Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Зимнее утро»
Текст
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
Необычайной бодростью и свежестью веет от стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» (1829), написанного излюбленным Пушкиным размером — четырехстопным ямбом. Его мерное, неустанное движение подхватывает нас, несет с собой. Помогает этому ощущению и особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка (третья) оканчивается ударным («мужским») слогом, и опять две женские рифмы, а в заключение твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей строки.
Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!» Краткое, стремительное начало. Все дальнейшее — обращение, призыв, приглашение на прогулку по сверкающим, зим¬ним снегам. Присмотримся ко второй и третьей строфам. Пушкин построил их на приеме противопоставления: вторая строфа— это «вчера», третья — это «сегодня». Вчера злилась вьюга, луна едва проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна. Сегодня сверкают на ярком солнце снега, небо уже голубое. Резкая перемена произошла за ночь, неузнаваемым все стало кругом.
Но и эти две строфы, в свою очередь, противопоставлены всему дальнейшему. В них было рассказано все то, что видно из окна дере¬венского дома. А четвертая строфа возвращает нас в комнату, где тепло и уютно, где весело потрескивает только что затопленная печь.
И вновь мысль поэта устремляется к контрасту: хорошо сидеть дома, но не лучше ли велеть подать сани и предаться бегу нетерпеливого коня?
Все у Пушкина в этом стихотворении построено на контрастах, на смене не похожих картин. И эти кар¬тины, каждая в отдельности, насыщены, казалось бы, очень простыми, но вместе с тем выразительными подробностями («деталями»).
В самом деле, возьмем хотя бы вторую строфу, ту, где гово¬рится о вчерашней непогоде
Обратим внимание на ее эпитеты: небо — мутное, луна — не светлый круг, а расплывчатое пятно, и притом еще бледное; ты сидела печальная. Все окрашено в грустный тон
Начинается с того, что «вьюга злилась». Кстати, вот вам и простая, но много говорящая метафора. Вьюге придана черта человеческого характера. Обратимся теперь к третьей строфе, где все залито ярким светом погожего утра. Небо уже голубое, ковры снегов — великолепные. И отчетливо видно то, чего никак нельзя было заметить при вчерашней вьюге. Лес прозрачен, ель зеленеет, сквозь иней, речка блестит подо льдом. Какая наблюдательность и какая точность видения!
До сих пор поэт давал нам чисто зрительные образы. Но вот четвертая строфа. Вслушайтесь в эти строчки: Вся комната янтарным блеском Озарена. Весёлым треском Трещит затопленная печь. Не правда ли, вы не только видите этот янтарный отблеск огня (меткий и точный эпитет), но и слышите потрескивание сухих, охва¬ченных пламенем поленьев? Вероятно, здесь сыграли свою роль твердые звуки: , . Этот приём звукописи получил название аллитерации. Остановимся на некоторых эпитетах последней строфы.
«. предадимся бегу нетерпеливого коня».
Опять ёмкое и выразительное художественное определение. Почему конь назван нетерпеливым? Очевидно потому, что ему не стоится на месте, что его пощипывает мороз, что он тоже по-своему охвачен ощущением этого бодрого зимнего утра — и рвется вперед и вперед. Как много можно сказать одним умело выбранным словом!
А последний эпитет этих стихов — на этот раз «сложный эпитет» из трех слов: «И берег, милый для меня». Разве не заставляет он вообразить картину каких-то, возможно и сложных, но счастливых и милых для памяти человеческих отношений? Автор ничего не говорит о них, но весь тон стихотворения, бодрый и радостный, свидетельствует о светлом, ничем не омраченном счастье. У Пушкина немало стихотворений о зиме, о глубоких снегах, о зимнем солнце, но это изображение сверкающего утра особо выделяется своими светлыми, жизнерадостными красками.
План анализа
Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе литературного произведения. Все зависит от целей исследователя и источника, который является живым организмом, не всегда вписывающимся в заранее установленные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения является примером из плана, специально составленного для конкретного произведения
Его пункты можно легко менять местами, используя разные фразы для заголовков, но важно сохранить три компонента: историко-биографический, лингвистический (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературный (тематика, жанр, композиция, стиль). Высокий уровень анализа дополнительно требует выявления личного отношения к прочитанному стихотворению
Предлагаемый план выглядит следующим образом:
- История создания «Зимнего утра», информация об авторе.
- Место произведения в творчестве поэта.
- Жанр и тема произведения.
- Сюжет и композиция.
- Лирический герой, настроение произведения.
- Лексика стихотворения.
- Образные средства.
- Рифма, способы рифмовки.
- Организация звука.
- Каково отношение к прочитанному.
Основные шаги анализа стихотворения
Анализ стихотворения помогает понять его глубинный смысл и художественную ценность. Для этого следует выполнить несколько шагов:
1. Чтение и понимание текста
Внимательно прочитайте стихотворение, обратите внимание на его структуру, размеры строк и ритм, основную идею и наличие фигур речи
2. Исследование автора. Изучите биографию автора стихотворения, его мировоззрение, особенности творчества. Это поможет понять контекст и особенности произведения.
3. Определение жанра и тематики. Определите, в каком жанре написано стихотворение (лирика, эпос, драма и т.д.), и какая тематика в нем затрагивается (любовь, природа, война и т.д.).
4. Анализ образов и метафор
Обратите внимание на образы и метафоры, используемые автором, и их роль в стихотворении. Расшифруйте их значение и выделите особенности использования
5. Исследование стилистики. Определите, какой стиль использован в стихотворении (академический, романтический, сюрреалистический и т.д.), и какие стилевые приемы присутствуют (аллегория, ирония, эпитет и т.д.).
6. Анализ структуры и метрики. Изучите структуру стихотворения (строфы, размеры строк, рифма) и метрику (пятисложная, семисложная, хорей и т.д.), и их роль в создании ритма и звучания текста.
7. Анализ эмоционального воздействия. Определите, какое эмоциональное воздействие стихотворение оказывает на читателя, какие чувства оно вызывает и как автор достигает этого.
Следуя этим шагам анализа, вы сможете глубже понять стихотворение и описать его особенности в своей работе.
What If Poem Class 6 Summary By Shel Silverstein • English Summary
Вернуться к: CBSE Class 6 English Summary & Notes
Введение
What If Шел Сильверстайн — это 24-строчное стихотворение, в котором ребенок рассказывает о своих мечтах и увлечениях в течение ночи. Он задается вопросом, что будет с ним, когда случится что-то плохое.
Станца 1
Прошлой ночью, пока я лежал здесь и думал, Некоторые Whatifs заползли мне в ухо И гарцевал и веселился всю ночь Что, если я тупой в школе? Что, если они закрыли бассейн? Что, если меня побьют?
Ребенок говорит, что прошлой ночью, когда он лежал на своей кровати и думал, ему пришло в голову кое-что, что если бы. Другими словами, он начал думать о каких-то плохих вещах, которые могут произойти. Эти «а что, если» гарцевали и веселились (постоянно приходили и уходили) в его голове всю ночь.
Он думает, что будет, если он потеряет дар речи в школе, что будет, если бассейн закроют, и что будет, если его избивают. Учтите, что все эти вещи негативно сказываются на ребенке. Они делают его беспокойным и неспособным нормально спать.
Станца 2
Что если папа в тюрьме За неуплату налогов Что, если я начну звонить в 911? Что, если я позову Фрэнки за пирогом с пиццей? Что мой самолет опоздал Что, если я никому не нравлюсь? Что, если в меня ударит молния?
Ребенок задается вопросом, что произойдет, если его отца посадят в тюрьму за неуплату налогов.
Станца 3
Что, если я не стану выше? Что, если моя голова начнет уменьшаться? А если рыба не клюнет? Что, если ветер разорвет моего воздушного змея? Что, если они начнут войну? Что, если мои родители разведутся?
Он снова задается вопросом, что будет, если он не вырастет высоким и останется низкорослым, что будет, если его голова станет меньше, что будет, если его не укусит рыба (акула или любая другая смертельная рыба), что будет, если его коршун рвется сильным ветром, что будет, если в его стране начнется война и что будет, если его родители разведутся.
Станца 4
Что делать, если автобус опаздывает? Что, если мои зубы не растут ровно? Что, если я порву штаны? Что, если я никогда не научусь танцевать? Вроде все хорошо, а потом Ночные Whatifs снова бастуют!
Далее ребенок задается вопросом, что будет, если его автобус (вероятно, школьный) опоздает, что будет, если у него не вырастут зубы, что будет, если он порвет штаны и что будет, если он не научится танец.
«Листок», анализ стихотворения Лермонтова
Стихотворение «Листок» было написано М. Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге. Последние месяцы жизни были временем поэтического расцвета Лермонтова: глубокое переосмысление им своей жизни и его размышления нашли отражение в произведениях последнего периода. Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти поэта, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки».
В центре произведения – судьба одинокого, не находящего покой человека. Образ листка как символа изгнанника был широко распространен в европейской литературе эпохи романтизма. Основной темой стихотворения, относящегося к философской лирике. являются поиски одинокой душой спокойствия и душевного тепла в реальном мире. На автобиографичность произведения указывают направление движения листка на юг (для Лермонтова это был Кавказ) и тот факт, что листок, оторвавшись «от ветки родимой» отправился скитаться не по собственной воле, а «жестокою бурей гонимый». Листок символизирует трагически одинокого человека, оторванного от своих корней, в чужом мире.
Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.
Произведение сюжетно. в нем раскрывается история странствующего вдали «от отчизны суровой» листка. Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары. Прием антитезы усиливает конфликт между ними: листок – желт и засох, а чинара – изумрудного цвета и свежа; он подвижен, а она статична; он пылен, а чинара чиста (ее корни омывает море). Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.
В стихотворении ярко прослеживается романтический конфликт реальности, столь суровой для листка, с теплым, почти сказочным миром чинары. Много повидавший на своем веку («Немало я знаю рассказов мудреных и чудных» ) лирический герой («бедный дубовый листочек» ), стремясь избавиться от мучительного одиночества и тоски, просит принять его таким, какой он есть, молит чинару о сострадании: «Прими же пришельца…» .
В образе «младой» чинары Лермонтов аллегорически выразил тему любви. Красивая внешне — высокая, с изумрудными листьями — чинара живет в своем самодостаточном мирке, не желая знать ничего, что происходит за его пределами: «Да к чему мне эти небылицы?». Поэт противопоставляет внешнюю красоту чинары ее бездушному внутреннему миру: эгоистичная и равнодушная чинара глуха к страданиям других и неспособна на сопереживание.
Кульминация стихотворения – крушение надежды героя на обретение покоя и счастья: «Иди себе дальше, о странник!». Последнее слово в диалоге героев остается за чинарой, что усиливает ощущение безысходности судьбы листка. Хотя финал стихотворения открыт, в нем отчетливо звучит чувство обреченности не находящего покоя вдали от родины героя. Герой обречен или на неминуемую смерть, или на бесконечные мучительные скитания.
Синтаксическая организация стихотворения также усиливает главный конфликт. Образу листка посвящены три первые строфы, представляющие собой бессоюзные сложные предложения. Образ чинары раскрывается в двух последних строфах, выраженных пятью предложениями. Вопросительные и восклицательные интонации передают такие чувства чинары, как возмущение и гнев.
Стихотворение состоит из пяти строф: четыре представляют собой четверостишия, а заключительная строфа – восьмистишие. Лермонтов использовал для написания «Листка» редко встречающийся трехсложный размер – пятистопный амфибрахий и два способа рифмовки – смежную и перекрестную (в четвертой строфе). Особенностью ритмической организации является употребление парной женской рифмы, придающей стихотворению особую напевность.
Произведение насыщено средствами художественной выразительности. эпитетами (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара ), метафорами (сынам свежим, засох я без тени, увял я без сна ), олицетворениями (докатился до Черного моря, приюта молит, с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская ). Использование такого стилистического приема, как ассонанс (повтор гласных «о» и «а») передает минорное настроение героя и делает стихотворение удивительно мелодичным.
Конфликт мечты и реальности в стихотворении «Листок» отражает парадоксальный синтез избытка чувств и неверия в человеческие чувства самого поэта.
6 класс кратко по плану
Интерпретация и понимание содержания
Для проведения анализа стихотворения необходимо правильно интерпретировать и понять его содержание
Во время интерпретации стихотворения, важно учитывать различные аспекты, включая языковые особенности, метафоры, символику и образы, использованные автором
Первым шагом в интерпретации стихотворения является осознание его общего смысла и идеи. Для этого следует внимательно прочитать стихотворение несколько раз и подумать о том, что автор хотел сказать. Учтите, что автор может использовать разные литературные приемы, чтобы выразить свои мысли и эмоции.
Литературный прием | Значение |
---|---|
Метафора | Перенос значения одного слова на другое, чтобы вызвать определенные ассоциации у читателя. |
Символика | Использование конкретного объекта или явления для представления абстрактных идей или эмоций. |
Образы | Создание живописных картин в уме читателя с помощью описания деталей и эмоциональной нагрузки. |
После понимания общего смысла стихотворения, следует анализировать структуру и форму стихотворения. Возможно, автор использует определенные рифмы, размеры строк и метрику, чтобы усилить свои идеи и создать особую атмосферу
Обратите внимание на рядочки и строфы, повторяющиеся фразы или звуки, а также на паузы и акценты
Далее, важно обратить внимание на образы и символы, используемые в стихотворении. Автор может использовать их, чтобы передать определенный смысл или вызвать эмоциональный отклик у читателя. Задайте себе вопросы: какие чувства и мысли вызывают эти образы? Какие ассоциации они вам привносят? Такой анализ поможет понять глубинный смысл стихотворения и позволит вам сформулировать свою собственную интерпретацию
Задайте себе вопросы: какие чувства и мысли вызывают эти образы? Какие ассоциации они вам привносят? Такой анализ поможет понять глубинный смысл стихотворения и позволит вам сформулировать свою собственную интерпретацию.
Наконец, не забывайте учитывать личное восприятие и опыт при интерпретации стихотворения. Разные люди могут истолковывать одно и то же стихотворение по-разному, и это является естественным. Ваша собственная персональная интерпретация стихотворения может быть обогащена вашими жизненными опытом, убеждениями и чувствами.
Таким образом, проведение интерпретации и понимание содержания стихотворения требует внимательного анализа языковых особенностей, метафор, символик и образов, использованных автором. Каждый читатель может оценить и истолковать стихотворение по-своему, и каждая интерпретация будет иметь свою ценность и смысл.
Мне нравитсяНе нравится
Как составить план стихотворения
Конспект необходим для структурирования и логического представления информации. Учителя советуют ученикам составить такой алгоритм:
Определите, о чем идет речь в работе
С помощью каких образов и как автор выражает мысли и чувства.
Найдите в тексте главного героя (что или кого описывает автор), определите связь с идеей всего произведения.
Какова интонация стихотворения.
Определите композицию стихотворения.
Обратите внимание на глубину использования автором образных средств (подробное описание или краткое, в общих чертах).
Найдите ритм, ритмичное движение.
Определите характер звука.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 2Подготовка к сочинению. Прочитай стихотворение несколько раз. Узнай сведения об
(эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении). Какую картину рисует поэт? Представь её себе, запиши, что представил. Попросту перескажи стихотворение своими словами. Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Запиши в черновик, пользуясь при затруднении словарём настроений (смотри ниже). Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найди слова в переносном значении, сравнения, подчеркни их в стихотворении, дай им определение, пользуясь словарём терминов.) Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выдели главные, центральные образы.Подумай, о чём стихотворение (это будет его темой). Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения). Запиши в черновик.Какие чувства вызывает стихотворение у тебя? Что ты представляешь, когда читаешь стихотворение? Запиши.Собери все черновые записи и систематизируй их, пользуясь планом сочинения анализа сочинения (смотри ниже). В конце работы проверь, нет ли речевых недочётов, ошибок в содержании, исправь их, а затем проверяй орфографические и пунктуационные ошибки.
вызывает стихотворение?
настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.). С помощью… автор дает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ…Лирический герой этого стихотворения представляется мне….Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: …(например)Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают (эпитеты, метафоры): …Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.Стихотворение вызывает у меня чувство…
сочинений разных жанров»: Пособие для учителя / Т.А.Ладыженская, Ю.И.Равенский и
др.- М.: Просвещение, 1886.2. Перепёлкин М.А.Анализ лирического произведения: Учебно-методическое пособие / Отв. редактор С.А. Голубков. Самара: Самарский университет, 2001.3. Полтавец Е.Ю. Как писать сочинение.- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.4. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. краткий словарь литературоведческих терминов: Кн. Для учащихся / ред. – сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 1985.5. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И.Новиков._ М.: Педагогика, 1988.
Алексей Толстой (6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 288)
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 6 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
Размышляем о прочитанном
1. Вы прочитали стихотворения о родной природе поэтов XIX века и размышления литературоведа о них.
О каком из этих стихотворений вам хотелось бы высказать своё суждение? Какое из них хочется выучить наизусть, потому что оно передаёт ваше восприятие того или другого явления природы и связанного с ним настроения?
Мне бы хотелось выучить наизусть стихотворение “Посмотри — какая мгла”. Оно передает то, как я воспринимаю одиночество, которое автор перед через образ бледного месяца.
2. В стихотворении Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист…» поэт подробно рассказывает о приметах наступающей весны («воздух чист», «ясен небосклон», «шумят ручьи», «жавронок поёт»). Поэт приветствует весну, которая будит и его собственные силы, веселит душу. Поэт возрождается вместе с природой.
Какой литературный приём помогает сделать картину живой, а все видимые предметы очеловеченными, одухотворёнными?
Этот прием называется олицетворением.
3. В стихотворении Баратынского «Чудный град порой сольётся…» говорится о видении и создании града из летучих облаков. Как вы это понимаете? Отчего исчезает видение города из облаков? Почему могут исчезнуть мечтания поэта?
Я понимаю это выражение так, что облака и град — это мечта поэта. И она может также легко исчезнуть, как и облака на небе.
4. Найдите олицетворения и объясните их роль в стихотворении Полонского «По горам две хмурых тучи…». Какие образы возникают при чтении стихотворения?
В этом стихотворении используются такие олицетворения: тучи «блуждали», «сползали», «сошлись», «не уступили», «огласили», «не смели повторить», «улеглись», «обомлели». «Эхо засмеялось», скала «вздохнула». При чтении передо мной возникают человеческие образы. Ведь олицетворения одушевляют неживой мир.
5. Стихотворение А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы…»—может быть, красивая пейзажная картинка, может быть, страшная сказка… О чём она? Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы? Можно ли им верить?
Мне кажется это страшная сказка. Она о том, что нельзя верить тому, кто привлекателен на вид. Стрекозы зовут малехонького мальчугана за собой ввысь, подводя его к обрыву. Им нельзя верить.
Рекомендуем также ознакомиться:
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 6 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
Звуковая организация
Уникальность пушкинских стихов заставляет многих музыкантов улавливать переплетение тональностей и создавать удивительную музыку, точно соответствующую настроению стихотворения. Одна из лучших работ Свиридова построена на контрастах. Уже упомянутые аллитерация и ассонанс не доминируют в «Зимнем утре», уступая место сочетанию звуков с различной эмоциональной окраской. Эти звуки иногда встречаются в одном или двух соседних словах: , и . Пример анализа стихотворения был бы неполным без подкрепления высказывания текстом:
- «с янтарным блеском»;
- «в утреннем снегу»;
- ‘прозрачный лес’;
- «нетерпеливо»;
- «с веселым треском».
Контраст виден в чередовании фраз светлых, нежных звуков и минорных, темных , что Пушкин вряд ли делал сознательно. Его гениальность заключается в том, что он каким-то инстинктом использовал все акустическое богатство русского языка.