Анализ стихотворений

Учебники и УМК по литературе в 5 классе

Список литературы будет зависеть от того, по какой программе обучаются в школе. Министерством науки на сегодняшний день одобрено три программы по литературе. Определить их можно по авторам учебников литературы:

  • Авторы В.Я. Коровина и др. Последняя редакция — 2014 г. Эта программа рекомендована для школ, работающих по ФГОС.
  • Учебник под ред. Г.С. Меркина.
  • Учебник-хрестоматия, где авторами указаны М.А. Снежневская, О.М. Хренова, под ред. Г.И. Беленького.
  • Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

В программах есть существенные различия. Поэтому удобнее предложить список литературы для каждой программы отдельно.

Анализ стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете» Симонова

К. Симонов стал самым известным и популярным советским автором, посвятившим свое творчество теме войны. Его произведения, написанные под влиянием непосредственных наблюдений, с максимальной точностью передают атмосферу суровых военных лет. Особой болью проникнуты стихотворения первых месяцев войны. Одним из них является «Майор привез мальчишку на лафете…» (1941 г.).

В основе сюжета лежит история об эвакуированном из под Брестской крепости мальчике, которого доставил в тыл отец. Неизвестно, был ли реальный прототип этого ребенка

Хотя это совершенно неважно, подобные истории случались каждый день на всем протяжении фронта. Мастерство Симонова позволяло ему изображать наиболее типичные ситуации, которые находили отклик в душе каждого солдата

За обычной историей скрывается искалеченное детство миллионов советских детей. Брестская крепость первой подверглась нападению превосходящих сил фашистских войск. Ее героическая оборона продолжалась до 30 июня. Симонов не уточняет подробности эвакуации мальчика. Достаточно того, что первые десять дней войны обойдутся для него десятью годами «на том и этом свете». Ребенок потерял мать. Самая страшная картина стихотворения – «седой мальчишка» с «уснувшей игрушкой», привязанный для надежности к пушечному лафету.

Вторая часть стихотворения описывает чувства автора при виде этого мальчика. Он находится в рядах солдат, которые только отправляются на фронт и еще не знакомы со всеми ужасами войны. Зловещим прологом к будущим боям становится вид седого ребенка, машущего солдатам рукой. Это одновременно и приветствие и прощание. Лирический герой поражен увиденным. До этого он не представлял себе, до чего может довести ненависть и жестокость. С этого дня образ мальчика всегда стоит перед его глазами. Он не сможет успокоиться, пока не увидит освобожденным тот участок земли, где ребенок навсегда потерял свое детство. Автор отрекается от собственного дома, он считает, что не заслужит права на личные переживания, пока не вернет мальчику утраченное ощущение родного дома.

Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете…» пользовалось большой популярностью среди солдат. Они узнавали в главном персонаже реальные судьбы детей, захваченных водоворотом самой страшной войны. Это побуждало людей к справедливому возмездию, к стремлению полностью очистить родную землю от вражеских войск.

«Ласточки» А.Майков

«Ласточки» Аполлон Майков

Мой сад с каждым днем увядает; Помят он, поломан и пуст, Хоть пышно еще доцветает Настурций в нем огненный куст…

Мне грустно! Меня раздражает И солнца осеннего блеск, И лист, что с березы спадает,

И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу Пустое гнездо над окном: В нем ласточек речи не слышу, Солома обветрилась в нем…

А помню я, как хлопотали Две ласточки, строя его! Как прутики глиной скрепляли И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, как ловок! Как любо им было, когда Пять маленьких, быстрых головок Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи, Как дети, вели разговор… Потом полетели, летуньи! Я мало их видел с тех пор!

И вот — их гнездо одиноко! Они уж в иной стороне — Далёко, далёко, далёко… О, если бы крылья и мне!

Анализ стихотворения Майкова «Ласточки»

Аполлон Майков начал публиковаться в 13-летнем возрасте, однако относился к своему увлечению с долей иронии и даже пренебрежения. Поэт всерьез задумался о литературной карьере лишь во время учебы на юридическом факультете Петербургского университета, когда осознал, что стихи дают ему не только ощущение радости, но и являются смыслом существования.

Увлекаясь творчеством многих современных авторов, Майков не пытался им подражать, хотя в его произведениях прослеживается определенное сходство со стихами Фета и Лермонтова. Себя автор считал безнадежным лириком, хотя в некоторых его стихах присутствуют и философские тенденции. В 1856 году Аполлон Майков публикует очень трогательное и грустное произведение под названием «Ласточки», в котором сожалеет о том, что жизнь так скоротечна, и он не в состоянии повернуть время вспять.

На столь печальные размышления поэта наводит осенний сад, который «каждый день увядает», что причиняет Майкову глубокие душевные страдания. Автор признается, что его раздражают «и солнца осеннего блеск, и лист, что с березы спадает, и поздних кузнечиков треск». Сама природа словно бы напоминает о том, что наступает новый этап жизни, когда юность осталась в прошлом, а зрелость не сулит уже новых открытий, яркий впечатлений и лишена волшебного очарования.

Поэт по привычке бросает взгляды на опустевшее ласточкино гнездо под крышей своей усадьбы, из которого уже начала высыпаться обветрившаяся солома. Совсем недавно его строила трудолюбивая пара птиц, заботясь о доме для себя и собственного потомства. И очень скоро «пять маленьких, быстрых головок выглядывать стали с гнезда». Но время текло неумолимо, птенцы окрепли и вскоре вместе с родителями покинули гостеприимный дом, который стал для них надежным пристанищем на несколько теплых летних месяцев. Теперь же, по утверждению поэта, «они уж в иной стороне», там, где по-прежнему светит ласковое солнце, дарящее ощущение радости и умиротворения. Именно этого лишен автор, который вынужден наблюдать, как осень постепенно вступает в свои права, и мечтать о том, чтобы у него выросли крылья, которые позволили бы ему, словно ласточка, улететь в теплые края. Майков понимает, что этому не суждено сбыться, и он не сможет обмануть природу, которая вряд ли будет к нему так же благосклонна, как и к птицам, сумевшим найти счастье на чужбине. Осознание собственного бессилия вызывает у поэта чувство горечи и разочарования,справиться с которым он не в состоянии.

План разбора лирического стихотворения (произведения)

Данилова В.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Заинская средняя школа № 2». Заинский городской округ Республики Татарстан

1 Дата написания. Правдивый биографический, фактический комментарий.

2. уникальность жанра:

Лирический жанр в литературе и его виды.

Особенности:

  1. ODE — торжественное пение о героических подвигах людей, величественных событиях в жизни общества или полномасштабных природных явлениях.
  2. ЭЛЕГИЯ — проникнутая настроением грусти. Это повествование от первого лица, рассказ о радостях и горестях любви и хрупкости человеческого существования.
  3. СМЫСЛ — это отношение поэта к политическим, моральным и философским вопросам. У него есть симпатичный, сатирический персонаж. У него есть адресат.
  4. ЭПИГРАММА — тоже имеет адресата, но в эпиграмме высмеивается человек или общественное явление.
  5. МАДРИГАЛ — короткое стихотворение любовно-сопоставительного характера, адресованное конкретному человеку.
  6. ЭПИТАФИЯ — надпись на могильной плите.
  7. ЭПИТАЛАМА — свадебная песня.

Типы титулов:

  1. Авторское название или название-аннотация.
  2. Читательское звание.
  3. Название названия — «Анна Каренина».
  4. Название-символ — «Дым» Тургенева.
  5. Название, указывающее на способ повествования — «Обыкновенная история» Гончарова.
  6. Название-оксюморон (несовместимое сочетание) — «Горячий снег», «Мертвые души».
  7. Реминисценция — Мопассан «Сильна как смерть», «Гнев и ярость».
  8. Название — антитеза (союзное и несоюзное) — «Преступление и наказание», «Война и мир», «Государевы крестьяне».
  9. Название с образным определением — «Бедная Лиза».
  10. Тематическое название — «Отцы и дети
  11. Название проблемы — «Кому на Руси жить хорошо?
  12. Предварительное название — «Осень» Пушкина.
  13. Маркировочное название — «К морю» Пушкина.

Анализ стихотворения Майкова Ласточки

Пронизывающее стихотворение « Ласточки » было написано Аполлоном Майковым, в начале 1856 года. Это произведение отличается печальной интонацией и особыми грустными нотками. Ознакомившись со стихотворением, невольно представляется образ лирического героя, который опечялен наступлением осени, сад уже не радует глаз и те ласточки, что так согревали душу, давно улетели, но осталась старая привычка заглядывать под окно, где уютно и мирно обживали свое место семья ласточек.

Но вот птенцы выросли и наступили холода, и теплолюбивые птички улетели в солнечные края, в которых всегда тепло и светло. А нашего героя бросили одного в разгар осени и совсем уже близким наступлением суровой зимы. Немного поразмыслив, напрашивается догадка, что автор создает образ в стихотворение, на который, накладывает свои собственные переживания и свою судьбу. И на основе всего, можно с уверенностью сказать, что наш лирический герой, тоскует не только из за отлета ласточек. А причиной его душевных волнений является его собственная судьба.

В жизни героя и автора наступает новый этап, и это вызывает терзания в душах, ведь лето уже прошло, осень давно наступила, а будущее не сулит больших надежд. Ласточки в произведение являлись образом будущего и надежды, и лирический герой, смотря на дружную семью, радовался за них, но птицы повзрослели и улетели на юг. А хозяин дома, под крышей которого сплели гнездо птицы, теперь тоскует без радости и теплоты которое дарили ему ласточки. И вспоминая те счастливые, но ушедшие моменты, героя охватывают печальные чувства, от которых ему хочется улететь вслед за далекими ласточками.

Автор в начале стихотворения создает представление осени, используя образ сада. И это не просто так, ведь сад, представляет собой место, предназначенное не только для выращивания чего либо, а что-то красивое и романтичное и это доказывается упоминанием о кусте настурции, который еще доцветает. В итоге можно сказать, что основной смысл стихотворение заключается в потере радости жизни и о времени которого не вернуть.

Жанр и тематика стихотворения

Для того чтобы определить жанр, необходимо знать его признаки, а также понимать его место в творчестве автора. Темы помогут ответить на вопрос, как анализировать стихотворение. Примером конкретного разбора может служить тема «Зимнее утро», которую мы рассмотрим в этом подразделе.

Работа выглядит как глубоко личный и автобиографический экспромт, своего рода монолог, обращенный к спящей красавице. Она намекает на лирический жанр с множеством направлений: амурное, философское, историческое, живописное и военное. В «Зимнем утре» красота природы описана в романтическом стиле, что позволяет отнести произведение к пейзажной лирике, в которой А. С. С. Пушкин — совершенный мастер. Соотношение настроений природы и человека, неожиданная смена их контрастных состояний — основная тема поэмы, которая влияет на выбор автором художественных средств.

«Весенний дождь»

2. Какое настроение передаёт поэт читателю?

         Поэт передаёт читателям чувство радостного волнения, легкого возбуждения, любования красотой весеннего дождя, ожидания чудесного обновления природы.

3

Каким образом поэт достигает эффекта быстрой смены картин, событий, запахов, звуков? (Обратите внимание на обилие глаголов и глагольных форм)

         Фет показывает стремительное приближение и начало весеннего дождя. Он дает краткое описание каждой картины, передает запахи, звуки. Эффект быстрой их смены достигается автором за счет многочисленных действий, выраженных глаголами, преимущественно обозначающими движение: движется, тянет, подошло, барабанит и глагольными формами: купаяся, качаясь.  Эти части речи обеспечивают динамику стихотворения.

4. Можно ли сказать, что поэт прислушивается к звукам, всматривается в окружающий мир, чтобы самое обычное событие, знакомое каждому, осветилось по-новому? Испытывали ли вы такое же состояние, которое переживает поэт в стихотворении?

         Поэт, действительно, прислушивается к звукам, ощущает запахи, замечает мельчайшие детали. Он видит, как в песке купается воробей, чувствует, как пахнут медом липы, слышит, как барабанит дождь, а завесу дождя он сравнивает с золотой пылью.

         Да, я не раз испытывала такое состояние. В нем и радость, и ожидание чего-то неизведанного, и восхищение красотой обновленной дождем весенней природы.

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Чудная картина»

Удивительно легкое творение, умиротворяющее и завораживающее трогательностью образов – «Чудная картина» А. Фета. Произведение было создано в 1842 году. В его содержании Фет вновь раскрывает свой дар передавать простыми словами необычайную красоту мира. В этот раз автора зацепила прелесть зимнего пейзажа.

Стихотворение можно поделить на две образные составляющие: нежное восхищение поэта увиденным и подробная передача свойств наблюдаемой природы. Первая строчка дословно дублирует название стихотворения. Вторая – состоит из откровенного душевного признания («Как ты мне родна»), за которым следует остальная часть пояснительного содержания. Следует отметить, что произведение состоит лишь из одного предложения. Оно разделено на две равные четырехстрочные строфы. Перечисление выхваченных поэтическим взором картин ведется через запятые и соединительные союзы.

«Белая равнина» – первое, что поражает душу автора. После заглядывается он ввысь – на «полную луну». Взгляд невольно охватывает всю обозреваемую ширь – «свет небес». Отражение блистающих небесных светил видит Фет на снегу

И, наконец, глаза вниманием устремляются вдаль – «одинокий бег» саней становится преисполненным смысла

Удивительно, только существительными и меткими эпитетами нарисовал поэт целостную картину зимы, вложил свои чувства в эти описания и сроднил природу с человеком. Глаголы оказались лишними для воплощения литературной идеи.

Последние две строки раскрывают мотив одиночества. Затерянность человеческого существа в белых снежных просторах воспринимается автором глубоко личностно. Он проецирует свои чувства: движение саней – как жизненный путь человека по неизведанным тропам и далям.

Инверсия позволяет выстроить гармонические ряды трехстопного хорея, а олицетворение встраивает в стих мотив пути («саней… бег»). Цветовая палитра стиха монотонна, но изумительно яркая благодаря контрастам: белое – сугробы, луна и звезды, и черное – бездна неба, фигура повозки.

Пространство стихотворения поочередно, строка за строкой расширяется до всеобъемлющих пределов. Увидев сияющий морозный пейзаж, Фет с любовью в душе заключает: «Чудная картина».

Критерии, по которым оценивается сочинение

Рекомендуемый объем сочинения — 150-200 слов. Самый главный критерий, по которому оценивается ваша работа – «содержательный аспект». Если проверяющий поставит за него ноль баллов, то дальше работа проверяться не будет.

Остальные критерии:

  1. Соответствие темы и содержания. Если сочинение написано на заданную тему и авторская позиция изложена верно, вы получите за работу три балла. В случае несоответствия темы и содержания вы можете получить два балла. Один балл поставят за тему, которая раскрыта не полностью. Если сочинение написано не по теме, то вы получите ноль баллов.
  2. Работа с текстом произведения. Требуется подробный и качественный анализ произведений (если тема касается лирики, то необходимо вспомнить как минимум три стихотворения).

    Если при этом не допущено ни одной фактической ошибки, то автору сочинения поставят три балла.

  3. Опора на теорию литературы. При отсутствии ошибок и использовании литературных терминов за сочинение по этому критерию вы получите два балла.
  4. Композиционная цельность и логичность. Здесь важна структура, отсутствие повторов и нарушения последовательности.
  5. Соблюдение речевых норм. Красивый и правильный русский язык — основа любого сочинения. Если сочинение стилистически выверено и устраивает комиссию, то вы получите свои законные три балла.

Максимальный балл за сочинение по литературе — 14.

Пример

Как делать анализ текста представленного отрывка? Ниже приведен пример:

Следует разобрать его по шагам, чтобы увидеть заложенный смысл.

  1. Мысль автора — показать и рассказать об участниках охоты, а с другой стороны продемонстрировать величие природы.
  2. Тип и стиль — это художественное произведение, а точнее повествование с элементами описания.
  3. Средства связи и художественные средства — союзы (и, но), наречия (долго, крепко, вдали).

    Основной прием — антитеза, т.е. когда идет противопоставление — глаголы (выскочишь, помчишься и осадишь, замирает), прилагательные (отчаянный, бешенный и мертвый).

    3 стр., 1137 слов

    Памятка «Особенности сочинений различных жанров»

    … выводу об общественной значимости того о чем рассказывается в нем. -5- Сочинение – эссе — это жанр критики, публицистики. Сочинение … о событиях, фактах. От автора сочинения требуется соблюдение композиционных особенностей дневника, искренность при изложении материала. … создания произведения, раскрыть тему и основные проблемы, волнующие художника -1- Сочинение – литературный портрет [Электронный ресурс …

    Также встречаются эпитеты, метафоры, градации.

  4. Синтаксические особенности — используются простые предложения, которые также входят в состав сложных, распространены определения и обстоятельства.
  5. Орфографические особенности — безударные гласные в корне (копыта, долина), чередующиеся гласные в корне (замирают, выскочишь).

«Задрожали листы, облетая…»

1. Как вы думаете, какое время года описано в стихотворении?

         Я думаю, что в стихотворении описан промежуток времени с середины августа – по середину сентября. В это время бури не редкость, и еще бывают ливневые дожди с грозами. А листья на деревьях уже меняют окраску, сохнут, и малейщие порывы ветра их срывают с ветвей.

2. В чём смысл противопоставления шумящей мглы и тёплого гнёздышка?

         Смысл этого противопоставления в том, что для птички ее теплое гнездышко является надежной защитой от холода, бурь и ливней. Так же, как и для любого человека, его уютный и теплый дом является для него надежным причалом,  его своеобразной «крепостью», дающей человеку защиту и отдохновение от сложного и порой враждебного окружающего мира.

3. Придумайте название этому стихотворению. Как вы думаете, почему автор не озаглавил его?

         Я бы назвала стихотворение «Бесстрашная птичка».

Мне кажется, что автор не озаглавил это стихотворение, потому что оно наполнено огромным философским смыслом как поверхностным, так и скрытым. И поэтому Фет затруднился найти произведению объективное, содержательное название, которое отражало его суть и основную мысль.

4. Какие эпитеты и метафоры и с какой целью использует поэт?

         Афанасий Фет использует следующие эпитеты: «буря злая», «милая птичка», «тёплом гнёздышке», «мгла черна»;

метафоры: «задрожали листы», «тучи закрыли красу», «рвёт и мечет», «громов перекличка».

         Поэт употребляет эти средства художественной выразительности для придания контраста при противопоставлении образов могущественной, злой бури и беззащитной крохотной птички.

         Для придания большего эффекта автор одушевляет бурю, делая ее живым существом.

Рекомендуем также ознакомиться:

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: