Краткое содержание стихотворения «Одиночество» М.Ю. Лермонтова:
«Одиночество» – стихотворение М.Ю. Лермонтова, в котором главным образом выражаются чувства одиночества и бессмысленности жизни. Протагонист, который говорит в первом лице, рассказывает о своей ненависти к миру и людям.
Строфы произведения начинаются с риторических вопросов, которые задает герой самому себе, пытаясь найти ответы на свои мучительные мысли. Он обращается к природе, но не находит в ней никакой утешительной силы.
Стихотворение заканчивается аллюзией на главную тему произведения «Смерть поэта». Герой говорит о том, что еще одна жизнь его иссякла и он готов к уходу из этого мира.
- Структура: Одиночество – это 8 кватрей (четверостишья), рифмующихся по схеме abab.
- Стиль: в стихотворении присутствуют такие стилистические приемы, как риторические вопросы, антитеза, метафоры, аллюзии и рифмованные выстроенные катрены.
Содержание стихотворений
Произведений, в которых высказаны мысли поэта, великое множество. В следующих стихотворениях звучит тема одиночества, кратко проанализируем некоторые из них:
- Всем хорошо известное стихотворение «Парус» является ранним автопортретом Лермонтова. Разве не похож он на «парус одинокий». Тоска и душевные переживания отражают его мятежный, но одинокий образ, который «просит бури».
- Размышление о своей прожитой одинокой жизни является стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Уставший поэт не жалеет прошлого, он устал и хочет успокоения под вечнозеленым дубом. Беспокойный человеческий дух рвется к гармоничному слиянию с природой, живой и наполненной любовью.
- Стихотворение «Пророк» — противопоставление одинокого лирического героя и общества, злого и порочного, которое за «правды чистые ученья» «бросали бешено каменья». Удел такого героя — быть одному, и благо для него — жить, как птица, на свободе.
- В стихотворении «Одиночество» Лермонтов рассуждает, что эта проблема страшна: человек остается один на один с жизненными проблемами. Годы проходят в одиноких страданиях, и смерть продлит одиночество и забвение: «никто о том не покрушится».
- «Узник» — произведение биографическое, это сообщение о тюремном заключении, где поэт обречен на изоляцию и тоску: «одинок я — нет отрады». Одиночество в стенах душит и обрекает на пустоту, поэт просит отворить темницу, дать «сиянье дня».
- Тоской проникнуто стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен». Поэт задыхается в людской толпе, пустой и бездушной. Его мечты могут воплотиться только в прошлом, куда стремится он всей душой. Но «шум толпы людской» возвращает его к действительности, делает его жизнь еще более нестерпимой, обреченной на боль.
- Почему в лирическом монологе герою «и скучно, и грустно»? Герой холоден и одинок, проходящая мимо жизнь бесполезна и бессмысленна без исполнения желаний, любви, страсти. Внутри правит пустота и вездесущее одиночество.
- Проблема покинутости выступает главной линией в стихотворении «Как в ночь звезды падучей пламень». От ненужности «спасало вдохновенье», но все мольбы о счастье напрасны и тщетны. Трагедия героя в том, что в конце исканий и стараний, как и прежде, «остался я один».
- «На темной скале над шумящим Днепром» одиночество предстает в образе деревца, и, как и оно, «несчастливец, гонимый судьбой» одинок и несчастлив, без надежды на счастье и любовь. Жизненные препятствия никогда не стихнут, а боль никто и никогда не разделит в этом бушующем мире ненависти и злости.
Романтическое избранничество поэта
Считается, далёкий предок Лермонтова родом из Шотландии. Так в России родился поэт с западноевропейскими корнями, «близкий по духу к древнему своему предку, вещему и демоническому Фоме Рифмачу (Thomas the Rhymer), с его любовными песнями, мрачными предсказаниями, загадочным двойственным существованием и роковым концом» – как его определял Владимир Соловьев. И этот факт философ связывает с проявлением крайнего субъективизма, и в чём-то даже эгоизма, в лирике Лермонтова на фоне русской безличности.
Романтизм, явление западноевропейское, не мог возникнуть без чувства субъективности. Лермонтов же – поэт-романтик, тот, кто воплощает в себе гениальное творческое начало. «Один среди людского шума», с гордо зреющей творческой думой поэт понимает своё предназначение и судьбу: «ни счастия, ни славы. Мне в мире не найти» («Не смейся над моей пророческой тоскою», 1837). Гений всегда одинок, революционен, он идёт в разрез с традицией, обществом, а порой и всем миром: «Как в ночь звезды падучей пламень, Не нужен в мире я» (1832). Поэт говорит о своей пустынной душе, о том, что он в свете безродный странник («Молитва», 1837). В чём-то романтическое избранничество, в чём-то образ «лишнего человека», в чём-то философская отрешённость, гениальность и пророческий дар мешают поэту обрести на этом свете что-то своё – он избран и обречён на одиночество.
Часто герой его лирики сам призывает страдания и печаль в свою жизнь: «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?» (1832). Это свидетельствует о понимании Лермонтовым тяжкой ноши поэта-пророка, поэта-мистика и о том, что он её принимает.
В стихотворениях о природе, «пейзажно-философской» лирике, если её можно так назвать, также звучат мотивы одиночества: это и грустный утёс, и дубовый листок, и пальмы в пустыне, пострадавшие от людей, и блуждающие тучки, и свободная волна, вольная жить и умереть, когда захочет («Для чего я не родился этой синею волной?», 1832), и мятежный парус или одинокий корабль: «Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах» («Воздушный корабль», 1840). В чём-то все они близки поэту, кому-то он сам хочет быть близок: «Зачем я не птица, не ворон степной…» («Желание», 1831).
Стремление к природе, первозданности, экзотике – туда, где нет сложившихся, устоявшихся норм, правил, представлений о мире, человеке – это тоже романтическая черта. Такие места часто бывают пустынны, необжиты, поэтому, испытав несколько мгновений счастья наедине с природой, как в стихотворении «Еще волнуется желтеющая нива», поэт снова приходит к одиночеству. Человек стихии, воспевающий морскую волну, стремящийся к небесному эфиру, сознаёт недостижимость этих высот: «… мир земной мне тесен, К тебе ж проникнуть я боюсь» («Молитва», 1829).
Вариант 3
Моменты одиночества есть в жизни каждого человека. Разница лишь в том, что у одних они кратковременные, которые быстро сменяются присутствием рядом близких людей, а у других они длительные. Парой одиночество является спутником человека на протяжении всей его жизни на земле. И это оставляет след в сознании, влияет на ход мыслей и поведение человека.
Тема одиночества послужила поводом для написания стихотворения «Одиночество» у Михаила Юрьевича Лермонтова. Ведь одиночество коснулось его как ничто другое в прямом смысле этого слова. Жизнь заставила его рано повзрослеть, так как он рано потерял родителей. Так же и в личной жизни у поэта складывалось не всё гладко и хорошо. Поэтому это стихотворение можно считать от части автобиографическим. Автор пишет от своего имени, во всём тексте использует местоимение «я». Когда читаешь стихотворение, создаётся впечатление, словно поэт находится рядом с тобой.
Он повествует слушателю о том, что его тревожит, от чего болит у его душа и сердце. А причиной всему является одиночество, от которого он устал, ему тяжело идти по жизни с этой тяжёлой ношей. Особенно тягостно одиночество в трудных жизненных ситуациях, в моменты грусти и разочарования от неудовлетворения своими желаниями. Автор подтверждает это строками: «делить веселье – все готовы. Никто не хочет грусть делить». Ведь так хочется, чтобы в тяжёлые жизненные моменты рядом был близкий человек, который выслушает, посоветует и поддержит. Но психология человека такова, что чужая боль никому не интересна. Поэтому в беде друзей нет. Убедившись на собственном опыте. Это прекрасно понимает герой стихотворения.
Поэт представляет себя, как царь воздушный. Он, как невидимый, поднявшись в высь, наблюдает за происходящим со стороны. Что же он видит? А видит то, что и чувствует: как безвозвратно уходят годы, будто сны, а остаются лишь мечты, которые так и остаются мечтами. Свои несбывшиеся из года в год мечты, поэт называет старыми. Он понимает, что назад время не вернётся и дважды жизнь не повторится, но по воле судьбы он остаётся один. Поэтому пропадает уверенность в себе, вера и надежда, что всё изменится в лучшую сторону, Страданья ещё больше стесняют сердце. На фоне этой безнадёжности поэт видит гроб уединённый, который ждёт его. Голос вселенной говорит ему о том, что зачем медлить, никто не покрушится о его смерти. Люди будут больше веселиться о том, если он уйдёт из жизни, чем радоваться о его рождении. Видимо настолько было тяжелое моральное состояние поэта, что он выбирает смерть, чем жить в постоянных душевных муках.
Чувство одиночества всегда было очень тяжёлым ощущением для человека. Ведь когда нет рядом собеседника, единомышленника, которому можно выговориться, открыть сердце, тогда человек замыкается, уходит в себя, он изолируется от окружающего мира. Некоторые, конечно, берут лист бумаги и предают ей свои чувства и душу. Точно так сделал поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, благодаря которому мы можем сейчас читать эти строки для того, чтобы ценить и беречь близких нам людей со всеми их достоинствами и недостатками.
Анализ стихотворения Одиночество по плану
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно. »
М.Ю. Лермонтов жил и работал в годы жесточайшей политической реакции, последовавшей в России после разгрома восстания декабристов. Утрата матери в раннем возрасте сопровождалась обострением в его сознании трагического несовершенства мира. За свою короткую, но плодотворную жизнь он был один.
Лирический герой Лермонтова — гордая и одинокая личность, противостоящая миру и обществу. Тексты поэта выражали протест против внутреннего внешнего рабства. Одиночество — центральная тема многих его стихов. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви, ни в дружбе, ни на родине.
В стихотворении «И скучно, и грустно», написанном поэтом в 1840 году, внутренние противоречия обозначены в первой и последней строчках. Мотив одиночества «красной нитью», проходящий через все произведение, ведет к скептическому осознанию хрупкости жизни. Оказывается, это просто «пустая и глупая шутка». Наряду с причиной одиночества есть еще одна причина. Если раньше одиночество романтического героя считалось естественным положением избранного человека, то теперь во внутреннем мире герой не видит никакого идеала:
Люблю . а кому на время — не стоит,
И любить вечно невозможно.
Ты заглянешь в себя? — нет никаких следов прошлого:
И радость, и мучения, и все незначительное…
Желания, любовь, страсти, то есть те переживания, в которых герой хотел бы найти себя и, таким образом, обрести смысл жизни, отвергаются из-за их временности, конечности, а не потому, что они ничего не стоят.
Лермонтов экспериментирует и выражает свои переживания. Внутренний монолог героя помогает раскрыть его противоречия, через которые выражается противоречие жизни в целом
Сочетание конкретного и философского подчеркивается, с одной стороны, разговорной, почти повседневной лексикой («И некому протянуть руку», «Что толку», «Проходят годы — каждый лучший год! »,« Нет и следа прошлого »,« Слишком поздно »,« Такая пустая и глупая шутка »), а с другой — книжная и освященная романтическая традиция (« Во времена невзгод » ментальное »,« вечно желать »,« вечно любить »,« сладкое беспокойство исчезнет при слове разума »,« с холодным вниманием вокруг»)
Жизнь — это не просто стихи, в ней много прозаики. Автор подчеркивает это, используя в стихотворении обе эти формы. К сожалению, прозаическая реальность преобладает над идеальными мечтами героя, слабые отголоски которых все еще видны в строках. Этой же цели служит интонационная структура стиха с его восклицаниями, вопросами, пропусками.
Лермонтов раскрывает противоречия внутреннего мира героя. Выдвинутый тезис сразу подвергается сомнению, скептически переоценивается, мысль становится двусмысленной, противоречивой. Поэт написал это стихотворение «во время душевных затруднений», под влиянием эмоций. Но в нем он говорит о вечных философских темах: любви, страсти, дружбе, потерянных годах.
Душа лирического героя устремляется, ищет смысл существования — и не находит. Герою нет дела до мелочей, ему для жизни нужно высокое оправдание. Предыдущий опыт и размышления приводят к ужасному выводу: жизнь, если отбросить мимолетные эмоции и радости, просто «пустая и глупая шутка». Усталость, разочарование, одиночество захлестывают поэта
Его душа больше не разрывается, и он не плачет, но с «холодным вниманием» говорит о своем бесцельном существовании
Поэзия Лермонтова — это тонкий лиризм, беспрецедентно глубокое проникновение во внутренний мир человека и жизнь общества, протест и гармонию, нежность и силу. Страстная, завораживающая, побеждающая сила творчества Лермонтова заключается в том, что, обращаясь к сердцу, внутреннему миру человека, пробуждает мысль, открывает все новые стороны жизни и искусства, новые идеи и истины.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйтесь или войдите в систему и узнайте, сколько людей из вашей школы уже скопировали это эссе.
Анализ стихотворения Лермонтова «Одиночество»
Главной темой всего творчества Лермонтова М.Ю. является личность, её развитие, самопознание и самореализация в жизни. В этом можно убедиться, изучив его стихотворения раннего периода, именно они наиболее показательны. В основном это зарисовки лирического характера, а также отрывки из дневника (дневниковые записи), которые наиболее точно описывают не только все творчество поэта, но и его понимание реальности в целом.
Абсолютная искренность человека – это основа лирики Лермонтова, летопись становления души, его истинная художественность личности. Чувства, духовная жизнь и события, происходящие в ней интересны поэту в момент их становления (свершения). Для Лермонтова важен сам процесс становление внутреннего мира человека и его изменение в зависимости от наружного окружения. Герой всего лирического творчества автора максимально приближен к самому поэту, он является образом человека, в котором заключены главные конфликты существования всего насущного.
Весь внутренний мир Лермонтова и его героя соответствует бунтарскому образу с его культом скрытой сущности персонажа, борьбы с судьбой и стремления к миру, а также отторжения от людей, что проявляется во многих его произведениях, включая стихотворение «Одиночество».
Тема одиночества весьма проявляется во всем творчестве М.Ю.Лермонтова (“И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды”). Все попытки героя поэта изменить что-либо в этой жизни заканчиваются провалом, и наступает момент разочарования (“Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть”).
Сам поэт в жизни был одиноким человеком, и в творчестве он показывал самого себя, начиная с самого детства, о чем свидетельствуют его творения. В его стихах встречаются и сосна, которая одиноко растет на севере диком, мечтая о дикой пальме и утес-великан, который остается одиноким в его стихотворении «Утес».
В своих работах он называет своего героя странником, которого отверг мир, но это отвержение является свободой. Всю свою жизнь Лермонтов подражал Байрону, который был весьма схож с поэтом в целом.
Как не странно, но одиночество не навязано герою Лермонтова миром, это добровольное решение самого персонажа, причем, по словам поэта, это единственное возможное состояния души. Ни Родина, ни искренний друг не могут помочь избежать этого «вечного» чувства.
Тут и начинается новая (именно лермонтовская) трактовка одиночества, которая означает отверженность, изгнание, странничество. Это особое одиночество, поскольку избранно оно странником добровольно.
Нюансы в стихотворении
Строчки поэмы Михаила Лермонтова «Одиночество» наполнены множеством тонких нюансов, которые, на первый взгляд, могут ускользнуть от читателя
Однако, если обратить внимание на каждое слово и выражение, то можно заметить несколько ключевых нюансов
- Первым нюансом является использование образа одиночества, которое автор описывает как страшное ощущение. При этом, Лермонтов не употребляет слова «одиночество», но намекает на него через использование других слов и выражений.
- Второй нюанс связан с характером героя, который не жалеет о своей ушедшей возлюбленной. Лермонтов поясняет, что это связано с его эгоистическим характером, и в то же время, указывает на страдания, которые переживает.
- Третий нюанс кроется в противоречивости героя, который находится в поисках свободы, но в тоже время боится одиночества. Автор подчеркивает, что свобода для героя означает нечто более глубокое, чем просто отсутствие оков.
Таким образом, стихотворение Михаила Лермонтова «Одиночество» переполнено нюансами и тонкостями, которые помогают понять глубокий смысл произведения и прочувствовать эмоции героя. Лермонтов мастерски передаёт сложность человеческой природы и показывает, как внутренний мир может изменяться в зависимости от внешних обстоятельств.
Предыстория создания произведения
М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Одиночество» в 1833 году, когда ему было всего 19 лет. К тому времени Лермонтов уже имел опыт написания поэзии и его творчество было знакомо как публике, так и литературной критике. Однако,»Одиночество» было написано в период личного кризиса Лермонтова после конфликта с высшими чинами на службе.
Прозаическое настроение в стихотворении обусловлено изнурительной неудовлетворенностью и одиночеством поэта. Время, которое Михаил Юрьевич проводил в северном Кавказе, подарило ему новых впечатлений и эмоций, и эта тема стала одной из главных в его творчестве.
Скрижали жизни М.Ю. Лермонтова заполнены не только поэтическими произведениями, но и произведениями прозы, очерками и эссе о роли художника в обществе и многими другими темами, но «Одиночество» занимает одно из главных мест в его творчестве.
Одиночество Анализ
Личность в процессе самопознания, само воплощения, развития — главная тема творчества М.Ю. Лермонтова.
Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника — недаром часто он их озаглавливает, как дневниковые записи — датой или словами “отрывок”, “исповедь”, “монолог”. Лирика Лермонтова — летопись становления души, их исповедальности, абсолютной искренности — истинное художественное открытие автора. События духовной жизни интересуют поэта в момент их свершения, становления. Его волнует сам процесс внутреннего движения. Лирический герой всего лермонтовского творчества предельно близок автору, в его портрете заключены все важнейшие конфликты бытия, все, что в жизни автора не случайно, но является знаком Судьбы.
Всему внутреннему строю Лермонтова глубоко соответствует бунтарский, байроновский романтизм — с его культом тайной избранности личности, высокой Судьбы, борьбы с Роком, тяги к миру — и отторжения от людей.
Тема одиночества очень характерна для всего творчества М, Ю. Лермонтова. “И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды”. Его лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: “Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть”.
Лирический герой Лермонтова, анализируя свои чувства и состояние, в стихотворении “Дума” приходит к выводу, что эти настроения характерны для его времени: “Печально я гляжу на наше поколенье. Его грядущее — иль пусто, иль темно”.
Размышляет, хоть и несколько иначе, Лермонтов о судьбах своего поколения и в “Герое нашего времени”. Например, Грушницкий принадлежит к светскому обществу, характерной чертой которого является бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над обществом, понимая, что там “мелькают образы бездушных людей, приличьем стянутые маски”.
Мотив неразделенной, несчастной любви звучит как в “Герое нашего времени”, так и в лирике поэта:
“Любить? Но кого же? На время — не стоит труда. А вечно любить невозможно”.
Или стихотворение “Я не унижусь пред тобой. ”:
Начну обманывать безбожно, Чтоб не любить, как я любил, Иль женщин уважать возможно, Когда мне ангел изменил?
Не то ли же самое случилось однажды с Печориным, сделало его жестоким и по отношению к княжне Мери и к Бэле? Лишь намек на разгадку видим мы в истории его отношений с Верой.
И лирический герой Лермонтова, и Печорин в своем одиночестве тянутся к природе, умеют видеть ее красоту. И здесь тема одиночества звучит с необыкновенной силой. Природа словно подчеркивает его:
Выхожу один я на дорогу, Сквозь туман кремнистый путь блестит, Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит.
Одиноко растет “на севере диком” сосна, мечтая о далекой пальме; одиноким остается утес-великан из стихотворения “Утес”.
Одинок был сам поэт и в жизни, и в своем творчестве. Еще в юности он словно предсказал свою судьбу и дал свой лирический портрет в стихотворении, которое, по сути, стало программным:
Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник,
Но только с русстихотворении, которое, по сути, стало программным:
Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой.
Первоначально, в ранний период, тема одиночества раскрывается им традиционно. Подражая Байрону, юный поэт противопоставляет своего лирического героя серой, бездушной толпе. Но вот уже в 1830 году в стихотворении “Стансы” появляется неожиданная нота:
Я к одиночеству привык, Я б не умел ужиться с другом; Я б с ним препровожденный миг Прочел потерянным досугом. На светлый запад удалюсь, Вид моря грусть мою рассеет. Ни с кем в отчизне не прощусь — Никто о мне не пожалеет.
Оказывается, одиночество лирического героя не навязано ему миром, но избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Ни друг, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Бездомье героя — ему мученье, но и его единственный путь!
Отсюда начинается новая, именно лермонтовская трактовка темы одиночества — изгнания — странничества. Одиночество странника — особое, ибо оно избрано им добровольно. Непонимание окружающим миром становится не клеймом проклятия, но знаком высокого избранничества в стихотворении “О, полно извинять разврат!”. К поэту, певшему “. о вольности, когда Тиран гремел, грозили казни”, автор обращает удивительный призыв:
Изгнаньем из страны родной Хвались повсюду, как свободой.
Мир отвергает героя, изгоняет — но и герой отвергает этот мир, уходит от него.
Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям
Анализ стихотворения «Одиночество» М.Ю. Лермонтова
Краткое содержание стихотворения
Стихотворение «Одиночество» М.Ю. Лермонтова рассказывает о тоске и ощущении одиночества, которые испытывает герой. В начале стихотворения он описывает свой уютный дом, наполненный теплом и светом. Однако, несмотря на это, героя охватывает чувство глубокого одиночества. Он описывает свою тоску и невзгоды, которые давят на него. В конце стихотворения герой понимает, что его одиночество — это его судьба, и он принимает его, но с тоской и грустью.
Особенности стиля
М.Ю. Лермонтов использовал в своей поэзии множество стилистических приемов. В стихотворении «Одиночество» можно выделить следующие:
- Использование повторений — это отличительная черта стиля Лермонтова. В данном стихотворении повторяются фразы «Один в этом доме я…», «Никому, никому», «Я один, я одинокий…», что усиливает ощущение одиночества героя.
- Символика — Лермонтов использует символику, чтобы передать глубокое ощущение одиночества героя. Например, дом, наполненный светом и теплом, стоит в ярком контрасте с пустотой в душе героя.
- Стихотворение написано в рифмованной форме. Лермонтов использует антитезы и параллелизм, что придает стихотворению особую музыкальность.
Все эти стилистические приемы помогают Лермонтову передать глубокое ощущение одиночества героя и создать атмосферу тоски и грусти.
Эпитет
Художественные приемы в литературе, список которых мы сейчас составляем, невозможно представить без эпитета. Это фигура, троп, образное определение, словосочетание или слово, обозначающее лицо, явление, предмет или действие с субъективной
В переводе с греческого этот термин означает «приложенное, приложение», то есть в нашем случае одно слово приставлено к некоторому другому.
Эпитет от простого определения отличается своей художественной выразительностью.
Постоянные эпитеты используются в фольклоре как средство типизации, а также как одно из важнейших средств художественной выразительности. В строгом значении термина к тропам принадлежат лишь такие из них, функцию которых имеют слова в переносном значении, в отличие от так называемых точных эпитетов, которые выражаются словами в прямом значении (красная ягода, прекрасные цветы). Образные создаются при использовании слов в переносном значении. Подобные эпитеты принято называть метафорическими. Метонимический перенос названия также может лежать в основе данного тропа.
Оксюморон — это разновидность эпитета, так называемые контрастные эпитеты, образующие сочетания с определяемыми существительными противоположных им по смыслу слов (ненавидящая любовь, радостная печаль).
Истоки мотива одиночества
Мотив одиночества появляется в лирике Лермонтова прежде всего благодаря следованию романтическим традициям. Несмотря на то, что писателя нельзя назвать чистым романтиком: в его произведениях порою переплетаются романтическая и реалистическая традиция, исследователи все же уверенно причисляют его творчество к вершинам русской романтической литературы и даже, более того, говорят о новом, синтетическом, «лермонтовском» романтизме. Он представляет собою, с одной стороны, дальнейшее развитие романтических традиций Жуковского, Баратынского, Пушкина, а с другой стороны – подражание романтизму Байрона, (а позже и его преображение).
Именно от Байрона и появляется у Лермонтова романтический герой, воплощенный во многих стихотворениях. Как и любой романтический герой, он непременно одинок, не понят и отвергнут миром, он стремится к мятежу и единению с природой, а не с людьми:
Лирический герой Байрона наполнен презрением к сытой и бездушной толпе, он добровольно отгораживается от нее и не стремится ни к каким-либо материальным ценностям и, тем более, моральным компромиссам. Подражая ему, ранний Лермонтов выводит в своих стихотворениях похожего героя-изгнанника, мечтающего уединиться, отказаться от мира, поскольку для него «весь мир и пуст и скучен»:
Позднее, однако, мотив одиночества начинает видоизменяться, отходя от подражательства и превращаясь в нечто, свойственное только Лермонтову. Осознание своей индивидуальности и исключительности, характерное в целом для романтизма, у него доводится до крайности, подчеркивается всеми возможными методами. Даже с Байроном, своим литературным учителем и, в какой-то мере, собратом по одиночеству, Лермонтов больше не желает видеть ничего общего. Приведем в пример общеизвестные стихотворения поэта «Подражание Байрону» и «Нет, я не Байрон».
Если в первом Лермонтов обращается к поэту так: «Не смейся, друг, над жертвою страстей, / Венец терновый я сужден влачить» (1830), то во втором уже отчетливо звучит мотив полной индивидуальности: Нет, я не Байрон, я другой,/ Еще неведомый избранник» (1832), и слышится мрачное предсказание собственной судьбы, судьбы, которая представляется его лирическому герою вполне закономерной: «Я раньше начал, кончу ране, / Мой ум немного совершит…» (1832).
Именно так и зарождался у Лермонтова мотив одиночества. Рассмотрим, как он реализуется в рамках всего его творчества, и первым делом отметим разнообразие воплощения этого мотива: он может появляться как в отдельных стихотворениях, где повествование ведется от лица романтического героя, так и переплетаться с другими мотивами: любви, природы, Родины.
Анализ стихотворения «Одиночество» М.Ю. Лермонтова
Особенности поэтического языка
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Одиночество» отличается своей языковой экспрессией и использованием сложных образов. Автор использует метафоры, эпитеты и аллегории, чтобы передать свои эмоции. Например, «Заката светло-алых лучи… Как будто жизнь была впереди», где жизнь ассоциируется с закатом, моментом ушедшим. Расстановка ударений в стихотворении также важна для передачи ритма и интонации.
Мотивы стихотворения
В стихотворении «Одиночество» М.Ю. Лермонтова раскрываются такие мотивы, как жизнь и смерть, одиночество, свет и тьма. Одиночество является главной темой стихотворения, где автор описывает свои эмоции и ощущения. «Как будто жизнь была впереди, А я шел за нею, как тени, Среди шумного и пустого света». Здесь мы видим эпоху романтизма, где автор передает свои многогранные эмоции в лирической форме.
Анализ структуры стихотворения
Стихотворение «Одиночество» М.Ю. Лермонтова имеет структуру трехстрочного стиха, где он использует парный рифм и стихотворение сбалансировано по количеству слогов. Он также использует передачу движения ритма с помощью расстановки ударений. «Как будто жизнь была впереди, А я шел за нею, как тени, Среди шумного и пустого света». Это позволяет передать эмоциональную грусть и состояние одиночества.
Символы и образы стихотворения
В стихотворении «Одиночество» М.Ю. Лермонтова можно найти символы и образы, которые помогают передать эмоции автора. Например, «шумного и пустого света» ассоциируется с жизнью, в которой нет смысла и наполнения, а «бегущий за тенью во мгле» показывает состояние человека, который не может найти свой путь в этом мире.
Особенности поэтического языка | Мотивы стихотворения | Анализ структуры стихотворения | Символы и образы стихотворения |
---|---|---|---|
Использование метафор, эпитетов, аллегорийРасстановка ударений важна для передачи ритма и интонации | Жизнь и смертьОдиночествоСвет и тьма | Структура трёхстрочного стихаПарный рифмПередача движения ритма с помощью расстановки ударений | Образ «шумного и пустого света»Символ «бегущий за тенью во мгле» |
«Поэт совсем другой эпохи»
Так называл поэта Белинский, сравнивая с А.С. Пушкиным. Уже в ранней лирике Лермонтова появляются ведущие мотивы его творчества: поэтическое избранничество, влекущее за собой одинокое существование. Но он понимает, что не в силах что-либо изменить, поэтому своего рода изгнанничество принимает добровольно. «Я к одиночеству привык», — признается лирический герой, который так похож на самого Лермонтова.
На характер поэта повлияло и время, в которое он жил и творил. Война с Наполеоном, восстание декабристов – эти события отложились в памяти не только Лермонтова, но всех его современников. Так, в стихотворении «Дума» поэт приходит к выводу, что пессимистические настроения характерны для всего поколения. Лирический герой – уставший, окруженный толпой, но одинокий человек. Его беспокоит бездействие, безразличие людей к общественной жизни.
Лермонтов в стихотворении «Одиночество» выразил глубинный внутренний анализ
В стихотворении «Одиночество» Лермонтов затрагивает тему внутреннего мира человека и выражает глубинный анализ его состояния. Поэт использует разнообразные литературные приемы, чтобы передать сложность эмоционального и психологического состояния одинокого человека.
Мотив одиночества
Главным мотивом стихотворения является одиночество, которое Лермонтов изображает в различных его проявлениях. Он показывает, что даже окруженный людьми, человек может чувствовать глубокую внутреннюю пустоту и отчуждение. Поэт описывает печальную картину одиночества, где нет понимания и поддержки со стороны окружающих.
Психологический анализ
Лермонтов проводит глубокий психологический анализ одиночества, описывая внутренний мир героя
Он обращает внимание на состояние его души, на чувства и мысли, которые охватывают его. Поэт передает сложность внутренней борьбы героя, его попытки найти смысл в жизни и понять свое место в этом мире
С помощью образного языка и использования сильных эмоциональных выражений, Лермонтов достигает того, что читатель может ощутить все тонкости и нюансы одиночества. Используя повторы, перифразы и эпитеты, поэт подчеркивает глубокое и душевное состояние героя, а также его внутренний поиск и анализ.
В заключении, стихотворение «Одиночество» Лермонтова является глубоким анализом внутреннего мира человека, выраженным с помощью мощного образного языка и литературных приемов. Поэт передает сложность состояния одиночества и показывает, как это состояние может влиять на внутренний мир и поиск смысла жизни.
Темы, проблемы, настроение
Основная тема произведения «Одиночество», безусловно, синонимична его названию – это одиночество. Оно ощущается как тюремное заключение, освободить из которого способна одна лишь смерть.
- Тема смерти, также возникающая в стихотворении, перекликается с темой времени, в неукротимом беге которого «года уходят, будто сны».
- Звучит в элегии и тема изгнанничества – лирический герой по праву может быть назван лишним человеком, не понятым, отвергнутым светом. Романтический герой-изгнанник и сам не видит смысла искать его расположения, поскольку общество, по его мнению, не ставит его личность ни в какую ценность, и будет только радо его кончине.
- Читается в произведении и тема двоемирия, мечты о несбыточном идеале на фоне отягощающей реальности, когда смерть кажется единственным доступным выходом из сложившегося положения.
- Основная проблема произведения представляется в вопросе о том, возможно ли найти истинное понимание, соучастие окружающих людей? Стоит ли того жизнь в обществе, в котором от тебя все отвернутся в самые трудные времена, когда поддержка становится просто необходима?
Настроение стихотворения «Одиночество» глубоко трагично. В нём ощущается отчаяние и горечь, желание исчезнуть, сдаться и больше не пытаться найти своё место в безучастном мире. Мы чувствуем ту боль и разочарование, которые живут в душе лирического героя, и даже какую-то обиду на мир, не желающий прислушаться к нему, разделить его печали.
История создания произведения
Стихотворение «Одиночество» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1834 году в Париже. Автор в то время жил за границей в эмиграции, после того как был ссылен на юг России за участие в дуэли. Создание этого произведения было вдохновлено личными переживаниями Лермонтова и его ощущением одиночества и непринадлежности.
Известно, что одиночество и независимость были для Лермонтова не только темой его поэзии, но и частью своего образа жизни. В то время круг его общения был ограничен эмигрантами и изгнанниками на зарубежье, что усиливало его чувство одиночества и отведенности от родной страны.
Михаил Лермонтов — Один среди людского шума
Odin sredi lyudskogo shuma,Vozros pod senyu chuzhdoy ya.I gordo tvorcheskaya dumaNa serdtse zrela u menya.I vot proshli moi muchenya,Nashlisya pylkiye druzya,No ya, lishenny vdokhnovenya,Skuchal sudboyu bytia.I snova muki posetiliMoyu voskresnuvshuyu grud.Izmeny dushu zaraziliI ne davali otdokhnut.Ya vspomnil prezhniye neschastya,No ne naydu v dushe moyeyNi chestolyubya, ni uchastya,Ni slez, ni plamennykh strastey.
Jlby chtlb k/lcrjuj ievf,Djphjc gjl ctym/ xe;ljq z/B ujhlj ndjhxtcrfz levfYf cthlwt phtkf e vtyz/B djn ghjikb vjb vextymz,Yfikbcz gskrbt lhepmz,Yj z, kbityysq dlj[yjdtymz,Crexfk celm,j/ ,snbz/B cyjdf verb gjctnbkbVj/ djcrhtcyedie/ uhelm/Bpvtys leie pfhfpbkbB yt lfdfkb jnlj[yenm/Z dcgjvybk ght;ybt ytcxfcnmz,Yj yt yfqle d leit vjtqYb xtcnjk/,mz, yb exfcnmz,Yb cktp, yb gkfvtyys[ cnhfcntq/