – 6-е изд., перераб. – М. Дрофа, 2008
  2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
  3. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
  4. Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. – М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011

Как узнать буквы в корнях имён существительных:

Узнать­бук­вы в кор­нях имён су­ще­стви­тель­ных можно так.

1. По­до­брать од­но­ко­рен­ное слово (объ­яс­нить зна­че­ние слова, на­звать пред­мет лас­ко­во).

2. Из­ме­нить про­ве­ря­е­мое слово

1. по чис­лам (ед. ч. – мн. ч.)

2. по ко­ман­де во­про­са (много) кого? чего?

3. по ко­ман­де во­про­са кто? что? (в ед. или мн. ч.)

В сти­хо­тво­ре­нии най­ди­те слова с пар­ны­ми со­глас­ны­ми в корне, под­бе­ри­те про­ве­роч­ные слова.

Скри­пит мороз. Сер­дит мороз.

И снег сухой и кол­кий.

И вяз озяб, и дуб за­мёрз,

На­сквозь про­дрог­ли ёлки. Т. Вол­жи­на

мороз – морозный, (буква з в корне мо­роз-)

снег – снеговик, (буква г в корне снег-)

вяз (лист­вен­ное де­ре­во) – нет чего? – вяза, (буква з в корне вяз-)

дуб – дубок, (буква б в корне дуб-)

на­сквозь – сквозит, (буква з в корне сквозь-)

Когда начинать обучение?

На самом деле начальный этап обучения происходит в еще более раннем возрасте, когда мы учим малыша различать разные звуки. Затем изучаем все буквы алфавита, даем понятие гласных и согласных, учим ребенка определять наличие каждой из них на слух. Только после этого малыш сможет понять разницу между звонкими и глухими, научится их слышать в словах.

То есть сначала нужно сформировать у дошкольника фонематический слух – ту самую способность вычленять из речи отдельные звуки. Как это сделать?

  • Научить реагировать на звучание погремушек, поворачивая в их сторону голову.
  • Подросшего карапуза учим слушать природу за окном: пусть закрывает глазки и описывает, что он слышит (гул ветра, шелест листьев, чириканье птиц, шум машин, лай собак и т. д.).
  • То же самое делаем с бытовыми приборами дома: пусть отличит звучание фена, пылесоса, чайника, холодильника.
  • Играем в зоопарк: мама изображает голоса разных животных и птиц, а ребенок угадывает их, а затем – наоборот.
  • Пусть малыш с завязанными глазами определяет, что звучит: колокольчик, бубен, свисток и т. д.
  • После того как он выучит все буквы, можно учить его определять их наличие в словах (например, пусть хлопает или встает, если услышит заданный звук).

То есть перед тем как изучать звонкость – глухость согласных, дошкольник должен:

  • знать все буквы алфавита, их порядок, количество;
  • отличать гласные от согласных;
  • иметь развитый фонематический слух.

Все эти навыки вполне можно сформировать у дошкольника к 5–6 годам.

Звонкие и глухие пары согласных

В русском языке существуют звонкие и глухие пары согласных. Звонкость и глухость обозначают разницу в фонематических свойствах этих звуков.

Звонкие согласные образуют пары с глухими согласными по глухости и звонкости.

Примеры звонких пар:

— б/п (б — звонкий, п — глухой)

— д/т (д — звонкий, т — глухой)

— г/к (г — звонкий, к — глухой)

В парах звонких и глухих согласных одинаковыми остаются все фонетические свойства, кроме звонкости и глухости.

Также существуют непарные звонкие и глухие согласные.

Примеры звонких непар:

— м (звонкий)

— н (звонкий)

Примеры глухих непар:

— ф (глухой)

— х (глухой)

— с (глухой)

Звонкие и глухие согласные играют важную роль в произношении слов и вносят разницу в их звучание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: