Анализ стихотворения «кто создан из камня» цветаевой

Тема кто создан из камня. «кто создан из камня, кто создан из глины…», анализ стихотворения цветаевой

Краткое содержание

Г. Дмитриев. Шторм. 2015

У стихотворения отсутствует чётко выраженный сюжет. В основе всего повествования – терзания, размышления и переживания романтической героини. В основу произведения Цветаевой положен смысл собственного имени Марина (по латыни – «морская»). Характеризуя себя «бренной пеной морской», Цветаева противопоставляет свою водную природу – камням и глине, что служат олицетворением земли.

По мнению Цветаевой, в смутное время, кто-то превращается в холодные камни, а кто-то становится податливой глиной, из которой можно вылепить буквально всё: и прекрасную вазу, и сливной бочок. Романтическая героиня пытается остаться пеной морской, находя ноты позитива в мирской бренности.

Тематика и символика стихотворения «Кто создан из камня»

Тематика стихотворения

Столкновение жизни и смерти, борьба и преодоление трудностей, смысл и цель существования — эти основные темы стихотворения «Кто создан из камня».

Автор описывает человека, который пережил множество тягот, испытаний в жизни, но в то же время остался крепким, непоколебимым, как камень. Он символизирует силу духа и устойчивость, способность преодолевать трудности и не сдаваться перед преградами.

Символика стихотворения

Камень в данном стихотворении может рассматриваться как символ стабильности и непоколебимости. Он ассоциируется с прочностью, неизменностью и долговечностью. Камень также может символизировать вечность и бессмертие, так как он противостоит разрушению и изменениям.

Человек, о котором пишет Цветаева, является метафорическим «камнем», способным выдерживать все испытания жизни и сохранять свою силу и достоинство. Он стоит как непоколебимый фундамент, на котором держится весь мир. Поэтесса призывает читателей не терять веру и бороться со всеми трудностями, так как только в преодолении испытаний можно найти истинное счастье и смысл жизни.

Камень в стихотворении также можно рассматривать как символ творчества, нескончаемой энергии, к которой Цветаева также обращается в своих произведениях. Таким образом, данное стихотворение пропитано символическим содержанием, позволяющим глубже проникнуть в душу искусство и отразить важные аспекты человеческого существования.

Скрытые проблемы

Основной проблемой произведения является противостояние и борьба. Тут поэтесса возвеличивает себя, много говорит о себе как о личности. Это видно во всем творении. Поэтесса четко имеет свое мнение и не желает идти на уступки и покоряться власти. К тому же в стихе прослеживаются нотки призыва к протестам. Желание быть уникальной, особенной, во что бы то ни стало доказать свою правду. Все это видно в произведении со стороны автора. Еще одна важная деталь – желание доказать свою индивидуальность. И это у нее отлично получается. Поэтесса уникальна, ее стиль узнаваем. Поэтому до сих пор творения Марины Цветаевой любят и цитируют во многих странах.

Художественные приемы и средства выразительности

Стихотворение наполнено эпитетами, метафорами, антитезами. К числу таковых стоит отнести:

  • кудри беспутные, ассоциирующиеся с морской пеной;
  • веселая пена, говорящая о задорном нраве поэтессы, позитиве;
  • бренная пена, которая недолговечна, так же как и человеческая жизнь;
  • гранитные колени, ассоциирующиеся с непреклонностью режима, о который разбиваются многие непокорные.

Свое имя Цветаева также употребляет неспроста, ведь оно обозначает вечность, невозможность исчезнуть или погибнуть. Ее образ противопоставляется простым обывателям, лишенным духовности, которым уготовлены каменные надгробные плиты

Все это позволяет понять, насколько важно сохранять свою индивидуальность, бороться за свои права, не унывая. Это помогает каждому сделать жизнь такой, что будет нравиться, а не будет вынужденной.

Темы и настроение

  1. Тема противостояния отдельной личности обществу – центральная. Цветаева не ставит себя в один ряд со всем обществом, она позиционирует себя особенно значимой для общества творческой единицей. Лирическая героиня сообщает: «Меня … земною не сделаешь солью», желая этими словами продемонстрировать, что она не намерена смиряться, покоряясь гримасам судьбы. Героиня не желает прогибаться ни под новую власть, ни под общественное большинство.
  2. Тема протеста – лирическая героиня желает быть уникальной, неподражаемой. Это желание сквозит в каждой строке. Произнося фразу: «… дробясь о гранитные ваши колени, я с каждой волной воскресаю…», героиня понимает, что говорит вовсе не с теми, кто запрещает печатать её стихи. Она говорит со всем народом, призывая людей поступить так же, как она: выступить против власти неугодного правительства.
  3. Тема индивидуальности – поэтесса, описывая уникальность собственной личности, одновременно противопоставляет её требованиям пролетарской морали.

Стихотворные строки наполнены оптимистическим пафосом, бунтарским духом, свободомыслием и творческим стремлением к созиданию.

Тема и мотивы стихотворения

Автор использует мотив камня, чтобы символизировать непоколебимость и вечность человеческого духа. Камень становится метафорой для человека, который способен противостоять временным переменам и сохранить свою суть. Размышления о природе человеческой индивидуальности пронизывают стихотворение, подчеркиваются через использование образа камня.

Также в произведении присутствует мотив времени. Человек, созданный из камня, воспринимает время как краткую мгновенность, которая проходит мимо него. Камень символизирует устойчивость и постоянство, в то время как время является таким же непостоянным и неуловимым, как песчинки.

Другим важным мотивом является мотив любви и искусства. В стихотворении отражается противоречивость этих понятий. Влюбленность, страсть и красота присутствуют в мире, созданном из камня. Камень становится символом искусства, которое способно воплотить в себе эмоциональное состояние и неуловимость времени.

Тема: Духовная сущность человека и его взаимодействие с окружающим миром
Мотивы: Камень, время, любовь, искусство

Стихотворный размер, рифмы и тропы

Размер, которым написано стихотворение, — амфибрахий
. Поэтесса использовала перекрестную рифмовку и женские рифмы. Важнейшее средство художественной изобразительности в произведении – аллитерация
. Например, в заключительной строфе повторяется буква «в», а в двух последних строках первой строфы – буква «м». Кроме того, в стихотворении нередко встречаются повторы слов. В частности, речь идет о последних строках произведения. Там три раза использовано существительное «волна». Благодаря повторам и аллитерации стихотворение приобретает особенное звучание. При его чтении возникает ощущение, что слышится шум морских волн, то прибиваемых к берегу, то стремящихся от него прочь.

  • «Мне нравится, что Вы больны не мной…», анализ стихотворения Марины Цветаевой
  • «Бабушке», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Молодость», анализ стихотворения Марины Цветаевой
  • «Красной кистью рябина зажглась», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Встреча», анализ стихотворения Цветаевой

1920 год, старой России уже нет, новая страна только строится на крови. Время смутное и тёмное, праздники смелись чередой будней, часть страны голодает, часть воюет, часть из голода и крови строит. Непростые годы переживает и Марина Цветаева. Муж вынужден эмигрировать, совсем недавно поэтесса похоронила младшую дочь и просвета впереди не видно.

Морская волна

Внутренняя сила Марины ещё не потухла, она подобна морской волне – то накатывает на берег, то прячется в глубинах океана. Почему Марина сравнивает себя с морской волной? Случайность ли это? Цветаева прекрасно знает, что Марина с греческого «морская», поэтому и прикладывает волну для сравнения своего состояния душа и характера. Верит – не верит, в жизни Цветаевой было немало волн и сравнение уместно.

Поэтесса пишет, что волна способна воскресать, что она и планирует сделать, так как давно подана просьба отпустить к мужу в Европу и надежда на восстановление семьи жива. Сравнивая себя с изменой, Цветаева не имеет в виду измену в общепринятом понимании, хотя долго прожить без страсти и чувств Марина не могла. Измена – это игривость волны – её приливы к берегу и отливы в океан, её своеволие.

История создания

Произведение написано в очень непростые для поэтессы годы: её творчество было под повсеместным запретом, а личные жизненные трагедии следовали чередой друг за другом. К моменту написания этого стихотворения не прошло и трёх месяцев, как скончалась от голода её трёхлетняя дочка Ирина, а супруг Сергей Эфрон пропал в эмиграции, на протяжении долгих месяцев не подавая о себе никаких вестей. Сама Марина пребывала в крайней финансовой нужде, но всё же старалась держаться из последних сил наперекор существующему режиму, многочисленным критикам и недоброжелателям.

Произведение написано в конце весны 1920 г. Войдя в состав поэтического сборника «Вёрсты», оно относится к известному циклу «Н.Н.В». Талантливый художник-портретист Н.Н. Вышеславцев был дружен с Мариной Ивановной, которая отвечала ему искренней симпатией. Но увлечённость художником вскоре сменилась для поэтессы горьким разочарованием. «Вёрсты» вышли в свет в 1922 г., тираж сборника был ограничен

Важно понимать: образ морской стихии был близок поэтессе, которая обожала море, умела и любила плавать

Образы и символы

Данное стихотворение — знакомство. Главный герой его — сама автор, она и не пытается это скрыть. Ее имя, Марина, переводится как морская, и именно на этом построено все стихотворение. Каждая строка здесь — о ней, в каждом слове она выражает себя, погружаясь в язык аллегорий.

Цветаева сравнивает здесь себя с морской пеной, говоря об этом прямым текстом в строке «Я — бренная пена морская». Она не просто рассуждает о своей судьбе, здесь для банального рассуждения слишком много восклицаний, она хочет доказать, что права. Во всем: в своих суждениях, мыслях, поступках. Но еще ей страшно, она не уверена. Слишком уж эмоционально написано, даже для того человека, который живет чувствами. А если брать в расчет то, что она переживала не только разлуку с мужем, жившим в эмиграции в то время, но и смерть маленькой дочери, то данное стихотворение можно даже расценивать, как крик о помощи.

Морская пена породила на свет Афродиту, богиню красоты в древнегреческой мифологии. Видимо, поэтому сравнение себя с нею весьма лестно для лирической героини. Пена на языке символов — это изменчивость, непостоянство, легкость и эфемерность. В то же время она порождается сильной и могучей морской стихией — капризной владычицей Земли. Сочетание силы и слабости, вечности океана и бренности пены — это есть противоречивый характер Цветаевой,

Композиция

Композиция – четыре строфы (по четыре стиха в каждой). Две первые строфы начинаются одинаково “ Кто создан из… “. Эта анафора роднит стихотворение с песенным жанром, создаёт эффект волн, которые набегают на берег, исчезают, придают звучанию ритмичность. В первом четверостишии происходит своеобразное знакомство: лирическая героиня представляется, раскрывает свою сущность. Все последующие строфы содержат противопоставления в системе “поэт – толпа”. В последнем четверостишие поэт восклицает, провозглашая торжество своей внутренней бушующей стихии моря – бесконечно свободной, неподвластной времени и людским законам.

Тематическая концепция

Тема стиха вращается вокруг обособленного поэта и толпы. Для Марины Цветаевой всегда такой сюжет в стихотворениях был преимущественным и любимым. Каждый этап творческой карьеры для нее ознаменовывался подобным произведением, где лирический персонаж рассуждает о судьбе, любви к свободе самовыражения. Поэтесса подобна обособленной личности, выступающей против окаменелости окружающих людей. Они прогибаются под диктатуру, приспосабливаются к трудностям.

Стихотворение наполнено позитивными размышлениями, оптимизмом, верой в счастливое будущее. Автор возвышает и величает себя, защищаясь от боли и страданий. В своем стихе она говорит о стихотворном бессмертии, таланте, что будет воскрешать поэта снова — морская пена всегда серебрится и сверкает.

Cочинение «Анализ стихотворения Цветаевой М. И. «Кто создан из камня кто создан из глины»»

В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины…» М.И. Цветаева расшифровывает значение собст­венного имени. Имя «Марина» имеет значение «морская». Оно гармонично соответствует темпераменту цветаевской лирической героини, ее подвижности, энергичности и свое­волию, которым она так гордится. Главной в стихотворении становится идея самовыражения, воплощения неутомимой жизненной энергии, с которой лирическая героиня бросает в море жизни. М.И. Цветаева создает образ неукротимой сти­хии, которая бушует не только в реальности, но и в сердце лирической героини. Героиня уподобляется серебрящейся морской пене. Она в буквальном смысле сливается с ней, ис­пытывая чувство гармоничного единения с миром морской стихии. Беспутному своеволию морской купели в стихотво­рении противопоставлены земная соль, надгробные плиты, гранитные колена — статичные, приземленные образы.

В стихотворении важную художественную функцию вы­полняет звукопись. Это прежде всего причудливые переливы аллитерационных цепочек («Серебрюсь и сверкаю» (аллите­рации «с», «р»), «Мне дело — измена, мне имя — Марина» (аллитерация «м»), «Я с каждой волной — воскресаю! Да здравствует пена — веселая пена — Высокая пена морская» (аллитерация «в»)). Кроме того, в стихотворении довольно много различных повторов.

Основным изобразительно-выразительным средством ста­новится метафора, благодаря которой содержание произведения воспринимается в двух образных планах. Во-первых, перед глазами читателя возникает поэтичная картина морского побе­режья с ритмичным накатом пенящихся волн. Во-вторых, становится понятной мятежная душа лирической героини, пе­ременчивая и своевольная. Морская стихия помогает ей возро­ждаться в пучине житейских испытаний. Стихотворение овеяно оптимистическим пафосом, духом бунтарства и свободомыс­лия, творческим стремлением к созиданию. Тематически про­изведение перекликается со стихотворением «Душа и имя», в котором М.И. Цветаева также упоминает о связях имени с мор­ской стихией. Впоследствии она несколько переосмыслила свое отношение к образу моря. В произведении «Мой Пушкин» М.И. Цветаева писала: «…Безграмотность моего младенческого отождествления стихии со стихами оказалась — прозрением: «свободная стихия» оказалась стихами, а не морем, стихами, то есть единственной стихией, с которой не прощаются никогда» (М. Цветаева Проза поэта. М. 2001, с. 113)

Похожие сочинения

Лирическому герою Н.М. Рубцова присуще обостренное чувство времени. Причудливое соединение ощущений неуловимой зыбкости каждого мига бытия и глубинного постоянства вечности особенно ярко выражено в стихотворении «Душа хранит», которое Н.М. Рубцов, по. смотреть целиком

Стихотворение «Я убит подо Ржевом» представляет собой монолог убитого летом 1942 года солдата. Это и завещание мёрт­вых живым, и тревожная надежда на будущую победу, и уверен­ность в том, что смерть была не напрасной. Герой А. Т. Твардовского думает. смотреть целиком

Стихотворение «Генералам двенадцатого года» (1913) — одно из наиболее восторженных и романтических произведе­ний молодой М.И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания: Вы, чьи широкие шинели Напоминают. смотреть целиком

Свободная тема «Анализ стихотворения» — сочинение «Стихотворение А.Блока «О, я хочу безумно жить. «» Это стихотворение открывает цикл «Ямбы» (1907 – 1914), который автор причислил к «лучшим» своим стихам (письмо. смотреть целиком

Стихотворение «Береза» относится к ранней лирике С.Л. Есенина. Оно было впервые напечатано в 1914 г. в журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон. В то время читатель еще не догадывался о том, что под неизвестной подписью скрывается имя поэта необычайного. смотреть целиком

Тридцатые годы 19 века — время решения сложных социальных и философских проблем, время глубоких раздумий над смыслом жизни, над местом человека в мире и обществе. Поэзия Лермонтова стала художественным отражением этих раздумий. Название «Дума». смотреть целиком

Стихотворение «Смерть Поэта» написано в том же 1837 г. Оно занимает особое место в истории русской литературы. Это самый ранний и самый сильный отклик на смерть Пушкина, выразивший беспредельное горе и гражданское негодование всех передовых людей эпохи. смотреть целиком

Основные образы и символы

Один из основных образов в стихотворении — это образ камня. Камень здесь является символом непроницаемости, холодности и неподвижности. Он передаёт идею отчуждения и невозможности доступа к сердцу человека, скрытого за этим «каменным» обличием.

Другим важным образом является образ рубинов. Они символизируют кровь и жизненную силу, а также страстность и эмоциональность. Рубиновые камни выступают как противоположность камням, они олицетворяют глубину человеческого сердца и его способность к эмоциональным переживаниям.

Особое значение имеет также образ «молчания». Молчание в данном стихотворении становится символом тайны, неразглашаемости, непостижимости души. Оно олицетворяет некие неразрешимые противоречия и загадки, заключённые в глубинах человеческого существования.

Важный образ — образ бога, который является ключевым в контексте понимания произведения. Бог здесь символизирует судьбу человека, его предназначение, высшую силу, которой подчиняется каждый из нас. Конечная фраза стихотворения «Господь судит!» является заключительным утверждением и признанием величия божественного суда.

Тема

Тема – поэта и толпы, обособленности, избранности творческой личности. Для Цветаевой это одна из любимых тем, к которой она возвращается на всех этапах своей творческой карьеры. Лирический герой размышляет о судьбе и воле каждого человека. Себя она ставит обособленно от рядовых людей, которые “окаменели” или прогнулись, приспособились (именно это имеется в виду, когда поэт говорит о людях из глины). Это произведение проникнуто оптимизмом и верой в будущее. Озорной, весёлый характер цветаевского стиха, самовозвеличивание – не что иное, как завеса от боли и страданий, которые выпали на долю Марины Ивановны. Она пророчит своё бессмертие в стихах, в таланте, который является залогом её воскрешения. Ярким и своеобразным видится читателю образ “морской пены” (символизирующей поэтессу), которая “серебрится и сверкает” . Непринуждённой и лёгкой кажется внешняя сторона её жизни, именно этого и добивался автор. Торжествуя над толпой завистников и предателей, она утверждает своё поэтическое величие и личное свободное, безмятежное существование. Она хотела, чтобы именно такой видели её недруги, и, несмотря на боль и множество испытаний, её поэтическое предсказание сбылось.

Художественная выразительность

  1. Стихотворение выстроено на анафоре и олицетворениях. Героине присущ облик пены морской.
  2. В произведении немало метафор. В основном на них и построен стих.
  3. Много в произведении и эпитетов о бренной пене, о беспутных кудрях. Все это ирония, в которой Цветаева хочет показать всем, что ее не сломаешь.

Жизнь поэтессы – борьба, однако в ней она не победила. Все заканчивается трагически для Цветаевой. В 1941 году она совершает самоубийство. Хоть писательницы уже давно нет в живых, ее произведения для многих любимы. Понять писательницу, ее тонкую, но сильную натуру можно лишь прочитав ее стихи. Особенно близко с ней познакомиться дает возможность именно произведение “Кто создан…”. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Возвращение на Родину и смерть

В 1939-м Цветаева возвращается в СССР. Муж, замешанный в политическом убийстве, приехал обратно ещё раньше. Вскоре арестовывают сначала Ариадну, а затем и Сергея Эфрона. В 1941 г. супруга поэтессы расстреливают, а дочь реабилитируют только в 1955 году.

Марина, вернувшись на родину, практически не пишет стихов, занимается переводами. Одна из последних записок поэтессы — просьба взять её посудомойкой в открывающуюся столовую Литфонда от 26 августа 1941 года.

Спустя несколько дней, 31 августа, Цветаева повесилась. Напоследок она оставила 3 письма, одно из которых было адресовано сыну.


Памятник Марине Цветаевой в Борисоглебском переулке Москвы. Фото: РИА Новости / Руслан Кривобок

«Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».

Анализ стихотворения «Кто создан из камня» Цветаевой

Первая строфа стихотворения олицетворяет природные явления и звуки, аналогией к которым выступают мысли поэта. Используя описательные прилагательные и сравнения, Цветаева передает энергию и силу своих переживаний. Вторая строфа контрастирует с первой, выражая состояние одиночества и отчуждения поэта.

Переход к изображению поэта из каменного материала — одно из ключевых моментов стихотворения. Камень символизирует холод и неподвижность, а поэт воплощает в себе эмоции и движение. В этом сравнении Цветаева передает свое представление о роли поэта в обществе.

Завершая стихотворение, поэтесса даёт нам понять, что поэт не может быть обычным человеком. Он избран из камня для того, чтобы пробуждать в людях чувства и эмоции, чтобы быть тем, кто вдохновляет и движет миром.

В стихотворении «Кто создан из камня» Цветаевой исследуется природа самого поэта, его необычность и сила. Поэт рассматривается как своеобразный источник энергии, который воздействует на окружающих и оказывает влияние на общество

Эта работа Цветаевой подчеркивает важность и неповторимость поэта в культурной жизни и его способность преобразовывать мир

История создания

Жизнь Марины Цветаевой непосредственно показывается буквально в каждом ее произведении, она будто старалась документировать каждой строкой историю своего существования. Возможно, именно поэтому такому огромному количеству людей ее творчество откликается, они находят в нем себя. Свои чувства и эмоции, пережитое горе и минуты счастья.

Говоря конкретно о данном произведении, стоит упомянуть, что написано оно в 1920 году, когда поэтесса находилась в очень тяжелом состоянии, как моральном, переживая личные драмы, так и в материальном. Новая власть не приняла ее лирику, да и сама поэтесса не приняла революцию. Ей были чужды пролетарские лозунги и новое искусство. Ее произведения не печатались, она писала практически «в стол», но, тем не менее, писала. Именно в творчестве, в строках, наполненных горем и отчаянием, силой жизни и верой в лучшее, верой в саму себя, Цветаева старалась пережить сложный жизненный период. Данное стихотворение, о котором сейчас идет речь, вошло в сборник стихов «Версты», который был издан в 1922 году небольшим тиражом.

Композиции

В стихотворении присутствуют 4 строфы, 2 из них начались одинаково “Кто создан из…”. Благодаря такому обороту, произведении становится похожим на балладу. Но уже дальше можно ощутить всю силу слова поэтессы с ее восклицаниями, противопоставлениями. В стихе прослеживается непостоянство, эмоциональность, перепады. Всю свою мощь и протест был показан Цветаевой в этом творении, в частности власти, которая не принимала ее творчества. В то время пропагандировались советские книги, все о партии и ничего о любви. А это очень тяжело для Цветаевой, так каждый ее стих – чувства, любовь, переживания.

«Тоска по родине. Давно» — судьба эмигрантов

Марина Цветаева создала стихотворение «Тоска по родине», когда находилась вне России, в то время, когда ей приходилось жить в эмиграции. Эти обстоятельства делают смысл произведения однозначным и легко понимаемым.

Но от этого не теряется своеобразие поэтичности Цветаевой, ее слова о Родине и любви к ней пронизаны глубиной ее души и мучениями ее сердца. В стихотворение огромную роль играет контрастность, внутренний мир лирической героини Марины полностью противоположен тому, что ее окружает.

Таким образом она раскрывает всю тяжесть того положения, в котором находится она и тысячи других людей, для которых обстоятельства в их родной стране становятся удручающими.

Цветаева использует выразительные сравнения и антонимы для того, чтобы показать настоящую трагичность сложившейся ситуации. Она не скрывает своего одиночества, она кричит о нем в каждой строке этого стихотворения, подчеркивая название самого произведения.

Ее съедает тоска по России, и усугубляет ее одиночество необходимость жить в чужой стране, где для нее нет отрады и любви.

С помощью контрастной интонации Цветаева показывает надрыв собственных чувств и переживаний, ей тяжело сдерживать свое мучение, и нагнетая обстановку тихими, спокойными строками, она внезапно выкрикивает о своей печали и тоске.

Основная идея

Марина Цветаева будто бы всю жизнь боролась не только с режимом, но и со всем миром. Она бросала ему вызов, проверяя на прочность не только моральные устои общества, но и собственную силу воли, силу характера. Она жила каждым моментом, каждую секунду жизни готова была превратить в стихотворение, наполнить до краев, увековечить. И всегда писала. Смысл стихотворения «Кто создан…» заключается в обозначении этого кредо: Цветаева противопоставляет индивидуальность безликой толпе.

Поэтесса не боялась, сметая на своем пути преграды из чужого осуждения, предательств, страха перед неизвестностью. Только ее самоубийство дает понять, что этот страх все же был, захлестывал ее с головой, но она выплывала. Не выплыла лишь в год своей гибели, захлебнулась в ужасе войны и крови, в страхе за саму себя и близких. Она сломалась, но тогда, в 1920 году, она еще держится, стараясь держать голову высоко, а спину – ровно. Тогда она еще уверена, что справится, что выстоит, даже если останется совсем одна. Она говорит: «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети пробьется мое своеволье», и верит в это. Или хочет верить, кто знает? Такова главная мысль стихотворения «Кто создан».

Значение имени как основа стихотворения

В качестве фундамента стиха послужило имя писательницы, которое в переводе с латинского обозначает «морская». Она сравнивает две основные мировые стихии — это вода и почва. Называя себя «бренной пеной», поэтесса пытается противопоставить творческого человека камню и глине.

Эти образы были также выбраны неслучайно, а основаны на главных религиях мира — православие и мусульманство. Известно, что первый человек был создан творцом из глины — податливого материала, поддающегося любым движениям создателя. Как только глиняные изделия обжигают, они становятся прочными, словно камень. Они становятся вечными, но теряют свою «душу», что напрямую прописывается в строчке с аналогией «могильная плита».

Стихотворение наполнено дерзостью, направленной в сторону недоброжелателей. Автор говорит о своей несломленной душе. Вода преодолевает все преграды, она точит камни, размягчает глину, но живет с приходом каждой волны. Когда стихия соприкасается с каменными изваяниями, это говорит о борьбе с политическим режимом и ограничениями. Вода игрива и изменчива, а простые люди черствы и равнодушны, как камень. И это произвело нужный эффект, недоброжелатели поэтессы были в ярости!

Анализ стихотворения Цветаевой «Кто создан из камня» как провести?

Очень важно при анализе этого стихотворения обратить внимание на очень удачную находку в первой строфе, где свое имя — Марина, поэтесса сравнивает с морской пеной. А ведь корни этого имени латинские и значит оно именно Морская. Тут же используется противопоставление между морской душой поэта, сделанной из пены и теми, кто сделан из камня или глины, веществ очень материальных и приземленных

Можно обратить внимание и на напрашивающееся противопоставление между водой и землей, первая служит символом изменчивости, вторая твердости. Если твердость полезна для практичного человека, то морская изменчивость подходит человеку творческому. Именно на это обращает внимание Цветаева во второй строфе. Она придает тем, кто создан из глины плоть и тем самым точно характеризует их приземленность, их обреченность на смерть, гроб и могильные плиты. в то время как рожденная в полете душа поэта стремится ввысь и способна разбиться, но вспыхнуть. сгореть в лучах славы или солнца. Ее увидят многие, стоит лишь поднять свой взгляд вверх, к небу, песня поэта может достучаться до любого сердца, что конечно же не доступно и чуждо тем, кто создан каменными. И в последней строфе Марина Цветаева словно подписывает приговор каменным и глиняным истуканам — она может разбиться о них в бесплодных попытках показать всю красоту слова. всю красоту жизни, но даже разбившись она не умрет, ведь песня, стихи, идущие из души. из морской пены, остаются жить, пробившись к сердцам тех, кто сумеет почувствовать их очарование

Тут же используется противопоставление между морской душой поэта, сделанной из пены и теми, кто сделан из камня или глины, веществ очень материальных и приземленных. Можно обратить внимание и на напрашивающееся противопоставление между водой и землей, первая служит символом изменчивости, вторая твердости. Если твердость полезна для практичного человека, то морская изменчивость подходит человеку творческому. Именно на это обращает внимание Цветаева во второй строфе. Она придает тем, кто создан из глины плоть и тем самым точно характеризует их приземленность, их обреченность на смерть, гроб и могильные плиты. в то время как рожденная в полете душа поэта стремится ввысь и способна разбиться, но вспыхнуть. сгореть в лучах славы или солнца. Ее увидят многие, стоит лишь поднять свой взгляд вверх, к небу, песня поэта может достучаться до любого сердца, что конечно же не доступно и чуждо тем, кто создан каменными. И в последней строфе Марина Цветаева словно подписывает приговор каменным и глиняным истуканам — она может разбиться о них в бесплодных попытках показать всю красоту слова. всю красоту жизни, но даже разбившись она не умрет, ведь песня, стихи, идущие из души. из морской пены, остаются жить, пробившись к сердцам тех, кто сумеет почувствовать их очарование.

Это стихотворение очень оптимистичное, оно пронизано жаждой жизни и жаждой творчества, желанием совершить что-то знаковое, может быть даже бросить вызов судьбе, но только не стать такой же как те, кто сделан из камня.

в избранное ссылка отблагодарить

Образы и символы

Цветаева в этом произведении мастерски создаёт три ярких смысловых образа:

  • образ лирической героини – это женщина по имени Марина, чей характер полностью определяется данным ей при рождении именем. Имя «Марина» является аналогом древнеримского мужского имени «Марин», происходящего от латинского слова «marinus» (морской). На протяжении всего произведения героиня противопоставляет себя всем тем, кто «сделан из камня», из плоти и из глины. Так в чём же заключена особенность лирической героини? Дело в том, что ей не грозит надгробие, ведь она «пена морская». Проводится прямая аналогия с древнегреческой богиней Афродитой, рождённой из пены морской. У лирической героини, как у Афродиты, есть способность воскресать с каждой новой волной, не ломаясь под грузом несчастий,
  • образ Афродиты – море породило прекрасную богиню любви и красоты, почитаемую в Древнем Риме, Афродиту. Поэтому лирическая героиня проводит смысловую параллель между собой и Афродитой, способной к постоянному возрождению и бессмертию,
  • образ морской пены – на языке символов пена означает такие понятия, как лёгкость, непостоянство, изменчивость и эфемерность. Вместе с тем, пена порождается могучей и сильной морской стихией, полноправной владычицей Земли. Подобное сочетание слабости и силы, бренности морской пены и вечности океана, как нельзя лучше отражает противоречивую природу характера Марины Цветаевой.

Композиция

Композиция произведения представлена четырьмя строфами в каждой части:

  • первые строки – они начинаются с одинаковой фразы: «Кто создан из…». Использование анафоры придаёт фразам песенный эффект, созвучный с плавностью морских волн, набегающих на берег,
  • последующие строки создают ритм, задавая общий стихотворный тон.

К иным нюансам композиционного построения относятся следующие семантические части:

  1. Первая строфа – читатели впервые знакомятся с романтической героиней.
  2. Начало стихотворения – раскрывается сущность лирической героини.
  3. Последующие четверостишия – открыто противопоставляется поэт окружающим его людям.
  4. Заключительное четверостишие – провозглашение победного первенства воды над камнем, а значит главенство моря над податливой глиной. Провозглашение свободы каждой человеческой личности.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: