Анализ стихотворения жуковского вечер

Анализ стихотворения жуковского вечер

Сочинени анализ стихотворения Вечер Жуковского

Василий Андреевич являлся поклонником европейских писателей, которые писали свои стихотворения в стиле романтизм. Писателю очень нравилось, он переводил их произведения и старался писать свои, подражая зарубежным читателям. Не сразу Жуковский показал свои стихотворения, но именно его считают родоначальником романтизма в поэзии. Стихотворения Жуковского нисколько не хуже, чем произведения европейских поэтов.

В стихотворении «Вечер» Василий Андреевич с первой строчки попытался описать красоту природы. Он так живописно описывает картину, что читатель может представить, что он находится на берегу речки. Жуковский попытался передать цвет, вкус и даже запах природы обращаясь к простым словам русского языка. Василий Андреевич искренне восхищается красотой бескрайней российской природы и пытается приобщить к этому читателя.

Жуковский красочно описывает вечер, спустившийся на землю, он просит, чтобы муза ему помогла его описать, и она ему помогает. Жуковский описывает багряный закат и одинокого рыбака, который возвращается домой со своим уловом. Василий Андреевич описывает каждую мелочь и вплетает в строки своего стихотворения.

Жуковский пишет о том, что на смену суетливому дню приходит тихий и спокойный вечер, но он так же прекрасен в исполнении Жуковского. Даже бледная луна, которая освещает ночную природу в стихотворении, выглядит органично. В этот момент писатель задумывается о том, что ему очень не хватает его друзей, которых он очень сильно любит.

В завершении стихотворения Жуковский пишет о том, что он примет все, что приготовила ему судьба. Писатель готов написать множество стихотворением, ведь ему это нравится и у него это получается. Он пишет о том, что ему предначертано восхищаться и воспевать красоту природы и он этому рад. Василий Андреевич даже пишет о том, что если ему придется остаться одиноким, то он ради поэзии готов пожертвовать собой.

Стихотворение было написано в 1806 году с множеством метафор, но оно является отличным описание красоты всего живого, что нас окружает. Жуковский передал все чувства и эмоции в своем стихотворении, которые он испытывал при его написании.

9 класс

Анализ стихотворения Вечер по плану

Анализ баллады «Светлана» Жуковского

Написанное в эпоху романтизма, стихотворение «Светлана» подчеркивает дух эпохи. Написанное в жанре баллада, оно особенно выделяется мистическими представлениями, фольклорными элементами – святочные гадания, сверхъестественные события, фрагменты обрядовых песен, молитв. Свою балладу автор посвятил племяннице, которая вот-вот должна была выйти замуж – А.Протасовой.

Центральной темой стихотворения является популярные в то время святочные гадания. Гадания на суженого в рождественскую ночь были частым явлением среди незамужних девушек, поскольку почти все они хотели знать, скоро ли кто-то возьмет их под венец, и кто будет тем таинственным нареченным.

Поэт очень красочно подчеркивает переживания главной героини, жених которой уехал в далекую страну и уже долгое время не дает о себе знать. Ей грустно смотреть на гадания подружек, которым неведомо чувство тоски и тревоги по любимому человеку. Однако и ее все-таки вовлекает процесс, и уже оставшись одна, Светлана решается на мистический обряд. Тоска и тревога наталкивает ее на желание узнать, что же свершилось с ее суженым, вернется ли он живой и невредимый, или же героиня так и останется век куковать незамужней.

Ярко характеризует героиню и ее имя – Светлана, свет, чистая, непорочная душа, в которой крепка вера, она не проклинает судьбу, не ропщет, а просто верит в свою любовь и любовь своего жениха. И даже страшные видения мертвеца не в силах опорочить ее светлое чувство.

Множество символов поэт использует и в описании окружающего мира и сна Светланы – например, ворон, являющийся во многих культурах вестником смерти и птицей, приносящей несчастья; голубь, символизирующий Святого Духа, спасающего героиню от адского мрака. Стихотворение наполнено и другими символами – рассвет, возвращающий все на круги своя, и пение петуха, пробуждающее девушку от страшного сна.

В балладе широко используется противопоставление, антитеза – отображается борьба света и тьмы, добра и зла, веры и неверия, любви и смерти. Это именно баллада, хотя и некоторыми часто интерпретируется как поэма. Изложение весьма мелодичное, свойственное именно балладе. Хорей придает особую лиричность и напевность.

Отличается стихотворение так же большим разнообразием средств выразительности. Встречаются и метафоры («свет-судья лукавый»), и эпитеты («милая Светлана, блестит яркими глазами»), олицетворения («крикнул жалобно сверчок»), и гиперболы («от копыт их поднялась вьюга под ногами»). Лексика богата архаизмами (ярый, уста, вымолвить) и историзмами (налое, песенки подблюдны).

Именно за свою мелодичность и романтизм стихотворение уже много лет находит отклик в сердцах читателей и по сей день.

Автобиографичность — новое в романтизме

И всё же в каждом слове сквозит настроение Жуковского, ставшее отражением личной истории и событий трёхлетней давности. Тогда поэт столкнулся с беспощадной реальностью смерти. Это было потрясением для молодого ещё человека: ушёл из жизни его друг. Андрею Тургеневу было всего-то неполных 22 года.

Ещё одно печальное событие произошло с другим товарищем, Семёном Родзянко — в 20 лет он потерял рассудок. Молодых людей объединяли учёба в Университетском благородном пансионе и участие в Дружеском литературном обществе.

Непосредственно об этих двух людях в элегии — лишь краткое упоминание. Имён Жуковский не назвал, но всем, кто знал поэта, это было ни к чему: каждый понимал, о ком идёт речь. Ну а для потомков потрудились биографы и кратко объяснили, кого именно имел в виду зачинатель романтизма в России.

Показательно, что занимает лирического героя в этот тихий вечер:

  • вспоминает о страданьях и блаженстве, оставшихся в прошлом;
  • размышляет о разлуке с милыми сердцу спутниками;
  • скорбит о безвозвратно потерянных друзьях.

Но наступает утро. И поэт уже говорит о грядущем и своём месте в будущей жизни.

Жизнь как тема для романа

В Википедии размещена статья, посвящённая Василию Андреевичу Жуковскому. Он был незаконнорождённым сыном наложницы-турчанки и секунд-майора Афанасия Ивановича Бунина, помещика, чьи владения были на землях трёх губерний:

  1. Орловской.
  2. Калужской.
  3. Тульской.

Однако своё имя младенцу дал не отец (он был женат, и в официальной семье росли его законнорождённые дети), а обедневший и проживавший у Буниных дворянин Жуковский. Он принимал участие в воспитании и обучении мальчика.

Можно только догадываться о том, какие страсти бушевали в семействе. Но в жизни Василия Андреевича Жуковского, так уж распорядилась судьба, было немало влиятельных и благородных людей, которые помогали ему выйти победителем из сложных проблем с получением образования и статуса дворянина.

В 34 года Василий Жуковский стал учителем русского языка великой княгини, которая впоследствии стала императрицей Александрой Фёдоровной. Когда родился цесаревич Александр Николаевич, выбор наставника был в пользу академика Жуковского. Этот талантливый человек пришёл в мир как незаконнорождённый, но сумел достичь невероятных высот в карьере.

История его происхождения и формирование отношений в семье будущего классика русского романтизма вполне могут претендовать на отдельный рассказ. А уж каким он будет, решит автор. Возможно, это будет даже симбиоз трагедии, любовного романтического чтива и исторического романа.

Композиция

Излюбленные жанры произведений Жуковского — элегия и баллада. Оригинальное творческое дарование поэта раскрылось в элегии “Вечер” (1806), опубликованной в журнале “Вестник Европы”. В пей глубоко и полно отразился внутренний мир личности поэта, его психологический облик, своеобразие переживания чувств радости и утраты. Элегия знаменовала становление романтического биографизма как особого способа воссоздания лирического “я” автора или воображаемого персонажа. Весь окружающий мир воспринимается поэтом-романтиком в сфере личного опыта, в индивидуальной форме передачи особых душевных состояний.

” — элегия нового типа творчества, в ней облик автора определяется в сфере эмоциональных переживаний лирического героя. Поэт-певец осознает себя другом сел и противником городской формы цивилизации, он горько сожалеет о распавшемся дружеском круге, о смерти одного из самых близких друзей. Он опасается, что “почестей исканье” и “суетная честь приятным в свете слыть” могут заглушить воспоминание о дружбе и любви. К концу стихотворения он предсказывает особую судьбу поэту, в которой содержится намек на его избранническую роль романтика:

Мне Рок судил: брести неведомой стезей, Быть другом мирных сел, любить красы Природы, Дышать под сумраком дубравной тишиной И, взор склонив на пенны воды, Творца, друзей, любовь и счастье воспевать. О песни, чистый плод невинности сердечной!

Жуковский воспевает мирную жизнь, лишенную внешних конфликтов. В созданном им пейзаже как бы присутствует воспринимающий его красоту персонаж, предельно чутко и тонко откликающийся на самые разнообразные проявления природного ландшафта. Именно этот природный мир, вызывающий в лирическом “я” прихотливые и изменчивые переживания и настроения, составляет собственно содержание элегии. “Вечер” — по сравнению с сенти-менталистской элегией — являет собой новый и по методу, и по приемам психологического рисунка тип романтического текста: сменяющие друг друга воспоминания, мысли, настроения и чувства призваны выразить неповторимый в своем внутреннем содержании новый душевный опыт, особенно достоверный в размышлениях о скоротечности юности, о потерях на жизненном пути человека. В отличие от поэтов XVIII в. в задачу Жуковского входит прежде всего передача реакций лирического “я” в их особо утонченной, индивидуально своеобразной форме:

Как спит с прохладою растений фимиам! Как сладко в тишине у брега струй плесканье! Как тихо веянье зефира по водам И гибкой ивы трепетанье!

Движение природы в смене явлений раннего вечера поздними сумерками призвано обосновать смену настроений поэта. Переживание поэтом-созерцателем прекрасной природы вызывает меланхолические воспоминания о дружбе, о счастье “юных дней”, об умерших друзьях, о своем призвании и о личной судьбе в целом. Не изображение летней ночи определяет задачу поэта, а попытка подвести итог своих скорбных размышлений, связанных с ощущением близящейся смерти. Текст элегии поэтому лишен бытовой конкретности: реальные образы действительного мира Жуковский заменяет условными: соловей — мифологическая “Филомела”, пахарь — “оратай”, колокольня — “башня”, общение друзей — “Вакхов пир”. Романтизм, как и сентиментализм и классицизм, оперирует условными образами и понятиями. В этом заключалась преемственность эстетического опыта людей XVIII и XIX вв.

В этой элегии Жуковский достигает особой выразительности за счет прямого описания чувств и стремлений лирического “я” как одухотворенных существ, которые могут действовать и вступать во взаимоотношения друг с другом, а также через отождествление жизни человека и природы.

Элегия “Вечер

” принадлежит к типу элегий-медитаций, то есть вдумчивых, размеренно неторопливых размышлений, когда лирические темы и мотивы постепенно превращаются в плавно льющийся поток, охватывающий нюансы и оттенки изображаемого и выражаемого. И это не случайно, так как в “Вечере” авторская субъективность требует для своего обнаружения особой свободы и интенсивности, утверждая новый подход к миру лирических переживаний. Можно говорить о рождении в этом произведении романтических принципов новой поэзии XIX — начала XX в.

Жуковский выступает в этом произведении как создатель романтического пейзажа, которому свойствен сумрачный колорит угасающего дня, закатного часа. Наполненность природы “эфирными явлениями”: дуновениями, веяниями, дыханием воздушной струи — становится отныне пейзажной темой русской поэзии. Идеальное бытие природы вне вещественной конкретики — одно из открытий Жуковского-романтика, предваряющее поэтику А. Блока.

Анализ стихотворенийУзник (Лермонтов) – анализ стихотворения

Пейзажная лирика

Напечатанную в 1806 году элегию «Вечер» Жуковского можно назвать идеальным примером пейзажной лирики. Она полностью соотносится с духом зарождающегося романтизма. В ней он искренне восторгается окружающей природой, точно передает ее красоту в метафорах.

С самого начала произведения автор привлекает интерес читателя. Здесь он выступает не в роли стихотворца, а художника. Палитра красок заменена у него богатейшим русским языком. Он способен с помощью простых слов описать вкус и даже аромат, создать полный эффект погружения в природу.

Поэт способен заприметить каждую мелочь и описать ее в своем произведении. Восхищаясь окружающей красотой, автор обращается с просьбами к своей «музе», молит ее прийти к нему, чтобы подарить ему хоть несколько минут вдохновения. Мольбы автора как будто услышаны. Простой вечерний закат солнца видится ему в совсем ином свете.

День, приближающийся к вечеру, поэт сопоставляет со смертью, которая уничтожает яркие оттенки дня. Но и в вечерней полумгле автор подмечает нечто прекрасное. Тишина летней ночи, сменяющая дневной шум и гам, приносит ему необычайное спокойствие. Во времена, когда «луны ущербный лик встает из-за холмов», это не нарушает гармонии Вселенной, а лишь выделяет ее и добавляет новые оттенки в поэтический арсенал автора. Сумерки — самое подходящее время для:

  • раздумий;
  • иллюзий;
  • воспоминаний.

Годы идут. Вместе с ними в прошлое уходят «всех радостей струны» и «Вакховы пиры при шуме зимних вьюг», а также обещания, которыми друзья обменивались, чтобы сохранить дружбу на века.

Вариант №2

Василий Андреевич Жуковский по праву читается родоначальником русского романтизма. Его изящные произведения ничем не уступают произведениям поэтов зарубежных, стихи которых так вдохновляли автора.

Стихотворение вечер Василий Андреевич написал в селе Мишенском после окончания Московского пансиона. Сельская природа очаровывала поэта, заставляла задумываться о грядущем и подтолкнула написать в 1806 году одно из самых лирических его произведений «Вечер».

В этом романтичном стихотворении переплетены воспоминания главного героя о его близких людях, друзьях, родных и описаниями природных красот маленького села.

Для такого короткого отрезка времени, как вечер, автор нашел множество эпитетов, характеризующих красоту угасающего дня и самого героя, как человека нежного, тонкой душевной организации и глубоко думающего.

Восторженный герой, увиденными красотами взывает к своей музе, просит одарить его вдохновением.

Описанные в произведении пейзажи играют совершенно особенную роль. Они придают неспешность размышлениям главного героя, создают образ легкой грусти, приводя в полное гармоничное слияние героя с природой.

С самого начала Василий Андреевич настраивает читателя на спокойный лирический лад, описывая тихий ручей. В произведении присутствует описание множества мелких деталей. Тем не менее, ни одна из них не является лишней. Эти детали лишь подчеркивают красоту описываемого вечера, органично вплетенные в общую картину восприятия, и определяют настроение главного героя, приходящего мыслями к вечному.

Жуковский писал это стихотворение, будучи еще молодым человеком, но мысли его говорят о том, что все уже ушло в прошлое. Он придается размышлениям о потерянных друзьях. Кто-то безвременно ушедший. Вспоминая второго товарища, наш лирический герой умолкает на полуслове, возможно считая не в праве себя судить чужие поступки. И позволяет себе говорить лишь о том, что оставит память о них в своем сердце навсегда.

И только в конце стихотворения автор позволяет говорить о себе, о главном лирическом герое, настроенном вечерними пейзажами на тоскливые раздумья о бренности всего.

Картина вечера настраивает на мысли о смерти, с которой и сравнивает Василий Андреевич уходящий день, не нарушая общего восприятия тихого покоя и своего очарования.

Это произведение показывает то ощущение одиночества поэта, присущее обычно людям более старшего возраста. Он признает, что вынужден брести своей стезей. Не знает, что уготовила ему судьба в будущем, но с покорностью принимает это неведомое.

Он понимает, что его жизненного пути уже ничто не сможет изменить. Так уготовано судьбой, восхищаться красотами, быть первым, кто пишет в стиле русского романтизма, быть иногда гонимым и не понимаемым обществом. Но герой кротко принимает это и готов с покорностью сносить удары, но четко следовать по своему пути.

Это произведение Жуковского один из лучших образчиков, написанных в жанре элегии, заставляющее восторженно переживать, слыша звуки всех струн тонкой души.

Кратко по плану читать 9 класс

О чем произведение?

Произведение можно условно разделить на три основных части. Первая, самая оптимистичная из них – это описание природы и ее прелестей. Жуковский нежно и влюбленно описывает пейзаж около ручья, игру света на нем, пение птиц и чистоту, обаяние обычного солнечного дня. Это внушает покой, настраивает на романтический, воодушевленный лад. Все описания в этом произведении сочные и выразительные – их легко представить. Во второй части автор уже несколько сгущает тучи – он описывает предзакатные времена, когда солнце скрывается за горизонтом и уступает место луне с ее дрожащим на воде и тусклым свечением. Он говорит о рыбаке, который с хорошим уловом отправляется домой, о затихающей природе, о своих давно оставленных друзьях и горячих обещаниях. Под этим впечатлением он зовет свою музу, которая должна выйти к нему и вдохновить автора на последующие строки, и она приходит. Эта смена настроения подводит читателя к основной мысли произведения, описанной в третьей части. Заключительные строки посвящены самому автору, он задает вопрос миру. Интересует Жуковского, как долго поэт, находящийся в единении с природой и так чувственно ее ощущающий и восхваляющий ее, сможет продолжать свои труды – жить на этом свете. В таком окончании явственно чувствуется горечь потерь и разочарований, присущая обычной человеческой жизни. В самом конце Жуковский предполагает, что скоро новые беззаботные люди будут сидеть на этом месте над его могилой.

Это интересно: 275,Анализ стихотворения Бунина Небо: описываем подробно

Анализ элегии «Вечер» Жуковского В.А.

Излюбленные жанры произведений Жуковского — элегия и баллада. Оригинальное творческое дарование поэта раскрылось в элегии “Вечер” (1806), опубликованной в журнале “Вестник Европы”. В пей глубоко и полно отразился внутренний мир личности поэта, его психологический облик, своеобразие переживания чувств радости и утраты. Элегия знаменовала становление романтического биографизма как особого способа воссоздания лирического “я” автора или воображаемого персонажа. Весь окружающий мир воспринимается поэтом-романтиком в сфере личного опыта, в индивидуальной форме передачи особых душевных состояний.

Вечер

” — элегия нового типа творчества, в ней облик автора определяется в сфере эмоциональных переживаний лирического героя. Поэт-певец осознает себя другом сел и противником городской формы цивилизации, он горько сожалеет о распавшемся дружеском круге, о смерти одного из самых близких друзей. Он опасается, что “почестей исканье” и “суетная честь приятным в свете слыть” могут заглушить воспоминание о дружбе и любви. К концу стихотворения он предсказывает особую судьбу поэту, в которой содержится намек на его избранническую роль романтика:

Мне Рок судил: брести неведомой стезей, Быть другом мирных сел, любить красы Природы, Дышать под сумраком дубравной тишиной И, взор склонив на пенны воды, Творца, друзей, любовь и счастье воспевать. О песни, чистый плод невинности сердечной!

Жуковский воспевает мирную жизнь, лишенную внешних конфликтов. В созданном им пейзаже как бы присутствует воспринимающий его красоту персонаж, предельно чутко и тонко откликающийся на самые разнообразные проявления природного ландшафта. Именно этот природный мир, вызывающий в лирическом “я” прихотливые и изменчивые переживания и настроения, составляет собственно содержание элегии. “Вечер” — по сравнению с сенти-менталистской элегией — являет собой новый и по методу, и по приемам психологического рисунка тип романтического текста: сменяющие друг друга воспоминания, мысли, настроения и чувства призваны выразить неповторимый в своем внутреннем содержании новый душевный опыт, особенно достоверный в размышлениях о скоротечности юности, о потерях на жизненном пути человека. В отличие от поэтов XVIII в. в задачу Жуковского входит прежде всего передача реакций лирического “я” в их особо утонченной, индивидуально своеобразной форме:

Как спит с прохладою растений фимиам! Как сладко в тишине у брега струй плесканье! Как тихо веянье зефира по водам И гибкой ивы трепетанье!

Движение природы в смене явлений раннего вечера поздними сумерками призвано обосновать смену настроений поэта. Переживание поэтом-созерцателем прекрасной природы вызывает меланхолические воспоминания о дружбе, о счастье “юных дней”, об умерших друзьях, о своем призвании и о личной судьбе в целом. Не изображение летней ночи определяет задачу поэта, а попытка подвести итог своих скорбных размышлений, связанных с ощущением близящейся смерти. Текст элегии поэтому лишен бытовой конкретности: реальные образы действительного мира Жуковский заменяет условными: соловей — мифологическая “Филомела”, пахарь — “оратай”, колокольня — “башня”, общение друзей — “Вакхов пир”. Романтизм, как и сентиментализм и классицизм, оперирует условными образами и понятиями. В этом заключалась преемственность эстетического опыта людей XVIII и XIX вв.

В этой элегии Жуковский достигает особой выразительности за счет прямого описания чувств и стремлений лирического “я” как одухотворенных существ, которые могут действовать и вступать во взаимоотношения друг с другом, а также через отождествление жизни человека и природы.

Элегия “Вечер

” принадлежит к типу элегий-медитаций, то есть вдумчивых, размеренно неторопливых размышлений, когда лирические темы и мотивы постепенно превращаются в плавно льющийся поток, охватывающий нюансы и оттенки изображаемого и выражаемого. И это не случайно, так как в “Вечере” авторская субъективность требует для своего обнаружения особой свободы и интенсивности, утверждая новый подход к миру лирических переживаний. Можно говорить о рождении в этом произведении романтических принципов новой поэзии XIX — начала XX в.

Жуковский выступает в этом произведении как создатель романтического пейзажа, которому свойствен сумрачный колорит угасающего дня, закатного часа. Наполненность природы “эфирными явлениями”: дуновениями, веяниями, дыханием воздушной струи — становится отныне пейзажной темой русской поэзии. Идеальное бытие природы вне вещественной конкретики — одно из открытий Жуковского-романтика, предваряющее поэтику А. Блока.

Чувство одиночества

Одиночество становится постоянным спутником Жуковского. В тот памятный вечер он остро ощущает себя никому не нужным. Он осознает, что должен стать родоначальником русского романтизма. Его участью становится восхищение красотами природы, он создает из них нечто невероятное в своих стихах.

Поэт не представляет свою дальнейшую жизнь и признает, что будущее неизбежно. Он все равно не в силах что-либо изменить в нем. Жуковский грезит о деятельности, связанной с поэзией. Ради этого он готов остаться одиноким, отречься от общения с друзьями. Автор думает, что разговоры с его «музой» сейчас более важны для его самовыражения.

Поэт расхваливает спокойное существование без лишних споров и притязаний. В произведении он создает героя, воспринимающего красоту окружающего мира во всех его прелестях. Именно этот природный мир, вызывающий в лирическом «Я» прихотливые и изменчивые переживания и настроения, образует смысл элегии. «Вечер» характеризуется как непривычный по приемам тип романтического текста. Ему присущи:

  • меняющиеся друг за другом воспоминания;
  • раздумья;
  • эмоции.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: