Композиция и структура образов стиха
Возможно, отбирая стихи для сборника, Фет посчитал это произведение слишком новаторским для современного ему читателя. Стихотворная форма действительно необычна, даже экспериментальна: весь текст представляет собой одно-единственное предложение, причём в этой фразе вовсе нет глаголов, а прилагательных всего два. Подобная безглагольность придаёт стихотворению сходство с неким каталогом, перечислением признаков, которое заканчивается обобщением.
Уникален и такой смелый приём, как сквозная анафора — одинаковое начало всех строчек со слов «это», «этот». Синтаксическая функция указательного местоимения заключается в отсылке к предыдущему упоминанию предмета, здесь многократный повтор его как бы открывает текст, направляет взгляд в мир настоящей весны. Тема разделена на три смысловые части, которые при внешней похожести имеют определённый план развития:
- первая часть направлена ввысь и вызывает ассоциацию с утром — это небо, бескрайнее светлое пространство, в нём и цвет, и графический рисунок птичьих стай, и звуковой образ весеннего гама птиц и бегущей воды;
- средняя часть напоминает день и взгляд по сторонам — это земля, пейзаж, деревья, насекомые, простор сужается, появляются мелкие детали и опять звук, уже более близкий, словно бы звенящий вокруг лирического героя;
- в заключительной части описан вечер, погружение внутрь себя — это туманное состояние души, весеннее волнение, радостное возбуждение, бессонные ночи, а звучащие «дробь» и «трели» уже скорее метафоричны, чем реальны.
Набор образов, характерных для рассказа о весеннем времени, довольно банален, каждый из них неоднократно встречается в предыдущих произведениях и самого Фета, и других русских классиков.
Автор словно создаёт реестр традиционных символов весны, отсылая читателя к стихам своих предшественников. Например, метафора «говор вод» вызывает в памяти стих Ф. Тютчева «Весенние воды», а «синий свод», как и образ пчелы или пуха вместо листвы, является почти прямой цитатой из пушкинского «Евгения Онегина».
Весьма популярны у русских литераторов также описания птичьих стай и любимых всеми деревьев — ив и берёз.
Композиция
Композиция стихотворения несложная. Оно не делится на части по смыслу, автор рассказывает обо всем, что видит вокруг. Кажется, что он нанизывает свои самые значительные впечатления, формируя из них панорамную картину природы. В качестве основы для сюжета используются временные рамки: от утра до вечера. Особенность стихотворения в том, что автор не употребляет ни одного глагола. Такой прием придает событиям статичности, способствует созданию спокойной атмосферы, соответствующей внутреннему состоянию лирического «Я» и автора.
В произведении всего одно предложение, что придает мыслям целостности. Формально оно состоит из трех шестистопных строф.
Жанр стихотворения – элегия. Несмотря на то, что в основе произведения пейзаж, чувствуются философские нотки. Оживающая природа подталкивает к раздумьям о вечности природы, о единстве человека и природы. В строках преобладает грустное настроение. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. А. Фет использует два вида рифмовки параллельную ААВВ и кольцевую.
Анализ стихотворения «Это утро, радость эта» Фета
А. Фет по праву считается одним из лучших представителей пейзажной лирики. Его стихотворения, посвященные красоте природы, относятся к классическим. При этом часто поэт выступал новатором, смело переступающим существующие в его время литературные каноны. К числу таких необычных произведений принадлежит стихотворение «Это утро, радость эта…» (1881 г.).
Новаторство Фета проявляется во всем. В первую очередь критики упрекали его за беспредметность. Стихотворение посвящено весне, но это становится понятным лишь в самом финале. Многочисленные природные предметы и явления, звуки, человеческие ощущения перечисляются в кажущемся беспорядке, создавая невероятное нагромождение. Они не имеют видимой связи между собой и лишь в последней строке становятся на свои места и обретают логическую структуру. В произведении нет сюжета, о лирическом герое можно только догадываться по незначительным упоминаниям («радость эта», «ночь без сна»).
В стихотворении многократно повторяется местоимение «эти» («это», «этот»). Такое однообразие несколько утомляет, но получает блестящее завершение в последней фразе: «это все – весна». Еще одним фетовским приемом является полное отсутствие глаголов. Ощущение динамики создается быстрой сменой разнообразных существительных, мелькающих как в калейдоскопе. Прилагательных – два, да и то они использованы по необходимости.
Наконец, заслуживает внимания сама структура стихотворения. Оно представляет собой одно длинное предложение. Фет использует нетрадиционные шестистишия, причем на каждой третьей строке делает особый упор, подводя промежуточные итоги.
В целом в произведении можно отметить нарастание эмоционального напряжения. Оно начинается с нейтральных умиротворяющих образов («утро», «синий свод»). Постепенно они сменяются существительными, намекающими на движение («капли», «мошки», «зык и свист»). В финальной строфе появляются томительные человеческие ощущения («ночь без сна», «жар постели»). Они впрямую подводят читателя к предчувствию любви, которое связано с весной.
Очень эффектна авторская концовка. Торжественное утверждение весны достойно завершает стихотворение и сразу же наполняет его особым смыслом. Фет написал его, находясь уже в достаточно преклонном возрасте. Но даже в старости он оставался неисправимым романтиком, который до конца жизни верил в конечное торжество любви и весны.
Пейзажная лирика преобладает в творчестве А. Фета. Картины природы, изображенные в его стихотворениях восхищают простотой. Доказательством этой особенности является стихотворение, проанализированное в статье. Его изучают в 5-7 классах. Предлагаем ознакомится с кратким анализом «Это утро, радость эта» по плану.
Анализ стихотворения Фета «Это утро, радость эта…»
В жизни Афанасия Фета было много трагических страниц, о которых поэт не смог забыть до конца своей жизни. В 14 лет он был лишен титула и наследства, так как приемный отец неправильно оформил документы и не усыновил ребенка своей законной супруги, который был зачат в предыдущем браке. Именно по этой причине Фет вынужден был уйти на военную службу, мысленно распрощавшись с мечтами о поэзии. Именно тогда он поклялся, что любой ценой вернет себе богатство, и сдержал слово, женившись не по любви, а по расчету. Однако между потерей наследства и браком в жизни поэта произошло еще одно печальное событие. Из меркантильных побуждений он отказался жениться на Марии Лазич, девушке, которую он безумно любил, и очень скоро после разрыва отношений она трагически погибла. Именно с этого момента в творчестве Афанасия Фета происходит серьезный перелом. Он больше не может искренне восхищаться окружающим его миром, так как ни лес, ни поле, ни журчащая речка не могут восполнить в душе поэта столь тяжелую утрату.
Вступая в брак, Фет искренне надеялся, что этот шаг избавит его не только от финансовых проблем. Но и от одиночества, душевной пустоты. Действительно, супруга Мария Боткина окружила своего избранника лаской и заботой. Однако очень скоро Фет понял, что не испытывает к этой женщине теплых чувств. Все чаще и чаще он мысленно беседовал с той, которой принадлежало его сердце, посвящал ей стихи, наполненные болью и страданиям. В этот период поэт практически напрочь забыл о пейзажной лирике, он перестал радоваться жизни и подмечать те удивительные вещи, которые вдохновляли его на создание восторженных стихов.
Впрочем, в каждом правиле есть свои исключения, и в редкие дни душевного равновесия из-под пера Фета выходили романтические произведения. Одним из них стало стихотворение «Это утро, радость эта…», созданное в 1881 году. К этому моменту Афанасий Фет уже отошел от государственных дел, поселился в загородном имении и решил полностью посвятить себя литературе. Он учился жить заново и открывал для себя окружающий мир, ставший таким неприветливым и мрачным после гибели любимой женщины. Тем не менее, поэт все же не мог не признать того факта, что природа по-прежнему полна очарования – нужно лишь уметь это видеть и чувствовать . «Эти ивы и березы, эти капли – эти слезы», — вот далеко не полный перечень того, что увидел поэт за окном в один из весенних дней. С присущей ему внимательностью он подмечал каждую мелочь, видя, как возвращаются птицы в родные края, оглашая окрестности своим гомоном, слыша, как журчит ручей и гудят проснувшиеся пчелы. «Это все – весна», — резюмирует поэт, наслаждаясь открывающимся из окна видом. Но в его стихах уже нет прежней легкости и безмятежности, которая была присущая раннему творчеству. Фет осознает, что мир не изменился, и пытается вновь возродить в себе самые светлые и чистые чувства. Но искреннего восторга по поводу того, что произошла очередная смена году, автор не испытывает.
Примечательно, что это стихотворение написано в одно предложение. Не прибегая к помощи возвышенных эпитетов и не используя образных сравнений, поэт попросту перечисляет то, что увидел, короткими штрихами воссоздавая картину весеннего утра . Сдержанный в своих высказываниях, автор еще раз подчеркивает, что вокруг ничего не изменилось, но изменился он сам, став мудрее, опытнее и хладнокровнее. Его жизнь близится к завершению, и ничто не в состоянии пробудить былую пылкость сердца и остроту чувств, даже красавица-весна – муза всех поэтов и неиссякаемый источник вдохновения, который Фет всегда так ценил.
Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод,
Эти ивы и березы, Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист,
Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё — весна.
Немного о биографии поэта
Афанасий Афанасьевич родился в 1820 году в Орловской губернии, при рождении получил фамилию отца, помещика Шеншина, но будучи внебрачным сыном, утратил позже право на дворянство и стал носить фамилию матери — Фет. Молодой человек получил достойное образование, учился в Московском университете на факультете словесности, во время учёбы увлёкся поэзией, и его стихи вскоре стали публиковаться, первый сборник датируется 1840 годом.
Долгие годы Фет прилагал все усилия, стремясь добиться восстановления дворянского звания, для чего после окончания учёбы поступил на службу в армию. Для улучшения финансового положения Фет решил вступить в брак и в 1857 году женился на Марии Боткиной. Приданое позволило ему приобрести имение Степановка и стать настоящим помещиком. Одарённому поэту удалось успешно совмещать хозяйственную деятельность с литературной, поместье приносило неплохой доход.
В 1873 году Афанасий Афанасьевич достиг и первой своей цели: история с лишением дворянства закончилась, ему было возвращено прежнее звание и право носить родовое имя отца. Но стихи он по-прежнему подписывал ставшей уже знаменитой в России фамилией Фет.
Создание стихотворения «Это утро, радость эта…» относится к 1881 году, в этот период Фет жил уже в новом поместье Воробьёвка в Курской области, продолжая активно писать, готовя к выходу многотомное издание своей поэзии под названием «Вечерние огни».
Стихотворение и анализ «Это утро, радость эта…»
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист ,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Краткое содержание
И. Левитан. Солнечный день. 1876
Лирический герой, взглянув в окно, не может не ощутить радости от прекрасного пейзажа: в небесной синеве видны птичьи стаи, возвращающиеся из тёплых краёв, пробуждаются насекомые, пчёлы жужжат – в природе всё прекрасно! Но при этом, в душе поэта не всё так же идеально, как в природе. Поэт описывает целые сутки: рассказ начинается с описания утреннего и дневного света, а завершается описанием ночи
Лирический герой замечает всё самое важное в каждом времени суток
История создания
Это произведение – образец позднего периода творчества Фета. Оно появилось в 1881 г. В это время поэт вышел в отставку и проживал в загородном имении. В произведении улавливаются философские нотки: они связаны с ранней утратой возлюбленной Марии Лазич. Поэт расстался с ней давно, а спустя некоторое время узнал, что девушка погибла.
Жанр, направление, размер
Стихотворение представляет собой элегию. Пробуждающаяся природа способствует раздумьям поэта о вечности окружающего мира, о связи природы и человека. В строчках сквозит настроение грусти.
Произведение написано четырёхстопным хореем. Используются два вида рифмы: параллельная и кольцевая.
Композиция
Стихотворение несложное по композиции. В нём описывается один день из жизни поэта:
Первая строфа повествует о раннем утре. Начало дня – это время, когда солнышко улыбается каждому человеку. Небо невероятно синее и высокое. Птичьи стаи тянутся, издавая манящие звуки.
Вторая строфа повествует о середине дня. В полуденное время воздух прогревается, мелкие мошки и пчёлы выглядывают в поисках нектара. Третья строфа описывает вечернее время, которое встречает лирического героя вздохом и зарёй.
Произведение делится на смысловые части. Поэт описывает всё, что наблюдает вокруг. В качестве основы для выстраивания сюжета он использует временные рамки: с раннего утра – до позднего вечера.
Образы и символы
Фет использует 24 образа, чтобы описать всего лишь одно время года – весну. Движение чувств и мыслей лирического героя отражено в постепенном сужении его поля зрения:
Первые строки – обращение поэта к радости: «Это утро, радость эта; Это мощь и дня, и света; Этот синий свод».
Постепенно световые образы перетекают в образы предметные. Весна ассоциируется с вереницей птиц, с «говором вод», с пчёлками и мошками.
Последние строки описывают состояние поэта весной: «Этот вздох ночной селенья, эта ночь без сна, эта мгла и жар постели, эта дробь и эти трели, это всё – весна».
Поэт сумел большое число образов собрать в единую мозаику, вместив в неё ещё и образ главного героя, и тему своего повествования: наступление весны и перемены в природе.
Темы и настроение
Главная тема – это весна, её огромное влияние на состояние человеческой души. Окружающий мир представляется единым целым, поражая воображение лирического героя. Фет лишь намекает на присутствие человека в последней строфе. Яркий день сменяется «ночью без сна». Яркие эмоции не дают покоя незримому лирическому герою: его эмоционально взвинченное состояние объясняется приходом весны.
Основная идея
Основная идея в том, что красота природы оказывает прямое влияние на человеческую душу. Даже стареющий поэт, которому довелось испытать немало бед, с приходом весны ощущает в себе прилив вдохновения, свежих сил.
В период позднего творчества Фет испытывал гнетущие мысли о своей неудачно сложившейся жизни. Но эти мысли не характерны для данного стихотворения: оно буквально пропитано оптимизмом, любовью к жизни.
Средства выразительности
В стихотворении не так много выразительных средств. Фет не пытается красиво описать окружающий мир: он лишь коротко перечисляет всё то, что видит. В этом ему помогают следующие средства выразительности:
- эпитеты – «вздох ночей»;
- сравнения – «эти капли – эти слёзы», «мощь дня и света»;
- аллитерация – для передачи печали в душе поэта. Например, использование согласного звука «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод»;
- анафора – повторение форм слова «это» в каждой строчке;
- особый синтаксический приём: использование однородных членов предложения: «…эти горы, эти долы…», «эти ивы и берёзы…» и др.
Особенность произведения – полное отсутствие глаголов. Несмотря на это, поэт сумел передать движение, жизненную энергию.
Источник
Анализ стихотворения А.А. Фета «Это утро, радость эта»
Стихотворение написано в 1881 году. Согласно эстетическим принципам А. А. Фета, поэзия призвана изображать мир только в одном аспекте — мир как красота. Для А. А. Фета — красота разлита в мире, но ее нужно увидеть, и затем передать в поэзии.
«Искусство для искусства», или «чистое искусство», — исторически сформировавшееся условное название ряда эстетических концепций, которые утверждали самоценность искусства, его независимость от политики, от «моральной дидактики», эмпирической «пользы», провозглашали свободу творчества и независимость самого творца. Это отнюдь не означает, что А. А. Фет отвергает жизнь в пользу «чистого» искусства
Обратим внимание на то, что, по мнению А. А
Фета, не должно быть предметом творческого изображения: «вседневный удел», то есть бытовая сторона жизни, довлеющие над человеком жизненные тяготы и, наконец, — «битвы» — гражданская борьба всевозможных «лагерей» и «станов», те же «гражданские скорби». Именно эти жизненные сферы сковывают свободу самовыражения души, устремленной к прекрасному. Вдохновение свободно только тогда, когда оно не сковано позицией, тенденцией, обязанностью, борьбой за выживание, житейскими тяготами и т. д. А. А. Фет понимает по собственному опыту, что от этого никуда не уйдешь, все это есть в жизни. Однако считает, что эти явления не должны иметь отношения к поэзии, ибо они лишают поэта главного — истинной свободы и красоты. Священная власть богини красоты должна охватывать мир, преображать и облагораживать жизнь и самого человека. Красота в понимании А. А. Фета не только абсолютна, безусловна и идеальна, она конкретна, материальна, ибо источник ее — жизнь природная и человеческая во всем ее многообразии.
Стихотворение «Это утро, радость эта…», наполненное звуками, запахами, цветами, заражает радостью от ощущения весны. Замечательно, что в стихотворении нет ни единого глагола, но оно удивительно динамично. Это объясняется воплощением музыкальных принципов в лирической поэзии А. А. Фета. В многочисленных высказываниях, и, что важнее, в творчестве А. А. Фета музыка не просто сравнивается с поэзией, ей не только отдается предпочтение перед последней — она становится мерилом и самой сутью подлинной художественности. Лирическая поэзия, где нет мелодичности стиха, для него просто невозможна: «Нет солнца — нет дня. Нет музыкального настроения — нет художественного произведения», — декларирует он. Слово, метр, ритм сами по себе оказываются явно недостаточными средствами для воплощения поэтической мысли, потому что самой поэтической мысли А. А. Фет всегда стремится придать максимально чувственную выразительность, и только звук, мелодия могут помочь этому. «Дух музыки» понимается А. А. Фетом не только как романтический идеал мировой гармонии, но и вполне рационально — как материал для поэтического воплощения тончайших оттенков жизни природы и мира человеческой души. Музыка у него приближается к словесному искусству, — другими словами, она в максимальной степени становится фактором поэтического творчества, и именно в этом А. А. Фет достигает феноменальных для русской поэзии XIX века результатов. Об этом, в частности, свидетельствует высказывание такого авторитетного человека, как П. И. Чайковский: «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область… это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом».
Красивые цитаты про утро
Утром людям приходят более правильные мысли, чем вечером.
Ненастное утро может смениться ясным днём.
Не нужно верить в солнце, чтобы оно вставало по утрам.
Утром думай. Днем действуй. Вечером ешь. Ночью спи.
Утро вечера мудренее. Звучит глупо и затасканно, но это так.
Утром всё выглядит иначе.
Утро слишком прекрасно, чтобы длиться долго.
Не доверяйте снам — утро настает всегда.
Рано ложиться и рано вставать — вот что делает человека здоровым, богатым и умным.
Всё-таки утро прекрасно, оно не безжалостно, как ночь, заставляющая вспоминать то, что хочешь забыть.
У утра нет четких временных рамок. Считается, что это время с восхода солнца и до полудня. Поэтому в каждой географической зоне, климатическом поясе, в каждый сезон утро длится разное количество времени. Но, даже, несмотря на все эти условности, первые часы нового дня прекрасны всегда. Не даром его воспевают поэты и писатели. Так что вполне закономерно, что в нашей подборке есть и короткие и красивые цитаты про утро великих людей.
Особенности размера и ритма
Стихотворение «Это утро, радость эта…» написано размером, который называется хорей, он двусложный с ударением на первый слог. В тексте чередуются четырёхстопные строчки с женским окончанием (последний слог безударный) и трёхстопные строчки с мужским окончанием (последний слог под ударением), это третья и шестая строки каждой строфы, которые рифмуются между собой. Остальные строки рифмуются попарно: первая со второй, четвёртая с пятой (А-А-С-В-В-С).
Однообразное начало строчек с повторения указательного местоимения компенсируется разнообразием продолжений, которые всегда немного отличаются или порядком слов, или соединением однородных членов, или знаками препинания. Помимо этого, в произведении использовано немного средств художественного чтения, например:
- метафоры — употребление слов в переносном смысле, словно скрытые сравнения — «говор вод», «вздох ночной селенья»;
- эллипсис — пропуск слов, замена их на тире — «этот пух — не лист»;
- ассонанс — звуковой приём, подбор слов, в которых преобладает гласный звук «Е» (Э);
- аллитерация — также игра звука, основанная на повторе согласных звуков: это «ТР», «ДР» в начале и в концовке стиха, и большое количество звенящих «З», «С».
Автор словно стремился наиболее кратко передать в этом стихотворении непосредственное восприятие весенней поры во всех её проявлениях, порадовать читающего ощущением могущественной созидательной силы весенней энергии жизни.
Поэт был сторонником концепции «чистого искусства», считал, что задача поэзии вести человеческую мысль в мир красоты и радости, прочь от этических и социальных проблем. Поэтому разборы творчества Фета вызывали бесконечные споры среди критиков на протяжении десятилетий — одни восхищались его тонким лирическим дарованием, другие считали поэтический мир чистой красоты слишком пресным и однообразным.
Тема, идея и проблематика
Основная тема произведения — весна и ее влияние на внутреннее состояние человека. «Это утро, радость эта» — типичный пример великого мастерства Фета в изображении красот природы
Заметен талант автора, отточенный многолетним опытом в написании поэзии, предельное внимание к мелочам. Фет описывает природные красоты, но, кажется, намеренно избегает высоких слов и эпитетов. Какой бы ни предстала перед поэтом природа сегодня, это все он уже видел в жизни
Какой бы ни предстала перед поэтом природа сегодня, это все он уже видел в жизни.
В природе ничего не поменялось: она все такая же прекрасная и чарующая. Изменился лишь сам творец. Он осознает, что больше его никогда не окутает тот восторг, испытываемый в весенний период в молодости. Годы идут, его жизнь медленно приближается к концу. Он совершил в ней множество ошибок, и даже ожидание теплого времени года не в силах отвлечь поэта от печальных дум.
Средства выразительности
В стихотворении не очень много средств выразительности. Автор задумчиво называет все, что видит вокруг, не пытаясь приукрашивать образы. Некоторые элементы пейзажа вызывают у него ассоциации, которые и передаются при помощи художественных средств. В тексте есть метафоры
— «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли — эти слезы» и эпитет
— «вздох ночной» . Также одной большой метафорой можно назвать все строки, которые посредством пейзажных образов описывают весну.
Особенность анализируемого стихотворение — повторение местоимения
« это » в разных формах. Такой прием называется анафорой. Инструментом для передачи грустного настроения служит также аллитерация
, например, согласного «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод» .
Великие о стихах:
Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.
Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.
Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.
Марина Цветаева
Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.
Гумбольдт В.
Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.
Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.
Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда… Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.
А. А. Ахматова
Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.
И. С. Тургенев
У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.
Г. Лихтенберг
Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.
Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.
Мурасаки Сикибу
Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.
Александр Сергеевич Пушкин
— …Хороши ваши стихи, скажите сами?– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…
Михаил Афанасьевич Булгаков. «Мастер и Маргарита»
Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.
Джон Фаулз. «Любовница французского лейтенанта»
Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.
Александр Александрович Блок
Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки
Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами — нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки
Макс Фрай. «Болтливый мертвец»
Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…
Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!- Мои стихи не печка, не море и не чума!
Владимир Владимирович Маяковский
Стихи — это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему — гоните критиков. Они — лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас — это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.
Борис Кригер. «Тысяча жизней»
Стихи — это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.
Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта…»
Афанасий Фет
Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли — эти слезы, Этот пух — не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё — весна.
1881
Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта…»
Афанасий Афанасьевич Фет в полной мере обладал представлением о красоте как о реально существующем элементе мира, окружающего человека. Звуки, шорохи, мимолётные впечатления – не мотивы, а темы фетовского творчества. В своих стихотворениях Фет стремился наиболее естественно и непредвзято запечатлеть весь окружающий его мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Можно сказать, что Фету как поэту-импрессионисту присущ обострённый интерес к неповторимости каждого отдельного мгновения, к оттенкам материальной красоты предметного мира, к тем изменчивым настроениям, которые внушают чуткой душе восходы и закаты, полуденный час и начало сумерек, полет птиц и пробуждение весенней природы.
Особый интерес представляют безглагольные стихотворения А.А. Фета, так называемые безглагольные картины. «Это утро, радость эта…» — одно из них. Это стихотворение о чудесном времени года — о весне. Весной всё живое на земле пробуждается от зимней спячки и приходит в движение. И главное, к чему стремился Фет, — не упустить, не утратить миг этого безостановочного движения, запечатлеть пробуждение природы; добиться того, чтобы каждая строка «дышала», «звенела», одним словом, «жила».
Главная особенность этого стихотворения в том, что здесь нет ни одного глагола, и, не смотря на это, в нём столько движения, столько жизненной энергии заложено в каждой строке.
Стихотворение состоит всего из одного предложения. Поэтому читаешь его на одном дыхании, ни на секунду не останавливаясь, сразу же представляя себе всю весеннюю суматоху. Этот приём «одного предложения» смог как нельзя лучше передать движение жизни, «воскрешение» природы весной.
Произведение написано четырёхстопным хореем, где последняя стопа каждой третьей строчки строфы неполная. Благодаря этому задаётся определённый ритм, напоминающий биение сердца. Каждая строка словно «пульсирует». Короткие строки будто «набегают» одна на другую.
Фет начинает стихотворение словами «это утро, радость эта», а заключает выражением «это всё весна». Между первой и последней строками – образы, «рисующие» начало, середину и конец весеннего дня. Если приглядеться внимательнее, то мы заметим, что это стихотворение «вмещает» целые сутки, без единого глагола поэт передает движение времени: в первой строфе изображается утро, во второй – день, а в третьей – ночь.
Все образы объединены, связаны анафорой: указательным местоимением «это» в разных формах, что создает эффект движения не только природного времени, но и «поэтической мысли» в стихотворении. Но одновременно с этим – и движение пространства, которое является открытым и расширяющимся: взгляд лирического героя охватывает и небо, и землю, и мельчайшие частицы окружающего мира.
Отглагольные существительные «крик», «говор», «свист», «дробь» и слова «зык», «трели» «рисуют» атмосферу весеннего шума. В стихотворении только одно прилагательное, находящееся в составе метафоры: «вздох ночной селенья». Кроме метафоры автор использует сравнения: «эти капли – эти слёзы» и «этот пух – не лист». Можно выделить несколько часто встречающихся звуков, которые помогают лучшему восприятию текста. Звук вызывает ощущение эха, широты, простора, звук – чего-то огромного бесконечного, звуки и негромкие говорят о том, что природа только просыпается. Частое звучание звука обусловлено композиционным приёмом (анафорой), в нём слышится уточнение, указание.
Фет смог множество изображённых им образов собрать в одну мозаику и «вместить» в неё главный образ и тему своего произведения – приход весны и изменения природы.
«Это утро, радость эта…» — настоящий весенний пейзаж, бережно «нарисованный» поэтом. Такое впечатление, что Фет изобразил лишь миг, то, что произошло однажды и больше никогда не повторится. Это – картина весны, которую увидел поэт, которая вызвала восторг и пробудила в душе неповторимые чувства. Фет любуется природой; при этом он не столько описывает природу, сколько передает чувство, которая она вызывает.
Тема
В произведении развивается традиционный для мировой литературы мотив весны. В центре авторского внимания пейзаж. Картины природы панорамные, А Фет охватывает своим взором всё: стаи птиц, мошек, слёзы деревьев. В лаконичном тексте он описывает целые сутки. Начинается рассказ описанием утреннего и дневного света, а заканчивается изображением ночной поры
В каждом времени суток поэт замечает только самое важное
Пейзажные зарисовки богаты не только зрительными образами, но и звуками: «этот зык и свист», «эта дробь и эти трели». Цветовую гамму автор не отображает, но читатель и без его помощи может представить цвета окружающей природы.
Может показаться, что лирический герой практически не заметен за пейзажами. Повествование безличное (нет глаголов 1 лица), что ещё больше помогает скрыть героя. Но надо помнить, что это восторженное видение примет весны именно лирического героя. Например, герой замечает капли на деревьях и сравнивает их со слезами, так как для Фета только слёзы могут передать настоящий накал чувств, искреннее проявление эмоций. Лирический герой не разучился слышать природу и радоваться вместе с ней приходу весны.
В контексте темы развивается идея о том, что весна может разбудить прекрасное в любом человеческом сердце. Кроме того, автор в который раз утверждает красоту природы.