Краткий анализ стихотворения «цветок» (цветок засохший…) по плану

«цветок», анализ стихотворения александра пушкина

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания того, как лирический герой взял в руки книгу. Среди страниц он обнаружил засохший цветок. Эта находка заставила его задуматься о вечных вещах. Первым делом он начал фантазировать о растении, месте его произрастания и времени цветения.

Герой не знает, кто именно положил цветок в книгу. Неизвестна ему и цель такого действия. Возможно, этот человек сохранил растение на память о свидании или разлуке, может быть, это было сделано после ночной прогулки.

Далее герой начинает размышлять о том, а жив ли этот человек, где он живет и как себя чувствует. Возможно, его уже нет в живых, он увял, как цветок.

Символизм в искусстве и музыке

Символизм – это одно из наиболее интересных явлений в искусстве и музыке. Он возник в конце XIX века во Франции и быстро распространился по всей Европе. Символисты стремились выразить свои идеи и чувства через символы и метафоры, которые могли быть поняты только теми, кто разделял их взгляды на мир. В искусстве символизм проявился в живописи, скульптуре и архитектуре, а в музыке – в создании музыкальных образов и ассоциаций.

Одним из ярких примеров символизма в литературе является стихотворение «Цветок» А.С. Пушкина. В нем поэт использует образ цветка, чтобы выразить свои мысли о жизни и смерти. Цветок символизирует краткость жизни и ее бесцельность, а также неизбежность смерти. Поэт описывает цветок как «краткое зренье жизни», которое «всходит и увядает в один день». Он говорит о том, что жизнь человека также коротка и бесцельна, как цветок, который рождается, цветет и умирает.

Однако, несмотря на то, что стихотворение Пушкина наполнено грустью и меланхолией, оно также содержит надежду на продолжение жизни в другом мире. Поэт говорит о том, что душа человека может продолжать жить после смерти, как цветок, который «воскреснет вновь в цветущем поле». Таким образом, символизм в стихотворении «Цветок» А.С. Пушкина помогает поэту выразить свои мысли о жизни и смерти, а также о надежде на продолжение жизни в другом мире.

Анализ стихотворения Пушкина «Цветок»

У А. С. Пушкина есть удивительное стихотворение — «Цветок». Оно небольшое — состоит из нескольких строф. Сюжет стихотворения прост: лирический герой нашел в старой книге засушенный и забытый кем-то цветок. И эти потерявшие краски лепестки подняли в душе героя целую бурю мыслей и чувств. Он задумывается о жизни человека, о его мечтах, стремлениях, желаниях; о его прошлом, настоящем и будущем.

Случайное впечатление рождает в душе поэта размышления о целой жизни — от нежного свидания или роковой разлуки до смерти, подобной увяданию цветка. Лирический герой начал размышлять, где мог расцвести этот цветок, когда, какой весной — в прошлом году или, может быть, в прошлом столетии? Он вглядывался в бледные краски цветка и думал: сколько времени цвел этот цветок — одно мгновенье, один час или целый день? И кто сорвал это красивое и нежное творение природы — черствый и равнодушный человек или человек с любящим сердцем?

  • Где цвел? когда? какой весною?
  • И долго ль цвел? и сорван кем,
  • Чужой, знакомой ли рукою?
  • И положен сюда зачем?
  • Почему этот цветок был сорван и засушен?

В память о нежном свидании или о неминуемой разлуке? Может быть, юноша или, скорее всего, девушка засушила цветок, подаренный любимым во время желанной встречи? Быть может, это цветок, подаренный во время признания в любви? Или это была встреча перед долгой разлукой, и цветок напоминает о том, что где-то далеко любящее сердце всегда помнит о тебе. А может быть, это одинокий поэт гулял «в тиши полей, в тени лесной» и размышлял о жизни и своем в ней предназначении. Герою интересно, живы ли люди, положившие в книгу этот цветок — память о своей любви. И где они сейчас живут — в этом городе или уехали далеко-далеко?

Прикоснувшись к увядшему цветку, лирический герой словно прикоснулся к жизни и судьбе сорвавшего его человека. Случайный прохожий или влюбленная пара — они уже не чужие для героя, он уже тесно связан с ними. Что за жизнь ждет их впереди? Быть может, это кто-то знакомый, близкий ему, тот, кто находится где-то рядом. А может, тех, кто оставил этот цветок в книге, давно уж нет:

  • И жив ли тот, и та жива ли?
  • И нынче где их уголок?
  • Или уже они увяли,
  • Как сей неведомый цветок?

Вот какое волнение испытывает герой, стараясь угадать судьбу людей, о существовании которых еще мгновение тому назад ничего не знал. Один маленький неприметный цветок натолкнул героя на такие глубокие размышления о человеческой жизни, на философские мысли

Философская лирика Пушкина заставляет думать, рассуждать, обращать внимание на незначительные на первый взгляд детали и эпизоды жизни. Поэт своим стихотворением говорит, что каждое мгновение жизни значительно и неповторимо

Домашнее задание на тему: Анализ стихотворения Пушкина «Цветок».

LiveInternetLiveInternet

Александр Сергеевич Пушкин

Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя:

Где цвёл? когда? какой весною? И долго ль цвёл? И сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья, Или разлуки роковой, Иль одинокого гулянья В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли? И нынче где их уголок? Или уже они увяли, Как сей неведомый цветок?

Стихотворение «Цветок», написанное в 1828 году, сочетает в себе простоту формы с глубиной философского содержания. Оно создавалось в переломный для Пушкина период. Поэт прощался с беззаботной веселой юностью, переходя на новый этап. Около полутора лет назад император, наконец, позволил ему поселиться в столице, но Петербург Александру Сергеевичу быстро наскучил. Судя по ряду стихотворений того времени, сложные жизненные обстоятельства привели к духовному кризису.

Пересказ сюжета «Цветка» укладывается в пару предложений. Лирический герой – мечтатель, обладающий открытой душой, – находит в книге засохший цветок, что порождает множество риторических вопросов. Ему становится интересно, кто, когда и при каких обстоятельствах сорвал растение, каким образом в дальнейшем сложилась судьба этого человека. Никаких ответов Пушкин читателям намеренно не дает. Фактически поэт приглашает их подумать, пофантазировать вместе с лирическим героем. Конкретных выводов в стихотворении также не делается. Тем не менее, с определенной долей уверенности можно утверждать, что «Цветок» — это высказывание на тему быстротечности человеческой жизни. Люди проживают свой короткий век на земле. Что остается от них? Порой только засохшее растение, забытое кем-то в старой книге.

Жуковский – автор, оказавший сильнейшее влияние на творчество Пушкина. «Цветок» Александра Сергеевича связан с одноименным стихотворением Василия Андреевича. Жуковский представляет вниманию читателей два сюжетных плана. Первый – неизбежное увядание цветка осенней порой. Второй – тяжелое душевное состояние лирического героя. Главная мысль стихотворения, проникнутого грустью, безысходностью, безвыходностью, — жизнь человеческая так же коротка, как и жизнь цветка. То, что у Пушкина остается недоговоренным, у Жуковского высказано практически напрямую.

Еще одно стихотворение, связанное с «Цветком» Александра Сергеевича, — «Ветка Палестины» Лермонтова. Лирические герои обоих произведений обращаются с чередой риторических вопросов к засохшему растению

Обратите внимание: у Пушкина фигурирует неназванный цветок. Скорей всего, не какой-то экзотический, а вполне себе часто встречающийся в средней полосе России

Лермонтов выбирает пальмовую ветвь Палестины, тем самым соотнося образную систему своего стихотворения с христианской новозаветной мифологией и расширяя пушкинскую проблематику.

Текст: pishi-stihi.ru

Символизм в контексте эпохи романтизма

Символизм как художественное направление возник в конце XIX века и был тесно связан с эпохой романтизма. Романтики стремились к выражению своих эмоций и чувств, а также к поиску новых форм самовыражения. Они отвергали рациональность и логику, предпочитая вдохновение и интуицию. Символизм же, в свою очередь, был направлен на создание образов, которые несут глубокий смысл и символическую нагрузку. Он стремился к тому, чтобы слова не только передавали конкретный смысл, но и вызывали ассоциации и эмоции у читателя.

В стихотворении «Цветок» А.С. Пушкина мы видим яркий пример символизма в контексте эпохи романтизма. Пушкин использует образ цветка, который становится символом жизни и смерти, красоты и увядания. Он передает свои эмоции и чувства через этот образ, создавая глубокий символический смысл. Таким образом, стихотворение «Цветок» является прекрасным примером того, как символизм вписывается в контекст эпохи романтизма и каким образом художники того времени стремились к созданию образов, которые несут глубокий смысл и символическую нагрузку.

Структурный анализ стихотворения

Особенностью в данном случае является тот факт, что произведение начинается и заканчивается одним и тем же словом — «Цветок». Это очень символично, и подчеркивает основную мысль автора.

Практически все подобранные поэтом рифмы очень точные, емкие и правильные. Некоторые слова, как «Безуханный» или «сей» на сегодняшний день в русском языке отсутствуют, но во время жизни автора это были совершенно обычные обыденные слова. Впрочем, даже современным людям, несмотря на устаревшие слова, суть стихотворения абсолютно понятна, и человек, читая, способен ощутить душевные переживания, которые вкладывал в слова Пушкин в данном случае.

Произведение довольно короткое, но наполнено яркими эмоциями и содержит глубочайшие переживания. Тут автор в очередной раз продемонстрировал свой необыкновенный талант выражать чувства, мысли или эмоции всего в нескольких строчках.

«Цветы последние милей…» (анализ)

«Цветы последние милей…» – это короткая элегия с философским оттенком. Существует версия, что это стихотворение было написано в качестве послания ближайшей соседке по имению, владелицы Тригорского П. А. Осиповой. Пушкин любил семейство Осиповых, ее очаровательных дочерей, с некоторыми из них был дружен. Прасковья Александровна нередко присылала поэту цветы из своего сада, а когда уезжала из имения, эта обязанность возлагалась на управляющего.

Пушкин написал это стихотворение не для печати. Оно носило личностный характер, поэтому при жизни поэта не печаталось. Созданное осенью 1825 года, это произведение было опубликовано через год после гибели Александра Сергеевича.

Прасковья Александровна, которой было адресовано это небольшое послание, конечно, понимала, что в стихотворении поэт намекает на ее племянницу, гостившую летом 1825 года в Тригорском. Он не умел скрывать своих чувств, и все обитатели имения знали о влюбленности поэта в Анну Петровну Керн.

Некоторые «знатоки» творчества Пушкина пишут о том, что якобы Анна Петровна приехала в Тригорское с мужем, и между поэтом и генерал-майором вспыхнула ссора. Но в своих воспоминаниях Анна Петровна пишет:

Анна Петровна приехала в Тригорское в июне, и отсюда возвратилась в Ригу. Нигде в ее воспоминаниях нет ни малейшего намека на присутствие супруга в имении Осиповой.

Это письмо было написано Александром Сергеевичем Анне Петровне Керн, и оно помогает глубже понять главную мысль стихотворения:

Это письмо было написано Пушкиным 25 июля 1825 года, а Ермолай Федорович Керн – супруг Анны Петровны.

Находясь рядом с Анной, Пушкин робел, стеснялся, вел себя, как ему казалось, весьма нелепо. Но в посланиях он имел возможность откровенно, и искренне, выказать свои чувства без опаски, быть осмеянным. Ожидание писем от Керн оживляли разлуку.

Анне Петровне Пушкин запомнился как человек энергичный, импульсивный, остроумный, способный на всякие шутки и шалости.

Под роскошными первенцами полей, вероятно, упоминаются подснежники, появляющиеся весной, когда пробуждается природа, набухают почки. Цветы последние, это, вероятно, хризантемы, распускающиеся и радующие своим ярким цветом на фоне увядающей природы. В стихотворении поэт сравнивает с весной моменты свидания, а с осенью – разлуку, порождающую надежду на встречу в будущем, светлые мечты. Потому она оказывается живее уже состоявшегося свидания.

Стихотворение короткое, состоит из 6 строк, написанных четырехстопным ямбом. В первых двух строчках рифма парная, в последующих – перекрестная.

В стихотворение включены:

  • эпитеты – последние, роскошные,
  • метафоры – первенцы полей, унылые мечтанья,
  • сравнения – милее, живее,
  • антитезы (противопоставления) – сладкие — унылые, разлука — свидание.

Эти средства выразительности подчеркивают в произведении грустное, элегическое настроение.

Есть в нем еще один скрытый подтекст: чем становишься старше, тем сильнее начинаешь ценить радости жизни.

Художественные приемы

Композиция стихотворения состоит из одной части. В тексте последовательно разворачиваются события. Герой берет книгу и находит в ней засохший цветок, после чего начинает думать о том, кто оставил такое послание. Поиск ответа выглядит как уникальное путешествие.

Стихотворение написано в жанре философских размышлений с небольшим добавлением лирических мотивов. С одной стороны, герой рассуждает, откуда в книге цветок, с другой — передает эмоциональное напряжение от находки. Для создания атмосферы поэт использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — у Пушкина цветок засохший, мечта странная, а рука чужая;
  • метафоры — автор показывает, что душа наполняется мечтой, лес имеет тень;
  • сравнение — поэт сравнивает судьбу незнакомого человека с увяданием растения.

Основная мысль стихотворения довольно простая. Пушкин указывает на необходимость запоминать и ценить каждый момент жизни, иначе от нее останутся только увядшие растения. Человеку уже не вспомнить, где и когда собрал их. Поэт намеренно не уточняет, какой именно цветок нашел герой. Это не имеет значения, так что можно размышлять долго, ведь розу могли сорвать в саду, ромашку — в поле.

Стихотворение Пушкина «Цветок» наполнено риторическими вопросами

Автор рассказывает о том, как важно порой остановиться и поразмышлять на вечные темы

LiveInternetLiveInternet

Александр Сергеевич Пушкин

Цветы последние милей Роскошных первенцев полей. Они унылые мечтанья Живее пробуждают в нас. Так иногда разлуки час Живее сладкого свиданья.

Миниатюра «Цветы последние милей…» при жизни Пушкина опубликована не была. Широкий круг читателей познакомился с ней в 1838 году, когда ее напечатал журнал «Современник». Несколько раз стихотворение фигурировало под другими названиями — «Последние цветы» и «Стихи на случай в позднюю осень присланных цветов к П. от П. О.». Второй вариант требует пояснений. Под инициалами «П. О.» скрывается Прасковья Александровна Осипова — близкая подруга Пушкина, его соседка по имению Михайловское и хозяйка усадьбы Тригорское. Их первая встреча состоялась в 1817 году. Эта женщина занимала значительное место в творчестве Александра Сергеевича. По подсчетам ученых, ее имя и слова, имеющие к ней отношение, упомянуты в произведениях поэта около 170 раз. Осипова общалась и с другими известными литераторами своего времени: Дельвигом, Вяземским, Баратынским, Козловым. Интересно, что незадолго до смерти она уничтожила всю переписку с друзьями и близкими знакомыми. Оставила Прасковья Александровна только письма Пушкина.

Исследователи лирики Александра Сергеевича датируют стихотворение «Цветы последние милей…» 16 октября 1825 года. Осипова часто присылала цветы своему другу. Если она уезжала из Тригорского, то обязанность эту возлагала на слуг. Почему именно осенью 1825 года Пушкин решил отблагодарить приятельницу стихотворением? Дело в том, что незадолго до написания произведения в гости к Прасковье Александровне приехала ее племянница — Анна Петровна Керн, адресат знаменитого мадригала «Я помню чудное мгновенье…». Прибыла она не одна, а с мужем. С ним Пушкин не поладил, вследствие чего встреча с Керн не подарила поэту радости. Намного больше положительных эмоций Александру Сергеевичу принесла переписка с Анной Петровной, предшествовавшая неудачному свиданию в Тригорском.

Анна Керн. Рисунок Пушкина

Если принимать во внимание отношения Керн с Пушкиным, становится предельно ясным смысл миниатюры «Цветы последние милей…». Осенние цветы поэт сравнивает с разлукой, которая оказывается живее сладкого свиданья

Действительно, общение с Анной Петровной на расстоянии было для Александра Сергеевича гораздо приятнее, нежели встреча с ней в Тригорском. Причем Осипова прекрасно знала обо всех перипетиях взаимоотношений своей племянницы с известным поэтом. Откуда же тогда возник эпитет «сладкий», которым сопровождается слово «свидание»? Скорей всего, употребляя его, Пушкин желал несколько приглушить автобиографический элемент.

Текст: pishi-stihi.ru

«Цветок» анализ стихотворения Александра Пушкина

Для позднего творчества Александра Пушкина характерна философская лирика. К этому жанру относится и стихотворение «Цветок» , которое поэт написал в ноябре 1828 года, когда гостил у П. А. Осиповой-Вульф в усадьбе Малинники. Основная тема произведения — размышления о быстротечности человеческой жизни.

Стихотворение «Цветок» было впервые напечатано в 1829 году в журнале «Галатея».

Лирический герой находит между листов книги засушенный цветок. Это незначительное событие вызывает много вопросов и размышлений. Кто, когда и

зачем положил цветок в книгу?

Свидетелем каких страстей, каких событий был хрупкий стебелек и лепестки, утратившие былую яркость?

В воображении поэта возникает Образ влюбленной пары, чей цветок стал символом их первого или последнего свидания. Какими они были? Стала ли их любовь взаимной? Живы ли эти люди и где они сейчас?

Возможно, они где-то рядом с лирическим героем, но не исключено, что их разделяют долгие годы и огромные расстояния.

У поэта возникло также предположение, что цветок мог быть случайно сорван во время прогулки. В этот момент один из влюбленных мечтал о предмете своей любви или бродил, погруженный

в тягостные раздумья. Но есть и вполне прозаичный вариант — никакой любовной истории не было, кто-то просто использовал цветок вместо закладки в книге, которую читал.

Автор призывает читателя включиться в размышления, продолжить ряд вопросов и самому разгадать тайну находки.

Стихотворение начинается и заканчивается словом «цветок»

Такая Композиция придает тексту завершенность и подчеркивает важность этого образа. Цветок символизирует жизнь и любовь, а его увядание — разлуку и мимолетность чувств

Пушкин, таким образом, напоминает нам, что нужно ценить время и каждую отпущенную минуту счастья, которая так быстро превращается в прошлое.

Основной художественный прием, который Александр Сергеевич использовал в этом произведении, — Антитеза. Противопоставление есть практически в каждом предложении. Что послужило поводом для сохранения цветка: нежное свидание или роковая разлука?

Он был сорван знакомой поэту рукой или чужой? Живы ли еще те, которые сорвали цветок, или «уже увяли»?

Пушкин подобрал большое количество эпитетов, традиционных для лирических миниатюр всех времен: «засохший», «забытый», «чужой», «знакомой», «нежного», «роковой», «одинокого», «неведомый». Исключение составляет лишь слово «безуханный», которое сегодня не всем понятно, а во времена поэта еще широко применялось. В современном русском языке сохранился, образованный от этого прилагательного, глагол «благоухать».

Таким образом, «безуханный» — не издающий запах. Есть в стихотворении еще два устаревших слова: «сей» и «нынче». Но эти слова современному читателю знакомы лучше.

Короткие вопросы, из которых построено три четверти произведения, а также многочисленные переходы между строками создают напряженный эмоциональный фон

Инверсия, примененная Александром Сергеевичем в первой строфе, подчеркивает важность эпитетов

В стихотворении встречается много союзов. В шестнадцати строках Пушкин использовал союз «и» семь раз, а союз «или» — три раза. Кроме того, в небольшом тексте пять раз встречается вопросительная частица «ли». Литературоведы подсчитали, что из 74 слов стихотворения «Цветок» около 20 являются союзами и частицами.

Но, благодаря мастерству поэта, мы не замечает такого «злоупотребления». Вполне вероятно, что в другом тексте подобная пропорция заставила бы читателя «спотыкаться» на каждой строке.

У Пушкина все слова и звуки участвуют в создании единого образа. Во второй и четвертой строфах преобладают звонкие звуки «л», «м», «н», которые добавляют лирической грусти, нежности. В третьей строфе, где отчетливо звучит мотив разлуки, на первый план выступают более тревожные звуки: «р», «г», «з».

«Цветок» написан Четырехстопным ямбом, который так любил Пушкин. Здесь поэт применил перекрестную рифмовку с чередованием женских и мужских рифм. Практически все рифмы — точные.

В «Цветке» особенно ярко проявился талант поэта коротко и емко выражать мысли. В стихотворении нет сравнений и метафор, но все произведение пронизано образами. Человеческая жизнь так же коротка, как и период цветения.

Об этом нам напоминает один из классиков мировой поэзии.

История создания

Стих был написан в 1828 году, его опубликовали в журнале «Галатея». Пушкин уже полтора года жил в Санкт-Петербурге по разрешению императора. Город быстро наскучил поэту, и он находился в подавленном состоянии. Александр Сергеевич испытывал душевный кризис. Период беззаботной юности закончился, нужно было привыкать к новому этапу жизни. В переломный момент творчества Пушкин обратился к следующим темам:

  • философские размышления;
  • что такое смерть и жизнь;
  • покаяние.

Все они встречались в стихотворениях этого периода. Поэт начал отходить от канонов романтизма, все чаще стал возводить незначительные события в ряд общечеловеческих ценностей.

Если прочитать «Цветок», то с первых строк станет понятно — автор отвлекается от личного и переключается на незнакомых ему людей.

Анализ стихотворения «У меня не живут цветы» Н.С. Гумилева

Поэзия Гумилева кажется очень сложной для понимания и восприятия. Поэт использует в своих стихах иносказания, часто слова несут в себе скрытый смысл. Отсюда, наверное, загадочность, почти мистика. В ранней поэзии Николая Степановича в избытке присутствуют мифические герои, видения, реаркорнация, наверное, поэтому поэзия Гумилева воспринимается как не социальная, оторванная от жизни.

Я не согласен с такими бытующими мнениями. Для меня поэзия Гумилева удивительно красива, это нежные, чувственные произведения. Стихи поэта, как тонкое, прекрасное кружево, связанное настоящим мастером. Если смотреть на узор такого кружева вблизи, ничего не видно, только тонкие шелковые нити, но стоит отойти подальше, увидеть все плотно и вот, уже выступает прекрасный узор. Стихи Гумилева нельзя просто читать, их надо почувствовать, и тогда их узор заполнит душу и оставит в ней музыку.

Я не зря выбрал для анализа стихотворение «У меня не живут цветы», оно на первый взгляд кажется простым. Но для меня в нем скрыт глубокий смысл. Стихотворение состоит из четырех строф, в каждой по четыре строки, используется круговая рифма. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

По моему мнению, именно в этом стихотворении поэт раскрывает свою душу, вернее приоткрывает дверь в нее.

Первые две строфы выражают горькое сожаление, и дело не в цветах, я слышу, что в этих строках поэту больно от одиночества. Он осознает, что яркие, как цветы, свободные, как птицы, люди вокруг него быстро оставляют его. Поэту не хватает красоты, свободы, он считает себя обманутым поверхностностью отношений.

В третьей и четвертой строфах, Гумилев, как будто осматривается вокруг. Видит множество книг, в сравнении книг и зубов присутствует злость, поэт сердится на обстановку вокруг него, он как бы сожалеет, что его судьбой стали книги, литература. Но это не типичное для поэта отношение к литературе.

Гумилев не мог жить без поэзии, без красоты, без возвышенных чувств. Та боль души, что слышится в стихотворении «У меня не живут цветы», скорее осознание трудного жизненного периода. Поэзия и Н.С.Гумилев, это что-то единое, не могущее существовать друг без друга. Миллионы людей знают стихи Гумилева, любят их. Прекрасный слог, глубокий смысл, красота, любовь, вот что такое поэзия Н.С.Гумилева.

Полезный материал по теме:

  1. Сопоставительный анализ стихотворения А. А. Блока «Петр» и стихотворения З. Н. Гиппиус «Петербург»
  2. Анализ стихотворения М.И. Цветаевой «Германии»
  3. Сопоставление стихотворения А. Блока «На железной дороге» и «Тройки» Н. Некрасова
  4. Стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и Г.Р. Державина «Памятник»
  5. Стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк»

Средства художественной выразительности

Стихотворение построено на образных определениях: «цветок безуханный», «мечтою страной», «неведомый цветок». Обилие прилагательных подчёркивает элегический характер произведения.

Важной особенностью текста является использование олицетворения (цветок представлен как живое существо) и овеществления («Иль, может быть, они увяли…»). Сначала цветку приписываются свойства умершего человека: он забытый, бездыханный

Для чего и кем он был сорван? Пушкин пытается представить этих людей, но приходит к неожиданному выводу: они и сами подобны цветам, так как судьба сорвёт их своей безжалостной рукой и также предаст забвению

Сначала цветку приписываются свойства умершего человека: он забытый, бездыханный. Для чего и кем он был сорван? Пушкин пытается представить этих людей, но приходит к неожиданному выводу: они и сами подобны цветам, так как судьба сорвёт их своей безжалостной рукой и также предаст забвению.

Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения помогает создать образ тихого увядающего растения.

Поэт использует аллитерации с «з», «ц», «с», «ш», «х», благодаря которым кажется, будто слова шелестят и похрустывают, словно страницы пожелтевшей книги или лепестки засохшего цветка, царапающие бумагу.

Ассонансы с «о», «ы», «и», «у» усиливают настроение тишины и печали.

В стихотворении преобладают вопросительные предложения. Поэт задаёт самому себе вопросы. Он не знает наверняка, но лишь предполагает, какой была судьба цветка и тех, кто его сорвал.

Лексика стихотворения сочетает общеупотребительные слова со слегка устаревшими лексемами («безуханный», «сей»). Такое переплетение стилистических особенностей выражает идею о связи прошлого с настоящим.

Главная тема стихотворения

Тематика стихотворения заключена в философских рассуждениях на тему того, как меняется любовь, отношения между людьми с течением времени, или, возможно, сегодня эти люди уже вовсе не вместе. В основу мысли легла необычная находка героем лирического произведения между страничками книжки засохшего цветка, который давно утратил яркость и жизнь.

Внимание автора сосредоточено, прежде всего, на течении времени, и на том, как меняет нас всех каждый прошедший день или год. В целом переживания переданы достаточно традиционными эпитетами, и до читателя мысль доносится очень простыми, красивыми фразами, наполненными лирической печалью, глубокими чувствами, которые переживают и автор, и его персонаж

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: