Русская народная сказка марья моревна краткий пересказ

Анализ стиха добро и зло

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

У царя было три сына. Велел он им жениться. Чтобы найти невесту, каждый из сыновей должен был в чистом поле наугад выстрелить из лука. На чей двор стрела прилетит, там и должен был свататься молодец.

Стрела старшего брата упала на боярский двор к боярышне. Среднего брата стрела прилетела на двор купца к купеческой дочери.

А стрела младшего брата, которого звали Иваном-царевичем, долетела до болота. Там её поймала лягуша-квакуша.

Иван царевич огорчился, но отец заставил его жениться на лягушке.

Когда сыновья женились, царь приказал, чтобы их жёны испекли ему к завтрашнему дню хлеб.

Пришёл Иван-царевич домой невесел и рассказал лягушке о приказе отца. Та его успокоила, уложила спать, а сама сбросила кожу лягушачью и превратилась в красавицу Василису Премудрую. Вышла она на крыльцо, позвала мамок-нянек и велела им испечь такой хлеб, какой она ела, живя у батюшки.

Утром Иван-царевич увидел прекрасный хлеб и отнёс его отцу. Царю очень понравился этот хлеб. Отдал он сыновьям новый приказ: чтобы их жёны соткали по ковру за одну ночь.

Иван-царевич огорчился и поведал о приказе лягушке. Снова она успокоила его да спать уложила.

Мамки-няньки за ночь соткали ковёр, изукрашенный узорами и златом-серебром.

Очень был доволен царь, поблагодарил Ивана-царевича за ковёр. И сразу же приказал, чтобы все три сына пришли к нему вместе с жёнами, чтобы люди на них посмотрели.

Пришёл Иван-царевич домой грустный, сообщил лягушке о приказе отца. Лягушка сказала, чтобы он один шёл в гости к царю. Велела она, чтобы царевич, услышав стук-гром, сказал, что «это лягушонка в коробчонке едет».

Так он и сделал. Подъехала к дворцу красивая карета, запряжённая в шесть лошадей. Вышла из неё красавица — Василиса Премудрая.

Когда гости пировали, Василиса Премудрая остатки питья из стакана вылила себе в рукав, поела, а косточки лебединые спрятала в другой рукав.

Жёны старших царевичей сделали то же самое.

Стала Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула она рукой — появилось озеро, махнула другой — поплыли по нему лебеди.

И жёны братьев Ивана-царевича начали плясать и махать руками, но из рукавов только брызги воды летели да кости. Одна в глаз царю угодила. Разгневался он и прогнал жён старшего и среднего сына.

Иван-царевич поторопился первым прийти домой. Нашёл кожу лягушачью и сжёг её. Приехала жена, не нашла кожу. Опечалилась Василиса Премудрая и сказала царевичу, что если бы он подождал немного, была бы она вечно его женой. Попрощалась и сказала, чтобы искал Иван-царевич её «за тридевять земель, в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного».

Превратилась она в белую лебедь и вылетела в окно.

Закручинился Иван-царевич и пошёл куда глаза глядят. Встретился ему старичок, узнал о несчастье царевича и сказал, что отец Василисы Премудрой сердился, что она умнее его и велел, чтобы она была лягушкой три года.

Дал старичок царевичу клубочек и велел идти туда, куда он покатится. Иван-царевич так и сделал.

Встретился ему в поле медведь, хотел убить его царевич. Медведь попросил оставить его в живых и обещал пригодиться когда-нибудь. Пожалел царевич медведя.

Встретились ему в пути селезень и заяц, они тоже просили их не убивать и обещали пригодиться. Пожалел их Иван-царевич.

На морском берегу увидел он щуку. Попросила она пустить её в море. Иван-царевич бросил её в воду и пошёл снова за клубочком. Привёл клубок его к избушке на курьих ножках. Попросил царевич, чтобы избушка встала к нему передом, а к морю задом. Когда избушка повернулась, царевич зашёл в неё.

Увидел он на печи бабу-ягу. Спросила баба-яга, зачем добрый молодец к ней пожаловал. Иван-царевич сказал, чтобы сначала его напоила-накормила, выпарила в бане, а потом и спрашивала.

Когда баба-яга всё это сделала, царевич поведал ей, что ищет Василису Премудрую. Баба-яга сказала, что Василиса Премудрая сейчас у Кощея Бессмертного, которого победить очень трудно. Смерть его на кончике иголки, иголка в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук — на дубу. Дуб охраняет Кощей Бессмертный.

Сказала баба-яга, где это дерево растёт. Дошёл Иван-царевич до дуба, не зная, как достать с него сундук. Прибежал медведь, выворотил дуб из земли, сундук разбился.

Выскочил оттуда заяц — да наутёк. За ним погнался другой заяц, разорвал первого в клочки.

Из зайца выпорхнула утка, её догнал в небе селезень, ударил, яйцо утка и выронила прямо в море.

Заплакал Иван-царевич, но вынырнула из моря щука и дала ему яйцо. Разбил царевич яйцо, достал иголку, обломил её кончик — и помер Кощей.

А Иван-царевич с Василисой Премудрой вернулись домой и долгие годы жили счастливо.

ВВЕДЕНИЕ.

Цель исследовательской работы состоит в том, чтобы выявить образ данного стихотворения, проанализировав его, опираясь на славянскую мифологию и сказания, и понять потайной смысл того, что хотел до нас донести автор.

Наши задачи заключаются в изучении славянской мифологии и сказаниях о водянах-водяницах и их сопоставлении со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Морская царевна» для дальнейшего его анализа.

Водяница — очень древний мифологический образ. Водяна-водяница — жительница речных вод. Есть еще моряны — те живут в море.

Всякая водяница некогда была девушкой, но либо сама утонула, по нечаянности, либо была загублена чьей-то злой волею. Некоторые из них — те, что были крещены — могут через два или три года воротиться к людям, особенно если не утонули, а были прокляты родителями и унесены на речное дно нечистой силой. Эти называются «проклятые», или «шутовки». Они воротятся домой, если крещеный человек наденет им крест на шею. Шутовки также выходят замуж за полюбившихся им смертных, которые сумеют отчитать их от заклятия.

Но большинству водяниц нет обратной дороги на землю. Только по ночам выходят они на берега, катаются на мельничном колесе (как и сам водяной, они страстно любят и эту забаву, и вообще мельницы и мельников), сидят на бережку, расчесывая свои прекрасные длинные волосы гребнем из щучьего хребта. Такой гребень обладает волшебной силой: причесываясь, водяница может напустить целую реку воды и даже затопить деревню, жители которой ее как-то прогневили.

С виду водяницы все неземные красавицы, даже если не были таковыми при жизни. Только они необычайно бледны и кажутся прозрачными — нежить все-таки!

Жилища водяных дев (гнезда из соломы и перьев) построены в омутах и глубоких котловинах, а также под речными порогами. Но иные красавицы, подружившиеся с водяными царями, обитают в роскошных дворцах из хрусталя и янтаря.

Конечно, любимая забава водяниц — вредить людям. Некоторые вообще вызывают людей на разговор и топят их за насмешки над быстротой течения или шириной реки, в которой живут. Но чаще они просто путают сети рыбаков, цепляя за траву или коряги, помогают водяному ломать плотины и рушить мосты. Моряны (а они обычно великанши), поднимаясь в бурю из волн, качают корабли так, что те переворачиваются. Иногда на мостах или на мельницах водяницы нападают на людей, норовя утащить их под воду. Обессилить такую злую деву можно, выдрав у нее как можно больше волос.

Водяницы-моряны родственны античным сиренам. Они таятся у прибрежных скал, так что их длинные волосы можно принять за морскую пену, и стоит кораблю подойти поближе к опасным рифам, моряны высовываются из волн. Испуганный рулевой теряет голову, корабль сбивается с курса, становится игрушкой бурных волн, а корабельщики оказываются в воде, где их поджидают моряны. Мало кому удается уйти от этих губительных объятий. Влекут они самых молодых и красивых мореходов на морское дно, чтобы там предаться с ними любви, а остальных просто топят всех без разбору. Говорят, их возлюбленные тоже становятся обитателями подводного царства и даже порою поднимаются на поверхность воды, чтобы сбить с пути новый корабль и погубить других моряков.

^

Сюжет — краткое содержание

Морской царь ловит за бороду царя, а тот обещает отдать Морскому царю то, про что в своем царстве не знает.

Иван Царевич вырастает и отправляется выполнять обещание отца, но старушка подсказывает ему, что делать на берегу озера.

Иван Царевич знакомится с Василисой Премудрой, и красавица обещает ему помочь у Морского царя.

С помощью Василисы Премудрой, Иван Царевич выполняет задания Морского царя, и они бегут на землю.

Морскому царю не удается поймать беглецов, но Иван Царевич забывает Василису и хочет свататься к другой.

Василиса Премудрая посылает голубок, и Иван Царевич вспоминает свою любимую, играется свадьба.

Краткое содержание сказки Морской царь и Василиса Премудрая

В далеких краях, жил царь со своей супругой, детей у них не было. Отправился как-то государь по чужим сторонам ездить, а царица тем временем, родила ему сына. По возвращении домой царь решил воды напиться из озерца. На улице было жарко, пить очень хотелось. Прильнул государь к водоему, а тут другой царь, Морской, схватил его за бородку. Схватил и не отпускает, нельзя говорит, без моего ведома пить. Отдавай за свою наглость, то, чего дома не ведаешь. Государь подумал, вроде все дома ведает, и пообещал Морскому отдать, тот сразу и ослабил хватку. Государь вернулся домой.

По приезду узнал он, что отцом стал, и какой окуп отдать Морскому царю следует. Опечалился государь, царице все рассказал. Поплакали они, потужили, да стали жить дальше.

Подрос Иван царевич, а отец его к озерцу привел, ищи, говорит, здесь мое кольцо, а сам ушел.

Остался царский сын на берегу, кольцо ищет. Мимо шла старуха, она поинтересовалась у Ивана, что он делает. А он раскричался на бабку и прогнал, а потом одумался и извинился. Воротилась старая и рассказала царевичу для чего его сюда послали. Иван заплакал, и стал ждать своей участи. А старуха, научила юношу, как действовать, рассказала про голубок, о том, что надо их сорочки спрятать. Спрятался царевич и сделал все, как она велела. Одну сорочку Иван не отдал, она оказалась дочки Морского царя Василисы. Вернул царевич одеяние только после того, как она его женихом назвала. Научила девушка, как в их царство попасть и путь указала.

Прибыл царский сын к Морскому государю, а тот гневается по причине его долгого отсутствия. Задал Морской царь Ивану дела тяжелые, он со всеми справился, Василиса помогла. Видит Морской правитель юноша хороший и выдал за него младшую Василису замуж. Свадьбу сыграли, попировали, а Иван по Руси заскучал. Супруга предупредила, что ее отец гневиться будет, но они с хитростью ушли.

Большая погоня была за молодыми. Сам Морской царь преследовал сбежавших, да дочка его умнее оказалась. Удалось молодым на Русь попасть, а Морской царь к себе под воду вернулся.

Перед самым Ивановым царством он один домой пошел, а Василису не взял. Сказал, чтобы ожидала его, он вернется. Девушка предупредила парня, что забудет он ее, но тот не послушал.

Пришел Иван в родной дом, все обрадовались, пир закатили, и про невесту он забыл. Василиса тем временем отправила двух голубков, Иван их увидел и вспомнил свою суженую. Забрал он девушку домой, и стали они жить, лучше прежнего.

Сказка учит всегда держать свое слово.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание Сказка Морской царь и Василиса Премудрая для читательского дневника

В далеком царстве жил-поживал царь со своею супругой. Однако пара была бездетная. Как-то раз отправился государь по разным делам путешествовать, и через некоторое время пришла пора ему возвращаться. А в это время у него вдруг родился сын, и его назвали Иваном. Он конечно об этом не знал.

Вот едет царь назад и устал сильно, решил остановиться в одном месте, да и напиться водички хотелось ему. А там как раз озеро находилось небольшое, вода там была чистая, ключевая. Пьет он, наслаждается, а тут морской царь как ухватит его за бороду и не отпускает. В конце концов он отдал государю его бороду, но взамен этого попросил е него то, что тот еще не знает. Вот приезжает царь домой и узнает, что у него родилось дитя. Загоревал Он с супругой, да делать нечего. Вот вырос сын, и надо было обещание выполнять. Привел Ивана к озеру и поручил ему искать кольцо, которое как будто он обронил, а сам пошел домой.

Царевич так и не нашел кольца, встретил старушку, которая дала ему ценный совет. Подсказала она ему, подкараулить, как 13 голубиц будут купаться, и у последней украсть сорочку. А потом выторговать за нее у морского царя за кольцо этой голубицы. Вот он так и сделал. И оказалось, что последняя птица была самой любимой и красивой дочерью Морского царя. Дала она ему кольцо и показала дорогу к своему батюшке.

Царь же встретил его сердито и заставил выполнять задания. В первый раз он поручил очистить местность от камней и деревьев и засеять его рожью. Выполнил все Иван, и помогла ему Василиса Премудрая. В следующий раз он приказал Ивану смолотить 300 скирд пшеницы. И опять на помощь пришла Василиса.

На третий раз он велел молодцу выстроить храм из чистого воска. И тут не обошлось без царевны. Обрадовался Морской царь и поженил молодых людей. Прошло время, и затосковал Иван по родителям. И решили они с женой бежать. Погоня была сильная. И помогла, конечно, уйти от слуг морского царя Василиса Премудрая, используя свое волшебство. Подъехав к государству, царевич оставил жену в лесочке, и решил вначале самому предстать перед ними, а уж потом показать царевну. Но как ушел он родным, так и забыл он про нее. А Василиса Премудрая опять слепила двух голубков и оживила их и пустила во дворец. Птицы стали биться в окно, тут царевич и вспомнил про жену свою. Нашел он ее и привел к родителям. И с тех пор они стали жить счастливо.

Оцените произведение:

  • 3.09
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 46

Читать краткое содержание Сказка Морской царь и Василиса Премудрая. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Анализ стихотворения «Морская царевна» Лермонтова

Ранняя любовная лирика Михаила Лермонтова была по большей части посвящена его возлюбленной Екатерине Сушковой. Десятилетний безответный роман закончился светским скандалом, отголоски которого можно увидеть в произведении «Морская царевна», написанном в 1841 году, незадолго до трагической гибели поэта.

В образе сказочной морской царевны легко угадывается ветреная Сушкова – из прекрасной морской царевны она превращается в чудовище. Автор иронизирует над жертвой, выставляя ее одновременно в весьма неприглядном свете. Угадывается позор Сушковой, который всплыл благодаря Лермонтову и компромату, выставленному им.

Если отбросить фольклорные мотивы и знать предысторию стихотворения, читатель явно увидит разочарование мужчины в любимой женщине после стольких лет ухаживаний и отказов. Она оказалась недостойна его высоких чувств, превратившись из красавицы в неприглядное существо. Ее истинная сущность – жестокая, коварная, обольстительная особа, готовая вскружить голову первому попавшемуся встречному только затем, чтобы показать власть своих чар. Поэт осуждает подобное поведение.

Автор не желает признаваться в том, что и сам попался в умело расставленные сети красавицы. Он отождествляет себя с лирическим героем – царевичем, что не поддался на чары прелестницы и вытащил ее из воды, привычной ей стихии обольщения, на сушу. Но герой разгадывает тайну, и вступает в борьбу с царевной. Это отражает реальность самого Михаила Юрьевича: его отношения были похожи больше на сражение, нежели на взаимную любовь.

Часть, где царевич выносит морскую деву на сушу и хвалится добычей, глубоко метафорична: также и сам Лермонтов вытащил нелицеприятную правду о Сушковой своим друзьям. И стоило ему это сделать, как прекрасная царевна превращается в чудовище – так и его возлюбленная оказалась покрыта своего рода пеной позора.

Окончание баллады содержит некую двусмысленность: царевич бросил свою добычу, но помнить о ней будет. Так и возлюбленная автора, хоть и оставлена им, будет жить в его сердце. Разве что сложно сказать, какие он теперь испытывает чувства – прежнюю любовь и сожаление, или же нечто, близкое к отвращению.

Произведение написано трехстопным дактилем, стопа трехсложная с ударением на первом слоге. Рифмовка смежная, рифма преимущественно мужская. Поэт использует такие литературные приемы, как эпитеты («морская царевна», «царская дочь», «синие очи»), метафоры («смертельная мгла», «лихие друзья»).

Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт настолько прекрасный, сколь и загадочный. Его лирика поражает и завораживает своей мелодичностью, красотой и глубиной содержания. В его поэзии не встретишь искрометного и бьющего весельем стиха, а вот печали — море. Но автор не навевает грусть своей поэзией, наперекор всему он верит, что настанут лучшие времена. В настоящем же пытается выстоять, призывая на помощь Всевышнего, ибо не надеется на слишком инфантильных и инертных современников.

Морская царевна — Лермонтов М.Ю. 1841

В море царевич купает коня; Слышит: «Царевич! взгляни на меня!» Фыркает конь и ушами прядет, Брызжет и плещет и дале плывет. Слышит царевич: «Я царская дочь! Хочешь провесть ты с царевною ночь?» Вот показалась рука из воды, Ловит за кисти шелковой узды. Вышла младая потом голова, В косу вплелася морская трава. Синие очи любовью горят; Брызги на шее, как жемчуг, дрожат. Мыслит царевич: «Добро же! постой!» За косу ловко схватил он рукой. Держит, рука боевая сильна: Плачет и молит и бьется она

К берегу витязь отважно плывет; Выплыл; товарищей громко зовет: «Эй вы! сходитесь, лихие друзья! Гляньте, как бьется добыча моя..

Что ж вы стоите смущенной толпой? Али красы не видали такой?» Вот оглянулся царевич назад: Ахнул! померк торжествующий взгляд. Видит, лежит на песке золотом. Чудо морское с зеленым хвостом; Хвост чешуею змеиной покрыт, Весь замирая, свиваясь, дрожит; Пена струями сбегает с чела, Очи одела смертельная мгла. Бледные руки хватают песок; Шепчут уста непонятный упрек… Едет царевич задумчиво прочь. Будет он помнить про царскую дочь!

«МОРСКАЯ ЦАРЕВНА», баллада Л., одно из последних его стих. (1841). По теме и сюжету включается в круг баллад о русалках, как оригинальных, так и переводных, получивших распространение в рус. поэзии 1830-х гг. В отличие от традиц. баллады, в «Морской царевне» не только мотивы любви и смерти, но и сюжет в целом переводятся в символич. план, сообщающий стих. многозначность смыслов и возможных толкований.

Напечатать

Автор

  • Агния Барто (199)
  • Александр Блок (1282)
  • Александр Введенский (50)
  • Александр Вертинский (87)
  • Александр Галич (187)
  • Александр Кочетков (34)
  • Александр Кушнер (136)
  • Александр Прокофьев (44)
  • Александр Пушкин (871)
  • Александр Радищев (15)
  • Александр Сумароков (501)
  • Александр Твардовский (80)
  • Алексей Апухтин (336)
  • Алексей Кольцов (212)
  • Алексей Плещеев (203)
  • Алексей Сурков (41)
  • Алексей Толстой (261)
  • Алексей Фатьянов (57)
  • Андрей Белый (395)
  • Андрей Вознесенский (208)
  • Андрей Дементьев (460)
  • Андрей Усачёв (78)
  • Анна Ахматова (908)
  • Аполлон Майков (187)
  • Арсений Тарковский (129)
  • Артюр Рембо (55)
  • Афанасий Фет (1002)
  • Белла Ахмадулина (302)
  • Борис Заходер (138)
  • Борис Пастернак (310)
  • Борис Слуцкий (65)
  • Булат Окуджава (287)
  • Вадим Шефнер (68)
  • Валентин Берестов (371)
  • Валерий Брюсов (1606)
  • Василий Жуковский (236)
  • Василий Лебедев-Кумач (86)
  • Василий Тредиаковский (29)
  • Велимир Хлебников (114)
  • Вера Павлова (187)
  • Вера Полозкова (176)
  • Вероника Тушнова (169)
  • Вильгельм Кюхельбекер (83)
  • Владимир Высоцкий (732)
  • Владимир Маяковский (1317)
  • Владимир Набоков (408)
  • Владимир Орлов (73)
  • Владимир Соловьев (97)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (27)
  • Гавриил Державин (254)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Георгий Иванов (638)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (118)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (395)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (3)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (245)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (314)
  • Иван Крыловё (1)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (122)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (578)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (89)
  • Корней Чуковский (35)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Леонид Филатов (70)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (1353)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (448)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (550)
  • Николай Заболоцкий (217)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (418)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Омар Хайям (811)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (152)
  • Самуил Маршак (833)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (402)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (365)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (623)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (206)
  • Юнна Мориц (316)
  • Юрий Визбор (85)
  • Юрий Левитанский (137)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Анализ стихотворения Фета «Добро и зло»

Автор, верный концепции романтического двоемирия, декларирует устремленность к вневременным категориям как достойную цель поэзии. Творчество вдохновляет, позволяет воспарить «в мир стремлений», противопоставленный «раздраженной волне» людской суеты. Владеющий даром художественного слова — небесный посланник, пришедший «с вестью из рая».

В философском произведении 1884 г. стихотворец, умудренный жизнью и стяжавший славу, напутствует молодое поколение, полное дерзости и «юной отваги». Поэт моделирует два традиционных, независимых и «равноправных» полюса художественного пространства — земное бытие и идеальную сферу божественного. Лишь в «заветной глубине» души возможно слияние противоположностей. Отвлеченную мысль иллюстрирует сравнение: отблеск солнечных лучей, заметный в едва различимой капле росы, трактуется как отражение великого в малом, вечного во внутреннем мире смертного.

Какие рекомендации дает лирический герой начинающим коллегам? Сосредоточенный честный труд увенчается достойным результатом. Он будет вознагражден земными благами. Интересно, что сложности поэтического творчества изображаются посредством лексики, обычно описывающей тяжелую физическую работу: «согнись», «потное чело».

Если начинающий поэт занят «земными» темами, он вправе оперировать привычными человеческому уху понятиями добра и зла. Здесь уместны и горечь, и злая ирония. Талантливым смельчакам, кто дерзнул сделать предметом своих произведений «мир святыни», нужно отказаться от этических категорий, имеющих хождение в людском обществе. Несовершенная шкала антропоморфического подхода не способна изобразить полюс идеального. По этой причине основополагающие нравственные ценности уподобляются «праху могильному», служащему суждениям и нуждам толпы, а не горней выси.

Маститый герой-наставник благожелательно относится к молодым авторам. Он не отказывает коллегам в причастности к божественным сферам: творческий дар окрыляет истинные таланты — и юные, и опытные. Отринув «невольничьи тревоги», «всезрящий и всесильный» поэт способен воспарить и достичь небесных сфер.

Фетовский стихотворный текст, и в особенности его эмоциональный финал, произвел большое впечатление на молодого Блока. Мысль о сверхморальной природе полюса «незапятнанных высот» легла в основании мировоззренческой доктрины «Стихов о Прекрасной Даме».

Два мира властвуют от века,Два равноправных бытия:Один объемлет человека,№4

Другой — душа и мысль моя.

И как в росинке чуть заметнойВесь солнца лик ты узнаешь,Так слитно в глубине заветной№8

Все мирозданье ты найдешь.

Не лжива юная отвага:Согнись над роковым трудом,И мир свои раскроет блага,№12

Но быть не мысли божеством.

И даже в час отдохновенья,Подъемля потное чело,Не бойся горького сравненья№16

И различай добро и зло.

Но если на крылах гордыниПознать дерзаешь ты, как бог,Не заноси же в мир святыни№20

Своих невольничьих тревог.

Пари, всезрящий и всесильный,И с незапятнанных высотДобро и зло, как прах могильный,№24

В толпы людские отпадет.

Dva mira vlastvuyut ot veka,Dva ravnopravnykh bytia:Odin obyemlet cheloveka,Drugoy — dusha i mysl moya.

I kak v rosinke chut zametnoyVes solntsa lik ty uznayesh,Tak slitno v glubine zavetnoyVse mirozdanye ty naydesh.

Ne lzhiva yunaya otvaga:Sognis nad rokovym trudom,I mir svoi raskroyet blaga,No byt ne mysli bozhestvom.

I dazhe v chas otdokhnovenya,Podyemlya potnoye chelo,Ne boysya gorkogo sravnenyaI razlichay dobro i zlo.

No yesli na krylakh gordyniPoznat derzayesh ty, kak bog,Ne zanosi zhe v mir svyatyniSvoikh nevolnichyikh trevog.

Pari, vsezryashchy i vsesilny,I s nezapyatnannykh vysotDobro i zlo, kak prakh mogilny,V tolpy lyudskiye otpadet.

Ldf vbhf dkfcnde/n jn dtrf,Ldf hfdyjghfdystvktn xtkjdtrf,Lheujq — leif b vsckm vjz/

B rfr d hjcbyrt xenm pfvtnyjqDtcm cjkywf kbr ns epyftim,Nfr ckbnyj d uke,byt pfdtnyjqDct vbhjplfymt ns yfqltim/

Yt k;bdf /yfz jndfuf:Cjuybcm yfl hjrjdsv nheljv,B vbh cdjb hfcrhjtn ,kfuf,Yj ,snm yt vsckb ,j;tcndjv/

B lf;t d xfc jnljtvkz gjnyjt xtkj,Yt ,jqcz ujhmrjuj chfdytymzB hfpkbxfq lj,hj b pkj/

Yj tckb yf rhskf[ ujhlsybGjpyfnm lthpftim ns, rfr ,ju,Yt pfyjcb ;t d vbh cdznsybCdjb[ ytdjkmybxmb[ nhtdju/

Gfhb, dctphzobq b dctcbkmysq,B c ytpfgznyfyys[ dscjnLj,hj b pkj, rfr ghf[ vjubkmysq,D njkgs k/lcrbt jngfltn/

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«Он был страстно влюблен в В. А. Бахметьеву (до замужества В. А. Лопухина); она ему была кузина; я думаю, он и меня оттого любил, что находил в нас сходство, и об ней его любимый разговор был».

«Мне бы очень хотелось задать вам один небольшой вопрос, но перо отказывается его написать. Если угадаете — хорошо, я буду рад; если нет — значит, задай я этот вопрос, вы всё равно не сумели бы на него ответить.

Это такого рода вопрос, какой, быть может, вам и в голову не приходит!»

«Поверьте мне, что я не потеряла способности угадывать ваши мысли, но что вы хотите, чтоб я вам сказала? Она здорова, по-видимому, довольно весела, вообще ее жизнь такая однообразная, что даже нечего о ней сказать, сегодня как вчера. Я думаю, что вы не очень огорчитесь, узнав, что она ведет такой образ жизни, потому что он охраняет ее от всяких испытаний; но с своей стороны я бы желала для нее немного разнообразия, потому что, что это за жизнь для молодой особы, слоняющейся из одной комнаты в другую, к чему приведет ее такая жизнь? — сделается ничтожным созданием, вот и всё. Ну что же? Угадала ли я вас?»

^
М. А. ЛОПУХИНА

«Последние известия о моей сестре Бахметевой поистине печальны. Она вновь больна, ее нервы так расстроены, что она вынуждена была провести около двух недель в постели, настолько была слаба. Муж предлагал ей ехать в Москву — она отказалась, за границу — отказалась и заявила, что решительно не желает больше лечиться. Быть может, я ошибаюсь, но я отношу это расстройство к смерти Мишеля, поскольку эти обстоятельства так близко сходятся, что это не может не возбудить известных подозрений».^

Анализ стихотворения «Добро и зло» Фета

Философская лирика «Добро и зло» — одна из вершин творчества поэта XIX века Афанасия Афанасьевича Фета. В нем уже чувствуется дыхание приближающегося Серебряного века русской поэзии.

Стихотворение создано в 1884 году. Поэту уже 64 года, он задумывается над написанием собственных мемуаров. Недавно он закончил перевод «Фауста» И. Гете, начал публикацию несколько частей сборника «Вечерние огни». Поэт погружен в хозяйственные хлопоты в новом имении.

По жанру — философская лирика, по размеру — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. В этом сложном для восприятия произведении поэт как бы обращается к своему нынешнему и будущему читателю, возможно, поэту. В нем ярко воплотилось тогдашнее мировоззрение А. Фета. Равноправными он считает не добро и зло, а материальный и душевный мир. Факт их существования для него очевиден. Однако он признает, что душевное, работа ума и мысли — это не божество. Духовный мир стоит выше двух обозначенных им миров. В трудах, творчестве, мелочах повседневной жизни следует всегда помнить — на чьей ты стороне.

В последних строфах поэт, как старый романтик, не может удержаться от почти богоборческих мотивов. Подъем на крыльях гордыни он считает оправданным, если есть некая высокая цель. Более того, в таком полете, как считает А. Фет, человек даже способен встать над добром и злом, отринуть их, оставить на Земле, устремиться в какие-то совсем уж потусторонние заоблачные сферы. Впрочем, такого человека он аттестует «богом» со строчной буквы, понимая истинное место человека в мире святыни. Следует отметить, что в названии первым идет «добро», а не «зло». Подобная трактовка перекликается .

Лексика возвышенная (бытия, слитно, мирозданье, крылах, невольничьих, чело, лик). Рифмы открытые и закрытые, женские и мужские. Эпитеты: глубине заветной, юная отвага, роковым трудом, незапятнанных высот. Сравнение: как прах могильный. Повторы: два. Уменьшительно-ласкательный суффикс в слове «росинке» будто возвращает читателя этих строк в мир более привычный всем музыкальной пейзажной лирики поэта. Накал переживаний подчеркивает употребление в заключительной строфе приставок: всезрящий, всесильный, незапятнанных.

Два мира властвуют от века,Два равноправных бытия:Один объемлет человека,№4

Другой — душа и мысль моя.

И как в росинке чуть заметнойВесь солнца лик ты узнаешь,Так слитно в глубине заветной№8

Все мирозданье ты найдешь.

Не лжива юная отвага:Согнись над роковым трудом,И мир свои раскроет блага,№12

Но быть не мысли божеством.

И даже в час отдохновенья,Подъемля потное чело,Не бойся горького сравненья№16

И различай добро и зло.

Но если на крылах гордыниПознать дерзаешь ты, как бог,Не заноси же в мир святыни№20

Своих невольничьих тревог.

Пари, всезрящий и всесильный,И с незапятнанных высотДобро и зло, как прах могильный,№24

В толпы людские отпадет.

Dva mira vlastvuyut ot veka,Dva ravnopravnykh bytia:Odin obyemlet cheloveka,Drugoy — dusha i mysl moya.

I kak v rosinke chut zametnoyVes solntsa lik ty uznayesh,Tak slitno v glubine zavetnoyVse mirozdanye ty naydesh.

Ne lzhiva yunaya otvaga:Sognis nad rokovym trudom,I mir svoi raskroyet blaga,No byt ne mysli bozhestvom.

I dazhe v chas otdokhnovenya,Podyemlya potnoye chelo,Ne boysya gorkogo sravnenyaI razlichay dobro i zlo.

No yesli na krylakh gordyniPoznat derzayesh ty, kak bog,Ne zanosi zhe v mir svyatyniSvoikh nevolnichyikh trevog.

Pari, vsezryashchy i vsesilny,I s nezapyatnannykh vysotDobro i zlo, kak prakh mogilny,V tolpy lyudskiye otpadet.

Ldf vbhf dkfcnde/n jn dtrf,Ldf hfdyjghfdystvktn xtkjdtrf,Lheujq — leif b vsckm vjz/

B rfr d hjcbyrt xenm pfvtnyjqDtcm cjkywf kbr ns epyftim,Nfr ckbnyj d uke,byt pfdtnyjqDct vbhjplfymt ns yfqltim/

Yt k;bdf /yfz jndfuf:Cjuybcm yfl hjrjdsv nheljv,B vbh cdjb hfcrhjtn ,kfuf,Yj ,snm yt vsckb ,j;tcndjv/

B lf;t d xfc jnljtvkz gjnyjt xtkj,Yt ,jqcz ujhmrjuj chfdytymzB hfpkbxfq lj,hj b pkj/

Yj tckb yf rhskf[ ujhlsybGjpyfnm lthpftim ns, rfr ,ju,Yt pfyjcb ;t d vbh cdznsybCdjb[ ytdjkmybxmb[ nhtdju/

Gfhb, dctphzobq b dctcbkmysq,B c ytpfgznyfyys[ dscjnLj,hj b pkj, rfr ghf[ vjubkmysq,D njkgs k/lcrbt jngfltn/

Метафоры и образы в стихотворении

В стихотворении «Добро и зло» Фет использует различные метафоры и образы, чтобы передать глубокий смысл своих мыслей и чувств. Он виртуозно комбинирует абстрактные понятия с конкретными образами, создавая уникальное художественное полотно.

Метафоры

Одним из важных элементов стихотворения являются метафоры, которые помогают воссоздать атмосферу борьбы между добром и злом. Вот несколько примеров метафор, использованных Фетом:

  • Мрак ночной окутал / Светлый альпийский луг
  • Сраженья первоначал, / С нашим языком я слуг
  • Льется с неба звезда
  • Небесная передернулась пелена

Метафоры помогают визуализировать и стилизовать абстрактные понятия, такие как добро и зло. Они помогают читателям лучше понять эти концепции и создают ощущение глубокого смысла и загадочности в стихотворении.

Образы

Значительную роль в стихотворении также играют образы, которые помогают передать эмоциональную составляющую произведения. Фет использует образы природы, ночи и света, чтобы создать контрастный образ добра и зла. Он также использует образы льда, огня и звезд, чтобы передать идею борьбы и сопротивления.

Вот несколько примеров образов, использованных Фетом:

  • Мрак ночной окутал
  • Светлый альпийский луг
  • Сраженья первоначал
  • Небесная передернулась пелена
  • Льется с неба звезда

Образы помогают создать насыщенную и яркую картину происходящего и усиливают эмоциональное воздействие стихотворения на читателя.

В целом, использование метафор и образов в стихотворении «Добро и зло» позволяет Фету передать свои мысли и эмоции более эффективно, а также создать глубокий и запоминающийся образ художественного произведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: