Анализ стихотворения: сосед

«сосед (кто б ни был ты, печальный мой сосед…)» михаил лермонтов: читать текст, анализ стихотворения

Анализ стихотворения Лермонтова «Одиночество»

Стихотворение «Одиночество» написано в 1830 году. Этот год был знаковым в судьбе молодого Лермонтова: находясь в пансионе, вдали от дома, он пережил большую личную драму, а противоречия между отцом и бабушкой, тяжело отразившиеся на юноше, в этот период достигли своего пика.

Борьба за влияние на Михаила отвлекала родственников от того, что творилось на душе впечатлительного болезненного мальчика, рано лишившегося матери. Этим объясняются мотивы горечи, разочарования и смерти, сквозящие в стихотворении и довольно неожиданные в устах шестнадцатилетнего юноши.

Тон стихотворения «Одиночество» и набор художественных выразительных средств, избранных поэтом, вполне отражают психологическое состояние автора того времени, это:

  • инверсия – «жизни сей», «нам в одиночестве влачить (переносить, терпеть)», «грусть делить», «один я здесь» – такой прием, помимо формирования ритмики стиха, интонационно выделяет последнее, значимое слово каждой фразы;
  • метафоры – «жизни оковы», «страданья в сердце стеснены» – позволяют добиться фотографической точности изображения явлений при минимуме слов;
  • антонимы – «веселье – грусть», «смерть – рождение», «все готовы – никто не хочет», «уходят – приходят» – автор использует, чтобы показать, что переменчивость бытия никак не сказывается на его судьбе, настроении, установках;
  • эллипсис – «делить веселье все готовы – (но) никто не хочет…» – одновременно оформляет антитезу;
  • сравнения – «я, как царь воздушный (невидимый, бесплотный)», «уходят, будто сны» – отражают эфемерность собственных чувств, их ничтожность для других людей;
  • эпитеты – «воздушный царь», «позлащенная (позолоченная, видоизмененная, приукрашенная), но старая (прежняя) мечта», «гроб (в значении «могила») уединенный (одинокий)» – отражают тщету ожиданий, жизненных планов, трагическую предопределенность жизни автора;
  • олицетворения – «страданья стеснены», «года уходят послушно», «он (гроб) ждет» – создают яркие, зримые образы, впечатляющие читателя;
  • антитеза – «позлащенной, но …старою»… – отражает не только разочарование, но способность одаренного юноши к анализу;
  • синекдоха – «гроб ждет», «делить веселье», «делить грусть» – отражает глубокое, поистине «космическое» одиночество поэта: ведь «веселье» и «грусть» в контексте речи – это состояние его души;
  • риторический вопрос – «…что ж медлить. »;
  • оксюморон – «веселиться о смерти» – является явным преувеличением, которое свидетельствует о глубокой психической травме, причиненной молодому поэту внутрисемейной враждой, заложником которой он оказался;
  • синтаксический параллелизм – «и вижу…, как уходят…», «И вновь приходят…», «и вижу гроб…», «и будут веселиться…» – отражает монотонность и неизменность уклада жизни, которую ведет автор, и который наверняка продолжится после его смерти;
  • умолчание – «…чем о рождении моем…» – герой предлагает читателю поразмыслить о том, какие еще последствия вызовет его смерть;
  • кольцо – «Делить веселье… грусть делить» – выделяет ключевое слово делить: поэту есть, чем поделиться, но не с кем.

Ряд оборотов требует пояснения: «никто не покрутится» – не позаботится, не попытается предотвратить беду, утешить, «медлить над землей» – продлевать земное существование.

Лирический герой, ассоциированный с автором, явно подумывает о том, чтобы прервать унылую, безрадостную, полную горя и недопонимания жизнь. Об этом свидетельствует соответствующая лексика: «страшно, одиночество, страданья, судьба, гроб, смерть». В этом трагическое проявление юношеского максимализма, который поэт пронес сквозь свою короткую и яркую жизнь.

  • Блок александр стихи балаганчик

      

  • Музыка любви на стихи михаила гуцериева

      

  • Моя мама моя подруга стих

      

  • Как объяснить мужу что мне не хватает его внимания и ласки в стихах

      

  • Мы умирали григорий т стих

Михаил Лермонтов

В 1837 году Михаил Лермонтов, потрясенный гибелью Пушкина и возмущенный тем, как общество отреагировало на столь значительную утрату, написал стихотворение «Смерть поэта», из-за которого был вынужден провести несколько месяцев в тюрьме. Автор обличительного произведения не знал, что ждет его впереди, и не мог предположить, что влиятельные друзья и родственники сделают все возможное, чтобы судебное дело замяли и позволили Лермонтову вернуться в свой полк. Не рассчитывая на столь благополучных исход, поэт мысленно готовился если и не к длительному заключению, то к ссылке. Поэтому очень близко принимал к сердцу то, что происходит в стенах тюрьмы. Очень скоро Лермонтов выяснил, что у него есть сосед, с которым его разделяет глухая стена. Поэт никогда не видел его и не знал имени таинственного узника, но мысленно разделял участь незнакомца, к которому за период своего заключения проникся очень теплыми и дружескими чувствами. После выхода на свободу поэт написал стихотворение «Сосед», в котором рассказал о том, что пережил за время пребывания в тюрьме, и как этот загадочный человек сумел скрасить его одиночество.

Обращаясь к незнакомцу, Лермонтов отмечает, что ему совсем неважно, кто он, потому что его автор воспринимает, «как друга юных лет». Им вряд ли суждено когда-нибудь встретиться, но даже если это и произойдет, то узнать друг друга они вес равно не смогут

Однако это не мешает поэту относиться к своему соседу с уважением и признательностью. Автор подчеркивает, что когда наступает вечер и жизнь в тюрьме замирает, он припадает «к сырой стене» и слышит, как из соседней камеры раздается пение незнакомца». Лермонтов не может разобрать слов, но чувствует, что песни узника «тоской исполнены, и звуки чередой, как слезы, тихо льются, льются…».

Эта непонятная песня настолько созвучна душевному состоянию самого поэта, что вызывает в нем не отчаянье и грусть, а вдохновение. Автор понимает, что в сырой темнице ему посчастливилось встретить единомышленника, который также мечтает о свободе и надеется на то, что настанут лучшие времена. Благодаря его пению в груди у Лермонтова «все оживает вновь, и мысли далеко несутся, и полон ум желаний и страстей». Поэтому автор искренне благодарен своему соседу за моральную поддержку, о которой тот даже не подозревает, заводя по вечерам свою печальную песню, в которой вместо безысходности поэт слышит призыв к действию.

Сосед

Погаснул день на вышинах небесных,

Звезда вечерняя лиёт свой тихий свет;

Чем занят бедный мой сосед?

Чрез садик небольшой, между ветвей древесных,

Могу заметить я, в его окне

Блестит огонь; его простая келья

Чужда забот и светского веселья,

И этим нравится он мне.

Прохожие об нем различно судят,

И все его готовы порицать,

Но их слова соседа не принудят

Лампаду ранее иль позже зажигать.

И только я увижу свет лампады,

Сажусь тотчас у своего окна,

И в этот миг таинственной отрады

Душа моя мятежная полна.

И мнится мне, что мы друг друга понимаем,

Что я и бедный мой сосед,

Под бременем одним страдая, увядаем,

Что мы знакомы с давных лет.

Вариант 2

Как говорят исследователи, стихотворение Сосед написано Лермонтовым после выхода из заключения в 1837 году, когда он предполагал провести довольно много времени за решеткой. Однажды там он узнал о наличии у себя соседа, который оказался в камере рядом. Между ними отсутствовала какая-либо связь, но Лермонтов отыскал в этом связь духовную, он уловил возможность получить некоего компаньона для собственных невзгод, с которыми ему предстояло бороться.

На самом деле не столь существенно предположение об истоках этого стихотворения, так как более интересно просто посмотреть на содержание, на описание поэтом какой-то независимой личности, которой он восхищается и не хочет навязываться, с которой чувствует душевную близость или нечто подобное. Ведь иногда и человек, который получает возможность посмотреть в окна другого дома, видит там свет и за этим светом может предположить кого-то кто думает также как он или просто разделяет взгляды, тогда и наступает черед «таинственной отрады», когда ощущается удивительная близость.

Стихотворение написано по большей части в романтическом духе. Рвение души, порыв к чему-то идеальному и также идеализирование другого человека – являются довольно типичными способами выражения и понимания мира именно для романтической традиции. Сосед тут предстает как личность, которая не подвергается внешним воздействиям, он сам выбирает «ранее иль позже зажигать» лампаду и, в целом, верен собственной цели.

Конечно, со временем, с развитием литературы и человечества понимание другого постепенно менялось. Идеализирование сменилось даже чуть ли не обратной стороной, когда в предыдущем веке писатели стали создавать пьесы наподобие «За закрытыми дверями», где другие назывались не много не мало адом. Поэтому восприятие для современности может отличаться.

Тем не менее, когда читаешь стихотворение Лермонтова, становится вполне понятно о чем он говорит. Поэт не строит каких-то мнимых иллюзий, он просто концентрируется на действительно ценной стороне существования, в другом он видит не ад, он видит надежду.

Тематика одиночества и привязанности к другому живому существу является более чем актуальной для людей. Как говорят некоторые философы, люди вообще познают и определяют себя через другого, только через других мы действительно можем понять, кем на самом деле являемся. Соответственно, и существовать, исходя из такой концепции, человек может только благодаря другому.

Наличие близкого человека, понятного человека или хотя бы просто соседа является актуальной потребностью. Эту потребность может испытывать практически каждый.

Анализ стихотворения Сосед по плану

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: