Анализ стихотворения «размышления у парадного подъезда»

Анализ произведения «размышления у парадного подъезда» (н. а. некрасов)

Краткое содержание для читательского дневника

Поэт размышляет у парадного подъезда дома богатого сановника. К этому дому по праздникам съезжаются поздравить его хозяина множество чиновников. Каждый записывает своё имя и звание в листок бумаги у швейцара, чтобы вельможа увидел, что этот чиновник приезжал его поздравить. А в будние дни к этому подъезду приходят бедные люди: те, которые ищут место на службе, вдовы, старые люди. Иногда эти просители плачут.

Однажды поэт видел, как сюда подошли деревенские мужики. К ним вышел швейцар, и они попросили его пустить их к вельможе. Но кто-то из дома крикнул швейцару, чтобы он их прогнал, так как сановник не любит «оборванной черни». Просители хотели дать швейцару деньги, чтобы он их пропустил, но швейцар не взял. Опечаленные мужики ушли, говоря: «Суди его бог!»

А владелец роскошного дома в это время ещё спит. Автор обращается к нему, чтобы он проснулся и вернул ходоков, но понимает, что это бесполезно, так как «счастливые глухи к добру».

Жизнь, наполненная удовольствиями, не даёт очнуться этому важному сановнику, вспомнить о простых людях и помочь им. Автор упрекает бедняков, которых не пустил швейцар к вельможе, что они пропьют все деньги в харчевне и пойдут домой, в свою дальнюю губернию, «побираясь дорогой, и застонут…»

Автор упрекает бедняков, которых не пустил швейцар к вельможе, что они пропьют все деньги в харчевне и пойдут домой, в свою дальнюю губернию, «побираясь дорогой, и застонут…»

Далее поэт пишет, что по всей Руси стонет народ. Он говорит, что «где народ, там и стон» от горя, непосильной работы, бедности. Обращаясь к народу, поэт спрашивает:

Ты проснёшься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Всё, что мог, ты уже совершил, —

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Маяковского Хорошо

    Владимир Маяковский – это патриот своей страны, России. Именно потому таким его считают, потому что он так себя несет. Например, в своих произведениях, он всегда высказывается в пользу народа

  • Анализ стихотворения Да можно любить ненавидя Брюсова

    Основной темой произведения, являющегося одной из составных частей третьего сборника стихов поэта, является авторские рассуждения об истинной любви, не отпускающей человека на протяжении его жизненного пути.

  • Анализ стихотворения Бог и дьявол Бальмонта

    Поскольку Бальмонт является поэтом серебряного века. Именно ему как никому другому удавалось писать произведения на тему мироздания. Каждый писатель по-своему понимал и понятие «Дьявол» и «Бог»

  • Анализ стихотворения До свиданья, друг мой, до свиданья Есенина

    Стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания…» является одним из самых известных произведений Сергея Александровича Есенина. Оно было написано в декабре 1925 года, накануне смерти поэта

  • Анализ стихотворения Нежнее нежного Мандельштама

    Стихотворение написано поэтом в 1909 году. Некоторые источники утверждают, что позже ― в 1916 году. В тот момент Мандельштам находился в Москве и встретился с Мариной Цветаевой. Поэт был влюблен в нее и написал это стихотворение.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» является программным произведением Некрасова. Ведь в нем отражается та непростая участь, которая выпадает на долю простых людей, для которых двери чиновничьих домов всегда оказываются закрытыми. Некрасов всегда был ближе к простому народу, чем другие поэты. И этот реализм выражается наиболее полно в данном стихотворении.

Основные персонажи стихотворения

Стихотворение было написано в 1858 году. Это время было достаточно счастливым для поэта. Он успешно творил, его выдвигали во главе русской литературы. Некрасову были близки идеи «крестьянской демократии».

Поэтому главные герои этого произведения – крестьяне, засидевшиеся у подъезда, а также весь русский народ со своими проблемами и своей судьбой, своей родиной, в общем, весь русский народ.

Текст стихотворения, действие которого происходит на уроке литературы в 10 классе, полон горькой иронии. Поэта беспокоит равнодушие власть имущих к страданиям простого народа. Чиновники, радостно льстившие сильным мира сего, презирали «некрасивых» крестьян. Но многие из них, твердо верившие в справедливость закона, по нескольку дней шли из окраин в столицу.

Повесть Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля» написана в 1937 году. Краткое содержание «Приключений капитана Врунгеля» для читательского дневника повествует об увлекательном кругосветном путешествии команды отважных друзей во главе с храбрый капитан Христофор Бонифатьевич.

Тема, основная мысль

Сюжет стихотворения Некрасова. Его условно можно разделить на 3 части.

Первая часть представляет собой описание типичного дня из жизни автора

В торжественные дни люди приходят в гости к важному человеку или просто оставляют имя в книге. В будние дни приезжают бедняки, «старик и вдова»

Не все заявители получают то, что просят.

Ниже приводится описание истории конкретных заявителей

Крестьяне не допускались к важному лицу у швейцара

Вторая часть посвящена «владельцу роскошных покоев». Он начинается с обращения к наблюдателю — лирическому герою. Отрицательная характеристика дворянина заканчивается призывом проснуться и вернуть женихов. Затем описываются предполагаемая жизнь и смерть дворянина.

Третья часть представляет собой обобщение и построение этого частного случая в типовой. Нет такого места на нашей родине, где бы не страдал русский крестьянин, сеятель и хранитель этой земли. Все сословия находятся в состоянии духовного сна: и народ, и владельцы роскошных покоев. Это способ для людей проснуться.

Тема размышлений — судьба русского народа, кормильца — русского крестьянства. Основная идея в том, что люди никогда не попадут к главным входам мастеров, они жители разных миров, которые не пересекаются. Единственный выход для народа – найти в себе силы проснуться.

Анализ стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

Н.А. Некрасов в споем творчестве полностью посвящал себя народу, играл роль его его ярого заступника. Он как никто другой чутко воспринимал беды русского крестьянства, старался понять его чаяния и надежды, увидеть его горести и радости, рассмотреть в туманной будущности России его непростую судьбу…

Стихотворения великого народного поэта посвящено судьбе русского народа, его месту в этой жизни.

Знатный барин, купающийся в роскоши противостоит крестьянину, оборванной черни.

Сюжет стихотворения до нельзя прост.

Разорившиеся крестьяне решили искать правды и защиты у единственного человека, которому они могут довериться, у барина. Однако, у самого парадного крыльца, их деревенских мужиков в лаптях и лохмотьях посылают вон, ссылаясь на неприязнь барина видеть нищету и грязь деревенщин.

Тут видна яркая антитеза — роскошь, граничащая с бесправными действиями и угнетениями и жалкое существование народа, обозначенное кошмарным, плачевным состояниями безразличием барина.

Однако, поэт укоряет не только барина за его безнравственное поведение, но и народ, словно покорные рабы, они безвольно опускают руки и отступают прочь. Автор искренне возмущается этим «холопством души», низкопоклонству барину со стороны крестьян, и принятие этого как должного со стороны барина…

Возмущенный поэт жаждет пробудить от сна сильные и смелые души народа, негодующе наблюдая за картиной «отступления» мужичков:

«И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: ”суди его Бог!»,

Разводя безнадежно руками…»

Он пытается до нести до народничества, что в данном случае покорность и рабская безвольность недопустимы. Следует бороться за свою судьбу, а не терпеть унижение.

За барином стоит не ум и способности, а лишь должность данная ему, за народом же стоит сила, сила непомерная, неограниченная, всемогущая.

Некрасов взывает и к барину, пытаясь воззвать его с справедливому суду и помощи, верной службе стране и всему русскому народу, однако ж, это бесполезно, никто не достучаться до барина, счастливого св своём положении.

Но в конце концов, он возвращается к думами о народе, спрашивая себя, сможет его неведомая, скрытая сила пробудиться, когда так необходима:

«Что же значит твой сон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил…»

Последние строки стихотворения уже не просто воззвание к народу, а призыв к бунту,

восстанию, это крик преданному стране и народу человека, желающего справедливости.

Основные образы и выразительные средства

Главный образ всего некрасовского стихотворения – это, прежде всего, сам автор, чей голос звучит постоянно, и читатель чувствует его отношение ко всему происходящему и к той проблеме, которую он поднимает. Но тем не менее он не называет себя, и создает свой образ так, словно он говорит не от себя, а как бы скрыт за реальностью, за теми картинами мира, которые он рисует при помощи выразительных средств. В каждой детали можно увидеть автора, который пытается подчеркнуть свое отношение к действительности.

Герои в некрасовском сюжете встречаются разные. Большинство из них объединены одним — страданием и героем. Всех просителей, бывающих у этого парадного подъезда, автор делит на две группы: кто-то выходит, напевая себе что-то приятное, а вторая группа людей обычно выходит с плачем.

И вот после такого деления начинается вторая часть его рассказа, где он сразу напрямую говорит о том, что однажды именно ему, поэту Николаю Некрасову, довелось видеть. С каждой новой строкой в сюжете нарастает голос автора, который стал невольным свидетелем людского горя и раболепства. И голос поэта звучит сильно и гневно, так как он чувствует себя совсем не как свидетель, а как участник всего этого.

Достаточно вчитаться в те характеристики, которые дает автор крестьянам, которые пришли с прошением. Они ждут, не напрашиваются, а когда их не принимают, то, смирившись с этим, покорно бредут себе дальше. И уже вскоре автор переносит читателя в те комнаты, куда так и не смогли попасть крестьяне. Писатель показывает жизнь такого чиновника, который продолжает унижать крестьян, считая себя выше их.

В третьей части некрасовского сюжета можно услышать и скорбь самого поэта, который негодует и протестует против такого отношения к крестьянам. Но как же себя чувствует чиновник, который так легко гонит крестьян прочь? И тут автор использует выразительные средства, чтобы его монолог был более живым и наглядным:

⇒Экспрессия. ⇒Сложные предложения. ⇒Риторические восклицания и вопросы. ⇒Дактилическая рифма. ⇒Чередование анапестов: трехстопных и четырехстопных. ⇒Разговорный стиль. ⇒Антитеза.

Главный герой — народ

Швейцар, вышколенный за долгие годы работы на своей престижной должности, обучен мгновенно понимать, кто перед ним стоит и какой кому следует оказывать прием. Он тут же разглядел, что просители «некрасивы на взгляд», что «армячишка худой на плечах». Так подробно, с большим состраданием, смело, можно сказать, любовно Некрасов описывает внешний вид натруженных тяжкой работой и долгим путем мужиков.

Но созданный идиллический образ тут же обрывается грубым «гони», и тут же следует обстоятельный аргумент «наш не любит оборванной черни». Словно хлыстом кто ударил, «захлопнулась дверь». Самое пронзительное, отражающее чуть ли не всю историю жизни российского народа, его чаяний и обманутых надежд, Некрасов выразил одной фразой, сообщившей читателям, что просители «развязали кошли». Однако та «скудная лепта», которую мужики, возможно, копили немалое количество времени, не была удостоена даже легким взглядом швейцара. Очевидно, что для него это жалкие копейки, а для мужика — его пот и кровь. Этим пронизаны «Размышления у парадного подъезда», тема стихотворения — именно народа.

История создания

Авдотья Панаева рассказала о том, как было написано это стихотворение. По ее словам, в бурный осенний день 1858 года поэт выглянул из окна соседнего дома (в доме жил премьер-министр), куда хлынуло множество просителей, которых и надзиратель, и полицейский отгоняли палками. Панаева увидела, что поэт очень опечален увиденным, это его глубоко поразило. Некрасов тут же, основываясь на свежих впечатлениях, набросал жанровую сцену, используя реальные крестьянские образы, дополнил ее сатирой и обобщениями — и буквально через пару часов он уже закончил творение. История создания произведения показывает, насколько озабочен был поэт судьбой народа. В то же время он видел, что крестьянство находилось в том же сне, что и дворянство, — поэтому «Размышления у парадного входа» стали тревожным звонком.

Позже Герцен опубликовал его в журнале «Колокол», но подписи поэта под стихотворением не было. Тогда последняя часть «Размышлений у входной двери» стала студенческой песней.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – невозможность крестьян добиться счастливой жизни при социальном неравенстве. Они находятся в сильной зависимости от вышестоящих людей, не способны что-то предпринять для собственного спасения. Простой труженик терпит жестокость, угнетение, несправедливое отношение, а паразит на теле страны, очередной господин, тратит народное достояние на шикарные и праздные будни. Автора возмущает, что все это видят, но никто ничего не делает. Поэтому он решается донести правду до высших слоев общества, показав, что такое отношение к простым людям ведет страну в пропасть.

Смысл некрасовской антитезы прост и нагляден: пока труженики безуспешно борются за свои законные права, их угнетатели, бесполезные и бессовестные, гробят страну расточительством и своей ленью. Поощряя подобное расслоение общества, человек становится врагом своей страны.

Образы и символы

Образ парадного подъезда является главным в произведении. Именно этот образ символизирует двойственную природу России: разодетые вельможи приходят сюда на праздник и получают отличный прием, а бедняки удостаиваются только брани и пинков. У подъезда все время собирается множество просителей, которые надеются на понимание и помощь. Однако чиновнику совершенно нет дела до людских бед, он «не любит черни», то есть даже смотреть не желает на крестьян. Его прямые обязанности не выполняются, зато праздные гуляки всегда найдут радушие и гостеприимство у такого хозяина. Таким образом, есть две России: убогая и трудовая, которая обеспечивает роскошь вельмож, и сами сильные мира сего, которые ведут паразитический образ жизни и даже не уважают крестьян. Одних внутрь пускают, других гонят прочь. Одна Россия не хочет соприкасаться с другой и просто ее игнорирует.

Важным в стихотворении является образ лирического героя. Читатель наблюдает за изменчивым эмоциональным состоянием рассказчика, который отличается наблюдательностью, отзывчивостью и язвительностью. Он обвиняет эгоистичного вельможу в его бесцельном существовании. Затем лирический герой выражает искреннее сочувствие несчастным просителям. Он зол по отношению к чиновнику, но добр к крестьянам, которые не имеют другого заступника.

Достоин внимания образ деревенских мужиков, который является собирательным. В данном образе Некрасов показал тяжёлое положение простого русского народа, которому не понаслышке знаком непосильный труд. Циничные холуи чиновника с презрением относятся к простому крестьянскому народу, а ведь он представляет собой опору нашей страны. Описание облика крестьян дает исчерпывающее представление об их образе жизни: они подавлены нищетой и бесправием:

Люди не смогли найти помощи в своей губернии, что характерно для тех времен. Чиновники не займут сторону «черни», ведь кровно заинтересованы в произволе, на который жалуются крестьяне. В столице же до их проблем дела никому нет. Но автор отмечает, что именно трудовой народ является источником богатства России, хотя и стонет под ярмом господ. В финале поэт вопрошает, что будет с этим подавленным, но таким талантливым народом: он проснется и восстанет или духовно падет?

Швейцар — холуй чиновника, который по положению не выше крестьян, но мнит себя вершителем судеб. Он эгоистичен и думает только о том, как угодить начальству. Добровольное рабство вызывает у читателя омерзение.

Образ вельможи описан мрачно. Это ленивый и праздно живущий человек, который спит днем, потому что очень занят ночью. Все его время уходит на порочные развлечения, для работы сил не остается. Он осознает свою роль, поэтому не любит даже смотреть на чернь. Она напоминает ему об обязанностях, которыми он пренебрегает:

Будущее такого «счастливца» — такое же лицемерное существование, как и настоящее. Он умрет героем, ему дадут звания и ордена, но он все равно «втихомолку проклятый отчизною». Даже родня ждет смерти его с нетерпением, чтобы присвоить богатства. И свою старость он встретит даже не в России, которую якобы так любит, а в Италии, где будет проедать даром доставшиеся деньги.

Символичным является образ Волги. Николай Алексеевич сопоставляет страдания крестьян с разливающимися волнами русской реки. Волга символизирует глубокое уныние русского народа, а также всю масштабность крестьянского горя.

Тема

Основная тема – это печальная участь русского крестьянства, вынужденного приходить с прошением к богачам и уходить ни с чем, смиренно сняв шапку и покорившись своей участи. Сценка, которую Некрасов показывает, согласно его замыслу, должна сподвигнуть людей на размышления о несправедливом устройстве общества, а образы крестьян – вызвать сочувствие. Вид лирики по тематике можно определить как гражданская лирика, ведь в стихотворении не только описывается проблема русского общества, но и явно высказывается позиция автора, который выступает за народное пробуждение. Некрасова одинаково возмущён и равнодушием ленивой знати, и раболепием перед ней людей помельче, и покорностью крестьянства.

Анализ и план пересказа

История с входной дверью была тем самым символом страданий простых крестьян, жестокого обращения с ними и социальной несправедливости. Многие крепостные пришли к богачам, но им было все равно. Хозяин роскошных покоев был равнодушен к бедным просителям и даже не смотрел на них, так как был занят изготовлением механизмов.

Проанализировав стихотворение о парадной Некрасова, становится ясно, что образ сельских крестьян собирателен. Используя разнообразный метр, автор отразил положение всех рабочих, которые вынуждены терпеть пренебрежительное отношение чиновников, работать из последних сил, чтобы обеспечить роскошную жизнь высшего света. Они постоянно вымещали свой гнев на бедняках и не считали их людьми, хотя они были силой и опорой страны .

Основная идея произведения – невозможность простым людям добиться счастливого существования при социальном неравенстве. Крестьяне постоянно зависят от высокопоставленных дворян и ничего не могут сделать для их спасения. Поэта бесило, что многие это видят, но не хотят ничего делать. По этой причине он решил донести до чиновников горькую правду и показал, что такое отношение к людям ведет государство к пропасти.

Если внимательно прочитать краткое содержание «Размышлений у входной двери», то можно составить следующий план пересказа действия:

  • подробное описание парадного входа в праздники и заискивания гуляющих перед богатым дворянином;
  • рассказ о жизни у подъезда в будние дни;
  • осуждение рассказчиком праздного времяпрепровождения владельца роскошной хоры и жалости его к участи крестьян.

Данная работа посвящена рассуждениям автора о безропотном поведении простых людей и полном бесправии перед богатыми. Тяжелые бытовые условия и унизительное отношение со стороны госслужащих воспринимаются фермерами как норма. Они терпеливы и стараются не жаловаться. Анализ стиха о парадном поможет понять, какие выразительные средства использовал поэт, чтобы донести до читателя свои мысли.

Тропы и образы

Стихотворение начинается с метонимии в сочетании с метафорой. Город одержим холопским недугом, то есть жители города раболепствуют, как холопы, перед вельможей. В начале стихотворения сухо перечисляются просители

Особое внимание рассказчик уделяет описанию мужиков и пользуется эпитетами: некрасивы, загорелые лица и руки, армячишко худой, спины согнуты, скудная лепта. Выражение «Пошли они, солнцем палимы
» стало афоризмом

Сострадание вызывает пронзительная деталь: крестьяне, которых прогнали, идут с непокрытыми головами, проявляя почтение.

Вельможа описан с помощью высокопарных метафор. Он держит в руках земные громы, а небесные его не страшат. Жизнь его бежит вечным праздником. Слащавые эпитеты поэтов-романтиков описывают райскую жизнь вельможи: безмятежная аркадская идиллия, пленительное небо Сицилии, благовонная древесная тень, солнце пурпурное, море лазурное
. Конец жизни вельможи описан с иронией и даже сарказмом. Герой будет втихомолку проклят отчизною, дорогая и любимая семья ждёт его смерти с нетерпением.

В третьей части снова используется метонимия. Лирический герой обращается к родной земле, то есть ко всем её обитателям. Он открывает для всех сословий жизнь стонущего народа. Глагол стонет
повторяется как рефрен. Песня народа подобна стону (сравнение).

После обращения к русской земле, Некрасов обращается к Волге. Он сравнивает народную скорбь с разливающимися водами русской реки. В этой части Некрасов снова пользуется эпитетами весна многоводная, народ сердечный, стон бесконечный
. Последнее обращение-вопрос к народу: проснётся ли он, или его духовный сон будет длиться вечно, согласно естественному ходу вещей? Для реалиста Некрасова этот вопрос не риторический. Выбор есть всегда, реальность непредсказуема.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова

«Размышления у парадного подъезда»: анализ по плану

Если школьник получил подобное задание по литературе, то анализ произведения Некрасова можно провести в соответствии со следующими пунктами:

  1. Автор стихотворения, название.
  2. Как было создано произведение (описать случай, увиденный Некрасовым).
  3. Тема (непростая судьба, которая постигла простых людей на Руси), основная мысль (у простого народа никогда не выйдет пройти в этот богатый подъезд).
  4. Композиция произведения (данное стихотворение состоит из трех частей).
  5. Лирический герой (у поэта он обладает такими качествами, как честность, близость к народу).
  6. Художественные средства (это антитеза, гипербола, эпитеты и другие приемы).
  7. Что думает учащийся об этом произведении.

Композиция

Произведение представляет собой образец композиционного совершенства: оно разделено на три части, каждая из которых ставит свою проблему, но в то же время все они объединены общим смыслом.

Так в самом начале описано «торжественный» день перед богатым дворянином, к которому приходят просить об одолжении. Не все получают то, что хотели, и мужчины полностью отгоняются.

Во второй части рассказывается о дворянине, который спит, когда у его входа уже стоит толпа. Жизнь его, по мнению лирического героя, благополучна, но пуста – и останется таковой до самой его смерти.

Третья часть показывает, что произошедшее в дворянском доме – не исключение, а типичный случай российских реалий. На Руси спят не только дворяне, но и крестьяне, потому что они не протестуют против своего бедственного, бесправного положения – в этом проблема поэмы. В этом произведении Некрасов использует такой поэтический размер, как многостопный анапест: трех- и четырехстопные стихи. Рифма тоже разнообразна – используются как мужской, так и женский род. Поэт также чередует виды рифм, используя кольцевые, перекрестные и парные рифмы.

Пронесенное через себя чувство сострадания

Такое радение за свой народ, которому Некрасов посвятил чуть ли не все свои произведения, было связано с глубоко личным переживанием. Жестокость отца, лишение наследства познакомили Некрасова очень рано с неприглядной правдой жизни. С 16 лет он вынужден был зарабатывать сам и рано понял, как именно устроен мир. Наиболее трудно он воспринимал тот факт, что крестьяне, чья жизнь была угнетена вечным страхом и борьбой за выживание, даже не пытались отстаивать свои права, становясь просителями и завися от настроений даже не крупных чинов, а их прислуги. Все это вошло в той или иной степени в «Размышления у парадного подъезда», план которых, вероятно, зародился намного позднее.

Размышления у парадного подъезда. Стихи Некрасова для детей читать

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти», — говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах.
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!»
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…

А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят…
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру…

Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
Безмятежней аркадской идиллии
Закатятся преклонные дни.
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя, —
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны, — как дитя
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!..

Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу? —
Безопасней… Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье…
Не беда, что потерпит мужик:
Так ведущее нас провиденье
Указало… да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут… Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, —
Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» является программным произведением Некрасова. Ведь в нем отражается та непростая участь, которая выпадает на долю простых людей, для которых двери чиновничьих домов всегда оказываются закрытыми. Некрасов всегда был ближе к простому народу, чем другие поэты. И этот реализм выражается наиболее полно в данном стихотворении.

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Северянина Интродукция

    Игорь Северянин был одним из самых известных и скандальных поэтов XX века. Будучи основоположником эгофутуризма, он считается одним из самых новаторских авторов того времени. Свои стихотворения поэт публиковал с 1904 года, однако

  • Анализ стихотворения Фета Певице

    Современники не принимали стихотворения Фета, по крайней мере, в 50 – 60-е года. В то время лирика писалась на злобу дня, и это было, чуть ли не единственное направление, которое вызывало одобрение читателей. Тогда королём поэзии был Некрасов.

  • Анализ стихотворения Блока Россия

    Октябрьская революция 1917 года повлияла на судьбы и творчество многих поэтов и писателей. Кто-то предпочёл старый режим новому и уехал из страны, оставаясь в душе верным своей Родине. Кто-то, как и А. Блок остался

  • Анализ стихотворения Лермонтова Молитва я матерь божия

    Стихотворение было написано в 1839 году, автор написал его, когда ему исполнилось двадцать пять лет. В своей жизни он был веселым и общительным парнем. Творчество начал в позднем периоде и всегда хотел, чтоб его заметили люди.

Вот парадный подъезд. По торжественным дням, Одержимый холопским недугом, Целый город с каким-то испугом Подъезжает к заветным дверям; Записав свое имя и званье, Разъезжаются гости домой, Так глубоко довольны собой, Что подумаешь — в том их призванье! А в обычные дни этот пышный подъезд Осаждают убогие лица: Прожектеры, искатели мест, И преклонный старик, и вдовица. От него и к нему то и знай по утрам Всё курьеры с бумагами скачут. Возвращаясь, иной напевает «трам-трам», А иные просители плачут. Раз я видел, сюда мужики подошли, Деревенские русские люди, Помолились на церковь и стали вдали, Свесив русые головы к груди; Показался швейцар. «Допусти», — говорят С выраженьем надежды и муки. Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд! Загорелые лица и руки, Армячишка худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых (Знать, брели-то долгонько они Из каких-нибудь дальних губерний). Кто-то крикнул швейцару: «Гони! Наш не любит оборванной черни!» И захлопнулась дверь. Постояв, Развязали кошли пилигримы, Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв, И пошли они, солнцем палимы, Повторяя: «Суди его бог!», Разводя безнадежно руками, И, покуда я видеть их мог, С непокрытыми шли головами… А владелец роскошных палат Еще сном был глубоким объят… Ты, считающий жизнью завидною Упоение лестью бесстыдною, Волокитство, обжорство, игру, Пробудись! Есть еще наслаждение: Вороти их! в тебе их спасение! Но счастливые глухи к добру… Не страшат тебя громы небесные, А земные ты держишь в руках, И несут эти люди безвестные Неисходное горе в сердцах. Что тебе эта скорбь вопиющая, Что тебе этот бедный народ? Вечным праздником быстро бегущая Жизнь очнуться тебе не дает. И к чему? Щелкоперов забавою Ты народное благо зовешь; Без него проживешь ты со славою И со славой умрешь! Безмятежней аркадской идиллии Закатятся преклонные дни: Под пленительным небом Сицилии, В благовонной древесной тени, Созерцая, как солнце пурпурное Погружается в море лазурное, Полосами его золотя, — Убаюканный ласковым пением Средиземной волны, — как дитя Ты уснешь, окружен попечением Дорогой и любимой семьи (Ждущей смерти твоей с нетерпением); Привезут к нам останки твои, Чтоб почтить похоронною тризною, И сойдешь ты в могилу… герой, Втихомолку проклятый отчизною, Возвеличенный громкой хвалой!.. Впрочем, что ж мы такую особу Беспокоим для мелких людей? Не на них ли нам выместить злобу? — Безопасней… Еще веселей В чем-нибудь приискать утешенье… Не беда, что потерпит мужик; Так ведущее нас провиденье Указало… да он же привык! За заставой, в харчевне убогой Всё пропьют бедняки до рубля И пойдут, побираясь дорогой, И застонут… Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал? Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам, В рудниках, на железной цепи; Стонет он под овином, под стогом, Под телегой, ночуя в степи; Стонет в собственном бедном домишке, Свету божьего солнца не рад; Стонет в каждом глухом городишке, У подъезда судов и палат. Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется — То бурлаки идут бечевой!.. Волга! Волга!.. Весной многоводной Ты не так заливаешь поля, Как великою скорбью народной Переполнилась наша земля, — Где народ, там и стон… Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону, Всё, что мог, ты уже совершил, — Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил?..

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: