Краткое содержание произведения
Рассказ написан в 1987 году в жанре деревенской прозы и состоит из нескольких глав. Эту историю автор услышал много лет назад, но она до настоящего времени сохраняется в памяти и заставляет сердце сжиматься сильнее. Возможно, причина кроется в ее простоте и обыденности.
Главную героиню зовут Людочка. Девушка выросла в глухой деревне. Ее отец был простым колхозником, который от тяжелой работы и безысходности быстро спился. По характеру это был глуповатый человек, не уделявший дочери никакого внимания. Мать девушки постоянно хлопотала по хозяйству. Она волновалась за судьбу дочери, но из-за постоянного безденежья не могла ей дать лучшую жизнь. В тяжелой домашней обстановке с постоянно пьющим отцом Людочка выросла замкнутой и необщительной.
Жизнь в городе
После школы она решила уехать в город. Начать новую жизнь девушка решила с посещения парикмахерской. Получив отказ от мастера покрасить и завить волосы, девушка решила дождаться ее около входа и попроситься на работу. Старая парикмахерша Гавриловна согласилась и поселила Люду в своей квартире с условием, что девушка будет помогать ей. Обучение давалось с большим трудом. Людочка научилась только стричь под машинку.
Дорога домой проходила через парк паровозного депо. Это было довольно мрачное место. Большинство деревьев погибло, воздух был наполнен ужасающим запахом сточных вод. Но в парке стояли скамейки, играли дети, гуляли жители близлежащих домов. По дороге домой Людочка случайно сталкивается с местной шпаной, которой руководит Артемка по кличке «Мыло». Он иногда заходил в парикмахерскую к девушке.
Однажды Людочка отправилась в центральный парк на танцы. Ее поразило вызывающее поведение присутствующих. После того как к ней стал приставать незнакомый парень, она в ужасе убежала домой.
Спустя некоторое время, из колонии возвращается уголовник Стрекач. Ходили слухи, что еще в школе он промышлял грабежами и разбоями. После того как парень кого-то порезал, его поставили на учет в милицию. После попытки изнасилования он сел в тюрьму. Находясь на свободе, он продолжал воровать и грабить, поэтому большую часть своей жизни провел в колонии. Местные хулиганы боялись его и считали своим авторитетом.
Случайно Стрекач, маявшийся от безделья, заметил девушку и начал к ней приставать. Артем попытался заступиться за нее, но Стрекач бросил Людочку на скамейку и изнасиловал на глазах у шпаны. После этого он заставил парней надругаться над ней. Дома Гавриловна старалась утешить девушку. Униженная Людочка уезжает домой.
Возвращение в деревню
К моменту приезда в деревне осталось всего два дома, в одном из которых проживали мать с отчимом. В скором времени умирает единственная соседка — бабка Вычуганиха.
Муж матери оказывается добрым человеком. Большую часть жизни он провел в ссылках и лагерях, и поэтому его радуют каждые мелочи.
Смерть девушки
Люда возвращается в город. Поскольку в общежитии не оказалось свободных мест, она остается у Гавриловны, которая очень переживает за девушку. Она учит ее не ходить через парк. По дороге домой Люда вновь встречает местную шпану, которая пугает ее Стрекачом.
От отчаяния и одиночества девушка решается на самоубийство. После похорон отчим нашел в парке всю компанию. Увидев его, Стрекач выхватил нож, но отчим перехватил его руку. В страхе шпана разбежалась. После это происшествия мать и отчим возвращаются домой. Женщина хочет сохранить еще не родившегося ребенка, понимая, что не смогла уберечь единственную дочь.
В милиции от Артема не смогли добиться ни признания в убийстве Стрекача, ни показаний о том, кто это мог сделать. После предупреждения его отпустили. Смерть Людочки произвела на парня сильное впечатление. После выхода из следственного изолятора он решил стать электриком и поступил в училище связи. Через год он женился, а спустя несколько месяцев, в семье появился ребенок.
В местной газете появилась небольшая заметка о криминальной обстановке в городе. Однако о смерти Людочки и Стрекача в ней не упоминалось. Молодые люди пополнили ряды самоубийц, ушедших из жизни по неизвестной причине. Ведь после себя они не оставили ни записок, ни ценностей.
Краткое содержание – Людочка – Астафьев
В. Астафьев – рассказ «Людочка». В этом рассказе автор представляет нам трагическую историю деревенской девушки. Рассказу предшествует эпиграф и вступление. Эпиграф стихотворный, во вступлении читаем пушкинские строки: «Что в имени тебе моем?». Вступление наполнено авторскими вопросами: «Зачем я помню это? Зачем же история эта, тихо и отдельно ото всего, живет во мне и жжет мое сердце?». И писатель тут же дает ответ: «Может, все дело в ее удручающей обыденности, в ее обезоруживающей простоте?».
И далее он разворачивает перед читателем эту простую историю о деревенской девушке, вроде бы ничем не выделяющейся на фоне окружающих, обыкновенной, скромной, замкнутой, по-крестьянски трудолюбивой. Она живет в деревне с матерью и отчимом. Закончив десятилетку, уезжает в поселок ВПВРЗ, где поступает на работу в местную парикмахерскую. Снимает комнату у приютившей ее Гавриловны.
Рассказ о жизни героини в этом поселке предваряется у Астафьева описанием городского парка. И всюду тут мы видим запустение, разорение, издевательство человека над природой. В парке выкопана канава, по которой течет горячая бурда – грязь и мазут. Вокруг «дурнолесье» и «дурнотравье»: растут кривоствольные черемухи, бузина, волчатник. Место полностью захламлено человеком: всюду бутылки, мусор, сломанные скамейки. С этой ужасной картиной контрастируют лозунги, висящие в этом месте: «Ленинизм живет и побеждает!», «Слава советскому народу, народу-победителю!». Так писатель, используя прием контраста, говорит об огромной дистанции между планами государства и реальной жизнью. И в деревне Вычуган, и в поселке – всюду разруха, пьянство, нищета, нравственная деградация общества. С большой иронией, даже сарказмом писатель замечает, что под этими лозунгами в парке местные жители пили, играли в карты, дрались и резались насмерть, «имали девок». Вот как Астафьев описывает танцы в этом парке: «В загоне-зверинце и люди вели себя по-звериному», «Бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцев телесный срам и бред».
Характерное поведение отличает и жителей этого поселка. Вот Артемка-мыло, представитель местной шпаны, вот пахан и вор Стрекач, человек, способный на любую подлость и гнусность. Именно он нападает на Людочку в один из вечеров, когда она возвращается домой через парк. Причем делает это от скуки, желая покуражиться перед приятелями. Свое отношение к этому персонажу Астафьев выражает в авторских комментариях – едких и саркастических, в презрительной интонации. В этом герое нет ничего человеческого, он подлый и примитивный тип. Став жертвой насилия, героиня тяжело переживает случившееся. Она пытается найти поддержку у Гавриловны, в собственной семье. Однако все остаются равнодушными к ее горю. В эти минуты Людочка вспоминает об умершем в больнице парне-лесорубе, о том, что не смогла ничем помочь ему, разделить его участь, чувствует свою острую вину перед ним. В простой душе этой девушки живут сильные и глубокие чувства.
После всего произошедшего Людочка испытывает глубокое чувство вины, стыда, отчаяния, одиночества. «Никто ни о чем не спрашивал – никому до меня нет дела!» – думает она. И она решает покончить с собой, повесившись на дереве. Горькое восклицание автора словно продолжает мысли его героини: «А душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа?»
Самоубийство девушки вызывает неоднозначную реакцию окружающих. Близкие испытывают острое чувство вины, отчим Людочки расправляется со Стрекачом. В поселке же все остается по-прежнему. Астафьев замечает: «Угнетенные, ограбленные, царапанные, резанные, битые, в страхе ожидания напастей жившие обитатели железнодорожного поселка вздохнут теперь освобожденно и будут жить более или менее ладно до пришествия нового Стрекача, ими же порожденного и взращенного». С горечью всматривается Астафьев в души своих героев и понимает, что это «темное царство» погубило невинную душу.
А каковы же истоки этих бед? По мысли писателя, корень этого зла – в разрыве связей народа со своей историей, в гибели русской деревни, в губительной социальной политике, когда государству нет дела до конкретного человека. В душе героев нет веры в Бога, но нет и никаких иных идеалов.
Астафьев с горечью пишет о нравах русского народа, озабоченного строительством социализма и коммунизма, когда жизнь человеческая обесценивается, когда рушатся все моральные устои, все то, чем Испокон веков был жив русский человек.
Финал произведения
Тем временем в местной милиции так никто и не смог добиться от Артемки-Мыло ни признания в страшном преступлении, ни показаний на тех, кто его совершил. Вынеся строгое предупреждение, его отпустили восвояси. Испугавшись увиденного в следственном изоляторе, он решил завязать с прежней жизнью. Первым делом поступил в училище связи. Стал осваивать профессию электрика, подниматься на высоковольтные столбы и натягивать провода. Затем даже женился, а через четыре месяца уже баюкал ребенка.
В местной газете появилась небольшая заметка, посвященная состоянию морали в городе. Она вышла в конце квартала, на четвертой полосе. Но история Людочки и Стрекача в нее не попала. Дело в том, что начальнику местного управления внутренних дел оставалось всего два года до пенсии. Поэтому он не захотел портить статистику нелицеприятным происшествием, чтобы сохранить положительный процент раскрываемости и предупреждения преступлений.
И Людочка, и Стрекач, которые не оставили после своей смерти никаких записок, свидетелей или ценностей, попали в регистрационный журнал в числе прочих самоубийц, которые наложили на себя руки по никому не известной причине. Так удалось властям замять эту историю.
Проблема душевного одиночества
Наше общество больно, это ясно сегодня всем. Но чтобы выбрать правильное лечение, нужно поставить верный диагноз. Лучшие умы страны бьются над этим, пытаются провести собственный анализ. Астафьев («Людочка») поставил очень точный диагноз для одной страшной болезни, которая поразила страну. Писатель увидел главную героиню рассказа в душевном одиночестве. В ее образе отразилась боль множества наших соотечественников. Очень актуален и сегодня рассказ «Людочка» (Астафьев). Проблематика его близка и знакома множеству людей, живущих в наши дни.
Рассказ, созданный Астафьевым, легко вписывается в современный Одна из основных особенностей таланта автора — умение охватить проблемы, которые волнуют многих писателей: распад деревни, падение нравственности, бесхозяйственность, рост преступности. Виктор Петрович показывает нам серую, будничную, обыкновенную жизнь. В круге «дом-работа-дом» живут Гавриловна, женщина, потерявшая в парикмахерской свое здоровье, и ее товарки, принимающие как должное все удары судьбы. И главная героиня должна быть в этом круге, как показывает проведенный нами анализ. Астафьев («Людочка») изображает ее отнюдь не исключительной героиней, способной изменить этот мир. Она вынуждена существовать в тяжелых условиях и понимать, что выхода нет.
Почему Людочка покончила с собой?
Людочка, приехав домой, не нашла даже у матери должной поддержки, поскольку та была озабочена собственными проблемами. Главная героиня была способной на отчаянный поступок, решительной в себе, как и все замкнутые люди. Она всегда первая в детстве бросалась в реку. И теперь, с петлей на шее, Людочка, как и в детстве, оттолкнулась ступнями и зажала уши ладонями, словно бросилась в бездонный и безбрежный омут с высоко подмытого берега. С одной стороны, девушка решила таким способом решить все свои проблемы, не мешая никому, но с другой — ее решимости можно позавидовать. Характеристика Людочки Астафьева весьма примечательна. Решимость главной героини не свойственна многим молодым людям современности.
Главные идеи
Углубленный анализ «Людочки» Астафьева позволяет выделить не одну идею, а несколько. Несмотря на то что рассказ короткий, здесь рассматривается много проблем того времени, а некоторые актуальны до сих пор. В первую очередь, автором высмеиваются всяческие попытки скрыть правду. Гавриловна переживает за свой дом, мать девушки — в осуждении от «честного народа», а полиция просто не хочет портить статистику преступлениями. Писатель рассказывает о существовании «скверной истины», которую не нужно скрывать, а стоит работать над исправлением ошибок.
Другая идея — попытки вырваться из дома в лучшее место. Все деревенские перебираются в поселки, селяне — в областные центры и т. д. Но из-за наивности никто даже не подозревает о том, что там никто не будет ждать. И чтобы чего-то достичь, потребуется пройти через лишения и трудности.
«Граф Монте-Кристо» краткое содержание романа Дюма – читать пересказ онлайн
Еще одной из основных идей, проходящих через каждую главу, является крайне негативное окружение. В деревне героине приходится наблюдать пьянство, беспорядочность, жестокость и другие плохие стороны жизни. Приехав в крупный поселок, она не видит изменений. Все остается таким же, как и дома.
Проблематика персонажей
Виктор Петрович Астафьев славится тем, что в его текстах отсутствуют полностью положительные или отрицательные герои. Он старался передать жизнь такой, какой она была.
Поэтому виноваты все персонажи, включая Людочку. С одной стороны, она представлена, как добрая и наивная девушка, но с другой, именно она боится пойти на жертвы, когда лежит в больнице в одной палате с умирающим лесорубом. Он хороший мужчина, и с ним у Людочки могла бы случиться любовь, но человек при смерти, а девушка боится брать на себя ответственность, ведь никто не может сказать, будет ли он жить и не останется ли инвалидом.
Именно о лесорубе Людочка часто вспоминает перед тем, как повеситься. Она думает, что слишком легко променяла собственное «счастие» на перспективы большого поселка. Оставив короткую записку, девушка вешается в том же парке, где на нее свалилось несчастье, на хвостике своей старой колыбельки.
Характеристика отрицательных героев «Людочки» Астафьева тоже неоднозначна. Писатель вовсе не пытается сделать их жестокими. Он рассказывает о том, как живется людям в ситуации, когда общество отворачивается от них, закрывает глаза на горе и бедствия посторонних, а то и родных. Он вовсе не приводит аргументов, оправдывающих Стрекоча или Артема, но показывает их, как потерянных личностей, от которых все отказались.
Стрекач
Из колонии возвращается еще один персонаж этой истории – преступник Стрекач. Больше похоже на узкоглазого жука. Он начал заниматься грабежами еще в школе. Я ношу с собой нож с седьмого класса. Вскоре он кого-то подрезал и встал на учет в полиции.
После попытки изнасилования у него начались первые месячные. Но и после этого не успокоился, воровал на дачах. С тех пор большую часть своей жизни провел в колониях. Местная шпана считала его авторитетом и своим учителем.
Однажды вечером он пропал без работы, пока случайно не заметил Людочку. Артем пытался замолвить за нее словечко, но Стрекач его не слушал. Мужество охватило его. Он схватил девушку и стал садиться на колени. В результате он бросил меня на скамейку и изнасиловал. Все панки внимательно наблюдали.
Чтобы он не был виноват один, он заставил других возмущаться Людочкой. Артем увидел растерзанное тело девушки и хотел сначала накрыть ее плащом, но она убежала от него, словно в отчаянии. На крыльце дома Гавриловны она упала и потеряла сознание. Она пришла в себя уже на старом диване, куда ее затащила сердобольная хозяйка. Она изо всех сил старалась утешить малышку.
Взаимосвязанность судеб
Писатель стремится дать в рассказе такое изображение, чтобы читатель получил возможность не просто увидеть, но и ощутить в картине, встающей перед ним, живой ток жизни. Проводя анализ рассказа Астафьева «Людочка», необходимо отметить еще один важный момент. Сюжет представляет собой не просто и не только видимую событийную связь, но и нечто большее — сокрытую подтекстовую, которая скрепляет движением авторской мысли все произведение. В нашем случае это мысли о взаимосвязанности судеб, живущих в расколотом, разъединенном, но все же в одном мире, на одной земле. Грехи очень многих приняла на себя Людочка: матери, Стрекоча, Гавриловны, школы, молодежи городка, советской милиции. Это то, с чем еще Достоевский не мог согласиться — искупление непонимающими и невинными чьих-то грехов. Недолгая жизнь, однообразная, беспросветная, безучастная, серая, без любви и ласки — трагедия девушки. Ее смерть — это ее взлет. Лишь после гибели Людочка стала вдруг необходима своей матери, Гавриловне. Ее наконец заметили. Очень трогателен рассказ Астафьева, поскольку читатель может почувствовать, как автор добросердечен и заботлив по отношению к этой девушке.
13 стр., 6176 слов
«что такое материнская любовь» по тексту астафьева
… http://sdam-rus.ru/gotovoe-sochinenie-15-3-materinskaya-lyubov/ Сочинение 15.3 на тему: Что такое материнская любовь (по тексту Яковлева) | … в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою. (По В.П. Астафьеву)* * Астафьев … но и самопожертвование! Егор Текст 8.8 (рассказ В. П. Астафьева «Капалуха») (1)Стадо телят и бычков втянулось на …
Сочинения
Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора (по повести В.П. Астафьева «Людочка»)
Сочинение по повести В. П. Астафьева «Людочка»
Сочинение по произведению В. Астафьева Людочка
Литературный отзыв на рассказ
Изложение сюжета рассказа В. Астафьева «Людочка»
Людочка — невинная жертва людской глухоты (по рассказу Виктора Астафьева «Людочка»)
Героиню звали Людочка, родители были обычные люди, но вот отец спился от ужасной работы, а мама все переживала за будущее. Девочка росла, в негативной атмосфере, так как отец постоянно пил. Она редко улыбалась, радовалась жизни, училась она удовлетворительно, ничего ее не радовало. Как то раз, отец совсем исчез из жизни семьи, но им жилось так лучше. Не было никаких неурядиц, пьяных выступлений.
Когда Людочка будучи закончив школу, захотела уехать в город. Вот только денекг не было, но она решилась, первую ночь она провела на вокзале. Все свои сбережения она решила все таки потратить на себя, она зашла в солидную парикмахерскую, сев в кресло сказала что бы ей сделали причёску, и покрасили, но старая парикмахерша сказала, что не следует, так как волосы очень тонкие и ещё хуже будут выглядеть.потом она потребовала сделать ей маникюр. Сказав спасибо она вышла из парикмахерской. Она решила подкараулить эту старую парикмахершу, и попросилась к ней в ученицы. Парикмахерша осмотрела ее, попросила документы, и пошла устроила на работу. Она позвала Людочку жить к себе, го поставила некоторые условия, не пить, не курить, не водить парней, приходить домой в 11 и слушать во всем хозяйку.
Людочка во всем слушалась свою хозяйку, ну а работа ей давалась уж очень туго, она стригла мужчин под машинку, это удавалась ей отлично.
Как то все заходил к ней паренёк Артемка, как толко она не пыталась уложить кудри Артёмки, все бесполезно, ну а он не ради кудрей ходил к ней.
Тут как то приехал всем известный Стрекач, увидел Людочку и давай к ней приставать, а она испугалась и давай бежать сломя голову, прибежала к дому, упала и потеряла сознание. Людочка пришла в себя и решила ехать домой, к маме. Помогла там маме и отчиму и обратно в город. Девушка вспомнила одну историю, что она не помогла одному человеку и теперь винит во всем себя.
Людочка боялась ходить через парк, ведь тот случай, когда стрекач с пацанами подкараулили ее не даёт ей покоя, у неё с собой есть бритва на всякий случай.
Что то произошло и пошла она к тополю, навязала верёвку, попрощалась с родными. Пацаны уже как бы ругали ее, один пошёл на разведку и увидел дрожащее тело Людочка. Побежал все рассказывать друзьям, они скрылись.
4
Людочка пошла за деревню на холм. Там паслась корова Олена, девушка прижалась к ней и заплакала. Ранней весной умерла Вычуганиха, последняя из старожилов. Отчим с товарищами из леспромхоза похоронил ее, Людочкина мать накрыла стол для поминок.
Мать, увидев дочь, не сильно удивилась. Еще с утра были приметы к гостям, она думала, кто же пожалует. Отчима не было дома, Людочка вспомнила, как менялось ее отношение к нему. Он ничего не понимал в деревенской жизни, но упорно старался освоить и огород, и пасеку, и сенокос. Однажды, увидев, как он плещется в реке, Людочка поняла, что у него не было детства. Когда человек лишается какой-то необходимой части жизни, она рано или поздно возвращается ему. Человек должен рано или поздно пережить и испытать все, что ему положено.
Людочка была неглупой и наедине с собой размышляла серьезно и о многом. Именно отчима она хотела бы сейчас увидеть и поплакать у него на груди. Она помогла матери по хозяйству и наутро уехала назад.
Возвращение домой
Униженная и растоптанная Людочка решила возвращаться домой. К тому времени на всю деревню остается только два жилых дома. В одном из них живет ее мать с отчимом. Все остальные дома наглухо заколочены.
Вскоре умерла их единственная соседка — бабка Вычуганиха. Она была последней из рода основателей села.
Когда Людочка вернулась в деревню, мать сразу поняла, что с ней произошло горе. Но отнеслась к этому спокойно, мол, всем через это нужно пройти. При этом поделилась своей радостью — она ждет ребенка, уже на четвертом месяце. Вместе со своим ухажером они планируют продать дом и переехать в поселок. Понятное дело, что жить тут никто не собирается, дом хотят распродать на стройматериалы.
Ее отчим оказался суровым и хмурым, но добрым человеком. Она узнала, что детство он провел в лагерях и ссылках, поэтому теперь искренне радовался разным мелочам. Спонтанно она захотела его увидать, а потом быстро собралась и вернулась в город.
Проблематика рассказа
При анализе проблем «Людочки» Астафьева у современного читателя возникнет немало вопросов. В первую очередь критическая криминальная ситуация в городе, где злополучный парк обходит стороной даже милиция. Молодежь пущена на самотек, место учителей жизни занимают вчерашние зэки. Центральная проблема рассказа «Людочка» Астафьева, анализ произведения это подтверждает, криминализация и маргинализация молодежи.
Отсюда вытекает еще одна беда. Зачастую люди вынуждены оставаться один на один с криминалом. Общество из-за этого начинает ожесточаться. Поэтому отчим главной героини вынужден самостоятельно наказывать насильника, не надеясь на справедливое правосудие.
В анализе «Людочки» Астафьева можно также отметить, что увядание страны у автора сопровождается экологическим кризисом. Вопросы спасения окружающей среды становятся ключевыми. В захудалом парке гниют человеческие души. Астафьев уверен, что в городе с такой экологией человек не может быть здоров ни физически, ни нравственно.
Одна из главных бед героини — равнодушие. В анализе «Людочки» Астафьева это всегда отмечается. Она не получает поддержки от близких, ее горя никто не понимает. Знакомую не жалеют ни родные, ни знакомые. К тому же в произведении поднимаются не только социальные, но и философские вопросы. Больше всего писателя возмущает не сам факт изнасилования, а реакция на него окружающих.
Рассказ «Людочка» Астафьев создал в 1987 году. Произведение написано в рамках деревенской прозы (направление в русской литературе). Изображая все ужасы города, Астафьев не идеализирует и саму деревню, показывая нравственный упадок крестьян.